"Советы психолога для родителей, воспитывющих детей-инвалидов"
презентация к уроку на тему
презентация "Советы психолога для родителей, воспитывющих детей-инвалидов" возможно использования на родительских собраниях с целью проведения просветительской работы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
советы педагога-психолога | 141.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Рождение ребенка с нарушениями в развитии всегда является стрессом для семьи. Ребенок-инвалид ограничен в свободе и социальной значимости. У него очень высока степень зависимости от семьи, ограничены навыки взаимодействия в социуме. Проблема воспитания «особого» ребенка становится непосильной для родителей, они оказываются в сложной ситуации: испытывают боль, горе, чувство вины, нередко впадают в отчаяние.
В общем случае понятие «Ребенок-инвалид» можно разделить на две категории Дети с врожденными нарушениями работы различных органов чувств и с физическим недостатками или умственно отсталые дети Дети, получившие инвалидность в результате длительной болезни Многочисленные исследования показали, что творческий потенциал таких детей огромен. Их таланты представляют собой значительную культурную ценность. А эффект от гармоничного развития личности и успешной адаптации в обществе благотворно влияет здоровье детей
Инвалидность ребенка, чаще всего, становится причиной глубокой и продолжительной социальной дезадаптации всей семьи. Действительно, воспитание ребёнка с отклонениями в развитии, независимо от характера и сроков его заболевания или травмы, изменяет, а нередко нарушает весь привычный ритм жизни семьи. Обнаружение у ребенка дефекта развития и подтверждение инвалидности почти всегда вызывает у родителей тяжелое стрессовое состояние, семья оказывается в психологической сложной ситуации.
«Особые» дети и их родители родители стесняются неполноценности своего ребенка, постоянно опекают его, не посещают общественные места родители ошибочно считают себя виновными в состоянии ребенка родители приходят постепенно к выводу о безнадежности состояния ребенка, отказывают ему в знаках внимания, проявления любви не желая примириться с неполноценностью ребенка, родители преувеличивают его возможности, не хотят замечать недостатков, предъявляют к нему завышенные требования родители принимают ребенка таким каков он есть, не ограничивая круг его общения
Это необходимо знать Американский психолог Ребекка Вулис типичными реакциями на стресс считает : отрицание, печаль, гнев. Психологи выделяют четыре фазы психологического состояния в процессе становления их позиции к ребенку-инвалиду Первая фаза –“ шок ”,характеризуется состоянием растерянности родителей, беспомощности , страха, возникновением чувства собственной неполноценности. Вторая фаза –“ неадекватное отношение к дефекту ”,характеризующаяся негативизмом и отрицанием поставленного диагноза, что является своеобразн ой защитной реакцией. Третья фаза –“ частичное осознание дефекта ребенка ”,сопровождаемое чувством “ хронической печали”. Это депрессивное состояние, являющееся “результатом постоянной зависимости родителей от потребностей ребенка, следствием отсутствия у него положительных изменений”. Четвёртая фаза –начало социально-психологической адаптации всех членов семьи,вызванной принятием дефекта, установлением адекватных отношений со специалистами и достаточно разумным следованием их рекомендациям .
Страх за будущее своего ребенка, растерянность, незнание психологических особенностей воспитания , чувство стыда за то, что “ родили неполноценного малыша”, приводят к тому, что родители зачастую отгораживаются от близких, друзей и знакомых, предпочитая переносить свое горе в одиночку. Жизнь с ребенком-инвалида всегда сложна, однако есть периоды , особенно трудные в психологическом плане.
Для целостного психологического понимания ситуации рассмотрим более подробно каждый кризисный период . 1 период — когда родители узнают, что их ребёнок —инвалид . Это может произойти в первые часы или дни после рождения ребёнка (генетическое заболевание или врождённое качество ), и тогда вместо радости родителей ожидает огромное горе от разом рухнувших надежд .
2 период –о том, что ребенок не такой, как все остальные дети, родители могут узнать в первые 3 года его жизни или на психологическом обследовании на медико- педагогической комиссии при поступлении в школу. Это известие для родных и близких как “удар обухом”. Родители “не замечали” явных отставаний в развитии ребенка, успокаивали себя тем, что “ все обойдется”, “подрастет, поумнеет”, и вот —приговор о том, что ребенок не сможет учиться в общеобразовательной школе, а иногда и во вспомогательной.
3 период – ребенком переживается психофизиологический и психосоциальный возрастной кризис, связанный с ускоренным и неравномерным созреванием костно- мышечной, сердечно-сосудистой и половой систем, стремлением к общению со сверстниками и самоутверждению. У ребенка активно формируются самооценка и самосознание . В этот сложный для него период ребенок постепенно осознает, что он — не такой как все. К семейному кризису, связанному с подростковым возрастом, добавляется и кризис “середины жизни” родителей, кризис сорокалетнего возраста супругов.
4 период —это период юношества ребенка, когда остро встают вопросы по формированию его дальнейшей жизни и связанных с этим вопросов получения профессии, трудоустройства,обзаведения семьей. Родители все чаще задумываются о том, что же будет с ребенком, когда их не станет.
Психологи рекомендуют В трудных жизненных ситуациях, как минимум, всегда есть три варианта : Оставить все как есть, или что-то изменить Изменить свои привычки, взгляды, установки, обстоятельства в которых возникла проблема Если нельзя изменить обстоятельства, то можно изменить отношение к ним Как нечто позитивное, которое сейчас воспринимается как негатив Как урок, который нужно пройти Как необходимую данность
Рекомендации родителям, имеющим детей-инвалидов Никогда не жалейте ребенка, что он не такой как все Дарите своему ребенку любовь и внимание, но не забывайте, что есть и другие члены семьи, которые в Вас нуждаются Не ограждайте ребенка от обязанностей и проблем. Решайте трудности вместе. Предоставляйте ребенку самостоятельность в действиях и принятии решений. Чаще разговаривайте с ребенком. Помните, что ни телевизор, ни компьютер не заменят Вас. Не ограничевайте ребенка в общении со сверстниками. Не отказывайтесь от встреч с друзьями, приглашайте их в гости. Общайтесь с семьями, где есть дети-инвалиды. Перенимайте чужой опыт и делитесь своим ! Не изводите себя упреками! В том, что у Вас больной ребенок, Вы не виноваты . Помните , что когда-нибудь ребёнок повзрослеет и ему придётся жить самостоятельно. Готовьте его к будущей жизни, говорите с ребенком о ней.
ВАЖНО! Наиболее трудные, в психологическом плане, моменты в жизни семей, имеющих детей-инвалидов : Выявление врачами факта нарушения развития ребёнка. Возникновение страхов , неуверенности в воспитании ребенка. Переживание безысходности ситуации . Старший дошкольный возраст ребенка ( 5-7 лет ).Предостережение родителями того , что ребенку трудно будет учиться в общеобразовательной школе. Подростковый возраст ребенка ( 13-15 лет ).Осознание ребенком своей инвалидности приводит к трудностям в налаживании контактов со сверстниками и, особенно , с противоположным полом. Обособление семьи от общества. Старший школьный возраст ( 15-17 лет ).Трудность перед родителями в определении и получении профессии и дальнейшего трудоустройства ребенка. Внутриличностный разлад в семье.
Литература 1 . А. Фромм . Азбука для родителей или как помочь ребёнку в трудной ситуации 2 . Т. Гордон Повышение родительской эффективности 3 . Популярная педагогика. – Екатеринбург: Изд-во АРД ЛТД, 2007. – 608 с. (Серия «Учимся играя») 4 . Гиннот Хаим Г. Между родителем и ребёнком
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Советы психологов для родителей будущих третьеклассников.
В статье дан перечень литературы для внеклассного чтения на лето будущим третьеклассникам, советы и памятки психологов родителям....
Содержание и основные направления работы с родителями, имеющих детей-инвалидов.
Напрвления работы с родителями, имеющих детей-инвалидов, в рамках общеобразовательного учереждения....
Советы психолога для родителей будущих первоклассников
Первый раз, в первый класс! Вот и Ваш ребёнок идёт в школу. Сколько сомнений, переживаний? К какому учителю попадёт? А как будет общаться с другими ребятами? А будет ли справляться с учебной программо...
Советы психолога для родителей
Советы психолога...
Содержание и основные направления работы с родителями, имеющих детей-инвалидов
Была курсах где разработала выпускную работу, можете использовать в работе....
Дополнительное образование (кружки-секции). Советы психолога для родителей.
Советы родетелям, как правильно распределить нагрузку при выборе дополнительного образования для своего ребёнка....
Советы родителям воспитывающим детей-инвалидов.
Советы родителям воспитывающим детей-инвалидов....