Гальперин - российский психолог.
презентация к уроку на тему
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Основным условием успешного формирования действий является ООД (ориентировочные основы действий) — та система ориентиров и указаний, пользуясь которой школьник» выполняют усваиваемое действие. В зависимости от полноты и способа овладения учащимися ООД, П. Я. Гальперин выделил три типа ориентировочной основы и соответственно три типа учения.
1 тип учения отличается тем, что ученикам дается в готовом виде неполная система указаний и ориентиров по сравнению с той, которую необходимо учитывать для правильного выполнения действия. Такой тип учения характерен для обычного способа обучения, когда объяснение того или иного действия сводится к его однократной демонстрации , показу образца и к очень неполному словесному описанию по ходу показа. Это приводит к тому, что ученик учится выполнять это действие методом «проб и ошибок». И на тех участках действия , для которых у ученика нет нужных указаний и ориентиров, он действует вслепую, часто ошибается и лишь в результате многочисленных проб осваивает данное действие. Даже сформированное действие остается для ученика не полностью осознанным, перенос этого действия на новые объекты, решение новых задач с помощью этого действия весьма ограничены.
2 тип учения отличается тем, что ученику в готовом виде дается полная ООД. «Здесь каждое действие соотнесено со своими объективными условиями и в меру этого разумно. Здесь уже нет слепых проб и ошибок, они возникают лишь по «невнимательности», становятся случайными и несущественными . Четкие признаки объекта и ясная траектория действия освобождает ученика от влияния несущественных изменений обстановки и расширяет область применения знаний и умений... так как при формировании новых действий и понятий по II типу устраняется самый длительный и трудный период выяснения существенных признаков и свойств объекта, с одной стороны, и становления нового действия — с другой, то в результате по сравнению с учением по I типу получается большая экономия времени, сил и материальных средств». Полную ООД можно сконструировать, оформить и дать учащимся в готовом виде различным способам. Самым сложным вопросом при этом является вопрос о конструировании ООД. Авторы считают, что «коренным недостатком II типа является то, что при нем система ориентиров подбирается «опытным путем»: учитель предварительно выясняет, какие указания нужны для правильного выполнения действия самому слабому ученику (обладающему, конечно, объективно необходимыми «предварительными знаниями и умениями»)» Однако естественно возникает вoпpoc : можно ли научить самого ученика самостоятельно составлять ориентировочную основу действия для каждого нового задания? Оказалось, что можно, и тем самым был разработан еще один тип учения.
3 тип учения отличается тем, что «ориентировочная основа... имеет полный состав, ориентиры представлены в обобщенном виде, характерном для целого класса явлений. В каждом конкретном случае ориентировочная основа действия составляется субъектом, самостоятельно с помощью общего метода, который ему дается».
В русле теории поэтапного формирования умственных действий проведено уже очень много частных исследований, которые показали большую эффективность использования этой теории для обучения самым различным действиям и понятиям во многих учебных предметах в школе, ПТУ, вузах. Конечно, при этом необходимо каждый раз вносить определенные коррективы в частные особенности описанного метода, менять характер этапов обучения , но в целом основная идея данной теории полностью сохраняется.
Спасибо за просмотр Работу выполнила студентка 1-ого курса психолого-педагогического факультета Сонина Виктория
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
МАСТЕР-КЛАСС на совместном российско-американском проекте Института специальной педагогики и психологии им. Р.Валленберга. Семинар «Организация работы с детьми, имеющими множественные нарушения в развитии»
Государственное бюджетное специальное (коррекционное) общеобразовательное учреждение школа №439 Петродворцового района Санкт- Петербурга МАСТЕР-КЛАСС на совме...
МАСТЕР-КЛАСС на совместном российско-американском проекте Института специальной педагогики и психологии им. Р.Валленберга. Семинар «Организация работы с детьми, имеющими множественные нарушения в развитии»
Государственное бюджетное специальное (коррекционное) общеобразовательное учреждение школа №439 Петродворцового района Санкт- Петербурга МАСТЕР-КЛАСС на совме...
Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"...
Поэтапное формирование умственных действий (П.Я. Гальперин).
К современным теориям развивающего обучения относится теория поэтапного формирования умственных действий, созданная Петром Яковлевичем Гальпериным, которая направлена на формирование у учащихся умстве...
Конституция Российской Федерации - основной закон нашей страны. Как построить беседы с младшими школьниками по Конституции Российской Федерации.
Конституция - те самые базовые правила игры, по которым мы выстраиваем нашу жизнь в нашем государстве. Конституцию как неотъемлемую часть правового воспитания молодого гражданина, как главный зак...
Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"...
Статья «Типы учения (по П.Я. Гальперину)»
Три типа учения и их отличительные особенности....