Эффективные способы работы с текстом
рабочая программа (3 класс) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
effektivnye_sposoby_raboty_s_tekstom.doc | 164 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
«Эффективные способы работы с текстом»
Программа предназначена | Составитель: |
для учащихся 3 – 5 классов | Бердюгина Елена Валентиновна, |
общеобразовательной школы | педагог-психолог ЦПМСС |
Объем курса - 10 часов | Фрунзенского р-на СПб |
Форма обучения: групповая | |
Срок реализации программы: 2,5 месяца |
Санкт – Петербург
2014 г.
Пояснительная записка.
Актуальность программы.
За последнее десятилетие произошло некоторое усложнение учебных программ младшего звена общеобразовательной школы: усилилась их теоретическая составляющая, появилось много новых дополнительных учебных предметов.
Часто учащиеся не в состоянии самостоятельно систематизировать полученные знания. Им приходится механически запоминать большой объем неструктурированной информации. Неумение работать с учебным материалом, может замедлять процесс его запоминания и последующее его продуктивное использование для решения различных учебных задач.
Чаще всего подобные проблемы возникают у учащихся, имеющих специфические особенности развития познавательных способностей (мышления, внимания, памяти), психофизиологических свойств нервной системы и/или личностных качеств. По указанным параметрам учащихся можно разделить на несколько групп:
- правополушарные и частично правополушарные учащиеся, обладающие хорошим аналоговым мышлением, но испытывающие затруднение в анализе и структурировании информации;
- учащиеся, имеющие недостаточное развитие мотивационной сферы и саморегуляции поведения, что является следствием отсроченного созревания лобных долей головного мозга;
- учащиеся с низкой концентрацией или, наоборот, с низкой переключаемостью внимания;
- учащиеся, имеющие развитие механической кратковременной памяти, соответствующее норме, но не умеющие пользоваться логическими приемами запоминания (группировкой, смысловым соотнесением, схематизацией), что резко снижает объем информации, откладывающейся в долговременной памяти;
- учащиеся, обладающие «слабой» нервной системой и/или инертными нервными процессами;
- учащиеся, имеющие ярко выраженную доминирующую ориентацию перцептивной сферы (визуалы, аудиалы, кинестетики).
Учащимся всех этих групп знание закономерностей работы с учебным материалом должно помочь научиться самостоятельно группировать информацию и находить правило решения задания.
Учащимся, обладающим личностными особенностями, мешающими продуктивно усваивать учебный материал на школьных уроках (тревожность и т.д.) данный тренинг может быть рекомендован только после коррекции указанных проявлений сферы отношений личности.
Цель программы - помочь учащимся, имеющим проблемы в обучении, освоить методы продуктивного усвоения знаний.
Задачи программы.
В процессе овладения эффективными способами работы с информацией планируется решение следующих задач:
1. Проведение диагностической работы по выявлению уровня развития познавательных способностей (мышления, внимания, памяти) и индивидуальных психофизиологических особенностей учащихся, в целях определения причин неуспешного обучения.
2. Обучение учащихся общим приемам работы с текстовым материалом, позволяющим лучше понять и быстрее запомнить необходимую информацию.
Адресат программы.
Программа рассчитана на учащихся 3-5 классов общеобразовательной школы (9-11 лет).
Технологии обучения.
Занятия проводятся в виде тренинга. Предполагается проведение 10 занятий по 45-60 мин.
Тренинг рассчитан на группу из 5-7 человек.
Условия проведения.
Занятия могут проводиться в учебном классе или в других помещениях, имеющих в своем распоряжении письменные столы на каждого участника тренинга и доску для отображения информации.
Структура занятия.
1. Вводная часть.
- Настройка учащихся на успешное освоение учебного материала занятия (на первом занятии – игра в круге «знакомство»).
- Краткое повторение пройденного на предыдущих занятиях.
- Основная часть.
- Знакомство с новым учебным материалом по теме урока (групповая форма работы).
- Выполнение практических тренировочных заданий (в групповой и индивидуальной
форме).
- Заключительная часть.
- Краткое повторение в обобщенном виде пройденного на уроке. Каждый ребенок получает карточки с графическим изображением алгоритма каждой пройденной темы и рекомендации для использования (по возможности) этих закономерностей при выполнении школьных домашних заданий.
- Похвала каждому ребенку за его реальные успехи и достижения,
показанные на занятии.
Основные положения, на которых строятся развивающие занятия.
1. Целью тренинга является не развитие интеллектуальных способностей учащихся, как таковых (мыслительные способности требуют непрерывного развития), а обучение учащихся приемам систематизации информации, что облегчает ее понимание, запоминание и нахождение правильного варианта решения.
2. Исходя из п.1 особенностью занятий должна быть не повышенная сложность заданий, а возможность отработки на этих заданиях правил структуризации информации.
3. Для развития абстрактно – логического мышления необходимо учить детей не только понимать, но и выражать понятое в словесной формулировке. Поэтому тренинговые задания должны предоставлять учащимся возможность не только давать краткий ответ, но и возможность обосновывать его, т.е. рассуждать.
4. Формировать логическое мышление младшего школьника лучше всего на основе наглядно – образного, остающегося основным типом мышления в данном возрасте. Поэтому задания должны быть 3-х видов. Сначала даются упражнения, в которых данные представлены наглядно (зрительное восприятие информации). Далее даются задания в вербальной формулировке (слуховое восприятие информации). После успешного выполнения заданий первых двух типов, можно предлагать упражнения, содержащие данные в символической форме (цифры, обобщенные понятия), понятийные эталоны которых уже сформированы у учащихся.
5. Младшим школьникам, зная обобщенные законы, трудно обнаружить подтверждающие их факты. Поэтому задания одной темы должны строится по следующей схеме: от частных примеров, часто содержащих абсурдный (от противного) смысл, должен быть переход к выведению общих закономерностей, а затем снова возвращение к частным примерам, подтверждающим эти законы.
6. Для хорошего закрепления материала занятие должно быть построено так, чтобы на его протяжении варьировался один и тот же алгоритм или тип задания. Это желательно еще и потому, что при построении урока трудно учесть цикличность интеллектуальной активности учащихся. Дети работают в разном ритме: кто-то еще активен, а кто-то уже устал или, наоборот, отдохнул и готов к работе. Если в течение занятия варьируется одна и та же тема, то в каком бы ритме ребенок не работал, он все время будет встречаться только с ней. Тем самым повышается вероятность того, что основное содержание урока будет усвоено.
7. Однако в начале занятия необходимо повторять ранее пройденный материал. Это способствует лучшему закреплению всего изученного материала, большей его структуризации, что в дальнейшем позволит его более гибко и продуктивно использовать.
8. Часть заданий, для повышения мотивации деятельности, должна даваться в игровой форме.
9. Необходимым условием проведения каждого занятия является формирование у учащихся навыков самоконтроля при учебной деятельности. Для чего надо приучать детей оценивать правильность выполнения задания (сначала в слух, а потом про себя) на каждом этапе его выполнения путем сопоставления полученных результатов с условиями задания. Для приучения ребенка не давать импульсивных ответов должно быть введено правило: отвечать можно только после команды взрослого, которая будет дана только через 1-2 мин. после вопроса.
10. Для повышения самооценки учащихся и развития мотивации «достижения успеха» необходимо хвалить ребенка за любые его реальные достижения в познавательной или личностной сферах деятельности.
Диагностическое обследование, предваряющее развивающие занятия.
1.Диагностика уровня развития продуктивности внимания.
(групповая работа)
1.1. Корректурная проба (исследование устойчивости, объема, распределения и переключения внимания).
Интенсивность внимания (ИВ) = кол-во просмотренных знаков
общее число знаков
Концентрация внимания (КВ) = кол-во просмотренных знаков – общее кол-во ошибок
кол-во просмотренных знаков
Если показатели «ИВ» и «КВ» высокие, то учащийся обладает хорошей концентрацией, распределением и переключаемостью внимания.
2. Диагностика развития памяти.
(групповая работа)
2.1. Определение объема кратковременной и долговременной зрительной памяти (на словарном материале).
2.2. Определение объема кратковременной и долговременной слуховой памяти (на словарном материале).
3. Диагностика функциональной ассиметрии человека (определение доминирующего полушария головного мозга).
(индивидуальная работа).
3.1 Двигательная (моторная) асимметрия.
3.1.а. Асимметрия рук:
- тест «замок»
- тест «хлопок»
- тест «поза Наполеона»
- тест «пишущая рука»
- тест «центр письма»
3.2. Сенсорная асимметрия.
3.2.а. Выявление вида сенсорной асимметрии.
Предлагается вспомнить что ребенок делал вчера и при этом фиксируется положение зрачка (к верху, на средней линии или к низу).
3.2.б. Зрительная асимметрия.
Надо взять карандаш и поместить его вертикально на вытянутой руке. Затем прицелиться двумя глазами через него на любой маленький объект на расстоянии не ближе 2-х метров. Далее обследуемый должен по очереди закрывать глаза. Глаз, при закрывании которого объект сдвигается максимально, - ведущий.
3.2.в. Асимметрия слуха.
- тест «часы»
- тест «телефон»
3.3. Определение тактики принятия решения: на основе собственного опыта или на основе конструирования ситуации по направлению взгляда (влево или вправо соответственно).
3.3.а тест «4–ый лишний» (качественный анализ). Выделение лишнего по ассоциации, функциональному признаку (правополушарная стратегия) или по категориальному признаку (левополушарная стратегия).
4. Диагностика саморегуляции.
(групповая работа).
4.1. В течение 5 минут надо писать последовательность единиц и тире. В конце строчки необходимо делать перенос не заезжая за поля:
1 – 1 - - 1 - - - 1 – 1 - - 1 - - - 1 – и т.д.
5. Диагностика интеллектуального развития.
(групповая или индивидуальная работа).
5.1. Тест «4-ый лишний» (классификация объектов на основе способности к обобщению и выделению отличий). Для учащихся 1-ого класса – на наглядном материале; для учащихся 2-ого и 3-его классов – на вербальном.
5.2. Выделение основных признаков объектов (основа операции обобщения). Для учащихся 1-ого класса – на наглядном материале; для учащихся 2-ого и 3-его классов – на вербальном.
5.3.а. Тест «аналогии» (выявление способности к анализу видов отношений, возникающих между объектами) для учащихся 2-ого и 3-его классов.
5.3.б. Тест «последовательные картинки» (выявление причинно-следственных связей). Для учащихся 1-ого класса – 3 картинки; для учащихся 2-ого класса – 4 картинки; для учащихся 3-его класса – 5 картинок.
5.4. Тест «найди правило решения и продолжи логическую последовательность» (выявление способности к синтезу отношений, возникающих между объектами).
Учебно-тематический план.
№ п/п | Тема | Количество часов |
1. | Первичная диагностика | 1 час |
2. | Подготовка к освоению рациональных способов работы с текстом – концентрация внимания и понимание смысла текста | 2 часа |
3. | Обучение обобщению информации и выделению главного ( в устной и письменной форме) | 5 часов |
4. | Способы запоминания информации: визуализация, пантомима, смысловые сочетания, ассоциации | 1 час |
5. | Повторение пройденного. Вторичная диагностика | 1 час |
Итого | 10 часов |
Содержание программы.
Занятие 1.
Первичная диагностика.
Занятие 2.
- Знакомство.
Дети и ведущие встают в круг. Тот, кому бросают мяч называет свое имя. После того, как каждый член группы представился, игра усложняется: поймав мяч ребенок называет не только свое имя, но и имя одноклассника, стоящего рядом с ним слева и с права
- Упражнение на концентрацию внимания. Нелепицы.
В чем нелепость, неправдоподобность ситуации, изложенной в стихотворении:
Рыбка с мостика нырнула,
Вскрикнула и утонула.
Черепаха хвост поджала
И за зайцем побежала.
Возле речки, ну дела,
Серого обогнала.
3. Понимание смысла литературного текста. (работа в подгруппах по 2 человека)
а) Сравнить пословицы в левой и правой частях страницы. Подобрать к пословице, написанной сверху, такую пословицу (из написанных ниже), которая была бы близка ей по смыслу, выражала сходную главную мысль.
Лучше поздно, чем никогда.
(1) Лучше оступиться, чем оговориться.
(2) Нет худа без добра.
(3) Лучше хромать, чем сиднем сидеть.
(4) Не спеши языком, торопись делом.
Что прошло, того не воротишь.
(1) Что написано пером, того не вырубишь топором.
(2) Утро вечера мудренее.
(3) Кончил дело, гуляй смело.
(4) Что с возу упало, то пропало.
б) Найди ошибки (грамматические и смысловые):
на Крайнем Юге нашей страны не расли овощи, а теперь растут. Охотник вечером с охоты. Под москвой не разводили , а теперь разводят. Бешал ваня по полю, да вдруг остановился. Грчи вют гнезда на деревьях. На повогодней елке висело много икрушек. Грачи для птенцов червей на пашне. В саду много моркови. В тетради Раи хорошие отлетки. Нашкольной площадке играли дети. Мальчик мчался на лошади. В траве стречет кузнечик. Зимой цвела в саду яблоня.
4. Понимание смысла арифметической задачи.
а) Задача с косвенным вопросом: Наибольшая глубина Тихого океана 11 тысяч метров, что на 6 тысяч метров больше, чем Северного Ледовитого. Какова наибольшая глубина Северного Ледовитого океана? (ответ: 5 тысяч метров).
б) Задача с косвенным вопросом: Слону в зоопарке дают в сутки 40 кг сена. Это на 30 кг сена больше, чем верблюду. Сколько сена съедает в сутки верблюд? (ответ: 10 кг съедает в сутки верблюд).
в) Задача с недостающими данными: На ветке сидели вороны. 4 вороны улетели. Сколько осталось?
г) Задача с лишними данными: В ящике было 10 кг, а в мешке – 20 кг. Из ящика продали 5
кг яблок. Сколько яблок осталось в ящике?
Занятие 3.
- Упражнение на концентрацию внимания. Зеркало
Учащиеся смотрят на ведущего, который выполняет различные жесты (кулак-ладонь-ребро и т.д.). Дети должны повторять все движения ведущего.
2. Понимание смысла литературного текста. (работа в подгруппах по 2 человека)
а) Вам даны 8 карточек с пословицами. Нужно объединить пословицы в группы по основному смыслу.
(1) Волков бояться - в лес не ходить.
(2) Смелость города берет.
(3) Дело не медведь - в лес не уйдет.
(4) Семеро одну соломинку поднимают.
(5) Семь раз примерь – один отрежь.
(6) Поспешишь – людей насмешишь.
(7) Семеро одного не ждут.
(8) Кто встал пораньше, ушел подальше.
Приведенные пословицы по смыслу объединяются следующим образом:
1 и 2 (о смелости); 3 и 4 (о лентяях); 5 и 6 (сначала следует подумать, а потом сделать); 7 и 8 (никогда не надо опаздывать).
б) Заполни пропуски:
«Когда Гулливер______________ было уже совсем ____________. Он лежал на спине, и _____________ светило прямо ему в ____________. Он хотел было протереть ____________, но не мог поднять ______________. Хотел сесть, но не мог _____________.
Тонкие ___________ опутывали все его тело от подмышек до колен. ___________ и _____________ были крепко стянуты веревочной сеткой. _____________обвивали каждый его палец. Даже длинные густые ______________ Гулливера были туго намотаны на _______________колышки, вбитые в _____________, и переплетены веревочками. Гулливер был похож на ______________, которую поймали в ______________.
3. Понимание смысла арифметической задачи.
а) Задача с лишними данными: Сережа сделал 10 закладок. В классе он раздал 5 закладок, а во дворе на 3 закладки меньше. Сколько закладок он раздал ребятам во дворе?
б) Задача с недостающими данными: Тане подарили 2 книги, а Кате – 3. Сколько книг стало у Тани?
в) Задача с косвенным вопросом: Сколько листьев картофеля уничтожает личинка Колорадского жука, если известно, что Колорадский жук за свою жизнь уничтожает 20 листьев картофеля, а это в 2 раза больше, чем съедает его личинка.
г) Задача с лишними данными: В школьную библиотеку пришли 10 учеников. Из них 7 учеников взяли по 2 книги каждый, а остальные ребята только сдали книги. Сколько всего книг ученики взяли в библиотеке?
Занятие 4.
- Упражнение на концентрацию внимания. Муха.
На доске нарисован квадрат, разделенный на 9 одинаковых маленьких квадратиков. Дети должны вообразить себе, что по квадратикам перемещается муха. Ведущий называет последовательность перелетов мухи из одного маленького квадрата в другой. Учащиеся должны определить, в каком квадрате муха окажется в конце своего пути
- «Логическая разминка».
а) Три мальчика – Коля, Петя и Вова отправились в лавочку. По дороге у лавочки они нашли 3 копейки. Сколько бы денег нашел один Ваня, если бы он отправился в лавочку? (ответ: Ваня нашел бы те же 3 копейки).
б) Если ты знаешь, что Николай – сын брата твоего папы, тогда Николай твой… (ответ: твой двоюродный брат).
- Основная часть: знакомство с логической операцией обобщения (основа для понимания и запоминания информации)
Игра «испорченный телефон»
Ведущий занятия читает сказку (тихо) одному из детей (с самой хорошей памятью). Тот также шепотом пересказывает ее другому ребенку, второй третьему и т. д. до тех пор, пока сказу не услышит последний участник занятия. Этот учащийся (самый смелый и не обидчивый) должен теперь повторить услышанное в слух.
Игра повторяется, но теперь на руках у детей есть короткий план-пересказ второй сказки.
Сказка 1. «Дятел»
«Видел дятла: короткий – хвостик ведь у него маленький, летел, насадив себе на клюв еловую шишку. Он сел на березу, где у него была мастерская для шелушения шишек. Пробежал в верх по стволу с шишкой в клюве до знакомого места. Вдруг видит, что в развилине, где у него защемляются шишки, торчит отработанная и не сброшенная шишка и новую шишку некуда девать. И – горе какое! – нечем сбросить старую: клюв то занят.
Тогда дятел, совсем как человек бы сделал, новую шишку зажал между грудью своей и деревом, освободил клюв и клювом быстро выбросил старую шишку. Потом новую поместил в свою мастерскую и заработал.
Такой он умный, всегда бодрый, оживленный и деловой.»
М.М. Пришвин
Сказка 2. «Олень»
«Олень подошел к реке напиться, увидел себя в воде и стал радоваться на свои рога, что они велики и развилисты, а на ноги посмотрел и говорит: «Только ноги мои плохи и жидки»
Вдруг выскочил лев и бросился на оленя. Олень пустился скакать по чистому полю. Он уходил, а как пришел в лес, запутался рогами за сучья, и лев схватил его.
Как пришло погибать оленю, он и говорит: «То-то глупый я! Про кого думал, что плохи и жидки, те спасли, а на кого радовался, от тех и пропал».
- Олень и река 1) Дятел с шишкой
- Рога, ноги 2) Мастерская на березе
- Лев 3) Старая шишка
- Олень убегает 4) Между грудью и деревом
- Олень запутался 5) «Старая» сброшена
- Мысли оленя 6) Дятел умный
Результат: более подробный и близкий к тексту вариант пересказа должен получиться во второй раз. Тогда ведущий спрашивает: «В каком случае в 1 или 2 пересказ сказки был более точным?» Если вдруг рассказы получились примерно одинаковыми, то ведущий спрашивает: «В каком случае вам легче было выполнять это задание?»
Вывод: имея короткий пересказ запомнить ( и понять!) текст легче.
Но никто и никогда не будет давать его нам, например для пересказа параграфа по природоведению. Поэтому, чтобы меньше времени тратить на запоминание нового материала и для его лучшего понимания надо уметь разбивать текст (мысленно) на части и для себя как-то коротко называть их. То есть составлять короткий пересказ текста.
Поэтому мы с вами и будет учиться составлять короткие пересказы.
4. Заключительная беседа-повторение пройденного на занятии.
Занятие 5.
- Упражнение на концентрацию внимания. Нелепицы.
В чем нелепость, неправдоподобность ситуации, изложенной в стихотворении:
Сел воробышек на дом,
Провалилась крыша.
Под березою с котом
Пляшут только мыши.
- «Логическая разминка».
а) Вчера дядюшка Сэм попал под дождь. Шляпу и зонтик он оставил дома и промок до ниточки. Но ни один волос на его голове не промок. Почему? (ответ: все очень просто, дядюшка Сэм лысый).
б) 22 ученика 5 «Б» класса спрятались под одним зонтом. Зонтик не закрывает их, но никто не промок. Почему? (ответ: потому, что нет дождя).
3. Основная часть: Обобщение информации в устной речи, выделение существенного.
а) Повторение пройденного на прошлом уроке.
б) Совмести заголовок с текстом.
Все учащиеся разделяются на 2 группы. У каждой группы аналогичное задание: перед детьми 10 коротких текстов и 11 заголовков. Требуется к каждому тексту подобрать свой заголовок (1 заголовок будет лишним). Та команда, которая выполнит это задание быстрее и правильнее окажется победителем.
1* Самая крупная стая.
Однажды обнаружили стаю сельдей насчитывающую 3 миллиарда рыб.
2* Рыбы – долгожители.
Китовая акула живет около 70 лет. Возраст палтуса, выловленного в Северном море, составлял около 60 лет.
3* Наибольшее число икринок.
Самка океанической луны-рыбы откладывает до 300 миллионов икринок.
4* Самая крупная медуза.
Однажды была найдена медуза, которая имела колоколообразное тело размером 2 м в поперечнике, а длина ее щупалец достигала 36 м.
5* Самая большая рыба-людоед.
Некоторые экземпляры белых акул достигают в длину 11м и даже 13 м.
6* Самое крупное
млекопитающее.
Синий кит – это млекопитающее обитающее в воде. Один из экземпляров синего кита имел длину 33 м и весил больше 160 тонн.
7* Самые маленькие рыбки.
Взрослый экземпляр рыбки гоби, обитающей около Маршалловых островов, имеет длину 16 миллиметров. Рыбка шиндлерия прематурус, которая чуть длиннее, весит менее 1 грамма.
8* Летучий рекордсмен.
Четырехкрылая летучая рыба способна совершать перелеты протяженностью более 1000 метров, высотой - 11 метров, а продолжительностью – 90 секунд.
9* наибольшая глубина.
В тихом океане есть место глубиной 11тысяч метров. Чтобы достичь дна, стальному шару весом 1 кг, брошенному с поверхности, потребуется примерно 1 час.
10* Самые свирепые существа.
Синеперые тунцы с неистовой яростью нападают на косяки рыб и разрывают на части в 10 раз больше раб, чем могут съесть.
11* Самая быстрая рыба.
в) Игра «автоответчик»
«Все ли вы видели телефоны с автоответчиком? Автоответчик позволяет записать информацию для хозяина телефона в его отсутствии. Каждый из вас услышит какую-то просьбу или указание, которую надо будет выполнить. Но кроме этого вы услышите и много лишней, значительно менее важной информации. Поэтому будьте внимательны. Ну а если, вы все-таки пропустите что-то важное, то это может существенно усложнить жизнь либо вам самим, либо тем людям, с которыми вы общаетесь.»
Каждому ребенку выдается текст. В течении 3-5 мин. дети выбирают ту информацию, которая наиболее важна для них или для других людей. Далее каждый учащийся в течении 0,5 мин. произносит то, что он выделил, как главное в записанном на «автоответчик» телефонном разговоре.
По окончании игры проводиться обсуждение, кто передал наиболее важную информацию и облегчил тем самым жизнь себе и другим людям.
1. Светка, класс!
Пять раз набирала твой номер, все дозвониться не могла.
Все время было занято. С кем болтала? Хотя не важно. Сейчас я тебе такое расскажу!
Ты сейчас со стула упадешь. Наташка с мамой в парикмахерскую ходила. Ей такую прическу сделали… Ну в общем затылок почти лысый, а челка ежиком. Чистый крокодил. Я маму попрошу, она тоже меня в парикмахерскую отведет, и я еще круче подстригусь. Да, кстати, Марья Ивановна, ну математичка наша заболела и вместо ее урока у нас будет природоведение. Слушай, передай это Машке, а то мне уже некогда. В музыкалку убегаю.
2. Вовка!
Это я, Димка. А я заболел. Горло болит, жуть. Ничего глотать не могу.
И температура большая. Что не веришь? 37,5 градусов. Никакая контрольная мне больше не страшна! Так что передавай привет всем нашим. А я, как в песне поется, на недельку до второго… В общем дома сидеть буду. Ты это, Елене Викторовне, нашей классной скажи, что я заболел. А то она подумает, что я прогуливаю. Да одно только плохо. Мой младший брат на кухне сейчас мороженное трескает, а я здесь в постели валяюсь.
3. Сыночек!
Как дела в школе? Плохих отметок нет? А вел себя как? Кушай. Обед на плите. Только разогрей сначала. А потом сходи в магазин и купи хлеба. А мне Татьяна Петровна дала для тебя книгу. Толстая такая книга, листов 600 в ней, не меньше. Гарри Потер называеся. Помнишь, ты все просил, чтобы я ее тебе купила. Будет теперь тебе, что читать на каникулах. И Татьяна Петровна сказала, что ты можешь не торопиться ее отдавать. Её дочка книгу уже прочитала и ей она очень понравилась.
4. Виктор!
Это Мария Ивановна! Твоя классная руководительница. Ты почему сегодня в школе не был? Опять скажешь, что совершал очередной геройский поступок: снимал кошку с дерева или лечил хромоногую собаку? Кстати кошка, которую ты вчера принес по объявлению оказалась совсем не той которую разыскивали, и хозяева просят тебя ее у них забрать. Что в объявлении было написано: потерялся рыжий кот с белым пятнышком на грудке, а ты им принес серого кота с черным пятном на носу. В общем, что бы завтра был в школе, иначе родителей вызову.
5. Наташа!
Это Майя Тарасовна, учительница танцев. Наташенька, у меня прекрасная новость. Наш коллектив завтра будет выступать во дворце пионеров на праздничном концерте посвященном дню 8 марта. Вы с Машей танцуете сольные партии. Мне очень понравились ваши костюмы: белые кофточки с вышивкой и пышные юбки с кружевами. Только у Маши на юбке кружева отрываются. Скажи ей пожалуйста, что бы она их пришила. Наряд замечательный! Завтра встречаемся в 9 утора.
6. Андрюха!
Это Женька. А я сегодня в нашем авиамодельном кружке такую модель самолета сделал! Мотор совеем как настоящий, только маленький. И электронное управление есть. Летает до 10 минут. Кстати, ты математику сделал? Будь другом, дай списать. Не дай пропасть хорошему человеку. А я тебе завтра свой самолет покажу. Даже запустить пару раз дам. Хотя нет, наверное, не дам, еще испортишь. Я лучше сам его запущу, а ты смотреть будешь. Ну, пока! Мне еще русский делать.
7. Ирка!
Это Наташка. Ты представляешь, я вчера на концерте «Фабрики звезд» была. Вот это класс! Малинин про котенка пел! А как он танцует! Ты себе не представляешь! Я тоже так научиться танцевать хочу. Ты ведь ходишь в какой-то клуб на бальные танцы? Дай адресок, я тоже туда ходить буду. А Света Светикова вообще класс! Она такая симпатичная. Тамарка из параллельного класса говорит, что я на нее похожа. Как ты думаешь, похожа я на нее? Ну ладно, пока. Мне некогда. Надо еще Машке и Таньке позвонить. Про концерт рассказать.
8. Саша!
Это папа. У меня для тебя сюрприз! Завтра едем на рыбалку. Мама согласна. Она нам уже пирогов напекла. Поедем очень рано, поэтому собрать все вещи надо сегодня, главное резиновые сапоги не забудь. А я себе спиннинг купил и теперь могу отдать тебе свою удочку. Эх, Сашка, завтра уху из свежей рыбки есть будем! А потом чай с пирогами… Райская жизнь! Жаль мама с нами не поедет. На концерт классической музыки она идет. Не понимает она, что рыбалка лучше любой музыки.
9. Иванов!
Это Татьяна Петровна, твоя классная руководительница. А родителей опять дома нет? Я так и знала. А кто сегодня окно в спортивном зале разбил мячом? Что скажешь, не ты? Может конечно и не ты… Учительница физкультуры заметить не успела, кто это сделал. Но ведь в этом году ты уже 3 раза окно в спортивном зале выбивал! А деньги на экскурсию ты сдал? Не сдал. Вот завтра и принеси. А цветок, который на подоконнике в классе стоял не ты случайно уронил? Не ты говоришь. Ну ладно, до свидания.
10. Петя!
Это Иван Павлович, руководитель шахматного кружка. Петя, я тебя поздравляю! Ты занял первое место в районном шахматном турнире. Теперь ты будешь выступать на городских соревнованиях. Обязательно прочитай книгу, которую я тебе дал. Там описываются как раз те шахматные партии, которые могут встретиться на городском состязании. Турнир состоится в среду во дворце детского и юношеского творчества. Кроме тебя от нашего района будут выступать еще 2 человека. До свидания.
4. Заключительная беседа-повторение пройденного на занятии.
Занятие 6.
- Упражнение на концентрацию внимания. Муха.
- «Логическая разминка».
а) В комнате 4 угла. В каждом углу сидит кошка. Против каждой кошки сидят по 3 кошки. Сколько кошек всего в комнате?
б) длина бревна 5 аршин. В одну минуту от этого бревна отпиливают по одному аршину. Во сколько минут будет распилено все бревно? (сделать рисунок; ответ: 4 мин.).
3. Основная часть: Составление короткого пересказа (продолжение).
Выразить главную мысль одним предложением (сначала в парах, а 2-ой раз индивидуально):
(1) У бегемота огромные зубы, но питается он только растениями, отрывая их своими сильными губами. Самка бегемота пускает в ход зубы, защищая своего детеныша от голодного крокодила. А бегемот-самец, сражаясь с другими бегемотами за свою территорию, способен наносить своими зубами страшные раны.
(2) Пищуха (похожа на хомяка) запасает летом сено на зиму. Зверек собирает травы и травянистые растения. Он подсушивает их на солнце и складывает в стожок в особом месте. Каждый зверек устраивает свой отдельный стог, ревниво охраняя его от посягательств других членов колонии. Запасов пищи обычно хватает на четыре месяца.
(3) Горные козлы взбираются по невероятно крутым склонам, перепрыгивая со скалы на скалу и минуя опасные ущелья. У козьих копыт есть острые кромки, которые цепляются за трещины в скалах, и полые плоские поверхности, выполняющие роль присосок на каменных склонах. (у горных козлов копыта, которые не скользят)
(4) Огромные уши антилопового зайца помогают ему снизить температуру тела, когда он находиться в тени. Кровеносные сосуды подают к ушам горячую кровь, и тепло ее рассеивается в воздухе. Обычно заяц поворачивается мордочкой на север, откуда веет более прохладный ветерок. (уши антилопового зайца служат для снижения температуры тела)
(5) Еж, несущий на колючках яблоки, представляет собой интереснейшее зрелище. Наблюдения показывают, что еж обычно находит груду яблок и катается по ним до тех пор, пока не наколет хотя бы несколько на свои колючки. После этого он относит их в свое гнездо, сделанное в дупле или пустой кроличьей норе.
1) Гигантский муравьед не имеет зубов своими сильными лапами он разрывает муравейники и гнезда термитов и длинным – до 60 см языком слизывает насекомых, которых затем перетирают мускулистые стенки его желудка. За один раз муравьед съедает несколько тысяч муравьев или термитов.
2) Гепард на небольших участках способен развивать скорость до 96-101 км/ч (скорость движения автомобиля по городу – 60 км/ч). Его позвоночник отличается особой гибкостью. Что обеспечивает огромный размах лап. Но бег в таком темпе очень утомителен, и гепард быстро устает. Пробежав около 400 м, он вынужден отдохнуть и остыть, чтобы подготовиться к следующему броску.
3) Галаго (похож на маленького хвостатого медвежонка) обладает удивительно тонким слухом, что помогает ему находить добычу в темноте. Слух у него настолько чуток, что собираясь днем спать, зверек складывает уши, замыкает слуховые отверстия, иначе лесные шорохи и голоса просто не дадут ему уснуть. Со своими ушами зверек обращается очень осторожно, стараясь не задевать ими за ветви.
4) Шкура новорожденного тапира (тапир немного похож на поросенка) покрыта пятнами и полосками. Это делает их почти незаметными в полумраке джунглей. Когда молодому животному исполняется 8 месяцев, эта защитная окраска пропадает. Тапиры живут в такой непроходимой части джунглей, что их первый экземпляр был обнаружен лишь в 1818 году.
5) Броненосцев надежно защищает твердый панцирь, похожий на рыцарские доспехи. Эти защитные доспехи состоят из костяных пластинок, покрытых чешуйками и соединенными друг с другом складками кожи. Такая гибкая броня покрывает все тело животного от головы до хвоста. Трехпоясный броненосец может свернуться в тугой клубок, и враг не сумеет пробить этот бронированный шар.
6) У самки опоссума (похожа на большую крыску) имеется большая сумка для детенышей, число которых может достигнуть18. Но через 10 недель подросшее потомство уже не умещается в сумке, и мать носит на себе своих детенышей, вцепившихся буквально во что, попало – в ее спину, брюшко и даже хвост. Даже взбираются по деревьям и охотятся мамы-опоссумы вместе с прицепившимися детишками.
7) Слоны, обитающие на горе Элгон в Кении, по ночам спускаются в глубокие пещеры в поисках соли. В полной темноте они выламывают бивнями кусочки соли из стен, подбирают их хоботом и отправляют в рот. Соль является для них необходимым компонентом питания. Пещеры в горе, видимо вырыты слонами, которые тысячелетиями добывают в них соль.
8) Самец орангутанга имеет рост свыше 1,5 м и весит более 200 кг. Он довольно необычно общается с другими самцами, которые находятся на его территории. Он наполняет воздухом мешки на горле, раздувает щеки и испускает долгий вопль, завершающийся бульканьем и хрипом. У старых самцов обычно отрастают огромные щеки, в которых откладываются запасы жира. (при общении самцы орангутанга раздувают мешки на горле и щеки и вопят)
9) Флоридский лесной хомяк, ли меняла, обязан своим названием редкостной особенностью воровать по ночам яркие блестящие предметы и оставлять вместо них маленький камешек или прутик. Добычу хомяки хранят в своих огромных гнездах. Существует немало рассказов об украденных хомяками драгоценностях, очках и даже горящих канделябрах (подсвечниках со свечами).
10) Перед началом сильной бури самцы шимпанзе исполняют удивительный танец дождя. Они встают на задние ноги, раскачиваясь из стороны в сторону, обрывают ветки деревьев и быстро бегают по лесному склону вверх – вниз. Эти буйные танцы, за которыми наблюдают с деревьев самки и детеныши, продолжаются иногда 15 минут и более.
4. Заключительная беседа-повторение пройденного на занятии.
Занятие 7.
- Упражнение на концентрацию внимания. Зеркало.
- «Логическая разминка» (подготовка к усвоению основной темы занятия).
а) Алеша на дорогу в школу тратит 5 минут. Сколько минут он потратит, если пойдет вдвоем с сестрой? (ответ: 5 минут)
б) Картинки расположены в неправильном порядке. Расположи их в нужной последовательности и напиши правильный номер над каждой картинкой.
3. Основная часть: Схематичное представление текста.
На прошлом занятии мы делали очень обобщенный пересказ, составленный из одного предложения, т.е. отвечали на вопрос: о чем этот текст.
Короткий пересказ помогает лучше понять и запомнить текст, но еще лучше этот пересказ записать. Самый короткий пересказ называется планом. Его и написать легко, и пользоваться им удобно. Но записывать его можно не только по пунктам (как вы наверняка делаете при написании сочинения), но и в виде схемы. Вот, например, так (привести пример на доске)
Сегодня мы и будем с вами учиться составлять подобные схемы.
Что бы понять и запомнить текст надо прочитать его как минимум 2 раза (а вы сколько раз читаете параграф учебника?). Первый раз текст читается для выделения основных мыслей (именно здесь их можно выписать). После этого прочтения вы должны уметь ответить на вопрос: о чем этот текст, каковы его основные мысли). Второй раз текст читается более внимательно, для выделения различных подробностей. А потом надо все повторить, начиная рассказ с существенных моментов, постепенно вспоминая подробности.
Главное, что вы должны запомнить при составлении плана-пересказа:
- Отдельный абзац или несколько абзацев (если текст большой) можно считать одним пунктом плана (т.е. это одна мысль).
- Пунктов плана не должно быть очень много. Желательно, чтобы их было не больше 7.
На сегодняшнем занятии мы будем работать в парах. Победит та пара, которая быстрее и правильнее выполнит задания.
1. Составь схему из готовых блоков.
Прочитайте рассказ и составьте схематичный план пересказа текста из готовых блоков: «Рой», «Алиса», «игра», «папа», «диван», «прогулка», «мама», «документы», «еда», «бабушка», «обеденный стол», «вкуснятина».
«Маленький щенок по имени Рой остался один дома. Его любимая хозяйка Алиса ушла в школу. Она любимая, потому что с ним играет.
Кроме Алисы у него еще много хозяев. Самый строгий из них – папа Алисы. Он не разрешает ложиться на его диван и забираться в его кресло. Но зато он водит Роя на прогулку и поэтому щенок его очень любит.
Другая хозяйка, мама Алисы, не разрешает ему грызть весело шуршащие листочки бумаги, которые называются странным словом «документы». Когда она застает Роя за этим интересным занятием, то сразу начинает кричать:
- Немедленно слезь с письменного стола, мелкий грызун!
«И где это интересно она увидела здесь грызуна?» - недоумевает каждый раз песик – «Ведь на столе сижу я один. Но я собака, а не грызун. Грызуны — это мыши, крысы и еще кролики, но они не живут в нашей квартире». Но на всякий случай Рой все же медленно слезает со стола. Не потому, что он боится маму, а просто потому, что он ее тоже любит, ведь она его кормит.
Но больше всех после Алисы он любит бабушку. Бабушка тоже конечно запрещает ему забираться на табуретки и класть мордочку на обеденный стол. Но зато она всегда оставляет ему немного той вкусной еды, которую ест сама. Ведь всем собакам известно, что человеческая еда всегда вкуснее, чем собачья, даже если это всего лишь хлеб.
2. Составь схему к тексту.
А теперь составьте самостоятельно схематичный план пересказа текста. Схем в данном случае может быть одна или две.
Рой любит всех своих хозяев, но все они его бросили. Алиса в школе, мама с папой на работе, а бабушка ушла в магазин.
Щенку очень скучно одному. Нет Алисы и поэтому некого цапнуть за пятку.
Нет папы, чтобы украсть у него тапок пока он лежит на диване перед телевизором.
Нет мамы и поэтому никто не называет его грызуном и не гоняется за ним по всем комнатам, чтобы вырвать у него из рта очередной «документ».
И бабушка не щелкает его по носу свернутой в трубочку газетой за то, что он сунул нос в очередную тарелку.
-Придется развлекаться самому – подумал Рой.
Для начала он зацепился острыми коготками за занавеску и попытался на ней покачаться, как на качелях. Та затрещала, порвалась и накрыла щенка. Наверное, ее сделали из некачественного материала. Песик еще пару минут повозил занавеску по полу, представляя себе, что занавеска - это враг, который на него напал.
Разметав врага в клочья, Рой выбежал в коридор. Там он заметил, что дверца в шкафчике для обуви чуть-чуть приоткрыта…
«Обувь должна стоять в другом месте!» - решил щенок и перетаскал все туфли и тапочки из шкафчика в бабушкину комнату под кровать.
Он так утомился, что захотел есть. А где самая вкусная еда? Конечно на кухне. Подкрепившись печеньем и вареньем, стоящими на обеденном столе, Рой пошел спать.
А где лучше всего спиться? Правильно.
Вернувшаяся из магазина бабушка, застала щенка мирно спящим в любимом папином кресле.
4. Заключительная беседа-повторение пройденного на занятии.
Занятие 8.
- Упражнение на концентрацию внимания. Зеркало.
- «Логическая разминка».
а) На столе стояло 3 стакана с вишней. Костя съел один стакан вишни. Сколько стаканов осталось? (ответ: осталось 3 стакана, Костя съел только вишню из одного из них).
б) В пакете лежат конфеты двух сортов. Какое наименьшее число конфет надо вытащить из пакета (не видя их), чтобы среди них были обязательно хотя бы 2 конфеты одинакового сорта? (ответ: 3 конфеты).
3. Основная часть: а) Повторение пройденного на прошлом уроке.
б) Составление планов пересказов текстов (работа в подгруппах по 2 человека).
Сегодня мы будем продолжать учиться составлять короткие пересказы. На прошлом занятии вы это делали в виде схемы, а сегодня мы просто будем записывать этот пересказ в виде плана на бумаге. Это второй виз записи короткого пересказа на бумаге.
План-пересказ составлен правильно если:
- он состоит из очень коротких предложений;
- по пунктам плана можно составить связный рассказ;
- нет лишних пунктов, которые можно выкинуть и связность речи не нарушиться.
Купание медвежат.
«Наш знакомый охотник шел берегом лесной реки и вдруг услышал громкий треск сучьев. Он испугался и влез на дерево.
Из чащи вышли на берег большая бурая медведица, с ней два веселых медвежонка и пеструн – ее годовалый сын – медвежья нянька.
Медведица села. Пеструн схватил одного медвежонка зубами за шиворот и давай окунать его в речку. Медвежонок визжал и барахтался, но пеструн не выпускал его, пока хорошенько не выполоскал в воде.
Другой медвежонок испугался холодной ванны и пустился удирать в лес. Пеструн догнал его, надавал шлепков, а потом – в воду, как первого.
Полоскал, полоскал его, да ненароком и выронил в воду. Медвежонок как заорет! Тут в один миг подскочила медведица, вытащила сынишку на берег, а пеструну таких оплеух надавала, что он, бедный, взвыл.
Очутившись снова на земле, оба медвежонка остались очень довольны купанием: день был знойный и им было очень жарко в густых, лохматых шубках. Вода хорошо освежила их.
После купания медведи опять скрылись в лесу, а охотник слез с дерева и пошел домой.»
В. Бианки
в) Построение сообщения по алгоритму: придумать сказку (групповая работа в кругу).
А сейчас по готовому плану вы будете придумывать сказку. Это такой универсальный план, который лежит в основе большинства рассказов, сказок, повестей и романов. Я предлагаю вам схему, предложенную Цицероном:
Кто – что – где – чем – зачем – как - когда. или
Что произошло (с кем, где, когда) – причины – последствия.
Некоторые пункты можно пропускать, менять местами, заменять другими.
4. Заключительная беседа-повторение пройденного на занятии.
Занятие 9.
- Упражнение на концентрацию внимания. Нелепицы.
В чем нелепость, неправдоподобность ситуации, изложенной в стихотворении:
Мухи съели паука,
Рыбы ловят рыбака.
На телегу села лошадь,
Погоняет ездока.
- «Логическая разминка».
а) На дереве манго созревает много цветов, но созревает 1 плод из тысячи, а остальные опадают. Сколько плодов созревает из 5 тысяч цветов? (ответ: 5 плодов).
б) Мама, папа и девочка сидели на скамейке. В каком порядке они сидели на скамейке, если известно, что:
(а) девочка сидела слева от папы, а мама слева от девочки;
(б) папа сидел слева от девочки и справа от мамы;
(в) мама сидела справа от девочки, а папа справа от мамы.
3. Основная часть
а) Запоминание стихов и прозы с помощью визуализации и пантомимы
А сегодня я вам покажу новый способ заучивания стихов. Но для начала вам необходимо прочитать стихотворение и попытаться представить себе его содержание в виде мультфильма или художественного фильма. А заем, читая стихотворение построчно разыграть его в виде пантомимы. Давайте попробуем:
Зима пришла.
Ночью ветер волком выл
И по крыше палкой бил.
Утром глянули в окно,
Там - волшебное кино:
Раскатала белый хвост,
Набросала светлых звезд
И папахи на дома
Нахлобучила зима.
В. Фетисов
Одуванчик.
Одуванчик у дорожки
В пышной шапке,
С длинной ножкой.
Я нашла его в лесу,
Но с собой не унесу:
Лишь возьму его в букет,
Дунет ветер – шапки нет!
Л. Аграчева
б) Составление цепочки слов.
А сейчас мы с вами будем учиться запоминать несколько слов, никак не связанных между собой по смыслу. Это могут быть, например, слова-исключения из правил по русскому языку. Для быстрого запоминания этих слов вы должны выполнить несколько правил:
- запоминается то, что можно представить;
- запоминается нечто связное;
- лучше запоминается все необычное.
Вот несколько наборов слов, которые вы должны выразить в виде одного - двух предложений и представить себе в виде мультфильма или фильма (задание выполняется индивидуально):
кнопка шуруп сапоги яблоко
чемодан кастрюля дискета дерево
скрипка веревка значок рюкзак
лестница трамвай розетка пистолет
гвоздика собака свекла плейер
Примеры:
- кнопка, прикрепленная к скрипке, лежала в чемодане, который несли по лестнице, на которой валялись гвоздики;
- в трамвае ехала собака и держала кастрюлю в которой лежал шуруп на веревке;
- в одном сапоге лежала дискета со свеклой, а в другом значок, прицепленный к розетке;
- под деревом с яблоками стоял рюкзак с плейером, простреленным пистолетом.
4. Заключительная беседа-повторение пройденного на занятии.
Занятие 10.
1. Повторение-обобщение изученного материала:
Для того чтобы понять и запомнить какой-то текст (рассказ, параграф учебника, задачу, правило и т.д.) надо:
- Прочитать текст.
- Понять общий смысл текста.
- Ответить на вопрос: О чем этот текст? (максимальное обобщение).
- Еще раз более вдумчиво прочитать текст.
- Понять конкретный смысл текста.
- Выделить главные мысли текста (устно, письменно, сделав рисунок).
- Запомнить эти главные мысли.
- При заучивании стихов и текста можно использовать визуализацию и пантомиму.
- При заучивании слов исключений из правил составить необычное связное предложение из этих слов.
- При запоминании новых и иностранных слов придумать ассоциации с уже известными словами.
2. Вторичная диагностика.
3. Оценка работы группы в целом и теплые слова в адрес каждого из участников группы.
Анализ результатов.
Анализ результатов занятий проводится:
- На основе ответов учащихся в течение занятия и, особенно, при кратком повторении тем занятий, пройденных ранее (в начале урока) и при кратком повторении темы текущего занятия (в конце урока).
- На основе повторного тестирования, выполняемого после проведения всего курса развивающего тренинга.
- На основе отзывов, получаемых от учащихся и их родителей, администрации школы, учителей по окончании тренинга.
Список литературы.
1 В.Н.Дружинин, «Психология общих способностей», СПб, 1999г.
- Е. Рогов «Настольная книга практического психолога. В 2 частях. Часть 1. Система работы психолога с детьми разного возраста», М, изд-во «Юрайт», 2012г.
- Роджер Сайп «Развитие мозга. Как читать быстрее, запоминать лучше и добиваться больших целей», М, изд-во «Манн, Иванов и Фербер», 2014г.
- Г. Доман, Д. Доман, С. Эйзен, «Как развить интеллект ребенка», Москва, 2000г.
- «Психология одаренности», под ред. Д.В. Ушакова, М., 2000г
- И.А. Барташникова, А.А. Барташникова, «Учись играя», Харьков, изд-во «Фолио»1997г.
- В.Д. Еремеева, Т.П. Хризман, «Мальчики и девочки. Два разных мира», СПб, изд-во «Тускарора», 2003г.
- А.А.Сиротюк, «Обучение детей с учетом психофизиологии», М., изд-во «Сфера», 2001г.
- «Практикум по психофизиологической диагностике», под ред. Э.М. Казина, М., 2000г.
- Н.И. Шевандрин, «Психодиагностика, коррекция и развитие личности», М., 1998г.
- «Психодиагностическая работа в начальной школе», СПб, 1994г.
- И.Н. Агафонова, «Экспресс – диагностика готовности к школе», СПб, 1997г.
- М. Микалко, «Тренинг интеллекта», СПб, 2000г.
- Л.Ф. Тихомирова, А.В. Басов, «Развитие логического мышления детей», Ярославль, 1997г.
- Л.Ф. Тихомирова, «Развитие познавательных способностей детей», Ярославль, 1997г.
- Л.В. Черемошкина, «Развитие внимания детей», Ярославль, 1997г.
- М.Н. Перова, «Дидактические игры и упражнения по математике», М., 1996г.
- Р. Моррис, «тайны живой природы», М., 2000г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система работы Проблемное обучение – как эффективный способ развития интеллектуальных способностей учащихся начальных классов
За основу я взяла педагогическую технологию проблемного диалога. В статье описываются виды диалога и формы проблемно-диалогического обучения....
Развитие связной речи младших школьников при обучении написанию изложения через использование эффективных приёмов работы с текстом
АннотацияВ статье показаны приёмы и способы развития связной речи младших школьников при обучении написанию изложений на основе глубокого понимания и наилучшего воспроизведения авторского ...
« Работа с текстом в начальной школе как эффективный способ формирования информационной компетентности младшего школьника»
Некоторые школьники испытывают серьезные трудности при чтении. Они, безусловно, умеют быстро и четко перевести письменные знаки в звуковую форму, но вот понять смысл текста, извлечь из него необходиму...
Презентация "Работа с текстом на уроках опк, как эффективный способ формирования читательской компетенции"
Использование технологии продуктивного чтения, как способ формирования читательской компетенции учащихся. Данная технология позволяет интересно и продуктивно провести урок....
Развитие связной речи младших школьников при обучении написанию изложения через использование эффективных приёмов работы с текстом
В настоящее время проблема развития речи школьников одна из актуальнейших в обучении. Развитие связной речи является важнейшим условием успешности обучения ребёнка в школе. Только обладая хорошо...