Программа кружка "Я первоклассник"
учебно-методический материал (1 класс) по теме
Программа направлена на обеспечение психолого-педагогического сопровождения адаптационного к школе периода учащихся первых классов.
Цель программы – помочь первоклассникам адаптироваться к обучению в школе.
Задачи:
- сформировать положительное отношение к школе и учебную мотивацию,
- способствовать снижению школьной тревожности,
- развивать коммуникативные навыки и сплоченность классного коллектива,
- способствовать формированию внутренней позиции школьника.
Данная программа составлена на основе разработок М. Панфиловой «Лесная школа», Л. Петерсон «Мир деятельности», О. Хухлаевой «Хочу быть успешным», «Тропинка к своему «Я»», Г. Цукерман, К. Поливановой «Введение в школьную жизнь».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ya_pervoklassnik.doc | 128.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Социально-психологическая служба
Управления образования администрации г. Коврова
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа №24
СОГЛАСОВАНО:
СОВЕТ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ Г. КОВРОВА
Председатель совета СПС
Ежова С. Н. _________
Протокол №_______от__________
УТВЕРЖДЕНО:
ШКОЛЬНОЕ МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ МБОУ СОШ № 24
Протокол №_______от__________
Директор________Воробьева Л. В.
ПРОГРАММА
КРУЖКА
«Я первоклассник»
для учащихся 1 классов
Составитель:
педагог-психолог СПС
Белова И. Ю.
Ковров
2013
Пояснительная записка
По данным Института возрастной физиологии РАО, в период психологической адаптации ребенка к школе у 65-70% первоклассников возникают страхи, срывы, заторможенность, а у других, наоборот, развязность и суетливость. Многие дети уже в первом классе становятся изгоями: с ними не хотят сидеть за партой, дружить, взаимодействовать в игре и труде.
Впервые типичные симптомы этого «кризиса 7 лет» описал основоположник советской психологической школы Л.С.Выготский:
- поведение перестает быть непосредственным и наивным; ребенок начинает понимать цену действий, диктуемых собственными желаниями;
- манерничанье, кривлянье – на самом деле это наступление разделения внутренней и внешней стороны личности ребенка- время расставания с эгоцентрической позицией, связанной с одним лишь ЕГО взглядом на окружающие его вещи. Оказывается, существуют и другие точки зрения, отличные от его собственной;
- симптом «горькой конфеты», попытка скрыть, замаскировать переживаемое им негативное состояние от окружающих людей.
Вышесказанное обуславливает актуальность проблемы психологической адаптации детей к обучению в школе. На решение данной проблемы и направлена составленная нами программа кружка «Я первоклассник».
Программа направлена на обеспечение психолого-педагогического сопровождения адаптационного к школе периода учащихся первых классов.
Цель программы – помочь первоклассникам адаптироваться к обучению в школе.
Задачи:
- сформировать положительное отношение к школе и учебную мотивацию,
- способствовать снижению школьной тревожности,
- развивать коммуникативные навыки и сплоченность классного коллектива,
- способствовать формированию внутренней позиции школьника.
Данная программа составлена на основе разработок М. Панфиловой «Лесная школа», Л. Петерсон «Мир деятельности», О. Хухлаевой «Хочу быть успешным», «Тропинка к своему «Я»», Г. Цукерман, К. Поливановой «Введение в школьную жизнь».
Новизна и отличительные особенности программы заключаются в том, что достижение психологического комфорта учащихся за счет использования арттерапевтических, психогимнастических упражнений, психокоррекционных сказок сочетается с максимальным включением учащихся в деятельность в рамках технологии системно-деятельностного метода.
Срок реализации программы – 1 год.
Форма и режим занятий. Программа «Я первоклассник» реализуется в режиме кружка, что предполагает проведение 1 занятия продолжительностью 40-60 минут в неделю (37 занятий в течение одного учебного года). Работа осуществляется в форме групповых занятий. Численность группы от 9 до 12 человек. За реализацию программы ответственен педагог-психолог. Функционирование кружка осуществляется при активном участии детей, их родителей, классных руководителей.
Структура программы
1 блок – ориентировочный;
2 блок – конструктивно-формирующий, состоящий из 2 подблоков;
3 блок - обобщающе-закрепляющий.
Методы и формы обучения. Работа осуществляется в форме групповых занятий с использованием методов наблюдения, беседы, убеждения, арттерапии, аутогенной тренировки.
Ожидаемые результаты:
Благоприятное прохождение адаптационного к школе периода, что выражается в:
- сформированности положительного отношения к школе,
- сформированности учебной мотивации,
- оптимальном уровне школьной тревожности,
- принятии каждого учащегося классным коллективом.
Сведения об учащихся 1 класса (СКК IV вида). Данный класс является классом охраны зрения. Не менее половины учащихся данного класса не посещали дошкольные образовательные учреждения, из другой половины большинство являлось часто болеющими и посещали детские сады периодами. Данный факт обуславливает недостаточную социализацию этой категории учащихся и необходимость повышенного внимания к адаптационному периоду, а следовательно, и необходимость реализации специальной программы, направленной на психолого-педагогическое сопровождение периода адаптации к школе.
Материальное обеспечение программы. Для эффективной реализации программы необходимы:
-отдельный кабинет,
- принадлежности для рисования и письма,
- массажные мячи,
- магнитофон.
Вариативность программы заключается в том, что данная программа может использоваться и в других классах СКК, а также в классах возрастной нормы. Также данная программа может быть направлена и на группу учащихся 2 классов, которые не полностью адаптированы или дезадаптированы к школе.
Подведение итогов реализации программы осуществляется в виде контрольной диагностики с использованием следующих диагностических методик:
- социометрия (Морено),
- «Шкала тревожности» (А. М. Прихожан),
- проективный рисунок «Что мне нравится в школе» (Лусканова).
Содержание программы.
Программа состоит из 3 блоков:
1 блок – ориентировочный (4 занятия).
- Знакомство. Установление эмоциональных контактов, ориентация в кабинете, знакомство с правилами и нормами проведения занятий.
- О себе словом, движением, рисунком. Воспитание чувств, эмпатии, толерантности. Создание условий для анализа собственного жизненного опыта.
- Три зеркала. Формирование Я-концепции (Я – реальное, Я – идеальное, Я – отраженное).
- Констатирующая диагностика. Решение диагностических задач.
2 блок – конструктивно-формирующий (29 занятий), состоящий из 2 подблоков:
1 подблок (14 занятий)- «Я ученик».
- Что значит учиться. Формирование представлений о двух шагах учебной деятельности («Что я не знаю» и «Сам найду способ»). Сказка «Про Колю» (Н. Селезнева).
- Учитель и ученик. Роль учителя в учебной деятельности (помощник и организатор). Сказка М Панфиловой «Букет для учителя».
- Игры в школе. Уроки и перемены. Планирование времени. Сказка М Панфиловой «Игры в школе».
- Правила поведения на уроке. Правило «поднятая рука». Сказка М. Панфиловой «Школьные правила».
- Мой портфель. Сказки М, Панфиловой «Собирание портфеля» и «Белочкин сон».
- Что я знаю и умею. Формирование первичных представлений о трех компонентах мотивации («хочу», «могу», «надо»).
- Как выяснить, что я не знаю (пробное действие). Адаптированная структура первого этапа учебной деятельности на уроке («Что я не знаю?»): повторение необходимого для открытия нового знания; итог повторения; пробное учебное действие; фиксирование своего затруднения; обдумывание; поиск причины затруднения.
- Как поставить цель. Способ действий «затруднение − думаю». Причина затруднения. Выявление причины затруднения в пробном учебном действии и постановка цели.
- Домашнее задание и семья. Цель выполнения домашнего задания. Сказка М. Панфиловой «Домашнее задание».
- Школьные оценки. Сказка М. Панфиловой «Школьные оценки».
- Лень и терпение. Знакомство с простейшими приемами концентрации внимания. Сказка М. Панфиловой «Ленивец».
- Списывание, подсказка и честность в учении. Сказки М. «Панфиловой «Списывание» и «Подсказка».
- Режим дня. Уточнение представлений о времени. Сказка М. Панфиловой «Режим».
- Телевизор и компьютер. Правила работы за компьютером. Сказка М. Панфиловой «Телевизор».
2 подблок (15 занятий) –«Я одноклассник и друг».
- Какие ребята в моем классе. Игры «Пишем в воздухе», «Кто быстрее» (К. Фопель). Сказка «Кто самый лучший» (Е. Жарова).
- Мои друзья в классе. Сказки «Про белоцветик» (Н. Овечкина), «Фло» (П. Дидык).
- Проблемные ситуации в картинках. Обсуждение проблемных ситуации и путей выхода из них.
- Жадность. Сказка М. Панфиловой «Жадность».
- Волшебное яблоко (воровство). Сказка М. Панфиловой «Волшебное яблоко».
- Драки. Сказка М. Панфиловой «Драки». Игра «Как можно помириться».
- Шапка-невидимка. Сказка М. Панфиловой «Шапка-невидимка» (демонстративное поведение и сказка «Снежинка» (А. Пугачева).
- Спорщик и ябеда. Сказки М. Панфиловой «Ябеда» и «Спорщик».
- Грубые слова. Сказки М. Панфиловой «Хвосты» и «Грубые слова».
- Дружелюбные требования. Умение вести дискуссию, доказывать свою точку зрения и выслушивать различные мнения. Понимание и осознание своих и чужих эмоций.
- Мальчики и девочки. Культура взаимоотношений. Сказка М. Панфиловой «Дружная страна» (межполовые конфликты).
- Правила дружбы. Толерантное отношение к другим людям. Оказание помощи другим и умение принять помощь от других. Тренировка общих способностей несловесного воздействия друг на друга.
- Учимся дружно, работаем в группах. Правила работы в паре, группе.
- Подарки на день рождения. Игра «Тропинка к сердцу». Сказка М. Панфиловой «Подарки в день рождения».
- Портрет моего класса. Создание коллажа.
3 блок (4 занятия) – обобщающе-закрепляющий.
- Моя учебная сила. Беседа «Главная учебная сила». Сказка «Козленок Хрюпигав» (Е. Елпидинская).
- Варианты поведения. Перенесение нового опыта в реальную жизнь.
- Контрольная диагностика. Повторная диагностика, выявление динамики.
- Прощай, 1 класс! Обобщение полученных знаний.
Учебно-тематическое планирование
№ занятия | Блок, тема занятия | Кол-во часов |
1. Ориентировочный блок | ||
1 | Знакомство. | 1 |
2 | О себе словом, движением, рисунком. | 1 |
3 | Три зеркала. | 1 |
4 | Констатирующая диагностика | 1 |
2. Конструктивно-формирующий блок | ||
1 подблок «Я ученик» | ||
5 | Что значит учиться. | 1 |
6 | Учитель и ученик. | 1 |
7 | Игры в школе. | 1 |
8 | Правила поведения на уроке. | 1 |
9 | Мой портфель. | 1 |
10 | Что я знаю и умею. | 1 |
11 | Как выяснить, что я не знаю (пробное действие). | 1 |
12 | Как поставить цель. | 1 |
13 | Домашнее задание и семья. | 1 |
14 | Школьные оценки. | 1 |
15 | Лень и терпение. | 1 |
16 | Списывание, подсказка и честность в учении. | 1 |
17 | Режим дня. | 1 |
18 | Телевизор и компьютер. | 1 |
2 подблок «Я одноклассник и друг» | ||
19 | Какие ребята в моем классе. | 1 |
20 | Мои друзья в классе. | 1 |
21 | Проблемные ситуации в картинках. | 1 |
22 | Жадность. | 1 |
23 | Волшебное яблоко (воровство). | 1 |
24 | Драки. | 1 |
25 | Шанка-неведимка. | 1 |
26 | Спорщик и ябеда. | 1 |
27 | Грубые слова. | 1 |
28 | Дружелюбные требования. | 1 |
29 | Мальчики и девочки. | 1 |
30 | Правила дружбы. | 1 |
31 | Учимся дружно, работаем в группах. | 1 |
32 | Подарки на день рождения. | 1 |
33 | Портрет моего класса. | 1 |
3. Обобщающе-закрепляющий блок | ||
34 | Моя учебная сила. | 1 |
35 | Варианты поведения. | 1 |
36 | Контрольная диагностика. | 1 |
37 | Прощай, 1 класс! | 1 |
Всего 37 занятий |
Список демонстрационных материалов:
- пособие «Учусь учиться» (Л. Петерсон),
- куклы – герои «Лесной школы»,
- плакаты с изображением эмоций;
- карточки с изображением проблемных ситуаций.
Методическое обеспечение программы:
Реализация программы осуществляется в форме групповых занятий с использованием методов беседы, убеждения, наблюдения, арттерапии, аутогенной тренировки. Основная технология – игровая в сочетании с системно- деятельностной.
Программа кружка «Я первоклассник» носит коррекционно-развивающий характер. Программа составлена на основе упражнений, описанных Л. Петерсон, Г. Цукерман, Л. Поливановой, К Фонель, О. Хухлаевой, М. Чистяковой, коррекционных сказок М. Панфиловой..
Текущий контроль осуществляется с помощью метода наблюдения, методики констатирующей и контрольной диагностики перечислены в разделе «Подведение итогов реализации программы».
Список литературы
- Мир деятельности: учебное пособие / Под ред. Л. Г. Петерсон. – М., 2012.
- Панфилова М. А. Игротерапия общения. – М., 2001.
- Панфилова М. А. Лесная школа. – М., 2002.
- Прихожан А. М. Психокоррекционная работа с тревожными детьми. – М., 1990.
- Фонель К. Как научить детей сотрудничать? – М., 1998.
- Хухлаева О. Тропинка к своему «Я». – М., 2004.
- Хухлаева О. Хочу быть успешнм. – М., 2005.
- Цукерман Г., Поливанова К. Введение в школьную жизнь. – М., 2003.
- Чистякова М. И. Психогимнастика. – М., 1995.
Приложение 1
Календарно-тематическое планирование
№ занятия | Дата 1в | Дата 1г | Блок, тема занятия | Кол-во часов |
1. Ориентировочный блок | ||||
1 | 01.09 | 02.09 | Знакомство. | 1 |
2 | 08.09 | 09.09 | О себе словом, движением, рисунком. | 1 |
3 | 15.09 | 16.09 | Три зеркала. | 1 |
4 | 22.09 | 23.09 | Констатирующая диагностика | 1 |
2. Конструктивно-формирующий блок | ||||
1 подблок «Я ученик» | ||||
5 | 29.09 | 30.09 | Что значит учиться. | 1 |
6 | 06.10 | 07.10 | Учитель и ученик. | 1 |
7 | 13.10 | 14.10 | Игры в школе. | 1 |
8 | 20.10 | 21.10 | Правила поведения на уроке. | 1 |
9 | 27.10 | 28.10 | Мой портфель. | 1 |
10 | 03.11 | 04.11 | Что я знаю и умею. | 1 |
11 | 10.11 | 11.11 | Как выяснить, что я не знаю (пробное действие). | 1 |
12 | 17.11 | 18.11 | Как поставить цель. | 1 |
13 | 24.11 | 25.11 | Домашнее задание и семья. | 1 |
14 | 01.12 | 02.12 | Школьные оценки. | 1 |
15 | 08.12 | 09.12 | Лень и терпение. | 1 |
16 | 15.12 | 16.12 | Списывание, подсказка и честность в учении. | 1 |
17 | 22.12 | 23.12 | Режим дня. | 1 |
18 | 29.12 | 30.12 | Телевизор и компьютер. | 1 |
2 подблок «Я одноклассник и друг» | ||||
19 | Какие ребята в моем классе. | 1 | ||
20 | Мои друзья в классе. | 1 | ||
21 | Проблемные ситуации в картинках. | 1 | ||
22 | Жадность. | 1 | ||
23 | Волшебное яблоко (воровство). | 1 | ||
24 | Драки. | 1 | ||
25 | Шанка-неведимка. | 1 | ||
26 | Спорщик и ябеда. | 1 | ||
27 | Грубые слова. | 1 | ||
28 | Дружелюбные требования. | 1 | ||
29 | Мальчики и девочки. | 1 | ||
30 | Правила дружбы. | 1 | ||
31 | Учимся дружно, работаем в группах. | 1 | ||
32 | Подарки на день рождения. | 1 | ||
33 | Портрет моего класса. | 1 | ||
3. Обобщающе-закрепляющий блок | ||||
34 | Моя учебная сила. | 1 | ||
35 | Варианты поведения. | 1 | ||
36 | Контрольная диагностика. | 1 | ||
37 | Прощай, 1 класс! | 1 | ||
Всего 37 занятий |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Посвящение в первоклассники"-конкурсно-развлекательная программа для первоклассников
Первоклассники на огромном корабле отправляются в путешествие, которое будет длится долгих 11 учебных лет .В пути они встречаются с известными сказочными героями, которые приготовили для них разл...
Внеурочная деятельность. Программа кружка «Я – исследователь». Программа кружка "Занимательная информатика"
Представлена программа внеурочной деятельности кружка "Я - исследователь". Программа “Я - исследователь” – интеллектуальной направленности. Она является продолжение...
Программа кружка Азбука первоклассника
Цель программы: формирование и коррекция компонентов психологической готовности первоклассников к обучению в школе.Задачи кружка:ввести ребенка в школьную жизнь через сказку;помочь ребенку выстроить м...
ПРОГРАММА КРУЖКА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ « СИНЯЯ ПТИЦА» ( рассчитана на детей 1 классов) Срок реализации программы – 1 год
ПРОГРАММА КРУЖКАИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ« СИНЯЯ ПТИЦА»( рассчитана на детей 1 классов)Срок реализации программы – 1 год...
Программа кружка по внеурочной деятельности"Книголюбы" 1 класс на основе программы Л. А. Ефросининой «В мире книг» и дополнительного модуля программы Е. А. Найденовой курса "Литература народов России"
Рабочая программа кружка "Книголюбы" для 1 классов составлена на основе программы Л. А. Ефросининой «В мире книг» (Сборник программ внеурочной деятельности: 1–4 классы / под ред. Н.Ф. Виноградовой. — ...
Сценарий игровой программы для первоклассников "Как стать первоклассником"
Сценарии игровых программ для учеников начальной школы....
Программа кружка "Азбука первоклассника"
Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации ивидов деятельностиПрограмма включает в себя взаимосвязанные интегрированные области знания: развитие речи (начальные представлен...