Программа кружка "Я первоклассник"
учебно-методический материал (1 класс) по теме

Белова Инна Юрьевна

Программа направлена на обеспечение психолого-педагогического сопровождения адаптационного к школе периода учащихся первых классов.

Цель программы – помочь первоклассникам адаптироваться к обучению в школе.

Задачи:

- сформировать положительное отношение к школе и учебную мотивацию,

- способствовать снижению школьной тревожности,

- развивать коммуникативные навыки и сплоченность классного коллектива,

- способствовать формированию внутренней позиции школьника.

Данная программа составлена на основе разработок М. Панфиловой «Лесная школа», Л. Петерсон «Мир деятельности», О. Хухлаевой «Хочу быть успешным», «Тропинка к своему «Я»», Г. Цукерман, К. Поливановой «Введение в школьную жизнь».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ya_pervoklassnik.doc128.5 КБ

Предварительный просмотр:

Социально-психологическая служба

Управления образования администрации г. Коврова

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа №24

СОГЛАСОВАНО:

СОВЕТ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ Г. КОВРОВА

Председатель совета СПС

Ежова С. Н. _________

Протокол №_______от__________

УТВЕРЖДЕНО:

ШКОЛЬНОЕ МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ МБОУ СОШ № 24

Протокол №_______от__________

Директор________Воробьева Л. В.

ПРОГРАММА

КРУЖКА

«Я первоклассник»

для учащихся 1 классов

Составитель:

педагог-психолог СПС

Белова И. Ю.

Ковров

2013


Пояснительная записка

По данным Института возрастной физиологии РАО, в период психологической адаптации ребенка к школе у 65-70% первоклассников возникают страхи, срывы, заторможенность, а у других, наоборот, развязность и суетливость. Многие дети уже в первом классе становятся изгоями: с ними не хотят сидеть за партой, дружить, взаимодействовать в игре и труде.

Впервые типичные симптомы этого «кризиса 7 лет» описал основоположник советской психологической школы Л.С.Выготский:

  • поведение перестает быть непосредственным и наивным; ребенок начинает понимать цену действий, диктуемых собственными желаниями;
  • манерничанье, кривлянье – на самом деле это наступление разделения внутренней и внешней стороны личности ребенка- время расставания с эгоцентрической позицией, связанной с одним лишь ЕГО взглядом на окружающие его вещи. Оказывается, существуют и другие точки зрения, отличные от его собственной;
  • симптом «горькой конфеты», попытка скрыть, замаскировать переживаемое им негативное состояние от окружающих людей.

Вышесказанное обуславливает актуальность проблемы психологической адаптации детей к обучению в школе. На решение данной проблемы и направлена составленная нами программа кружка «Я первоклассник».

Программа направлена на обеспечение психолого-педагогического сопровождения адаптационного к школе периода учащихся первых классов.

Цель программы – помочь первоклассникам адаптироваться к обучению в школе.

Задачи:

- сформировать положительное отношение к школе и учебную мотивацию,

- способствовать снижению школьной тревожности,

- развивать коммуникативные навыки и сплоченность классного коллектива,

- способствовать формированию внутренней позиции школьника.

Данная программа составлена на основе разработок М. Панфиловой «Лесная школа», Л. Петерсон «Мир деятельности», О. Хухлаевой «Хочу быть успешным», «Тропинка к своему «Я»», Г. Цукерман, К. Поливановой «Введение в школьную жизнь».

Новизна и отличительные особенности программы заключаются в том, что достижение психологического комфорта учащихся за счет использования арттерапевтических, психогимнастических упражнений, психокоррекционных сказок сочетается с максимальным включением учащихся в деятельность в рамках технологии системно-деятельностного метода.

Срок реализации программы – 1 год.

Форма и режим занятий. Программа «Я первоклассник» реализуется в режиме кружка, что предполагает проведение 1 занятия продолжительностью 40-60 минут в неделю (37 занятий в течение одного учебного года). Работа осуществляется в форме групповых занятий. Численность группы от 9 до 12 человек. За реализацию программы ответственен педагог-психолог. Функционирование кружка осуществляется при активном участии детей, их родителей, классных руководителей.

Структура программы

1 блок – ориентировочный;

2 блок – конструктивно-формирующий, состоящий из 2 подблоков;

3 блок - обобщающе-закрепляющий.

Методы и формы обучения. Работа осуществляется в форме групповых занятий с использованием методов наблюдения, беседы, убеждения, арттерапии, аутогенной тренировки.

Ожидаемые результаты:

Благоприятное прохождение адаптационного к школе периода, что выражается в:

- сформированности положительного отношения к школе,

- сформированности учебной мотивации,

- оптимальном уровне школьной тревожности,

- принятии каждого учащегося классным коллективом.

Сведения об учащихся 1 класса (СКК IV вида).  Данный класс является классом охраны зрения. Не менее половины учащихся данного класса не посещали дошкольные образовательные учреждения, из другой половины большинство являлось часто болеющими и посещали детские сады периодами. Данный факт обуславливает недостаточную социализацию этой категории учащихся и необходимость повышенного внимания к адаптационному периоду, а следовательно, и необходимость реализации специальной программы, направленной на психолого-педагогическое сопровождение  периода адаптации к школе.

Материальное обеспечение программы. Для эффективной реализации программы необходимы:

-отдельный кабинет,

- принадлежности для рисования и письма,

- массажные мячи,

- магнитофон.

Вариативность программы заключается в том, что данная программа может использоваться и в других классах СКК, а также в классах возрастной нормы. Также данная программа может быть направлена и на группу учащихся 2 классов, которые не полностью адаптированы или дезадаптированы к школе.

Подведение итогов реализации программы осуществляется в виде контрольной диагностики с использованием следующих диагностических методик:

- социометрия (Морено),

- «Шкала тревожности» (А. М. Прихожан),

- проективный рисунок «Что мне нравится в школе» (Лусканова).

Содержание программы. 

Программа состоит из 3 блоков:

1 блок – ориентировочный (4 занятия).

  1. Знакомство. Установление эмоциональных контактов, ориентация в кабинете, знакомство с правилами и нормами проведения занятий.
  2. О себе словом, движением, рисунком. Воспитание чувств, эмпатии, толерантности. Создание условий для  анализа собственного жизненного опыта.
  3.  Три зеркала. Формирование Я-концепции (Я – реальное, Я – идеальное, Я – отраженное).
  4. Констатирующая диагностика. Решение диагностических задач.

2 блок – конструктивно-формирующий (29 занятий), состоящий из 2 подблоков:

1 подблок (14 занятий)- «Я ученик».

  1. Что значит учиться. Формирование представлений о двух шагах учебной деятельности («Что я не знаю» и «Сам найду способ»). Сказка «Про Колю» (Н. Селезнева).
  2. Учитель и ученик. Роль учителя в учебной деятельности (помощник и организатор). Сказка М Панфиловой «Букет для учителя».
  3. Игры в школе. Уроки и перемены. Планирование времени. Сказка М Панфиловой «Игры в школе».
  4. Правила поведения на уроке. Правило «поднятая рука». Сказка М. Панфиловой «Школьные правила».
  5. Мой портфель. Сказки М, Панфиловой «Собирание портфеля» и «Белочкин сон».
  6. Что я знаю и умею. Формирование первичных представлений о трех компонентах мотивации («хочу», «могу», «надо»).
  7. Как выяснить, что я не знаю (пробное действие). Адаптированная структура первого этапа учебной деятельности на уроке («Что я не знаю?»): повторение необходимого для открытия нового знания; итог повторения; пробное учебное действие; фиксирование своего затруднения; обдумывание; поиск причины затруднения.
  8. Как поставить цель. Способ действий «затруднение − думаю». Причина затруднения. Выявление причины затруднения в пробном учебном действии и постановка цели.
  9. Домашнее задание и семья. Цель выполнения домашнего задания. Сказка М. Панфиловой «Домашнее задание».
  10. Школьные оценки. Сказка М. Панфиловой «Школьные оценки».
  11. Лень и терпение. Знакомство с простейшими приемами концентрации внимания. Сказка М. Панфиловой «Ленивец».
  12. Списывание, подсказка и честность в учении. Сказки М. «Панфиловой «Списывание» и «Подсказка».
  13. Режим дня. Уточнение представлений о времени. Сказка М. Панфиловой «Режим».
  14. Телевизор и компьютер. Правила работы за компьютером. Сказка М. Панфиловой «Телевизор».

2 подблок (15 занятий) –«Я одноклассник и друг».

  1. Какие ребята в моем классе. Игры «Пишем в воздухе», «Кто быстрее» (К. Фопель). Сказка «Кто самый лучший» (Е. Жарова).
  2. Мои друзья в классе. Сказки «Про белоцветик» (Н. Овечкина), «Фло» (П. Дидык).
  3. Проблемные ситуации в картинках. Обсуждение проблемных ситуации и путей выхода из них.
  4. Жадность. Сказка М. Панфиловой «Жадность».
  5. Волшебное яблоко (воровство). Сказка М. Панфиловой «Волшебное яблоко».
  6. Драки. Сказка М. Панфиловой «Драки». Игра «Как можно помириться».
  7. Шапка-невидимка. Сказка М. Панфиловой «Шапка-невидимка» (демонстративное поведение и сказка «Снежинка» (А. Пугачева).
  8. Спорщик и ябеда. Сказки М. Панфиловой «Ябеда» и «Спорщик».
  9. Грубые слова. Сказки М. Панфиловой «Хвосты» и «Грубые слова».
  10. Дружелюбные требования. Умение вести дискуссию, доказывать свою точку зрения и выслушивать различные мнения. Понимание и осознание своих и чужих эмоций.
  11. Мальчики и девочки. Культура взаимоотношений. Сказка М. Панфиловой «Дружная страна» (межполовые конфликты).
  12. Правила дружбы. Толерантное отношение к другим людям. Оказание помощи другим и умение принять помощь от других. Тренировка общих способностей несловесного воздействия друг на друга.
  13. Учимся дружно, работаем в группах. Правила работы в паре, группе.
  14. Подарки на день рождения. Игра «Тропинка к сердцу». Сказка М. Панфиловой «Подарки в день рождения».
  15. Портрет моего класса. Создание коллажа.

3 блок (4 занятия) – обобщающе-закрепляющий.

  1. Моя учебная сила. Беседа «Главная учебная сила». Сказка «Козленок Хрюпигав» (Е. Елпидинская).
  2. Варианты поведения. Перенесение нового опыта в реальную жизнь.
  3. Контрольная диагностика. Повторная диагностика, выявление динамики.
  4. Прощай, 1 класс! Обобщение полученных знаний.

Учебно-тематическое планирование

№ занятия

Блок, тема занятия

Кол-во часов

1. Ориентировочный блок

1

Знакомство.

1

2

О себе словом, движением, рисунком.

1

3

Три зеркала.

1

4

Констатирующая диагностика

1

2. Конструктивно-формирующий блок

1 подблок «Я ученик»

5

Что значит учиться.

1

6

Учитель и ученик.

1

7

Игры в школе.

1

8

Правила поведения на уроке.

1

9

Мой портфель.

1

10

Что я знаю и умею.

1

11

Как выяснить, что я не знаю (пробное действие).

1

12

Как поставить цель.

1

13

Домашнее задание и семья.

1

14

Школьные оценки.

1

15

Лень и терпение.

1

16

Списывание, подсказка и честность в учении.

1

17

Режим дня.

1

18

Телевизор и компьютер.

1

2 подблок «Я одноклассник и друг»

19

Какие ребята в моем классе.

1

20

Мои друзья в классе.

1

21

Проблемные ситуации в картинках.

1

22

Жадность.

1

23

Волшебное яблоко (воровство).

1

24

Драки.

1

25

Шанка-неведимка.

1

26

Спорщик и ябеда.

1

27

Грубые слова.

1

28

Дружелюбные требования.

1

29

Мальчики и девочки.

1

30

Правила дружбы.

1

31

Учимся дружно, работаем в группах.

1

32

Подарки на день рождения.

1

33

Портрет моего класса.

1

3. Обобщающе-закрепляющий блок

34

Моя учебная сила.

1

35

Варианты поведения.

1

36

Контрольная диагностика.

1

37

Прощай, 1 класс!

1

Всего 37 занятий

Список демонстрационных материалов:

- пособие «Учусь учиться» (Л. Петерсон),

- куклы – герои «Лесной школы»,

- плакаты с изображением эмоций;

- карточки с изображением проблемных ситуаций.

Методическое обеспечение программы:

Реализация программы осуществляется в форме групповых занятий с использованием методов беседы, убеждения, наблюдения, арттерапии, аутогенной тренировки. Основная технология – игровая в сочетании с системно- деятельностной.

Программа кружка «Я первоклассник» носит коррекционно-развивающий характер. Программа составлена на основе упражнений, описанных Л. Петерсон, Г. Цукерман, Л. Поливановой, К Фонель, О. Хухлаевой, М. Чистяковой, коррекционных сказок М. Панфиловой..

Текущий контроль осуществляется с помощью метода наблюдения, методики констатирующей и контрольной диагностики перечислены в разделе «Подведение итогов реализации программы».

Список литературы

  1. Мир деятельности: учебное пособие / Под ред. Л. Г. Петерсон. – М., 2012.
  2. Панфилова М. А. Игротерапия общения. – М., 2001.
  3. Панфилова М. А. Лесная школа. – М., 2002.
  4. Прихожан А. М. Психокоррекционная работа с тревожными детьми. – М., 1990.
  5. Фонель К. Как научить детей сотрудничать? – М., 1998.
  6. Хухлаева О. Тропинка к своему «Я». – М., 2004.
  7. Хухлаева О. Хочу быть успешнм. – М., 2005.
  8. Цукерман Г., Поливанова К. Введение в школьную жизнь. – М., 2003.
  9. Чистякова М. И. Психогимнастика. – М., 1995.

Приложение 1

Календарно-тематическое планирование

№ занятия

Дата

Дата

Блок, тема занятия

Кол-во часов

1. Ориентировочный блок

1

01.09

02.09

Знакомство.

1

2

08.09

09.09

О себе словом, движением, рисунком.

1

3

15.09

16.09

Три зеркала.

1

4

22.09

23.09

Констатирующая диагностика

1

2. Конструктивно-формирующий блок

1 подблок «Я ученик»

5

29.09

30.09

Что значит учиться.

1

6

06.10

07.10

Учитель и ученик.

1

7

13.10

14.10

Игры в школе.

1

8

20.10

21.10

Правила поведения на уроке.

1

9

27.10

28.10

Мой портфель.

1

10

03.11

04.11

Что я знаю и умею.

1

11

10.11

11.11

Как выяснить, что я не знаю (пробное действие).

1

12

17.11

18.11

Как поставить цель.

1

13

24.11

25.11

Домашнее задание и семья.

1

14

01.12

02.12

Школьные оценки.

1

15

08.12

09.12

Лень и терпение.

1

16

15.12

16.12

Списывание, подсказка и честность в учении.

1

17

22.12

23.12

Режим дня.

1

18

29.12

30.12

Телевизор и компьютер.

1

2 подблок «Я одноклассник и друг»

19

Какие ребята в моем классе.

1

20

Мои друзья в классе.

1

21

Проблемные ситуации в картинках.

1

22

Жадность.

1

23

Волшебное яблоко (воровство).

1

24

Драки.

1

25

Шанка-неведимка.

1

26

Спорщик и ябеда.

1

27

Грубые слова.

1

28

Дружелюбные требования.

1

29

Мальчики и девочки.

1

30

Правила дружбы.

1

31

Учимся дружно, работаем в группах.

1

32

Подарки на день рождения.

1

33

Портрет моего класса.

1

3. Обобщающе-закрепляющий блок

34

Моя учебная сила.

1

35

Варианты поведения.

1

36

Контрольная диагностика.

1

37

Прощай, 1 класс!

1

Всего 37 занятий


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Посвящение в первоклассники"-конкурсно-развлекательная программа для первоклассников

Первоклассники на огромном корабле отправляются в путешествие, которое будет длится долгих 11 учебных лет .В пути они встречаются с известными сказочными героями, которые приготовили для них разл...

Внеурочная деятельность. Программа кружка «Я – исследователь». Программа кружка "Занимательная информатика"

Представлена программа внеурочной деятельности кружка "Я - исследователь".       Программа “Я - исследователь” – интеллектуальной направленности. Она является продолжение...

Программа кружка Азбука первоклассника

Цель программы: формирование и коррекция компонентов психологической готовности первоклассников к обучению в школе.Задачи кружка:ввести ребенка в школьную жизнь через сказку;помочь ребенку выстроить м...

ПРОГРАММА КРУЖКА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ « СИНЯЯ ПТИЦА» ( рассчитана на детей 1 классов) Срок реализации программы – 1 год

ПРОГРАММА  КРУЖКАИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ« СИНЯЯ  ПТИЦА»( рассчитана на детей 1 классов)Срок реализации программы – 1 год...

Программа кружка по внеурочной деятельности"Книголюбы" 1 класс на основе программы Л. А. Ефросининой «В мире книг» и дополнительного модуля программы Е. А. Найденовой курса "Литература народов России"

Рабочая программа кружка "Книголюбы" для 1 классов составлена на основе программы Л. А. Ефросининой «В мире книг» (Сборник программ внеурочной деятельности: 1–4 классы / под ред. Н.Ф. Виноградовой. — ...

Сценарий игровой программы для первоклассников "Как стать первоклассником"

Сценарии игровых программ для учеников начальной школы....

Программа кружка "Азбука первоклассника"

Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации ивидов деятельностиПрограмма включает в себя взаимосвязанные интегрированные области знания: развитие речи (начальные представлен...