Психолого-социальные проблемы первоклассников
статья (1 класс) на тему
Выяснение причин психолого-социальных проблем первоклассника
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
рекомендации | 30.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Современный первоклассник. Психолого-социальные проблемы при обучении
Современный ребенок не тот, который был несколько лет, тем более несколько десятилетий тому назад. Современный первоклассник имеет следующие особенности:
1. У детей большие различия паспортного и физиологического развития. Сегодня нет ни одного класса, где был бы ровный контингент учащихся.
2. У детей обширная информированность практически по любым вопросам. Но она совершенно бессистемна.
3. У современных детей сильнее ощущение своего «Я» и более свободное независимое поведение, более высокая самооценка.
4. Наличие недоверчивости к словам и поступкам взрослых. Нет веры во всё сказанное ими. Нет авторитета.
5. У современных детей более слабое здоровье.
6. Они перестали играть в коллективные «дворовые» игры. Их заменили телевизоры, компьютеры. И как следствие – дети приходят в школу не обладая навыками общения со сверстниками, плохо понимают, как себя вести, какие существуют нормы поведения в обществе.
Приход ребенка в школу связан с определенными трудностями привыкания к школьной жизни, одной из причин которых являются психологические особенности ребенка 6-7 лет. К ним относятся: несформированность произвольной деятельности, отсутствие навыков учебного труда и сотрудничества, недостаточно развитая саморегуляция поведения, большая эмоциональность в общении и другие.
Почему существуют проблемы в начальной школе?
Причин, по которым дети не успевают в начальной школе, очень много, они плавно перетекают одна в другую, да еще и встречаются, как правило, не изолированно, а в совокупности. Очень условно их можно разделить на биологические, социальные и психологические причины.
Одной из самых распространенных причин ранней неуспеваемости, является тот факт, что часть детей приходит в первый класс, не достигнув уровня школьной зрелости. Это могут быть шестилетние дети, которых родители не захотели больше «держать» в детском саду, или дети, достигшие календарных семи лет, но умственный возраст которых на момент поступления в первый класс слегка меньше.
Второй причиной школьной неуспеваемости в младших классах, тяготеющей к «биологической группе» является то, что в школу приходят соматически ослабленные дети. Их школьная зрелость несомненна, уровень интеллекта достаточно высок, календарный возраст соответствует обучению в первом классе, но... они часто болеют и пропускают занятия, быстро устают. Такие дети, разумеется, должны посещать школу, но нуждаются в специальном режиме и системе реабилитационно-закаливающих мероприятий. Сюда же можно отнести детей с врожденными или приобретенными нарушениями в развитии.
Следующая, биологическая причина неуспеваемости в начальной школе – это леворукостъ ребенка. «Правополушарные» люди обладают особым взглядом на мир, им зачастую присуще тонкое, художественное и интуитивное восприятие действительности.
Следующая «околобиологическая» причина – тот или иной неврологический диагноз. Задержка психического развития, легкая степень умственной отсталости, гипер- или гиподинамический синдром, последствия ММД. Здесь все коррекционные и лечебные мероприятия производятся в тесном контакте с лечащим специалистом.
К социальной группе можно отнести педагогическую запущенность ребенка. Причем не обязательно речь здесь идет об опустившихся родителях-алкоголиках или детях, выросших в наркоманских притонах. Педагогически запущенные дети встречаются в совершенно нормальных, очень приличных и даже в очень обеспеченных семьях.
Причиной плохой успеваемости может быть и неправильно выбранная программа для обучения. Например, ребенка с очень средними способностями пытаются обучать по программе для одаренных детей или откровенного, художественно одаренного «правополушарника» запихивают в престижную математическую школу.
Следующая социальная (и отчасти эмоциональная) причина плохой успеваемости – это конфликты ребенка с одноклассниками, неумение или нежелание строить с ними адекватные, дружеские отношения. Ребенок нелюдим или чрезмерно застенчив. Имеет какой-то недостаток внешности или слишком вспыльчив и агрессивен. Его дразнят или избегают, ему не дают проходу, у него нет друзей, он не хочет идти в школу, постоянно испытывает напряжение, переживает – в результате страдает успеваемость.
Сейчас одна из наиболее часто встречающихся проблем, которую отмечают практически все учителя: поведенческие проблемы (агрессивные, тревожные, гиперактивные дети). На уроках эти дети невнимательны, часто не слушают объяснения учителя, отвлекаются на посторонние занятия и разговоры. На перемене происходит разрядка напряжения: они бегают, кричат, мешают другим ребятам. Все это постепенно приводит к их изоляции, все чаще в поведении проявляются вспышки гнева, злости по отношению к одноклассникам.
Портрет гиперактивного ребенка:
• Очень подвижен, вспыльчив, раздражителен и безответственен
• Ему трудно долго сидеть на одном месте, молчать
• У него плохая координация или недостаточный мышечный контроль
• Трудно концентрировать свое внимание, часто задает множество вопросов
Правила работы с гиперактивными детьми:
1. Работать с ребенком в начале дня. Уменьшить рабочую нагрузку ребенка
2. Делить работу на более короткие, но более частые периоды. Использовать физкультминутки
3. Быть драматичным, экспрессивным педагогом. Оставаться спокойным
4. Снизить требования к аккуратности в начале работы, чтобы сформировать чувство успеха
5. Посадить ребенка во время занятий рядом с взрослым
6. Использовать тактильный контакт (элементы массажа, прикосновения)
7. Договариваться с ребенком о тех или иных действиях заранее
8. Давать короткие, четкие и конкретные инструкции
9. Использовать гибкую систему поощрений и наказаний. Поощрять сразу же, не откладывая на будущее
Портрет агрессивного ребенка:
• Нападает на детей, обзывает и бьет их, отбирает и ломает игрушки
• Намеренно употребляет грубые выражения
• Ищет способы привлечения внимания взрослых и сверстников
• Очень подозрителен и насторожен
• Любит перекладывать вину за затеянную ими ссору на других
Правила работы с агрессивными детьми:
1. Быть внимательным к нуждам и потребностям ребенка
2. Демонстрировать модель неагрессивного поведения
3. Быть последовательным в наказаниях ребенка, наказывать за конкретные поступки
4. Наказания не должны унижать ребенка
5. Обучать приемлемым способам выражения гнева. Расширять поведенческий репертуар ребенка
6. Обучать распознаванию собственного эмоционального состояния и состояния окружающих людей. Развивать способность к эмпатии
7. Отрабатывать навык реагирования в конфликтных ситуациях
Портрет тревожного ребенка:
• Чрезмерное беспокойство
• Часто ожидают самого худшего
• Чувствуют себя беспомощными, опасаются играть в новые игры, приступать к новым видам деятельности
• Высокие требования к себе, они очень самокритичны. Уровень их самооценки низок
Правила работы с тревожными детьми:
1. Избегайте состязаний и работ, учитывающих скорость
2. Не сравнивайте ребенка с окружающими. Обращайтесь к ребенку по имени
3. Чаще используйте телесный контакт, упражнения на релаксацию
4. Способствуйте повышению самооценки ребенка, чаще хвалите его
5. Демонстрируйте образцы уверенного поведения
6. Не предъявляйте к ребенку завышенных требований
Будьте последовательны в воспитании ребенка. Не унижайте ребенка
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Собрание для родителей первоклассников «Основные проблемы учеников 1 класса, причины их возникновения и пути их преодоления »
Основные проблемы учеников 1 класса, причины их возникновения....
Родительское собрание «Проблемы адаптации первоклассников в школе»
Тема: «Проблемы адаптации первоклассников в школе». Цель собрания:1.Познакомить родителей с возможными проблемами адаптации детей в первый год обучения.Вопросы для обсуждения:Физиологические тр...
Как справиться с проблемами первоклассников
Статья из газеты "Петрозаводск" (не моя)...
Проблемы первоклассников и их родителей.
Советы родителям первоклассников...
Логопедические проблемы первоклассников.
Что должен уметь ребёнок при поступлении в первый класс и какие логопедические проблемы у него могут возникнуть....
План работы психолого-социально-логопедической службы.
План работы психолого-социально-логопедической службы отражает комплексное взаимодействие специалистов психолого-педагогического сопровождения обучающихся с особыми образовательными потребностями и их...