Проблемы первоклассников в школе
консультация (1 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Басова И.В.
ПРОБЛЕМЫ ПЕРВОКЛАССНИКОВ В ШКОЛЕ
Первый звонок…
Как часто приходится слышать о том, что радость ребёнка, впервые переступившего порог школы, быстро сменяется разочарованием и нежеланием учиться! Как часто родители, бабушки и дедушки с недоумением смотрят на новые учебники и рабочие тетради, не понимая предлагаемых заданий и не зная, чем помочь своему чаду!
Ни для кого уже не секрет, что бывшие детсадовцы, их родители и учителя сталкиваются в первом классе с массой проблем. Главные из них: разный базовый уровень знаний детей, их различные умения и навыки, неодинаковая степень социализации и коммуникативной культуры, сюда же следует добавить индивидуальные и возрастные особенности первоклассников, а так же национальная неоднородность детского коллектива. Несмотря на все сложности, учитель к концу года обязан подвести класс под некий общий уровень, подтянув слабых и создать комфортные условия для дальнейшего развития тех, чей уровень превышает среднестатистический.
Как облегчить ребёнку переход из детского сада в первый класс?
Большая работа над преемственностью образования проводится в подготовительных группах, поэтому у ребят, посещающих детские сады, адаптация в школе происходит легче, чем у домашних детей. В детсадах с будущими первоклассниками проводятся беседы о том, как вести себя на уроках и переменах; педагоги обучают ребят азам правописания и счёта, устраивают открытые занятия для будущих учителей первоклассников и даже водят последних на экскурсии в школы. Многие из ребят, посещавшие подготовительные курсы в школе, так же не испытывают дискомфорта от перемены обстановки: они знают базовые правила поведения на уроках и переменах, им знакомы многие ребята, с которыми они проходили предшкольную подготовку.
Самые большие проблемы возникают у домашних флегматичных детей, страдающих от гиперопеки. Отсутствие навыков социализации и самообслуживания обнаруживаются у них уже в первые дни пребывания в новом коллективе. Неумение обращаться ко взрослому и сверстникам, несобранность на уроках и в группах продлённого дня, быстрая утомляемость и общая неуспеваемость, снижение самооценки… Ситуации хронического неуспеха сильно травмируют детскую психику, на их почве у детей рано появляются агрессия, истерия, неврозы, апатия и школофобия. Как помочь таким ребятам? Только чуткость учителя совместно с родительским терпением помогут ребёнку преодолеть трудности, к которым он не был морально и физически подготовлен. Со стороны семьи необходимы бережное отношение к достоинству маленького человека, отсутствие раздражительной критики и оценки, педагог же обязан продумать его индивидуальный образовательный маршрут.
Проблемы с обучением возникают и у гиперактивных первоклассников. Причины гиперактивности разные - медицинские и социальные, и молодому педагогу зачастую бывает очень трудно добиться на уроках дисциплины. Индивидуальный подход к каждому ученику на практике оказывается трудно осуществимым из-за большого количества обучающихся. Чтобы предотвратить утомляемость, учителя применяют на уроках многочисленные здоровьесберегающие технологии: физминутки, дыхательную гимнастику, гимнастику для глаз, самомассаж и проч.
Неприятным сюрпризом для людей старшего поколения становится содержание современных образовательных программ.
По словам Н.К.Булычёвой, “завышение требований к детям, поступающим в I класс, привело к форсированному обучению дошкольников чтению и письму”. Если в советской начальной школе уделяли большое время чистописанию, то современному учителю времени на обучение детей каллиграфическому письму отведено очень мало. Результат - отсутствие у первоклашек навыка правописания сложных буквенных элементов и соединений букв, вследствие чего у большинства обучающихся не вырабатывается чёткий, читаемый почерк. Прописи пестрят сложными и довольно длинными для первоклассников текстами, которые предлагаются для списывания. На уроках математики - в первом классе! - обучающимся могут предложить решение примеров не только на сложение и вычитание, но и на умножение и деление; домашнее задание по чтению может включать в себя прочтение или заучивание наизусть больших фрагментов стихотворного и прозаического текста. Сложно? Да, школьная программа первоклассника чрезвычайно насыщена, а ведь в группе продлённого дня запланирована ещё и серьёзная разнообразная внеурочная деятельность! И заметьте - речь идёт о простых общеобразовательных школах. В гимназиях программа для первых классов может быть осложнена изучением иностранныхми языками и др.предметами.
Ниже приводится интернет-подборка интересных и полезных советов для родителей первоклассников.
ИНТЕРНЕТ - РОДИТЕЛЯМ
В первые недели обучения первоклассника в школе важно помочь ребёнку поверить в себя, в свои силы и возможности.
- Проявляйте интерес к школе, классу, в котором учится ваш ребёнок. Очень полезно ребенка просто послушать.
- Не критикуйте своего малыша, даже если он плохо пишет, медленно считает, неаккуратен. Критика, особенно при посторонних людях, только усилит его проблемы.
- Учитывайте темперамент своего ребенка в период адаптации к школьному обучению. Активным детям тяжело долго сидеть на одном месте, медлительным сложно привыкать к школьному ритму.
- Поощряйте ребенка не только за учебные успехи. Любое моральное стимулирование, слова поддержки со стороны взрослых помогают ребёнку почувствовать себя значимым в той или иной деятельности.
- Никогда ни с кем не сравнивайте своего ребёнка — это приведет либо к повышенной гордости, либо к зависти и падению самооценки. Сравнивать можно только новые успехи вашего ребенка с его прежними достижениями.
Памятка родителям первоклассников.
- Избегайте чрезмерных требований. Не спрашивайте с ребенка все и сразу. Ваши требования должны соответствовать уровню развития его навыков познавательных способностей. Не забывайте, что такие важные и нужные качества, как прилежание, аккуратность, ответственность не формируется сразу. Ребенок пока еще не только учится управлять собой и организовывать свою деятельность. Не пугайте ребенка трудностями и неудачами в школе, чтобы не развить в нем ненужную неуверенность в себе.
- Предоставьте ребенку право на ошибку. Каждый человек время от времени ошибается, и ребенок здесь не является исключением. Важно чтобы он не боялся ошибок, а умел их исправить. В противном случае у ребенка сформируется убеждение, что он ничего не может.
- Помогая ребенку выполнять задание, не вмешивайтесь во все, что он делает. Дайте ему возможность добиться выполнения задания самостоятельно.
- Приучайте ребенка содержать в порядке свои вещи и школьные и школьные принадлежности.
- Хорошие манеры ребенка зеркало семейных отношений.
Учите ребенка быть вежливым и спокойным в обращении.
- Приучайте ребенка к самостоятельности в быту и навыкам самообслуживания. Чем больше ребенок может делать самостоятельно, тем более взрослым и уверенном будет чувствовать себя. Научите ребенка самостоятельно раздеваться и вешать свою одежду, застегивать пуговицы и молнии, завязывать шнурки.
- Не пропустите первые трудности в обучении. Обращайте внимание на любые затруднения, особенно если последнее становится систематическими. Все проблемы с учебой, поведение и здоровье гораздо проще решить в самом начале. Не закрывайте глаза на проблемы, они все равно никуда не уйдут сами.
- На сегодняшний день одно из самых распространённых ошибок является стремление вырастить вундеркинда. Еще до поступления в школу ребенка обучают большей части учебной программы первого класса, и ему становится не интересно на уроках. Конечно родителям хочется, чтобы их ребенок действительно хорошо учился, и был «самым, самым». Однако, если ваш ребенок действительно гений, то он все равно проявит себя. А перегрузка ребенка занятиями может сказаться на его здоровье и желании учиться. Подготовка ребенка к школе должна заключаться просто в его общем развитии процессов внимания, памяти, мышления, восприятия, речи, моторики. Необходимо заниматься не закладыванием в ребенка различных знаний, а расширением его кругозора и представлений об окружающем мире.
- Читая книжки, обязательно обсуждайте и пересказывайте прочитанное вместе с ребенком; учите его ясно выражать свои мысли. Тогда в школе у ребенка не будут с устными ответами. Когда спрашиваете о чем – либо, не довольствуйтесь ответами «да» или «нет», уточняйте, почему он так думает, помогайте довести мысль до конца. Приучайте последовательно рассказывать о произошедших событиях и анализировать их.
- Обязательно соблюдайте режим дня и прогулок! От этого зависит здоровье вашего ребенка, а значит, способность лучше и проще усваивать школьный материал. Здоровье – это база для всего развития ребенка, это количество его сил, которые он может потратить не перенапрягаясь, а, следовательно, и без разнообразных последствий (неусидчивость, раздражительность, обидчивость, частые простудные заболевании, слезливость, грубость, головные боли и т.д.) особенно это касается тех детей, у которых с рождения присутствуют повышенная нервная возбудимость, быстрая утомляемость или какие-либо неврологические осложнения. В таком случае правильный и четкий режим дня становится не только организующим, но и профилактическим средством против дальнейшего ослабления нервной системы.
- Не забывайте, что ребенок еще несколько лет будет продолжать играть (особенно этот касается 6-леток) ничего страшного в этом нет. Наоборот, в игре ребенок тоже учится. Лучше поиграйте вместе с ним в процессе выучите какие – нибудь понятия (правый, левый)
- Ограничьте время нахождения Вашего ребенка за телевизором и компьютером до 1 часа в день. Родители ошибочно полагают, что время препровождения перед телевизором и компьютером являются отдыхом или разгрузкой после напряженного дня. В отличие от взрослых, оба этих занятия действует возбуждающе на неокрепшую нервную систему ребенка, в свою очередь, провоцируя повышенную утомляемость, двигательную активность, перевозбуждение, раздражительность и др.
Составьте вместе с ребенком распорядок дня, следите за его соблюдением. Таким образом, поддержите в ребенке его стремление стать школьником.
Не пропускайте трудности, возможные у ребенка на начальном этапе овладения учебными навыками. Если у ребенка есть логопедические проблемы, постарайтесь справиться с ними на первом году обучения. Поддержите первоклассника в его желании добиться успеха. В каждой работе, очень важно найти, за что его можно похвалить. Помните, что похвала, это сильная эмоциональная поддержка, которая способна заметно повысить интеллектуальные возможности ребенка.
Если вас что–то беспокоит в поведении ребенка, в его учебных делах, не стесняйтесь обращаться за советом и консультацией к учителю или к школьному психологу.
С поступлением в школу в жизни вашего ребенка появился человек более авторитетный, чем вы. Это учитель. Уважайте мнение первоклассника о своем педагоге.
Учение это нелегкий труд. Поступление в школу существенно меняет жизнь ребенка, но не должно лишать ее многообразия, радости, игры. У первоклассника должно оставаться достаточно времени для игровых занятий.
Необходимые условия успешного воспитания и обучения в школе.
- Организуйте, пожалуйста, уголок школьника, поддерживайте его порядок.
- Перед началом выполнения домашнего задания, выключите радио, телевизор.
- Не сидите с ребенком за уроками, каждый день, но проверяйте их ежедневно.
- Научите ребенка обстоятельно готовиться к завтрашнему дню:
- собрать школьные принадлежности;
- подготовить обувь, одежду.
5. Рационально организуйте режим дня.
6. К делам детей относитесь внимательно, доброжелательно, но вместе с тем, будьте требовательны к его результатом деятельности.
7. С самого начала учения вселяйте в детей веру и оптимизм: неудачи временны. То, что не получилось сегодня, получится завтра!
Подготовила Ахматова Марьям В., педагог-психолог.
Школьная дезадаптация
Адаптация ребенка к школе — довольно длительный процесс, связанный со значительным напряжением всех систем организма и далеко не у всех детей протекает безболезненно. У некоторых она не наступает совсем, и тогда приходится говорить о социально-психологической дезадаптации, которая ведет к серьезным последствиям (вплоть до невозможности получить полноценное образование и найти свое место в жизни).
Школьная дезадаптация — это нарушения приспособления ребенка к школьным условиям, при которых наблюдается снижение способностей к обучению, а также адекватного взаимоотношения ребенка с педагогами, коллективом, программой обучения и другими составляющими школьного процесса.
Виды школьной дезадаптации, к которым приводят школьные проблемы:
- патогенная дезадаптация (нарушения в работе нервной системы, анализаторов, болезни головного мозга, а также различные фобии);
- психосоциальная дезадаптация (половозрастные и индивидуальные психологические особенности ребенка);
- социальная дезадаптация связана с нарушениями норм морали и права, асоциальными нормами поведения, деформацией системы внутренней регуляции и социальных установок.
Природа школьной неуспеваемости может быть представлена самыми различными факторами.
- Недостатки в подготовке ребенка к школе, социально-педагогическая запущенность.
- Соматическая ослабленность ребенка.
- Нарушение формирования отдельных психических функций и познавательных процессов.
- Двигательные нарушения.
- Эмоциональные расстройства.
Все перечисленные факторы представляют непосредственную угрозу, прежде всего для интеллектуального развития ребенка. Зависимость же школьной успеваемости от интеллекта не нуждается в доказательствах.
Формы проявления школьной дезадаптации
Форма дезадаптации | Причины | Первичный запрос | Коррекционные мероприятия |
Несформированность навыков учебной деятельности. | – педагогическая запущенность; – недостаточное интеллектуальное и психомоторное развитие ребенка; – отсутствие помощи и внимания со стороны родителей и учителей. | Плохая успеваемость по всем предметам. | Специальные беседы с ребенком, в ходе которых надо установить причины нарушений учебных навыков и дать рекомендации родителям. |
Неспособность к произвольной регуляции внимания, поведения и учебной деятельности. | – неправильное воспитание в семье (отсутствие внешних норм, ограничений); – потворствующая гипопротекция (вседозволенность, отсутствие ограничений и норм); – доминирующая гиперпротекция (полный контроль действий ребенка взрослыми). | Неорганизованность, невнимательность, зависимость от взрослых, ведомость. | Работа с семьей; анализ собственного поведения учителей с целью предотвратить возможное неправильное поведение. |
Неумение приспособиться к темпу учебной жизни (темповая неприспособленность). | – неправильное воспитание в семье или игнорирование взрослыми индивидуальных особенностей детей; – минимальная мозговая дисфункция; – общая соматическая ослабленность; – задержка развития; – слабый тип нервной системы. | Длительное приготовление уроков, утомление к концу дня, опоздания в школу и т.д. | Работа с семьёй по преодолению оптимального режима нагрузки ученика. |
Школьный невроз или “боязнь школы”, неумение разрешить противоречие между семейными и школьными “мы”. | Ребенок не может выйти за границы семейной общности – семья не выпускает его (у детей, родители которых используют их для решения своих проблем. | Страхи, тревожность. | Необходимо подключение психолога – семейная терапия или групповые занятия для детей в сочетании с групповыми занятиями для их родителей. |
Несформированность школьной мотивации, направленность на нешкольные виды деятельности. | – стремление родителей "инфантилизировать" ребенка; – психологическая неготовность к школе; – разрушение мотивации под воздействием неблагоприятных факторов в школе или дома. | Нет интереса к учебе, "ему бы играть", недисциплинированность, безответственность, отставание в учебе при высоком интеллекте. | Работа с семьей; анализ собственного поведения учителей с целью предотвратить возможное неправильное поведение. |
УСПЕХОВ - первоклассникам,
терпения и понимания вам, дорогие родители!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание «Проблемы адаптации первоклассников в школе»
Тема: «Проблемы адаптации первоклассников в школе». Цель собрания:1.Познакомить родителей с возможными проблемами адаптации детей в первый год обучения.Вопросы для обсуждения:Физиологические тр...
Проблемы адаптации первоклассников к школе
В статье рассказывается о методах, формах и содержании работы в период адаптации первоклассников к школе...
Родительское собрание в первом классе "Проблема адаптации первоклассников в школе"
Второе родительское собрание в первом классе по теме "Проблема адаптации первоклассников в школе" Форма проведения: круглый стол....
Проблемы адаптации первоклассников в школе
Задачи собрания:Познакомить родительский коллектив с возможными проблемами адаптации детей в первый год обучения.Разработать рекомендации для создания системы комфортных взаимоотношений с первоклассни...
ПРОБЛЕМА АДАПТАЦИИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ В ШКОЛЕ
Задачи собрания:1. Познакомить родительский коллектив с возможными проблемами адаптации детей в первый год обучения.2. Разработать рекомендации для создания системы комфортных взаимоотношений с первок...
Возрастные особенности первоклассников и проблемы адаптации к школе
Материал для родительского собрания в 1 классе...
Родительское собрание "Проблемы адаптации первоклассников в школе"
Цель собрания:1.Познакомить родителей с возможными проблемами адаптации детей в первый год обучения.Вопросы для обсуждения:Физиологические трудности адаптации первоклассников в школе.Психологические т...