"Этика в профессиональной культуре педагога"
материал по теме
Выступление на педсовете "Этика в профессиональной культуре педагога" с тестом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_etika_v_professionalnoy_kulture_pedagoga.docx | 34.29 КБ |
Предварительный просмотр:
«Этика в профессиональной культуре педагога»
ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ПЕДАГОГИЧЕСКОМ СОВЕТЕ
Этика в профессиональной культуре педагога
Термин «этика» происходит от древнегреческого слова «ethos» («этос»). Первоначально под этосом понималось привычное место совместного проживания, дом, человеческое жилище, звериное логово, птичье гнездо. В последующем оно стало по преимуществу обозначать устойчивую природу какого-либо явления, обычай, нрав, характер. Для обозначения совокупности этических добродетелей как особой предметной области значения и для выделения самого этого знания как особой науки Аристотель ввел термин «этика».
Рассмотрим роль и место этики в профессиональной культуре педагога.
Педагогическая этика является самостоятельным разделом этической науки и изучает особенности педагогической морали, выясняет специфику реализации общих принципов нравственности в сфере педагогического труда, раскрывает её функции, специфику содержания принципов и этических категорий. Также педагогической этикой изучается характер нравственной деятельности учителя и нравственных отношений в профессиональной среде, разрабатываются основы педагогического этикета, представляющего собой совокупность выработанных в учительской среде специфических правил общения, манер поведения и т. п. людей, профессионально занимающихся обучением и воспитанием.
Педагогическая этика рассматривает сущность основных категорий педагогической морали и моральных ценностей. Моральными ценностями можно назвать систему представлений о добре и зле, справедливости и чести, которые выступают своеобразной оценкой характера жизненных явлений, нравственных достоинств и поступков людей и т. п. К педагогической деятельности применимы все основные моральные понятия, однако отдельные понятия отражают такие черты педагогических воззрений, деятельности и отношений, которые выделяют педагогическую этику в относительно самостоятельный раздел этики. Среди этих категорий – профессиональный педагогический долг, педагогическая справедливость, педагогическая честь и педагогический авторитет.
Справедливость вообще характеризует соответствие между достоинствами людей и их общественным признанием, правами и обязанностями; педагогическая справедливость имеет специфические черты, представляя собой своеобразное мерило объективности учителя, уровня его нравственной воспитанности (доброты, принципиальности, человечности, проявляющейся в его оценках поступках учащихся, их отношения к учёбе, общественно полезной деятельности и т. д. Справедливость – это нравственное качество учителя и оценка мер его воздействия на учащихся, соответствующая их реальным заслугам перед коллективом. Специфика педагогической справедливости заключается в том, что оценка действия и ответная реакция на неё находятся у педагога и учащихся на разных уровнях нравственной зрелости; в том, что определение меры объективности зависит от педагога в большей степени; в том, что общей моральной оценке подвергается взаимодействие сторон с неравной самозащитой; наконец, в том, что педагогически необходимое, запрограммированное педагогом, может не осознаваться учениками.
Профессиональный педагогический долг – одна из важнейших категорий педагогической этики. В профессиональном долге педагога запрограммирована необходимость творческого отношения к своему труду, особая требовательность к себе, стремление к пополнению профессиональных знаний и повышению педагогического мастерства, необходимость уважительного и требовательного отношения к учащимся и их родителям, умение разрешать сложные коллизии и конфликты школьной жизни.
Профессиональная честь в педагогике – это понятие, выражающее не только осознание учителем своей значимости, но и общественное признание, общественное уважение его моральных заслуг и качеств. Высоко развитое осознание индивидуальной чести и личного достоинства в профессии педагога выделяется отчётливо. Если учителем в своём поведении и межличностных отношениях нарушаются требования, предъявляемые обществом к идеалу педагога, то соответственно им демонстрируется пренебрежение к профессиональной чести и достоинству. Честь учителя – общественная оценка его реальных профессиональных достоинств, проявляющихся в процессе выполнения им профессионального долга.
Наконец, педагогический авторитет учителя – это его моральный статус в коллективе учащихся и коллег, это своеобразная форма дисциплины, при помощи которой авторитетный и уважаемый учитель регулирует поведение воспитуемых, влияет на их убеждения. Педагогический авторитет зависит от предшествующей морально-этической и психолого-педагогической подготовки учителя. Уровень его определяется глубиной знаний, эрудицией, мастерством, отношением к работе и т. д.
Переход от нравственного сознания к нравственной практике включает в себя особый элемент нравственного творчества – педагогический такт. Нравственное творчество учителя включает в себя ряд компонентов, среди которых важнейшими являются такие, как осмысление нормы и её значимости в отношении к обществу, педагогической профессии; осмысление сложных обстоятельств ситуации, условия её возникновения; необходимость выбрать лучший вид поступка в соответствии с нравственно- педагогической нормой.
Педагогический такт есть форма реализации педагогической морали в деятельности учителя, в которой совпадают мысль и действие. Такт – это нравственное поведение, включающее предвидение всех объективных последствий поступка и субъективного его восприятия; в такте проявляется поиск более лёгкого и менее болезненного пути к цели. Педагогический такт это всегда творчество и поиск.
В числе основных составляющих элементов педагогического такта учителя можно назвать уважительное отношение к личности, высокую требовательность, умение заинтересованно слушать собеседника и сопереживать ему, уравновешенность и самообладание, деловой тон в отношениях, принципиальность без упрямства, внимательность и чуткость по отношению к людям и т. д.
Среди требований, предъявляемых к педагогической культуре учителя, есть общечеловеческие, которые были выработаны в ходе развития педагогической практики. Но в сфере педагогического труда свои особенности и влияние имеет и моральная регуляция, неотъемлемым элементом которой является нравственное самовоспитание. Ведь многие действия педагога никем не контролируются. Зачастую своим действиям и поступкам он сам даёт оценку, сам же их корректирует. Поэтому моральный «барометр» учителя – его педагогическая совесть – должен быть чувствительным в высокой степени.
Кодекс профессиональной этики педагога определяет совокупность нравственных требований, вытекающих из принципов и норм педагогической морали, и регулирует его поведение и систему отношений в процессе педагогической деятельности. Одной из основ кодекса профессиональной этики учителя является установление основных требований, которые определяют отношение учителя к самому себе, к педагогическому труду, к ученическому и педагогическому коллективам.
Такт педагога регулирует его педагогические действия с нравственной стороны. Наиболее полно профессионально-этическая мера целесообразности представлена в признаках (чертах) педагогического такта:
- требовательности без грубости, унижения личного достоинства и мелочной придирчивости;
-естественности, простоте общения, не допускающей фамильярности и панибратства;
-принципиальности и настойчивости без упрямства;
-внимательности и чуткости без подчеркивания этого;
-юморе и иронии без насмешливости, унижающей достоинство личности;
-воздействии в форме убеждений, внушений, предупреждений, предложений и наказаний без подавления и унижения;
-способности обучать и воспитывать обучающихся без подчеркивания своего превосходства в знаниях и уровне профессиональной подготовленности;
-умении слушать обучающегося, серьезно подходить к формулировке ответа на его вопрос и других.
Перечисленные признаки педагогического такта проявляются при решении педагога различных учебно-воспитательных задач, что позволяет повышать эффективность и качество их профессиональной деятельности.
Профессиональный такт проявляется:
- во внешнем облике педагога;
- в умении быстро и правильно оценить сложившуюся обстановку и в то же время не торопиться с выводами о поведении и способностях воспитанников;
- в умении сдерживать свои чувства и не терять самообладания в сложной ситуации;
- в сочетании разумной требовательности с чутким отношением к учащимся;
- в хорошем знании возрастных и индивидуальных особенностей учащихся;
- в самокритичной оценке своего труда.
Тактичный педагог приходит вовремя на работу, деловые встречи; своевременно возвращает то, что одалживал у коллег, учащихся, их родителей; не повторяет слухов, непроверенных фактов, тем более, если они могут нанести ущерб окружающим.
Педагогический такт характеризуется обоснованностью и гибкостью применения методов, форм и приемов педагогического воздействия. Он не терпит шаблона и формализма.
Основа такта — выдержка и уравновешенность педагога. Главная отличительная черта тактичного руководителя творческого коллектива, как педагога – высокая требовательность и искреннее уважение к воспитуемым. Понятие «такт» включает много компонентов, но все они так или иначе связаны с заботой о маленьком человеке, с внимательным и чутким отношением к нему. Педагогический такт предполагает гибкость поведения учителя – тактику, что обусловлено разноплановыми ролями педагогической деятельности учителя. На занятиях – четкость, корректность, строгость, если коллектив не готов к уроку. Во внеурочное работе – непринужденность, задушевность, которые особенно необходимы в индивидуальной беседе, походе, экскурсии.
Психологи утверждают, что там, где гибкость педагогической тактики заменяется резким окриком или многословием раздражения, и гневливостью, происходит подмена профессиональной педагогической деятельности выражением педагогической несостоятельности. Это как если бы врач вместо оказания помощи больному избил бы его.
Важной характеристикой в этике профессионально-педагогического общения является его стиль. Стиль общения педагога с учащимися – это категория социальная и нравственная. Он формируется под воздействием многих факторов и зависит:
- от психического склада человека,
- его ценностных ориентации,
- уровня образования и общей культуры,
- влияния ближайшего социального окружения
- авторитета людей (более опытных педагогов, оказавших наибольшее воздействие на процесс становления педагога).
Практика показала, что никакие опросники и никакое анкетирование не заменят общения учителя и ученика, воспитателя и воспитанника. Чаще в этом процессе преобладает информационное общение со стороны учителя. При таком давлении учителя теряется общение, часто возникает непонимание. Школьный педагог не учитывает свое психологическое влияние на ученика, а это следует делать. Педагог должен уметь подобрать «ключик» к каждому ребенку. Застенчивый он или озорной, ленивый или безразличный. Он должен помнить, что одно оброненное слово педагога играет огромную роль в жизни ребенка, которое он помнит всю жизнь.
Представляется необходимым сформировать требования к процессу общения педагога и ученика. Это:
- доверительность;
- умение слушать ребенка;
- взаимопонимание как основа;
- деловой контакт;
- способность перейти от воздействия к взаимодействию.
Важным во всем этом процессе является творчество учителя в общении. Одно и то же задание ребенку, одну и ту же беседу педагог может дать или провести в разной тональности, с разным настроением. Учитывая важность педагогического общения, сформируем «Этические заповеди педагогу, входящему в класс» (Приложение 1).
Следует также отметить, что, используя такие методы стимулирования, как наказание и поощрение, учитель особо должен быть тактичным по отношению к каждому ученику. Бестактно, например, применять поощрение в тех случаях, когда преподавателя не поддерживает коллектив или когда ученики считают, что эта похвала их коллегой не заслужена. При применении наказания очень важно как можно больше проявлять уважения и одновременно требовательности к воспитаннику. Недопустимо возмущаться проступком ученика, а тем более срывать зло и оскорблять его.
Профессиональная этика предполагает высокий уровень общей культуры специалиста, проявляющейся, в частности, в различных ситуациях его общения с коллегами и другими людьми в формальной и неформальной обстановке. Но, пожалуй, особенно большую роль культура общения играет в жизни педагога. Предлагаем ответить на вопросы тестов, которые помогут Вам скорректировать свое поведение и выявить качества, необходимые в профессиональном общении учителя (Приложение 2).
В настоящее время возрастает значение профессиональной этики в регулировании различных видов трудовой деятельности. Это связано со стремлением постоянно совершенствовать профессиональные нормы применительно к изменяющимся общественным отношениям.
Профессиональная этика общества не может представлять абсолютную истину в поведении людей. Каждое поколение должно решать их вновь и вновь самостоятельно. Но новые разработки должны опираться на моральный запас, созданный предшествующими поколениями.
Сегодня, когда имеет место опережающее развитие технических аспектов и отставание культурного, очень важно понять, что для стабилизации общества необходимы этические знания.
Интеллигентность должна быть не только в знаниях, но и в способности к пониманию другого. Она проявляется в тысяче и тысяче мелочей: в умении уважительно спорить, вести себя скромно за столом, в умении незаметно помочь другому, беречь природу, не мусорить вокруг себя – не мусорить окурками или руганью, дурными идеями. Интеллигентность – это терпимое отношение к миру и к людям.
В основе всех хороших манер лежит забота о том, чтобы человек не мешал человеку, чтобы все вместе чувствовали себя хорошо. Надо уметь не мешать друг другу. Воспитывать в себе нужно не столько манеры, сколько то, что выражается в манерах: бережное отношение к миру, к обществу, к природе, к своему прошлому.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бодалев А. А. Сущность профессиональной деятельности учителя//Семья и школа 2010- № 5.
2. Бодалев А.А. Личность и общение. М., 1995.
3. Божович Л. К. Личность учителя и ее формирование. Педагогические очерки. - М.: Просвещение, 2009., 389с
4. Бреслав Г. М. Особенности воспитательного процесса в школьном возрасте. - М.: Педагогика, 2009., 382с.
5. Бершедова Л. И. Воспитательный процесс в условиях школьного образования. - М. : Проспект. - 2009., С. 78.
6. Василюк Ф. Е. Проблемы выбора профессиональной деятельности 10. Семья и школа -2010, №4, 2009 №5
7. Шепель В.М. Секреты личного обаяния. М., 1994.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
«Этические заповеди педагогу, входящему в класс».
1. Думайте о своих отношениях с детьми выстраивайте их.
2. При организации педагогического общения исходите не только из педагогических целей и задач, не исключайте интересы ребенка.
3. Свою речь акцентуируйте на конкретного ребенка или группу ребят.
4. Не стройте отношения «сверху вниз». Помните, что даже малыш стремится к самостоятельности во взаимоотношениях.
5. Постарайтесь понять психологическую атмосферу в детском коллективе, что поможет в общении с ребенком.
6. Умейте слушать детей.
7. Стремитесь ощущать их настроение в процессе общения с вами.
8. Не забывайте, что у детей могут быть конфликты и что вы можете спровоцировать их своей педагогической несостоятельностью.
9. Убеждая ребенка в его ошибках старайтесь быть тактичным.
10. Чтобы избежать «тупиковых» односложных ответов, вопрос начинайте с «почему? », «как? », «для чего? ».
11. Будьте инициативны в общении.
12. Обращайте внимание в общении на особенности девочек. Они более эмоциональны, более ранимы.
13. Избегайте штампов в манере вести себя с детьми (точно по плану).
14. Преодолевайте отрицательное отношение к некоторым ребятам.
15. Только критика( без конструктивного начала) бесполезна.
16. Чаще улыбайтесь детям.
17. Старайтесь, чтобы чаще звучали одобрения, похвала, поощрения.
18. Дети должны знать, как вы к ним относитесь. Ваша оценка его поведения определяет его отношение к вам.
19. Запоминайте ваше отношение с каждым ребенком. Ваше изменение отношения повлечет негативное поведение ребенка.
20. К каждой беседе следует готовиться, разрабатывайте стратегию разговора.
21. Помните, что дети растут и первоначальное поведение сменяется новым.
22. Возможны барьеры, возникшие между учителем и классом, воспитателем и группой. Здесь следует учитывать социально-психологическую обстановку в группе, отношения в классе, между ребятами.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Тест «Определение уровня вашей общительности»
Коммуникабельность необходимое качество в общении. Проверьте, насколько развито оно у Вас и что Вам необходимо для совершенствования собственной техники общения. На вопросы отвечайте «да», «иногда» или «нет».
- Если Вам предстоит обычная или деловая встреча, выбивает ли Вас ее ожидание из «колеи»?
- Не откладываете ли Вы визит к врачу до последнего момента?
- Вызывает ли у Вас смятение неожиданное поручение выступить с докладом, сообщением в незнакомой до этого аудитории?
- Если Вам предложат поехать по делам в город, в котором Вы никогда не бывали и не имеете никаких знакомых, приложите ли Вы максимум усилий, чтобы этого не сделать?
- Любите ли Вы делиться своими переживаниями с малознакомыми людьми?
- Раздражает ли Вac просьба незнакомца на улице показать ему дорогу, назвать время, ответить на какой-то вопрос?
- Считаете ли Вы, что людям разных поколений бывает трудно понять проблемы друг друга?
- Постесняетесь ли Вы напомнить знакомому, что он забыл Вам вернуть деньги, взятые в долг несколько месяцев назад?
- Если Вам в ресторане или кафе подадут явно недоброкачественное блюдо, промолчите ли, рассерженно отодвинув тарелку?
- Оказавшись один на один с незнакомым человеком, Вы не вступите с ним в беседу и будете тяготиться, если первым заговорит он?
- Избегаете ли Вы вставать в длинную очередь, где бы она ни была (в магазине, буфете, кинотеатре)?
- Избегаете ли Вы участвовать в комиссии по рассмотрению конфликтной ситуации?
- Вы всегда имеете собственное мнение по поводу прочитанных книг, просмотренных спектаклей и фильмов?
- Предпочитаете ли Вы промолчать, если услышите явно ошибочное суждение по хорошо известному вам вопросу или факту?
- Вызывает ли у Вас досаду чья-либо просьба помочь разобраться в учебной теме или служебном деле?
- Предпочитаете ли Вы излагать свою точку зрения в письменной форме устному изложению?
Подведение итогов
После ответов на все вопросы припишите каждому ответу «да» 2 балла, ответу «иногда» 1 балл, ответу «нет» 0 баллов. Суммируйте полученные баллы.
3032 балла. Вы явно некоммуникабельны, от чего сами сильно страдаете. Близким людям с Вами нелегко. Ha Ваc трудно положиться в деле, требующем групповых усилий. Старайтесь быть общительнее, контролируйте себя.
2529 баллов. Вы замкнуты, неразговорчивы, предпочитаете уединение. У Вас мало друзей. Новая работа, обстановка, новые контакты с людьми тяготят вас. Необходим тренинг.
1924 балла. Вы общительны и в незнакомой обстановке чувствуете себя уверенно. Новые проблемы Вас не пугают. Но с новыми людьми сходитесь с оглядкой, в спорах и диспутах участвуете неохотно. Эти недостатки исправимы.
1418 баллов. У вас нормальная коммуникабельность. Вы любознательны, охотно слушаете интересного собеседника, достаточно терпеливы в общении с другими, отстаиваете свою точку зрения без вспыльчивости. В то же время не любите шумных компаний, экстравагантные выходки и многословие вызывают у Вас раздражение.
913 баллов. Вы общительны, иногда даже сверх нормы и меры. Любопытны, разговорчивы, любите высказываться по разным вопросам, что иногда раздражает окружающих. Охотно знакомитесь с новыми людьми. Любите быть в центре внимания, никому не отказываете в просьбах, хотя не всегда можете их выполнить. Вам недостает усидчивости, терпения и отваги при столкновении с серьезными проблемами.
4-8 баллов. Вы, должно быть, «рубаха-парень». Общительность бьет из Вас ключом...
3 балла и ниже. Вы слишком говорливы, многословны. Ваша коммуникабельность для окружающих просто болезненна.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Эссе «Составляющие профессиональной культуры педагога»
Самостоятельная работа «Составляющие профессиональной культуры педагога» по курсу " Образование и общество. актуальные проблемы психологии и педагогики" ( академический инвариант )...
Этика в профессиональной культуре учителя
Данная статья отображает значение учительской этики как одной из составляющих профессионализм педагога...
Этика в профессиональной культуре педагога (практико-значимый проект)
Цель данной работы - рассмотреть роль и место этики в профессиональной культуре педагога, помочь учителю провести тестирование на определение уровня общительности, уровня культуры в общении, узнать. л...
Конфликтологическая компетентность как составляющая профессиональной культуры педагога
Практическая задача педагогической конфликтологии – добиться нормализации и гуманизации отношений между основными субъектами школьного социума – педагогом и детьми – на основе толерантности, диалогово...
Этика в профессиональной культуре педагога .
Этика в профессиональной культуре педагога С...
Конфликтологическая компетентность педагога как составляющая профессиональной культуры педагога.
Материал содержит понятие конфликтологической компетентности; понятие конфликта; причины возникновения конфликтов; особенности конфликтов в современной школе и подходы к разрешению конфликтов.Учитель,...
«Педагогическая этика в профессиональной культуре педагога».
Эту работу я выполняла еще студенткой 3 курса. Эта работа представляет собой брошюру, где отображенно взаимоотношение с учениками....