Роль психологической службы в развитии эмоционально-ценностных самоотношений младшего школьника
статья (3 класс) по теме
В материале представлены теоретико-методологические аспекты развития эмоционально-ценностных самоотношений младшего школьника.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Роль психологической службы в развитии эмоционально-ценностных самоотношений младшего школьника
Эмоционально-личностное развитие ребёнка выступает сегодня как одна из фундаментальных целей образования и становится предметом педагогического освоения. На ранних этапах онтогенеза особенно актуально изучение эмоционально-личностного развития ребёнка. Именно в этот период у ребёнка формируются базовые основания личности (Н.И.Непомнящая), а эмоции играют ведущую и доминирующую роль в общей структуре психической деятельности (А.Н.Леонтьев). Благоприятные эмоционально-ценностные отношения ребёнка - одно из важнейших внутренних условий развития личности младшего школьника, поскольку непосредственно определяют формирование собственно психологических структур личности: эмоций, мотивов, самосознания, личностную активность, инициативность. Динамика становления, развития, угасания, восстановления эмоционально-ценностных ориентации ребёнка становится самым чутким индикатором в возникновении признаков неблагополучия в его личностном развитии., отклонений в становлении его личности (Л.С.Выготский, А.В.Запорожец, Г.М.Бреслав).
Возникновение этих отклонений обусловлено как отсутствием эмоционально-ценностного характера жизнеотношений младшего школьника, так и длительным существованием отрицательной модальности отношений. Во многом этому способствует наличие в современном учебно-воспитательном процессе дисбаланса в развитии «аффекта и интеллекта» при несомненном преобладании второго. В этой связи развитие эмоционально-ценностных отношений ребёнка является основным направлением профилактики и коррекции отклонений в становлении его личности.
Содержательную структуру отношений младшего школьника как оснований становления его личности можно представить следующими компонентами: эмоционально-ценностное отношение к учебной деятельности, эмоционально-ценностное отношение к учителю, эмоционально-ценностное отношении к себе. Анализируя результаты психологического исследования, были выявлены такие проблемы в эмоционально-ценностных отношениях младших школьников как: несоответствие самооценки ценностным ориентациям, неадекватная и некритичная оценка своей учебной работы, несоответствие самооценки и предполагаемой оценки учителя, низкий уровень школьной мотивации, высокий уровень школьной тревожности, эмоциональная непривлекательность учителя.
Для младших школьников с проблемами в эмоционально-ценностном отношении к учебной деятельности характерно:
- отрицательное или равнодушное отношение к школе, своему пребыванию в ней;
- отсутствие интереса к получению знаний;
- ориентация на ценности, не связанные с учебной деятельностью;
- низкая дифференцированность системы ценностей;
- в случае возникновения трудностей в учёбе не пытаются самостоятельно найти решение.
Для младших школьников с проблемами в эмоционально-ценностном отношении к учителю характерны:
- равнодушное или отрицательное отношение к учителю;
- несоответствие самооценки и предполагаемой оценки учителя;
- страх ситуации проверки знаний;
- неприятие помощи учителя;
- желание, чтобы учитель был «менее строгим».
Для младших школьников с проблемами в эмоционально-ценностном отношении к себе характерны:
- неадекватная оценка своей учебной работы;
- некритичность к своей учебной работе;
- равнодушное или отрицательное отношение к оценкам взрослых ( в первую очередь - учителя);
- несоответствие самооценки ценностным ориентациям;
- несоответствие самооценки и предполагаемой оценки учителя;
- отказ от деятельности, обещающей неудачи;
- страх самовыражения, страх не соответствовать ожиданиям окружающих.
Основным результатом деятельности психологической службы явилось разработка и содержательное обоснование модели развития эмоционально-ценностных отношений младших школьников в условиях развивающего взаимодействия субъектов образовательного процесса., позволившая предложить комплексное решение проблем в эмоционально-ценностных отношениях младшего школьника.
Развитие эмоционально-ценностных отношений младших школьников может быть достигнуто в особых условиях взаимодействия: при наличии высокой степени вовлечённости младшего школьника во взаимодействие с учителем, с помощью системы средств, направленных на мотивационное и инструментальное обогащение содержания учебной деятельности. Младший школьник, усваивая способы учебной работы, развивается субъектом отношения к учебной деятельности, к себе, к учителю. Появление новых форм деятельности, новых качеств личности ребёнка, новых отношений к действительности, окружающим, себе самому определяет развитие его эмоционально-ценностных отношений.
Осуществление практико-ориентированной диагностики даёт возможность психологу и учителю выяснять скрытые недостатки учебной работы младших школьников, различия в способах учебной работы, особенностей отношения к оценочным ситуациям на уроке. Мотивационное обогащение в процессе практико-ориентированной диагностики заключается в усилении положительных оценок ребёнка, создании проблемных ситуаций, закреплении положительных эмоциональных состояний. Инструментальное обогащение заключается в формировании познавательных умений через специальный подбор содержания материала, через организацию самостоятельной диагностико-коррекционной работы учащихся над ошибками.
Таким образом, взаимодействие субъектов образовательного процесса обеспечивает развитие эмоционально-ценностных отношений младших школьников.
Деятельность психологической службы осуществляется посредством реализации основных направлений работы в психолого-педагогической поддержке:
- Психодиагностика личностных качеств младшего школьника.
- Психологическая коррекция особенностей личностного развития младшего школьника.
- Индивидуальная помощь младшему школьнику в осознании им сильных личностных качеств своего «Я», самопринятии себя.
- Составление психологического портрета младшего школьника, определение зон «ближайшего развития».
- Стимуляция и поддержка деятельности учащихся, направленной на овладение средствами психологического самопознания, самопринятия.
Для выявления вышеуказанных личностных качеств младшего школьника можно порекомендовать следующие методы психодиагностического исследования:
- Методика «Автопортрет» (Е.С. Романова, О.Ф. Потемкина).
- Методика «Сочинение рассказа о себе» (В.Я. Ляудис, И.П. Негурэ).
- Методика по определению познавательного или игрового мотива в аффективно-потребностной сфере ребенка (И.В. Дубровина).
- Методика «Диагностика эмоционально-ценностного самоотношения.
- Методика «Составление психологического автопортрета» (Г.П. Лаврентьева, Т.М. Титаренко).
- Методика «Кто Я?» (А.М. Прихожан).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРЕЗЕНТАЦИЯ к родительскому собранию «Роль книги и чтения в формировании читательских компетенций младших школьников»
Презентация к родительскому собранию . Схемы. Таблицы. Динамика достижений....
Доклад «Роль наблюдений на уроках-экскурсиях в формировании личности младшего школьника»
В этом докладе раскрывается роль наблюдений в формировании личности младшего школьника на уроках-экскурсиях по окружающему миру....
Психологическое воздействие цвета на восприятие учебного материала младшими школьниками
Орфографическая грамотность обучающихся – одна из актуальных проблем стоящая перед школой. Грамотность учеников низка из-за отсутствия сформированности орфографического навыка. Особая роль в формиров...
ДИДАКТИЧЕСКИЕ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОМПОНЕНТОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Школа должна так организовать свое влияние на ребенка, чтобы воспитать всесторонне развитую личность. И поэтому, для развития личности учащихся в учебной деятельности учитель организует её мотив...
Роль речевых игр в развитии коммуникативно-речевой активности младших школьников
В материале представлены речевые игры, которые можно использовать на уроках русского языка при изучении темы "Имя прилагательное", а также на логопедических занятиях....
Роль коррекционно - развивающих занятий в развитии познавательных процессов у младших школьников с нарушениями слуха
Рассматриваются актульные проблемы развития познавательных процессов у детей с нарушениями слуха. Даны особенности постороения коррекционно - развивающих занятий для младших школьников со слуховой деп...
Социально-психологическая адаптация первоклассников как условие успешного обучения младших школьников
Статья направлена на психолого-педагогическое просвещение родителей, знакомит с понятиями «адаптация», "дезадаптация" , причинами возникновения и способами преодоления дезадаптации....