Изучение особенностей взаимодействия в классном коллективе.
материал по теме
Обобщение опыта работы классного руководителя по формированию дружного, сплочённого детского коллектива, в котором будет комфортно каждому, формированию положительной учебной мотивации учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_office_word_2.docx | 27.46 КБ |
Предварительный просмотр:
«Изучение особенностей взаимодействия в классном коллективе»
Цели:
- Создание психолого-педагогических условий для своевременного выявления и оптимального развития задатков и способностей детей.
- Организация разнообразной творческой, личностно и общественно значимой деятельности воспитанников как источника социально приемлемого опыта жизни: знаний, умений и навыков саморазвития ,самоопределения и самореализации в настоящей и будущей взрослой жизни.
- Организация социально ценных отношений и переживаний воспитанников в классном коллективе.
- Создание благоприятной социально- психологической обстановке в классе.
Задачи:
-развитие коммуникативных навыков, укрепляющих социальные связи;
-обучение конструктивным способам выхода из конфликтных ситуаций, выражение своих чувств и переживаний без конфликтов.
- развитие способности к самопознанию, самоанализу;
-развитие социальной восприимчивости, социального воображения, доверия, умение выслушать другого человека, способность к сочувствию, сопереживанию;
-развитие чувства собственного достоинства и умение уважать достоинство других.
-приобщение детей к здоровому образу жизни;
-развитие творческого воображения;
-развитие умений и навыков в творческой деятельности;
-выявление и развитие индивидуальных творческих способностей.
Формы реализации:
-тренинги общения;
-ролевые игры;
-вечера отдыха, праздники;
-экскурсии, походы, совместный отдых на природе;
-акции и проекты;
-посещение театров, выставок, музеев.
-встречи с интересными людьми;
-круглые столы;
-дискуссии;
- беседы;
-спортивные соревнования, товарищеские встречи;
-клубы выходного дня;
-конкурсы плакатов и газет.
-театральные постановки
-уроки творчества
-уроки самоуправления
-викторины
-брейн-ринги
-олимпиады по предметам
-тематические классные часы, КВНы
-совместное творчество (издание книг)
Участники воспитательного процесса:
1). Родители.
2). Педагоги-предметники.
3). Социальный педагог.
4). Психолог.
Формы взаимодействия с родителями:
- родительские собрания,
-конференции,
-индивидуальные, групповые консультации,
-совместные праздники, развлечения,
-лекции,
-родительские гостиные,
-дискуссионные встречи.
Формы взаимодействия с педагогами, работающими в классе:
-изучение учебной мотивации учащихся, поиск путей её повышения;
-изучение учебных интересов учащихся и их учёт педагогами в учебной деятельности;
-выявление степени развития учебных умений учащихся в учебной деятельности;
-сотрудничество учащихся с педагогами во внеурочной деятельности;
- помощь педагогов учащимся класса по ликвидации пробелов в учебной деятельности учащихся: организация памяток по учебным предметам;
-помощь проблемным учащимся;
Сотрудничество со школьным психологом, социологом:
-сбор базы данных
-беседы,
-викторины,
-конкурсы,
- тренинги,
-консультации родителей, учащихся
Критерии эффективности работы классного руководителя:
-воспитанность учащихся
-защищённость и комфортность ребёнка в классе
-удовлетворённость учащихся и их родителей жизнедеятельностью в классе
-репутация класса
- сформированность классного коллектива
- сформированность нравственного, познавательного, коммуникативного, художественного и физического потенциала личности школьника
-развитость креативных способностей учащихся.
«Каждый ребёнок обладает потенциалом саморазвития, причём потенциал этот безмерен, и каждый может достичь в жизни цели и осуществить любой жизненный проект». Эти слова М. Монтессори я помню всегда и стараюсь в своей работе раскрыть потенциал каждого ребёнка, показать его индивидуальность, неповторимость, стараюсь найти в каждом из них самое лучшее, стараюсь сделать так, чтобы они хотели идти в школу, чтобы они нашли здесь друзей и единомышленников, чтобы здесь им было комфортно.
В 2006 году ко мне в 1 класс пришли дети, которые заканчивают сейчас начальную школу. В начале 1 четверти 1 класса школьный психолог С.А. Александрова исследовала адаптацию к школе учащихся 1-х классов. В результате я увидела, что достаточно большое количество детей хотело бы утром остаться дома, а не ходить в школу и которым дома интереснее, чем в школе. («Приложение» - справка по исследованию адаптации). Этот факт вызвал у меня большую тревогу и заставил задуматься, что же мне, как учителю нужно сделать, чтобы ситуация изменилась, как помочь моим ученикам адаптироваться к школьной жизни и помочь им раскрыться, как личности.
Я решила, что целью моей работы будет: формирование дружного, сплочённого детского коллектива, в котором будет комфортно каждому, формирование положительной учебной мотивации.
В 2008 году я участвовала в районном семинаре-практикуме, проводила урок технологии по теме «Человек создал искусство для вечности.», который был заключительным в создании проекта «Долины пирамид Египта». (конспект урока в «Приложении»), который вызвал большой интерес у учащихся. Огромную помощь оказали родители учеников, подбирая материал, оформляли выставку по теме, делали заготовки для макета и т.д. Совместная работа сплотила детей, родителей, способствовала развитию интереса не только к конкретной изучаемой теме: «Долина пирамид», но и в целом к истории Древнего мира. Даже после завершения проекта дети, с удовольствием приносили в класс и рассказывали всё, что прочитали по данной теме в книгах, журналах, ресурсах сети Интернет.
Начиная с первого класса мои ученики работали над различными проектами. Очень большой интерес у учащихся вызвали проекты:
- по литературному чтению: «Сочини сказку», «Школа моей мечты»
-по окружающему миру: экологические проекты «За чистый город!», «Защитим наш парк!», «Если бы я был мэром города…»
-по кубановедению: «Именем Екатерины наречённый…», «Тамань – полуостров сокровищ», «Ейск вчера и сегодня».
-интегрированный проект по математике и технологии «Создание макета машины времени»
- по внеклассной работе: «Победа деда– моя победа!», «Гордость моей семьи» и многие другие.
(см.в «Приложении» работы учащихся, фото, презентация)
Современное образование требует от школы сохранить психическое и физическое здоровье детей, поддержать их инициативность, самостоятельность, сберечь ту оптимистическую самооценку, с которой ребенок приходит в школу, сформировать у него навыки сотрудничества, общения, научить делать самостоятельный выбор.
В совместной деятельности в процессе решения проблемы и столкновения мнений появляется реальная возможность формировать навыки общения, развивать речь, учить договариваться друг с другом, видеть и понимать, что человек нуждается в твоей помощи. Если дети работают в группах, становятся очевидными все межличностные отношения, существующие в классе. Проявляются эмоциональные и деловые лидеры, отвергнутые, ведущие и ведомые – всё, что даже опытный учитель не может увидеть, когда каждый ученик работает за себя.
В младшем школьном возрасте у ребенка, как правило, складывается определенная самооценка своих учебных способностей, так и общих возможностей. Конечно, наиболее благополучный вариант - когда самооценка является достаточно высокой и адекватной. Условием этого является знание ребенком своих способностей и наличие возможностей для их реализации. Очень важно, чтобы ребенок знал: я могу и умею это и это, а вот это я могу и умею лучше всех. Способность делать что-то лучше всех принципиально важна для младших школьников. Не зря именно этот возрастной период характеризуется стремлением ребенка овладеть различными умениями. Умелость ребенка может проявляться в самых разных областях и носить самый разнообразный характер. Главное, чтобы это умение было ценным в глазах и взрослых и сверстников. Важно, чтобы каждый ребенок чувствовал свою ценность и неповторимость . Задача педагога - помочь каждому ребенку реализовать свои потенциальные возможности, раскрыть ценность умений каждого школьника и для его одноклассников. Умелость ребенка, знание им своих сильных и слабых сторон является основанием для формирования самостоятельности, уверенности в себе, личной независимости, что позволяет быть более компетентным и в общении со сверстниками.
Задача педагога - помочь каждому ребенку реализовать свои потенциальные возможности, раскрыть ценность умений каждого школьника и для его одноклассников. Умелость ребенка, знание им своих сильных и слабых сторон является основанием для формирования самостоятельности, уверенности в себе, личной независимости, что позволяет быть более компетентным и в общении со сверстниками.
Сейчас мои ученики закончили 4 класс. В январе 2010 года я изучила самооценку учащихся своего класса. («Приложение» - методика № 1).
Результат изучения самооценки представлен в таблице. («Приложение»). Как видно, 65 % учащихся класса имеют адекватную самооценку,32 %- завышенную, что является нормальным для учащихся младшего школьного возраста и лишь у 1 человека – заниженная самооценка.
Наряду с изучением самооценки учащихся своего класса я провела диагностику нравственной воспитанности: изучение уровня нравственной самооценки и отношения к жизненным ценностям (в «Приложении» - методика №2 и №3)
Изучение уровня нравственной самооценки учащихся класса показало, что 54 % имеют высокий уровень, 13 % - средний уровень. (таблица результатов - в «Приложении»)
Высокий уровень отношения к жизненным ценностям показали 58 % учащихся класса 39%- средний, у 1 человека в классе – уровень ниже среднего. (таблица результатов - в «Приложении»).
Исследование сплочённости коллектива (в «Приложении» - методика №4) показало, что коллектив учащихся имеет достаточно высокий уровень сплочённости 75 %.
Изучение эмоционально-психологических отношений в коллективе и положение в нём каждого ребёнка (методика № 5 – социометрия) показало, что 54% детей относятся к группам «звёзд» и «предпочитаемых» для общения, 46% - к группам «принятых» и «изолированных». В данном коллективе, согласно этой методике, уровень благополучия в коллективе выше среднего, индекс изоляции низкий – 17%.
В своём исследовании коллектива учащихся я использовала методику изучения удовлетворённости учащихся школьной жизнью. (в «Приложении» - методика №6). После обработки полученных данных выявила высокую степень удовлетворённости учащихся школьной жизнью. Сравнив результаты с ранее полученными результатами школьного психолога (в 1 классе), можно сделать вывод о важности и необходимости широкого использования игровой, групповой и проектной технологии в работе учителя начальных классов.
Помимо общих показателей, хочется отметить успехи отдельных учащихся. N в 1 классе не пользовался авторитетом в коллективе и находился в группе «изолированных» детей. К 4 классу его успехи заметны не только в классе, но и в школе. Он, преодолев скромность, нерешительность, стал активным участником городских мероприятий. Сейчас он – в группе «предпочитаемых» для общения детей. Успехи в учёбе стали заметнее – N учится в основном на «5». В классе обучаются дети, которые разносторонне одарены (музыка, рисование, танцевальный кружок) и другие. Они активны во всём: в учёбе, внеклассных мероприятиях. Обучаются на «5» и «4». Эти дети, которые являются «звёздами», действительно ведут за собой. Глядя на них, пытаются проявить себя остальные дети. Некоторые из них относятся к группе «риска». Общий положительный настрой в классе позволяет детям раскрывать свои способности, а так же принимать в свой коллектив «новеньких», пришедших в класс.
Благоприятный психологический климат в коллективе влияет на результаты учебной деятельности. В течение 2, 3, 4 года обучения наблюдались стабильные показатели в количестве детей, обучающихся на «4» и «5. Во 4 классе повысился на 7%.. Заметно улучшение результатов по русскому языку и математике, развитие интереса к чтению, к истории своего края. С краевыми диагностическими контрольными работами по математике справились 96 % учащихся, по русскому языку - 100% учащихся.
Сегодня, как никогда раньше, российскому обществу необходима здоровая свободная личность, способная решать творческие задачи, брать на себя ответственность за принятие решений. Начинать воспитывать такую личность необходимо уже в начальной школе, ведь именно в этом возрасте происходит осознание школьником себя самого как лица заинтересованного в собственном преобразовании.
В заключение хочется добавить слова С.Харрисон, которые должен помнить каждый учитель, чтобы избежать чрезмерного увлечения различными педагогическими технологиями: "Мы настолько увлеклись обучением наших детей, что забыли о том, что самая суть образования ребенка - это созидание его счастливой жизни. Ведь именно счастливая жизнь - то, чего мы от всей души желаем и своим детям, и себе".
Литература:
1.Аникеева В. Психология класса в коллективе».
2. Бойко В. В., Ковалёв А. Г., Панферов В. Н. «Социально-психолгтческий климат в коллективе и личность»
3. Романычева Н.В. Развитие интереса к учебной деятельности
4. В. В. Хромов. Методические рекомендации. Задания по психологии для студентов. Череповец, 1991.
5. Маралов В. Г. Психология педагогического взаимодействия воспитателя с детьми»
Методика № 1. Изучение уровня самооценки.
Испытуемым предлагается 20 слов, характеризующих отдельные качества личности. Испытуемый должен выбрать те черты, которыми, по его мнению, он обладает.
Обработка данных. Подсчитывается количество черт, которые выбрал испытуемый, и делится на общее количество слов в его эталонном ряду.
Значения показателя: 0,5 – адекватная средняя нормальная самооценка, более 0,5 – неадекватная завышенная, менее 0,5 – неадекватная заниженная.
Диагностика нравственной воспитанности
Методика №2: Диагностика нравственной самооценки
Инструкция: Учитель обращается к ученикам со следующими словами: "Сейчас я прочитаю вам 10-ть высказываний. Внимательно послушайте каждое из них. Подумайте, насколько вы с ними согласны (насколько они про вас). Если вы полностью согласны с высказыванием, оцените ваш ответ в 4-е бала; если вы больше согласны, чем не согласны - оцените ответ в 3-й бала; если вы немножко согласны - оцените ответ в 2-а бала; если вы совсем не согласны - оцените ответ в 1-н бал. Напротив номера вопроса поставьте тот бал, на который вы оценили прочитанное мной высказывание".
Пример:
1. -3;
2. - 4 и т.д.
Текст вопросов:
1. Я часто бываю добрым со сверстниками и взрослыми
2. Мне важно помочь однокласснику, когда он попал в беду
3. Я считаю, что можно быть не сдержанным с некоторыми взрослыми
4. Наверное, нет ничего страшного в том, чтобы нагрубить неприятному мне человеку
5. Я считаю, что вежливость помогает мне хорошо себя чувствовать среди людей
6. Я думаю, что можно позволить себе выругаться на несправедливое замечание в мой адрес
7. Если кого-то в классе дразнят, то я его тоже дразню
8. Мне приятно делать людям радость
9. Мне кажется, что нужно уметь прощать людям их отрицательные поступки
10. Я думаю, что важно понимать других людей, даже если они не правы
Обработка результатов: Номера 3, 4, 6, 7 (отрицательные вопросы) обрабатываются следующим образом:
• Ответу, оцененному в 4 балла, приписывается 1 единица,
• в 3 балла - 2 единицы,
• в 2 балла - 3 единицы,
• в 1 балл - 4 единицы.
В остальных ответах количество единиц устанавливается в соответствии с баллом. Например, 4 балла - это 4 единицы, 3 балла - 3 единицы и т.д.
Интерпретация результатов:
От 34 до 40 единиц - высокий уровень нравственной самооценки.
От 24 до 33 единиц - средний уровень нравственной самооценки.
От 16 до 23 единиц - нравственная самооценка находится на уровне ниже среднего.
От 10 до 15 единиц - низкий уровень нравственной самооценки,
Методика №3: Диагностика отношения к жизненным ценностям
инструкция:
"Представьте, что у вас есть волшебная палочка и список 10-ти желаний, выбрать из которых можно только 5-ть" Список учитель заранее выписывает на доске.
Список желаний:
1. Быть человеком, которого любят
2. Иметь много денег
3. Иметь самый современный компьютер
4. Иметь верного друга
5. Мне важно здоровье родителей
6. Иметь возможность многими командовать
7. Иметь много слуг и ими распоряжаться
8. Иметь доброе сердце
9. Уметь сочувствовать и помогать другим людям
10. Иметь то, чего у других никогда не будет
Интерпретация:
• Номера отрицательных ответов: №№ 2, 3, 6, 7, 10.
• Пять положительных ответов - высокий уровень.
• 4-е, 3-й - средний уровень.
• 2-а - ниже среднего уровня. •
• 0-1 - низкий уровень.
Изучение уровня сплочённости коллектива.
Методика №4.
Испытуемым предлагается 38 пословиц. Предлагается в случае согласия с ней поставить знак «плюс», несогласия – «минус». Для определения уровня сплочённости надо вычислить процент совпадений мнений по каждому суждению. Минимальное значение 50% - низкий уровень сплочённости.
Социометрия.
Методика №5. Ее цель: изучить состояние эмоционально-психологических отношений в детской общности и положение в них каждого ребенка.
Каждый учащийся должен иметь бланк с таким текстом: “Ответь, пожалуйста, на следующие вопросы:
Если бы у тебя была возможность пригласить кого-либо из учащихся своего класса к себе на день рождения, то кого ты пригласил(а) бы? (Здесь и к следующим трем вопросам укажи фамилию и имя этого человека).
Ход проведения. Исследователь задает поочередно четыре вопроса, которые являются критериями выбора (два положительных и два отрицательных выбора). Каждый из испытуемых, отвечая на них, записывает на бланке ниже предлагаемого вопроса фамилии трех человек, которым он отдает свои выборы. При этом первым указывается тот учащийся, кому испытуемый отдает свои наибольшие симпатии или антипатии (при отрицательных критериях – вопросах), затем записываются фамилии тех, кому отдается предпочтение во вторую и третью очередь. При ответе на разные вопросы фамилии выбранных учащихся могут повторяться (об этом следует сказать испытуемым). После выполнения задания исследователь и испытуемые должны проверит: названы ли после каждого вопроса фамилии трех человек. Правильное выполнение задания облегчает обработку результатов эксперимента.
На основе полученных результатов составляется матрица Социометрический статус каждого учащегося определяется по формуле.
С=М/ (н-1),
где С – социометрический статус учащегося; М – общее число полученных испытуемым положительных выборов (если учитывать отрицательные выборы, то их сумма вычитается от суммы положительных); н – число испытуемых.
В зависимости от количества полученных социометрических положительных выборов можно классифицировать испытуемых на пять статусных групп:
Звезды - в два раза больше, чем среднее число полученных выборов одним испытуемым
Предпочитаемые - в полтора раза больше, чем среднее число полученных выборов одним испытуемым
Принятые
Непринятые - в полтора раза меньше ,чем среднее число полученных выборов одним испытуемым
Отвергнутые - равно нулю или в два раза меньше, чем число полученных выборов одним испытуемым
Методика изучения удовлетворенности учащихся школьной жизнью
Методика №6 (разработана доцентом А.А.Андреевым)
Цель: определить степень удовлетворенности учащихся школьной жизнью.
Ход проведения. Учащимся предлагается прочитать (прослушать) утверждения и оценить степень согласия с их содержанием по следующей шкале:
4 – совершенно согласен
3 – согласен
2 – трудно сказать
1 – не согласен
0 – совершенно не согласен
Я иду утром в школу с радостью.
В школе у меня обычно хорошее настроение.
В нашем классе хороший классный руководитель.
К нашим школьным учителям можно обратиться за советом и помощью в трудной жизненной ситуации.
У меня есть любимый учитель
В классе я могу всегда свободно высказать свое мнение.
Я считаю, что в нашей школе созданы все условия для развития моих способностей.
У меня есть любимые школьные предметы
Я считаю, что школа по-настоящему готовит меня к самостоятельной жизни.
На летних каникулах я скучаю по школе.
Обработка полученных данных: показателем удовлетворенности учащихся школьной жизнью (У) является частное от деления общей суммы баллов ответов всех учащихся на общее количество ответов. Если У больше 3, то можно констатировать о высокой степени удовлетворенности, если же У больше 2, но меньше 3 или 2, то это соответственно свидетельствует о средней и низкой степени удовлетворенности учащихся школьной жизнью.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по работе с родителями "Успешное взаимодействие с родителями классного коллектива"
Программа представлена для учителей начальных классов. Срок реализации - 4 года. В приложении представлены разработки родительских собраний....
ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ ЛИЧНОСТИ КЛАССНОГО КОЛЛЕКТИВА. СОЦИОМЕТРИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА КЛАССНОГО КОЛЛЕКТИВА
Чтобы воспитать человека во всех отношениях, необходимо знать его во всех отношениях. Начиная или продолжая работу с детским коллективом, классному руководителю приходится уделять большое внимание под...
Взаимодействие инновационной программы развития классного коллектива "Цветок дружбы"
Программа развития классного коллектива расчитана на 4 года....
Взаимодействие классного руководителя и родителей классного коллектива
Взаимодействие классного руководителя и родителей классного коллективаШирикова Татьяна Михайловна МБОУ «СОШ № 1» Основным структурным элементом в школе является клас...
ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ЗРИТЕЛЬНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДЛЯ РУКОВОДСТВА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ДЕТЕЙ С РАННЕГО ДО МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
В данной статье раскрыто значение формирования зрительно – двигательного взаимодействия у детей в норме....
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗВИТИЯ ЗРИТЕЛЬНО - ДВИГАТЕЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ У ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
В статье раскрываются особенности зритель-двигательного взаимодействия у детей с ЗПР...
«Особенности взаимодействия классного коллектива в условиях дистанционного обучения»
Классный коллектив в условиях дистанционного обучения...