Программа "Профилактика ВИЧ/СПИДа и употребления ПАВ"
календарно-тематическое планирование (здоровый образ жизни) по теме
В современном российском обществе продолжает оставаться реальной проблема употребления психоактивных веществ. Растет число ВИЧ-положительных. В связи с этим соит вопрос ранней профилактики употребления ПАВ и распространения ВИЧ/
СПИДа
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
navigator_2013_ispravlennyy.doc | 168 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ
- И СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВОЙ ЗАЩИТЫ ДЕТСТВА
- администрациИ города нижНЕГО новгородА
- МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 5,
- ул. Мельникова, 31, г. Нижний Новгород, 603053, тел/факс 253 64 02, e-mail: schooln5@inbox.ru
УТВЕРЖДАЮ
Директор МОУ средней
общеобразовательной школы № 5
______________И.А.Сенотрусова
«____»______________20____г.
дополнительная образовательная программа
кружка
«Навигатор»
(для учащихся 9 классов)
Срок реализации дополнительной программы 1 год
Тематическое планирование
составила педагог-психолог
Курочкина Наталья Николаевна
Программа принята на заседании
Педагогического совета
Протокол №___
от «___»_______ 2013 года
Программа: Программа профилактики ВИЧ/СПИДа и употребления психоактивных веществ для учащихся 9-10 классов общеобразовательных школ, их родителей и педагогов. -М., 2007.
Нижний Новгород
2013 год
- Введение…………………………………………………………..… 3
- Пояснительная записка…………………………………………..… 4
- Ожидаемые результаты…………………………………………... 6
- Учебно-тематический план…………………………………….…. 7
- Содержание программы…………………………………………… 11
- Методическое обеспечение …………………………………….… 17
- Список литературы............................................................................. 18
Введение
В современном российском обществе продолжат оставаться реальной проблема употребления психоактивных веществ, особенно подростки. Растет число ВИЧ- положительных.
По данным Министерства образования и науки, численность подростков, употребляющих психоактивные вещества, достигает 4 миллионов человек, в том числе наркозависимых — около 1 миллиона.
По данным Федерального центра по профилактике и борьбе со СПИДом, на октябрь 2005 года в России было зарегистрировано свыше 300 тысяч людей, живущих с ВИЧ-инфекцией (так как болезнь протекает скрытно, эта цифра может быть выше в три раза). Большое количество ВИЧ- положительных людей — это молодежь в возрасте от 15 до 30 лет.
Все это ощутимый экономический, социальный и моральный ущерб обществу. Поэтому разработка программ профилактики ВИЧ/СПИДа и употребления ПАВ является одним из приоритетных направлений в области образования и здравоохранения.
Пояснительная записка
Целевая группа: подростки 14–16 лет (учащиеся 9–10 классов общеобразовательных школ).
Приемы и методы работы: ролевые игры, упражнения по тематике занятия,
групповые дискуссии, беседы, мини-лекции, моделирование ситуаций, тесты, мини-сочинения, коллажи, конкурсы, мозговые штурмы.
Перед началом занятий по программе подростки заполняют анкеты, направленные на изучение знаний и представлений о ВИЧ/СПИДе, психоактивных веществах, уверенном поведении. В завершение работы по программе вместе с вышеперечисленными проводится заключительная анкета, направленная на изучение мнения подростков о программе, ее роли в их жизни, влиянии на изменение установок относительно употребления психоактивных веществ. «Навигатор»: программа профилактики ВИЧ/СПИДа и употребления ПАВ для подростков.
Актуальность
- формировани позитивных ценностей и установок личности;
- формирование активной личности, способной самостоятельно справляться с собственными психологическими затруднениями и жизненными проблемами.
Техническое оснащение занятий, материалы: тренинговое пространство, стулья (по количеству участников), рабочие тетради учащихся, канцелярские принадлежности (ручки, цветные карандаши, фломастеры, бумага, краски), диагностическое оборудование и
методики, видеофильмы, ТСО.
Цель программы:
- формирование у подростков позитивных ценностей и установок личности относительно собственного здоровья, как необходимого условия для предупреждения употребления психоактивных веществ и профилактики ВИЧ/СПИДа.
Задачи программы:
- формирование у подростков развитой Я-концепции;
- формирование активной жизненной позиции;
- осознание подростками необходимости нести ответственность за себя, свои действия и свой выбор;
- развитие навыков принятия и выполнения решений;
- развитие умения отстаивать свои границы, умения сказать «нет»;
- знакомство подростков с проблемой распространения ВИЧ/СПИДа;
- понимание и осознание подростками того, что происходит с человеком при употреблении психоактивных веществ;
- помощь в осознании влияния средств массовой информации на отношение людей к различным сферам жизни, формирование навыков оценки информации, получаемой из СМИ;
- развитие социальных навыков, необходимых для здорового образа жизни;
- формирование у подростков убеждения в том, что соблюдение здорового образа жизни – это эффективная профилактика ВИЧ/СПИДа.
Ожидаемые результаты:
- повышение уровня самоконтроля;
- умение сопротивляться предложения употреблять ПАВ;
- формирования навыков принятия решения, критического мышления;
- формирования навыков разрешения конфликтов.
Учебно-тематическое планирование
| Тема занятия | Кол-во часов | Дата проведения |
Личность и индивидуальность | |||
1.Вводное занятие 2.Личность и индивидуальности 3.Уважительное отношение к своей и чужой личности | 1 | ||
1 | |||
1 | |||
ВИЧ-инфекция и СПИД. | |||
4.Повышать уровень информированности по проблемам, связанным с ВИЧ/СПИДом | 1 | ||
Зависимость. Что это? | |||
5.Химическая зависимость. | 1 | ||
Человеческие ценности. | |||
6. Помочь участникам осознать свои личностные ценности, формировать представление о системе ценностей. 7. Системы ценностей человека, помочь осознать свои жизненные ценности. | 1 | ||
1 | |||
Цели и смысл жизни. | |||
8 Умение самостоятельно ставить перед собой цели и определять пути их достижения, преодолевать личностные психологические трудности. 9.Ощущение себя во времени, представление о жизненном пути как едином целом. | 1 | ||
1 | |||
Моя семья. | |||
10.Представление о значимости семьи в жизни каждого человека, семейных ценностях и ресурсах. 11.Представление о своей будущей семье, требованиях, предъявляемых к будущему партнеру. | 1 | ||
1 | |||
Самостоятельность, выбор, ответственность. | |||
12. Формировать навыки, необходимые для принятия самостоятельного решения | 1 | ||
Принятие решения. Уверенность в себе. | |||
13.Способы поведения и признаки, характерные для уверенного в себе человека. 14 .Знакомство с алгоритмом принятия решения и ответственностью, которую человек несет за принимаемые им решения. | 1 | ||
1 | |||
Творчество и самовыражение. | |||
15.Способность нестандартно мыслить и решать любые жизненные задачи. | 1 | ||
Эмоции и чувства | |||
16.Разнообразие эмоций и чувств. 17. Выражение своих эмоций и чувств | 1 | ||
1 | |||
Стресс. | |||
18. Понятие стресс и позитивное отношение к нему 19. Способы преодоления стресса. 20. Стрессовое состояние, его распознание у себя и других. | 1 | ||
1 | |||
1 | |||
Общение, дружба, социальная поддержка. | |||
21.Понятие социальная поддержка 22.Дружба, дружеские отношения. 23. Представление об уверенном/неуверенном, агрессивном поведении | 1 | ||
1 | |||
1 | |||
Групповые нормы. Конформизм. | |||
24. Групповые нормы, принципы и механизмы влияния группы 25.представление о групповых стереотипах и мифы по отношению к вопросам ВИЧ/СПИДа, употребление психоактивных веществ | 1 | ||
1 | |||
Конфликт. | |||
26. Созидательный потенциал конфликтных ситуаций 27.Возможность решения большинства житейских конфликтов | 1 | ||
1 | |||
Безопасное поведение. | |||
28. Опасное и безопасное поведение. 29.Определение опасных ситуаций. | 1 | ||
1 | |||
Манипуляция в СМИ. | |||
30.Приемы психологическое манипулирования. 31.Противостояние манипуляции. 32.Критическое отношение к рекламе. | 1 | ||
1 | |||
1 | |||
Здоровый образ жизни. | |||
33.Здоровый образ жизни – это эффективная профилактика ВИЧ-инфекции. | 1 | ||
Итоговое занятие. | |||
34. Обратная связь. | 1 |
Содержание программы.
1.Вводное занятие.
Теоретическая часть. Беседа «Правила групповой работ, выработка правил группового взаимодействия»
Практическая часть. Упражнение «Поменяйтесь местами те, кто..», тест «Продолжительность моей жизни»
2.Личность и индивидуальность
Теоретическая часть. Групповая дискуссия «Что такое личность»
Практическая часть. Упражнение «Никто не знает», «Букет индивидуальностей»
3.Уважительное отношение к своей и чужой личности
Теоретическая часть. Обсуждение домашнего задания.
Практическая часть. Упражнение «Карта мой личности», «Я как все...,я как никто другой..»
4.Повышать уровень информированности по проблемам, связанным с ВИЧ/СПИДом
Теоретическая часть. Мини -лекция «Психологические границы»
Практическая часть. Упражнение «Моя любимая книга», «Кто он?»
5.Химическая зависимость.
Теоретическая часть. Мини-лекция «Что такое ВИЧ/СПИД?», Анкета «ВИЧ-инфекция и СПИД»
Практическая часть. Упражнение «Линия риска»
6. Помочь участникам осознать свои личностные ценности, формировать представление о системе ценностей.
Теоретическая часть. Дискуссия «Что такое наркотики», мини-лекция «Как возникает химическая зависимость?»
Практическая часть. Упражнения «Создай скульптуру», «Спорные утверждения»
7.Системы ценностей человека, помочь осознать свои жизненные ценности.
Теоретическая часть. Беседа «Что такое «»ценности»?
Практическая часть. Дискуссия «Конфликт ценностей», упражнение «Мои ценности»
8. Умение самостоятельно ставить перед собой цели и определять пути их достижения, преодолевать личностные психологические трудности.
Теоретическая часть. Упражнение «Миллион долларов»
Практическая часть Упражнения «Я-Ты-Мы», «Солнце светит на того...»
9.Ощущение себя во времени, представление о жизненном пути как едином целом.
Теоретическая часть. Упражнение «Прошло -настоящее-будущее»
Практическая часть Упражнения «Волшебный стул», «Стрела будущего»
10.Представление о значимости семьи в жизни каждого человека, семейных ценностях и ресурсах.
Теоретическая часть. Беседа «Моя семья»
Практическая часть. Упражнения «Герб моей семьи», «Карта мира»
11.Представление о своей будущей семье, требованиях, предъявляемых к будущему партнеру.
Теоретическая часть. Беседа «Что такое любовь?»
Практическая част. Упражнение «Магазин»
12. Формировать навыки, необходимые для принятия самостоятельного решения
Теоретическая часть. Примеры принятия различных решений
Практическая часть. Мозговой штурм «Какие проблемы чаще всего испытывают мои ровесники»
13.Способы поведения и признаки, характерные для уверенного в себе человека.
Теоретическая часть. Мини-лекция «Принятие решения»
Практическая част. Ролевая игра «Сомнительные приключения»
14 .Знакомство с алгоритмом принятия решения и ответственностью, которую человек несет за принимаемые им решения.
Теоретическая часть. Обсуждение домашнего задания.
Практическая часть. Упражнение «Как принять решение?»
15.Способность нестандартно мыслить и решать любые жизненные задачи.
Теоретическая часть. Упражнение «Дедукция»
Практическая часть. Упражнения «Башня»
16.Разнообразие эмоций и чувств.
Теоретическая часть. Беседа «Эмоции и чувства»
Практическая часть. Мини-сценки «Чувства и ситуации»
17. Выражение своих эмоций и чувств
Теоретическая часть. Дискуссия «Эмоции и психоактивные вещества»
Практическая часть. Упражнения «Нарисуй эмоцию», «Выражение гнева»
18. Понятие стресс и позитивное отношение к нему
Теоретическая часть. Мини-лекция «Виды стресса»
Практическая часть. Упражнения «Признаки стресса», «Шарады»
19. Способы преодоления стресса.
Теоретическая часть. Обсуждение домашнего задания.
Практическая часть. Релаксация «Место для раздумий», Беседа «Способы преодоления стресса»
20. Стрессовое состояние, его распознание у себя и других.
Теоретическая часть. Мозговой штурм «Какими способами можно преодолеть стресс?»
Практическая часть. Упражнение «Поведение в стрессовых ситуациях»
21.Понятие социальная поддержка
Теоретическая часть. Беседа «Что такое социальная поддержка?»
Практическая часть. Мини-сценки «Просьба о поддержке», упражнение «Мне помогут»
22.Дружба, дружеские отношения.
Теоретическая часть. Беседа «Что такое дружба?»
Практическая часть. Упражнения «Принципы дружеских отношений», «Шопот ангела»
23. Представление об уверенном/неуверенном, агрессивном поведении
Теоретическая часть. Мини -лекция «Пассивное, агрессивное, ассертивно поведение», упражнение «Всеобщее внимание»
Практическая часть. Упражнение «Без маски», «По Амазонке»
24. Групповые нормы, принципы и механизмы влияния группы
Теоретическая часть. Актуализация знаний участников, упражнение городок
Практическая часть. Упражнение «Противостояние», ролевая игра «Кто на новенького?»
25.Представление о групповых стереотипах и мифы по отношению к вопросам ВИЧ/СПИДа, употребление психоактивных веществ
Теоретическая часть. Беседа «Законы. Правила. Права.»
Практическая часть. Мини -сценки «противостояние влиянию», беседа «Мифы о..»
26. Созидательный потенциал конфликтных ситуаций
Теоретическая часть. Беседа «Настроение и конфликт»
Практическая часть .Упражнения «Ранжирование конфликта», «Все вместе»
27.Возможность решения большинства житейских конфликтов
Теоретическая часть. Беседа «Как мы решаем конфликты»
Практическая часть. Тест «Мы и конфликты», мини-сценки «Решение конфликтов»
28. Опасное и безопасное поведение.
Теоретическая часть. Упражнения «Мое пространство», «Алфавит»
Практическая часть. Упражнения «Опасная - безопасная ситуация», мини - дискуссия «Кто поможет?»
29.Определение опасных ситуаций.
Теоретическая часть. Беседа «Какие ситуации мы считаем опасными?»
Практическая часть. Ролевая игра «Инструкция безопасного поведения»
30.Приемы психологическое манипулирования.
Теоретическая часть. Мозговой штурм «Почему необходимо уметь распознавать манипуляции»
Практическая часть. Упражнения «Поездка в Берлин», «Виды манипуляции»
31.Противостояние манипуляции.
Теоретическая часть. Актуализация знаний и опыта участников
Практическая часть. Мозговой штурм «Как противостоять манипуляции?»
32.Критическое отношение к рекламе.
Теоретическая часть. Беседа «Реклама в нашей жизни», «Влияние рекламы»
Практическая часть. Ролевая игра «Антиреклама», «Магазин ненужных вещей»
33.Здоровый образ жизни – это эффективная профилактика ВИЧ-инфекции.
Теоретическая часть. Мозговой штурм «Зачем вести здоровый образ жизни?»
Практическая часть .Упражнение «Рекламная компания за здоровый образ жизни»
34.Обратная связь.
Практическая часть. Игра «Трасса 14-19»
Методическое обеспечение программы
Тема занятия | Форма занятия | Приемы и методы | Методические пособия | Форма подведения итогов. |
Личность и индивидуальность | ||||
1.Вводное занятие 2.Личность и индивидуальности 3.Уважительное отношение к своей и чужой личности | Беседа, упражнения | Объяснительно-иллюстративный, демонстрационный практикум | План- конспект, рабочая тетрадь по программе «Навигатор» | Входная диагностика |
Групповая дискусия, упражнения | Объяснительно-иллюстративный, демонстрационный практикум | Схемы, диаграммы, таблички с надписями | ||
Обсуждение, упражнение | Объяснительно-иллюстративный, демонстрационный практикум | План- конспект, рабочая тетрадь по программе «Навигатор» | ||
ВИЧ-инфекция и СПИД. | ||||
4.Повышать уровень информированности по проблемам, связанным с ВИЧ/СПИДом | Мини-лекция, упражнение | Объяснительно-иллюстративный, демонстрационный практикум | План- конспект, рабочая тетрадь по программе «Навигатор» | |
Зависимость. Что это? | ||||
5.Химическая зависимость. | Мини-лекция, упражнение | Объяснительно-иллюстративный, демонстрационный практикум | План- конспект, рабочая тетрадь по программе «Навигатор» | |
Человеческие ценности. | ||||
6. Помочь участникам осознать свои личностные ценности, формировать представление о системе ценностей. 7. Системы ценностей человека, помочь осознать свои жизненные ценности. | Дискуссия, упражнение | Объяснительно-иллюстративный, демонстрационный практикум | План- конспект, рабочая тетрадь по программе «Навигатор» | |
Беседа, дискуссия | Объяснительно-иллюстративный, демонстрационный практикум | План- конспект, рабочая тетрадь по программе «Навигатор» | ||
Цели и смысл жизни. | ||||
8 Умение самостоятельно ставить перед собой цели и определять пути их достижения, преодолевать личностные психологические трудности. 9.Ощущение себя во времени, представление о жизненном пути как едином целом. | Упражнения | Объяснительно-иллюстративный, демонстрационный практикум | План- конспект, рабочая тетрадь по программе «Навигатор» | |
Упражнения | Объяснительно-иллюстративный, демонстрационный практикум | План- конспект, рабочая тетрадь по программе «Навигатор» | ||
Моя семья. | ||||
10.Представление о значимости семьи в жизни каждого человека, семейных ценностях и ресурсах. 11.Представление о своей будущей семье, требованиях, предъявляемых к будущему партнеру. | Беседа, упражнения | Объяснительно-иллюстративный, демонстрационный практикум | План- конспект, рабочая тетрадь по программе «Навигатор», два листа с контурами человека, карточки для игры | |
Беседа упражнения | Объяснительно-иллюстративный, демонстрационный практикум | План- конспект, рабочая тетрадь по программе «Навигатор» | ||
Самостоятельность, выбор, ответственность. | ||||
12. Формировать навыки, необходимые для принятия самостоятельного решения | Примеры, мозговой штурм | Объяснительно-иллюстративный, демонстрационный практикум | План- конспект, рабочая тетрадь по программе «Навигатор» | |
Принятие решения. Уверенность в себе. | ||||
13.Способы поведения и признаки, характерные для уверенного в себе человека. 14 .Знакомство с алгоритмом принятия решения и ответственностью, которую человек несет за принимаемые им решения. | Мини-лекция, ролевая игра | Объяснительно-иллюстративный, демонстрационный практикум | План- конспект, рабочая тетрадь по программе «Навигатор» | |
Обсуждение, упражнение | Объяснительно-иллюстративный, демонстрационный практикум | План- конспект, рабочая тетрадь по программе «Навигатор» | ||
Творчество и самовыражение. | ||||
15.Способность нестандартно мыслить и решать любые жизненные задачи. | Упражнения | Объяснительно-иллюстративный, демонстрационный практикум | План- конспект, рабочая тетрадь по программе «Навигатор» | |
Эмоции и чувства | ||||
16.Разнообразие эмоций и чувств. 17. Выражение своих эмоций и чувств | Беседа, мини-лекция | Объяснительно-иллюстративный, демонстрационный практикум | План- конспект, рабочая тетрадь по программе «Навигатор» | |
Дискуссия, упражнение | Объяснительно-иллюстративный, демонстрационный практикум | План- конспект, рабочая тетрадь по программе «Навигатор», карточки с названием эмоций | ||
Стресс. | ||||
18. Понятие стресс и позитивное отношение к нему 19. Способы преодоления стресса. 20. Стрессовое состояние, его распознание у себя и других. | Мини-лекция, упражнение | Объяснительно-иллюстративный, демонстрационный практикум | План- конспект, рабочая тетрадь по программе «Навигатор» | |
Обсуждение, релаксация | Объяснительно-иллюстративный, демонстрационный практикум | План- конспект, рабочая тетрадь по программе «Навигатор» | ||
Мозговой штурм, упражнение | Объяснительно-иллюстративный, демонстрационный практикум | План- конспект, рабочая тетрадь по программе «Навигатор», записи со спокойной музыкой | ||
Общение, дружба, социальная поддержка. | ||||
21.Понятие социальная поддержка 22.Дружба, дружеские отношения. 23. Представление об уверенном/неуверенном, агрессивном поведении | Беседа, мини-сценки | Объяснительно-иллюстративный, демонстрационный практикум | План- конспект, рабочая тетрадь по программе «Навигатор» | |
Беседа, упражнение | Объяснительно-иллюстративный, демонстрационный практикум | План- конспект, рабочая тетрадь по программе «Навигатор» | ||
Мини-лекции, упражнения | Объяснительно-иллюстративный, демонстрационный практикум | План- конспект, рабочая тетрадь по программе «Навигатор» | ||
Групповые нормы. Конформизм. | ||||
24. Групповые нормы, принципы и механизмы влияния группы 25.Представление о групповых стереотипах и мифы по отношению к вопросам ВИЧ/СПИДа, употребление психоактивных веществ | Актуализация знаний, упражнение | Объяснительно-иллюстративный, демонстрационный практикум | План- конспект, рабочая тетрадь по программе «Навигатор» | |
Беседа, мини-сценки | Объяснительно-иллюстративный, демонстрационный практикум | План- конспект, рабочая тетрадь по программе «Навигатор» | ||
Конфликт. | ||||
26. Созидательный потенциал конфликтных ситуаций 27.Возможность решения большинства житейских конфликтов | Беседа, упражнение | Объяснительно-иллюстративный, демонстрационный практикум | План- конспект, рабочая тетрадь по программе «Навигатор» | |
Беседа, тест | Объяснительно-иллюстративный, демонстрационный практикум | План- конспект, рабочая тетрадь по программе «Навигатор» | ||
Безопасное поведение. | ||||
28. Опасное и безопасное поведение. 29.Определение опасных ситуаций. | Упражнения | Объяснительно-иллюстративный, демонстрационный практикум | План- конспект, рабочая тетрадь по программе «Навигатор» | |
Беседа, ролевая игра | Объяснительно-иллюстративный, демонстрационный практикум | План- конспект, рабочая тетрадь по программе «Навигатор», карточки с ситуациями | ||
Манипуляция в СМИ. | ||||
30.Приемы психологическое манипулирования. 31.Противостояние манипуляции. 32.Критическое отношение к рекламе. | Упражнения, мозговой штурм | Объяснительно-иллюстративный, демонстрационный практикум | План- конспект, рабочая тетрадь по программе «Навигатор» | |
Актуализация знаний, мозговой штурм | Объяснительно-иллюстративный, демонстрационный практикум | План- конспект, рабочая тетрадь по программе «Навигатор», кассета с записью фрагмента фильма «Собачье сердце» | ||
Беседа, ролевая игра | Объяснительно-иллюстративный, демонстрационный практикум | План- конспект, рабочая тетрадь по программе «Навигатор» | ||
Здоровый образ жизни. | ||||
33.Здоровый образ жизни – это эффективная профилактика ВИЧ-инфекции. | Мозговой штурм, упражнение | Объяснительно-иллюстративный, демонстрационный практикум | План- конспект, рабочая тетрадь по программе «Навигатор» | Выходная диагностика |
Итоговое занятие. | ||||
34. Обратная связь. | Игра | Бланки анкет |
Список литературы
1. Артюхова И.С. Воспитательная работа с подростками: занятия, игры, тесты. М.: Изд-во «Первое сентября», 2004.
2. Аршинова В.В., Рубанова М.Н., Митькина Е.И., Черноризов А.М., Исаичев С.А.,
Глебов В.В. Программа курса занятий по формированию устойчивого развития
личности как основы профилактики злоупотребления психоактивными веществами
среди детей и подростков // Социальная профилактика и здоровье. – 2003. – № 1.
3. ВИЧ/СПИД/ЗППП: подготовка учащихся к безопасным формам поведения. Пособие для преподавателей / Под общ. ред. О.М. Романенко. Казань, 2000.
4. Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? М.: ЧеРо, 2003.
5. Грецов А.Г. Практическая психология для девочек, или Будь счастливой и
привлекательной. СПб.: Питер, 2005.
6. Грецов А.Г. Практическая психология для мальчиков, или Будь сильным и успешным. СПб.: Питер, 2005.
7. Кривцова С.В. Навыки жизни: в согласии с собой и миром. М.: Генезис, 2002.
8. Майорова Н.П., Чепурных Е.Е., Шурухт С.М. Обучение жизненно важным навыкам в школе: Пособие для классных руководителей / Под ред. Н.П. Майоровой. СПб.: Изд-во «Образование–Культура», 2002.
9. Москаленко В.Д. Зависимость: семейная болезнь. М.: ПЕРСЭ, 2004.
10. Нартова-Бочавер С.К., Кислица Г.К., Потапова А.В. Семейный психолог отвечает. М.: Генезис, 2004.
11. Пахальян В.Э. Психопрофилактика в практической психологии образования.
М.: ПЕРСЭ, 2003.
12. Подростковая наркомания: профилактика подростковой наркомании: Комплект
наглядно-методических пособий (слайды) / Составители С.Б.Белогуров, В.Ю.Климович. М.: Планетариум, 2003.
13. Проведение обучающих семинаров-тренингов по наркомании и ВИЧ/СПИДу.
Руководство для сотрудников интернатов и детских домов / Авторы-составители
И.Кружкова, Н.Морозова. М.: РОО «СПИД инфосвязь», 2002.
14. Программа «Основы здорового образа жизни». Лиски: Отдел образования городского комитета администрации г.Лиски Воронежской области, 2000.
15. Профилактика ВИЧ-инфекции у подростков: Методическое пособие /
Под ред. В.Н. Касаткина. М.: Образование и здоровье, 2005.
16. Профилактика ВИЧ/СПИДа у несовершеннолетних в образовательной среде: Учебное пособие / Под ред. Л.М. Шипицыной. СПб.: Речь, 2006.
17. Профилактика наркозависимости: нормативные, информационные и методические материалы. Сборник методических материалов / Составители Е.В.Конева, О.А. Коряковцева. Департамент по делам молодежи администрации Ярославской области, 2002.
18. Прутченков А.С. Школа жизни: методические разработки социально-психологических тренингов. М.: Педагогическое общество России, 2000.
19. Психогимнастика в тренинге / Под ред. Н.Ю.Хрящевой. СПб.: Речь, 2002.
20. Родионов В.А. Я и все-все-все. Формирование социальных навыков как условие
здорового жизненного стиля. Тренинговые занятия для учащихся 5–9 классов.
Ярославль, 2002.
21. Родионов В.А., Ступницкая М.А, Кардашина О.В. Я и другие: Тренинги социальных навыков: Для учащихся 1–11-х кл. Ярославль: Академия развития, 2002.
22. Руководство по профилактике злоупотребления психоактивными веществами
несовершеннолетними и молодежью / Под научн. ред. Л.М. Шипицыной и
Л.С. Шпилени. СПб., 2003.
23. Руководство практического психолога. Психологические программы развития
личности в подростковом и старшем школьном возрасте / Под ред. И.В. Дубровиной. М., 1995.
24. Сатир В. Как строить себя и свою семью. М.: Педагогика-Пресс, 1992.
25. Сирота Н.А., Ялтонский В.М., Хажилина И.И., Видерман Н.С. Профилактика
наркомании у подростков: от теории к практике. М.: Генезис, 2001.
26. Соловов А.В. Навыки жизни. Программа ранней профилактики химической
зависимости для детей 9–12 лет. М., 2000.
27. Терентьева А.В., Ивашин О.И., Москвичев В.В. «Перекресток»: реабилитационная программа. М., 2000.
28. Фаловски К. Опасные наркотики. М.: Институт Общегуманитарных исследований, 2002.
29. Шрайнер К. Как снять стресс: 30 способов улучшить свое самочувствие за 3 минуты. М.: Изд. группа «Прогресс», 1993.
30. Я выбираю мир! Образовательная программа по предупреждению жестокости и
насилия для детей, подростков, их родителей и педагогов / Под общ. ред. Т.Д.Пестич.
Ярославль: Медико-педагогическая школа, 1997.
31. Я хочу провести тренинг. Пособие для начинающего тренера, работающего в области профилактики ВИЧ/СПИД, наркозависимости и инфекций, передающихся половым путем. Новосибирск: Гуманитарный проект, 2000; М.: ГУП «Медицина для Вас», 2003.
32.Синягина Н.Ю.,Технологии диагностики при проведнии антинаркотической профилактической работы. -М: Московский городской фонд поддержки книгоиздания,2004
33.Исцление от «Рая», реабилитация и самопомощь при социальной зависимости, под.ред. .Н.В. Волкова.Речь, Санкт-Петербург, 2008
34.Профилактика потрбления ПАВ среди детей и подростков, методическое пособие для социальных педагогов. Нижний Новгород, 2004
35.Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Так? М.: ЧеРо, 2007.
36.Г.Б.Монина, Е.К. Лютова-Робертс Коммуникотивный тренинг. Речь ,Санкт-Петербург, 2006
37.Что такое наркотики и как человек превращается в наркомана (методическое пособие для педегогов и родителей). Департамент здравоохранения Нижгородской области,2007
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рекомендации родителям для разговора с подростками о ВИЧ, СПИДе.
Ко Всемирному дню борьбы со СПИДои и наркобизнесом....
1 декабря "Всемирный день борьбы со СПИДом".
01.12.2012 г. в школе прошла акция, посвященная "Всемирному дню борьбы со СПИДом". учащиеся подготовили агитационные плакаты, раздавали красные ленточки, проходили классные часы, которые были посвяще...
Спид
....
СПИД - чума 21 века
Классный час....
Классный час «СПИД - болезнь души».
Цель занятия: ознакомить с понятиями ВИЧ, СПИД; как передается, к чему приводить эта болезнь....
Анкетирование среди 10-11 классов на тему "Что Вы знаете о СПИДе?"
Анкетирование для учащихся 10-11 классов...
Презентация "Что надо знать школьникам о СПИДе"
Презентация посвящена Всемирному Дню борьбы со СПИДОм. Представлен материал об этой страшной болезни 21 века,о красной ленточке - символе борьбы со СПИДОМ...