Развитие интереса к чтению
учебно-методический материал по теме

Клычкова Алла Ивановна

В материале представлены теоретические аспекты развития интереса к чтению у детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvitie_interesa_k_chteniyu.doc41 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие интереса к чтению

Значение хорошей книги в жизни человека велико. Она помогает разбираться нам в сложных обстоятельствах жизни, учит нас уважать достоинство человека и правильней оценивать самих себя, она окрыляет ум и сердце чувством любви к Родине, к человеку. Являясь верным спутником в жизни человека, она учит жить и работать. Особенно велико значение литературы для детей. В книгах они найдут ответы на многие интересующие их вопросы.

О значении книги для человека писал М. Горький (слова записаны на доске): «Любите книгу - источник знания, только знание спасительно, только оно может сделать нас духовно сильными, честными, разумными людьми, которые способны искренне любить человека, уважать его труд и сердечно любоваться прекрасными плодами его непрерывного великолепного труда».

Как организовать руководство чтением детей в семье, с чего начинать? В первую очередь родителям надо познакомиться с детской литературой. Ориентироваться в детской литературе родителям помогут списки книг для самостоятельного внеклассного чтения, имеющиеся в программах для начальной школы.

Таким образом, все родители легко могут узнать, что, прежде всего, следует читать их детям, порядок, время и систему внеклассного чтения.

Родителям необходимо всячески содействовать чтению детей, контролировать своевременное прочитывание рекомендованных учителем книг. В связи с этим очень важно заботиться о том, чтобы у детей постоянно имелась литература для чтения, Полезно создавать личную библиотеку школьника, постепенно пополняя ее. Организацию таких библиотечек нужно начинать еще в дошкольный период жизни ребенка. Лучшим подарком для детей является книга.

Со второго полугодия первого класса ребенка следует записать в библиотеку, а затем время от времени заглядывать в нее, беседовать с библиотекарем о системе чтения своего ребенка, просматривать его читательский формуляр, который поможет выяснить картину чтения школьника. Однако важно не только то, что дети читают, но и то, как они читают. Полезно помнить слова великого русского педагога К.Д. Ушинского. Читать - это еще ничего не значит, что читать и как понимать читаемое - вот в чем главное дело». Встречается много школьников, которые требуют «книгу потолще», читают на переменах, часто на уроках, дома за едой и в то время, когда следует готовить уроки. Они «проглатывают» десятки книг. Но когда побеседуешь с такими ребятами, то убеждаешься в том, что они очень мало что извлекли, поняли или запомнили из прочитанного. Такое поверхностное чтение нельзя допускать, так как оно не столько полезно, сколько вредно. Ну, а как же отцу или матери научить своих детей читать вдумчиво и внимательно?

Здесь нужно учитывать индивидуальные особенности ученика. В семье следует организовать регулярное чтение вслух, беседовать о книге, как в процессе чтения, так и после него, рассматривать и обсуждать иллюстрации, учить записывать краткое содержание прочитанного.

Чтение вслух

Для детей очень полезно, когда проводится систематическое чтение вслух, особенно, если кто-нибудь из родителей или других членов семьи может выразительно читать. Такое чтение дает лучше понять содержание, понять красоту языка произведения. Дети обратят внимание не только на отдельные описания, но и с интересом прослушают описания природы, почувствуют ее красоту. В их поле зрения будут и характеристики действующих лиц.

При самостоятельном же чтении многое может остаться незамеченным. Маленькие дети вместе с героями радуются, смеются, плачут, негодуют. Они живут их жизнью. Регулярное чтение развивает речь, увеличивает кругозор ребенка, является хорошей подготовкой его к школе. Для чтения надо уметь отбирать понятные, интересные и полезные книги. Чтение вслух полезно не только дошкольникам, но и даже подросткам 5—7 классов. Слушая выразительное чтение, дети сами начинают читать лучше, приучаются пользоваться паузами, овладевают интонацией.

Многие родители придают большое значение выразительному чтению, считая, что именно оно пробуждает любовь к литературе.

Одна мама рассказывает: «Я много читала своему сыну и наблюдала, что те книги, которые ему читала вслух, он и его друзья с удовольствием потом перечитывали самостоятельно». Особенно нужно читать тем детям, которые мало и плохо читают, чтобы улучшить технику их чтения. В чтении вслух могут принимать участие не только свои дети, но их одноклассники, друзья.

Во многих семьях такие громкие чтения проводятся систематически несколько раз в неделю: по субботам, воскресеньям и другим свободным вечерам.

Беседа о прочитанной книге

Вы прочитали книгу. Теперь очень полезно поговорить о ней, поделиться впечатлениями, обменяться мнениями. Коллективное обсуждение прочитанного расширяет кругозор и дает больше возможностей для самостоятельной творческой работы мысли. Характер бесед по прочитанному будет различен. С младшими школьниками - это беседа по содержанию. Хорошо будет, если чтение вслух и систематические беседы по прочитанному родители сделают семейной традицией. Одна мама рассказывает: «Если у нас дома новая интересная книга, сыновья готовят уроки по-деловому, не растягивая. Они знают — вечером будем читать вслух. После чая, когда вся семья в сборе, начинается чтение. Первым читает обычно тот, кто принес книгу, а потом продолжают все по очереди. Часто возникают споры, связанные с содержанием книги. И не всегда сразу можно найти на них ответы. Такие вопросы откладываются до следующего чтения, причем отвечаем на них не только мы с мужем, но и сыновья».

Некоторые родители в своих беседах, там, где это уместно, используют живопись. В настоящее время издаются массовыми тиражами репродукции с картин классиков русской живописи. Рассматривание в семье картины в дополнение к прочитанному, еще более усиливает впечатление и расширяет кругозор детей.

Необходимо также поощрять и развивать у детей индивидуальные беседы о прочитанных книгах.

Читательский дневник (записи о прочитанном)

После беседы родителям надо приучать детей делать записи о прочитанном. Они способствуют сознательному чтению, развивают критическое мышление и самостоятельность: что нравится и что не нравится, и почему?

Для записей прочитанного надо вести читательский дневник: название книги, фамилия автора, год и место издания. Ученик отмечает основную идею произведения и то, что ему понравилось или не понравилось. Записи ведутся свободно. Название книг и фамилии авторов следует подчеркивать.

Читательский дневник время от времени следует перечитывать, вспоминая старое и внося новое. Что самое важное в записях в читательском дневнике? Самое важное - это мысли и чувства ученика, ведущего такой дневник. По такому дневнику можно проследить, как шло развитие школьника в умственном, нравственном и эстетическом отношении, как формировался его моральный облик, характер. Это интересно знать и самому ученику. Полученные из книг знания дети используют на уроках при ответах. Рассказы этих учеников более яркие, содержательные, интересные.

Выбор книг

Родителям необходимо учить детей умению выбирать книгу: обращать внимание на заглавие, на фамилию автора, место и год издания, для кого написана, обращать внимание на предисловие. Кроме заглавия иногда бывает подзаголовок, который помогает понять содержание.

Интерес к сказкам

Большое место во внеклассном чтении младших школьников занимают детские сказки. В сказках много поучительного и познавательного материала. Слушая и читая их, дети усваивают, что такое добро и что такое зло, что такое хорошо и что такое плохо, они начинают больше любить правду и ненавидеть ложь и зло. Например, первоклассник, прослушав «Сказку о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина сказал: «Старик мне больше понравился, старуха - совсем не понравилась, потому что все время старику не давала покоя». Семилетняя Ира, после прочтения этой сказки, вся была во власти своего негодования против старухи (ей все мало) и решительно одобрила Пушкина за то, что поэт наказал ее за вздорность и привел снова к разбитому корыту, «чтобы она больше никого не выгоняла».

О гигиене чтения

Если школьник читает запоем, забывает об уроках и отдыхе, то тут отцу или матери надо твердо настоять на ограничении чтения, ввести его в определенное русло так, чтобы оно не мешало приготовлению уроков, а также не отнимало время, отведенное на сон и развлечения. Но запретить совсем читать или просить библиотекаря не выдавать ему книги не следует - это бесполезно. Встречаются семьи, когда дети привыкли читать в постели, перед сном, иногда до 2—3 часов ночи. Нередко дети читают лежа и днем, валяясь на постели или диване. Это недопустимо, т.к. ухудшается зрение, нарушается нормальная продолжительность сна, портится и книга, которую перегибают, мнут. Нельзя позволять детям читать во время еды. Ученик должен твердо помнить, что читать можно в свободное время, сидя за чистым столом, предварительно вымыв руки. Сидеть надо в таком месте, где достаточно светло, чтобы тень от головы не ложилась на страницы, чтобы школьник не горбился и не наваливался грудью на стол, а сидел бы прямо, не подносил слишком близко текст к глазам (расстояние от текста книги до глаз для детей должно равняться 35—40 см).

О бережном отношении к книге

Книги надо хранить на полках, а не бросать их куда попало. Бережное отношение надо развивать как к своей, так и библиотечной книге. Книга ведь не только моя, она и наша. Полезно чаще подчеркивать школьникам то, что мало кому приятно читать книгу рваную и грязную с недостающими страницами, вырванными иллюстрациями.

Необходимо добиться, чтобы дети ясно усвоили, что нельзя брать книгу грязными руками, загибать уголки страниц, нельзя класть в книгу ручку, карандаш или что-либо другое вместо закладки, т.к. от этого она рвется. Во время чтения следует ее обертывать в бумагу, чтобы не пачкалась, недопустимо рисовать или писать не ней, класть на нее продукты во время еды.

Правильному обращению с книгами дети должны учиться у родителей. Дома дети не должны видеть разбросанных или растрепанных книг.

Учебному труду детей помогает также регулярное чтение детьми газет, журналов, слушание радио. Поэтому и здесь необходимо вдумчивое руководство со стороны родителей. Регулярные занятия внеклассным чтением обеспечат успех в воспитании у детей ответственного отношения к учению, которое является их первым общественным долгом перед родиной, будут способствовать развитию познавательных способностей детей, формированию морально волевых качеств, необходимых российским детям.

Советы родителям

Пока ребенок мал, его нужно не только научить читать, но, главное, понимать прочитанное, использовать добытое в книгах для познания окружающей нас действительности.

Много надо приложить усилий, чтобы заставить ребенка полюбить книгу, но сделать это необходимо.

Наши разговоры с детьми нередко бедны, поэтому каждый день читайте детям вслух хорошую книгу. Это сильно обогатит ваше духовное общение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памятка по развитию интереса к чтению

Родители часто задают ворос:" Как привить ребёнку любовь  к чтению?"  Редко можно увидеть детей, которые без всяких наставлений берут в руки книжку и увлечённо читают. Если члены семьи любят читать и ...

Развитие интереса к чтению у младших школьников

Подбор различных заданий для развития интереса к чтению младших школьников....

Роль семьи в развитии интереса к чтению.

Создание оптимальных условий для формирования устойчивого интереса на основе сотрудничества с семьёй и детской библиотекой....

Развитие интереса к чтению. Формирование навыка чтения.

В статье речь идёт о  развитии и формировании навыка чтения....

Развитие интереса к чтению младших школьников

В данной статье представлены новые формы, методы и приёмы обучения младших школьников. Использованы элементы устного народного творчества, игровые  моменты,  способствующие развитию ...

Развитие интереса к чтению у младшего школьника

В статье пойдет речь о том, как сделать так, чтобы  ребенок полюбил книги.Это ценное качество – любовь к книге – начинает закладываться в душу ребенка с раннего детства, с его семьи....

Программа воспитания и развития интереса к чтению "Книга.RU"

Современное общество ставит перед школой задачу создания условий для формирования личности нравственной, эмоциональной, активной и самостоятельной.Известно ,что комплексное воздействие на все стороны ...