Занятие во 2 классе "Моя память"
план-конспект занятия по теме
Цель: Знакомство с понятием «память» и его видами
Задачи:
- Знакомство с видом памяти (зрительной);
- Изучение особенностей зрительной памяти;
- Осознание роли зрительной памяти в жизни и учёбе;
- Формирование адекватного отношения детей к слабым сторонам их психической деятельности;
- Отработка приёмов запоминания зрительно предъявляемого материала; поиск индивидуальных способов запоминания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Знакомство учащихся с понятием "Память" | 2.88 МБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ ЖСОШ № 22
Занятие во 2 классе «Моя память»
Педагог- психолог Фендрикова Галина Алексеевна
Тема: Моя память (слайд 1)
Цель: Знакомство с понятием «память» и его видами (слайд 2)
Задачи:
- Знакомство с видом памяти (зрительной);
- Изучение особенностей зрительной памяти;
- Осознание роли зрительной памяти в жизни и учёбе;
- Формирование адекватного отношения детей к слабым сторонам их психической деятельности;
- Отработка приёмов запоминания зрительно предъявляемого материала; поиск индивидуальных способов запоминания.
Материалы: компьютер, доска; игрушки, палочки, цветные карточки, листы А, заранее распечатать детям на листах необходимые задания (скрепить в виде тетради)., звуки природы для релакса, звук: аплодисменты и звонок с урока
- Приветствие (комплимент)
- Тематическая разминка.
Игра «Мой сосед по парте»
Посмотрите на своего соседа по парте и постарайтесь запомнить хорошо во что он одет, какие у него волосы, глаза……
(После этого дети отворачиваются друг от друга)
Задание: опишите внешность своего соседа по парте
Игра «Что за чем стоит?»
Ребята, мы с вами сыграем в такую игру.
Посмотрите внимательно на фрукты, которые стоят перед вами, и постарайтесь запомнить, в какой последовательности они расположены. ( фрукты убираются). А теперь попытайтесь записать на листочках порядок, в котором стояли фрукты. У кого что получилось? Молодцы!
ВОПРОС: «Мы с вами выполнили два упражнения, что же нам помогало успешно справиться с ними?» (ответы детей)
-«Правильно, наша память принимала активное участие в этой игре.
3. Содержание занятия.
Давайте с вами выполним небольшие тесты и посмотрим, как же у каждого из вас развита память, быстро ли я запоминаю, или мне необходимо очень долго учить, чтобы запомнить?
Тестовое задание «Узнавание фигур» (тетради стр.1)
Посмотрите внимательно на экран (слайд 3). На нём изображены рисунки – различные фигуры. Постарайтесь их запомнить. Удалось запомнить? А теперь откройте свою тетрадь на стр. 1
Перед вами рисунок, на котором изображено 25 разных фигур (слайд 4). Найдите среди них и зачеркните красным карандашом только те, которые нужно было запомнить. На эту работу я вам даю 3 минуты.
А теперь возьмите в руки зелёный карандаш и посмотрите на экран - проверьте правильность выполнения задания (слайд 5) – посчитайте, сколько фигур вам удалось запомнить. За каждую правильно зачеркнутую фигуру вам полагается 1 балл. Полученный результат запишите в пустой круг.
Ваш результат (слайд 6).
Для того, чтобы точнее убедиться в развитии своей памяти, мы с вами выполним ещё один тест
Тестовое задание «Фигурки из палочек»
-Посмотрите на экране появились фигуры (слайд 7) Постарайтесь запомнить их в данном порядке.
(слайд убирается) Теперь попробуйте сами сложить такие же фигурки используя спички.
А теперь проверьте, как вам удалось справиться с эти заданием. Слайд 7 Посчитай баллы.
А теперь посмотрите на ваш результат (слайд 8)
Обсуждение упражнений:
- Какие трудности возникли при выполнении?
-Что было интереснее всего?
Легко ли было запоминать при помощи глаз?
- Новые понятия
Ребята, у всех вас получились разные результаты. Значит, что память у всех развита по разному. Так что же такое слово память? Попробуйте объяснить сами – как вы понимаете это слово – «память».
(ответы детей)
Слайд 9
Память – это свойство нашей психики, которое позволяет человеку запоминать, сохранять и воспроизводить различные события и информацию.
- «Что мы с вами можем помнить?» (ответы детей)
Вывод: Правильно, человек помнит всё что с ним происходило в прошлом, все праздники, какие- то яркие события которые были в жизни у человека …
Ребята, с помощью чего мы можем запоминать? Например, когда мы с вами играли в игры «Мой сосед по парте» или «Кто за кем стоит?». Каким образом мы запоминали?.. Правильно, мы запоминали с помощью наших глаз, то есть смотрели на человека или предметы.
Следовательно, когда мы с вами запоминали фигуры, а потом их искали среди других, какой вид памяти мы использовали? (ответ: зрительную память).
Правильно. Когда же вам помогает запоминать именно зрительная память?… (все желающие делятся своими примерами)
Так что же такое зрительная память? Давайте дадим ей определение
Слайд 10
Зрительная память – это запоминание информации, осуществляемое при помощи зрения.
Ребята, каждому человеку необходимо тренировать свою память, и тогда она обязательно улучшится.
- Отгадай загадки (слайд 11 – 12 – 13 – 14 – 15 – 16 – 17 – 18 – 19)
Следующий этап нашего с вами занятия называется «Учусь запоминать» (слайд 20)
- Игра «Посмотри внимательно и запомни» (слайд 21- 22 – 23 – 24 – 25)
- Игра «Что я вижу»
Сейчас мы с вами будем играть в игру.
Я буду быстро называть слова, а ваша задача в тетрадях на стр. ___ нарисовать эти слова так, как вы их видите. Помните о том, что записывать слова нельзя и рисовать надо как можно быстрее и понятнее для себя.
Слова: дом, учитель, праздник, радость, радуга, море, машина
А теперь давайте посмотрим, как вы сумели запомнить эти слова. Итак, озвучьте мне по своим рисункам те слова, которые я говорила.
Дети называют слова в той же последовательности, в которой они были продиктованы.
Проверка: (слайд 26)
Вывод: слова можно запоминать, представляя их в виде образа, картинки.
- Релаксация: «Бабочка»
(слайд 27)
«Сядьте в удобное положение. Закройте глаза и слушайте мой голос. Дышите легко и спокойно.
Представьте себе, что вы находитесь рядом с голубым озером, в прекрасный летний день. На озере небольшой водопад, рядом зелёный луг, на лугу растут красивые полевые цветы, птички поют. Прямо перед собой вы видите великолепную бабочку, порхающую с цветка на цветок. Не торопитесь, постарайтесь представить бабочку так ясно, как будто видите её на самом деле. Бабочка порхает над одним цветком, над другим, над третьим. Проследите за движениями её крыльев – они легки и грациозны. Вот она пролетела мимо колокольчика и приземлилась на ромашке, колокольчике… наконец она села вам на руку. Какая она бабочка? Каким она цветом, размером, какие у неё крылья… Наблюдая за ней вы чувствуете себя спокойными, счастливыми, вы отдыхаете……..а теперь возвращаемся назад и открываем глаза.
Вопрос: Удалось кому- нибудь представить бабочку? Её можно увидеть по разному. (слайд 28)
- Перед глазами просто какое- то пятно. Вроде бы бабочка, а может и нет.
- Можешь увидеть бабочку как на фотогафии или как на картинке. Ну, скажем, вот так…
- А эта бабочка в твоём воображении оживает. Ты видишь, как она порхает, садится на цветок, шевелит усиками… да, она живая! (слайд 29)
Мы с вами учились на примере слова «бабочка» запоминать слова, пытаясь их увидеть. Это было для одних легко, а для других сложно – у всех по разному.
Ребята, не у всех людей зрительная память развита хорошо. Конечно огорчаться не нужно, ведь кроме зрительной у человека есть и другие виды памяти. Но о них мы поговорим на следующем занятии.
Домашнее задание:
Чтобы запомнить слова, их можно не только попытаться увидеть.
Как вы думаете, что ещё можно делать? (дети высказывают своё мнение).
Ребята, слова ещё можно слышать, нюхать, пробовать на вкус, трогать – всё это также может помогать нам при запоминании слов. Попробуйте дома таким способом запоминать слова. (слайд 30)
Рефлексия текущего занятия: (слайд 31)
- Чем мы сегодня занимались?
- Что узнали о себе и о других?
- Как работалось сегодня каждому из нас?
- Что мешало? Что помогало?
- С каким чувством, настроением я заканчиваю урок? (слайд 32)
А теперь я желаю вам удачного дальнейшего дня, отличного настроения и объявляю ПЕРЕМЕНКУ! (слайд 33)
Литература:
- Интернет ресурсы;
- Хухлаева «Тропика к своему Я»
- Битянова, Азарова, Земских «Профессия школьник»;
- Г.КА.Авшарин «Памятью Секреты и механизмы»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное занятие "Какая у меня память"
- в доступной форме дать детям понятие о памяти, ее видах и свойствах; познакомить с приемами эффективного запоминания.- способствовать развитию памяти через игры и упражнения, дать учащимся воз...
Занятие "Память за собою позови..."
Занятие посвящено людям, жившим во время ВОВ в г. НовокузнецкеЗанятие развивает патриоческие чувства, формирует чувство гордости за свою малую родину, воспитывает уважение к ветеранам войны и труженни...
Программа. Коррекционные занятия "Память. Логика. Мышление"
Данная программа составлена на основе программы для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В. Воронковой М.:ВЛАДОС, 2001г.Главный принцип организации учеб...
Конспект коррекционного занятия, тема:" Полет на планету «Память»", для учащихся 1 класса
Учащиеся знакомятся с понятием «память» и ее видами. Занятие способствует развитию слуховой, зрительной, двигательной памяти....
Занятие в ГПД «Память воинов-интернационалистов»
Занятие в ГПД «Память воинов-интернационалистов»...
Конспект внеурочного занятия «Врезаться в память (11 занятие)» (курс «Юные умники и умницы», 1 класс)
Цель: развитие слуховой памяти у младших школьников.Планируемые результаты:Предметные:уметь запоминать информацию на слух;уметь решать логические задачи;знать, как осуществлять поиск информации из таб...
Конспект внеурочного занятия ««Врезаться в память» (курс "Юные умники и умницы», 1 класс)
Тема: «Врезаться в память» Планируемые результаты:Предметные:1. уметь запоминать информацию на слух;2. уметь решать логические задачи;3. знать, как осуществлять поиск информации из таблицы...