Внеурочная деятельность 2 класс
план-конспект занятия (2 класс) на тему

Ашуркова Юлия  Леонидовна

Мои эмоии

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_-_emotsii.doc57.5 КБ

Предварительный просмотр:

урок "Эмоции. Управление эмоциями и настроением"

Цели:

  • определение позиции: надо ли подавлять эмоции;
  • определение зависимости характера выражения эмоций от интеллигентности;
  • показать возможности анализа сложных, противоречивых, дискомфортных чувств как средства самопознания, личностного роста и достижения эмоционального равновесия.

Порядок работы.

I блок:

  • Беседа «Поскольку любое чувство рождает действие (отрицательное, чрезмерное, несвоевременное) как быть, что бы эти действия не навредили?»
  • Упражнение «Запрет на эмоции».
  • Рефлексия. Вывод.

II блок:

  • Беседа «Подавлять эмоции нельзя, а как быть?»
  • Физкультурная минутка.
  • Изложение вопроса о необходимости постановки своих эмоций и настроений себе на службу.

III блок:

  • Беседа «Почему и как возникают отрицательные эмоции».
  • Чтение притчи.
  • Рассмотрение схемы: «Как явления жизни преобразуются в эмоции и настроения».
  • Вывод о том, что влияет на наши эмоции.

IV блок:

  • Вступительная беседа «Конкретные способы регулирования своего настроения».
  • Физкультурная минутка.
  • Способы регулирования эмоций с использованием упражнений:
  • «Вычерпывание плюсов».
  • «Вверх по эмоциональной октаве».
  • «Мимические упражнения».
  • «Алгоритм отсрочки».
  • Заключительная беседа «Надо ли ждать, пока эмоции не заполнят все наши внутренние «этажи»?
  • Список литературы для самостоятельного прочтения.

Ход занятия

I блок. Участники занятия должны высказаться по следующим вопросам:

1. Предлагается обсудить проблему: «Поскольку любое чувство рождает действие (отрицательное, чрезмерное, несвоевременное) как быть, чтобы эти действия не навредили?»

2. Участники высказываются по следующим вопросам:

а) что делать с отрицательными эмоциями?

б) что нас ожидает, если мы сдерживаем эмоции, т.е. запрещаем себе их проявление?

3. Запрет на выражение эмоций можно проиллюстрировать в следующем упражнении: завязать все каналы воспроизведения (рот, глаза, уши, руки, ноги, душу).

Подавлять эмоции нельзя, а как быть?

II блок. Есть люди, для которых собственные чувства, переживаемые по поводу и без повода являются сверхценностью. Они почти принципиально отказываются регулировать свое настроение и «впадая» в какую-то эмоцию, носятся с ней как с писаной торбой. Они почти принципиально отказываются регулировать свое настроение.

А для вас подобное отношение не характерно? Цель сегодняшнего занятия: сделать человека хозяином своего настроения.

Физкультурная минутка.

Цапля: встать на одну ногу, другую прижать ступней в бедру первой как можно выше. Руки на поясе. Глаза закрыты. Как можно дольше продержаться.

Аист: ноги вместе, стоять прямо. Руки вытянуть вверх, согнуться в пояснице и наклониться вниз, не меняя положения рук. Грудь прижата к бедрам, руки на полу. Задержитесь так, будто вы ищите лягушку.

Змея: вращение головой в горизонтальной плоскости, чтобы ось головы все время оставалась вертикальной.

Ворона: встать прямо. Махать руками вверх-вниз. Руки прямые в локтях. Движения энергичные.

Отрицательные эмоции – эта душевная боль. Физическая боль является сигналом патологии тела, так и душевное страдание указывает на патологию в области внутреннего мира. Эта – информация, подталкивающая к изменению нашего поведения, пересмотру отношений. Поэтому избегать отрицательные эмоции по сути, отказ от жизненной обратной связи, насколько человек взаимодействует с миром. Однако сильные отрицательные эмоции впрямь негативно влияют на нас:

  • искажается восприятие;
  • дело «валится из рук»;
  • пропадает желание чем-либо заниматься;
  • портятся отношения с людьми.

Поэтому необходимо поставить свои эмоции и настроения себе на службу.

III блок. Разберемся более детально в том, почему возникают отрицательные эмоции?

Наиболее распространенная причина – разнообразные мысленные искажения.

В целом жизнь представляет собой поток более или менее нейтральных событий. Мы эти события воспринимаем, наши мысли определяют такое значение , какой смысл имеет для нас то или иное событие. И лишь теперь возникают чувства.

Проиллюстрировать, как нейтральные по сути обстоятельства превращаются в диаметрально противоположные их оценки, поможет старая притча:

У одного старого крестьянина сбежала его единственная лошадь, он ее искал, но найти не мог. «Бедный, какое у тебя горе», - вздыхали односельчане. «О чем вы? У меня нет горя, я просто ищу лошадь, которая убежала». Через некоторое время лошадь сама прибежала к нему, да не одна , а привела с собой сильного паленого коня. «Какая у тебя радость! – охали односельчане. – Не было лошади, а теперь сразу две». «Вы о чем? Что праздновать? Просто в моем стойле стоят теперь две лошади, и я иду их кормить…»

Рассматривается схема «Как явления жизни преобразуются в эмоции и настроения на примере из жизни»:

МИР
Факты:
положительные, отрицательные, нейтральные
МЫСЛИ
Непрерывное осмысление событий (внутренний диалог)
НАСТРОЕНИЕ

Чувства вызваны не фактами, а мыслями, в которых события классифицировались в соответствии с субъективным смыслом.

Например: мы договорились о встрече с другом. Он опаздывает. Мы начинаем сердиться, так как объясняем себе опоздание его наплевательским отношением к нашим чувствам и нуждам. Еще через какое – то время возникает мысль: «Уж не случилось ли с ним чего-нибудь». Возникает другое чувство – тревога за друга. Итак, по мере появления новых объяснений его отсутствия, наше настроение меняется.

Итак, подведем итог: именно в блоке осмысления зарождаются наши негативные или позитивные чувства. Здесь, как в комнате кривых зеркал. Отражение в зеркале монстр вызовет появление соответствующих эмоций.

Представим себе образно: чувства следуют за мыслями так же обязательно, как утенок за уткой. Но где гарантия того, что утка правильно выбрала путь.

Мысленные искажения: низкое содержание в головном мозге определенных веществ «аминов» - химические почтальоны, с помощью которых нервы пересылают сообщения друг другу, от их количества зависит наше настроение, наше здоровье или болезнь, уровень энергетики организма – все это влияет на эмоции человека.

IV блок. Переходим к конкретным способам регулирования своего настроения.

Плохое настроение можно сопоставить с некачественным звучанием музыки из радиоприемника. Нежные звуки прерываются хрипами. Проблема не в том, приемник «барахлит» или плохая погода, а просто он не точно настроен. Так и при плохом настроении – неточна внутренняя настройка. Надо научится пользоваться этой настройкой.

Физкультурная минутка.

  • Поза дерево.
  • Поза лебедь.
  • Поза замок.
  • Поза перекруты.

Подход первый: рациональное переосмысление.

Упражнение «Все относительно».

Инструкция: давайте осознаем, что все относительно. Возьмем такие понятия, как «высоко» и «низко».Ответьте на вопрос: «Пятый этаж- это высоко?» Те, кто ответил «высоко», мысленно взгляните на 5-ый этаж Эвереста. Те, кто сказал «низко», проделайте следующий мысленный эксперимент: попробуйте пройти по доске на высоте пятого этажа. Не правда ли, оценка меняется? А ведь высота объективно остается той же.

Подход второй: самопрограммирование.

Упражнение «Исцеление человека».

Упражнение самопрограммирования лучше сделать сразу после пробуждения или во время засыпания, или во время целенаправленного расслабления. Например, фраза: «С каждым днем я наполняюсь бодростью и радостью».

Подход третий: позитивный.

Суть – в фиксации внимания именно на положительных сторонах происходящего.

В одно окно смотрели двое:
Одни увидел дождь и грязь,
Другой - листвы зеленой вязь,
Весну и небо голубое.

В одно окно смотрели двое…

Упражнение «Вычерпывание плюсов».

Инструкция: необходимо определить и назвать все положительное, что несет с собой предлагаемая конкретная ситуация:

  • «Вы пришли в булочную. Весь хлеб там черствый».
  • «Вы пришли в булочную, хлеб свежий».
  • «Вы вышли на утреннюю пробежку: погода замечательная».
  • «Вы вышли на утреннюю пробежку: колючий встречный ветер и дождь».
  • «Пообедали вовремя и сытно».
  • «Пообедать не удалось».

Четвертый подход: в этом случае эмоцией можно управлять с помощью технических хитростей (мимика, голос).

У улыбки есть важный психологический аспект: она приводит в движение определенные группы лицевых мускул. Если «мышцы улыбки» включаются в работу, то в мозг посылаются позитивные сигналы.

Упражнение «Вверх по эмоциональной октаве».

Инструкция: произнесите по семь раз каждое из следующих слов, начиная с тихого полушепота, с постепенно нарастающей силой и эмоциональной насыщенностью. Помогите себе ритмом вдоха-выдоха.

Свобода

 

Собран

 

Уверен

Сила

 

Ясно

 

Твердо

Солнце

 

Радость

 

Громко

Упражнение «Алгоритм отсрочки».

Вообще, большинству людей он известен. Если что-то произошло – проделайте следующее:

  • Чтобы не спутать мелочи с чем-то другим – успокойтесь.
  • Сосчитайте до 10.
  • Сделайте серию спокойных вдохов и выдохов.
  • Отвлеките свое внимание на x время.
  • Спросите себя: действительно ли велик ущерб?
  • Попробуйте представить, как бы оценил происшедшее спокойный мудрый человек
  • Ответьте, как вы посмотрите на эту ситуацию через 2 года, через 20 лет?

Пятый подход: растождествление со своими чувствами.

Если человек полностью погружен в свое состояние, он не может управлять собой. Необходимо, что бы какая-то часть личности твоей осталась как бы снаружи по отношению к переживаниям (раздвоение). Чтобы это получилось, необходимо понять, что «Я» и «мои эмоции» - это не одно и то же. Например, если «Я» и есть «мой гнев». Это две разные вещи. Если мы не замечаем возникновение этого чувства, мы совершенно беззащитны перед стихиями собственных эмоций.

А вот если в момент даже сильнейшей душевной бури на нее смотрит «внутренний наблюдатель», даже, если он не пытается что-то исправить, то происходит чудо: буря стихает сама собой.

- Надо ли ждать, пока эмоции заполнят наши внутренние этажи?

- Что произойдет, если мы уступим эмоциям?

Шансы на успех не велики. Поэтому, чему мы должны научиться?

Научиться реагировать своевременно при первых всплесках чувств.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект выступления по внеурочной деятельности в общеобразовательной школе по внеурочной деятельности 1 класс

Выступление по внеурочной деятельности в общеобразовательной школе по внеурочной деятельности 1 класс с презентацией...

Роль музея в урочной и внеурочной деятельности класса

Использование различных форм музейной работы в урочное и внеурочное время помогает воспитать высоконравственного  члена общества, патриота своей страны....

Мониторинг внеурочной деятельности класса "Дудис" 3А, 2014-2015 гг.

Мониторинг внеурочной деятельности класса "Дудис" 3А, 2014-2015 гг....

Мониторинг внеурочной деятельности класса "Дудис" 4А, 2015-2016 гг.

Мониторинг внеурочной деятельности класса "Дудис" 4А, 2015-2016 гг....