Внеурочная деятельность 2 класс
план-конспект занятия (2 класс) на тему
Предварительный просмотр:
урок "Эмоции. Управление эмоциями и настроением"
Цели:
- определение позиции: надо ли подавлять эмоции;
- определение зависимости характера выражения эмоций от интеллигентности;
- показать возможности анализа сложных, противоречивых, дискомфортных чувств как средства самопознания, личностного роста и достижения эмоционального равновесия.
Порядок работы.
I блок:
- Беседа «Поскольку любое чувство рождает действие (отрицательное, чрезмерное, несвоевременное) как быть, что бы эти действия не навредили?»
- Упражнение «Запрет на эмоции».
- Рефлексия. Вывод.
II блок:
- Беседа «Подавлять эмоции нельзя, а как быть?»
- Физкультурная минутка.
- Изложение вопроса о необходимости постановки своих эмоций и настроений себе на службу.
III блок:
- Беседа «Почему и как возникают отрицательные эмоции».
- Чтение притчи.
- Рассмотрение схемы: «Как явления жизни преобразуются в эмоции и настроения».
- Вывод о том, что влияет на наши эмоции.
IV блок:
- Вступительная беседа «Конкретные способы регулирования своего настроения».
- Физкультурная минутка.
- Способы регулирования эмоций с использованием упражнений:
- «Вычерпывание плюсов».
- «Вверх по эмоциональной октаве».
- «Мимические упражнения».
- «Алгоритм отсрочки».
- Заключительная беседа «Надо ли ждать, пока эмоции не заполнят все наши внутренние «этажи»?
- Список литературы для самостоятельного прочтения.
Ход занятия
I блок. Участники занятия должны высказаться по следующим вопросам:
1. Предлагается обсудить проблему: «Поскольку любое чувство рождает действие (отрицательное, чрезмерное, несвоевременное) как быть, чтобы эти действия не навредили?»
2. Участники высказываются по следующим вопросам:
а) что делать с отрицательными эмоциями?
б) что нас ожидает, если мы сдерживаем эмоции, т.е. запрещаем себе их проявление?
3. Запрет на выражение эмоций можно проиллюстрировать в следующем упражнении: завязать все каналы воспроизведения (рот, глаза, уши, руки, ноги, душу).
Подавлять эмоции нельзя, а как быть?
II блок. Есть люди, для которых собственные чувства, переживаемые по поводу и без повода являются сверхценностью. Они почти принципиально отказываются регулировать свое настроение и «впадая» в какую-то эмоцию, носятся с ней как с писаной торбой. Они почти принципиально отказываются регулировать свое настроение.
А для вас подобное отношение не характерно? Цель сегодняшнего занятия: сделать человека хозяином своего настроения.
Физкультурная минутка.
Цапля: встать на одну ногу, другую прижать ступней в бедру первой как можно выше. Руки на поясе. Глаза закрыты. Как можно дольше продержаться.
Аист: ноги вместе, стоять прямо. Руки вытянуть вверх, согнуться в пояснице и наклониться вниз, не меняя положения рук. Грудь прижата к бедрам, руки на полу. Задержитесь так, будто вы ищите лягушку.
Змея: вращение головой в горизонтальной плоскости, чтобы ось головы все время оставалась вертикальной.
Ворона: встать прямо. Махать руками вверх-вниз. Руки прямые в локтях. Движения энергичные.
Отрицательные эмоции – эта душевная боль. Физическая боль является сигналом патологии тела, так и душевное страдание указывает на патологию в области внутреннего мира. Эта – информация, подталкивающая к изменению нашего поведения, пересмотру отношений. Поэтому избегать отрицательные эмоции по сути, отказ от жизненной обратной связи, насколько человек взаимодействует с миром. Однако сильные отрицательные эмоции впрямь негативно влияют на нас:
- искажается восприятие;
- дело «валится из рук»;
- пропадает желание чем-либо заниматься;
- портятся отношения с людьми.
Поэтому необходимо поставить свои эмоции и настроения себе на службу.
III блок. Разберемся более детально в том, почему возникают отрицательные эмоции?
Наиболее распространенная причина – разнообразные мысленные искажения.
В целом жизнь представляет собой поток более или менее нейтральных событий. Мы эти события воспринимаем, наши мысли определяют такое значение , какой смысл имеет для нас то или иное событие. И лишь теперь возникают чувства.
Проиллюстрировать, как нейтральные по сути обстоятельства превращаются в диаметрально противоположные их оценки, поможет старая притча:
У одного старого крестьянина сбежала его единственная лошадь, он ее искал, но найти не мог. «Бедный, какое у тебя горе», - вздыхали односельчане. «О чем вы? У меня нет горя, я просто ищу лошадь, которая убежала». Через некоторое время лошадь сама прибежала к нему, да не одна , а привела с собой сильного паленого коня. «Какая у тебя радость! – охали односельчане. – Не было лошади, а теперь сразу две». «Вы о чем? Что праздновать? Просто в моем стойле стоят теперь две лошади, и я иду их кормить…»
Рассматривается схема «Как явления жизни преобразуются в эмоции и настроения на примере из жизни»:
МИР
Факты:
положительные, отрицательные, нейтральные
МЫСЛИ
Непрерывное осмысление событий (внутренний диалог)
НАСТРОЕНИЕ
Чувства вызваны не фактами, а мыслями, в которых события классифицировались в соответствии с субъективным смыслом.
Например: мы договорились о встрече с другом. Он опаздывает. Мы начинаем сердиться, так как объясняем себе опоздание его наплевательским отношением к нашим чувствам и нуждам. Еще через какое – то время возникает мысль: «Уж не случилось ли с ним чего-нибудь». Возникает другое чувство – тревога за друга. Итак, по мере появления новых объяснений его отсутствия, наше настроение меняется.
Итак, подведем итог: именно в блоке осмысления зарождаются наши негативные или позитивные чувства. Здесь, как в комнате кривых зеркал. Отражение в зеркале монстр вызовет появление соответствующих эмоций.
Представим себе образно: чувства следуют за мыслями так же обязательно, как утенок за уткой. Но где гарантия того, что утка правильно выбрала путь.
Мысленные искажения: низкое содержание в головном мозге определенных веществ «аминов» - химические почтальоны, с помощью которых нервы пересылают сообщения друг другу, от их количества зависит наше настроение, наше здоровье или болезнь, уровень энергетики организма – все это влияет на эмоции человека.
IV блок. Переходим к конкретным способам регулирования своего настроения.
Плохое настроение можно сопоставить с некачественным звучанием музыки из радиоприемника. Нежные звуки прерываются хрипами. Проблема не в том, приемник «барахлит» или плохая погода, а просто он не точно настроен. Так и при плохом настроении – неточна внутренняя настройка. Надо научится пользоваться этой настройкой.
Физкультурная минутка.
- Поза дерево.
- Поза лебедь.
- Поза замок.
- Поза перекруты.
Подход первый: рациональное переосмысление.
Упражнение «Все относительно».
Инструкция: давайте осознаем, что все относительно. Возьмем такие понятия, как «высоко» и «низко».Ответьте на вопрос: «Пятый этаж- это высоко?» Те, кто ответил «высоко», мысленно взгляните на 5-ый этаж Эвереста. Те, кто сказал «низко», проделайте следующий мысленный эксперимент: попробуйте пройти по доске на высоте пятого этажа. Не правда ли, оценка меняется? А ведь высота объективно остается той же.
Подход второй: самопрограммирование.
Упражнение «Исцеление человека».
Упражнение самопрограммирования лучше сделать сразу после пробуждения или во время засыпания, или во время целенаправленного расслабления. Например, фраза: «С каждым днем я наполняюсь бодростью и радостью».
Подход третий: позитивный.
Суть – в фиксации внимания именно на положительных сторонах происходящего.
В одно окно смотрели двое:
Одни увидел дождь и грязь,
Другой - листвы зеленой вязь,
Весну и небо голубое.
В одно окно смотрели двое…
Упражнение «Вычерпывание плюсов».
Инструкция: необходимо определить и назвать все положительное, что несет с собой предлагаемая конкретная ситуация:
- «Вы пришли в булочную. Весь хлеб там черствый».
- «Вы пришли в булочную, хлеб свежий».
- «Вы вышли на утреннюю пробежку: погода замечательная».
- «Вы вышли на утреннюю пробежку: колючий встречный ветер и дождь».
- «Пообедали вовремя и сытно».
- «Пообедать не удалось».
Четвертый подход: в этом случае эмоцией можно управлять с помощью технических хитростей (мимика, голос).
У улыбки есть важный психологический аспект: она приводит в движение определенные группы лицевых мускул. Если «мышцы улыбки» включаются в работу, то в мозг посылаются позитивные сигналы.
Упражнение «Вверх по эмоциональной октаве».
Инструкция: произнесите по семь раз каждое из следующих слов, начиная с тихого полушепота, с постепенно нарастающей силой и эмоциональной насыщенностью. Помогите себе ритмом вдоха-выдоха.
Свобода |
| Собран |
| Уверен |
Сила |
| Ясно |
| Твердо |
Солнце |
| Радость |
| Громко |
Упражнение «Алгоритм отсрочки».
Вообще, большинству людей он известен. Если что-то произошло – проделайте следующее:
- Чтобы не спутать мелочи с чем-то другим – успокойтесь.
- Сосчитайте до 10.
- Сделайте серию спокойных вдохов и выдохов.
- Отвлеките свое внимание на x время.
- Спросите себя: действительно ли велик ущерб?
- Попробуйте представить, как бы оценил происшедшее спокойный мудрый человек
- Ответьте, как вы посмотрите на эту ситуацию через 2 года, через 20 лет?
Пятый подход: растождествление со своими чувствами.
Если человек полностью погружен в свое состояние, он не может управлять собой. Необходимо, что бы какая-то часть личности твоей осталась как бы снаружи по отношению к переживаниям (раздвоение). Чтобы это получилось, необходимо понять, что «Я» и «мои эмоции» - это не одно и то же. Например, если «Я» и есть «мой гнев». Это две разные вещи. Если мы не замечаем возникновение этого чувства, мы совершенно беззащитны перед стихиями собственных эмоций.
А вот если в момент даже сильнейшей душевной бури на нее смотрит «внутренний наблюдатель», даже, если он не пытается что-то исправить, то происходит чудо: буря стихает сама собой.
- Надо ли ждать, пока эмоции заполнят наши внутренние этажи?
- Что произойдет, если мы уступим эмоциям?
Шансы на успех не велики. Поэтому, чему мы должны научиться?
Научиться реагировать своевременно при первых всплесках чувств.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект выступления по внеурочной деятельности в общеобразовательной школе по внеурочной деятельности 1 класс
Выступление по внеурочной деятельности в общеобразовательной школе по внеурочной деятельности 1 класс с презентацией...
Роль музея в урочной и внеурочной деятельности класса
Использование различных форм музейной работы в урочное и внеурочное время помогает воспитать высоконравственного члена общества, патриота своей страны....
Внеурочная деятельность , Рабочая программа по внеурочной деятельности "Растим патриотов" для 1-4 классов.
Внеурочная деятельноть....
Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности «Конструируем и моделируем» 1 – 4 классы
Внеурочная деятельность....
Выступление на районное МО учителей ОРКСЭ по теме: «Вовлечение родителей в воспитательный процесс, в учебную и внеурочную деятельность класса в рамках учебного предмета ОРКСЭ»
Опыт работы с родителями в рамках предмета ОРКСЭ....
Мониторинг внеурочной деятельности класса "Дудис" 3А, 2014-2015 гг.
Мониторинг внеурочной деятельности класса "Дудис" 3А, 2014-2015 гг....
Мониторинг внеурочной деятельности класса "Дудис" 4А, 2015-2016 гг.
Мониторинг внеурочной деятельности класса "Дудис" 4А, 2015-2016 гг....