Родительское собрание "Познавательная активность или учение с увлечением"
методическая разработка по теме
Проблема формирования и развития познавательной активности школьников является, на мой взгляд, краеугольным камнем образования. Успех обучения во многом определяется интересом к нему. Надеюсь, опыт проведения родительского собрания и подготовки к нему будет полезным для коллег.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
roditelskoe_sobranie_poznavatelnaya_aktivnost.doc | 62 КБ |
Предварительный просмотр:
Родительское собрание «Познавательная активность или учение с увлечением»
Цель: обеспечить понимание родителями важности познавательного интереса в интеллектуальном развитии личности ребенка, необходимости его целенаправленного формирования и роль семьи в этом процессе.
Задачи:
- раскрыть понятие познавательных интересов и их значение в успешности обучения ребенка;
- познакомить родителей с результатами педагогической диагностики интересов учащихся 1в класса (на основе педагогического наблюдения, мониторинга, анкет родителей и опроса учеников);
- совместно найти способы, приемы и методы формирования познавательных интересов.
Предварительная диагностика:
- Анализ родительских анкет, которые они заполнили на первом родительском собрании.
- Сравнительный анализ самооценки и оценки учителем любознательности детей (из карт воспитанности): выявление адекватных, завышенных и заниженных самооценок, причин расхождения.
- Опрос детей об интересах и увлечениях.
- Определение активности на уроках математики и чтения путем фиксирования включенности в работу, проявление интереса и желания трудиться и отвлекаемость (уровень сформированности произвольного внимания). Для этого эксперт, закрепленный за одним рядом, фиксирует работу учащихся в течение урока, в результате определяется процент активности ребенка.
- Составление индивидуального мониторинга на основе проведенных исследований.
Оформление:
- Выставка семейных газет «Один день в школе».
- Выставка лучших ученических тетрадей.
- Итоговые работы учащихся по математике и письму за I полугодие.
- Образцы карточек, используемых на уроке.
- Результаты диагностики.
- Схема «успех».
- Эпиграф: «В основе развития интеллекта и творческих способностей лежит интерес». «Интерес - мотор жизнедеятельности».
- Парты поставлены несколькими группами, ватманы, маркеры, листы бумаги, ручки.
Форма проведения: проблемные группы. Ход:
1. Встреча родителей, изучение выставки, раздача материалов индивидуального
мониторинга, рассаживание родителей по бригадам.
2. Введение. Добрый вечер, уважаемые родители. Позади еще одна рабочая неделя, я
рада видеть вас здесь, в классе, который стал вторым домом ваших детей. Как видите,
мы понемногу обживаем его пространство (рисунки, тетради, работы, фотографии).
Благодарю тех, кто добросовестно выполнил домашнее задание - семейную газету - и
предлагаю всем продолжить фразу: «Учиться надо для того, чтобы...»
Высказывания родителей. Притча Сократа.
«Трое людей тащат тяжелые камни, обливаясь потом. На вопрос: «Что вы делаете?» первый ответил: «Тащу этот проклятый камень!». Второй бодро сказал, что зарабатывает на жизнь себе и своей семье, а третий, улыбаясь, произнес: «Я строю прекрасный храм, который будет служить людям».
Эта притча о многом. В большом смысле о нашей жизни, вернее нашем отношении к ней. Одни живут, «таща проклятые камни», другие -- «зарабатывая деньги», а третьи - «строят прекрасный храм».
Но сегодня я бы проиллюстрировала ею процесс обучения в школе. Не секрет, что учиться, «таща тяжелые камни», очень утомительно. И каждому из нас, родителей, хочется, чтобы ребенок учился, понимая необходимость трудностей, встречающихся у него на пути, которые помогут ему в жизни «построить храм» своего успеха. 3. Познавательная активность. Интерес. Познавательный интерес и его значение в создании успешности ребенка.
Успех в обучении зависит от многих параметров. На предыдущих собраниях мы уже говорили о памяти, речи, внимании и мышлении детей вообще и нашего класса в частности. Но сегодня я бы хотела остановиться на таком понятии как познавательная активность, частью которой является ИНТЕРЕС.
Схема.
Интерес - это отношение личности к предмету как к чему-то ценному, привлекательному.
Схема. Содержание и характер интереса связаны с МОТИВАМИ И ПОТРЕБНОСТЯМИ человека и с ХАРАКТЕРОМ ФОРМ И СРЕДСТВ ОСВОЕНИЯ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ, которыми он (человек) владеет.
Другими словами, задача состоит в том, чтобы мотивы и потребности ребенка стали неразрывно связаны с учением. А под характером форм и средств освоения действительности понимаются формы организации такого освоения: обучения в школе, семейное и внешкольное образование. Чем полнее будет набор этих самых форм, тем больше шансов обеспечить ребенку успешное освоение действительности. Но еще важнее, чтобы у него возникла потребность осваивать эту действительность, познавать ее, т.е. познавательный интерес.
ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ - ИНТЕРЕС + ПРОИЗВОЛЬНОСТЬ ВНИМАНИЯ + АДЕКВАТНАЯ САМООЦЕНКА 4. Результаты диагностики.
В начале учебного года я просила вас заполнить анкеты, где среди других был вопрос: «Чем интересуется и увлекается ваш ребенок?». Анализ ответов показал небольшое разнообразие интересов детей, среди которых преобладает компьютер. Младший школьник развивается, прежде всего, в деятельности, но чтобы развитие было полноценным, деятельность должна быть правильна организована и разнообразна: интеллектуальная, двигательная, художественная. Но никак не однобокой. Еще грустнее, что в некоторых анкетах вообще отсутствовали ответы об интересах детей. Я не зря поместила графу детских интересов рядом с родительскими. Мы сами пример для своих детей. И если мы сами по жизни «тащим проклятый камень» и давно разучились интересоваться чем-то, кроме хлеба насущного, то очень трудно убедить ребенка, что в мире так много удивительного. Это мы, взрослые умудренные скептики знаем, почему сменяется день и ночь, а люди не падают с земли, хотя она и круглая, а для них это -целое открытие. И можно просто сказать, что от перестановки слагаемых сумма не
изменяется, а можно совершить открытие в математике, достойное нобелевской премии. И пусть в мире очень многое изучено, но каждый однажды открывает его для себя заново. И надо сделать этот процесс увлекательным.
Любой счастливой мысли проявленье,
И дерзость строк, пришедших неспроста -
Все возникало с чувства удивленья.
Все начиналось с чистого листа.
Стремление постичь предметов свойство, Найти им надлежащие места, -Все предварялось жаром беспокойства, Все начиналось с чистого листа.
За партой, на рояле, на арене, Над глиной, на помостках, у холста -Не только жизнь и мира сотворенье -Все начиналось с чистого листа.
Я предлагаю вам поработать, говоря научно, по методу номинальных групп. В течение семи - десяти минут вы попробуете сформулировать перечень условий, которые, на ваш взгляд, могут способствовать формированию познавательного интереса детей.
Работа в проблемных группах
(5 - 7мин, ватманы, маркеры, выбирают спикера)
Обсуждение в группах. Выступление спикеров.
Определение списка важных условий.
Постановка воспитательной и развивающей задач.
В январе, проведя опрос учеников и в ходе ледагагин£скосо--наблюде««я-.; я определила.
Кроме приоритетных интересов, у ребенка должно быть сформировано позитивное отношение и потребность в узнавании нового, желание сотрудничать с взрослым. Наблюдая детей на уроках и их участие в процессе деятельности я могу сказать, что высокую познавательную активность в течение учебного дня демонстрирует 46% учащихся, и в то же время 29% детей практически не проявляют ее. Еще одно условие познавательной активности ребенка на уроке - это уровень сформированности произвольного внимания, которое лежит в основе обучения. У детей при поступлении в школу преобладает непроизвольное внимание, т.е. они способны долго выполнять только работу, которая имеет внешнюю привлекательность. В основе учения объективно не может лежать только привлекательность, необходимо привыкать выполнять и трудную работу, т.е. сознательно трудиться. В этом состоит еще одна наша общая задача - помочь детям сформировать произвольное внимание.
И еще один момент, на котором я бы хотела остановиться - сравнительный анализ результатов самооценки и оценки учителем одного из пунктов в карте воспитанности -любознательности по следующим вопросам: мне интересно учиться; я люблю находить ответы на трудные вопросы, я стремлюсь получать хорошие оценки, Обрабатывая эти результаты, я обнаружила, что
- 7 учеников обладают адекватной самооценкой;
- 4-завышенной, выдавая желаемое за действительное, не совсем понимая содержание понятий в данной карте («мне интересно находить ответы на трудные вопросы», «я стремлюсь получать хорошие отметки», путая «стремлюсь» с «хочу», а понятие «мне интересно учиться», вероятно, соотносится с «мне нравится ходить в школу» по каким-то причинам) и редко демонстрируя на деле данное качество и здесь необходима работа по формированию адекватной самооценки -объективная похвала и указание на недочеты и ошибки, критический взгляд на себя.
- у 2 детей самооценка завышена в силу большого старания на фоне имеющихся личностных трудностей и этим детям нужна помощь в преодолении трудностей психологического порядка.
- еще у 2 - завышена в результате необъективной личностной самооценки (желание выделиться, не всегда зная, как это сделать) и с ними надо работать в плане формирования навыков жизни в коллективе и умения адекватно оценивать свою роль в нем.
-у 6-ых детей незначительные расхождения в оценке учителя и самооценке в сторону завышения, что говорит о близкой к адекватной самооценке;
- и 1 ребенок в силу стеснительности и неуверенности обладает заниженной
самооценкой, что мешает ему быть успешней. А поэтому необходимо преодолеть
неуверенность, помочь поверить в себя, создать ситуацию успеха.
Народная мудрость гласит: «Ребенок учится тому, что видит у себя в дому», а потому .... Мы должны быть такими, какими хотим видеть своих детей, или они станут похожими на нас, что собственно в нашем классе совсем неплохо. Давайте вырабатывать единую линию требований и поощрений, чтобы помочь ребенку перейти на качественно более высокий уровень деятельности - учебной, быть внимательней к проявлению интересов и незаметно демонстрируя, что любая деятельность может быть интересной.
8. Практическая работа: виды задач по математике, составление схем. анализ и оформление на письме.
Прежде, чем я закончу сегодняшнее собрание, я бы хотела задать один вопрос: «Был ли этот разговор для вас полезен, и с каким чувством вы уходите отсюда?». Цель моего разговора была не напугать, а постараться убедить вас в необходимости и важности формирования познавательных интересов, произвольного внимания и адекватной самооценки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игровая программа "Учение с увлечением"
Игровая программа для третьеклассников содержит сценарий. Проведение игровой программы представлено в виде путешествия по станциям....
Приложения к игровой программе "Учение с увлечением"
Представлены задания, которые можно использовать в играх-путешествиях по станциям. Данные задания к разработке игровой программы "Учение с увлечением"...
Программа элективного курса "Учение с увлечением"
Актуальность программы в том, что она создает благоприятные условия для личностного развития обучающихся, способствует формированию положительной мотивации личности к творчеству, раз...
Обучение грамоте "Учение с увлечением"
Это приём обучения грамоте. Дети с удовольствием составляют предложения, с помощью кубиков делают звуковой и буквенный анализ слов....
Обобщающий урок русского языка в 3 классе "Учение с увлечением"
Урок построен на материале стихов Алексея Скутормина....
«Учение с увлечением!». ( родительское собрание) 4класс
Кроме приоритетных интересов, у ребенка должно быть сформировано позитивное отношение и потребность в узнавании нового, желание сотрудничать с взрослым....
«Учение с увлечением!». ( родительское собрание) 4класс
обеспечить понимание родителями важности познавательного интереса в интеллектуальном развитии личности ребенка, необходимости его целе...