Доклад "Адаптация как мера сохранения здоровья первоклассников"
материал по теме

Кредина Елена Валерьевна

У каждого учителя должно быть комплексное представление о готовности ребенка к школьному обучению.  Психологическая компетентность по этому вопросу поможет учителю лучше сориентироваться в трудностях школьной адаптации детей, определить виды помощи конкретному ребену с тем, чтобы для каждого обучающегося его школа стала действительно школой радости, личных достижений и успеха. Материал подготовлен для учителей начальных классов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon shmo_adaptatsiya_i_zdorove.doc45.5 КБ

Предварительный просмотр:

            Адаптация как мера сохранения здоровья первоклассников

     Первый год обучения определяет порой всю последующую школьную жизнь ребенка. В этот период школьник под руководством взрослых совершает чрезвычайно важные шаги в своем развитии.

     Начало школьного обучения является для каждого ребенка сильным стрессом. Поступление в школу вносит большие перемены в его жизнь. Все дети, наряду с переполняющими их чувствами радости, гордости или удивления по поводу всего происходящего в школе, испытывают тревогу, растерянность, напряжение.

     Некоторые первоклассники могут быть очень шумными, крикливыми, они без удержу носятся по коридорам, отвлекаются на уроках, даже могут вести себя развязно с учителями: дерзить, капризничать. Другие очень скованны, робки, стараются держаться незаметно, не слушают, когда к ним обращаются с вопросом, при малейшей неудаче, замечании плачут.

    У части детей нарушается сон, аппетит, появляется интерес к игрушкам, играм, книгам для очень маленьких детей.

   У первоклассников в первые дни (недели) посещения школы снижается сопротивляемость организма, могут нарушаться сон, аппетит, повышаться температура, обостряться хронические заболевания.

   Конечно, не у всех детей адаптация к школе протекает с подобными отклонениями, но есть и такие, у кого этот процесс сильно затягивается. Наблюдения за первоклассниками показали, что психосоциальная адаптация может проходить по-разному.

    Значительная часть детей (50-60%) адаптируются в течение первых двух-трех месяцев обучения. Другим детям (примерно 30%) требуется больше времени для привыкания к новой школьной жизни. Он могут до конца первого полугодия предпочитать игровую деятельность учебной, не сразу соглашаются выполнить требования учителя, часто выясняют отношения со сверстниками неадекватными методами (дерутся, капризничают, жалуются, плачут). У этих детей могут быть трудности в усвоении учебных программ.

    В каждом классе есть примерно 15% ребят, у которых к значительным трудностям в учебной работе прибавляются трудности болезненной и длительной (до одного года адаптации). Они отличаются негативными формами поведения, устойчивыми отрицательными эмоциями, нежеланием учиться и посещать школу. Часто именно эти дети становятся в классе изгоями, что вызывает у них новую реакцию протеста, проявляющуюся в дезадаптивном поведении. Это, в свою очередь, ведет к серьезным последствиям для них, вплоть до невозможности получить полноценное образование и найти свое место в жизни.

    Таким образом, период адаптации к школе, связанный с приспособлением к ее основным требованиям, существует у всех первоклассников. Только у одних он длится один месяц, у других – одну четверть, у третьих – растягивается на весь первый учебный год. Многое зависит здесь от индивидуальных особенностей самого ребенка, от имеющихся у него предпосылок к овладению учебной деятельностью.

      Характер протекания процесса адаптации во многом зависит от здоровья детей. В зависимости от изменения состояния здоровья в процессе адаптации, адаптация к изменившимся условиям жизни может протекать по-разному. Выделяются  группы детей, дающих легкую адаптацию, адаптацию средней тяжести и тяжелую адаптацию. При легкой адаптации состояние напряжения функциональных систем организма ребенка компенсируется в течение первой учебной четверти. При адаптации средней тяжести нарушения самочувствия и здоровья более выражены и могут наблюдаться в течение первого полугодия. У части детей адаптация в школе проходит тяжело. При этом значительные нарушения в состоянии  здоровья нарастают от начала к концу учебного года.

      Напряжение всех функциональных систем организма ребенка, связанное с изменением привычного образа жизни, в наибольшей степени проявляется в течение первого полугодия. Почти у всех детей в начале школьных занятий наблюдается двигательное возбуждение или заторможенность, жалобы на головную боль, плохой сон, снижение аппетита. Эти отрицательные реакции бывают тем более выражены, чем резче переход от одного периода жизни к другому, чем меньше готов к этому организм вчерашнего дошкольника.

    Легкую адаптацию и, в определенной степени, адаптацию средней тяжести можно считать вполне закономерной. Тяжелая адаптация возникает тогда, когда весь комплекс учебных и внеучебных нагрузок превышает возможности ребенка.

   Выраженность и длительность самого процесса адаптации зависит от того уровня состояния здоровья, с которым ребенок пришел в школу. Легче переносят период поступления в школу и лучше справляются с умственной и физической нагрузкой дети – здоровые, с нормальным уровнем функционирования всех систем организма и гармоничным физическим развитием. Критерием благополучной адаптации детей к школе может служить благоприятная динамика работоспособности и ее улучшение на протяжении первого полугодия, отсутствие выраженных отрицательных изменений показателей состояния здоровья и хорошее усвоение программного материала.

    Среди тех, кто тяжело адаптируется, дети, у которых неблагоприятно протекал период новорожденности, перенесшие черепно-мозговые травмы, часто и тяжело болеющие, страдающие различными хроническими заболеваниями и, особенно, имеющие расстройства нервно-психической сферы. Общая ослабленность ребенка, любое заболевание, как острое, так и хроническое, задержка функционального созревания, ухудшая состояние центральной нервной системы, служит причиной более тяжелого протекания адаптации и обусловливает снижение работоспособности, высокую утомляемость, более низкую успеваемость детей, приводя к дальнейшему ухудшению их здоровья.

     Здоровые дети, как правило, без особого труда переносят изменение привычного образа жизни. В течение всего учебного года они сохраняют хорошее самочувствие, высокую, устойчивую работоспособность, успешно усваивают программу. Однако, к сожалению, в настоящее время число таких детей невелико – 20-25%. У остальных же имеются различные нарушения в состоянии здоровья и не только функциональные, но и хронические заболевания. И естественно, вероятность неблагополучного протекания процесса адаптации у этих детей к школьному режиму и учебной нагрузке значительно возрастает.

     В течение первого полугодия довольно часто отмечаются неблагоприятные изменения в состоянии здоровья первоклассников, свидетельствующие о неуклонно нарастающем утомлении и переутомлении. Особенно выражены эти изменения у детей ослабленных и часто болеющих.

   Наблюдения, проведенные на протяжении нескольких лет, показали, что неправильный режим учебных занятий и чрезмерный объем учебной нагрузки, в первую очередь, сказывается на состоянии нервной системы ребенка.. в процессе адаптации (уже через месяц после начала учебного года)выделяются первоклассники, у которых постепенно нарастает усталость, вялость или, наоборот, появляется двигательное беспокойство. Эти дети с трудом выдерживают урок, становятся плаксивыми, раздражительными, жалуются на головные боли, особенно по вечерам, иногда под любым предлогом отказываются идти в школу. Если эти изменения выражены в слабой степени и компенсируются в течение первой четверти, можно говорить о легкой адаптации.

      Однако, нередко встречаются и более тяжелые случаи, когда состояние детей продолжает прогрессивно ухудшаться. Уже к концу первого полугодия резко снижается умственная работоспособность и успеваемость до такой степени, что школьники перестают справляться даже с теми заданиями, которые раньше для них не представляли никакого труда. При этом родители часто жалуются, что ребенок долго не может уснуть, стал «нервным», просыпается по ночам, вскрикивает во сне. Бывают случаи возникновения ночного недержания мочи (энуреза). Эти нарушения врачи расценивают как нарушение нервно-психического здоровья, непосредственно связанного с неблагоприятным влиянием учебной нагрузки. В таких случаях необходим визит к врачу.

        В более тяжелом положении оказываются дети, которые поступают в первый класс, уже имея те или иные отклонения в развитии нервной системы. Таких детей немало, и ухудшение их здоровья происходит за счет утяжеления уже имеющихся нарушений и присоединения новых расстройств.

      Практика показывает, что в процессе адаптации и особенно на протяжении первого полугодия ухудшение нервно-психического состояния детей выражено наиболее резко. А значит, нельзя закрывать глаза или списывать на баловство и невоспитанность любое нарушение поведения ребенка – раздражительность, чрезмерную возбудимость. Нельзя не обращать внимания на вялость, апатию, плаксивость. Все это внешние проявления неадекватного поведения ребенка чаще всего связаны с нарушением функционального состояния центральной нервной системы, требующего коррекции, а иногда – с заболеванием, требующим лечения. Но всегда такие дети нуждаются в особом внимании, особом подходе и большом терпении со стороны взрослых.

      Влияние всего комплекса учебных нагрузок в процессе адаптации отражается не только на состоянии нервно-психической сферы первоклассников, но и на других показателях состояния здоровья..

     У детей младшего школьного возраста еще слабо развита костно-мышечная система. Поэтому любые вредные факторы. Такие как неправильная поза во время занятий, ношение тяжестей (портфеля) в одной руке, а самое главное, недостаточная двигательная активность, способствуют возникновению у детей  функциональных нарушений осанки – появляется сутулость, асимметрия плеч и лопаток и др.

    В последние годы  врачей и специалистов особенно беспокоит состояние зрения младших школьников. В школу уже поступает примерно 10% детей с различными нарушениями зрения (близорукостью, дальнозоркостью, астигматизмом, косоглазием). Кроме того, около 20% детей составляют так называемую группу риска по развитию близорукости.

    В настоящее время разработан комплекс упражнений для предупреждения зрительного утомления и раннего развития близорукости. Воспитатели в группах с успехом могут использовать эти упражнения во время приготовления уроков. Особенно важно научить ребенка этим упражнениям с первых дней в школе в тот период, когда, нагрузка на зрение резко возрастает.

                                               Комплекс упражнений.

  1. Исходное положение – сидя. Откинувшись на спинку стула сделать глубокий вдох, наклониться вперед к крышке парты – выдох. Повторить 5-6 раз.
  2. Исходное положение – сидя. Откинувшись на спинку стула, прикрыть веки, крепко зажмурить глаза, открыть веки. Повторить 4 раза.
  3. Исходное положение – сидя. Руки на поясе. Повернуть голову влево, посмотреть на локоть левой руки, вернуться в исходное положение. Повторить 4-5 раз.
  4. Исходное положение – сидя. Смотреть прямо перед собой 2-3 секунды, поставить палец правой руки по средней линии лица на расстоянии 15-20 см от глаз, перевести взор на конец пальца и смотреть на него 3-5 секунд, опустить руку. Повторить 5-6 раз.
  5. Исходное положение – сидя. Руки вперед, посмотреть на кончики пальцев, поднять руки вверх (вдох). Повторить 5-6 раз.

Таким образом, адаптация к школе – сложный и длительный процесс, очень напряженный и ответственный. Успешность адаптации зависит от многих факторов: уровня психического, физического и функционального развития, состояния здоровья. И все вместе это определяет готовность ребенка к школе.

                                      Список литературы:

  1. Безруких М.М.  Как подготовить ребенка к школе и по какой программе лучше учиться? – М., 1993.

  1. Ковалева Е. Готовим ребенка к школе. – М., 2000

  1. Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. – М.,2002

  1. Шевченко С.Г. Подготовка к школе детей с задержкой психического развития. – М., 2005

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Режим дня - основа сохранения и укрепления здоровья первоклассника

Здоровье можно рассматривать как «правильную деятельность животного организма» или просто «то или иное состояние организма…». Обратимся к ещё одному определению, которое можно определить ...

Режим дня - основа сохранения и укрепления здоровья первоклассника

Данная презентация поможет интереснее провести родительское собрание по аналогичной теме....

Психолого-педагогическая технология "Сохранение психологического здоровья первоклассников в процессе адаптации к обучению в школе"

    В связи с введением новых Федеральных Государственных образовательных стандартов,  проблема адаптации детей к школьной жизни стала наиболее актуальной, так как стандарт...

«Основные факторы, способствующие укреплению и сохранению здоровья первоклассника.» ( родительское собрание) 1класс.

Безопасность ребенка в школе не в меньше мере зависит и от родителей, и от их участия в школьной жизни...

«Основные факторы, способствующие укреплению и сохранению здоровья первоклассника.» ( родительское собрание) 1класс.

Ознакомить родителей обучающихся с факторами, способствующими укреплению и сохранению здоровья первоклассника в школе и дома....

Здоровьесберегающие технологии и меры по сохранению здоровья в школе

Статья о проблемах сохранения здоровья обучающихся...

О мерах педагога-психолога, направленных на сохранение здоровья детей, находящихся в СРЦН

Статья педагога-психолога СРЦН на тему "О мерах педагога-психолога, направленных на сохранение здоровья детей, находящихся в СРЦН"...