Здоровьесберегающие технологии и меры по сохранению здоровья в школе
статья по зож

Статья о проблемах сохранения здоровья обучающихся

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zdorovesberegayushchie_thnologii.docx24.75 КБ

Предварительный просмотр:

 «Здоровьесберегающие технологии и меры по сохранению здоровья в школе»

                                «Забота о здоровье  – это важнейший труд воспитателя.

                       От жизнедеятельности, бодрости детей  зависит их

                              духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие,

    прочность знаний, вера в свои силы…»
                                                                                                                                                          В.А.Сухомлинский

Проблемы сохранения здоровья обучающихся стали особенно актуальными на современном этапе. Понятие «здоровьесберегающая технология» относится к качественной характеристике любой образовательной технологии, показывающей, как решается задача сохранения здоровья учителя и учеников.
Данные технологии должны удовлетворять принципам здоровьесбережения, которые сформулировал  Н. К. Смирнов:
•  
«Не навреди!» — все применяемые методы, приемы, используемые средства должны быть обоснованными, проверенными на практике, не наносящими вреда здоровью ученика и учителя.
•  
Приоритет заботы о здоровье учителя и учащегося — все используемое должно быть оценено с позиции влияния на психофизиологическое состояние участников образовательного процесса.

  1. Непрерывность и преемственность — работа ведется не от случая к случаю, а каждый день и на каждом уроке.
  2. Субъект-субъектные взаимоотношения — обучающийся является непосредственным участником здоровьесберегающих мероприятий и в содержательном, и в процессуальном аспектах.
  3. Соответствие содержания и организации обучения возрастным особенностям учащихся — объем учебной нагрузки, сложность материала должны соответствовать возрасту обучающихся.
  4. Комплексный, междисциплинарный подход — единство в действиях педагогов, психологов и врачей.
  5. Успех порождает успех — акцент делается только на хорошее; в любом поступке, действии сначала выделяют положительное, а только потом отмечают недостатки.
  6. Активность — активное включение, а любой процесс снижает риск переутомления.

       По словам профессора Н.К. Смирнова "здоровьесберегающие образовательные технологии - это системный подход к обучению и воспитанию, построенный на стремлении педагога не нанести ущерб здоровью учащихся".

            Здоровьесберегающие технологии делят на три основные группы:

1)психолого-педагогические технологии, которые учитель использует на уроках и во внеурочной деятельности;

2)технологии, которые обеспечивают оптимальные гигиенические условия образовательного процесса;

3)технологии оптимальной организации учебного процесса.

    Особое внимание в школе уделяется проблеме здоровья учащихся. Здоровье учеников рассматривается педагогическим коллективом как ведущая цель, содержание и результат педагогической деятельности.

Среди здоровьесберегающих технологий, применяемых в нашей  школе выделяет следующие  (классификация по Н.К.Смирнову):

1. Медико-гигиенические технологии (МГТ). К медико-гигиеническим технологиям относятся контроль и помощь в обеспечении надлежащих гигиенических условий в соответствии с регламентациями СанПиНов. Медицинский кабинет школы организует проведение прививок учащимся, оказание консультативной и неотложной помощи обратившимся в медицинский кабинет, проводит мероприятия по санитарно-гигиеническому просвещению учащихся и педагогического коллектива, следит за динамикой здоровья учащихся, организует профилактические мероприятия в преддверии эпидемий (гриппа) и решает ряд других задач, относящихся к компетенции медицинской службы.

2.Физкультурно-оздоровительные технологии (ФОТ). Реализуются на уроках физической культуры и в работе спортивных секций.

3.Экологические здоровьесберегающие технологии (ЭЗТ). Направленность этих технологий насоздание природосообразных, экологически оптимальных условий жизни и деятельности людей. В нашей школе это - обустройство пришкольной территории, зеленые растения в классах, рекреациях, участие в природоохранных мероприятиях.

4.Технологии обеспечения безопасности жизнедеятельности (ТОБЖ). Грамотность учащихся по этим вопросам обеспечивается изучением курса ОБЖ, занятия с классными руководителями, соцпедагогом и медиками.

5. 3доровьесберегающие образовательные технологии (ЗОТ) подразделяются на 3 три подгруппы:
- организационно-педагогические технологии (ОПТ), определяющие структуру учебного процесса, частично регламентированную в СанПиНах, способствующих предотвращению состояния переутомления, гиподинамии и других дезаптационных состояний;
- психолого-педагогические технологии (ППТ), связанные с непосредственной работой учителя на уроке, воздействием, которое он оказывает все 40 минут на своих учеников. Сюда же относится и психолого-педагогическое сопровождение всех элементов образовательного процесса;                      

 - учебно-воспитательные технологии (УВТ), которые включают программы по обучению грамотной заботе о своем здоровье и формированию культуры здоровья учащихся, мотивации их к ведению здорового образа жизни, предупреждению вредных привычек, предусматривающие также проведение организационно-воспитательной работы с учениками после уроков, просвещение их родителей.

В плане работы школы по здоровьюсбережению отражены следующие направления:

  1. Качественное горячее питание;
  2. Медицинское обслуживание;
  3. Спортивные занятия обучающихся;
  4. Своевременная диспансеризация учащихся, реализация

        профилактических программ;

  1. Организация  внеурочных спортивных мероприятий;
  2. Обсуждение с детьми вопросов здорового образа жизни;
  3. Индивидуальный мониторинг здоровья;
  4. Индивидуальный мониторинг физического развития;

           9.   Воспитание потребности желания заботиться о своем здоровье.

           10. Психолого-педагогическая поддержка  учащихся и их родителей.

В школе эффективно реализуется:

  • Комплексная программа сохранения и укрепления физического и психического здоровья обучающихся «ЗДОРОВЬЕ».
  • Здоровьесберегающие технологии являются составной частью всей образовательной системы школы. При составлении расписания учебных занятий учитываются гигиенические требования и санитарно-эпидемиологические правила СанПиН; выдержано равномерное распределение учебной нагрузки по дням недели в расписании уроков. Обеспечивается смена характера деятельности учащихся, предусмотрена взаимосвязь  между занятиями первой  и  второй половины дня. Учебное расписание школы отражает режим работы всех классов в соответствии с максимально допустимой учебной нагрузкой.
  • Проводится профилактика заболеваний опорно-двигательной системы на занятиях физической культуры и спортивных мероприятиях и соревнованих.
  • В школе действyют совместные планы работы с медицинскими учреждениями, в которых отражены графики профилактических осмотров учащихся, прививок и диспансеризации учащихся.
  • Большое внимание в школе уделяется формированию у учащихся понятий о здоровом образе жизни, регулярно проводятся беседы с приглашеним специалистов, мероприятия, классные часы по профилактике табакокурения и наркомании, занятия по обучению оказанию первой медицинской помощи,
  • Контроль за соблюдением норм дозировки домашних заданий.
  • В школе организованы и функционируют кружки и спортивные секции.
  • Традиционными (2 раза в год) стали в школе  дни здоровья.

Проблему здоровьесберегающей деятельности в школе  невозможно отделить от организации  спортивно-оздоровительной работы с учащимися.

Анализ практики учебно-воспитательной работы в нашей школе свидетельствует о том, что многие педагоги используют ЗОТ  или отдельные их элементы.

Широкое распространение получила технология дифференцированного обучения. Нашими педагогами накапливается опыт использования тестов при проверке знаний разноуровневого характера. Такой подход способствует формированию положительных познавательных мотивов у детей, снижению у них уровня тревожности.

Технологический арсенал учителей иностранного языка и технологии, начальных классов пополняется методом проектов, который позволяет индивидуализировать обучение, повысить его социальную и личностную значимость, расширить спектр возможностей детей в проявлении инициативы и самостоятельности.

Учителя истории, математики, физики, русского языка и литературы, географии, химии, информатики, начальной школы  используют на своих уроках коллективные  и групповые способы  обучения, которые помогают всем учащимся  занять  активную позицию, чувствовать поддержку одноклассников.

Вашему вниманию представлены элементы ЗОТ, которые используются на уроках и внеурочных мероприятиях.

  • Физкультурная минутка — динамическая пауза во время интеллектуальных занятий. Проводится по мере утомляемости детей. Это может быть дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз, легкие физические упражнения. Время — 2-3 минуты.
  • Пальчиковая гимнастика — применяется на уроках, где ученик много пишет. Это недолгая разминка пальцев и кистей рук.
  • Гимнастика для глаз. Проводится в ходе интеллектуальных занятий. Время — 2-3 минуты.
  • Смена видов деятельности — это целесообразное чередование различных видов деятельности на уроке (устная работа, письменная, игровые моменты и пр.). Проводится с целью предупреждения быстрой утомляемости и повышения интереса учащихся.
  • Артикуляционная гимнастика. К ней можно отнести работу по развитию речи, считалки, ритмические стихи, устные пересказы, хоровые повторения, которые используются на уроках не только для умственного, психологического и эстетического развития, но и для снятия эмоционального напряжения.
  • Игры. Любые: дидактические, ролевые, деловые — игры призваны решать не только учебные задачи. Вместе с этим они развивают творческое мышление, снимают напряжение и повышают заинтересованность учащихся к процессу познания.
  • Релаксация — проводится во время интеллектуальных занятий для снятия напряжения или подготовки детей к восприятию большого блока новой информации. Это прослушивание спокойной музыки, звуков природы.
  • Технологии эстетической направленности. Сюда относятся походы в музеи, посещение выставок, работа в кружках, то есть все мероприятия, развивающие эстетический вкус ребенка.
  • Оформление кабинета. Санитарно-гигиеническое состояние помещения, в котором проходят занятия, также относят к здоровьесберегающим технологиям. При этом учитываются не только чистота, но и температура, свежесть воздуха, наличие достаточного освещения, отсутствие звуковых и прочих раздражителей.
  • Позы учащихся. Если в начальной школе учителя еще следят за осанкой и правильным положение ребенка за партой во время письма или чтения, то в старших классах этим зачастую пренебрегают. Вместе с тем, осанка формируется у человека только к 15-17-летнему возрасту
  • Технологии, создающие положительный психологический климат на уроке. Сюда относят не только методы и приемы, повышающие мотивацию, но и приемы, которые учат работе в команде, внимательности, улучшают микроклимат в коллективе, способствуют личностному росту и самоуважению.
  • Эмоциональные разрядки — это мини-игры, шутки, минутки юмора, занимательные моменты, в общем, все, что помогает снять напряжение при больших эмоциональных и интеллектуальных нагрузках.
  • Беседы о здоровье. Помимо обязательных курсов ОБЖ и физкультуры, нужно стремиться к тому, чтобы на уроках в той или иной форме затрагивались вопросы, касающиеся здоровья и привлекающие к здоровому образу жизни. Удобнее всего делать это в практической части уроков, намеренно моделируя ситуации, связанные со здоровьем, безопасностью.
  • Стиль общения учителя с учениками. Современные нормы требуют от учителя демократичности и тактичности. Самое важное — обеспечить ученику душевный комфорт и чувство защищенности, которые позволят учиться с удовольствием, а не по принуждению.
  • Работа с родителями. Непрерывность действия ЗОТ невозможно проследить без участия родителей. Именно они отвечают за соблюдение режима дня, режима питания, следят за физическим здоровьем ребенка. Беседы на классных часах, выступления специалистов на родительских собраниях - это тоже относится к здоровьесберегающим технологиям.

Это перечень лишь самых популярных и общедоступных здоовьесберегающих технологий, которые может использовать любой учитель во время организации учебного процесса.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование здоровьесберегающих технологий как фактор формирования культуры здорового образа жизни на уроке

Главная задача школы - сохранение и укрепление здоровья детей, формирования у них здорового образа жизни....

Статья "Здоровьесберегающие технологии, как методологическая основа педагогики здоровья. Программа «Разговор о правильном питании» в системе здоровьесберегающих технологий".

Статья определяет понятие здоровьесберегающей педагогики и её отличие от валеологии. Даны классификации здоровьесберегающих технологий,  определены условия, при которых технологии являются здоров...

Тема: Формирование универсальных учебных действий (УУД) Тема: Характеристика типовых задач по формированию универсальных учебных действий на уроках Тема: Здоровьесберегающие технологии в профилактике и сохранении здоровья учащихся

Тема: Формирование универсальных учебных действий (УУД)Тема: Характеристика типовых задач по формированию универсальных учебных действий на урокахТема: Здоровьесберегающие технологии в профилактике и ...

«Эффективность внедрения здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс. Формирование здорового образа жизни»

Доклад на тему: «Эффективность внедрения здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс. Формирование здорового образа жизни»    ...