Формирование партнерской установки в общении
план-конспект занятия по теме
Занятие направлено на формирование партнерской установки в общении, коррекции коммуникативных установок участников. Занятие включает треннинговые упражнения и проводится в группе. Расчитано на 6-7 класс.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_dlya_razvitiya_kommunikativnykh.docx | 19.53 КБ |
Предварительный просмотр:
КОНСПЕКТ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕГО ЗАНЯТИЯ
ТЕМА: Формирование партнерской установки в общении
НАПРАВЛЕНННОСТЬ: развитие коммуникативных умений
КОРРЕКЦИОННАЯ ЗАДАЧА: формирование партнерской установки в общении, коррекция коммуникативных установок участников.
ФОРМА: занятие, включающее треннинговые упражнения
ХОД ЗАНЯТИЯ:
1. Вводная часть занятия:
Сообщение цели занятия психологом.
Представление участников. Краткое описание.
Каждый участник представляется, называя свое имя (все сидят в круге), а также называет качество характера, присущее ему. Перед тем как говорить о себе, нужно повторить имена предыдущих участников.
2. Основная часть занятия:
Блок разогревающих упражнений (психогимнастика):
- «пересесть по признаку»: участники садятся по кругу, тренер (учитель) стоит в центре круга. «Сейчас у нас будет возможность продолжить знакомство. Сделаем это так: стоящий в центре круга (для начала им буду я) предлагает поменяться местами (пересесть) всем тем, кто обладает каким-то общим признаком. Этот признак он называет. Например, я скажу: „Пересядьте все те, у кого есть сестры", — и все, у кого есть сестры, должны поменяться местами. При этом тот, кто стоит в центре круга, должен постараться успеть занять одно из мест, а тот, кто останется в центре круга без места, продолжит игру. Используем эту ситуацию для того, чтобы побольше узнать друг о друге. Когда упражнение завершено, тренер (учитель) может обратиться к группе с вопросом: «Как вы себя чувствуете?» или «Как ваше настроение сейчас?».
- «запрещенное движение»: ведущий встает перед участниками игры. Участники следят за ведущем и повторяют все его движения. Заранее нужно условиться об одном запрещенном движении, например – руки вверх. Как только руки ведущего пойдут вверх все должны подпрыгнуть. Все другие движения ведущего повторяются. Как только кто-нибудь ошибется он будет выполнять обязанности ведущего.
-«зеркало»: пусть каждая пара займет удобное место так, чтобы не мешать никому. Встаньте друг напротив друга (лицом друг к другу). Договоритесь, кто будет начинать задание, а кто продолжать. Итак, сейчас тот, кто начинает, будет делать различные движения, руками, головой, глазами, всем телом. Второму участнику необходимо с максимальной точностью повторять все движения партнера, как будто смотрит в зеркало. Через некоторое время по сигналу партнеры поменяются ролями.
Введение групповых норм.
Ведущий предлагает ввести правила поведения на занятии, подчеркивая, что эти правила в равной степени относятся и к нему, и к участникам.
Групповые нормы.
1. Правило искренности.
Лучше промолчать, чем говорить не то, что ты думаешь.
2. Правило конфиденциальности.
3. Говорить без критики.
Не оценивать других, если они тебя об этом не просят.
4. Один говорит – все слушают.
Не перебивать другого.
5. Правило доброжелательности.
Нельзя обзывать и оскорблять других.
После того как ведущий изложит правила, он должен укрепить на стене плакат с этими правилами и спросить группу готова ли она следовать этим нормам.
Проведение ролевых игр без скрытого мотива.
-Ролевая игра «учитель-ученик».
Из группы ведущий выбирает одного человека, который будет исполнять роль учителя и 3 человек, которые последовательно будут играть учеников. Остальные – наблюдатели. Ситуация общения: учитель намерен ставить ученику двойку, задача ученика убедить учителя пересдать урок.
-Ролевая игра «продавец-покупатель».
Один участник играет продавца в магазине, трое других детей поочереди исполняют роль покупателей. Ситуация общения: покупатель хочет обменять купленный товар, продавец отказывает в обмене.
-Ролевая игра «заяц-контролер».
Выбирается один человек для роли контролера в автобусе и трое участников на роль безбилетных пассажиров. «Зайцы» получают задание уговорить контролера разрешить им ехать дальше. У контролера плохое настроение, он не готов уступать.
-Ролевая игра «воспитатель-ребенок».
Один ребенок играет строгого воспитателя, трое других - воспитанника. Воспитанник просит отпустить его на прогулку. Воспитатель не настроен пойти навстречу, так как ребенок наказан. Задача ребенка – добиться разрешения.
По окончании ролевых игр проводится обсуждение в общем круге.
3. Заключительная часть занятия:
Опрос детей о настроении, впечатлениях от занятия.
САМОАНАЛИЗ
КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕГО ЗАНЯТИЯ:
ФОРМИРОВАНИЕ ПАРТНЕРСКОЙ УСТАНОВКИ В ОБЩЕНИИ
Форма проведения: занятие, включающее треннинговые упражнения.
Время проведения: 4-5 урок
Продолжительность занятия: 90 минут
Подготовка к занятию: пред началом занятия был составлен конспект с перечнем целей, основных учебных моментов, подготовлен кабинет и наглядный материал (плакат с нормами поведения).
Ход занятия:
Занятие началось со звонком. В начале занятия были четко изложены его цели и структура. Я старалась мотивировать участников, разъяснить им необходимость данного мероприятия.
Основная часть занятия началась с блока психогимнастики. Это помогает участникам проявить себя и общаться без помощи слов. В ходе психогимнастики изучаются различные эмоции и возможность управления ими. Целью психогимнастики является преодоление барьеров в общении, развития лучшего понимания себя и других, снятие психического напряжения.
После блока психогимнастики было предложено ввести правила поведения на занятии. При чем было подчеркнуто, что эти правила как для ребят, так и для меня. После обсуждения правил, был вывешен плакат для наглядности.
Далее мной были проведены ролевые игры на развитие коммуникативных умений. Игры и упражнения соответствовали теме и цели занятия. Перед началом каждой игры давались точные инструкции. Я старалась тщательно следить за работой участников группы, контролировала ход каждой игры. При необходимости старалась вмешиваться и направляла работу ребят в нужное русло. На протяжении всего занятия старалась поддерживать непринужденную атмосферу. В начале занятия ребята вели себя довольно скованно, но постепенно напряжение спало и все с удовольствием принимали участие в упражнениях и играх. При распределении времени старалась разумно его распределять между этапами занятия и упражнениями, но несмотря на это занятие немного затянулось, т.е. мы не уложились в отведенное время.
Конечная рефлексия в группе была проведена в форме беседы. Ребята поделились своими впечатлениями, что им понравилось, а что не очень. Свое мнение высказали все участники группы. Многие осознали свои трудности в общении и что им нужно делать, что бы их преодолеть.
В целом можно сказать, что занятие проведено успешно.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование потребности в речевом общении у младших школьников на занятиях индивидуальной слухоречевой реабилитации.
Ребёнок с нарушенным слухом от рождения без специального обучения его сурдопедагогом- дефектологом не может овладеть языком слов. Обучение глухих детей языку как средст...
Формирование и коррекция навыков общения у младших школьников специальных и коррекционных школ VIII вида.
Младший школьный возраст – большой период жизни ребенка. Условия жизни в это время стремительно расширяются: рамки семьи раздвигаются до пределов улицы, города, страны. Ребенок открывает для себ...
Конспект занятия в 1 классе по формированию жизнестойкости. Трудности в общении со сверстниками . "Рыжий котенок"
Данное занятие разработано для обучающихся начальной школы. В структуру занятия входит драматизация сказки по формированию у детей жизнестойкости,воспитанию нравственных качеств....
«Формирование демократического уклада школьной жизни. Формирование культуры поведения и общения учащихся»
Школа ( с лат. " скале") есть скалистая лестница, по ступеням которой происходит духовное и нравственное восхождение ребёнка, его становление как человека. Ежедневно, ежеминутно каждый неравнодушный п...
«Формирование демократического уклада школьной жизни. Формирование культуры поведения и общения учащихся»
Школа ( с лат. "скале") есть скалистая лестница, по ступеням которой проходит духовное и нравственное восхождение ребёнка, его становление как человека. Ежедневно, ежеминутно каждый неравнодушны...
Родительское собрание "Формирование жизнестойкости учащихся. Роскошь общения".
Разработка родительского собрания "Формирование жизнестойкости учащихся. Роскошь общения" с анкетированием детей и родителей, буклетом - памяткой для родителей "Законы родительской истины"....
Классный час на тему "Общение как средство формирования и развития культуры общения младших школьников.»
Классный час на тему "Общение как средство формирования и развития культуры общения младших школьников.»...