Рекомендации для родителей "Необходимая похвала"
статья на тему

Кемпи Наталия Геннадьевна

В статье даётся рекоминдация родителям когда и как хвалить ребёнка, необходимость похвалы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad.doc39 КБ

Предварительный просмотр:

Кемпи Наталья Геннадьевна

Учитель начальных классов

ГБОУ СОШ № 380

Красносельского района Санкт-Петербурга

Эл. почта:kempi.natali@yandex.ru

Необходимая похвала.

Если взрослые нуждаются в похвале, которая, как лекарство, лечит от уныния, ободряет и дает сил, то что же говорить о детях?

Психологические исследования дошкольников и младших школьников продемонстрировали, что дети этих возрастных категорий в своих поступках в большей степени ориентируются на реакцию взрослых, а не на собственные представления о моральных нормах и ценностях. Поэтому, если рассматривать похвалу с точки зрения пользы для воспитания, ее можно считать мощным оружием педагогического воздействия ближней и средней дальности.

Услышав добрые слова в свой адрес, ребенок в следующий раз постарается поступать так же, чтобы получить поощрение. Таким образом, в его мировоззрении формируется система координат: что такое хорошо и что такое плохо.

Похвала является одним из способов выражения любви и признания взрослыми. Ребенок видит, что его ценят и уважают, и это придает ему уверенность, повышает самооценку. Вот почему важно хвалить ребенка не только за результат, но и за намерение, желание что-то сделать. Получив подобный стимул, ребенок обязательно добьется успеха. Дети от природы еще слабы, легко расстраиваются, пасуют перед трудностями. А главное,  оценка взрослых является тем строительным материалом, из которого в представлении ребенка постепенно складывается его собственный образ. Откуда ему знать, какой он на самом деле? Никаких особых свершений, объективных доказательств его состоятельности у него нет. Он не успел толком проявить себя ни на каком поприще, способность к самоанализу пока не развита. Поэтому основные «кирпичики», из которых строится детский образ «я», это слова.

Если ребенок постоянно слышит, что он то делает не так и это не этак, он начинает себя считать неряхой, неумейкой, тотальным неудачником. Одни дети, как улитка, прячутся в свою раковину, у них развивается повышенная застенчивость (которая опять-таки не нравятся родителям). Другие, побойчее, бунтуют, своевольничают, злятся, вредничают, кривляются, идут в разнос. И вскоре создается замкнутый круг. Ребенок ведет себя настолько плохо, что хвалить его реально не за что, да и не хочется. Однако без этого улучшений не будет. Как говорится, без вариантов.

Похвалой мы устанавливаем для ребенка ту или иную систему координат. Жизнь для малыша - это безбрежное море. Он часто теряется, еще не освоив правил и норм поведения в обществе. Нам предстоит привить ему определенные ценности, и мы своей похвалой даем малышу правильные ориентиры. К сожалению, многие взрослые недопонимают воспитательного значения похвалы или применяют ее однобоко: в основном хвалят детей за успехи в обучении.

Учеба, конечно, дело важное, но, во-первых, далеко не все дети добиваются блестящих успехов в обучении. Соответственно и похвал им перепадает меньше, чем более способным сверстникам. В подобных случаях чрезмерная фиксация внимания на учебе нередко дает обратный результат. Остро переживая свою неуспешность, ребенок начинает увиливать от занятий. Чем, естественно, вызывает нарекания. Быстро образуется порочный круг, в результате чего проблемы ребенка будут только усугубляться.

А во-вторых, зададимся вопросом: какие качества мы выделяем как особо ценные, хваля детей за успехи в учебе? Ну, конечно, в первую очередь ум, сообразительность, стремление к знаниям. Но, делая упор лишь на это, можно вырастить черствого, амбициозного эгоиста.

Не способствует похвала за хорошую учебу и развитию многих других качеств, без которых трудно надеяться на успешную социализацию ребенка. Речь идет о миролюбии, об уживчивости в коллективе, чуткости, заботливости, верности. А как воспитать в мальчике специфические мужские качества или в девочке - женские, если основное, на что их нацеливают, это, в общем-то, бесполая роль ударника учебы?

Старайтесь хвалить ребенка разнообразно, не ограничивайтесь словами «умница» и «молодец». Давайте понять, что у него много достоинств и много возможностей проявить себя с хорошей стороны.

Хвалите не за отдельные оценки, а за старательное выполнение уроков или активную работу в классе. Ребенку важно осознавать, что вы цените его заслуги, а не щедрость учителя

Подчеркивайте значимость для вас и для ребенка отдельных событий его жизни, например: «Теперь ты у нас первоклассник - совсем взрослый и самостоятельный мальчик!»

Не акцентируйте внимание ребенка на отрицательном результате, если у поступка были благие намерения. Хвалите за желание что-то сделать, интересные идеи и любознательность.

Особенно акцентируйте те поступки, которые с наибольшим трудом даются ребенку. Хвалите таким способом, чтобы прогресс мог отметить и сам ребенок. Это внушит ему мысль о том, что преодолеть собственные недостатки и достичь цели в его силах.

В похвале не должно звучать сравнения с другим ребенком, вне зависимости от того, в чью пользу идет сравнение. Даже в случае, когда достижения или личностные достоинства ребенка оказываются выше, чем у сверстников, есть вероятность, что такая похвала - сравнение станет причиной формирования у него позиции превосходства и пренебрежения по отношению к ним, как менее успешным. Лучше сравнивайте малыша с ним же самим - таким, каким он был недавно.

Чаще хвалите ребенка за то, что он делает для других, а не только для себя. Если какое-либо действие больше не вызывает у ребенка затруднений в выполнении, сделайте так, чтобы результатами его труд могли пользоваться окружающие. И обязательно похвалите его за заботу о другом человеке.

А если захвалим? Это опасение высказывается очень часто. Захвалить ребенка, у которого есть какие-то проблемы, просто невозможно. Слишком часто он чувствует себя «белой вороной», слишком много неудач уже успело омрачить его недолгое существование. У каждого «трудного» ребенка свои промахи, которые он, будучи, как правило, повышенно чувствительным и ранимым, переживает тяжелее, чем обычные дети. Похвала может лишь частично вознаградить ребенка за тягостные переживания, павшие на его долю с самого нежного возраста. Дети без особых психологических проблем так остро в одобрении окружающих не нуждается. Это, конечно, не означает, что похвала им совсем не нужна.

Все вышесказанное не означает, что ребенку не следует делать замечаний и исправлять его недостатки. Однако замечаний должно быть намного, в несколько раз меньше, чем похвал. Общий фон, настрой обязательно должен быть позитивным. Иначе замечания цели не достигнут, а ребенок начнет бодрить себя сам.  

Список литературы

  1. М. Баулина  «Волшебная сила похвалы»; Здоровье школьника,  2007 №7
  2. Т. Л. Шишова «Хвалите с умом»; Виноград, 2007 №4

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Похвала как метод воспитания

Вопреки мнению о том, что «пинок рождает крылья», гораздо более мощным стимулом для человека разумного в любом возрасте является все же похвала – если, конечно, его не испортили «силовым» воспит...

Беседа "Похвала как метод воспитания."

В этой статье говорится о том, каких ошибок не следует допускать родителям. Например, ошибка1: .хвалить слишком часто. Когда похвалу получить слишком легко, ценность ее существенно снижается....

Копилка похвал

При быстром темпе урока обычно учитель хвалит ученика словами "хорошо!", "молодец!"  Тренироваться в разнообразии похвальных слов (поставив себе такую задачу) - отдельное удовольствие для всех! П...

Рекомендации для родителей "Необходимая похвала"

В статье даётся рекоминдация родителям когда и как хвалить ребёнка, необходимость похвалы....

Рекомендации для родителей "Необходимая похвала"

В статье даётся рекоминдация родителям когда и как хвалить ребёнка, необходимость похвалы....

Рекомендации для родителей "Необходимая похвала"

В статье даётся рекоминдация родителям когда и как хвалить ребёнка, необходимость похвалы....

Похвала

Похвала...