Родителям о адаптации
статья (1 класс) по теме

Окунева Наталья Сергеевна

Адаптация ребенка к новой образовательной среде— довольно длительный процесс, связанный со значительным напряжением всех систем организма. Не день, не неделя требуется для того, чтобы ребёнок освоился в новых образовательных условиях по-настоящему. Организм ребенка приспосабливается к изменениям, новым факторам, мобилизуя систему адаптационных реакций.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon roditelyam_o_adaptacii.doc81 КБ
Microsoft Office document icon anketa_dlya_roditelei.doc14.5 КБ

Предварительный просмотр:

Рекомендации родителям

   Адаптация ребенка к новой образовательной среде— довольно длительный процесс, связанный со значительным напряжением всех систем организма. Не день, не неделя требуется для того, чтобы ребёнок освоился в новых образовательных условиях по-настоящему. Организм ребенка приспосабливается к изменениям, новым факторам, мобилизуя систему адаптационных реакций.
 Наблюдения показывают, что относительно устойчивое приспособление происходит на 5–6-й неделе обучения. Социально-психологическая адаптация детей может проходить по-разному. Большинство детей (56%) адаптируется в течение первых двух месяцев обучения. Эти дети относительно быстро вливаются в общественные отношения, осваиваются в новой образовательной среде, у них почти всегда хорошее настроение, они спокойны, доброжелательны, добросовестны и без видимого напряжения выполняют все требования учителя.

   Вторая группа детей (30%) имеет более длительный период адаптации, период несоответствия их поведения требованиям образовательного процесса затягивается, дети не могут принять ситуацию обучения, общения с учителем, они могут играть на уроках или общаться с товарищем, они не реагируют на замечания учителя или реагируют слезами, обидами. Как правило, эти дети испытывают трудности и в освоении учебной программы. Лишь к концу первого полугодия реакции этих детей становятся адекватными требованиям образовательного процесса, учителя и норм социального поведения.

   Третья группа (14%) — дети, у которых социально-психологическая адаптация связана со значительными трудностями, кроме того, они не осваивают учебную программу, у них отмечаются негативные формы поведения, резкое проявление отрицательных эмоций.

  И все же необходимо заметить, что за внешним проявлением негативных форм поведения, или, как обычно говорится, плохого поведения ребенка, могут быть самые разные причины. Среди этих детей могут быть и те, кто плохо воспитан, и те, у которых отмечается слабость нервной системы. Для определения истинных причин «плохого поведения», если оно очень беспокоит учителей и родителей, стоит обратиться к врачу.  Если вовремя не разобраться в причинах плохого поведения, не скорректировать эти затруднения адаптации, то все это вместе может привести к срыву адаптации и нарушению психического здоровья.

  Таким образом, можно сказать, что основными показателями благоприятной психологической адаптации ребенка являются: формирование адекватного поведения, установление контактов с  учителем, овладение навыками учебной деятельности.

  Совместные усилия учителей, педагогов, родителей, врачей и психолога Центра способны снизить риск возникновения у ребенка школьной дезадаптации и трудностей обучения.

Правила общения с ребенком

Безусловно принимайте ребенка – любите его не за то, что он красивый, отличник, помощник и т.д., а просто так, за то, что он есть!

Активно слушайте ребенка – «возвращайте» ему в беседе то, что он вам поведал, при этом обозначив его чувство.

Бывайте вместе (читайте, играйте, занимайтесь).

Помогайте, когда ребенок просит.

Постепенно, но неуклонно снимайте с себя заботу и ответственность за личные дела ребенка и передавайте их ему.

Можно выражать недовольство отдельными действиями ребенка, но не ребенком в целом.

Можно осуждать действия ребенка, но не его чувства, какими бы нежелательными они ни были. Раз они у него возникли, для этого есть основания.

Не требуйте от ребенка невозможного или трудновыполнимого. Вместо этого посмотрите, что вы можете изменить в окружающей обстановке.

Выражение недовольства действиями ребенка не может быть систематическим, иначе оно перестает восприниматься.

Позволяйте ребенку встречаться с отрицательными последствиями своих действий, или своего бездействия. Только тогда он будет взрослеть, и становиться сознательным.

Если ребенку трудно, и он готов принять вашу помощь, обязательно помогайте ему, но при этом возьмите на себя только то, что он не может выполнить сам, остальное предоставьте ребенку выполнить самому.

Если ребенок своим поведением вызывает у вас отрицательные переживания, сообщите ему об этом.

Не вмешивайтесь в дело, которым занят ребенок, если он не просит вас об этом.

Чтобы избежать дальнейших проблем и конфликтов, соизмеряйте собственные ожидания с возможностями ребенка.

Когда вы говорите о своих чувствах ребенку, говорите от первого лица. Сообщите о себе, о своем переживании, о том, что чувствуете вы, а не о нём, о его поведении.

Правила (ограничения, требования, запреты) обязательно должны быть в жизни каждого ребенка. Их не должно быть слишком много, они должны быть гибкими. Правила должны быть согласованы взрослыми между собой.

Наказывать ребенка лучше лишая его хорошего, чем делая ему плохое.

Тон, в котором сообщается требование или запрет, должен быть скорее дружественно – разъяснительным, чем повелительным.



Предварительный просмотр:

АНКЕТА « Знакомство с родителями»

1. Какого мнения вы о классном коллективе, в котором  учиться ваш ребенок?

_____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________

 2. Каким вы видите классного руководителя своего ребенка? __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Какие традиции и обычаи, по вашему мнению, должны развиваться в детском коллективе?

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Чем бы вы могли помочь классному руководителю в создании детского коллектива?

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Какие проблемы воспитания вызывают у вас серьезную тревогу и опасения?

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.

Анкета для родителей

Фамилия Имя (дочки, сына)__________ __________________________ класс _______________

1. Нравиться ли ребенку в школе?  (Да,  нет)

2. Утром, когда ребенок просыпается он с радостью  готовится к занятиям  или хочет заняться своими делами? (да, нет)

3. Часто ли ребенок рассказывает о занятиях,  учителе?  (Да,  нет)

4. Способен ли ребенок работать самостоятельно?   (Да,  нет)

5. Требуется ли ребенку помощь и постоянный контроль взрослых? (Да,  нет)

6.  Может ли ребенок плакать, кричать, проявлять агрессию, если у него не все получается? (Да,  нет)

7.  Легко ли ребенок переключается при изменении в привычном распорядке дня? (Да,  нет)

8. Ребенок легко контактирует с детьми, у него много друзей, знакомых? (Да,  нет)

9.  Ему нравятся одноклассники? (Да,  нет)

10. Может ли ребенок проявлять негативизм по отношению к детям: ссорится, дразнится, дерется? (Да,  нет)

11. Выглядит ли ребенок бодрым, отдохнувшим? (Да,  нет)

12. Жалуется ли ребенок на нездоровье? (Да,  нет)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Советы родителям по адаптации первоклассников к школе

В данной статье приводится несколько наиболее важных советов для родителей, дети которых пошли в первый класс. Так как именно этот период считается очень сложным как для детей, так и для их родителей....

Памятка для родителей "Правила адаптации"

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ПЕРВОКЛАССНИКОВ...

Нестандартные формы работы с родителями по адаптации первоклассников

статья о различных формах работы классного руководителя с родителями первоклассников...

Рекомендации родителям по адаптации первоклассников

Даны рекомендации для родителей как организовать жизнь ребенка при поступлении в первый класс...

Материалы для родителей.Школьная адаптация первоклассника.

Статья рассматривает частые ошибки родителей,которые предъявляются ребёнку с началом обучения...

Психологические особенности первоклассников. Адаптация к школе. Помощь родителей в адаптации.

Материал для родительского собрания по вопросам адаптациии в 1 классе....

Рекомендации родителям первоклассников Адаптация первоклассников: советы родителям

Статья адресована родителям. В ней даны рекомендации родителям первоклассников по адаптации первоклассников в школе....