Личность учителя в современной школе
статья по теме
Поскольку образование неотделимо от своего носителя – педагога, вопрос о его личности как совокупности творческих, педагогических, психологических и коммуникативных качеств приобретает наиболее важное значение.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zachet_1.doc | 55.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Личность учителя в современной школе.
Учитель должен осознать свое высокое предназначение:
он своего рода Бог, создающий образ, дающий образ-ование .
Тема образования актуальна всегда, особенное значение она принимает сейчас, когда в России набирает обороты реформа образовательной системы. Поскольку образование неотделимо от своего носителя – педагога, вопрос о его личности как совокупности творческих, педагогических, психологических и коммуникативных качеств приобретает наиболее важное значение.
В настоящее время много говорится на тему компетенции, профессиональных качеств учителя. Этот вопрос актуален, так как со временем изменяется государство и общество, а значит, меняются требования, предъявляемые к учителю. Возникает вопрос, какие качества учителя должны быть постоянными, не зависящими от времени, а какие должны быть изменены. Так, например, всего 10–15 лет назад владение компьютерными технологиями не входило в число «компетенций» учителя, а сейчас это качество необходимо современному учителю.
Вот данные исследования «У какого учителя с удовольствием будут учиться?» - мнение современного школьника об учителе. Ученикам была представлена анкета:
- - Какой учитель хороший и почему?
- - Какой учитель плохой и почему?
- - Какую профессию вы намерены для себя избрать в жизни и почему?
Самое большое требование современные ученики предъявляют к таким профессиональным качествам учителя, как универсальная образованность, эрудиция, информированность, прогрессивность, способность вести интересные уроки, давать интересные задания. В различных возрастных группах ученики не обошли вниманием и такие качества, как внешний вид и стиль учителя. Младшие школьники и будущие выпускники школы настаивали на том, что учителем должен быть живой человек, обладающий душой, а ученики средней школы отдали предпочтение компьютеру. Очевидно, что именно в процессе общения с учителем как с личностью идет процесс обучения и научения, ученикам важно, чтобы их воспринимали как личности с их достоинствами и недостатками, на развитие ребенка влияние оказывают окружающие его люди, среди которых особое место занимает учитель. Таким образом, можно назвать ряд качеств, которыми должен обладать учитель и ряд качеств, которые являются для него отрицательными.
Качества учителя, успешно решающего свои задачи:
-Учитель понимает ученика, уважает его мнение, умеет слушать и слышать, «доходит» до каждого ученика.
-Заинтересовывает своим предметом, хорошо его знает и преподает.
-Любит детей, добрый, доброжелательный, гуманный.
-Общительный, хороший друг, открытый, искренний.
-Изобретательный, творческий, находчивый, сообразительный.
-Применяет психологические знания, приемы для решения трудных ситуаций.
-Владеет собой, умеет сдерживать эмоции.
-Тактичен.
-Всесторонне развит, умный, умеет говорить. 1
-Обладает чувством юмора, незлой иронией, немного кокетством.
А это качества учителя, с которыми лучше не работать в школе:
-Агрессивен, груб, оскорбляет учеников, применяет физическую силу, бестактен, использует свою власть над учеником.
-Безразличный, безответственный, ненавидит учеников и работу.
-Необъективен, несправедлив, имеет любимчиков, оценивает не знания, а поведение.
-Аморален, эгоистичен, корыстолюбив.
-Не умеет выслушать, понять ученика, не уважает ученика, не признает права ученика на свое мнение, нетерпим.
-Не способен заинтересовать предметом, решать методические и педагогические проблемы.
-Не знает свой предмет, обладает ограниченным кругозором.
-Не уверен в себе, пассивен, замкнут, не умеет постоять за себя.
- Не творчески работает. Педантичен, формалист.
Американский социолог У.Уоллер в работе «Что учение делает с учителем» (1932г.) писал: Многих учителей и вне школы отличает назойливо-дидактическая, поучающая манера держать себя. Привычка упрощать сложные вещи, чтобы сделать их доступными детям, способствует развитию негибкого, прямолинейного мышления, вырабатывает склонность видеть мир в упрощенном, черно-белом варианте, а привычка постоянно держать себя в руках затрудняет эмоциональное самовыражение.
В связи с преобразованием классической системы «передатчик знаний - приемник знаний» в процесс активного познавательного сотрудничества между учителем и учеником как наиболее продуктивной формы обучения, особенно значимыми становятся такие качества педагога, как способность привить интерес и вовлечь обучаемого в творческий процесс познания. Современная образовательная система, требует нового типа учителя, способного гибко мыслить и нестандартно действовать в динамично развивающейся системе образования. В педагогическом руководстве выделяют два противоположных стиля работы учителей – авторитарный и демократический. Педагогам необходимо стремиться к постоянному совершенствованию своих методов, знаний и профессионализма, так как недовольство собой и стремление к высшему уровню является признаком истинного профессионала-педагога.
Перестройка общества невозможна без перестройки учительского мышления в духе личностного подхода к воспитанию. Личностный подход — не просто учет индивидуальных особенностей учащихся, отличающих их друг от друга. Это последовательное, всегда и во всем, отношение к ученику как к личности, как к ответственному и самосознательному субъекту деятельности. К. Д. Ушинский писал, что «в огне, оживляющем юность, отливается характер человека. Вот почему не следует ни тушить этого огня, ни бояться его, ни смотреть на него как на нечто опасное для общества, не стеснять его свободного горения, и только заботиться о том, чтобы материал, который в это время вливается в душу юности, был хорошего качества». Юношеский возраст — не фаза «подготовки к жизни», а чрезвычайно важный, обладающий самостоятельной, абсолютной ценностью этап жизненного пути. Будут ли юношеские годы счастливыми и творческими или же останутся тусклыми и безрадостными в памяти школьника,— во многом зависит от атмосферы в школе, от его отношений с учителями. Учитель, как и 80 лет назад, должен быть широкообразованным, добрым, чутким, интеллигентным, хорошим психологом. Причем, в век информации, когда есть телевизор, сотовые телефоны, компьютеры, Интернет, и уже подавляющему большинству учеников не стоит труда этой информацией обладать, к уровню образованности учителя предъявляются еще более высокие требования. В идеальном сознании образ учителя – это образ какого-то универсального человека. В наше время, тем более в будущем, главной задачей учителя становится не просто научить, а научить учиться, то есть показать наиболее удобный путь получения информации, ее анализа и грамотного ее использования. Происходит активизация ученика в процессе учения, чтобы учеба носила самостоятельный, естественный характер. Для этого обучение должно строиться не как преподнесение, заучивание и воспроизведение готовых знаний, а как открытие, получение знаний учениками в ходе деятельности.
Сейчас наблюдается постепенный переход от рецептивно-отражательного к конструктивно-деятельному построению обучения. Это и есть особенность современной системы, личностно ориентированное обучение. Ориентация на личность в практике означает, прежде всего, смену стиля педагогического общения, поощрение самостоятельности, формирование готовности к свободе выбора, развитие таких качеств личности, как уважение к себе и, уважение к другим людям.
Ориентация на личность в педагогической науке связана в первую очередь с разработкой способов реализации личностно ориентированных целей обучения и воспитания.
Развитие системы образования не останавливается, как не может остановиться развитие всего человеческого общества в целом и процесс накопления знаний в частности. Переход от древнейших наглядно-подражательных методов обучения к современным методам, с использованием высоких технологий явление закономерное и неизбежное. Во все времена образование, знание было основой общественной жизни. Учитель конструирует и осуществляет процесс обучения в соответствии со своими представлениями об усвоении знаний. Выбранные учителем содержание, методы и средства обучения составляют условия бытия учащихся на уроках. Главным недостатком современной школы, обучения и воспитания остается недостаточный учет индивидуальных особенностей учащихся. Учителю следует постоянно изучать, а главное учитывать индивидуальные особенности каждого своего воспитанника.
Любая деятельность может успешно осуществляться только при условии готовности к ее выполнению. В школе должны создаваться условия для развития индивидуального профессионального стиля. Педагог должен приобщаться к научно-исследовательской работе, экспериментаторству, творческому взаимодействию и сотрудничеству. Учителю надо владеть психолого-педагогическими, методическими, исследовательскими, прикладными умениями. К общепедагогическим умениям относят коммуникативные, организаторские, познавательные, конструктивные. Учитель должен обладать убеждениями, мировоззрением, социально одобряемыми морально-волевыми качествами, рядом педагогических способностей и профессионально значимыми личностными качествами: навыками общения, педагогическим тактом, интуицией, эмоциональной уравновешенностью. Педагог должен соединять в себе психолога, валеолога, физиолога, понимающего ребенка, создающего ситуации общения и деятельности, самодеятельности воспитанника; он – специалист, умеющий выстраивать индивидуальную траекторию развития для каждого воспитанника; он – правозащитник, охраняющий его права и здоровье, он – посредник между ребенком и взрослым миром.
От личности учителя зависит многое в деле воспитания и обучения. Личность учителя формирует личность учащегося. В мировой и российской педагогике разрабатываются модели идеального учителя и его подготовки, предъявляются новые требования к облику «модели» педагогов, к тому минимуму знаний, которым должен владеть практически каждый специалист.
Ведущими задачами педагога нового типа являются:
- создание благоприятных условий для творческого развития и саморазвития личности школьника;
- учет возрастных и психофизиологических особенностей учащихся;
- коррекция сложного мира отношений, интересов, увлечений ребенка: помощь ему в осознании основных социальных ценностей.
Какова же «модельная» личность учителя XXI века?
Японский педагог Т. Киучи предлагает модель учителя, в которую включает ряд существенных, по его мнению, признаков и качеств: способность одновременно учить и воспитывать, прочное теоретическое педагогическое образование, высокая культура и осознание ценностей воспитания, свобода и ответственность, причастность к интеллектуальной элите.
И.И. Казимирская раскрывает следующие компоненты личности учителя XXI века:
- Гносеологический: осознание целостности человека и биосферы; осмысление места и роли педагогической деятельности в образовании личности.
- Аксиологический: осознание человека высшей ценностью жизни; осознание личности в единстве с окружающим миром, природой; признание самоценности каждого периода жизни человека; признание высшей целью образования саморазвитие личности и др.
- Творческий: организовать свою жизнь как пространство беспрерывного общекультурного и профессионального самосовершенствования; способность строить учебный процесс как совместную творческую деятельность и др.
- Коммуникативный: способность мыслить и строить учебно-воспитательный процесс в системе диалога; способность понимать другого, находить компромиссы, уметь вести дискуссию и др.
- Этический: способность осознавать культурно-творческие функции образования, культуру взаимоотношений; осознание педагогического процесса как двухдоминантного, в котором осуществляется диалог поколений; способность формировать эстетические критерии оценки явлений.
Добавим к портрету учителя, несущему здоровое начало в своей работе, нравственные черты характера: заботливость, душевность, доброжелательность, приветливость; внимательность; разумная требовательность; справедливость, снисходительность, терпеливость; готовность к взаимопониманию и взаимопомощи; толерантность (терпимость); самообладание; профессиональная гордость, уверенность в себе; требовательность к себе и к своей работе; стремление к новаторству и саморазвитию; трудолюбие, самообладание при решении педагогических задач; деловитость, целеустремленность, инициативность; правильная самооценка; подвижничество.
Ведущими эмоциональными чертами характера учителя должны оставаться: эмпатия, то есть способность сопереживать чувствам учащихся и их родителей; оптимизм; бодрость, веселость; доброжелательность; удовлетворенность успехами учащихся; щедрость на похвалу; «подход к ребенку с оптимистической гипотезой».
Профессия учителя – одна из весьма сложных. Веками накопленная педагогическая теория, содержащая положения о том, как должно совершаться обучение и воспитание, зачастую не содержит конкретных и точных ответов на вопросы повседневной практики. Но как показывают психолого-педагогические исследования, деятельность учителя бывает эффективной, если он, обладая профессиональной компетентностью, способен создавать в классе атмосферу тепла и взаимного доверия.
Давайте, входя в класс и начиная урок, помнить мудрые слова Л. Н. Толстого: «Будущего нет - мы делаем его сами»...
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад "Личность педагога в современной школе" и презентация
Этот материал вы можете использовать, участвуя с докладом на педагогическом совете по данной теме....
Доклад "Личность педагога в современной школе" + презентация
Этот материал можно использовать при выступлении на педагогическом совете....
Личность учителя в современной школе.
Образование учителя должно быть непрерывным процессом, при котором базовое образование служит лишь отправным пунктом.Учитель, который постоянно и эффективно занимается самообразованием, оказывает влия...
Личность педагога в современной школе
Презентация на тему "Личность педагога в современной школе". Может служить дополнением к выступлению на МО...
Личность педагога в современной школе
буклет на педагогический дебют...
ДОКЛАД на тему «Личность педагога в современной школе»
«Образ педагога» обсуждался во все времена, эта тема стала еще более актуальной сегодня, когда в России набирает обороты реформа образовательной системы. Государство и общество предъявляют школе больш...
Личность педагога в современной школе. Из опыта работы
Профессия педагога – одна из важнейших в современном мире. От его усилий зависит будущее человеческой цивилизации. Значимость личности учителя в современной школе велика...