Школа для родителей
статья по теме

В детстве закладывается основа личности человека и его судьбы. Исследования показывают, что современные родители, воспитывая детей, все больше нуждаются в помощи специалистов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл shkola_dlya_roditeley.docx21.15 КБ

Предварительный просмотр:

РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ

Школа для родителей «Моя семья»

Педагог-психолог Клищенко О.А.

В детстве закладывается основа личности человека и его судьбы. Исследования показывают, что современные родители, воспитывая детей, все больше нуждаются в помощи специалистов. Консультации нужны не только родителям детей неблагополучных групп или групп риска. Они необходимы и благополучным семьям. В настоящее время все чаще наряду с детьми с уравновешенной психикой, гармоничным характером встречаются дети эмоционально неустойчивые. У детей нередко наблюдаются самые разные варианты личностной акцентуации: импульсивность, агрессивность, лживость, а так же повышенная ранимость, избыточная эмоциональная чувствительность, застенчивость, замкнутость и т.д. (А.Ю.Монахова).

Многие родители хотят научиться лучше воспитывать своих детей, им нужны средства и методики, они могут их использовать на доступном им уровне. Совсем не обязательно давать родителям глубокие знания, но познакомить их с основными положениями, подходами, показать, каким образом можно повысить самооценку ребенку, дать ему возможности для личностного роста, научить лучше чувствовать и понимать своего ребенка, открыто и честно строить взаимодействие необходимо.

Можно привести немало примеров, когда вмешательство психолога, проведенная беседа, консультация с родителем приносили безусловную пользу. Эффективная работа психолога с родителями становилась предпосылкой к формированию нового отношения родителей, способного улучшить какое – то качество личности, облегчить адаптацию ребенка к новым условиям или смягчить семейные сложности.

Чтобы укрепить сотрудничество нашего детского сада и семьи, стремимся разнообразить формы и методы взаимодействия с семьей. Все мы только выигрываем оттого, что родители осознают важность своего влияния на развитие личности ребенка, учатся содействовать его гармоничному развитию, активно сотрудничать с детским садом.

Поскольку родители являются первыми педагогами, а дошкольные учреждения оказывают им помощь в воспитании и развитии ребенка (Закон “Об образовании” ст.18), родители играют главную роль в сообществе педагог – родитель - ребенок. Установить “обратную связь” с ними, учесть их пожелания и интересы нам помогли анкеты с различными типами вопросов:

1. В 2005 году был проведен опрос 75 родителей детей, посещающих наш детский сад. Большую активность проявили мамы детей (92% от числа опрошенных).
2. Анализ полученных сведений показал:

  1. большинство родителей были настроены позитивно, демонстрировали готовность сотрудничать, но с оговоркой (дефицит времени);
  2. отсутствовало четкое представление о системе совместной работы родителей и психолога.

Пожелания родителей относительно результатов совместной деятельности выглядели следующим образом:

Получить максимально полную информацию о своем ребенке хотели бы 68% опрошенных,

  1. Получить информацию о психологии дошкольника – 63%(что, к сожалению, говорит о низком уровне психологической грамотности)
  2. Получить возможность общения с психологом – 55%
  3. Получить психологическую консультацию по решению проблем- 36%
  4. Научиться определять способности детей – 8%
  5. Получить возможность общения с родителями других детей – 4%.

Обработка анкет позволила получить сведения о том, что ожидают родители от психологической службы МОУ «НШДС №13», очертить круг вопросов, увидеть трудности и проблемы родителей в воспитании и развитии детей. И, кроме того, стало понятно, что занять активную позицию в образовательном процессе  нашим родителям не позволяет низкий уровень психологической компетентности. Формы и методы работы с родителями, применяемые ранее (выступления на родительских собраниях, наглядная агитация и др.) оказались недостаточно эффективными. Как поменять ситуацию в лучшую для наших воспитанников сторону? Решили, что, скорее всего, этому будут способствовать тесные контакты педагога-психолога и родителей воспитанников.

Задачи работы сформировали исходя из Положения о психологической службе в системе народного образования. Их решение должно было:

  1. повысить уровень психологической грамотности родителей,
  2. помочь созданию образовательного пространства, которое объединит усилия психолога и родителей для сопровождения личностного и возрастного развития ребенка.

Приоритетом организации работы с родителями стало сотрудничество, а средством - общение, несмотря на то, что это самый привычный способ устанавливать отношения с людьми. Но методы общения и взаимодействия были выбраны активные:

  1. лекция – диалог, беседа, где условием творческой активности слушателей является индивидуальный подход;
  2. дискуссия – “круглый стол”, совместное обсуждение какой – либо проблемы;
  3. исследование – получение знаний на исследовательской основе с применением различных схем организации (встреча с проблемой, эвристические вопросы, интересные задания);
  4. психологические тренинги, игры (ситуативно-ролевые, разогревающие и т.д.);
  5. диагностика, рефлексия (тесты, опросники, задания).

Все эти методы использовались и используются в настоящее время в работе двухгодичной школы “Психология - родителям”.

Деятельность школы осуществляется с 2005 года на основании приказа, положения и планов, утвержденных заведующим. Кроме того, были разработаны показатели деятельности школы:

1.количественные:

  1. увеличение числа участников школы,
  2. число обращений родителей к психологу за рекомендациями.

2.качественные:

  1. появление у родителей психологических знаний,
  2. активное участие родителей в беседах, дискуссиях,
  3. обмен опытом воспитания с другими родителями,
  4. осознание собственных ошибок,
  5. анализ поступков детей и своих действий, поиск причин того или иного явления.

Ежегодно в планы включется 4 занятия длительностью до 50 минут, которые проводятся 1 раз в  месяц. Примерная структура их такова:

  1. Постановка проблемы (изложение сути, краткое изложение теоретического материала)
  2. Демонстрация наглядных средств для предъявления проблемы (результаты диагностики, продукты детской деятельности, статистические или диагностические данные и т.п.)
  3. Осуществление исследовательской деятельности родителей (индивидуальной, подгрупповой), поиск вариантов решения, формулировка предложений или ответов
  4. Подведение итогов.
  5. Оценка процесса и содержания, рефлексия.
  6. Практическая реализация, применение.

Использование активных методов взаимодействия с родителями:

  1. ставит родителей в активную позицию, позволяет сделать родителей активными участниками педагогического процесса;
  2. повышает готовность родителей к взаимодействию с психологом;
  3. с их помощью проясняются родительские ожидания, представления, тревоги и страхи (имеют диагностическую функцию), но поскольку их диагностическая функция для родителей неочевидна, то можно получить информацию, на которую значительно меньшее воздействие оказывает фактор социальной желательности;
  4. углубляется воздействие психолога на родителей: они получают опыт непосредственного проживания и отреагирования, что способствует интеграции психологических знаний и навыков.

Анализ работы по организации школы для родителей  показывает:

  1. число участников школы  увеличилось с 10 до 62;
  2. число обращений за индивидуальными консультациями в течение учебного года:

по проблемам общения (замкнутость, обидчивость, неумение “постоять за себя”);
проблемам, связанным с умственным развитием;
эмоциональному неблагополучию (дети проявляют неуверенность в себе, испытывают страхи и т.п.),
проблемам детско-родительских взаимоотношений (дети не слушаются родителей)

Возрос уровень психологической компетентности родителей. По результатам анкетирования 62 участников школы

  1. высокий уровень психологических знаний имеют 5 % родителей;
  2. средний уровень психологических знаний имеют 72%.

Этому способствовали наиболее эффективные методы работы с родителями: тесты, беседы, тренинговые задания, психологические игры: деловые, разогревающие.

Но, к сожалению, низкий уровень психологических знаний имеют - 23% участников школы, что дает информацию к размышлению, чтобы подобрать индивидуальные активные методы взаимодействия для этих родителей.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Алоева М.А., Бейсова В.Е. Родительское собрание в 3–4 классах. Ростов н/Д: изд-во “Феникс”, 2004.
  2. Баркан А.И. Практическая психология для родителей, или Как научиться понимать своего ребенка. – М.6 АСТ – ПРЕСС, 1999.
  3. Зверева О.Л., Кротова Т.В. Общение педагога с родителями в ДОУ: Методический аспект. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
  4. Козлова А.В., Дешеулина Р.П. Работа ДОУ с семьей: Диагностика, планирование, конспекты лекций, консультации, мониторинг. – М.: ТЦ Сфера, 2004.
  5. Клюева Н.В, Филиппова Ю.В. Общение. Дети 5 – 7 лет. – Ярославль: Академия развития: Академия холдинг, 2001.
  6. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Шпаргалка для взрослых: Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми. М.: Генезис, 2000.
  7. Монахова А.Ю. Психолог и семья: активные методы взаимодействия. – Ярославль: Академия развития: Академия холдинг: 2002.
  8. Солодянкина О.В. Сотрудничество дошкольного учреждения с семьей: пособие для работников ДОУ. – М.: АРКТИ, 2004.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация занятий общения для родителей «Школа успешных родителей»

В последнее время очень активно обсуждается вопрос семейного воспитания, влияния семьи на развитие ребенка. Многочисленные социологические исследования указывают, что родители зачастую заинтересованы ...

Проект "Школа молодого родителя" (для родителей будущих первоклассников).Тема 2."Психологическая подготовка детей к школе"

В рамках проекта "Школа молодого родителя" предлагается занятие на тему "Психологическая подготовка детей к школе". Основной целью данного занятия является просвещение родителей будущих первоклассника...

Протоколы МО. Планы работы МО специалистов школы КУ "НОСШ". Протоколы "Школы эффективного родителя".

Здесь представлены планы работы школьного методического объединения специалистов коррекционно-развивающей направленности казенного учреждения ХМАО-Югры "Нижневартовской общеобразовательной санато...