Психологическая адаптация первоклассников
методическая разработка (1 класс) по теме
Отношение детей к школе во многом определяется тем, в какой форме педагог вводит дисциплинарные требования, правила новой жизни. В отличие от довольно свободного не стеснённого излишними строгостями распорядка, к которому привык дошкольник в детском саду и в семье, поведение в школе регулируется чёткими, строгими нормами. Ученик не дол леей без разрешения учителя вставать во время урока, общаться с соседями, заниматься посторонними делами. При желании что-то сказать, он должен предварительно поднять руку. Каждый шаг маленького школьника лимитирован новыми и непривычными для него требованиями. Поэтому многие дети поначалу теряются: возникает постоянное опасение нарушить какое-либо из многочисленных требований. В итоге ребёнок привыкает соблюдать правила поведения, но испытывает при этом не гордость собой, а боязнь порицания, замечания. Появляется тревожность, внутренняя напряженность, неуверенность в себе. Школа становится для детей источником не положительных, а отрицательных эмоций. Вот что пишет опринципах работы с детьми этого возраста Ш.А.Амонашвили: «Можно ли заставлять детей немедленно выполнять приказы и распоряжения педагога? - Нет! Можно ли строго требовать от детей, чтобы они сидели на уроках не шелохнувшись? — Нет!». Чтобы первоклассники легко и естественно включились в школьную жизнь, требования к их поведению должны вводиться постепенно, достигая полного объёма только к концу первого года обучения. Да и обликать их следует в форму просьб или пожеланий учителя, а не требований. Соответственно их нарушение будет вызывать не порицания или наказание, а непосредственную эмоциональную реакцию педагога: сожаление, лёгкую обиду (но никак не раздражение). Ранее незнакомые, непривычные детям действия, такие, как поднимание руки, когда хочешь что-либо сказать, желательно преподносить им как правило игры.
В данной папке представлены практические материалы для работы по психологической адаптации с первоклассниками.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Адаптации первоклассников к школе
1. Физиологическая адаптация.
Мы рассматриваем физиологические аспекты адаптации для того, чтобы учитель знал и понимал, почему иа этом этапе обучения нельзя чрезмерно интенсифицировать учебную работу, почему дети так быстро устают и так трудно удержать их внимание. Возможности детского организма далеко не безграничны, а /длительное напряжение и связанное с ним утомление и переутомление могут стоить организму ребёнка здоровья. В соответствии с этим учителю нужно строить весь педагогический процесс так, чтобы не наносить ущерба здоровью каждого ребёнка. Нельзя забывать, что готовность детей к систематическому обучению различна, различно состояние их здоровья, а значит, процесс адаптации к школе в каждом отдельном случае будет различным.
Между тем, порой случается так, что ни учителя, ни родители часто не осознают всей сложности этого процесса, а это незнание и форсирование нагрузки ещё больше усложняют и без того столь не простой период. Несоответствие требований и возможностей ребёнка ведёт к неблагоприятным изменениям состояния центральной нервной системы и резкому падению учебной активности, к снижению работоспособности. У значительной части школьников в конце учебных занятий отмечается резко выраженное утомление.
Однако, есть факторы, существенно облегчающие адаптацию детей к школе - это рациональная организация учебных занятий и рациональный режим дня.
Также организованная двигательная активность должна составлять большую часть от общего времени пребывания детей к школе. Поэтому целесообразно проводить от 2 до 3 физминутки за урок. Предлагаю читателям несколько видов физкультминуток для уроков:
2. Психологическая адаптация
Основными показателями психологической адаптации ребёнка к школе является формирование адекватного поведения, установление контактов с учащимися, учителем, овладение навыками учебной деятельности. Именно поэтому, при проведении специальных исследований по изучению адаптации детей к школе, изучался характер поведения ребёнка и анализировались его особенности. В связи с этим, мною в первом классе была проведена диагностика адаптации по проективной методике «Школа зверей», где детям предлагалось изобразить себя и учителя в виде зверей. Многие дети не смогли назвать имена одноклассников, себя нарисовали ближе к учителю, но в целом анализ результатов диагностирования показал, что в классе складывается благополучная психологическая атмосфера. Дети хорошо относятся друг к другу, доброжелательны. Процесс адаптации продолжается, дети привыкают друг к другу и к учителю. Далее даётся характеристика адаптации каждого ученика, например: Ягожидаева Настя: В школе ребёнку нравится. Более всего процесс обучения, отношения с одноклассниками складываются хорошие, всё благополучно. Или - Ибраев Талгат: ребёнка устраивает его положение в коллективе, но характерна некоторая тревожность, стремится быть ближе к учителю. Возможно, существуют трудности в общении с одноклассниками. Такой подробный анализ позволяет помочь ребёнку индивидуально, в соответствии с его трудностями.
Наблюдения за школьниками первых классов показали, что психологическая адаптации детей к школе может проходить по разному, Первая группа детей адаптируется к школе быстро. Эти дети быстро вливаются в коллектив, осваиваются в школе, приобретают новых друзей, у них хорошее настроение, они спокойны и добросовестно выполняют требования учителя.
Вторая группа имеет длительный период адаптации: дети не могут принять ситуацию обучения - они могут играть на уроках, не реагируют на замечания учителя и, как правило, эти дети испытывают трудности в усвоении учебной программы.
Третья группа — дети, у которых психологическая адаптация связана со значительными трудностями, они не усваивают учебную программу, у них отмечаются негативные формы поведения, на таких детей чаще всего жалуются учителя и дети: они «мешают работать в классе», «третируют детей». Постоянные неуспехи этих детей в учёбе, отсутствие контакта с учителем создают отчуждение и отрицательное отношение сверстников. Дети становятся «отверженными». Учитель, сближая детей, должен сделать всё возможное, чтобы облегчить процесс адаптации для таких детей. На первых уроках возможно проведение специальных игр для знакомства детей друг с другом и учителем. Предлагаю игру «Давайте знакомиться». Знакомство детей проходит в виде игры: учитель называет опорное слово, например, «имя», «семья», «лето» и д.р., а дети должны задавать вопросы своим соседям по парте на эту тему. Чтобы ученики смогли, познакомиться с другими детьми, по сигналу учителя «Пересадки», дети пересаживаются на другие места, и происходит аналогичное знакомство с новым соседом.
Или игра «Будь внимательным». При разговоре люди смотрят друг на друга. Чтобы проверить вашу наблюдательность - закройте глаза и положите голову на парту.
- У кого сосед по парте со светлыми волосами? Поднимите руку (с закрытыми глазами).
- Откройте глаза и проверьте себя. Опять закройте глаза.
- У кого сосед с тёмными глазами? Поднимите руку, и т.д (далее учитель задаёт такие же вопросы относительно внешнего вида учеников своего класса)
Процесс адаптации к школе продолжается и течение всего первого года обучения, но первые 6-9 недель «острой» адаптации закладывают основу успешности дальнейшего процесса обучения. Поэтому педагогу важно знать и учитывать в своей работе функциональные особенности состояния организма первоклассника и в соответствии с этим построить учебный процесс.
Освоение первоклассниками организационных навыков и умений в адаптационный период
1. Основные правила поведения на уроке
Отношение детей к школе во многом определяется тем, в какой форме педагог вводит дисциплинарные требования, правила новой жизни. В отличие от довольно свободного не стеснённого излишними строгостями распорядка, к которому привык дошкольник в детском саду и в семье, поведение в школе регулируется чёткими, строгими нормами. Ученик не дол леей без разрешения учителя вставать во время урока, общаться с соседями, заниматься посторонними делами. При желании что-то сказать, он должен предварительно поднять руку. Каждый шаг маленького школьника лимитирован новыми и непривычными для него требованиями. Поэтому многие дети поначалу теряются: возникает постоянное опасение нарушить какое-либо из многочисленных требований. В итоге ребёнок привыкает соблюдать правила поведения, но испытывает при этом не гордость собой, а боязнь порицания, замечания. Появляется тревожность, внутренняя напряженность, неуверенность в себе. Школа становится для детей источником не положительных, а отрицательных эмоций. Вот что пишет о принципах работы с детьми этого возраста Ш.А.Амонашвили: «Можно ли заставлять детей немедленно выполнять приказы и распоряжения педагога? - Нет! Можно ли строго требовать от детей, чтобы они сидели на уроках не шелохнувшись? — Нет!». Чтобы первоклассники легко и естественно включились в школьную жизнь, требования к их поведению должны вводиться постепенно, достигая полного объёма только к концу первого года обучения. Да и обликать их следует в форму просьб или пожеланий учителя, а не требований. Соответственно их нарушение будет вызывать не порицания или наказание, а непосредственную эмоциональную реакцию педагога: сожаление, лёгкую обиду (но никак не раздражение). Ранее незнакомые, непривычные детям действия, такие, как поднимание руки, когда хочешь что-либо сказать, желательно преподносить им как правило игры.
Игры для знакомства детей с правилами поведения.
Игра «Хочешь говорить - подними руку».
- Вы знаете, что меня зовут Людмила Алексеевна. Но вы не можете сказать, что я люблю, чем увлекаюсь, где я. живу, как я провела лето. Всё это вы можете узнать, задавая мне вопросы. Спрашивайте, что вас интересует, я буду отвечать (вначале несколько «пробных» вопросов, на которые учитель отвечает. А потом дети начинают задавать вопросы все одновременно, не слушая и перебивая друг друга.) В этом месте учитель прерывает диалог:
-Стоп! Когда все говорят одновременно, получается шум, вы не слышите друг друга, перебиваете, и мне трудно понять, что вы говорите. Чтобы такого не было, в школе есть правило: «Хочешь говорить - подними руку» (учитель демонстрирует жест).
-А теперь будем задавать вопросы, как положено ученикам. И так, что вы ещё хотите спросить у меня?
Игра «Готов к уроку»
. -В школе есть правило «Готов к уроку». По звонку ученик становится возле своей парты и ждёт команды учителя. Давайте потренируемся выполнять это правило (учитель говорит: «Перемена» - дети свободны, а потом звенит колокольчиком:
1. «Звонок!» - дети должны встать у своих парт.) Игра проводится 2 - 3 раза. Игра «Урок окончен»
- В начале урока мы научились выполнять правило «Готов к уроку», То же самое нужно делать, когда урок закончен. Учитель по звонку говорит: «Урок закончен», и все ученики должны встать возле своих парт (дети тренируются с колокольчиком).
Прозвенит сейчас звонок -
Наш закончился (хором дети) урок!
Учитель: - Урок закончен!
Игра «Писать закончил»
- Одни из вас справились с работой быстрее, другие -медленнее. Учителю на уроке нужно знать, кто уже закончил писать, а кто - нет. Для этого есть правило: закончив писать, ученик поднимает руку с ручкой. (Учитель демонстрирует жест).
- Дорисуйте, дети, и покажите жест «Писать закончил».
Игра «Работа выполнена»
- Когда ученики заканчивают выполнение какого-либо - ;•] задания, они показывают это жестом «Работа выполнена» (учитель показывает жест, сложив руки перед собой на парте).
Раучивание правил.
Вставайте дружно каждый раз, Когда учитель входит в класс. Парта - это не кровать, И на ней нельзя лежать. Ты сиди за партой стройно И веди себя достойно На уроках не болтай, Как говорящий попугай.
Ответить хочешь - не шумя, а только руку подними.
2. Навыки индивидуальной: парной и коллективной работы. Учебная деятельность, т.е. сознательная деятельность по усвоению знаний, умений и навыков, по овладению основами наук, складывается постепенно. Её формирование протекает на протяжении всего периода обучения в младших классах с последующим совершенствованием. В задачи привития навыков индивидуальной, парной, коллективной работы входит лишь создание некоторых исходных предпосылок формирования учебной деятельности. Важнейшее из них - высокий уровень активности, инициативы, самостоятельности в учебной работе; уважительное отношение к учителю, умение выполнять его задания; достаточно высокий уровень произвольности, умение планировать и контролировать собственные действия, сосредоточивать внимание на поставленной задаче.
Для привития навыков индивидуальной, парной и коллективной работы первоклассников в адаптационный период возможны следующие формы работы.
Обучение хоровому ответу
- На уроке мы с вами договорились, что при желании ответить нужно поднимать руку. Но это делается не всегда. Бывают такие ответы, где ученики отвечают все вместе, хором, не поднимая руки. Давайте потренируемся отвечать хором, (учитель может ввести определенный жест, обозначающий хоровой ответ: взмах рукой и.т.п.).
Различие хорового и индивидуального ответа
- А теперь задание сложнее: на одни вопросы нужно будет отвечать хором, на другие нет. Будьте внимательны.
- Скажите хором, сколько будет 1 + 1 ?
- Скажите вместе: у какого животного длинный хобот?
- Кто из вас знает, какие ягоды растут в лесу?
- Листья опадают, когда это бывает?
- Какие марки легковых машин вы знаете?
- Как зовут сказочного героя с длинным носом? Скажите дружно.
- Ваша любимая игрушка?
- Хором: какой день недели будет после понедельника?
- Какие имена мальчиков вы знаете?
- Какие имена девочек вы знаете?
- Закончите предложение: Птицы умеют летать, а рыбы
- Дружно: как меня зовут?
- Кем вы хотите стать? (последний вопрос -ловушка, на него нельзя отвечать хором)
Игра «Хлопки.»
Учащиеся передают хлопки друг другу по очереди, начиная с первого варианта первого ряда, затем второй вариант и.т.д. Когда хлопнет ученик с последней парты первого ряда наступает очередь второго ряда и.т.д.
Обучение ответу по цепочке
В школе, кроме ответов по одному и хорового ответа, есть ответ по цепочке. В игре «Ответ по цепочке» нужно передавать слова. Попробуем рассказать по цепочке стихотворение так, чтобы получилось дружно, без запинки, чтобы со стороны могло показаться, что говорит один человек, (по цепочке «передаётся» стихотворение А.Барто «Игрушки»)
Беседа о работе в парах.
- Есть такая пословица: «Одна голова хорошо, а две лучше»
- Как вы её понимаете?
- На этом уроке все задания вы будете выполнять в парах.
- Пара - это два человека, сидящие за одной партой. (Учитель даёт задание каждой паре раскрасить два мячика
так, чтобы они стали совершенно одинаковыми.)
- Чтобы пара хорошо справилась с заданием нужно вначале обсудить, договориться, как это сделать. При этом старайтесь разговаривать так, чтобы не мешать другим парам. После того, как вы закончите работу, показываете жест «Мы готовы», (пара берётся за руки и поднимает руки вверх)
Игра «Зеркало».
Каждая пара поворачивается лицом друг к другу. Один из пары показывает любое движение, а другой является «зеркалом». Затем ученики меняются.
3. Организация, обратной связи с учителем и оценка, успехов и неудач первоклассников в адаптационный период
От отношения учителя к. ученикам на этом начальном этапе адаптации к школе во многом зависит то, как будут складываться взаимоотношения учитель - ученик, отношения, определяющие в значительной степени психологическую адаптацию ребёнка в школе. Как правило, учитель для ученика - высший авторитет, которому на первых порах уступает даже авторитет родителей. Учитель не просто взрослый, а авторитетный наставник, требующий выполнения определённых правил поведения и деятельности получения знаний. Ученики, как правило, очень хорошо понимают это. Но есть дети «не готовые» к школе, не умеющие понять условность отношений учителя и ученика. Такой ребёнок может сказать учителю в ответ на его замечание: «Я не хочу учиться, мне неинтересно». С таким ребёнком отстоять своё «Я» бывает довольно трудно. В таких случаях бесполезно приказывать, наказывать, ведь нужно завоевать доверие и уважение ребёнка; поэтому важно проявить терпение, доброжелательность, расположить к себе ученика, попробовать серьёзно, «по -взрослому», поговорить с ним наедине.
Особое значение в отношениях учителя и. учеников, да и учеников между собой на первом начальном этапе обучения имеет оценка учителем успехов и неудач в процессе учёбы. Психология восприятия ребёнком оценки его деятельности- в конечном счёте, является оценкой его личности в целом. Всё это свидетельствует о большой ответственности учителя за ту оценку, которую он даёт каждому ребёнку, и, несомненно, повышает требования к педагогу, к технике его общения с детьми.
Сейчас в практике школьного обучения на начальном этапе (в процессе адаптации) не должны использоваться отметки для оценки успехов первоклассников. Не должны, потому что отметка может быть постоянной психотравмирующей ситуацией, затрудняющей адаптацию ребёнка к школе. Но на практике учителям трудно отказаться от этого достаточно простого и наглядного способа оценки; поэтому вместо традиционных двоек, пятёрок используются рисунки, штампики, звёздочки, и д.р. В таких случаях и штампики, и звездочки равнозначны отметкам: ведь всё это для ребёнка условные знаки его успехов.
Игра «Оценка работы»
В начале урока учитель должен познакомить детей со своей системой оценивания. На доске заранее нарисовано три рисунка грузовика; 1 - со всеми необходимыми деталями, но нарисован небрежно (кривые окна и т.д.), 2 - нарисован очень аккуратно, но с множеством неправильных деталей (колёса находятся сбоку и т.д.), 3 - нарисован правильно.
- Какой рисунок выполнен правильно, но неаккуратно?
- Какой аккуратно, но неправильно?
- Какой и аккуратно, и правильно?
- Что нужно изменить в первом рисунке?
- А во втором?
- Какой штампик поставим?
- Нарисуйте в тетради правильный и аккуратный грузовик,
4. Организация классного коллектива
Учебная деятельность носит коллективный характер, именно поэтому ребёнок должен обладать определёнными навыками общения со сверстниками, умением вместе работать.
Большинство детей быстро знакомятся, осваиваются в новом коллективе, работают вместе. Некоторые долго не сближаются с одноклассниками, чувствуют себя одиноко и неуютно, на перемене играют в сторонке или жмутся к стенке. В формировании отношений между детьми, на этом сложном для каждого ребёнка этапе вхождения в новый для него коллектив, важную роль играет учитель. Именно он должен познакомить ребят друг с другом, может быть что-то о каждом рассказать, создать атмосферу общей работы сотрудничества, взаимопонимания.
Ребёнок должен почувствовать, что ему интересно и радостно среди одноклассников; ведь ему очень необходимо их оценка, их отношение, каждому малышу хочется завоевать авторитет и доверие ребят. Положительные эмоции, которые ребёнок Испытывает при общении со сверстниками, во многом формируют его поведение, облегчают адаптацию к школе. И здесь чрезвычайно велика роль учителя. В школе чаще всего дети смотрят друг1 на друга глазами учителя. Поэтому отношение учителя к ребёнку - своего рода индикатор отношений к нему и его одноклассникам, А от негативного отношения учителя ребёнок страдает вдвойне: учитель' относится к нему «плохо», и так же относятся к нему дети: поэтому лучше избегать отрицательных оценок поведения ученика, и его школьных успехов.
У некоторых учителей с первых дней выделяются «любимчики», они раздают и собирают тетради, ведут учёт замечаний, выполняют другие «личные» поручения учителя. Дети всё это видят. Происходит расслоение класса, которое не способствует установлению дружеских взаимоотношений между всеми учащимися. Так для развития общительности и коллективизма немалое значение имеют различные совместные игры, В сюжетно - ролевой игре педагог должен участвовать в распределении ролей, приучая детей к справедливости при распределении, чтобы привлекательные роли исполнялись детьми по очереди. Когда робкому застенчивому ребёнку достаётся какая - либо «командная» роль, нужно помочь ему с ней справиться.
Учитель должен поддерживать дружбу ребят по интересам, формировать эти интересы. Важная цель воспитательной работы в первые месяцы пребывания ученика в школе - привить ему чувство, что класс, школа не является чуждой ему группой людей. Это доброжелательный, чуткий коллектив сверстников, младших и старших товарищей.
Советы воспитателям первоклассников но воспитанию в адаптационный период
Первый год обучения является одним из существенных переломных периодов в жизни ребёнка. Ведь от того, как пойдёт привыкание к школе, во многом зависят эмоциональное состояние, работоспособность, успешность учёбы в начальной школе к во все последующие годы и, конечно же, здоровье.
Ребёнок, поступивший в школу, попадает в непривычную для него среду. Изменяется весь уклад жизни. Ежедневные учебные занятия требуют напряжённого умственного труда, активации внимания, сосредоточенной работы на уроках и, кроме того, относительно неподвижного положения тела, удержания правильной рабочей позы.
В ответ на новые повышения требования к организму в первые недели и месяцы обучения могут появляться жалобы детей на усталость, головные боли, возникают раздражительность, плаксивость, нарушение сна, аппетита. Случаются и трудности психологического плана, такие, как, например, чувство страха, отрицательное отношение к учебе. Весь этот комплекс явлений некоторые специалисты классифицируют как адаптационную болезнь.
В этот трудный для ребёнка период и в школе, и дома его необходимо окружить вниманием, проявить доброжелательность и терпимость.
Предлагаю несколько советов воспитателям первоклассников на период адаптации к школе.
1.Особенность сегодняшних детей, пришедших в первый класс, - быстрая утомляемость.
На первом уроке они откровенно зевают, на третьем - лежат на партах. Чем мы, взрослые можем помочь ребёнку? Прежде всего стоит помнить о старых и надёжных способах поддержания здоровья первоклассника - это соблюдение режима дня. Сон не менее 10 часов в сутки, обязательно полноценное питание, физические упражнения. Оправданным будет ограничение просмотра телепередач до 30 мин. в день. Хорошо восстанавливают эмоциональное благополучие ребёнка длительные (до 2 часов) прогулки на воздухе - не прогулка по магазинам, а прогулка в парке. С раннего утра настраивайте ребёнка на доброе отношение ко всему. Скажите: «Доброе утро!», - и собирайтесь в школу без суеты.
2. Встречая ребёнка после уроков, порадуйтесь вместе с ним тому, что он сумел потрудиться самостоятельно, без вас, целых три часа. Терпеливо выслушивайте его, похвалите, поддержите и, ни в коем случае, не ругайте - ведь пока ещё не за что'
3. Что же делать, если появились первые трудности? Будьте щедры на похвалу, для первоклассника сейчас это важно. Замечание должно быть конкретным, а не касаться личности ребёнка. Он не неряха,, просто сейчас у него в тетради маленький беспорядок. Не делайте ребёнку несколько замечаний сразу.
4.Ни в коем случае не сравнивайте ребёнка с другими детьми. Это ведёт либо к озлоблению, либо к формированию неуверенности в себе.
5. Ребёнку не нужна позиция прокурора, которую часто занимают родители: «Будешь переписывать пять раз, пока не получится хорошо!». Это недопустимо.
6.Сегодня одна из главных задач школы - оздоровление ребёнка, и поэтому в целях облегчения адаптации первоклассников применяется ступенчатый режим учебных занятий с постепенным наращиванием учебной нагрузки. Духовное и физическое здоровье первоклассника зависит от контактов со всеми, кто работает в школе. Невозможно не уважать учителя начальной школы, потому что он работает и живёт жизнью своих ребят. Поддержите словом и делом своего учителя, помогите ему. Не спешите осуждать учителя, администрацию школы, не торопитесь категорично высказывать своё мнение о них - лучше посоветуйтесь: ведь всё, что делается учителем, прежде всего делается на благо вашего ребёнка.
Предварительный просмотр:
Адаптационное занятие для первоклассников "Правила в школе"
Партыко Нина Александровна, педагог-психолог
Статья отнесена к разделу: Школьная психологическая служба
Первый год учебы имеет огромное значение и для детей, и для их родителей. Начало обучения в школе – сложный, ответственный, но очень интересный этап в жизни. От него во многом зависит, как будет учиться ребенок в дальнейшем. Поэтому, наша задача заключается в том, чтобы ученик захотел принять новые условия, тем самым непроизвольно принять правильную позицию ученика.
Цель: познакомить детей с правила в школе и на уроке, способствовать развитию познавательной сферы личности.
Оборудование:
- Знаки школьных правил.
- Конверт на каждого с ситуативными карточками.
- Приготовленные шаблоны для школьных знаков: круги и квадраты.
Ход занятия
1. Разминка.
Упражнение “Урок или перемена”.
Вы уже знаете, что в школе бывают уроки и перемены.
На уроках и переменах школьники ведут себя как? (по-разному)
Сейчас я буду кидать мяч одному из вас и называть разные действия, а вы отвечайте, когда это делают школьники – на уроке или на перемене.
- Читать
- Играть
- Разговаривать с друзьями
- Просить у друга ластик
- Писать в тетради
- Отвечать на вопросы учителя
- Решать задачки
- Готовиться к уроку
- Есть яблоко
2. Основная часть.
Ребята, а вы обращали внимание на дорожные знаки? Для чего они нужны?
(ответы ребят)
Дорожные знаки помогают нам, они подсказывают правила поведения на дороге. Если не обращать на них внимания – быть беде.
А что такое правило? (правило – это значит делать правильно)
А зачем нам правила, может быть, мы и без них обойдемся? (неприятности никто не любит, поэтому и появились правила, чтобы знать, как лучше жить и со всеми дружить)
Как вы думаете, а в школе есть правила?
Чего нельзя делать на уроке?
А как надо вести себя на перемене?
Чтобы мы не забыли о правилах для учеников, нам нужны свои знаки.
№1. На уроке нельзя разговаривать друг с другом, иначе можно все прослушать и ничего не узнать, поэтому в вашем классе будет висеть вот такой знак.
№2. Мы уже знаем с вами, что когда все кричат с места, ответов не слышно, поэтому о том, что нельзя кричать с места, даже если знаешь ответ, нам будет напоминать вот такой знак.
№3. А можно ли подсказывать другим ответ, когда учитель спрашивает не вас? О том, что в нашем классе нет места подсказкам, нам напомнит вот этот знак.
№4. А что делать, если хочешь о чем-то спросить или ответить на вопрос?
Конечно, для этого надо поднять руку и ждать, пока учитель попросит сказать. Вот знак, который говорит об этом правиле.
№5. Как вы думаете, о чем нам говорит вот этот знак?
Чтобы у нас все хорошо получалось и весело училось, мы должны быть всегда дружны и нет места спорам в классе.
Конечно, это далеко не все школьные правила, их много, но те правила, которые мы запомним сегодня, очень важны. Тогда учитель в школе и класс будут в порядке.
Разминка.
А сейчас давайте поиграем.
Я сейчас хочу узнать, а знаете ли вы для, чего ребята ходят в школу?
Если то, что я скажу – правильно, вы хлопаете в ладоши. Если неправильно – топните ногой.
В школу ходят, чтобы играть.
В школу ходят, чтобы читать.
В школу ходят, чтобы разговаривать с соседом по парте.
В школу ходят, чтобы дружить.
В школу ходят, чтобы считать.
В школу ходят, чтобы писать.
В школу ходят, чтобы учиться.
В школу ходят, чтобы драться.
В школу ходят, чтобы узнать что-то новое на уроке.
В школу ходят, чтобы подсказывать одноклассникам.
В школу ходят, чтобы похвастаться нарядами.
В школу ходят, чтобы выполнять задания учителя.
Молодцы! Вы очень хорошо справились и поэтому, я хочу вам рассказать сказку, а хотя я вам, наверное, ее покажу.
Произошла эта история в одной непростой школе, в школе, где учатся звери, они тоже, как и вы, учатся в первом классе.
СКАЗКА “Урок в лесной школе”.
Утром зверята собрались в классе. Медвежонок сонно поглядывал вокруг, Зайка радостно подпрыгивал на месте, с нетерпением ожидая начало урока, лисенок посматривал на зверят в классе и вспоминал, как кого зовут. Прозвенел звонок. Начался урок. В класс вошел Учитель, поздоровался со всеми и спросил: Кто сегодня хочет помочь мне раздать книги?” Не успел он договорить, как зверята с места повскакивали, руки до потолка тянут, и каждый кричит изо всех сил, чтобы его Учитель услышал: “Я хочу! Я хочу!” Зайчонок и Лисенок даже к Учителю подбежали и вокруг него прыгают, чтобы он именно их заметил. Еле-еле успокоил своих “помощников” Учитель.
Между тем урок продолжается. Учитель сказал, что приготовил для зверят загадки и попросил их внимательно слушать. А Медвежонок голову к Лисенку наклонил и слушает, как Лисенок ему шепчет, что он самые грибные места в лесу знает и после школы Медвежонку покажет, где белые грибы растут размером со стул.
Учитель говорит: “Ну как, ушки на макушке? Слушайте загадку: “Всю ночь летает, мышей добывает, а станет светло – спать летит в дупло. Кто это? Медвежонок, как ты думаешь, кто это?” Встал медвежонок, по сторонам оглядывается, понять ничего не может. “Кто это, как ты думаешь?” - опять Учитель спрашивает. “Это Лисенок”, - отвечает Медвежонок первое, что в голову пришло, и никак понять не может, отчего все вокруг смеются. Попросил учитель медвежонка не отвлекаться, слушать внимательно и у Зайчонка спрашивает ответ. Зайчонок отгадать загадку никак не может и на друзей глазами косит, мол, помогите, подскажите. Жалко стало Белочке своего соседа по парте, она и давай ему нашептывать: “Со-ва. Со-ва”. А Зайка ушками прядает, расслышать старается, да только никак слова не разберет, уж больно тихо Белочка говорит.
“Ну, так что же, знаешь ты ответ?” - Учитель спрашивает. “Да. Это лиса”, - сказал зайчонок то, что он расслышал из Белочкиного бормотания. И опять рассмеялись зверята. Да только веселого в этой истории было немного, потому как не успели за урок зверята ни новому научиться, ни интересного ничего не узнать.
(Источник: Здравствуй, школа!
Адаптационные занятия с первоклассниками
под редакцией Пилипко Н.В.)
А теперь скажите пожалуйста, вы заметили, какие правила зверята нарушили во время урока? Какие правила они забыли?
Работа с ситуациями. Приложение 2.
Откройте конверты, которые лежат у вас на столах и достаньте карточки. Посмотрите на них. Разложите карточки на две группы: вправо положите те карточки, где видно, что ученики нарушают правила поведения, а влево – где ведут себя правильно.
Проверка задания. Обсуждение выбранных ситуаций.
Заключительная часть.
Задание “Наши школьные правила”.
Сегодня, ребята, вы сами придумаете и нарисуете школьные правила для своего класса.
Детям раздаются шаблоны запрещающих и разрешающих знаков (круги и квадраты).
Если вы уже представили себе, что будете рисовать, можете приступать.
Рефлексия занятия.
Законченные рисунки учитель нанизывает на нить, получившаяся гирлянда из школьных правил, которая вешается в классе.
Список литературы
- Здравствуй, школа! Адаптационные занятия с первоклассниками под редакцией Пилипко Н.В.
Предварительный просмотр:
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ОСОБЕННОСТЕЙ АДАПТАЦИИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ К ШКОЛЕ
Опросник для учителя
1. Родители совершенно устранились от воспитания, почти не бывают в школе.
2. При поступлении в школу ребенок не владел элементарными учебными навыками (не умел считать, не знал буквы).
3. Не знает многое из того, что известно большинству детей его возраста (например, дни недели, времена года, сказки и т.д.).
4. Плохо развиты мелкие мышцы рук (трудности с письмом, неодинаковые буквы).
5. Пишет правой рукой, но со слов родителей является переученным левшой.
6. Пишет левой рукой.
7. Бесцельно двигает руками.
8. Часто моргает.
9. Сосет палец или ручку.
10. Иногда заикается.
11. Грызет ногти.
12. У ребенка хрупкое телосложение, маленький рост.
13. Ребенок явно домашний, нуждается в доброжелательной атмосфере, любит, когда его гладят, обнимают.
14. Очень любит играть, играет даже на уроках.
15. Такое впечатление, что он младше других детей, хотя по возрасту им ровесник.
16. Речь инфантильная, напоминает речь 4—5-летнего ребенка.
17. Чрезмерно беспокоен на уроках.
18. Быстро примиряется с неудачами.
19. Любит шумные, подвижные игры на переменах.
20. Не может долго сосредоточиться на одном задании, всегда старается сделать побыстрее, не заботясь о качестве.
21. После интересной игры, физкультурной паузы его невозможно настроить на серьезную работу.
22. Долго переживает неудачи.
23. При неожиданном вопросе учителя часто теряется. Если дать время на обдумывание, может ответить хорошо.
24. Очень долго выполняет любое задание.
25. Домашние задания выполняет гораздо лучше классных (разница очень существенная, больше, чем у других детей).
26. Очень долго перестраивается с одной деятельности на другую.
27. Часто не может повторить за учителем самый простой материал, при этом демонстрирует отличную память, когда речь идет об интересующих его вещах (например, знает все марки машин).
28. Требует к себе постоянного внимания со стороны учителя. Почти все делает только после персонального обращения.
29. Допускает много ошибок при списывании.
30. Чтобы отвлечь его от задания, достаточно малейшей причины: скрипнула дверь, что-то упало и т.д.
31. Приносит в школу игрушки и играет на уроках.
32. Никогда ничего не сделает сверх положенного минимума: не стремится узнать что-то, рассказать.
33. Родители жалуются, что с трудом усаживают его за уроки.
34. Такое впечатление, что с трудом усаживается за уроки.
35. Не любит никаких усилий, если что-то не получается, бросает, ищет каких-то оправданий: рука болит и пр.
36. Не совсем здоровый вид (бледный, худенький).
37. К концу урока работает хуже, часто отвлекается, сидит с отсутствующим видом.
38. Если что-то не получается, раздражается, плачет.
39. Плохо работает в условиях ограниченного времени. Если его торопить, может совсем «отключиться», бросить работу.
40. Часто жалуется на усталость.
41. Почти никогда не отвечает правильно, если вопрос поставлен нестандартно, требует сообразительности.
42. Ответы становятся лучше, если есть опора на какие-то внешние объекты (считает пальцы и т.п.).
43. После объяснения учителя не может выполнить аналогичное задание.
44. Затрудняется применять ранее усвоенные понятия, навыки при объяснении учителем нового материала.
45. Часто отвечает не по существу, не может выделить главное.
46. Такое впечатление, что ему трудно понять объяснение, так как основные навыки, понятия у него не сформированы.
Работа учителя с опросником
При работе с опросником учитель на бланке ответов вычеркивает номера, в которых описаны фрагменты поведения, характерные для конкретного ребенка.
Обработка результатов
Таблица разделена жирной вертикальной линией. Если номер вычеркнутого фрагмента находится слева от линии, при обработке засчитывается 1 балл, если справа — 2 балла. Максимально возможная сумма баллов — 70. Подсчитав, какую сумму баллов набрал ребенок, можно определить его коэффициент дезадаптации:
К = П : 70 х 100,
где П — количество баллов, набранных ребенком.
Показатель до 14% является нормальным, дезадаптация отсутствует.
Показатель от 15 до 30% свидетельствует о средней степени дезадаптации.
Показатель выше 30% — серьезная степень дезадаптации.
Показатель выше 40% свидетельствует о том, что ребенок нуждается в консультации психоневролога.
1. РО — родительское отношение.
2. НГШ — неготовность к школе.
3. Л — леворукость.
4. НС — невротические симптомы.
5. И — инфантилизм.
6. ГС — гиперкинетический синдром, чрезмерная расторможенность.
7. ИНС — инертность нервной системы.
8. НП — недостаточная произвольность психических функций.
9. НМ — низкая мотивация учебной деятельности.
10. АС — астенический синдром.
11. НИД — нарушения интеллектуальной деятельности.
БЛАНК ОТВЕТОВ
Предварительный просмотр:
Программа психолого-педагогического сопровождения первоклассников на этапе первичной адаптации к школе. "Первый раз в первый класс"
Хлебникова Елена Ильинична, педагог-психолог
Статья отнесена к разделу: Школьная психологическая служба
Актуальность. Сохранение психологического здоровья учащихся на современном этапе развития Российского общества является целью и критерием успешности модернизации народного образования. Начало обучения в школе – один из наиболее сложных и ответственных моментов в жизни детей как в социально-психологическом, так и в физиологическом плане.
Это не только новые условия жизни и деятельности человека – это новые контакты, новые отношения, новые обязанности. Изменяется вся жизнь ребенка: все подчиняется учебе, школе, школьным делам и заботам. Это очень напряженный период, прежде всего потому, что школа с первых же дней ставит перед учениками целый ряд задач, не связанных непосредственно с их опытом, требует максимальной мобилизации интеллектуальных и физических сил. С началом обучения в школе увеличивается удельный объем нагрузок, связанных с длительной неподвижностью( для детей в возрасте 6-7 лет, эта нагрузка является наиболее утомительной). Приспособление (адаптация) ребенка к школе происходит не сразу, это длительный процесс, связанный со значительным напряжением всех систем организма. По данным медиков только 20-25% детей приходят в школу здоровыми (2), это негативно сказывается на адаптации.
Адаптация (в переводе с латинского – приглаживание, приспособление) – характеристика психологического здоровья личности, т.е. гармонии с самим собой и окружающим миром. (8)
Совместная целенаправленная, специально организованная деятельность педагогов и родителей школьников способствует процессу адаптации.
Мы предлагаем один из возможных вариантов сохранения психологического здоровья младших школьников на этапе первичной адаптации к школе – программу психолого-педагогического сопровождения “Первый раз в первый класс”.
Цель: профилактика нарушения психологического здоровья первоклассников на начальном этапе адаптации к школе.
Задачи:
- создание условий для социально-психологической адаптации детей к школе(создание сплоченного классного коллектива, предъявление детям единых обоснованных и последовательных требований, установление норм взаимоотношений со сверстниками и педагогами и др.);
- повышение уровня психологической готовности детей к успешному обучению, усвоению знаний, познавательному развитию;
- адаптация учебной программы, нагрузки, образовательных технологий к возрастным и индивидуально личностным возможностям и потребностям учеников.
Решение этих задач предполагает взаимную адаптацию ребенка, пришедшего учиться, и социально-педагогической среды, в которой происходит его обучение. С одной стороны, предпринимаются специальные усилия для того, чтобы повысить уровень готовности ребенка обучаться, включаться в систему педагогического взаимодействия. С другой стороны, само взаимодействие, его формы и содержание модифицируются в соответствии с особенностями ребенка и его возможностями.
Поставленные задачи реализуются посредством осуществления следующих направлений работы, обеспечивающих процесс адаптации детей к новым социальным условиям.
- психологическая диагностика;
- психологическое просвещение;
- психологическое консультирование;
- коррекционно-развивающая работа;
- диспетчерская функция (обеспечение взаимодействия со всеми структурами, влияющих на процесс адаптации).
Прогнозируемый результат:
- Уменьшение факторов риска, которые приводят к нарушению психологического здоровья первоклассников на начальном этапе адаптации к школе.
- Формирование комфортной образовательной среды.
Критерии оценки эффективности:
- Снижение уровня тревожности и психической защиты у первоклассников;
- Эмоциональное благополучие ребенка в классе;
- Развитие коммуникативных навыков и творческих способностей;
- Выработка учителем стратегий индивидуального (личностно-ориентированного) подхода к учащимся.
- Включение родителей в образовательный процесс.
Структура программы:
Программа состоит из трех блоков и предполагает работу в каждом из них по трем основным направлениям:
диагностическое;
информационно-просветительское;
коррекционно-развивающее.
Блок “Учитель”
Цель: оказание комплексной научно-методической, организационной и психологической помощи, обеспечивающей сохранение психологического здоровья учащихся на начальном этапе адаптации к школе.
Задачи:
- Повышение психологической компетентности педагогов.
- Создание доброжелательного климата, доверительных отношений, организации педагогической поддержки детей в наиболее острый период первичной адаптации.
- Выработка стратегии индивидуального (личностно-ориентированного) подхода к учащимся.
- Формирование комфортной образовательной среды.
- Индивидуальное консультирование.
Консультирование и просвещение педагогов, предполагающее как собственно психологическое консультирование по запросам, так и совместную психолого-педагогическую работу по анализу учебной программы и ее адаптации к конкретным школьникам. Отдельный аспект – консультирование педагогов по вопросам, касающимся организации педагогической поддержки детей в наиболее острый период первичной адаптации.
Блок “Родитель”
Цель: повышение уровня психолого-педагогическое компетенции родителей.
Задачи:
- Повышение психологической компетентности родителей в тех вопросах, которые наиболее актуальны с точки зрения переживаемого детьми периода развития.
- Создание доброжелательного климата, доверительных отношений с родителями.
- Принятие родителями на себя определенной ответственности за то, что происходит с их ребенком в школе.
- Формирование комфортной образовательной среды.
- Выступления на родительских собраниях по темам:
- “Мой ребенок первоклассник”(психологическая готовность родителей к обучению ребенка в школе);
- “Первый раз в первый класс”(по итогам диагностики);
- Диагностика – “уровень адаптации моего ребенка к школе”;
- Индивидуальное консультирование(по запросу) родителей первоклассников по итогам диагностики и коррекционно- развивающей работы.
Блок “Первоклассник”
Цель: создание социально-психологических условий для успешной адаптации первоклассников в ситуации школьного обучения.
Задачи:
- Помощь учащимся в осознании новых требований, в формировании внутренней потребности в их исполнении.
- Развитие у детей когнитивных умений и способностей, необходимых для успешного обучения в начальной школе.
- Развитие у детей социальных и коммуникативных умений, необходимых для установления межличностных отношений со сверстниками и соответствующих ролевых отношений с педагогами.
- Формирование устойчивой учебной мотивации на фоне позитивной “Я- концепции” детей, устойчивой самооценки и низкого уровня школьной тревожности.
- Создание благоприятного психологического климата в классе.
- Способствование развития творческого потенциала и установления норм во взаимоотношениях со сверстниками и педагогом.
Работа в данном блоке строится в нескольких направлениях:
- Диагностика адаптированности первоклассников.
- Программа «Первый раз в первый класс» (Приложение№1);
- Программа “Я - первоклассник” (Приложение№2);
- Программа “Хочу быть отличником!” (Приложение№3).
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ
- М.М.Безруких, С.П.Ефимов, М.Г.Князева. Как подготовить ребенка к школе и по какой программе лучше учиться. М., 1994, с.58-80.
- М.М.Безруких, С.П.Ефимов. Как помочь ребенку с ослабленным здоровьем преодолеть школьные трудности. М., 1994.
- Рабочая книга школьного психолога. /ред. И.Дубровиной. – М.: “Просвещение”, 1991, с.70-71.
- Руководство практического психолога. Психологическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы. /ред. И.Дубровиной. – М., 1995.
- К.Фопель. Как учить детей сотрудничать? ч. 1-4. – М.: “Генезис”, 1999
- Газета “Школьный психолог” № 23 - 1999, № 2 – 2000.
- А.Фромм. Азбука для родителей. – М., 1994.
- Битянова М.Р., Азарова Т.В.,Афанасьева Е.И., Васильева Н.Л. Работа психолога в начальной школе. М “Совершнство”,1998
- Диагностика школьной дезадаптации(научно-методическое пособие для учителей начальных классов и школьных психологов). – М.; Редакционного-издательский центр Консорциума “Социальное здоровье России”, 1993.
- “Школьный психолог” газета №9 за 2003г. (Н.Семаго, М. Семаго Психологическая оценка готовности к началу школьного обучения.)
- “Школьный психолог” газета №18 за 2003г. (Роза Рахманкулова Практическая работа по профилактике и коррекции дезадаптации у первоклассников.)
- “Начальная школа” №7 за1996г.стр.17 Л.М. Ковалева, И.Н.Тарасенко Психологический анализ особенностей адаптации первоклассников к школе.
Предварительный просмотр:
ПРОГРАММА РАБОТЫПО ПРОФИЛАКТИКЕ И КОРРЕКЦИИ |
Предварительный просмотр:
Рекомендации психолога воспитателям по осуществлению благоприятной адаптации учащихся 1-х классов к учебному процессу:
1.Обратить внимание учителям на полученные результаты и при составлении поурочных планов увеличивать количество заданий и игр развивающего характера по выявленным проблемам.
2.Испоьзовать индивидуальные карты психологического обследования для составления плана индивидуальной работы с учениками.
3.Использовать методы и приемы, развивающие познавательные процессы детей, повышающие мотивацию к учебному процессу.
4.Развивать кругозор учащихся не только через систему уроков, но и через систему воспитательных мероприятий.
5.Рекомендованно проведение специальных упражнений дома и проведение профилактического лечения при наличии хронических заболеваний, особенно нервной и сердечно-сосудистой систем.
6.Применять методики развивающие произвольность психических функций и гармонизирующие эмоционально - волевую сферу, поведенческие реакции: снижение уровня тревожности, гиперактивности, утомляемости.
7. Способствовать созданию доброжелательной, благоприятной атмосфере в классе, формируя позитивное отношение к учению.
8.Использовать «ситуацию успеха» в учебной деятельности каждого ученика.
9.Развивать дисциплинированность, терпение к недостаткам других людей.
10. Детей, имеющих высокие показатели дезадаптации по результатам тестирования направить на консультацию к школьному психологу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Психологические особенности первоклассников. Адаптация к школе. Помощь родителей в адаптации.
Материал для родительского собрания по вопросам адаптациии в 1 классе....
Социально-психологическая адаптация первоклассников как условие успешного обучения младших школьников
Статья направлена на психолого-педагогическое просвещение родителей, знакомит с понятиями «адаптация», "дезадаптация" , причинами возникновения и способами преодоления дезадаптации....
«Комплексная программа психолого-педагогического сопровождения социально-психологической адаптации первоклассников».
Практико-значимый проект....
Психологическая готовность первоклассника к обучению в школе в условиях ФГОС НОО. Результаты адаптации первоклассников
Психологическая готовность первоклассника к обучению в школе в условиях ФГОС НОО. Результаты адаптации первоклассников...
«Психологическая готовность первоклассников к обучению в школе в условиях ФГОС НОО. Результаты адаптации первоклассников».
Поступление ребенка в школу подводит итог его дошкольному детству, изменяет социальную ситуацию его развития. А родителям последний год перед поступлением ребенка в школу приносит много тревог и волне...
«Психологическая готовность первоклассников к обучению в школе в условиях ФГОС НОО. Результаты адаптации первоклассников»
Школьная зрелость включает в себя несколько основных взаимодополняющих друг друга компонентов: физиологическая готовность, интеллектуальная подготовка, эмоционально-волевая зрелость, социально-личност...
Статья "АДАПТАЦИЯ ПЕРВОКЛАССНИКОВ К ШКОЛЬНЫМ УСЛОВИЯМ. ДЕЗАДАПТАЦИЯ. СХЕМА ИЗУЧЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ И МОТИВАЦИИ ШКОЛЬНИКОВ".
Главным фактором, влияющим на успешность усвоения знаний у первоклассников, является адаптированность к школьным условиям. Поступление в школу, смена обстановки предъявляют повышенные требования к пси...