Познавательная активность младшего школьника как педагогический феномен.
статья на тему

В статье раскрываются понятия "активность личности" и "познавательная активность школьников"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poznavatelnaya_aktivnost_ml.shkolnikov.docx17.64 КБ

Предварительный просмотр:

1.Познавательная активность младшего школьника как педагогический феномен.

        1.1 Активность личности.

            Активность личности – один из центральных вопросов ее становления. Это признано всеми. В чем же состоит свобода проявлений активности? В своих работах Г. И. Щукина отмечает: в самосозерцании, в самораскрытии, в самовыражении.

        Активность ребенка – это проявление потребности его жизненных сил, поэтому ее можно считать и предпосылкой, и результатом его развития. Психолого–педагогическими исследованиями зафиксированы различные ее уровни. Для ученика зафиксировано три уровня активности:

  1. Репродуктивно- подражательная активность, при помощи которой опыт деятельности накапливается через опыт другого. Усвоение образцов соровождает человека всю жизнь, но уровень собственной активности личности здесь недостаточный.
  2. Поисково-исполнительская активность представляет собой более высокий уровень, поскольку здесь имеет место большая степень самостоятельности. На этом уровне нужно принять задачу и самому отыскать средства ее выполнения.
  3. Творческая активность являет собой высший уровень, поскольку и сама задача может ставиться школьником, а пути ее решения избираются новые, нешаблонные, оригинальные.

     Показателями творческой активности можно считать те, которые выделены в характеристике творчества психологией: новизна, оригинальность, отстранение, отход от шаблонов, ломка традиций, неожиданность, целесообразность, ценность.

      Подводя итог можно сказать, что разноуровневый подход к анализу активности школьника  помогает увидеть нам  в определенный отрезок времени уровень, на котором совершается деятельность ученика, перспективы развития этой деятельности. По этим показателям активности личности, мы можем проследить развитие школьника.

       

                        1.2 Сущность понятия «познавательная активность».

        Познание- приобретение знания, постижение закономерностей окружающего мира.

       Ряд ученых рассматривают познавательную активность как естественное стремление школьников к познанию. Познавательная активность способствует расширению знаний. Это процесс отражения и воспроизведения действительности в мышлении, взаимодействие субъекта и объекта,

результатом которого является новое знание о мире.

         Общеизвестно, что человеку свойственно стремление к познанию. Это стремление проявляется в ребенке с первых дней его жизни.

         Педагоги прошлого целостно рассматривали развитие учащегося. Д. Локк в работе «Мысли о воспитании» утверждает идею единства физического и

духовного развития известным тезисом «Здоровый дух в здоровом теле». При сильном теле, считает автор, легко продвигаться по выбранному пути.

         Проводя идею единства физического и духовного развития , авторы находят важные педагогические средства развития познавательной активности. Так, например, для поддержания интереса к занятиям, следует их прекращать до момента полного утомления. Тем самым, выделяется педагогическое средство- регулирование учебной нагрузки и ее дозирование в зависимости от утомляемости учащихся.

          Итак, естественное стремление к познанию развивается в учебном процессе при его регулировании со стороны педагога и организации учебной деятельности так, чтобы в нее вовлекались разные стороны его психической деятельности, подобно другим сферам его жизни, например, в беседах, играх, занятиях в семье или при встрече с товарищами.

         Множество работ отечественных педагогов посвящено проблеме активизиции  учебного процесса. Например, П. Н. Гуздев, Ш. Н. Ганелин, Р.Г. Ламберг, исследовали проблему развития познавательной активности  в процессе обучения, проанализировали проблему самостоятельной деятельности учащихся и делают выводы, что самостоятельность является высшим уровнем активности. Вот, что пишет Т. И. Шамова: « Мы не сводим познавательную активность к простому напряжению интеллектуальных и физических сил ученика, а рассматриваем ее как качество деятельности личности , которое проявляется  в отношении ученика  к содержанию и процессу деятельности, в стремлении  его к эффективному  овладению знаниями и способами деятельности за оптимальное время, в мобилизации нравственно-волевых усилий на достижение учебно-познавательных целей».

         Познавательная активность отражает определенный интерес младших школьников к получению новых знаний, умений и навыков, внутреннюю целеустремленность и постоянную потребность использовать разные способы действия к наполнению знаний, расширению знаний, расширения кругозора.

          Можно определить познавательную активность как качество личности. Например, Г. И. Щукина определяет «познавательную активность» как качество личности, которое включает стремление личности к познанию, выражает интеллектуальный отклик на процесс познания. Проблема формирования познавательной активности на личностном уровне сводится к рассмотрению мотивации познавательной деятельности и к способам формирования познавательных интересов.  Становление познавательной

активности в младшем школьном возрасте положительно влияет на развитие личности. В силу этого, необходима, целенаправленная педагогическая деятельность по формированию познавательной активности школьников.                          Ббббб Основой развития познавательной активности служит целостный акт познавательной деятельности- учебно -познавательная задача. В соответствии с

теорией Д. Б. Эльконина развитие познавательной активности осуществляется путем накопления положительного учебно-познавательного опыта.

           Развитие познавательной активности представляет тот идеальный вариант, когда ее становление происходит постепенно, равномерно, в соответствии с логикой познания предметов окружающего мира и самоопределения личности в окружающей среде.

           Таким образом, определяем познавательную активность, как меняющееся средство личности, которое означает глубокую убежденность ученика в необходимости познания, творческого усвоения системы научных знаний, что находит проявление в осознании цели деятельности, готовности к энергичным действиям и непосредственно в самой познавательной деятельности.

Литература.

   

        1. В. С. Выготский « Педагогическая психология». М.: Педагогика, 1991 г.

         2. .  Л. Ф. Тихомирова «Развитие интеллектуальных способностей».

              Ярославль. Академия развития. 2005 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самообобщение опыта учителя начальных классов Щербаль Светланы Александровны Тема: «Активизация познавательной активности младших школьников на уроках природоведения»

Много приходится поработать учителям начальных классов над тем, чтобы приучить детей думать, проникать в суть явлений, повысить их внимание к слову и действиям учителя, сделать их активными участникам...

Роль игровой деятельности в формировании познавательной активности младших школьников сельской школы

Презентация к проекту исследовательской работы по теме "Активизация познавательной активности младших школьников сельской школы"...

Педагогические условия развития познавательной активности младших школьников

Курсовую работу писала сама (опираясь на психолого-педагогическую литературу и интернет-ресурсы, для дочки, студентки 2 курса педагогического колледжа.Краткое содержание работы:  Введение………...

Влияние стимулов на развитие познавательного интереса и познавательной активности младших школьников.

В материале даётся обоснование работы по развитию познавательного интереса  у младших школьников на уроках литературы и русского языка, влияние внешних и внутренних стимулов на познавательную акт...

: «Активные методы обучения математики как средства стимулирования познавательной активности младших школьников с трудностями в обучении».

Современные требования общества к развитию личности диктуют необходимость более полно реализовать идею индивидуализации обучения, учитывающего готовность детей к школе, состояние их здоровья, индивиду...

Педагогические условия развития познавательной активности младших школьников

Педагогические условия развития познавательной активности младших школьников...