Гиперактивность
статья по теме

Гиперакти́вность — состояние, при котором активность и возбудимость человека превышает норму. В случае, если подобное поведение является проблемой для других, гиперактивность трактуется как психическое расстройство. Гиперактивность чаще встречается у детей и подростков, чем у взрослых людей, так как вызывается эмоциями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon giperaktivnost.doc21.5 КБ

Предварительный просмотр:

Гиперактивный ребенок

В середине 19-го века немецкий врач-психоневролог Генрих Хоффман первым описал чрезмерно подвижного ребенка и дал ему прозвище Непоседа Фил. С 60-х годов 20-го века врачи стали выделять такое состояние как патологическое и назвали его минимальные мозговые дисфункции (минимальное расстройство функций мозга). С 80-х годов двадцатого века состояние чрезмерной двигательной активности (гиперактивность) стали выделять как самостоятельное заболевание и занесли в Международную классификацию болезней (МКБ) под названием синдром нарушения (или дефицита) внимания с гиперактивностью (СДВГ). Оно обусловлено нарушением функций центральной нервной системы (ЦНС) ребенка и проявляюется в том, что малышу трудно концентрировать и удерживать внимание, у него возникают проблемы с обучением и памятью. Вызвано это в первую очередь тем, что мозгу такого ребенка сложно обрабатывать внешнюю и внутреннюю информацию и стимулы. Стоит отметить, что хотя внешне на первый план выходит избыточная подвижность малыша, основным дефектом в структуре этого заболевания является дефицит внимания: карапуз не может ни на чем сосредоточиться надолго. Дети, страдающие синдромом дефицита внимания с гиперактивностью, отличаются неусидчивостью, невнимательностью, гиперактивностью и импульсивностью. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью встречается у мальчиков в 4-5 раз чаще, чем у девочек.

Классификация синдрома дефицита внимания с гиперактивностью

 Выделяют три варианта течения СДВГ в зависимости от преобладающих признаков:

 синдром гиперактивности без дефицита внимания;

 синдром дефицита внимания без гиперактивности (чаще наблюдается у девочек - они достаточно спокойные, тихие, "витающие в облаках");

 синдром, сочетающий дефицит внимания и гиперактивность (наиболее распространенный вариант).

 Кроме того, выделяют простую и осложненную формы заболевания. Если первая характеризуется только невнимательностью и гиперактивностью, то при второй к этим симптомам присоединяются головные боли, тики , заикание, нарушения сна. Также синдром дефицита внимания может быть как первичным, так и вторичным, то есть возникать в результате других заболеваний или как последствие родовых травм и инфекционных поражений ЦНС, например после перенесенного гриппа.

Особенности поведения: 

-  появляются до 8 лет;

- обнаруживаются по меньшей мере в двух сферах деятельности (в детском учреждении и дома, в труде и в играх и пр.);

-  не обусловлены какими-либо психическими расстройствами;

- вызывают значительный психологический дискомфорт и нарушают адаптацию.

Невнимательность (из нижеперечисленных признаков минимум 6 должны проявляться непрерывно не менее 6 месяцев): 

- неспособность выполнить задание без ошибок, вызванная невозможностью сосредоточиться на деталях;

-     неспособность вслушиваться в обращенную речь;

-     неспособность доводить выполняемую работу до конца;

-     неспособность организовать свою деятельность;

-     отказ от нелюбимой работы, требующей усидчивости;

- исчезновение предметов, необходимых для выполнения заданий (письменные принадлежности, книги и т.д.);

- забывчивость в повседневной деятельности;

- отстраненность от занятий и повышенная реакция на посторонние стимулы.

1. Гиперактивный ребенок:

 суетлив, не может сидеть спокойно;

 вскакивает с места без разрешения;

 бесцельно бегает, ерзает, карабкается и пр. в неподходящих для этого ситуациях;

 не может играть в тихие игры, отдыхать.

 2. Импульсивный ребенок:

 выкрикивает ответ, не дослушав вопрос;

 не может дождаться своей очереди.

Как же правильно воспитывать ребенка с синдромом гиперактивности:

Во-первых, ни в коем случае не надо пытаться обрывать, подавлять повышенную двигательную активность. Тактика должна быть иной - дать ей выход, направить в нужное русло. В режиме дня следует предусмотреть утреннюю зарядку, соответствующие возрасту подвижные игры на воздухе или длительные (до небольшой усталости) прогулки. Особенно полезны игры, которые одновременно с физической разрядкой, развивают внимание. Ведь именно дефект внимания является основным в структуре синдрома гиперактивности. Все эти физические усилия снимут излишнюю мышечную и нервную активность, что позволит ребенку в течение дня спокойно заниматься учебой и прочими делами.

Школьнику обязательно нужно предоставить возможность расходовать свою излишнюю энергию в какой-нибудь спортивной секции по его вкусу. Самыми полезными будут командные виды спорта: футбол, хоккей, волейбол, баскетбол и проч. Командные игры учат не только соблюдать правила и контролировать себя, но и взаимодействовать с другими игроками. А именно умения взаимодействовать со сверстниками часто не хватает гиперактивным детям.

Во-вторых,  у гиперактивного ребенка, как ни странно, могут проявиться выраженные способности к определенному роду деятельности - к музыке, математике, технике, игре в шахматы. Эту особенность следует использовать, предоставив ребенку возможность заниматься любимым делом.

В-третьих, педагогу следует отнестись к гиперактивному ребенку с особым вниманием. Чрезмерно активного ученика лучше посадить на одну из первых парт, чаще вызывать для ответа и разнообразных поручений (что-то принести или подать учителю, помочь собрать дневники, тетради, вытереть доску и т. д.). Словом, давать возможность "разрядиться". Это будет незаметно для одноклассников и поможет школьнику высидеть урок, не нарушая дисциплины. Внимательный педагог найдет множество таких приемов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Гиперактивный ребенок

Кого считать гиперактивным ребенком? Как относиться учителям и родителям к проблеме гиперактивности?Статья содержит рекомендации психолога родителям и педагогам, игры и упражнения. Желаем удачи!...

Гиперактивный ребёнок.

Беседы с психологом Гиперактивный ребенок Портрет гиперактивного ребенка Такого ребенка часто называют «живчиком», «вечным двигателем», неутомимым. Малыш, встав на ножки, сразу побежал, с...

Родительское собрание "Гиперактивный ребенок в школе"

Если ребенок гиперактивен, то трудности испытывают не только он сам, но и его окружение: родители, одноклассники, учителя... такому ребенку необходима своевременная помощь, иначе в дальнейшем может сф...

«Гиперактивные дети. Правила для родителей по взаимодействию с гиперактивными детьми».

Статья содержит рекомендации для родителей по работе с гиперактивными детьми...

Гиперактивность.Рекомендации родителям гиперактивных детей

Материал содержит рекомендации родителям гиперактивных детей....