Методы изучения мотивации учения школьников.
статья на тему
Методы изучения мотивации учения школьников.
Для установления уровня мотивации существуют специальные методики. Рассмотрим методы изучения мотивации учения школьников, которыми может пользоваться учитель при анализе мотивации учащихся. Наиболее реальными для учителя методами изучения мотивации являются:
· наблюдение за поведением учеников во время урока и вне учебной деятельности, характером общения школьников; результаты этих наблюдений фиксируются в педагогических характеристиках. Именно их фиксация, а так же прослеживание динамики изменения этих проявлений позволяют достаточно надежно судить об изменении мотивации, причем не только ее возрастании и убывании, но и о качественных изменениях в мотивационной сфере. Так же наблюдение используется для обнаружения первых двух уровней мотивации. Учащиеся с отрицательным отношением к учению склонны пропускать уроки под благовидным предлогом. Они небрежно выполняют домашнее задание, не задают вопросы учителю;
· экспериментальный метод. Использование ряда специально подобранных ситуаций (экспериментально – педагогические ситуации), которые можно включить в естественный ход учебного процесса в виде «контрольной работы», в форме некоторых заданий;
· рисуночная методика (анализируя рисунки детей, мы можем определить эмоциональное реагирование на школьную ситуацию, так как рисунок в данном случае рассматривается как своеобразное интервью);
· методика «Неоконченное предложение» (в данном случае начало предложения является стимулом, который включает мотивацию личности);
· беседа (индивидуальная). Предполагает прямые и косвенные вопросы учителя о мотивах, смысле, целях учения для данного ученика. Учитель может использовать беседу с учеником. Во время индивидуальной проверки домашнего задания, а не после устного опроса. В ходе беседы учитель спрашивает, какие задания вызвали интерес у ученика, какие задания были для него трудными и т.д. Для проведения беседы необходимо создание обстановки доверительности и контакта, уверенности ученика в том, что его искренние и откровенные ответы не будут употреблены ему во вред;
· анкетирование, помогающее довольно быстро собрать и проанализировать массовый материал в нескольких классах об отношении школьников к учению.
Известно, что лучше всего можно изучить школьника в реальном процессе его обучения и воспитания. «Изучать детей, воспитывая и изучая их, с тем, что бы воспитывать и обучать, изучая – таков путь единственно полноценной педагогической работы и наиболее плодотворный путь познания психологии детей» - писал С. Л. Рубинштейн [19, 185].
Итак, только после того, как учитель воспользуется вышеназванными методиками изучения мотивации, и будет иметь объективные факты, говорящие об отрицательном или нейтральном уровне учебной мотивации школьника, встанет вопрос о причинах этого. Нужно установить причины такого положения вещей и только после этого приступать работе по формированию мотивов учения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Анкета "Изучение мотивации младшего школьника"
В анкете представлены вопросы для изучения мотивации младшего школьника....
Обобщение опыта работы по теме «Метод проектов как один из способов формирования положительной мотивации учения младших школьников».
Выступление сопровождается презентацией....
Методы и технологии диагностики мотивации учения младших школьников
Содержание Введение………………………………………………………………….3Возрастные особенности младших школьников………………………3Изучение мотивов учения младших школьников посредствам методики "Неоконченные пр...
«Сказкотерапия как метод формирования внутренней мотивации учения у младших школьников»
Среди главных задач, стоящих перед современной школой, наиболее важной и одновременно крайне сложной, является задача формирования у обучающихся положительной, устойчивой мо...
Творческие мастерские как эффективный метод мотивации учения младших школьников
Мобилизующее и продуманное начало каждого урока играет важнейшую роль в процессе обучения и воспитания младших школьников. Использование "творческих мастерских" положительно влия...
Метод проектов как один из способов формирования положительной мотивации учения младших школьников».
Повсеместное использование информационных ресурсов, которое мы уже наблюдаем в обществе, определяет необходимость подготовки наших детей для комфортных взаимоотношений. По этой причине становится акту...
Статья- "УЧЕБНАЯ МОТИВАЦИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ. МЕТОДЫ И СРЕДСТВА ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ К УЧЕНИЮ."
Каждый учитель хочет, чтобы его ученики хорошо учились, с интересом и желанием занимались в школе. В этом заинтересованы и родители учащихся. Но подчас и учителям, и родителям приходится с сожал...