«Сказкотерапия как метод формирования внутренней мотивации учения у младших школьников»
статья
Среди главных задач, стоящих перед современной школой, наиболее важной и одновременно крайне сложной, является задача формирования у обучающихся положительной, устойчивой мотивации к учебной деятельности, мотивации, побуждающей детей к упорной и систематической учебной работе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 16.23 КБ |
Предварительный просмотр:
«Сказкотерапия как метод формирования внутренней мотивации учения у младших школьников»
Среди главных задач, стоящих перед современной школой, наиболее важной и одновременно крайне сложной, является задача формирования у обучающихся положительной, устойчивой мотивации к учебной деятельности, мотивации, побуждающей детей к упорной и систематической учебной работе. Понятно, что без такой мотивации деятельность ученика в учебно-воспитательном процессе будет неэффективной.
В этом контексте личностно-ориентированное обучение предполагает, прежде всего, активизацию внутренних стимулов учения. Такой внутренней побудительной силой и является мотивация учения. Учитывая изменения, происходящие у обучающихся в мотивационной сфере, можно судить и об уровне школьной адаптации школьника, и о степени овладения им учебной деятельностью, и об удовлетворенности ею.
Формирование мотивов учения – это, прежде всего, создание в школе, классе необходимых условий для появления и повышения уровня внутренних побуждений к учению, их осознания обучающимися и дальнейшего саморазвития ими мотивационной сферы. Стимулировать ее развитие возможно и необходимо системой психологически продуманных методов и приемов, среди которых сказкотерапия, благодаря своему универсализму и мягкому воздействию на детскую психику, становится особенно востребованной.
Сказкотерапия или «лечение сказкой» - метод, использующий форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширения сознания, совершенствования взаимодействия с окружающим миром. И.В.Вачков по этому поводу писал: «Сказку используют и врачи, и психологи, и педагоги, и каждый специалист находит в сказке тот ресурс, который помогает ему решать его профессиональные задачи» [1,c.144]. Собственно, в этом и заключается универсализм сказкотерапии как метода.
Среди основных методов сказкотерапии выделяют [4]:
1. Рассказывание сказки.
2. Рисование сказки.
3. Сочинение сказки.
4. Изготовление кукол.
5. Постановка сказки.
Некоторые специалисты структурируют сказки в зависимости от конкретных детских проблем [3]:
1.Сказки для детей, которые испытывают страхи темноты, страх пред медицинским кабинетом и другие страхи.
2. Сказки для гиперактивных детей.
3. Сказки для агрессивных детей.
4.Сказки для детей, страдающие расстройством поведения с физическими проявлениями: проблемы с едой; проблемы с мочевым пузырем и т.д;
5. Сказки для детей, которые столкнулись с проблемами семейных отношений. В случае развода родителей. В случае появления нового члена семьи. Когда дети считают, что в другой семье им будет лучше.
6. Сказки для детей в случае потерь значимых людей или любимых животных.
Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева определяет следующие шесть видов сказок: художественные, народные, авторские народные, дидактические, психокоррекционные сказки и психотерапевтические сказки [2].
1.Художественные сказки – это народные сказки и авторские истории (сказки, мифы, притчи).
2.Наиболее древние народные сказки и мифы. Древнейшая основа мифов и сказок - единство человека и природы. Древнему сознанию было свойственно находить персоналии человеческим чувствам и отношениям: любви, горю, страданию и пр. Именно это явление используется в психолого-педагогической практике.
Подразделяются сказки и по видам сюжетов:
- Сказки о животных, взаимоотношениях людей и животных. Дети до пяти лет идентифицируют себя с животными, стараются быть похожими на них. Поэтому сказки о животных лучше всего передадут маленьким детям жизненный опыт;
- Бытовые сказки. В них часто рассказывается о превратностях семейной жизни, показаны способы разрешения конфликтных ситуаций. Они формируют позицию здравого смысла и здорового чувства юмора по отношению к невзгодам, рассказывают о маленьких семейных хитростях;
- Страшные сказки. Сказки про нечистую силу: ведьм, упырей, вурдалаков и прочих. В современной детской субкультуре различают также и сказки-страшилки. По-видимому, здесь мы имеем дело с опытом детской самотерапии: многократно моделируя и проживая тревожную ситуацию в сказке, дети освобождаются от напряжения и приобретают новые способы реагирования. Для повышения стрессоустойчивости и «отыгрывания» напряжения полезно использовать рассказывание страшилок в группе детей (старше 7 лет) и подростков. При этом обычно вводятся два правила: рассказывать историю нужно «страшным» голосом, протягивая гласные, «растягивая» интонацию; конец страшилки должен быть обязательно неожиданным и смешным;
- Волшебные сказки. Наиболее увлекательные сказки для тех, кому 6–7 лет. Благодаря волшебным сказкам в бессознательное человека поступает «концентрат» жизненной мудрости и информации о духовном развитии человека [2,c.176].
Обычно работа со сказками начинается с ее анализа, обсуждения. Когда сказочные смыслы будут проработаны и связаны с реальными жизненными ситуациями, можно использовать и другие формы работы со сказками: изготовление кукол, драматизацию, рисование, песочную терапию.
3.Авторские художественные сказки хороши для проработки внутренних переживаний пациента, поскольку здесь важны его личностные проекции;
4.Дидактические сказки. В форме дидактических сказок обычно даются учебные задания;
- 5.Сказки психокоррекционные
6.Психотерапевтические сказки раскрывают глубинный смысл сказочных событий, они не всегда однозначны, не всегда имеют счастливый конец, но они глубоки, поучительны и проникновенны. Многие психотерапевтические сказки посвящены поистине философским вопросам - проблемам жизни и смерти, любви, отношению к утратам и приобретениям, - они жизненны. Именно поэтому эти сказки помогают там, где иные психологические способы бессильны.
Из опыта работы.
Я использую сказкотерапию на внеурочной деятельности. Занятия включали не просто слушание сказок, но и их инсценирование с беседой, обсуждением отношений персонажей сказки в тех или иных ситуациях учения в школе.
Детям предлагалось рисовать по мотивам сказок. На занятиях создавалась атмосфера психологического комфорта, доброжелательности. Каждое занятие представляло собой ряд последовательных этапов: ритуал «входа» в сказку – коллективное упражнение, создающее настрой на совместную работу; повторение – дети вспоминали то, что делали в прошлый раз и какие выводы для себя сделали; сказка – ведущий рассказывал сказку; закрепление – с помощью игр, символических путешествий обучающиеся приобретали новый опыт; интеграция – связывали новый опыт с реальной жизнью; резюмирование – обобщали приобретенный опыт, подводили итоги занятия, подчеркивали значимость приобретенного опыта.
Все сказки были построены нами по определенному алгоритму. В первую очередь, подбирался герой, близкий детям по полу, возрасту, характеру. Потом описывалась жизнь героя в сказочной стране так, чтобы ребенок нашел сходство со своей жизнью. Далее, героя помещали в проблемную ситуацию (ситуацию выбора), похожую на реальную ситуацию ребенка, описывали его переживания. Герой начинал искать выход из создавшегося положения, он мог встречать существ, оказавшихся в такой же ситуации, смотреть, как они поступают, или фигуру мудрого наставника, объясняющего ему смысл происходящего.
Главная задача сказок: через сказочные события показать герою ситуацию с другой стороны, предложить альтернативные модели поведения. В конечном итоге, герой понимал свою неправоту и становится на путь изменений.
Краткое описание занятия.
Занятие 1.
1.Ритуал «входа» в сказку (создание настроения на совместную работу).
На входе в класс ставится большое зеркало. Дети подходят к нему, смотрятся в него и произносят волшебные слова: «В зеркале я отражусь, где захочу— там окажусь!», после чего оказываются в комнате, где будет происходить занятие. Ритуал повторяется в начале каждого занятия. Ритуал входа/выхода в сказку можно разнообразить и для этого удобно использовать картотеку волшебных предметов.
2.Правила поведения в сказке, которые пригодятся в жизни. Каждый ребёнок вспоминает по одному правилу.
3.Творческая разминка.
4.Приглашение в сказку и знакомство (чтение) со сказкой .
Активизирующие вопросы после прочтения:
Понравилась ли тебе сказка?
Как ты думаешь, о чём эта сказка?
Какие герои тебе больше всего понравились? Какие не понравились? Почему?
Как ты думаешь, почему герой поступил так-то? Что было бы, если бы он поступил подругому?
Что было бы, если бы в сказке были только хорошие герои?
Как ты понял для себя смысл этой сказки? О чём она? Мог ли быть у этой сказки другой конец? Если да, то в каком случае?
5.Ритуал выхода из сказки (обратный входу).
Каждый говорит «До свидания, сказка».
Список использованной литературы
1. Вачков И.В. Сказкотерапия. Развитие самосознания через психологическую сказку. – М.: Ось- 89, 2007. -144 с.
2. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Основы сказкотерапии.- СПб.: Речь, 2006. с.176
3.Ткач Р.М. Сказкотерапия детских проблем. СПб.: Речь; М.: Сфера, 2008. - 118 с.
4.Чех Е.В. Я сегодня злюсь. Расскажи мне сказку. – СПб.: Речь; М.: Сфера, 2009. – 144 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок как средство формирования позитивной мотивации в обучении младших школьников
доклад с презентацией...
"Пути формирования мотивации учения у младших школьников"
Актуальность исследования формирования мотивации в младшем школьном возрасте определяется тем, что именно в период обучения ребёнка в начальной школе, когда учебная деятельность является ведущей, важн...

Обобщение опыта работы по теме «Метод проектов как один из способов формирования положительной мотивации учения младших школьников».
Выступление сопровождается презентацией....

Интегрированный урок как средство формирования позитивной мотивации в обучении младших школьников
Интегрированный подход к обучению всё больше осознаётся как актуальная потребность современного образования, развивающегося по пути гуманизации...
Практические рекомендации по формированию положительной мотивации учения у младших школьников с задержкой психического развития
Первый год обучения важно рассматривать как самоценное звено не только начального, но и всего общего образования, как своего рода «пропедевтический» этап, который будет выполнять важное пр...

Моделирование при решении текстовых задач как метод формирования общеучебных универсальных действий у младших школьников на уроках математики
В рамках реализации ФГОС начального общего образования для достижения положительных результатов, создания условий для формирования общеучебных универсальных учебных действий у младших школьников...