ПРОГРАММА "ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ ПОНИМАНИЯ"
методическая разработка (1 класс) по теме
Психологический тренинг для адаптации первоклассников к школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_puteshestvie_v_stranu_ponimaniya.doc | 152.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Комитет общего и профессионального образования
Ленинградской области
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
ЛЕНИНГРАДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ А. С. ПУШКИНА
Факультет психологии и педагогики им. И.П.Иванова
Практика № 1
Агафонова Светлана Михайловна
ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ ПОНИМАНИЯ
Программа психологического тренинга по адаптации младших школьников к процессу школьного обучения
Научный руководитель:
Платонова С.М.
канд. пед. наук.
- 2008 -
Блок № 1. «Зачем человеку правила ?» - 4 ч
Блок № 2. «Услышь меня !» - 4 ч
Блок № 3. «Кажется, мы расшалились !» - 3 ч
Блок № 4. «Хорошо ли я общаюсь ?» - 5 ч
Блок № 5. «Пожалуйста, посмотрите на меня !» - 3 ч
Итого: 19 ч
Условия для проведения занятий
Занятия проводились 3 раза в неделю с 1 октября по 18 ноября 2008 г.
Дети – ученики 2 класса, проучившиеся весь первый класс в неблагопри-ятных для адаптации к процессу школьного обучения условиях; в среде дош-кольного учреждения.
В связи с капитальным ремонтом школы дети не имели возможности
заниматься в школе, привыкать к новым условиям школьной среды, поэто-му процесс адаптации к школе затянулся по техническим причинам.
В данный момент школа всё ещё находится в условиях капитального
ремонта, что усложняет процесс адаптации (посторонние раздражители: шу-
мы, стуки, неприятные запахи; нет условий для отдыха во время перемен).
Все эти проблемы приводят к трудностям для создания благоприятного эмоционального микроклимата.
Цели тренинга: развитие конструктивного взаимодействия в системе «учитель–ученик», изменение отношения детей к правилам поведения в школе, развитие рефлексивной позиции, внимательного отношения детей друг к другу.
Задачи тренинга:
- осознание и принятие правил поведения в школе, на уроке, по
отношению к различным людям;
- обучение навыкам конструктивного общения: развитие навыков
слушания собеседника, формирование конструктивного способа привлечения внимания, развитие уважения и интереса к личности другого человека, развитие рефлексивной позиции;
- формирование самоконтроля в процессе общения.
Условия проведения
Для проведения тренинга необходимо просторное помещение со стола-ми и стульями по количеству участников. Каждому ребёнку на первом заня-тии желательно выдать альбом, в котором бы выполнялись все индивидуаль-ные работы, записывались важные выводы после занятий. После каждого за-нятия альбомы забирает ведущий, а по окончании программы альбомы возв-ращаются детям.
Время проведения
Продолжительность каждого занятия – 45 минут. Всего занятий – 19, по 1 - 3 занятиям в неделю.
Структура занятий
Этапы:
- разминка, которая направлена на включение детей в тренинговый процесс;
- работа со сказкой, выполнение упражнений, нацеленных на введение детей в тематику занятия, на поиск путей решения заявленной проблемы;
-обсуждение после каждого упражнения, предполагающее отреагиро-вание упражнения на эмоциональном и рациональном уровнях;
- ритуал завершения занятия, целью которого является создание ком-фортного климата в коллективе, получение внимания каждым ребёнком.
Сказочный герой Трумбик – турист, который прибыл в незнакомую страну, и тоже, как дети, учится понимать и старается соблюдать законы этой страны. На своём примере он помогает детям осознать ответственность за свои поступки, учит понимать и принимать правила, которые необходимы для общения.
БЛОК № 1. «ЗАЧЕМ ЧЕЛОВЕКУ ПРАВИЛА?»
Цель: формирование положительного отношения к правилам поведе-ния в школе у младших школьников.
Задачи: дать представление детям о необходимости правил в различ-ных взаимоотношениях; побудить учащихся к изменению отношения к пра-вилам, устанавливаемым в школе, к дисциплинарным требованиям; разра-ботать структуру правил, которые способствовали бы конструктивному взаи-модействию между учениками и учителями.
Занятие № 1. «Кто и зачем должен соблюдать правила?»
Необходимые материалы: цветные карандаши, чистая бумага, прос-торное помещение со столами и стульями по количеству участников, запись музыки.
Метафора: «Правила – это поводья для лошади. Без поводьев лошадь идёт куда хочет. Так же и человек: без правил делает что хочет.
Занятие № 2. «Нужны ли нам правила?»
Необходимые материалы: цветные карандаши, чистая бумага, карточ-ки с написанными правилами, рисунки правил.
Метафора: «Человек без правил, как кипящее молоко, и молока нет, и вокруг всё грязное».
Занятие № 3. «Нужны ли нам правила?»
Необходимые материалы: карточки с написанными правилами, маски или фигурки животных для игры «Город без правил», корона.
Занятие № 4. «Наши правила»
Необходимые материалы: цветные карандаши, чистая бумага, разно-цветные листы для написания правил, значок для присяги.
Метафора: «Правила – как сосуд для воды. Если сосуда нет, то полу-чается только лужа, а сосуд придаёт форму воде».
БЛОК № 2. «УСЛЫШЬ МЕНЯ !»
Цель: мотивация детей на внимательное отношение к словам собеседника.
Задачи: понимание необходимости уметь слушать и слышать в процессе об-щения; изменение отношения к процессу слушания, обучение способам выс-лушивать друг друга, учителя, сдерживать эмоциональную реакцию на дейс-твия учителя, взрослого.
Занятие № 5. «Зачем людям уши?»
Необходимые материалы: цветные карандаши, чистая бумага, карточ-ки с названиями чувств и слогами.
Метафора: «Хороший собеседник – это хороший слушатель».
Занятие № 6. «Ой, что вы сказали?!»
Необходимые материалы: цветные карандаши, чистая бумага, карточ-ки со стихотворениями.
Метафора: «Что глухой не услышит, то сам придумает». От нашего собственного понимания и взглядов на мир меняется смысл высказывания.
Занятие № 7. «Алло, алло, я вас СЛЫШУ!»
Необходимые материалы: цветные карандаши, чистая бумага.
Метафора: «Говорить на одном языке». Одинаковое понимание даёт возможность взглянуть на мир с точки зрения собеседника.
Занятие № 8. «Алло, алло, я вас СЛЫШУ!»
Необходимые материалы: цветные карандаши, чистая бумага, инструк-ции к игре для каждого участника, квадратики жёлтого, синего и красного цвета, таблички с названиями команд.
БЛОК № 3. «КАЖЕТСЯ, МЫ РАСШАЛИЛИСЬ!»
Цель: развитие самоконтроля, рефлексивной позиции.
Задачи: помощь в осознании последствий неконтролируемых эмоций; изменение отношения к сиюминутному выражению эмоций; демонстрация важности умения сдерживать эмоции; разработка системы приёмов, позво-ляющей сдерживать эмоции.
Занятие № 9. «Держите себя в руках!»
Необходимые материалы: просторное помещение со столами и стуль-ями по количеству участников, цветные карандаши, чистая бумага, спокой-ная музыка, бланки для выполнения упражнения.
Метафора: «Эмоции – вулкан, который может в любую минуту извер-гнуться, и всё живое на его пути погибнет»
Занятие № 10. «Зачем нам быть сдержанными?»
Необходимые материалы: цветные карандаши, чистая бумага.
Метафора: «Эмоции – как воздушный шарик: если сильно надуть – он лопнет. Иногда в жизни надо останавливаться и перестать надуваться».
Занятие № 11. «Кто главнее: я или чувства?»
Материалы: цветные карандаши, чистая бумага, спокойная музыка, заполненные анкеты с предыдущего занятия.
Метафора: «Эмоции – как плёнка у варенья. Её съешь, на остальное уже сил нет. А может быть, там вкуснее?!»
БЛОК № 4. «ХОРОШО ЛИ Я ОБЩАЮСЬ»
Цель: научить детей понимать взаимосвязь их поведения с поведением других людей.
Задачи: показать взаимосвязь поведения людей в процессе общения, помочь осознать наличие у человека психологических границ и последствия их нарушения; изменить отношения к различным требованиям, идущим вра-зрез с твоими желаниями, заинтересовать изучением состояния другого чело-века; формировать умение вставать на позицию другого человека (развитие рефлексивной позиции); разработать систему приёмов, позволяющую стать хорошим собеседником (выслушивать другого человека, понимать его тре-бования, желания, чувства, уважать границы другого человека).
Занятие № 12. «Границы и пароли»
Необходимые материалы: цветные карандаши, чистая бумага.
Метафора: «Чтобы попасть в другое государство, нужно либо знать пароль, либо иметь загранпаспорт».
Занятие № 13. «Границы и пароли»
Необходимые материалы: цветные карандаши, чистая бумага, корона, повязка на глаза.
Занятие № 14. «Границы и пароли»
Необходимые материалы: цветные карандаши, чистая бумага, газеты, бланки для упражнения.
Занятие № 15. «Узнай меня!»
Необходимые материалы: цветные карандаши, чистая бумага.
Метафора: «Посадил семечко – получили цветок, посадили много зёрен – получили поле. Чем больше человек отдаёт, тем больше получает!».
Занятие № 16. «Узнай меня!»
Необходимые материалы: цветные карандаши, чистая бумага, конверты с приятными словами.
БЛОК № 5. «ПОЖАЛУЙСТА, ПОСМОТРИТЕ НА МЕНЯ!»
Цель: развитие у детей навыков конструктивного привлечения внима-ния.
Задачи: осознать различные варианты привлечения внимания, пока-зать необходимость внимания для человека; изменить отношение к деструк-тивным способам привлечения внимания, вызвать интерес к конструктив-ным способам привлечения внимания; разработать систему приёмов, позво-ляющих конструктивно привлекать внимание.
Занятие № 17. «Обратите на меня внимание!»
Необходимые материалы: цветные карандаши, чистая бумага.
Метафора: «Внимание человека – как солнышко для цветка. Но когда солнышка много, цветок засыхает. Иногда нужна и тень».
Занятие № 18. «Обратите на меня внимание!»
Необходимые материалы: цветные карандаши, чистая бумага, карточ-ки состояния, бланки для упражнения.
Метафора: «Внимание для человека – как вода: очень нужна, но иногда в ней можно утонуть».
Занятие № 19. «До свидания!»
Необходимые материалы: цветные карандаши, чистая бумага, сердеч-ки.
Вывод: Дети старались соблюдать, подчиняться правилам культурного общения, но не у всех это получалось. Практически все осознали роль вред-ных привычек, с которыми трудно жить и общаться, а также нелегко от них избавиться. Для этого нужно потрудиться – измениться самому, что требует больших усилий, терпения и времени. Сделали вывод, что всё зависит от них самих; от желания каждого слышать, чувствовать, понимать, уважать себя и других. Тогда легче, интереснее жить и общаться. Как плохо и трудно быть одному, поэтому нужно меньше обижаться, а больше радоваться и улыбать-ся; быть добрыми и внимательными.
Диагностика
После занятий были проведены исследования по определению особен-ностей самооценки ребёнка и реакций на неудачу и способов выхода из си-туаций, препятствующих деятельности или удовлетворению потребностей личности.
- Методика «Лесенка»
- Метод рисуночной фрустрации Розенцвейга
Методика «Лесенка»
Данная методика разработана В.Г.Щур и предназначена для выявления системы представлений ребёнка о том, как он оценивает себя сам, как, по его мнению, его оценивают другие люди и как соотносятся эти представления между собой.
Цель исследования: определить особенности самооценки ребёнка (как общего отношения к себе) и представлений ребёнка о том, как его оценивают другие люди.
Материал и оборудование: деревянная (или нарисованная) лесенка, фи-гурка человечка, лист бумаги, карандаш (ручка).
Экспериментальная группа
№ | Список | Я сам | Мама | Другие | Сред. зн. |
1 | Денис А. | 5 | 4 | 7 | 5,3 |
2 | Артем Б. | 9 | 8 | 5 | 7,3 |
3 | Эдуард Б. | 8 | 7 | 10 | 8,3 |
4 | Света И. | 5 | 5 | 4 | 4,7 |
5 | Полина К. | 5 | 6 | 4 | 5 |
6 | Татьяна Л. | 10 | 6 | 3 | 6,3 |
7 | Никита Н. | 10 | 6 | 5 | 7 |
8 | Дима И. | 6 | 4 | 3 | 4,3 |
9 | Леонид У. | 9 | 4 | 6 | 6,3 |
Как показали исследования, детям экспериментальной группы трудно адекватно оценивать себя: 4 человека завышают свою самооценку, 3 человека – занижают, а Денис А. и Эдуард Б. - находятся в пограничном положении.
С позиции мамы у всех, кроме Полины К. и Светы И., занижены результаты, что говорит о неблагополучной ситуации для развития личности, нет понима-ния в семье.
Необходима комплексная работа с семьёй для налаживания отношений, взаимопонимания, умения конструктивно разрешать конфликтные ситуации. Именно семья даёт образец для общения, закладывает моральные устои, ценности, учит оценивать себя и других.
Контрольная группа
№ | Список | Я сам | Мама | Другие | Сред. зн. |
1 | Юлия А. | 8 | 7 | 9 | 8 |
2 | Настя Г. | 5 | 4 | 3 | 4 |
3 | Юлия Г. | 5 | 4 | 6 | 5 |
4 | Роман Л. | 7 | 4 | 5 | 5,3 |
5 | Олег М. | 1 | 3 | 2 | 2 |
6 | Ваня П. | 4 | 3 | 7 | 4,7 |
7 | Валя Р. | 6 | 5 | 4 | 5 |
8 | Алина Р. | 5 | 7 | 3 | 5 |
9 | Саша Т. | 5 | 7 | 4 | 5,3 |
Дети контрольной группы тоже имеют проблемы по самооценке, здесь Олег М. явно занизил себя, отнёсся критично (в первом классе - наоборот – завышал). Ваня П. оценил себя строго с двух позиций (на это есть причина: появление младшей сестры), зато более объективно определил отношение к себе с позиции других. Остальные оценили себя более адекватно, но им труд-нее определять отношение к себе с других позиций, в основном - занижают. У многих нет понимания в семье; только Олег М., Алина Р. и Саша Т. чувст-вуют поддержку дома. Юлия А. и Юлия Г. – находятся в пограничном поло-жении.
Вывод: Формирование адекватной самооценки - важнейший фактор развития личности ребёнка. Самооценка как важнейший механизм регуляции поведения играет большую роль в овладении ребёнком учебной деятельнос-ти, в реализации его возможностей и способностей, в установлении дружес-ких отношений с одноклассниками. Поэтому необходим индивидуальный, личностно-ориентированный подход для формирования адекватной, относи-тельно устойчивой самооценки. А это процесс длительный и кропотливый, так как предполагает понимание, осознание ребёнком своей ответственности, собственной активности, уверенности в себе и своих способностях, преодоле-ние внутренних страхов, конфликтов; умение общаться. Поэтому крайне не-обходима поддержка семьи, близких для развития полноценной и свободной личности.
Метод рисуночной фрустрации Розенцвейга
Методика состоит из 24 схематичных контурных рисунков, на которых изображены два человека или более, занятые ещё незаконченным разгово-ром. Эти рисунки предъявляются испытуемому. Предполагается, что «отве-чая за другого», испытуемый легче. Достовернее изложит своё мнение и про-явит типичные для него реакции выхода из конфликтных ситуаций.
Эта методика проводилась совместно с психологом.
В соответствии с теорией Розенцвейга, полученные ответы оценивают-ся по двум критериям: по направлению и по типу реакции (агрессии).
E – экстрапунитивные – направлены на окружение, осуждается внеш-няя причина фрустрации, иногда разрешения ситуации требуют от другого лица.
I – интропунитивные – направлены на самого себя, с принятием вины или ответственности за исправление возникшей ситуации; не подлежит осуж-дению.
M – импунитивные – фрустрирующая ситуация рассматривается как нечто незначительное или неизбежное, преодолимое со временем, обвинение окружающих или самого себя отсутствует.
OD – «с фиксацией на препятствиия»
ED – «с фиксацией на самозащите»
NP – «с фиксацией на удовлетворение потребности»
Вычисляется GCR - коэффициент групповой конформности,т. е. уровень со-циальной адаптации.
Экспериментальная группа
E | I | M | OD | ED | NP | ||
Часто | 7 | 1 | 1 | 0 | 7 | 2 | |
Иногда | 1 | 0 | 8 | 3 | 1 | 5 | |
Редко | 1 | 8 | 0 | 6 | 1 | 2 |
Дети экпериментальной группы чаще всего реагируют на фрустрацион-ную ситуацию экстрапунитивно, т.е. обвиняют окружающих. Реже всего проявляют реакцию интропунитивную, т.е. обвиняют себя. Иногда – импуни-тивно, т. е. никого не обвиняют.
По типам реакции чаще проявляют себя «с фиксацией на самозащиту».
Во фрустрационной ситуации у детей реже преобладает «фиксация на пре-пятствия». Иногда - «с фиксацией на удовлетворение потребности».
Контрольная группа
E | I | M | OD | ED | NP | ||
Часто | 3 | 1 | 5 | 2 | 4 | 3 | |
Иногда | 5 | 2 | 2 | 0 | 3 | 6 | |
Редко | 1 | 6 | 2 | 7 | 2 | 0 |
Дети контрольной группы иногда реагируют на фрустрационную ситу-ацию экстрапунитивно, т.е. обвиняют окружающих. Реже проявляют реак-цию интропунитивную, т.е. обвиняют себя. Чаще – импунитивно, т. е. никого не обвиняют.
По типам реакции иногда и часто проявляют себя «с фиксацией на са-мозащиту», т. е. более адекватно реагируют на ситуацию, быстрее могут ко-нструктивно разрешить фрустрационную реакцию. Во фрустрационной ситу-ации у детей реже преобладает «фиксация на препятствия». Иногда - «с фик-сацией на удовлетворение потребности».
Уровень социальной адаптации
Высокий уровень – 100% - 54%
Средний уровень – 50% - 20%
Низкий уровень – 20% - 8%
Экспериментальная группа | |
1. Денис А. | 16,6% |
2. Артём Б. | 16,6% |
3. Эдик Б. | 24,9% |
4. Света И. | 41,6% |
5. Полина К. | 33,3% |
6. Таня Л. | 16,6% |
7. Никита Н. | 24,9% |
8. Дима Н. | 41,6% |
9. Лёня У. | 16,6% |
Контрольная группа | |
1. Юлия А. | 41,6% |
2. Настя Г. | 24,9% |
3. Юлия Г. | 24,9% |
4. Роман Л. | 41,6% |
5. Олег М. | 24,9% |
6. Ваня П. | 41,6% |
7. Валя Р. | 50% |
8. Алина Р. | 33,3% |
9. Саша Т. | 24,9% |
Вывод: исследование показало, что чем чаще дети реагируют на фрустраци-онную ситуацию экстрапунитивно, т.е. обвиняют окружающих, тем хуже их социальная адаптация. Поэтому необходимо работать над повышением само-оценки детей, тесно сотрудничая с семьёй; воспитывать качества личности, которые помогут им развивать умение конструктивно решать конфликтные ситуации. Учиться самоанализу и самооценке, умению контролировать свои эмоции - адекватно реагировать на происходящее. Так же важно осознание детьми культуры поведения; ведь дружелюбие, доброжелательность – ключ к пониманию, коммуникативности в общении; что приведёт к личностному роту и улучшению уровня социальной адаптации. Именно младший школь-ный возраст является периодом интенсивного складывания самооценки, что обусловлено включением ребёнка в новую общественно значимую и оцени-ваемую деятельность, существенным расширением круга общения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Шаг к пониманию...
Ангелочки с чёрными пёрышками...это наши дети...Откуда чёрный!?...
Особенности понимания детьми малых фольклорных форм
Моя работа как учителя с произведениями словесного фольклора оформилась в определенную систему. Сначала были определены задачи: свободно ориентироваться в жанрах детского фольклора; формировать устойч...
Уважение и понимание: основы терпимости (толерантности)
Классный час для начальной школы....
Сценарий родительского собрания-спектакля "Педагогика понимания"
Родительское собрание "Педагогика понимания", проводимое в 3 классе, направлено на формирование у детей и родителей чувства взаимопонимания и уважения. Проводится такое собрание совместно с детьми, бо...
Педагогика понимания
Творческая работа "Моя педагогическая философия"...
Методическая разработка "«Проектная деятельность младшего школьника как движение к пониманию своей уникальности»
Пполезен учителям начальных классов, воспитателям гпд. Метод поектов. Компетенции, формирующиеся у детей в процессе работы над проектом. Виды проектов....
Родительское собрание совместно с детьми "В стране Зазеркалье, или праздник Понимания".
Сценарий собрания содержит интересные сценки, песни, игры. Собрание направлено на сплочение родителей и детей, установление дружеских отношений....