Поговорим о толлерантности
презентация по теме
представлена презентация,которая знакомит с видами толлерантности, правила развития толлерантности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pogovorim_o_tolerantnosti_seminar.ppt | 1.94 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
"Теперь, когда мы научились летать по воздуху, как птицы, плавать под водой, как рыбы, нам не хватает только одного: научиться жить на земле, как люди." ( Б. Шоу ЛЮБОВЬ, ПРОЩЕНИЕ, ТЕРПЕНИЕ…
На рубеже ХУШ-Х1Х веков во Франции жил некто Талейран Перигор, князь Беневентский. Он отличился тем, что при разных правительствах (и при революционном, и при Наполеоне, и при короле Людовике XVII) оставался неизменно министром иностранных дел. Это был человек, талантливый во многих областях, но, несомненно, более всего - в умении учитывать настроения окружающих, уважительно к ним относиться, искать решение проблем способом, наименее ущемляющим интересы других людей. И при этом сохранять свои собственные принципы, стремиться к тому, чтобы управлять ситуацией, а не слепо подчиняться обстоятельствам. С именем этого человека связано понятие «ТОЛЕРАНТНОСТЬ». Князь Ш.М. Талейран - Перигор (1754-1838)
Что такое толерантность? толерантность П Р О Щ Е Н И Е Т Е Р П И М О С Т Ь У В А Ж Е Н И Е СОТРУДНИЧЕСТВО МИЛОСЕРДИЕ СОСТРАДАНИЕ ПРИНЯТИЕ П О Н И М А Н И Е
Определение слова «толерантность» на разных языках земного шара звучит по-разному: в испанском языке оно означает способность признавать отличные от своих собственных идеи или мнения; во французском - отношение, при котором допускается, что другие могут думать или действовать иначе, нежели ты сам; в английском - готовность быть терпимым, снисходительным; в китайском - позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным; в арабском - прощение, снисходительность, мягкость, милосердие, сострадание, благосклонность, терпение, расположенность к другим; в русском - способность терпеть что-то или кого-то (быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться с существованием чего-либо, кого-либо).
Естественная (натуральная) толерантность Она подразумевает любознательность и доверчивость, свойственные и изначально присущие маленькому ребенку. Они не определяются и не определяют качеств его «Я», поскольку процесс становления личности, т.е. ее персонализации еще не привел к расщеплению индивидуального и социального опыта, к существованию обособленных планов поведения и переживания и т.д. Наличие естественной толерантности позволяет малышу принимать родителей в любом виде, вплоть до крайне жестокого обращении с ним. В последнем случае она, с одной стороны, создает психологическую защищенность и позволяет сохранить позитивные отношения с семьей, но с другой – неизбежно невротизирует формирующуюся личность, снижая способность принятия себя, своего опыта, чувств и переживаний.
Моральная толерантность Этот тип означает терпимость, ассоциируемую с личностью (внешним «Я» человека). В той или иной мере она присуща большинству взрослых людей и проявляется в стремлении сдерживать свои эмоции, используя механизмы психологических защит. Здесь имеет место некая условность, т.к. человек не проявляет нетерпимость, которая у него имеется, но остается внутри. Ситуационной моделью сути такого отношения являются варианты типа «обстоятельства так складываются, что мне приходится вас терпеть, но…». Подобная схема, к сожалению, является основой современных реалий массовой культуры и семейного воспитания. И конфликт поколений тоже происходит из проявляемой его участниками квази-терпимости по отношению к ценностным установкам друг друга.
Нравственная толерантность В отличие от моральной , нравственная толерантность на языке специалистов предполагает принятие и доверие, которые ассоциируются с сущностью или «внутренним Я» человека. Она включает как уважение ценностей и смыслов, значимых для другого, так и осознание и принятие собственного внутреннего мира, своих собственных ценностей и смыслов, целей и желаний, переживаний и чувств. Это дает личности преимущество не бояться и выдерживать напряжения и конфликты, миновать которые никому по жизни не удается. Собственно, это и есть истинная, зрелая толерантность.
Психологические портреты, свойственные человеку толерантному (Т) и интолерантному (И). 1. Знание себя Т: Адекватно оценивает себя и окружающих. Способен относиться к себе критически, старается разобраться в своих проблемах, собственных достоинствах и недостатках. И: Замечает у себя преимущественно достоинства, а у других недостатки, по поводу которых занимает обвинительную позицию. 2. Защищенность Т: Уверен в себе, не сомневается, что справится с любой возникшей задачей. И: Опасается своего социального окружения и самого себя: во всем видит угрозу. 3. Ответственность Т: Не перекладывает ответственность на других, сам отвечает за свои поступки. И: Считает, что происходящие события от него не зависят, следовательно, снимает с себя ответственность за происходящее вокруг. Беспричинно подозревает, что ему вредят. 4. Потребность в определении Т: Стремится к работе, творчеству, самореализации. И: Склонен отодвигать себя на второй план («пусть кто-нибудь другой, только не я…»). 5. Чувство юмора Т: Живо реагирует на шутки, способен посмеяться и над собой. И: Апатично либо мрачно воспринимает юмор. Раздраженно реагирует даже на безобидные шутки в свой адрес. 6. Авторитаризм Т: Предпочитает демократические начала. И: Предпочитает жесткую власть.
ПРАВИЛА РАЗВИТИЯ ТОЛЕРАНТНОСТИ (по материалам ЮНЕСКО) 1. Безразличие к людям порождает соответствующее отношение с их стороны. Отношение окружающих к нам зависит только от нас самих. 2. Не буду искать «соринку в чужом глазу», а обращусь в себе, к своей ответственности за человечность своих поступков. 3. Права свои лучше начинать отстаивать тогда, когда хорошо понял и помнишь свои обязанности. 4. Насилием и силой можно подчинить себе другого, но это лишь иллюзия успеха. 5. Люди судят о нас не по нашим словам или намерениям, а по реальным делам. 6. Постоянно бояться ошибок, думать об ошибках (своих или чужих) вредно. Ошибки — наша обратная связь, которую предоставляет нам сама жизнь. Для того чтобы эта обратная связь была конструктивной, ошибку надо найти и исправить, думая больше о будущем, чем о прошлом. 7. Общаясь, вместо повелительного наклонения полезнее чаще употреблять сослагательное («Было бы хорошо сделать еще то-то», «Я был бы рад, если бы ты...»). 8. Полезно не допускать перерастания критики в элементарную ссору и не преследовать за критику — это избавит от ошибок и только укрепит авторитет. 9. Здоровый юмор скрашивает темные стороны нашей жизни и подбадривает других, вселяет в них веру. 10. Успешный человек хорошо взаимодействует с людьми и тем самым оказывает на них положительное влияние. Уважайте людей, не унижайте их достоинства
Как душа дает телу необходимую жизненную энергию, так и учитель дает ученикам энергию для усвоения ценностей и понимания сути взаимоотношений. Обучение миру и толерантности зависит от наличия атмосферы толерантности и сотрудничества в классе. А такая атмосфера создается толерантными и миролюбивыми учителями.
И это тоже влияет на межличностные отношения: негативное влияние хмурость, взгляд из-под полуприкрытых век, враждебный взгляд, пристальный, вызывающий замешательство взгляд, насмешки, скрещенные на груди руки; поза «руки в боки», взгляд, направленный в сторону во время ответа ученика. позитивное влияние улыбка, кивание, поднятые брови, подмигивание, внимательный взгляд, распахнутые руки, рукопожатие и аплодисменты;
Модель поведения в толерантном и интолерантном классах Толерантный класс Интолерантный класс Умение внимательно слушать и слышать Перебивание, неумение слушать Стремление разобраться, расспрашивание Игнорирование Совет, предложение Отстранение Похвала, согласие Обзывание Подбадривание Обвинение, упреки Благожелательность Осуждение, критика Утешение Морализирование, проповедь Уважение Угрозы Эмпатия Предостережение, предупреждение Поддержка Приказ, указание
ИГРА. Игра создаёт возможность естественного вхождения ребёнка в ситуацию нравственного содержания, позволяет одновременно активизировать нравственное сознание, чувства, поведение детей, способствует активному самовыражению школьника, «проживанию» в игровом образе и приобретению им определённого нравственного опыта, созданию ценностных отношений в коллективе в процессе взаимодействия. Существует целый ряд игр, позволяющих создать ситуацию приобретения учениками определенного эмоционального опыта.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание "Поговорим о наркомании"
Материалы помогут учителю обратить внимание родителей на возможные причины употребления наркотических средств младшими школьниками. ...
Буклет "Поговорим о наркомании"
Буклет приготовлен как памятка для родителей....
Презентация по окружающему миру "Поговорим о болезнях"
На уроке говорим о болезнях и их профилактике....
Классный час "Что значит быть толлерантным?».
знакомство учащихся с общечеловеческими ценностями; воспитывать доброжелательность, ум...
Статья "Формирование толлерантного поведения младших школьников в соответствии ФГОС второго поколения"
В рамках объявленного Президентом РФ Года Российской истороии проводятся III краевые педагогические чтения имени Я.М. Неверова, посвященные 1150-летию образования Российской государствености.Направлен...
Беседа о международном дне толлерантности.
Беседа о толлерантности....
Воспитание толлерантности через фольклор.
Одним из средств развития не только речи, но и толлерантности у детей является устное народное творчество, вмещающий широкий спектр знаний. Фольклор составляет часть ситемы культуры, которая в целом в...