Развитие мотрики у первоклассников
план-конспект урока (1 класс) по теме

Развитие моторики руки Упражнения

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvitie_motoriki_u_detey.doc77.5 КБ

Предварительный просмотр:

В. А. Сухомлинский: «Истоки способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев, от них идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли!»

Тема: Развитие произвольной сферы зрительно-моторной координации.

 Как показывает практика, современные дети, приходящие в школу имеют низкий уровень развития произвольной сферы, мелкой и крупной моторики. Это очень ярко проявляется в неумении детей сознательно подчинять свои действия правилу, обобщению, определяющему способ действия; в неумении слушать говорящего и точно выполнять задания в устной форме; в неумении начертить прямую линию, написать ее по образцу, вырезать по контуру из бумаги, аккуратно клеить, рисовать. Нередко оказывается, что у детей не сформирована координация и точность движений и как следствие ребенок не может «приспособиться» к процессу учебы.

Ребенку в процессе учебы необходимо постоянно ориентироваться на заданную систему требований, самостоятельно выполнять требуемое задание по зрительному образцу и предлагаемое в устной форме. В процессе овладения учебными навыками, прежде всего письмом, развитие моторики и координации движений пальцев рук играет важную ролью. Оно является важнейшим психомоторным навыком, успешное становление которого опирается на согласованное взаимодействие всех уровней движений, как правило, уже достигших необходимого развития к началу младшего школьного возраста. Проблема повышения эффективности комплексной медико-психолого-педагогической работы по развитию мелкой моторики и координации движений пальцев рук детей не теряет своей актуальности. Замечательный педагог В. А. Сухомлинский писал, что истоки способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев, от них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда (ручкой, карандашом...), тем сложнее движения необходимые для этого взаимодействия, тем ярче творческая стихия детского разума, чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее. Необходимость развития активных движений пальцев рук получила научное обоснование. Ученые, занимающиеся изучением деятельности детского мозга, психики детей отмечают большое стимулирующее значение функции руки. Сотрудники Института физиологии детей и подростков АНН установили, что уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Известный исследователь детской речи М. М. Кольцова пишет: "Движения пальцев рук исторически, в ходе развития человечества оказались тесно связанными с речевой функцией". Первой формой общения первобытных людей были жесты, особенно велика здесь была роль руки. Именно руки дали возможность развивать путем жестов тот первичный язык, с помощью которого проходило общение первобытных людей. Развитие функции руки и речи шло параллельно. Примерно таков же ход развития речи ребенка. Сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов. Все последующее совершенствование речевых реакций стоит в прямой зависимости от степени тренировки движений пальцев рук. Рекомендуется стимулировать речевое развитие детей путем тренировки движений пальцев рук, а это в свою очередь подготовка руки ребенка к письму. Письмо - это сложный навык, включающий выполнение тонких координированных движений руки. Техника письма требует слаженной работы мелких мышц кисти и всей руки, также хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного внимания. Подготовка к письму является одним из самых сложных этапов подготовки ребенка к систематическому обучению.

Учитывая важность проблемы по развитию мелкой моторики, ставятся следующие цели и задачи, и предлагается комплекс коррекции этой проблемы:

  1. Формировать графические навыки, подготовить руку ребенка к овладению письмом:
  1. развивать мелкую моторику пальцев, кистей рук;
  2. развивать точность и координацию движений руки и глаза, гибкость рук, ритмичность.
  1. Совершенствовать движения рук, развивая психические процессы:
  1. произвольное внимание;
  2. логическое мышление;
  3. зрительное и слуховое восприятие;
  4. память, речь детей;
  5. умение действовать по словесным инструкциям, соразмеряя индивидуальный темп выполнения с заданным, и умение самостоятельно продолжать выполнение поставленной задачи, контроль за собственными действиями.

Комплекс мер по развитию мелкой моторики:  (обеспечивает возможность саморазвития ребенка, который из всех предложенных ему мероприятий выбирает ту деятельность, которая отвечает его склонностям)

1)Пальчиковый игротренинг":

Игры с пальчиками, пальчиковые игры со скороговорками, пальчиковые игры со стихами, физкультминутки, пальчиковая гимнастика, пальчиковый алфавит, пальчиковый театр, театр теней.

2)Использование элементов ТРИЗ в развитии мелкой моторики:

Рисование красками различными способами: кистью, пальцем, свечей, зубной щеткой; лепка с использованием природного материала: семян яблок, дыни, арбуза, кабачков, гороха, камешков, ракушек и т.д. аппликация (мозаичная, обрыванием, из палочек), конструирование из бумаги - оригами.

3) Ручной труд в развитии мелкой моторики: шитье, вышивание, макраме, плетение, нанизывание бус из бумаги, семян, рябины, бисера и т.д.

4) Развитие графической моторики: рисование по трафаретам; рисование по фигурным линейкам, штриховка.

 1)Игры с пальчиками:. Пальчиковые игры это культурное наследие немецкого народа, история существования их исчисляется столетиями. Они увлекательны, способствуют развитию речи, творческой деятельности, вырабатывают ловкость, умение управлять своими движениями, активизируют моторику руки.

Пять да пять - родные братцы,

Так все вместе и родятся.

Если вскапываешь грядку,

Держат все одну лопатку.

Не скучают, а играют

Вместе все в одни игрушки.

А зимою, всей гурьбою

Дружно прячутся в теплушки.

Вот такие "пять да пять",

Угадайте, как их звать?

                         (Пальцы)

-Да, дети, это пальцы.  - А почему вы догадались?  - Почему пальцы "родными братьями" называют?  - У всех пальцев каждой из рук "мама" - это кисть.  - Любите ли вы играть с пальчиками?  - Покажите пальчики правой (левой) руки.  - Попросите братьев правой и левой руки поздороваться.  - Дети, кто из вас знает как этот (показываю большой) палец называется?  - Как вы думаете, почему он так называется, большим?  - А давайте спрячем большой палец и попробуем что-либо сделать рукой без него.  - Возьмите со стола карандаш), ти делают попытку взять карандаш).  - Представьте, что это не карандаш, а ложка, приготовьтесь к еде.  - Видите, как трудно работать братьям без большого пальца, без него трудно писать, рисовать, играть. Люди так и назвали этот пальчик, потому, что он главный - большой.

-И еще 4 братца. Идут они навстречу старшему:

-Здравствуй, большак!

-Здорово Васька - указка! Мишка-середка! Гришка - сиротка! Да Крошка - Тимошка!

-Пальчики и называются: указательный, средний, безымянный, мизинец.

В гости к пальчику большому

Приходили прямо к дому

Указательный и средний,

Безымянный и последний.

Сам мизинчик, малышок

Постучался о порог.

Вместе пальчики друзья

Друг без друга им нельзя.

-Пять братьев: годами равные, ростом разные, кто такие?  - Что же могут наши пальчики? (держать карандаш, красиво рисовать, писать, строить из конструктора, лепить из глины и пластилина, шить, вышивать...)
- Наши пальчики могут все, значит они волшебные.

Правая и левая водят поезда,

Правая и левая строят города,

Правая и левая могут шить и штопать,

Правая и левая могут громко хлопать.

За окошком ходит ночь,

Руки так устали...

Правая и левая спят на одеяле.

                       О.Дриз.

Дети изображают из пальцев предметы, птиц, животных. Все фигуры с небольшим стихотворным сопровождением. Например:


Бабушка очки надела
И внучонка разглядела
Большой палец правой и левой руки
вместе с остальными образуют колечко

Дом стоит с трубой и крышей,
На балкон гулять я вышел.
Ладони направлены под углом, кончики пальцев соприкасаются; средний палец правой руки поднят вверх, кончики мизинцев касаются друг друга, выполняя прямую линию (труба, балкон).

Пальчиковые игры со стихами способствуют развитию мелкой моторики, а так же речи, памяти, внимания, мимики детей и учат общению. В группе имеется подбор интересных стихотворений, к которым легко подобрать нужные и полезные для детей движения. Например: "День рождения".

На свой день рожденья позвал я ребят.
Пять маленьких свечек на торте горят (пальцы руки подняты и разведены палец).
Я дунул, сумел погасить лишь одну (загибаем большой палец).
Осталось четыре, я снова подул, погасла одна (загибаем указательный палец).
А три свечки горят, одну я задул (загибаем средний палец).
Гаснуть две не хотят, но вот мне одну погасить удалось (загибаем безымянный палец).
Осталась одна, постараться пришлось.
На пятую дул я опять и опять.
Погасла! Ура! (загибаем мизинец).
Мне исполнилось пять!

Оптимальный вариант развития мелкой моторики - использование физкультминуток. Физкультминутка, как элемент двигательной, активности предлагается детям для переключения на другой вид деятельности, Например: Ак - ак - ак, вырос в поле мак, Ук - ук - ук, вот ползет паук.
Убегаем от паука домой, а там висит "Замок" (упражнение для развития мелкой моторики).

Игры с буквами. Выложить из природного материала буквы (семян яблок, арбуза, кедровых орешков, т.п.) из камешков, пуговиц, сделать из бумаги, путем обрывания, из ниток, из пальчиков (пальчиковый алфавит), вылеплять из пластилина (алфавитное печенье). Это ли не развитие моторики?

Пальчиковый театр. Для развития ручной умелости, а так же детского творчества, артистизма у детей, используются различные виды инсценирования. Спектакли игры, напоминающие театральные представления требуют кропотливой совместной работы детей и взрослых. Сделали пальчиковый театр, персонажами которого показываем небольшие игры - инсценировки, проведенные в форме диалога: "Две лягушки", "Девочка и медведь", сказки "Колобок", "Теремок", "Репка". Соответствующими движениями кисти или пальцами руки дети имитируют движение персонажей: наклоны и повороты головы, разнообразные движения туловища и рук куклы.

Театр теней. В театре теней особенно четко просматривается контуры персонажей, характер их поведения, движения. Оборудование простое: стена или экран и настольная лампа (источник света). У инсценировок с помощью пальчикового театра, театра теней, (где действуют пальцы и руки) большие возможности для развития ручной ловкости, движений кисти и пальцев рук, умелости, точности, выразительности движений и развития речи.

2) Рисование, лепка, аппликация, конструирование, разные виды ручного труда - это эффективные пути, используемые для подготовки руки ребенка к письму.

Сказка про "Пальчики". "Жили-были на свете Пальчики, они скучали, потому что им приходилось рисовать Кисточкой. Однажды Кисточка сказала Пальчикам:
- Я уезжаю в отпуск, поработайте за меня, пожалуйста.
Пальчики так обрадовались, что прямо захлопали от восторга. Кисточка попрощалась и уехала, а Пальчики принялись за работу. Когда она вернулась и вошла в группу, она замерла: сочные, оранжево - красные кисти рябины, освещенные солнцем. Вот что она увидела.

Нежно и ласково она погладила своими ворсинками уставшие Пальчики.
- "Отдыхайте... Впереди новый день".

Дети с огромным желанием рисовали пальчиками "Кисти рябины", "Виноград", "Смородину", и т.д.

Занятия по лепке с использованием природного материала - составление узоров камешками, семенами растений, фруктов и т. д. Это кропотливый, интересный труд, который развивает внимание, совершенствует сенсомоторику - согласованность в работе глаза и руки, координации движений, их точность. Развитию мелкой моторики помогает выполнение детьми размашистых, уверенных движений, не отрывая руки от листа бумаги. Это упражнение для отработки движений кисти, слева направо и справа налево.

        

"Мы учимся письму. Для чего? И почему? Из крючков, из крючочков, из кружков из кружочков. Сможем буквы написать. Если будем мы стараться, будут буквы, получатся." "Восьмерки" - упражнение для отработки движений пальцев, кисти руки, предплечья.

"Петельки" - упражнение для отработки движений пальцев, кисти руки, предплечья. "Клубочки" - упражнение для отработки вращательных движений кисти и пальцев по часовой и против часовой стрелки. Сматывание и разматывание клубочков.

Бумага - доступный для ребенка и универсальный материал, широко применяю не только для рисования, но в аппликации и конструирования. Мозаичная аппликация. Работа начинается с простого рисунка, который выкладывается разными геометрическими формами (треугольник, круг, квадрат...). Это лисичка, жираф, белочка, птица, кот (к году кота), до сложного: звери-спорт, дед Мороз, Снегурочка, до сказок: " Два жадных медвежонка", "Лиса и заяц". Аппликация обрыванием из палочек так же способствует развитию мелкой моторики.

Оригами - древнее искусство создания разного рода фигур из бумаги, оно пришло из Китая, откуда Япония черпала неисчислимые богатства. В настоящее время приобретает все большую популярность среди педагогов и психологов. И это не случайно. Развивающий потенциал оригами очень высок.. Притягательная сила этого искусства в способности будить детское воображение, память, пространственное мышление, развивать мелкую моторику пальцев, оживлять плоский и немой лист бумаги, за считанные минуты, превращать его в цветы, животных, птиц, поражающих правдоподобием своих форм и замысловатостью силуэтов. Тематика оригами очень разнообразна, идет от простого к сложному. Например: бабочка, пчелка, зайчик, цветы, лодка с парусом, рыбка, лебедь. Игрушки - забавы, например: прыгающий лягушонок и до целой сказки "Четыре брата", "Про отважную собаку"... При работе с ножницами, клеем дети учатся правильно пользоваться материалами, инструментами, приобретают немало практических навыков и умений, развивают мелкую моторику пальцев и координацию движения руки.

Плетение - один из старинных способов крепления деталей для получения изделий. Дело в том, что процесс плетения очень увлекателен, он способствует развитию у детей произвольного внимания, наблюдательности, памяти, сообразительности, чувства ритма, способствует развитию глазомера и координации движения пальцев. Помимо сказанного плетение оказывает влияние на воспитание аккуратности, терпения, настойчивости, стремлению преодолевать трудности, доводить начатое дело до конца, постепенно контролируя свои действия, т.е. всех тех качеств необходимых ребенку для обучения в школе. Материалом для плетения могут быть береста, нитки лыка, прутья ивы, солома, шпон, а так же бумага, тонкий картон, ткань, тесьма, лента и др.

Развитию мелкой моторики способствуют различные виды труда, шитье, вышивание. Точность и ловкость движения пальцев приобретаются детьми в увлекательном занятии "Сделай бусы". Разрезаются прямоугольные листы бумаги на треугольные, каждый из них скручивается в виде бусинки, конец приклеивается. Готовые бусинки нанизываются на нитку. Так же делаем и "рябиновые" бусы, "яблочные", бусы из бисера. Вся эта работа требует сенсорно - двигательной координации, аккуратности, настойчивости, качеств необходимых для письма.

Большое значение для "постановки руки" имеет развитие графической моторики. Особое место здесь занимает штриховка, обведение по трафарету фигур или предметов, с использованием простого и цветного карандаша. Трафареты на разную тематику: овощи, фрукты, посуда, одежда, животные и т.д. Для штрихования используются книжки для раскрашивания. Также используются различные задания представленные в приложении.

Есть известное педагогическое правило: хочешь, что бы ребенок чему-то научился, обеспечь ему первый успех.. Если ученик почувствует успех, то будет стараться еще больше, как гласит пословица "Верная указка - не кулак, а ласка".


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект доклада и презентация "Развитие фонематического слуха первоклассников"

Меня, педагога с 31 летним стажем, всегда волновал вопрос: как у первоклассников развивить фонематический слух с первых дней школы, чтобы в дальнейшем письмо было без ошибок, пропусков. Орфографическа...

Программа по развитию речи будущих первоклассников

В программе даны пояснительная записка, цели и задачи, содержание работы, количество часов, календарно-тематическое планирование занятий с дошкольниками в "Школе раннего развития" при подготовке детей...

Программа по развитию речи будущих первоклассников

В программе даны пояснительная записка, цели и задачи, содержание работы, количество часов, календарно-тематическое планирование занятий с дошкольниками в "Школе раннего развития" при подготовке детей...

Развитие речи будущего первоклассника. Игры для развития лексики, грамматического строя речи, на внимание.

В работе по приемственности детский сад- школа всегда встаёт вопрос о подготовке будущих первоклассников к школьному обучению. Одной из проблемм как раз и является развитие речи детей. Доклад содержит...

Родительское собрание на тему «РАЗВИТИЕ И ЗДОРОВЬЕ ПЕРВОКЛАССНИКА»

Врачи, физиологи, психологи хорошо изучили особенности развития семилетнего ребенка и имеют достаточно полное представление о том, какой он, сегодняшний первоклассник. Давайте рассмотрим физичес...

Родительское собрание на тему «Развитие и здоровье первоклассника»

Цель: формирование у родителей устойчивой мотивации по сохранению и укреплению своего здоровья и здоровья своей семьи, своих детей.Форма проведения: собрание-диалог....

Рекомендации психолога по развитию внимания будущих первоклассников

Уровень развития внимания во многом определяет успешность обучения ребёнка в школе.Лишь к  началу обучения в школе у ребёнка постепенно формируется произвольное внимание. Оно развивается ин...