Выявление одарённости у детей.
тест (1 класс) по теме

Тесты на определение одаренности

 

    Тест-вопросник, определяющий одаренность и направленность школьника к той или иной области деятельности


      Отвечая на вопросы, записывайте ответы: утвердительные, «да» — 1 очко; отрицательные, «нет» — 0 очков. Затем складывайте все очки. По шкале результатов узнаете, одарен ли Ваш ребенок.

  1. Случается ли ребенку находить необычное применение какому-либо предмету?
  2. Меняет ли он свои интересы, наклонности?
  3. Любит ли рисовать воображаемые предметы?
  4. Любит ли рисовать абстрактные картинки?
  5. Любит ли фантастические истории?
  6. Сочиняет ли рассказы или стихи?
  7. Любит ли рисовать затейливые фигуры из бумаги?
  8. Сделал ли когда-нибудь то, чего не знал, или то, чего не существует?
  9. Бывает ли у него желание что-то переделать на свой вкус?
  10. Боится ли темноты?
  11. Изобрел ли когда-нибудь новое слово?
  12. Считал ли это слово понятным без разъяснений?
  13. Пробовал ли переставлять мебель по своему разумению?
  14. Был ли удачен этот замысел?
  15. Использовал ли когда-нибудь вещь не по ее назначению?
  16. Мог ли ваш ребенок, будучи совсем маленьким, отгадывать назначение разных предметов?
  17. Предпочитает ли в выборе одежды свой вкус вашему?
  18. Есть ли у него собственный мир, недоступный окружающим?
  19. Ищет ли объяснения тому, чего еще не понимает?
  20. Часто ли просит объяснить окружающие его явления?
  21. Любит ли читать книжки без иллюстраций?
  22. Изображает ли какие-либо персонажи во время сюжетных игр?
  23. Помнит ли и рассказывает ли свои сны, делится ли пережитыми впечатлениями?


    Шкала результатов:
  От 20 до 23 очков — ваш ребенок очень сообразительный, способен иметь собственную точку зрения на окружающее.
  От 15 до 19 очков — ваш ребенок не всегда обнаруживает свои способности, он находчив и сообразителен, лишь когда в чем-то заинтересован.
  От 9 до 14 очков — большая сообразительность, достаточная для многих областей знаний, где необязателен собственный взгляд на вещи. Однако для занятий творческой деятельностью многого не хватает.
  От 4 до 8 очков — ваш ребенок проявляет творческое мышление лишь при достижении важной для него цели, он более склонен к практической деятельности.
  Менее 4 очков — вашему ребенку не хватает сообразительности, но он может достичь успеха как хороший исполнитель.

Тест-опросник, выявляющий способность к творчеству (креативность)

Оцените своего ребенка по семи пунктам. Каждый пункт оценивается по шкале, содержащей пять градаций: 1 — никогда, 2 — редко, 3 — иногда, 4 — часто, 5 — постоянно. Мой ребенок способен:

  1. Выдвигать и выражать большое количество различных идей (беглость).
  2. Предлагать различные виды, типы, категории идей (гибкость).
  3. Предлагать дополнительные идеи, детали, версии или решения (находчивость, изобретательность).
  4. Проявлять воображение, чувство юмора (нестандартность).
  5. Демонстрировать неожиданные, оригинальные, но полезные варианты решения какой-либо проблемы (оригинальность).
  6. Воздержаться от принятия первой пришедшей в голову, типичной, общепринятой позиции, выдвигать различные идеи и выбрать лучшую (независимость).
  7. Проявлять уверенность в своем решении, несмотря на возникшие затруднения, брать на себя ответственность за нестандартную позицию (уверенный стиль поведения, самостоятельность).


    Подсчитайте общее количество баллов по семи пунктам:
    35-28 баллов — высокий уровень креативности; 27-17 — средний; 16-0 — низкий.


Не относитесь слишком серьезно к полученным результатам, так как жизнь вносит свои  коррективы и ребенок еще может измениться.

Особенности работы учителей с одарёнными детьми

1. Стремление к совершенству. Для одарённых детей характерна внутренняя потребность совершенства. Они не успокаиваются , не достигнув высшего уровня . Свойство это проявляется весьма рано.
2.Ощущение неудовлетворённости. Такое отношение к самим себе связано с характерным для одарённых детей стремлением достичь совершенства во всём ,чем они занимаются. Они очень критически относятся к собственным достижениям, часто не удовлетворены , отсюда – ощущение собственной неадекватности и низкая самооценка.
3. Нереалистические цели . Одарённые дети часто ставят перед собой завышенные цели. Не имея возможности  достичь их они начинают переживать. С другой стороны, стремление к совершенству и есть та сила, которая приводит к высоким достижениям.
4. Сверхчувствительность . Поскольку одарённые дети более восприимчивы к сенсорным стимулам и лучше понимают отношения и связи ,они склонны к критическому отношению не только к себе, но и к окружающим, они более уязвимы, часто воспринимают слова или невербальные сигналы как не приятия себя окружающими. В результате такой ребёнок нередко считается гиперактивным и отвлекающимся, поскольку постоянно реагирует  на  разного рода раздражители и стимулы.
5. Потребность во внимании взрослых . В силу природной любознательности и стремления к познанию дети нередко монополизируют внимание учителей, это вызывает трения в отношениях с другими детьми, которых раздражает жажда такого внимания.
6. Нетерпимость – Одарённые дети нередко с недостаточной терпимостью относятся к детям , стоящим ниже их в интеллектуальном развитии. Они могут отталкивать окружающих замечаниями, выражающими презрение и нетерпение.
7. Несоответствие между физическим, интеллектуальным и социальным развитием – Одарённые дети часто предпочитают общаться и играть с детьми старшего возраста. Из-за этого им порой трудно становиться лидерами, так как они порой уступают последним в физическом развитии.

Одарёнными называют людей, имеющих хорошие задатки к развитию способностей, необходимых для соответствующего вида деятельности. Но быть одарённым не значит быть способным, так как человек легко может освоить любой вид деятельности и добиться в нём успехов. Существуют разные по своей направленности, по содержанию деятельности или условиям развития, виды умственной одарённости. Каждый из них имеет свою специфику и динамику развития.

Одарённость - это врождённая способность человека к успешному освоению некоторой, достаточно сложной деятельности.

Увидеть одаренного ребенка очень сложно. По сей день не разработан единый диагностический инструментарий для выявления детей, относящихся к категории «одаренных». Часто выявление одаренных учащихся носит формальный характер, не основывается на достоверных психолого-педагогических исследованиях, в лучшем случае используется метод наблюдения. Об одаренности ребенка зачастую педагоги судят по успеваемости школьника.

Очень важно уметь вовремя ее определить и дать возможность раскрыться в полной мере.
Одаренность, талант, гениальность проявляются в личности как яркие   индивидуально-неповторимые   творческие,   интеллектуаль¬ные, эмоциональные,  физические способности  в той или  иной области человеческой деятельности.

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблема выявления одарённых детей.

В статье говорится о важности  создания благоприятной психологической обстановки для одарённых детей....

Способы выявления одарённых детей в начальных классах (из опыта работы)

В данной статье я описываю о способах выявления одарённых детей....

Методические рекомендации по выявлению одарённых детей

В данном материале приведена система методик и тестов, применение которых позволит как можно раньше выявить одарённых детей из общей массы и вести планомерную работу по развитию их одарённости...

Методы выявления одарённости у детей младшего школьного возраста

Данный методический материал позволит учителям начальных классов выявить одарённых детей при помощи разнообразных методик...

Выступление на ШМО по теме:"Работа с одарёнными детьми. Выявление одарённых детей."

Одним из основных направлений национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» стало развитие системы поддержки одаренных и талантливых детей....

Педагогическая статья "СПОСОБЫ ВЫЯВЛЕНИЯ ОДАРЁННЫХ ДЕТЕЙ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ"

В статье раскрывается понятие "детская одарённость", а также рассматриваются возможные способы выявления и развития способностей младших школьников....

Способы выявления одарённых детей в начальной школе

Своевременное выявление одарённых детей в начальной школе помогает в работе на с детьми на ранних этапах....