Выявление одарённости у детей.
тест (1 класс) по теме
Тесты на определение одаренности
Тест-вопросник, определяющий одаренность и направленность школьника к той или иной области деятельности
Отвечая на вопросы, записывайте ответы: утвердительные, «да» — 1 очко; отрицательные, «нет» — 0 очков. Затем складывайте все очки. По шкале результатов узнаете, одарен ли Ваш ребенок.
- Случается ли ребенку находить необычное применение какому-либо предмету?
- Меняет ли он свои интересы, наклонности?
- Любит ли рисовать воображаемые предметы?
- Любит ли рисовать абстрактные картинки?
- Любит ли фантастические истории?
- Сочиняет ли рассказы или стихи?
- Любит ли рисовать затейливые фигуры из бумаги?
- Сделал ли когда-нибудь то, чего не знал, или то, чего не существует?
- Бывает ли у него желание что-то переделать на свой вкус?
- Боится ли темноты?
- Изобрел ли когда-нибудь новое слово?
- Считал ли это слово понятным без разъяснений?
- Пробовал ли переставлять мебель по своему разумению?
- Был ли удачен этот замысел?
- Использовал ли когда-нибудь вещь не по ее назначению?
- Мог ли ваш ребенок, будучи совсем маленьким, отгадывать назначение разных предметов?
- Предпочитает ли в выборе одежды свой вкус вашему?
- Есть ли у него собственный мир, недоступный окружающим?
- Ищет ли объяснения тому, чего еще не понимает?
- Часто ли просит объяснить окружающие его явления?
- Любит ли читать книжки без иллюстраций?
- Изображает ли какие-либо персонажи во время сюжетных игр?
- Помнит ли и рассказывает ли свои сны, делится ли пережитыми впечатлениями?
Шкала результатов:
От 20 до 23 очков — ваш ребенок очень сообразительный, способен иметь собственную точку зрения на окружающее.
От 15 до 19 очков — ваш ребенок не всегда обнаруживает свои способности, он находчив и сообразителен, лишь когда в чем-то заинтересован.
От 9 до 14 очков — большая сообразительность, достаточная для многих областей знаний, где необязателен собственный взгляд на вещи. Однако для занятий творческой деятельностью многого не хватает.
От 4 до 8 очков — ваш ребенок проявляет творческое мышление лишь при достижении важной для него цели, он более склонен к практической деятельности.
Менее 4 очков — вашему ребенку не хватает сообразительности, но он может достичь успеха как хороший исполнитель.
Тест-опросник, выявляющий способность к творчеству (креативность)
Оцените своего ребенка по семи пунктам. Каждый пункт оценивается по шкале, содержащей пять градаций: 1 — никогда, 2 — редко, 3 — иногда, 4 — часто, 5 — постоянно. Мой ребенок способен:
- Выдвигать и выражать большое количество различных идей (беглость).
- Предлагать различные виды, типы, категории идей (гибкость).
- Предлагать дополнительные идеи, детали, версии или решения (находчивость, изобретательность).
- Проявлять воображение, чувство юмора (нестандартность).
- Демонстрировать неожиданные, оригинальные, но полезные варианты решения какой-либо проблемы (оригинальность).
- Воздержаться от принятия первой пришедшей в голову, типичной, общепринятой позиции, выдвигать различные идеи и выбрать лучшую (независимость).
- Проявлять уверенность в своем решении, несмотря на возникшие затруднения, брать на себя ответственность за нестандартную позицию (уверенный стиль поведения, самостоятельность).
Подсчитайте общее количество баллов по семи пунктам:
35-28 баллов — высокий уровень креативности; 27-17 — средний; 16-0 — низкий.
Не относитесь слишком серьезно к полученным результатам, так как жизнь вносит свои коррективы и ребенок еще может измениться.
Особенности работы учителей с одарёнными детьми
1. Стремление к совершенству. Для одарённых детей характерна внутренняя потребность совершенства. Они не успокаиваются , не достигнув высшего уровня . Свойство это проявляется весьма рано.
2.Ощущение неудовлетворённости. Такое отношение к самим себе связано с характерным для одарённых детей стремлением достичь совершенства во всём ,чем они занимаются. Они очень критически относятся к собственным достижениям, часто не удовлетворены , отсюда – ощущение собственной неадекватности и низкая самооценка.
3. Нереалистические цели . Одарённые дети часто ставят перед собой завышенные цели. Не имея возможности достичь их они начинают переживать. С другой стороны, стремление к совершенству и есть та сила, которая приводит к высоким достижениям.
4. Сверхчувствительность . Поскольку одарённые дети более восприимчивы к сенсорным стимулам и лучше понимают отношения и связи ,они склонны к критическому отношению не только к себе, но и к окружающим, они более уязвимы, часто воспринимают слова или невербальные сигналы как не приятия себя окружающими. В результате такой ребёнок нередко считается гиперактивным и отвлекающимся, поскольку постоянно реагирует на разного рода раздражители и стимулы.
5. Потребность во внимании взрослых . В силу природной любознательности и стремления к познанию дети нередко монополизируют внимание учителей, это вызывает трения в отношениях с другими детьми, которых раздражает жажда такого внимания.
6. Нетерпимость – Одарённые дети нередко с недостаточной терпимостью относятся к детям , стоящим ниже их в интеллектуальном развитии. Они могут отталкивать окружающих замечаниями, выражающими презрение и нетерпение.
7. Несоответствие между физическим, интеллектуальным и социальным развитием – Одарённые дети часто предпочитают общаться и играть с детьми старшего возраста. Из-за этого им порой трудно становиться лидерами, так как они порой уступают последним в физическом развитии.
Одарёнными называют людей, имеющих хорошие задатки к развитию способностей, необходимых для соответствующего вида деятельности. Но быть одарённым не значит быть способным, так как человек легко может освоить любой вид деятельности и добиться в нём успехов. Существуют разные по своей направленности, по содержанию деятельности или условиям развития, виды умственной одарённости. Каждый из них имеет свою специфику и динамику развития.
Одарённость - это врождённая способность человека к успешному освоению некоторой, достаточно сложной деятельности.
Увидеть одаренного ребенка очень сложно. По сей день не разработан единый диагностический инструментарий для выявления детей, относящихся к категории «одаренных». Часто выявление одаренных учащихся носит формальный характер, не основывается на достоверных психолого-педагогических исследованиях, в лучшем случае используется метод наблюдения. Об одаренности ребенка зачастую педагоги судят по успеваемости школьника.
Очень важно уметь вовремя ее определить и дать возможность раскрыться в полной мере.
Одаренность, талант, гениальность проявляются в личности как яркие индивидуально-неповторимые творческие, интеллектуаль¬ные, эмоциональные, физические способности в той или иной области человеческой деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проблема выявления одарённых детей.
В статье говорится о важности создания благоприятной психологической обстановки для одарённых детей....
Способы выявления одарённых детей в начальных классах (из опыта работы)
В данной статье я описываю о способах выявления одарённых детей....
Методические рекомендации по выявлению одарённых детей
В данном материале приведена система методик и тестов, применение которых позволит как можно раньше выявить одарённых детей из общей массы и вести планомерную работу по развитию их одарённости...
Методы выявления одарённости у детей младшего школьного возраста
Данный методический материал позволит учителям начальных классов выявить одарённых детей при помощи разнообразных методик...
Выступление на ШМО по теме:"Работа с одарёнными детьми. Выявление одарённых детей."
Одним из основных направлений национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» стало развитие системы поддержки одаренных и талантливых детей....
Педагогическая статья "СПОСОБЫ ВЫЯВЛЕНИЯ ОДАРЁННЫХ ДЕТЕЙ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ"
В статье раскрывается понятие "детская одарённость", а также рассматриваются возможные способы выявления и развития способностей младших школьников....
Способы выявления одарённых детей в начальной школе
Своевременное выявление одарённых детей в начальной школе помогает в работе на с детьми на ранних этапах....