Психокоррекция, как один из методов воздействия на детей c ДЦП
материал (2 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Психокоррекция, как один из методов воздействия на детей
с отклоняющимся поведением.
Для детей с церебральным параличом характерны расстройства эмоционально-волевой сферы. Волей принято считать сознательное и целенаправленное регулирование человеком своей деятельности. Что касается эмоций, то это реакция в виде субъективно окрашенного переживания индивида, отражающая значимость для него воздействующего раздражителя или результата собственного действия. Таким образом при нарушении эмоционально-волевой сферы у таких детей проявляются повышенная эмоциональная возбудимость, раздражительность, двигательная расторможенность либо заторможенность, застенчивость, робость, плаксивость, раздражительность и капризность. Также расстройства эмоционально-волевой сферы могут проявляться в нарушении поведения
в виде агрессии или, напротив, полного равнодушия, безразличия, безучастности.
Одним из видов работы современных психологов, направленной на преодоление нарушений поведения - это психокоррекция, которая является одним из способов психологического воздействия на развитие ребенка, с целью изменения свойств и качеств его личности.
Существует несколько видов психокоррекции:
- Музыкотерапия – метод, использующий музыку в качестве средства коррекции.
Специальные физиологические исследования выявили влияние музыки на различные системы человека. Музыка:
- изменяет деятельность сердечно-сосудистой системы,
-оказывает влияние на холестериновый обмен,
-способна устанавливать общее настроение,
- изменяет тонус мышц, моторную активность.
Музыка стимулирует физиологические процессы организма, происходящие ритмично как в двигательной, так и в вегетативной сфере, т.к. нервная система, а с ней и мускулатура обладают способностью усвоения ритма.
Музыкотерапия представляет собой коррекционно-направленную, активную музыкальную деятельность: воспроизведение, фантазирование, импровизация с помощью человеческого голоса и выбранных музыкальных инструментов. Дети активно выражают себя в музыке. Музыкотерапия может быть:
- индивидуальной (вокалотерапия)
- групповой (вокальный ансамбль, хор)
- в форме игры на музыкальных инструментах.
2. Психогимнастика – это курс специальных занятий, направленных на развитие и коррекцию различных сторон психики человека как познавательной, так и эмоционально-личностной сферы. Предполагает выражение переживаний, эмоциональных состояний и проблем с помощью движений, мимики, пантомимики; позволяет детям проявлять себя и общаться без помощи слов.
Задачи психогимнастических занятий:
- уменьшение напряжения участников группы;
- снятие страхов и запретов;
- развитие внимания;
- развитие чувствительности к собственной двигательной активности и активности других людей;
- сокращение эмоциональной дистанции между участниками группы;
- формирование способности выражать свои чувства, эмоциональные состояния, проблемы без слов и понимать невербальное поведение других людей.
Такие занятия показаны детям с чрезмерной утомляемостью, истощаемостью, непоседливостью, вспыльчивостью, замкнутостью, с неврозами, с нарушениями характера, с легкими ЗПР и другими нервно-психическими расстройствами.
3. Арт-терапия – это специальная форма психотерапии основанная на творческой деятельности. Ее цели:
- Дать социально-приемлемый выход агрессии и другим негативным проявлениям.
- Облегчить процесс лечения.
- Наладить отношения между психологом и ребенком.
- Проработать мысли и чувства, которые ребенок привык подавлять.
- Развить художественные способности и повысить самооценку ребенка.
К средствам арт-терапии относятся: резьба по дереву, чеканка, витражи, поделки из меха и ткани, плетение, шитье, выжигание и т.д.
4. Сказкатерапия – это метод, использующий сказочную форму для развития творческих способностей и для совершенствования отношений с окружающим миром.
Основные приемы работы со сказкой:
- Анализ сказок, т.е. интерпретация того, что стоит за каждой сказочной ситуацией ( после 5-и лет ).
- Рассказывание сказок ребенком или группой от 1-го и 3-го лица для развития воображения.
- Переписывание сказок, т.е. ребенку предлагается переписать и изменить конец.
- Разыгрывание сказок с помощью кукол.
- Сочинение сказок.
В сказках главный герой переживает изменения в личности, преодолевает препятствия и борется со страхами и поэтому они дают возможность человеку эмоционально подготовиться к кризисным ситуациям. Прослушивая страшные сказки, ребенок разряжает свои страхи и его эмоциональный мир становится более гибким.
5. Библиотерапия – это метод воздействия на ребенка с помощью специально подобранной литературы с целью нормализации его психического состояния.
Методика библиотерапии включает в себя :
- Самоподготовка психокорректора включает в себя подбор составление списка книг и ознакомление с ними.
- Ориентировка в возможностях библиотерапии и ее жанров, т.е. во время беседы выясняется, какие книги и каких авторов предпочитает ребенок.
- Составление списков.
- Выработка системы чтения, т.е. подбирается количество книг и жанры.
При этом необходимо учитывать:
1.Степень доступности изложения.
2.Степень похожести ребенка на героя.
3.Ситуация, описанная в книге, должна быть максимально сходна с ситуацией ребенка.
6. Игротерапия – это метод психологического динамического воздействия на детей с использованием игры.
Функции игротерапии:
- ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ – заключается в уточнении характера нарушений и особенностей общения ребенка с внешним миром, в игре ребенок демонстрирует на сенсомоторном уровне то, что он когда-либо испытал.
- ТЕРАПЕВТИЧЕСКАЯ – состоит в предоставлении ребенку возможности выразить себя, отреагировать на напряжения и страхи. Для ребенка важен процесс игры, а не результат.
- ОБУЧАЮЩАЯ – игра организуется спонтанно, а научение происходит незаметно, в процессе игры.
- Куклотерапия – это метод, при котором в качестве основного приема коррекционного воздействия используется кукла. Метод основан на идентификации ребенка с любимым сказочным персонажем, героем мультфильма. Куклотерапия позволяет снизить нервнопсихическое напряжение, объединить интересы родителей и ребенка. Используются для профилактики девиантного поведения. Выделяются следующие виды кукол:
- Куклы-марионетки. Работа с куклой позволяет совершенствовать тонкую моторику руки и проявлять те эмоции, которые, по каким-то причинам, ребенок проявить не может. Процесс куклотерапии проходит в 2 этапа:
- Изготовление.
- Использование кукол для отреагирования эмоций.
Оживляя куклу, ребенок впервые ощущает ответственность за действия куклы.
- Пальчиковые куклы. Являются наиболее простым вариантом для изготовления. Изготавливаются из картонного цилиндра, размер подбирается по размеру пальца ребенка.
- Теневые куклы. Используются для работы над страхом. Играя с такой куклой, ребенок приобретает опыт управления своим страхом, тем самым избавляется от эмоционального напряжения. Со своей куклой – страхом ребенок может сделать все, что угодно (порвать, выбросить и т.д.). В этом терапевтическая сущность теневых кукол.
- Веревочные куклы. Данный вид кукол эффективен в работе с тревожными детьми. Для проработки проблем идентификации и для проблем общения.
- Плоскостные куклы. Представляют собой модель куклы, вырезанной из картона. Голова, руки и ноги свободно двигаются. Используются в работе с детьми с нарушенным образом '' Я ''.
- Перчаточные куклы. Традиционно используются для детских театров-спектаклей.
- Объемная кукла. Используется для ролевых игр. Таким образом, работая с куклой, ребенок видит, что каждое ее движение зависит от него самого. Он получает обратную связь, что помогает ему корректировать свое поведение, делая движения куклы более выразительными.
Благодаря куклотерапии:
- развивается речь детей,
- развивается моторная и эмоциональная адекватность,
- развиваются коммуникативные навыки,
- укрепляется союз с родителями.
Таким образом, целью психокоррекции является исправление нарушений психического развития, гармонизация формирующейся личности, а также профилактика нервно-психических расстройств и нарушений поведения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Коррекционно-развивающие игры – как один из методов обучения и воспитания детей с нарушением слуха.
Применение коррекционных игр на уроках у младших школьников I,II вида.Игра даёт возможность решать различные педагогические задачи в игровой форме, наиболее доступной и привлекательной для данной кате...
Дидактическая игра как один из методов обучения детей в коррекционной школе
В статье сказано о необходимости использования дидактических игр на уроках. Описаны задачи, тебования, виды дидактических игр, как проводить игру. Значение игры - у детей появляется интере...
Валяние из шерсти, как один из методов развития детей с ограниченными возможностями здоровья
Живопись шерстью - это особый способ выражения своих эмоций, настроения, создания собственного шедевра без использования кисточек, красок, карандашей или воды, методом послойного накладывания цветной ...
Ментальная арифметика как один из интерактивных методов обучения детей с ОВЗ
Презентация для учителей начальных классов, которые работают с детьми с ОВЗ и готовы использовать элементы ментальной арифметики как один из интерактивных методов...
Ментальная арифметика как один из интерактивных методов обучения детей с ОВЗ
Ментальная арифметика как один из интерактивных методов обучения детей с ОВЗ...
«Правополушарное рисование для детей с ОВЗ как один из методов коррекционно-развивающей работы по ФГОС»
Выступление на ШМО «Правополушарное рисование для детей с ОВЗ как один из методов коррекционно-развивающей работы по ФГОС»...
Доклад на родительское собрание на тему «Как помочь первокласснику с выполнением домашнего задания. Методы воздействия на ребенка, методы оказания помощи ребенку»
Родители, которые практически сразу предоставляют детям возможность проявлять полную самостоятельность в приготовлении уроков, так же не правы, как и те, которые чрезмерно опекают своего ребенка. Одни...