Психокоррекция, как один из методов воздействия на детей c ДЦП
материал (2 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Психокоррекция, как один из методов воздействия на детей
с отклоняющимся поведением.
Для детей с церебральным параличом характерны расстройства эмоционально-волевой сферы. Волей принято считать сознательное и целенаправленное регулирование человеком своей деятельности. Что касается эмоций, то это реакция в виде субъективно окрашенного переживания индивида, отражающая значимость для него воздействующего раздражителя или результата собственного действия. Таким образом при нарушении эмоционально-волевой сферы у таких детей проявляются повышенная эмоциональная возбудимость, раздражительность, двигательная расторможенность либо заторможенность, застенчивость, робость, плаксивость, раздражительность и капризность. Также расстройства эмоционально-волевой сферы могут проявляться в нарушении поведения
в виде агрессии или, напротив, полного равнодушия, безразличия, безучастности.
Одним из видов работы современных психологов, направленной на преодоление нарушений поведения - это психокоррекция, которая является одним из способов психологического воздействия на развитие ребенка, с целью изменения свойств и качеств его личности.
Существует несколько видов психокоррекции:
- Музыкотерапия – метод, использующий музыку в качестве средства коррекции.
Специальные физиологические исследования выявили влияние музыки на различные системы человека. Музыка:
- изменяет деятельность сердечно-сосудистой системы,
-оказывает влияние на холестериновый обмен,
-способна устанавливать общее настроение,
- изменяет тонус мышц, моторную активность.
Музыка стимулирует физиологические процессы организма, происходящие ритмично как в двигательной, так и в вегетативной сфере, т.к. нервная система, а с ней и мускулатура обладают способностью усвоения ритма.
Музыкотерапия представляет собой коррекционно-направленную, активную музыкальную деятельность: воспроизведение, фантазирование, импровизация с помощью человеческого голоса и выбранных музыкальных инструментов. Дети активно выражают себя в музыке. Музыкотерапия может быть:
- индивидуальной (вокалотерапия)
- групповой (вокальный ансамбль, хор)
- в форме игры на музыкальных инструментах.
2. Психогимнастика – это курс специальных занятий, направленных на развитие и коррекцию различных сторон психики человека как познавательной, так и эмоционально-личностной сферы. Предполагает выражение переживаний, эмоциональных состояний и проблем с помощью движений, мимики, пантомимики; позволяет детям проявлять себя и общаться без помощи слов.
Задачи психогимнастических занятий:
- уменьшение напряжения участников группы;
- снятие страхов и запретов;
- развитие внимания;
- развитие чувствительности к собственной двигательной активности и активности других людей;
- сокращение эмоциональной дистанции между участниками группы;
- формирование способности выражать свои чувства, эмоциональные состояния, проблемы без слов и понимать невербальное поведение других людей.
Такие занятия показаны детям с чрезмерной утомляемостью, истощаемостью, непоседливостью, вспыльчивостью, замкнутостью, с неврозами, с нарушениями характера, с легкими ЗПР и другими нервно-психическими расстройствами.
3. Арт-терапия – это специальная форма психотерапии основанная на творческой деятельности. Ее цели:
- Дать социально-приемлемый выход агрессии и другим негативным проявлениям.
- Облегчить процесс лечения.
- Наладить отношения между психологом и ребенком.
- Проработать мысли и чувства, которые ребенок привык подавлять.
- Развить художественные способности и повысить самооценку ребенка.
К средствам арт-терапии относятся: резьба по дереву, чеканка, витражи, поделки из меха и ткани, плетение, шитье, выжигание и т.д.
4. Сказкатерапия – это метод, использующий сказочную форму для развития творческих способностей и для совершенствования отношений с окружающим миром.
Основные приемы работы со сказкой:
- Анализ сказок, т.е. интерпретация того, что стоит за каждой сказочной ситуацией ( после 5-и лет ).
- Рассказывание сказок ребенком или группой от 1-го и 3-го лица для развития воображения.
- Переписывание сказок, т.е. ребенку предлагается переписать и изменить конец.
- Разыгрывание сказок с помощью кукол.
- Сочинение сказок.
В сказках главный герой переживает изменения в личности, преодолевает препятствия и борется со страхами и поэтому они дают возможность человеку эмоционально подготовиться к кризисным ситуациям. Прослушивая страшные сказки, ребенок разряжает свои страхи и его эмоциональный мир становится более гибким.
5. Библиотерапия – это метод воздействия на ребенка с помощью специально подобранной литературы с целью нормализации его психического состояния.
Методика библиотерапии включает в себя :
- Самоподготовка психокорректора включает в себя подбор составление списка книг и ознакомление с ними.
- Ориентировка в возможностях библиотерапии и ее жанров, т.е. во время беседы выясняется, какие книги и каких авторов предпочитает ребенок.
- Составление списков.
- Выработка системы чтения, т.е. подбирается количество книг и жанры.
При этом необходимо учитывать:
1.Степень доступности изложения.
2.Степень похожести ребенка на героя.
3.Ситуация, описанная в книге, должна быть максимально сходна с ситуацией ребенка.
6. Игротерапия – это метод психологического динамического воздействия на детей с использованием игры.
Функции игротерапии:
- ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ – заключается в уточнении характера нарушений и особенностей общения ребенка с внешним миром, в игре ребенок демонстрирует на сенсомоторном уровне то, что он когда-либо испытал.
- ТЕРАПЕВТИЧЕСКАЯ – состоит в предоставлении ребенку возможности выразить себя, отреагировать на напряжения и страхи. Для ребенка важен процесс игры, а не результат.
- ОБУЧАЮЩАЯ – игра организуется спонтанно, а научение происходит незаметно, в процессе игры.
- Куклотерапия – это метод, при котором в качестве основного приема коррекционного воздействия используется кукла. Метод основан на идентификации ребенка с любимым сказочным персонажем, героем мультфильма. Куклотерапия позволяет снизить нервнопсихическое напряжение, объединить интересы родителей и ребенка. Используются для профилактики девиантного поведения. Выделяются следующие виды кукол:
- Куклы-марионетки. Работа с куклой позволяет совершенствовать тонкую моторику руки и проявлять те эмоции, которые, по каким-то причинам, ребенок проявить не может. Процесс куклотерапии проходит в 2 этапа:
- Изготовление.
- Использование кукол для отреагирования эмоций.
Оживляя куклу, ребенок впервые ощущает ответственность за действия куклы.
- Пальчиковые куклы. Являются наиболее простым вариантом для изготовления. Изготавливаются из картонного цилиндра, размер подбирается по размеру пальца ребенка.
- Теневые куклы. Используются для работы над страхом. Играя с такой куклой, ребенок приобретает опыт управления своим страхом, тем самым избавляется от эмоционального напряжения. Со своей куклой – страхом ребенок может сделать все, что угодно (порвать, выбросить и т.д.). В этом терапевтическая сущность теневых кукол.
- Веревочные куклы. Данный вид кукол эффективен в работе с тревожными детьми. Для проработки проблем идентификации и для проблем общения.
- Плоскостные куклы. Представляют собой модель куклы, вырезанной из картона. Голова, руки и ноги свободно двигаются. Используются в работе с детьми с нарушенным образом '' Я ''.
- Перчаточные куклы. Традиционно используются для детских театров-спектаклей.
- Объемная кукла. Используется для ролевых игр. Таким образом, работая с куклой, ребенок видит, что каждое ее движение зависит от него самого. Он получает обратную связь, что помогает ему корректировать свое поведение, делая движения куклы более выразительными.
Благодаря куклотерапии:
- развивается речь детей,
- развивается моторная и эмоциональная адекватность,
- развиваются коммуникативные навыки,
- укрепляется союз с родителями.
Таким образом, целью психокоррекции является исправление нарушений психического развития, гармонизация формирующейся личности, а также профилактика нервно-психических расстройств и нарушений поведения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Коррекционно-развивающие игры – как один из методов обучения и воспитания детей с нарушением слуха.
Применение коррекционных игр на уроках у младших школьников I,II вида.Игра даёт возможность решать различные педагогические задачи в игровой форме, наиболее доступной и привлекательной для данной кате...
![](/sites/default/files/pictures/2013/05/20/picture-68352-1368996587.png)
Дидактическая игра как один из методов обучения детей в коррекционной школе
В статье сказано о необходимости использования дидактических игр на уроках. Описаны задачи, тебования, виды дидактических игр, как проводить игру. Значение игры - у детей появляется интере...
![](/sites/default/files/pictures/2017/05/14/picture-924430-1494746988.jpg)
Валяние из шерсти, как один из методов развития детей с ограниченными возможностями здоровья
Живопись шерстью - это особый способ выражения своих эмоций, настроения, создания собственного шедевра без использования кисточек, красок, карандашей или воды, методом послойного накладывания цветной ...
![](/sites/default/files/pictures/2014/09/28/picture-488640-1411915810.jpg)
Ментальная арифметика как один из интерактивных методов обучения детей с ОВЗ
Презентация для учителей начальных классов, которые работают с детьми с ОВЗ и готовы использовать элементы ментальной арифметики как один из интерактивных методов...
![](/sites/default/files/pictures/2014/09/28/picture-488640-1411915810.jpg)
Ментальная арифметика как один из интерактивных методов обучения детей с ОВЗ
Ментальная арифметика как один из интерактивных методов обучения детей с ОВЗ...
![](/sites/default/files/pictures/2014/10/30/picture-510926-1414683011.jpg)
«Правополушарное рисование для детей с ОВЗ как один из методов коррекционно-развивающей работы по ФГОС»
Выступление на ШМО «Правополушарное рисование для детей с ОВЗ как один из методов коррекционно-развивающей работы по ФГОС»...
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/15/picture-381369-1389767171.jpg)
Доклад на родительское собрание на тему «Как помочь первокласснику с выполнением домашнего задания. Методы воздействия на ребенка, методы оказания помощи ребенку»
Родители, которые практически сразу предоставляют детям возможность проявлять полную самостоятельность в приготовлении уроков, так же не правы, как и те, которые чрезмерно опекают своего ребенка. Одни...