Урок ОБЖ в 4 классе "Поведение детей в экстремальных ситуациях"
план-конспект урока по обж (4 класс)

Наталья Петровна Шестакова

Тема  «Поведение учащихся в Экстремальных  ситуациях»

 

Цель: повторить с учащимися правила поведения в экстремальных ситуациях; способствовать формированию серьезного отношения к собственной жизни и к безопасности других людей; побуждать учеников к выполнению необходимых правил безопасности дома , на улице, в транспорте ; развивать уверенность в себе , желание прийти на помощь людям.

 

Форма : игра - соревнование

Подготовительная работа :

Работа с детьми :

Объединить детей в 2 команды ;

Выбрать капитана команды, название ;

Подготовить презентации к темам.

 

Реквизит:

Сделать медаль «Служба спасения »

 Оформить карточки с заданиями для команд . О

формление класса :

 

Таблица с номерами телефонов служб :

 

101     - пожарная охрана

 

102     - милиция

 

103     - «Скорая помощь»

 

104     - газовая служба

 

112 - служба спасения (МЧС) .

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл o.b.zh_.docx30.47 КБ

Предварительный просмотр:

Урок в 4 классе

"Поведение учащихся в экстремальных ситуациях"

Составила:

классный руководитель 4 класса

Шестакова Наталья Петровна


Тема «Поведение учащихся в Экстремальных ситуациях»

Цель: повторить с учащимися правила поведения в экстремальных ситуациях; способствовать формированию серьезного отношения к собственной жизни и к безопасности других людей; побуждать учеников к выполнению необходимых правил безопасности дома , на улице, в транспорте ; развивать уверенность в себе , желание прийти на помощь людям.

Форма : игра - соревнование

Подготовительная работа :

Работа с детьми :

Объединить детей в 2 команды ;

Выбрать капитана команды, название ;

Подготовить презентации к темам.

Реквизит:

Сделать медаль «Служба спасения »

Оформить карточки с заданиями для команд . О

формление класса :

Таблица с номерами телефонов служб :

101 - пожарная охрана

102 - милиция

103 - «Скорая помощь»

104 - газовая служба

112 - служба спасения (МЧС)

План урока

Вступительное слово

Игра - соревнование «Экстремальная ситуация »


Домашние задание «Будем знакомы»

Первый тур - экстремальные ситуация дома .

Второй тур - экстремальные ситуации на улице.

Третий тур - первая помощь пострадавшим .

Презентация подготовленных фильмов учащихся .

III. Подведение итогов

Ход урока .

Вступительное слово.

В народе бытует поэтический афоризм - «Любить беспредельно жизнь и людей» - что это значит ?

(Любить беспредельно жизнь - это означает жить полнокровно ,отдаваясь любимому делу, увлечению , потому что считаю - жить - это не только существовать , но и созидать, творить , учить и учиться .

Любить беспредельно жизнь и людей - это означает видеть в людях добро, милосердие . А если этого нет в людях , то пытаться им подарить частицу своей любви , своей доброты , заботы .

Любить жизнь - это значит жить, значит гореть и зажигать других на отчаянные , но человеческие поступки . А для этого нужно обязательно любить и ценить не только свою жизнь , но и жизнь других людей.)

Каждое утро человек выходит из дома и попадает в огромный мир , в котором может произойти все что угодно , начиная от ушиба и заканчивая террористическим актом . Эти неприятности получили название «экстремальных ситуаций».

- Что означает экстремальный ? (значит трудный , сложный , опасный )

Правильно . экстремальные ситуации - значит сложные , трудные , опасные , неприятные ситуации , в которых может оказаться человек .

- Как же выживать в этом мире, как быстро и правильно принимать решения, куда обращаться за помощью ?


(Учащиеся отвечают , называя номера служб спасения ).

Сейчас в Украине появилась еще одна организация , которая всегда готова прийти на помощь . Это служба спасения ! Служба спасения - это организация , которая всегда готова бесплатно прийти на помощь любому человеку , попавшему в экстремальную ситуацию . В службе спасения работают смелые, благородные, сильные люди-спасатели

Но в первые минуты после происшествия каждый человек может сам стать для себя службой спасения. А если он сможет спасти себя, он сможет оказать помощь и другим людям. А значит, сможет стать спасателем.

Готовясь к сегодняшнему классному часу вы получили задания -подготовить презентацию об экстремальных ситуациях на основании информации с разных источников(в том числе и из Интернета).

Давайте выслушаем ребят, которые подготовили презентации.

Пожелания всем уч-ся:

1 .Быть внимательными.

2. Запоминать правила поведения в разных экстремальных ситуациях(вам они пригодятся во время турнира)

#1053;ачинают уч-ся Копытин А, Золотарев, Гончаров В,»Поведение в экстремальных ситуациях»

#1051;иповедская Карина, Постникова О, «Огонь ошибок не прощает»

#1052;олчанова Маргарита, Петухова Ю.»Наша безопасность».

Мы решили организовать в нашем классе Службу спасения. В нее должны войти самые опытные, знающие и умелые спасатели. Чтобы их выбрать, мы проведём сегодня соревнование «Экстремальные ситуации».

В соревновании принимают участие 2 команды спасателей.

Лучшая команда получит медаль и звание «Служба спасения 8-Б».

Каждая команда получает задание - какую-либо экстремальную ситуацию.

Задача команды - найти выход из этой ситуации и оказать помощь самим себе.

Каждое задание оценивается тем количеством баллов, сколько правильных ответов будет дано командой.

Судить наши соревнования будет группа экспертов в составе (представить экспертов).

После того как команда выполнит задание, эксперты задают по три «вредных» вопроса по этой ситуации. Каждый «вредный» вопрос, на который получен правильный ответ, приносит команде один бал.

Условия соревнований всем понятны?

II. Игра-соревнование

Итак, начинаем. I конкурс называется «Будем знакомы» (максимум балл-5)

Каждая команда должна была выбрать капитана , название команды и девиз. Это даст нам возможность убедиться в том, что участники команд сдружились, сплотились и готовы ринуться в бой.

(Выходят капитаны команд к столу экспертов, путем жеребьевки определяется порядок представления команд).Внимание, эксперты! Вы должны оценить подготовку команд к конкурсу.(5 балл.)

(После I конкурса команды прикрепляют на стол надпись с названием команды).

1)Команда «Победа» готова принять участие в игре-соревновании под названием « Экстремальная ситуация». Команда, наш девиз:

48,26

Руки есть и ноги есть

48, 25

значит надо побеждать!

Побеждать - наша судьба,

Победим вас как всегда.

2)Команда «Бригантина» готова принять участие в игре-соревновании под названием «Экстремальная ситуация». Команда, наш девиз:

Тот, кто с нами хочет плыть.

Ловким,смелым должен быть!

Если к вам придёт беда-

Знаем, как помочь всегда. Да!

#1055;ервый тур. Экстремальные ситуации, которые подстерегают нас дома. Приглашают капитанов команд к столу для получения заданий . Получив задания, капитаны называют их номера ведущему. Первой будет выступать команда, которая вытянула №1, вторая №2.

Задания получены. На подготовку ответа вам даётся 3 минуты.

( Включается медленная, спокойная музика, команды обдумывают ответы)

Ведущий: Минуты истекли. Команда,слушаем ваш ответ на вопрос

№1.

(Представитель команды зачитывает № 1 вопрос и даёт ответ, ему помогают другие члены команды).

Ведущий :Теперь слушаем «вредные» вопросы наших экспертов.

(Эксперты задают вопросы)

Ведущий: Слушаем ваш ответ на вопрос №2.

Ведущий: Теперь слушаем «вредные» вопросы наших экспертов. (Эксперты оценивают действия наших спасателей и оглашают результат).

Ведущий приглашает отвечать на вопросы 1 -го тура вторую команду.

(После их выступления эксперты оценивают действия команды спасателей (2) и оглашают результат).

2 тур-экстремальные ситуации на улице.

Ведущий: Начинаем 2 тур.

Экстремальные ситуации на улице. Приглашают капитанов получить задания 2 тура.

Ведущий: Итак, первой будет отвечать команда «...»

Три минуты на обсуждение-


и нужно действовать!

(Включается лёгкая, спокойная музыка. Учащиеся готовятся отвечать)

Ведущий:Вызываем на экстремальную ситуацию команду спасателей «...»

(Представитель команды отвечает на № 1 вопрос)

Ведущий:Теперь послушайте «вредные» вопросы экспертов.

Ведущий: Слушаем ваши ответы на №2.

Ведущий:Теперь «вредные» вопросы от экспертов.

(Эксперты оценивают действия наших спасателей и оглашают результат).

Ведущий приглашает отвечать на вопросы 2-го тура следующую команду.

(После их выступления эксперты оценивают действия команды и оглашают результат).

4. 3-ий тур. Первоя помощь пострадавшим.

Ведущий:Начинаем последний тур наших состязаний,Первая помощь пострадавшим. Капитаны ,получите задания.

(Капитаны получают задания)

Ведущий: Итак, первой будет отвечать команда « ...» второй «...».

Три минуты в вашем распоряжении!

(Музыка. Дети обдумывают ответы)

Ведущий: Время истекло. Пора оказывать помощь пострадавшим. «Команда спасателей» выезжает на вызов первой, (читают задание №1)

(Выходят представители команды, перечисляют и демонстрируют действия по оказанию первой помощи пострадавшему)

Ведущий: Даю слово для «вредных» вопросов экспертам.

Ведущий: Слушаем ваш ответ на вопрос №2.


Ведущий: Слово экспертам. Задавайте свои «вредные вопросы».

(После ответов эксперты оценивают действия спасателей и оглашают результат)

Ведущий вызывает представителей следующей команды отвечать на вопросы III тура.

(После их ответов эксперты оглашают результат)

III Подведение итогов игры - соревнования

Ведущий: Наше соревнование подходит к завершению. Я прошу экспертов подсчитать, сколько баллов набрала каждая команда, учитывая все задания.

А пока эксперты подсчитывают окончательный результат, я предлагаю вам узнать какая команда самая дружная. Для этого нужно выполнить несложное упражнение на сплочение. Я называю имя команды и читаю стихотворение. Последнее слово должны сказать все члены команды громко и хлопнуть в ладоши. Главное требование - это нужно сделать всем одновременно.

Если к вам придет беда.

Знаем, как помочь всегда

Да?

Да!

Раз, два!

Три, четыре!

Как здоровье сохранить.

Чтобы бодрым и веселым

Нам до старости прожить

Жить!

Ведущий: Молодцы! Обе команды оказались сплоченные и дружные. Давайте друг друга поздравим(хлопают в ладоши)


- Ну, а теперь результаты нашего соревнования. Слово экспертам.

Ведущий классный руководитель: Итак, сегодня у нас был трудный час -час экстремальных ситуаций. И лучше всех действовала в этих ситуациях команда ...

Эта команда получает медаль и звание - «Служба спасения ».

IV. подведение итогов (рефлексия)

Понравился ли вам наш сегодняшний классный час? Какие моменты?

-Понравилось чувствовать себя в команде.

-Понравилось чувствовать себя спасателем, благородным человеком.

-Думаю, что я смогу найти выход из трудной ситуации, укрепилась уверенность в себе.

V. Наши ученицы Натарова Настя и Панасюк Людмила подготовили презентацию «Правила пожарной безопасности» для детей младших классов в игровой стихотворной форме. Давайте посмотрим вместе.


Задания для I тура «Экстремальная ситуация дома»

№1 Вы находитесь в квартире на седьмом этаже. Родители на работе. Внезапно вы чувствуете резкий запах дыма и гари. Открыв входную дверь, вы видите, что весь подъезд объят пламенем, в дыму ни лифта, ни лестницы не видно. Ваши действия.

!Правильные ответы:

Позвонить по телефону #1074;ызвать пожарных.

Плотно закрыть входную дверь, и вентиляционные отверстия.

Набрать воды в ванную

Перейти в самую дальнюю комнату от входной двери

Приготовить фонарик или кусок цветной ткани, чтобы подавать сигналы

Если есть балкон, можно выйти на балкон и там ждать пожарных.

? «Вредные» вопросы:

Можно ли пользоваться лифтом? (нет)

Можно ли спускаться по водосточной трубе, связывать тряпки, веревки, чтобы выбраться с балкона? (нет)

Как следует передвигаться по задымленному помещению? (ползком или согнувшись)

№2 Декабрьский вечер. Вы пришли из школы домой и с порога

почувствовали сильный запах газа. Родителей дома нет.

Ваши действия.

!Правильные ответы:

Не зажигать спичек, свечей, зажигалок

Выключить газовые конфорки

Немедленно перекрыть газ

Выключить электроприборы

Открыть форточки

Если газ продолжает поступать, звоните от соседей в газовую службу по телефону 104.

? «Вредные» вопросы:

Можно ли самому пытаться ремонтировать газовую плиту: выкручивать конфорки, горелки и т.п.? (нельзя)

Можно ли проверять утечку газа. Поднеся спичку к конфорке? (нельзя, может прогреметь взрыв)


Задания для I тура «Экстремальная ситуация дома»

№ 1 Вы смотрите телевизор в своей квартире на 7 этаже. Бабушка дремлет в

соседней комнате. Внезапно телевизор взрывается и начинает сильно

дымиться, комната заполняется дымом.

Ваши действия

! Правильные ответы:

Выключить шнур от телевизора с розетки

Набросить на телевизор плотное покрывало, плед

Намочить платок и дышать через него

Плотно закрыть окна

Забрать бабушку и немедленно выйти из помещения, плотно прикрыв за собой дверь

Позвонить по телефону 101, вызвать пожарных

? «Вредные» вопросы:

Может быть, сначала нужно было вылить на горящий телевизор ведро воды? (нельзя тушить включенные электроприборы водой - будет удар тока) А если сразу телевизор будет охвачен сильным пламенем, нужно его закрывать одеялом и пытаться потушить пожар? (нет, нужно немедленно выйти и позвонить по телефону 101)

Если глаза разъедает дым, что делать? (закрыть глаза и передвигаться держась за стены)

№2 Войдя в одну из комнат квартиры, вы увидели, что много пара, а пол залит водой. Из одной батареи отопления бьёт струя горячей воды. Дома больше никого нет Ваши действия.

!Правильные ответы:

Сообщить об аварии взрослым или родителям

Позвонить в ремонтно-эксплуатационное управление и попросить прислать

слесаря-водопроводчика

Отключить электричество

Перекрыть воду

Обмотать место протечки тканью

Поставить в местах протечки ведра, тазы, убирать воду

? «Вредные» вопросы:

Нужно ли отключить газ (необязательно)

Если не знаешь телефон. Куда звонить, что делать? (спросить у соседей) Как будешь убирать воду с пола? (тряпками впитывать и выжимать в ведро)


• Задания для 2 тура «Экстремальные ситуации на улице»

№ 1 Вы с родителями пришли на футбольный матч. По окончанию на выходе возникли давка и суматоха, к тому же отключилось освещение, началась паника. Вас оттеснили от родителей, и вы потеряли их из виду. У вас упала на землю сумка. Ваши действия.

Правильные ответы:

1. Держаться в середине толпы и после прохода узких мест постараться выбраться из неё

2. Искать своих родителей после окончания сутолоки

3. Забыть о сумке, собраться, застегнуть одежду

4. Позвонить, сообщить о себе, что всё в порядке

5. Обратиться в милицию и заявить о том, что вы потерялись

«Вредные» вопросы:

1. Можно ли кричать, звать родителей? (нет, этим вы только усиливаете панику)

2. Нужно ли пытаться поднять сумку? (нет, могут затоптать)

3. Можно ли использовать столб, тумбу, памятник, чтобы прижавшись к ним, выбрать из толпы? (нет, толпа может натиском раздавить)

№ 2 Во время прогулки по улице на вас напала собака. У вас в руках клюшка и сумка с коньками. Ваши действия.

Правильные ответы:

1. Развернуться к собаке боком и громко отдать несколько команд: «Фу!», «Нельзя!», «Сидеть!», «Лежать!»

2. Не делать резких движений, позвать хозяина (если он находиться недалеко)

3. Если рядом никого нет, медленно уходить от собаки, не ускоряя движения и не поворачиваясь к ней спиной

4. Нельзя кричать, махать руками, бросать палки и камни, смотреть собаке в глаза

5. Если собака готовиться к прыжку(приседает), надо прижать подбородок к груди и выставить вперёд локти

6. В случае укуса необходимо обратиться в травмпункт

«Вредные» вопросы:

1. Можно ли замахнуться клюшкой и отогнать собаку? (нет)

2. Можно ли убежать от собаки? (нет)

3. Можно ли закричать на собаку, отгоняя её клюшкой, бросать в неё сумку? (нет)


• Задания для 2 тура «Экстремальные ситуации на улице»

№1. Во время прогулки по лесу в пожароопасный период (сухая погода и ветер) вы уловили запах дыма и определили, что попали в зону лесного пожара. Ваши действия.

Правильные ответы:

1. Определить направление ветра и распространение огня

2. Быстро выходить из зоны пожара навстречу ветру по возможности параллельно фронту распространения огня

3. Идти, пригибаясь к земле и не стараясь обогнать пожар

4. Если поблизости есть водоём, окунуться в него или смочить одежду, накрыть её голову и верхнюю часть тела

5. Выйдя из опасной зоны, сообщить о пожаре по телефону 101

Вредные вопросы:

1. Может быть, сначала нужно было позвонить и сообщить о пожаре? (да, если есть сигнал сети, и вы хорошо ориентируетесь на местности)

2. Если глаза разъедает дым, что делать? (прикрывать платком, одеждой, смоченной водой)

3. Можно ли взобраться на дерево и переждать пожар (нельзя, деревья сгорают от корней до верхушки )

№2. Во время отдыха на природе вас застала гроза. Ваши действия

Правильные ответы:

1. Отойти подальше от высоких предметов (отдельно растущих деревьев, вышек, опор)

2. Находясь на возвышении (холм, сопка, скала) спуститься вниз

3. Не укрываться в камнях и скалах

4. Постарайтесь разместиться на сухом месте (колода, пень) и убрать ноги с земли

5. Отойти подальше от воды (река, озеро, пруд)

«Вредные» вопросы:

1. Можно ли спрятаться под деревом во время грозы? (нет)

2. Можно ли укрыться в машине? (да)

3. Можно ли бегать, двигаться во время грозы? (нет)


1 Задания для III тура «Первая помощь пострадавшим»

№1 ваш друг во время игры в футбол упал и рассек ногу стеклом. Никаких медикаментов под рукой нет. Ваши действия.

! Правильные ответы:

1. Крепко прижать пальцем сосуд выше раны;

2. Наложить жгут на 3 - 5 см. выше раны;

3. Наложить давящую повязку на место кровотечения;

4. Максимально согнуть ногу;

5. Поднять ногу выше грудной клетки.

? «Вредные вопросы»:

1. Можно ли накладывать жгут на голую ногу? (Нет)

2. Какая трава останавливает кровотечение? (Подорожник)

3. Как узнать, когда из вены, а когда из артерии течет кровь? (Из вены кровь тёмная, а из артерии - алая)

№2 Вы решили развести костёр и сварить уху, но котелок с кипяпдей водой перевернулся и ваш друг обжёг руку. Ваши действия.

! Правильные ответы:

1. Положить на место ожога пакеты со льдом или холодной водой на 5 -10 мин;

2. Кожу вокруг ожога смазать спиртом, зелёнкой или марганцовкой;

3. Наложить стерильную повязку;

4. Можно дать пострадавшему обезболивающее лекарство;

5. Доставить пострадавшего в больницу самому, или вызвать скорую помощь по телефону 103.

? «Вредные вопросы»:

1. Можно ли удалять с места ожога повреждённую кожу, остатки одежды, грязи? (Нет)

2. Можно ли мазать место ожога спиртом, зелёнкой, йодом, жиром, порошками? (Нет)

3. Можно ли накладывать на место ожога тугую повязку? (Нет)


2 Задания для III тура «Первая помощь пострадавшим»

№1 вы лежали на диване, смотрели телевизор. И вдруг, у вас пошла кровь. Ваши действия.

! Правильные ответы:

1. Сесть, наклонив туловище вперед, слегка приподняв голову;

2. Положить на переносицу лёд;

3. Если не помогает, прижать крылья носа к перегородке на 5 - 10 мин.;

4. Если не помогает, вложить кусочек ваты, смоченный в растворе соли ( 1 ст.л. на 1 ст. воды);

5. Если не помогает, обратиться к врачу.

? «Вредные вопросы»:

1. Можно ли ложиться на спину, чтобы кровь отошла к горлу? (Нет)

2. Можно ли остановить кровотечение перекисью водорода? (Нет)

3. Можно ли после носового кровотечения пить горячий чай, кофе? (Нет)

№2 В саду вас укусила оса или пчела. Ваши действия.

! Правильные ответы:

1. Удалить жало пчелы из кожи, прижав его ногтями больших пальцев и стараясь не касаться сумочки с ядом, чтобы не выдавить его еще больше;

2. Приложить холодный компресс;

3. Лечь на спину так, чтобы ноги пострадавшего были выше головы;

4. Облегчить дыхание (расстегнуть пояс, ворот);

5. Укрыть одеялом;

6. Ни пить, не есть.

? «Вредные вопросы»:

1. Нужно ли удалять жало осы? (Нет, оса не оставляет жало)

2. А если оса укусила за язык? Это смешно? (Нет, это очень опасно, можно задохнуться)

3. Может быть, потеря сознания от укуса пчелы или осы? (Да, может быть и смертельный исход)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Экстремальные ситуации для человека в природной среде"

В данной презентации показаны фотографии экстремальных ситуации для человека: наводнения, снежные лавины, землетрясения и т.п....

презентация к уроку обж "Экстремальные ситуации для человека в природной среде"

Презентация составлена к уроку обж, целью которого является знакомство учащихся с влиянием на человека погодных условий, научить правильно действовать при сигнале "Внимание всем."...

Безопасность жизнедеятельности в экстремальных ситуациях (пожар, землетрясение, наводнение)

Ознакомление с ситуациями, которые можно назвать “чрезвычайными”, с действиями при чрезвычайных ситуациях....

Правила поведения в экстремальной ситуации.

Как вести себя в экстремальной ситуации....

Правила поведения учащихся в экстремальной ситуации

Как вести себя в экстремальной ситуации....

Конспект урока здоровья «Экстремальные ситуации. Модели поведения».

Вашему вниманию предлагается конспект занятия во 2 классе в рамках курса внеурочной деятельности "Урок здоровья". Занятие представлено в формате онлайн-презентации. Раздел: Поведение в экстр...