Рабочая программа по ОБЖ 2 - 4 класс
рабочая программа по обж
Рабочая программа составлена на основе: Адаптированной основной общеобразовательной программы образования. Обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальные нарушения) (вариант 1)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_2-4_obzh.docx | 38.24 КБ |
Предварительный просмотр:
«Рассмотрено» Руководитель МО ГОКУ «Специальная (коррекционная) школа-интернат № _______ Л.И. Шерстнева Протокол № от .20 | «Согласовано» Заместитель директора по УР_____________ _________ 20 г | «Утверждено» Директор ГОКУ «Специальная (коррекционная) школа-интернат № _______ __ 20г. |
Рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности для 2-4 классов Учитель Рабочая программа составлена на основе: Адаптированной основной общеобразовательной программы образования Обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальные нарушения) (вариант 1) 20/20 учебный год |
Рабочая программа по ОБЖ составлена на основе следующих нормативно-правовых документов:
- Закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012г..
- СанПиН 2.4.2.3286-15, утвержденным постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 10 июля 2015 года №26;
- Письмо службы по контролю и надзору в сфере образования Иркутской области от 15.04.2011 № 75-37-0541/11
Методическое письмо «О единых требованиях к устной и письменной речи учащихся вспомогательных школ» от 13 августа 1981 года №241-М//Сборник приказов и инструкций Министерства просвещения РСФСР. – 1982. - №4. – с.17 – 23
- Примерный учебный план образовательных организаций РФ, реализующих адаптированную основную общеобразовательную программу начального общего, основного общего образования для обучающихся с легкой умственной отсталостью.
- Адаптированная основная образовательная программа ГОКУ «Специальная (коррекционная) школа-интернат № 6 г. Нижнеудинска» на 2015/2024 учебный год.
Пояснительная записка.
Программа курса «Основы безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ) разработана на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования по основам безопасности жизнедеятельности и в соответствии с региональным учебным планом для образовательных учреждений Иркутской области, реализующих программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, на 2010 – 2011, 2011 – 2012 учебные годы, распоряжением министра образования Иркутской области от 21.09.2010 г. № 795-мр «О получении образования детьми с ограниченными возможностями здоровья». За основу данной программы взяты «Комплексная программа «Основы безопасности жизнедеятельности» 5 – 11 классы: учебное издание/ А.Т.Смирнов, Б.О.Хренников. – М.: Просвещение, 2009. И «Программно-методические материалы: Основы безопасности жизнедеятельности”/ Сост. Б.И Мишин. – 4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2007.
В современном мире опасные и чрезвычайные ситуации природного, техногенного и социального характера стали объективной реальностью в процессе жизнедеятельности каждого человека. Они несут угрозу его жизни и здоровью, наносят огромный ущерб окружающей природной среде и обществу. В настоящее время вопросы обеспечения безопасности стали одной из насущных потребностей каждого человека, общества и государства.
По мнению специалистов МЧС России, человеческий фактор в настоящее время является если не главным, то определяющим в деле обеспечения личной безопасности каждого человека и национальной безопасности России. При этом роль человека в обеспечении личной безопасности и национальной безопасности России постоянно возрастает.
Обстановка, складывающаяся в стране в области безопасности, настоятельно требует пересмотра системы подготовки подрастающего поколения россиян в области безопасности жизнедеятельности на основе комплексного подхода к формированию у них современного уровня культуры безопасности. Такой подход будет способствовать снижению отрицательного влияния человеческого фактора на безопасность жизнедеятельности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз, связанных с различными опасными и чрезвычайными ситуациями, в том числе с терроризмом, наркотизмом и военными угрозами.
Под культурой безопасности жизнедеятельности следует понимать способ организации деятельности человека, представленный в системе социальных норм, убеждений, ценностей, обеспечивающих сохранение его жизни, здоровья и целостности окружающего мира.
Формирование современного уровня культуры безопасности является общешкольной задачей, так как изучение всех школьных предметов вносит свой вклад в формирование современного уровня культуры безопасности, но при этом ключевая роль принадлежит предмету «Основы безопасности жизнедеятельности». В то же время предмет ОБЖ через собственную систему образовательных модулей реализует подготовку учащихся к безопасной жизнедеятельности в реальной окружающей среде — природной, техногенной и социальной.
При разработке содержания данной учебной программы принималась во внимание специфика содержания курса ОБЖ, которая заключается в следующем:
• учет основных закономерностей развития теории безопасности;
• интегративность (проблематика курса ОБЖ охватывает многие сферы человеческой деятельности и является результатом взаимодействия разнообразных систем, направленных на сохранение жизни человека и окружающей среды);
• направленность на формирование у учащихся современного уровня культуры безопасности жизнедеятельности для снижения отрицательного влияния человеческого фактора на безопасность личности, общества и государства.
При разработке структуры и содержания программы были учтены педагогические принципы организации учебно-воспитательного процесса в области безопасности жизнедеятельности, а именно:
• непрерывность обучения со 2 по 9 класс с использованием возможностей федерального и регионального компонентов базисного учебного плана;
• постепенное наращивание информационной и воспитательной нагрузки учащихся в области безопасности жизнедеятельности с учетом их возрастных особенностей и уровня подготовки по остальным школьным предметам в каждом классе, чтобы уровень культуры в области безопасности жизнедеятельности выпускников школы соответствовал принятому в Российской Федерации;
• обеспечение разделения учебной нагрузки между федеральным и региональным компонентами при условии, что федеральный уровень обеспечивает научно-теоретическую основу формирования единого образовательного пространства в области безопасности, а региональный уровень — повышение практической подготовки обучаемых к безопасному поведению с учетом региональных особенностей (это должно учитываться при разработке региональных учебных программ).
Изучение тематики данной учебной программы направлено на решение следующих задач:
- формирование у учащихся научных представлений о принципах и путях снижения фактора риска в деятельности человека и общества;
- выработку умений предвидеть опасные и чрезвычайные ситуации природного, техногенного и социального характера и адекватно противодействовать им;
- формирование у учащихся модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях, а также развитие способностей оценивать опасные ситуации, принимать решения и действовать безопасно с учетом своих возможностей.
Изучение тематики данной учебной программы направлено на достижение следующих целей:
усвоение знаний:
— об опасных и чрезвычайных ситуациях,
— о влиянии их последствий на безопасность личности, общества и государства,
— о государственной системе обеспечения защиты населения от чрезвычайных ситуаций,
— об организации подготовки населения к действиям в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций,
— о здоровом образе жизни,
— об оказании первой медицинской помощи при неотложных состояниях,
— о правах и обязанностях граждан в области безопасности жизнедеятельности;
— развитие личных, духовных и физических качеств, обеспечивающих безопасное поведение, в различных опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;
— формирование потребности соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять требования, предъявляемые к гражданину Российской Федерации в области безопасности жизнедеятельности;
— воспитание ответственного отношения к сохранению окружающей природной среды, к личному здоровью как индивидуальной и общественной ценности;
развитие умений:
— предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их появления, а также на основе анализа специальной информации, получаемой из различных источников,
— принимать обоснованные решения и вырабатывать план действий в конкретной опасной ситуации с учетом реально складывающейся обстановки и своих возможностей.
Структурные компоненты курса ОБЖ в учебной программе для 2—4 классов представлены в двух учебных модулях, которые охватывают весь минимум содержания, определенный для этого курса с учетом перспектив его развития. Каждый модуль содержит по два раздела и по шесть тем. При этом количество тем может варьироваться.
Модульная система построения учебной программы позволит преподавателю более рационально распределить учебный материал.
Модуль I (М-1). Основы безопасности личности, общества и государства.
Модуль обеспечивает формирование у обучаемых комплексной безопасности жизнедеятельности в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях. Модуль включает в себя два раздела.
Раздел I (Р-1). Основы комплексной безопасности (изучается со 2 по 4 класс).
Модуль II (М-II). Основы медицинских знаний и здорового образа жизни.
Решает задачи духовно-нравственного воспитания обучаемых, формирования у них индивидуальной системы здорового образа жизни, сохранения и укрепления здоровья, а также умений оказывать первую медицинскую помощь. Модуль включает в себя два раздела.
Раздел III (Р-III). Основы здорового образа жизни.
Раздел IV (Р-IV). Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи.
Общая характеристика учебного предмета.
Программа учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности», учитывает возможность получения знаний через практическую деятельность и способствует формированию у обучающихся умения безопасно использовать учебное оборудование, проводить исследования, анализировать полученные результаты, представлять и научно аргументировать полученные выводы. Курс «Основы безопасности жизнедеятельности» предназначен для воспитания личности безопасного типа, хорошо знакомой с современными проблемами безопасности жизни и жизнедеятельности человека, осознающей их исключительную важность, стремящейся решать эти проблемы, разумно сочетая личные интересы с интересами общества.
Содержание программы направлено на освоение учащимися знаний, умений и навыков на базовом уровне, что соответствует Образовательной программе школы.
Место курса в учебном плане
Настоящая программа по изучению учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» во 2 - 4 классах составлена на 35 часов в соответствии с учебным планом школы, рассчитана на 1 год обучения и является программой начального уровня обучения.
На изучение учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» во 2 - 4 классах отводится:
количество часов в год – 35;
количество часов в неделю – 1;
Для формирования оценки можно использовать пособие: Основы безопасности жизнедеятельности: сб. заданий для проведения экзамена в 9 кл. / науч. руководитель Г. С. Ковалева; под общ. ред. А. Т. Смирнова. — М.: Просвещение, 2006—2008.
Руководствуясь примерной программой и объемом часов, предусмотренных учебным планом, образовательные учреждения самостоятельно разрабатывают рабочие программы курса с учетом специфики обучения.
В рабочих программах возможны изменения и дополнения в отдельных темах и разделах с учетом местных условий, специфики обучения, учебно-материальной базы и квалификации преподавателей. При этом перечень и основное содержание модулей, разделов и тем желательно не изменять.
При реализации программы основное внимание необходимо обратить на выработку у обучающихся практических навыков поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях и бережного отношения к себе и окружающей среде.
Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета.
В результате изучения основ безопасности жизнедеятельности обучающийся должен знать:
- Потенциальные опасности природного, техногенного и социального характера, наиболее часто возникающие в повседневной жизни, их возможные последствия и правила личной безопасности;
- Основные виды активного отдыха в природных условиях и правила личной безопасности;
- Систему взглядов, принятых в Российской Федерации, по обеспечению безопасности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз;
- Наиболее часто возникающие чрезвычайные ситуации природного, техногенного и социального характера, их последствия и классификацию;
- Основные виды террористических актов, их цели и способы осуществления;
- Законодательную и нормативно-правовую базу Российской Федерации по организации борьбы с терроризмом;
- Правила поведения при угрозе террористического акта;
- Государственную политику противодействия наркотизму;
- Основные меры по профилактике наркомании.
Обучающие должны уметь:
- Предвидеть возникновение наиболее часто встречающихся опасных ситуаций по их характерным признакам;
- Принимать решения и грамотно действовать, обеспечивая личную безопасность при возникновении чрезвычайных ситуаций;
- Действовать при угрозе террористического акта, соблюдая правила личной безопасности;
- Пользоваться средствами личной и коллективной защиты;
- Оказывать первую медицинскую помощь при неотложных состояниях;
Обучающийся должен обладать компетенциями по использованию полученных знаний и умений в практической деятельности и в повседневной жизни для:
- обеспечения личной безопасности в различных опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;
- подготовки и участия в различных видах активного отдыха в природных условиях;
- оказания первой медицинской помощи пострадавшим;
- выработки убеждений и потребности в соблюдении норм здорового образа жизни.
Содержание учебного предмета.
2 класс
Р-I Основы комплексной безопасности
Условия безопасного поведения учащихся.
Окружающая среда что это? Взаимодействие человека с окружающей средой. Какие опасности могут возникнуть в повседневной жизни? Что нужно сообщить при вызове экстренных служб?
Современное жилище.
Современное жилище, его конструкция и особенности коммунально - бытового обеспечения. Чем оно опасно для человека? Виды опасных и вредных факторов современного жилища. Как правильно пользоваться электроприборами, газом, водой?
Огонь друг и враг человека.
Какую пользу приносит огонь человеку и какой вред может он причинить ему. Противопожарные меры, которые мы должны знать и как действовать при пожаре. Средства остановки огня. «План эвакуации». Средства защиты дыхания.
Природа.
Взаимодействие человека с природной средой. Правила поведения с природой и животными. Съедобные и несъедобные грибы, ягоды, плоды. Способы самоспасения, помощь терпящим бедствие на воде. Меры безопасности при обращении и уходе за животными. Если ты заблудился в лесу. Компас. Экология.
Правила поведения учащихся на улице. Дорожно - транспортный травматизм.
Повторение изученного в 1 классе о ПДД. Что такое ДТП? Места игр, катания на велосипедах, лыжах, роликах, коньках. Дорожные знаки «Пешеходный переход», «Дети», «Движение пешеходов запрещено». Разметка улиц. Ожидание общественного транспорта. Посадка и высадка пассажиров
P - IV Основы медицинских знаний и оказание
первой медицинской помощи
Основы здорового образа жизни.
Немного о ЗОЖ. Питание по времени. Переедание. Недоедание. Личная гигиена. Средства личной гигиены. Одежда. Сезонная одежда. Что если неправильно оделся?
Практические занятия
Ролевая игра «Позвони в экстренную службу». Конкурс рисунков на тему «Безопасная комната». Действия при возникновении пожара. Бизнес игра «Мы из Гринписа». Если заблудился в лесу.
4класс
Р – 1 Основы комплексной безопасности
Предупреждение бытового травматизма
Основные причины бытового травматизма среди детей: шалости (на балконах, чердаках и крышах, у открытых окон, катание по лестничным перилам, игры с огнем, «химические эксперименты» с карбидом, серой и пр., рогатки, самопалы, прикасание к неизолированным электрическим проводам, баловство в лифте, на стройплощадке и в местах ремонта дорог, коммуникаций, у открытых люков и др.).
Безопасность на воде
Меры безопасности при пользовании гребными лодками. Водоемы нашей местности, правила купания в них и меры безопасности. Основные и подручные средства спасения на воде.
Безопасность пешеходов
Виды транспортных средств. Любой движущийся транспорт — угроза безопасности человека. Интенсивность и скорость движения городского транспорта. Может ли машина (автобус, трамвай и т. д.) сразу остановиться? Тормозной путь. Тормозное расстояние. Стоящий (остановившийся) транспорт — как его обходить.
Когда ты становишься водителем
Езда на велосипеде, мопеде. Основные правила езды и меры безопасности. Соблюдение правил дорожного движения велосипедистами.
Знаем ли мы правила дорожного движения (ПДД)
Причины дорожно-транспортного травматизма пешеходов и пассажиров: невыполнение пешеходами правил движения, несоблюдение пассажирами правил поведения в транспорте, недисциплинированность на улице и транспорте и др.
Железнодорожный переезд
Поведение школьников вблизи железнодорожных путей. Правила перехода и переезда через них. Охраняемые и неохраняемые переезды. Условия безопасности при пользовании электропоездами.
Государственная инспекция дорожного движения (ГИБДД)
Предназначение и задачи, решаемые ГИБДД. Чрезвычайная ситуация на дорогах — что делать?
Практические занятия
Выход на природу: на поляне или в лесу учащиеся находят лекарственные и опасные растения, ягоды и плоды. Рассказывают о порядке их сбора и применения.
Ориентирование на местности: как определить расстояние; как определить стороны горизонта по местным предметам, по солнцу и по приборам.
Знаем ли мы правила дорожного движения (ПДД). Игры на макетах. Соревнования велосипедистов. Как правильно пользоваться огнетушителем.
P - III Основы здорового образа жизни
Основы здорового образа жизни
Понятие о здоровье и факторах, на него влияющих
Влияние окружающей среды на здоровье человека. Взаимосвязь здоровья и образа жизни. Режим учебы и отдыха. Рациональное питание, физическая культура, закаливание. Личная и общественная гигиена. Инфекционные заболевания и их профилактика.
Начальные сведения о вредных привычках (курение, употребление алкоголя, наркотиков) и их влияние на здоровье человека. Вред пассивного курения.
P - IV Основы медицинских знаний и оказание
первой медицинской помощи
Основные виды травм у детей младшего школьного возраста и первая медицинская помощь
Основные виды и причины травм в младшем школьном возрасте (увязать с темой I раздела). Первая медицинская помощь при травмах. Выработка умений по оказанию первой медицинской помощи при травмах. Выработка умений по оказанию первой помощи при ссадинах, порезах, ожогах, укусах насекомых, носовом кровотечении, попадании инородного тела в глаз. Понятие о само -, и взаимопомощи.
Учебно-тематический план
2класс
№ модуля, раздела, темы | Наименование модуля, раздела, темы занятия | Количество часов | В том числе | |||
Практических работ | Экскурсий | |||||
Р - 1 | Основы комплексной безопасности | 24 | ||||
Тема 1 | Условия безопасного поведения учащихся. | 3 | ||||
Тема 2 | Окружающая среда, что это? | 5 | 1 | |||
Тема 3 | Современное жилище. | 3 | ||||
Тема 4 | Огонь – друг и враг человека. | 4 | ||||
Тема 5 | Природа животные | 5 | ||||
Тема 6 | Правила поведения учащихся на улице и дороге. Дорожно -транспортный травматизм. | 4 | 1 | |||
P-IV | Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи | 10 | ||||
Тема 7 | Основы здорового образа жизни | 4 | 2 | |||
Тема 8 | Школа здоровья | 6 | ||||
Тема 9 |
| 4 | ||||
Всего часов | 34 |
Учебно-тематический план
4класс
№ модуля, раздела, темы | Наименование модуля, раздела, темы занятия | Количество часов | В том числе | |||
Практических работ | Экскурсий | |||||
Р - 1 | Основы комплексной безопасности | 20 | 5 | 1 | ||
Тема 1 | Предупреждение бытового травматизма | 5 | 1 | |||
Тема 2 | Безопасность на воде | 2 | ||||
Тема 3 | Безопасность пешеходов | 3 | 2 | |||
Тема 4 | Когда ты становишься водителем | 3 | 1 | |||
Тема 5 | Знаем ли мы правила дорожного движения | 2 | 1 | |||
Тема 6 | Железнодорожный переезд | 3 | 1 | |||
Тема 7 | Государственная инспекция дорожного движения (ГИБДД) | 2 | ||||
P-III | Основы здорового образа жизни | 10 | 4 | 1 | ||
Тема 8 | Основы здорового образа жизни | 6 | 2 | |||
Тема 9 | Понятие о здоровье и факторах на него влияющих | 4 | 2 | |||
P-IV | Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи | 5 | 3 | |||
Тема 10 | Основные виды травм у детей младшего возраста и первая медицинская помощь | 5 | 3 | |||
Всего часов | 35 | 12 | 2 |
Материально - техническое обеспечения
образовательной деятельности
Нормативная и правовая литература
Конституция Российской Федерации (последняя редакция)
Уголовный кодекс Российской Федерации
Федеральные законы «Об образовании», «О гражданской обороне», «О радиационной безопасности населения», «О пожарной безопасности», «О безопасности дорожного движения», «О противодействии терроризму»
Закон «Об образовании РФ» №273 – ФЗ от 29.12.2012г.
Методическая литература
Чиркина Г.В., Латчук В.Н., Фалко С.Н. Основы безопасности жизнедеятельности Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений М.: АРКИ, 2004. – 160с.: ил
- Айзман Р.Н. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни: Учеб. пособие/ Р.И.Айзман, В.Б. Рубанович, М.А. Суботялов, - Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2009. – 214с. – (Университетская серия);
- Гражданская защита: энциклопедический словарь / (Ю.Л.Воробьев и др); под общ. ред. С.К.Шойгу; МЧС России. – М.: ДЭКС-ПРЕСС, 2005.;
- Дурнев Р.А. Формирование основ культуры безопасности жизнедеятельности учащихся 5 – 11 кл.: методическое пособие /Р.А.Дурнев, А.Т.Смирнов. – М.: Дрофа, 2008.;
- Евлахов В.М. Основы безопасности жизнедеятельности. Методика проведения занятий в образовательном учреждении: методическое пособие
/ В.М.Евлахов. – М.: Дрофа, 2009.;
- Иванюков М.И., Алексеев В.С. Основы безопасности жизнедеятельности: учебное пособие. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2007.;
- Комплексная программа «Основы безопасности жизнедеятельности» 5 – 11 классы: учебное издание / А.Т.Смирнов, Б.О.Хренников. – М.: Просвещение, 2009.;
- Методические материалы и документы по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности»: Книга для учителя / сост. А.Т.Смирнов, Б.И.Мишин; под общ. ред. А.Т.Смирнова. – М.: Просвещение, 2007.;
- Основы безопасности жизнедеятельности: сб. заданий для проведения экзамена в 9 кл. / науч. руководитель Г. С. Ковалева; под общ. ред. А. Т. Смирнова. — М.: Просвещение, 2006—2008.
- Основы безопасности жизнедеятельности: секреты преподавания: рекомендации, конспекты уроков, разработки мероприятий/ авт.-сост. Л.А.Тетушкина. – Волгоград: Учитель, 2009;
- Программно-методические материалы: Основы безопасности жизнедеятельности / Сост. Б.И.Мишин.- 4-е изд. – М.: Дрофа, 2007;
- Сборник нормативных документов «Основы безопасности жизнедеятельности» / Сост. Э.Д.Днепров, А.Г.Аркадьев. – 5-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2009;
- Семенихин Ю.Г. Пожар. Способы и средства пожаротушения
/ Ю.Г.Семенихин. – Ростов н/Д.: Феникс, 2007.;
- Техника безопасности в школе /Сост. Е.П.Семенова, В.Н.Пунчик, А.Р.Борисевич. – Минск: Красико-Принт, 2009.
- Топоров И.К. Методика преподавания курса «Основы безопасности жизнедеятельности» в общеобразовательном учреждении: Книга для учителя. – М.: Просвещение, 2006;
- Хромов Н.И. Преподавание ОБЖ в школе и среднем специальном образовательном учреждении: методиче ское пособие. – М.: Айрис-пресс, 2008.;
- Шуленина Н.С., Ширшова В.М., Волобуева Н.А. Практикум по безопасности жизнедеятельности/ Под общ.ред. Р.И.Айзмана. - Новосибирск: НГПУ. 2009.
Технические средства обучения
Мультимедийный проектор
Ноутбук
Магнитная классная доска
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программ для 3 класса по программе "Начальная школа 21 века"
Рабочая программа по всем предметам для 3 класса по программе "Начальная школа 21 века"...
Рабочая программа для 4 класс по программе "Начальная школа ХХIв"
Рабочая программа содержит тематическое планирование по математике, русскому языку, литературному чтению, окружающему миру, ОЗОЖ, технологии, изобразительному искусству, физкультуре....
Рабочая программа для 2 класса по программе "Школа России".
Рабочая программа для 2 класса по программе "Школа России" по всем предметам, русский язык автор В.П.Канакина. Программа содержит пояснительные записки, учебно-тематическое планирвание по предметам. Н...
Рабочая программа для 2 класса по программе Занкова
Рабочая программа содержит пояснительные записки, поурочное планирование, список литературы, изучаемые разделы и планируемые рузультаты, контрольно измерительные материалы...
Рабочая программа для 1 класса.РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному курсу «Русский язык» (авторы: Зеленина Л.М.,Хохлова Т.Е. ) для 1 класса на 2014-2015 уч.год УМК «Школа России»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо учебному курсу «Русский язык»(авторы: Зеленина Л.М.,Хохлова Т.Е. )для 1 классана 2014-2015 уч.годУМК «Школа России».Календарно-тематическое планирование и тематическое планирование...
Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.
Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...
Рабочие программы для 2 класса по УМК "Школа России"и рабочие программы по осетинскому языку и чтению
Рабочие программы для 2 класса по УМК "Школа России"и рабочие программы по осетинскому языку и чтению...