Материал на тему:"Безопасное поведение на воде в весенне-летний период"
методическая разработка по обж

Тамара Петровна Матвеева

План работы, загадки, викторина, памятка для родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Безопасность на воде39.16 КБ

Предварительный просмотр:

План работы в подготовительной группе по теме: «Безопасное поведение на воде в весенне-летний период»

1. Беседы с детьми на темы: «Правила поведения на воде», «Где таится опасность?», «Чем  можно помочь?»

2. Рассматривание книг, иллюстраций по данной теме.

3. Рассматривание плаката «Уроки безопасности».

4. Чтение художественной литературы «Помощь идет» Б. Житкова, «На реке» Н. Заболотского, «Как плыть по заливу»  Т. Махмут.

5. Дидактические игры «Запрещается - разрешается», «Я иду к воде и беру с собой…»

6. Сюжетно-ролевые игры: «Спасатели», «Плывем на лодке, на теплоходе», «Свободное плавание».

7. Подвижные игры «Не замочи ног», «Через ручеек».

8. Наблюдение на прогулке по темам: «Кругом вода», «Капель».

9. Викторина: «Когда на воде безопасно».

10. Консультация для родителей на тему: «Безопасное поведение на воде в весенне-летний период».

Викторина «Когда на воде безопасно?»

1. Что дает для человеческого организма плавание?

Плавание закаляет организм, развивает мышцы, очищает и освежает тело, укрепляет сердечно-сосудистую систему.

2. Начиная с какой температуры воздуха и воды рекомендуется купаться?

Воздуха-20 градусов и более;

Воды -18 градусов и более.

3. Через какое время после принятия пищи рекомендуется купаться и почему?

Через 1,5-2 часа. После еды большая часть крови приливает к органам пищеварения. При купании тело охлаждается, следовательно приток крови ко всем органам, в том числе, к органам пищеварения уменьшается. Это может вызвать рвоту и потерю сознания.

4. В каких местах разрешается купание?

В специально оборудованных для этих целей местах.

5. В каких местах разрешается прыгать в воду?

Только в обследованных местах и оборудованных для этих целей.

6. Лето. Жарко, Вы ходили по лесу вспотели. Встретили чистый водоем. Сильно захотели искупаться. Что надо сделать до купания?

В первую очередь надо остыть. Осмотреть визуально место купания. Осторожно зайти в воду и осмотреть дно, нет ли там коряг, камней, проволоки. Только после этого можно купаться, но нырять не рекомендуется.

7. Сколько времени рекомендуется быть в воде и почему?

При температуре воды:

- 22-24 градуса – до 30 мин.

- 20-21 градуса – до 20 мин.

- 18-19 градуса – до 10 мин.

Чтобы не допустить переохлаждения организма.

8. При плавании в пруду Вы запутались в водорослях. Ваши действия?

Не, дергаться не делать резких движении. Лечь на спину и освободиться от растении. Отплыть на чистую воду.

9. Плавая по реке, Вы попали в водоворот. Ваши действия?

Не терять самообладания. Сделать глубокий вдох и нырнуть, т. к. на глубине сила водоворота слабее. Сделать сильный рывок в сторону по течению.

10. почему нельзя подплывать к близко проходящему моторному судну?

Судно винтами притягивает под себя воду, может затянуть под винты и пловца.

11. При купании на реке Вы попали в сильное течение. Ваши действия?

Попав в сильное течение, следует плыть по нему, стараясь приблизиться к берегу.

12. Плавая по водоему, Вы очень устали. Что необходимо сделать для отдыха?

Перевернуться на спину и легкими движениями рук и ног поддерживать себя на воде. Глубоко, спокойно и равномерно дышать.

13. При купании вода попала в дыхательные пути и Вы закашлялись. Что надо сделать?

Остановиться в воде, приподнять голову и откашляться.

14. Плавая в воде на глубоком месте, Вы почувствовали, что Ваши ноги свело судорогой. Что необходимо делать в таком случае?

При судороге икроножной мышцы – обхватить обеими руками стопу ноги и резко с силой притянуть к себе. При судороге мышц бедра – обхватить обеими руками ногу у лодыжки и согнув ее в колене, подтянуть назад к спине. Если судорога не прошла, повторить еще раз.

15. Что может произойти с ныряльщиком на глубине?

При нырянии на глубину может возникнуть сильное давление на барабанные перепонки в ушах и кровотечение из носа. Глубину ныряния надо ограничивать.

16. Проходя по мосту через реку, Вы случайно упали в воду. Ваши действия?

Не терять самообладания, как можно больше вдохнуть воздуха, сгруппироваться, руки и ноги плотно прижать к туловищу, стараясь войти в воду ногами или головой. Затем вынырнуть.

17. Какие спасательные средства на воде, применяемые летом, Вы знаете?

Спасательная лодка, спасательный жилет, спас. круг, конец Александрова, спас. шары и т. д.

18. Почему нельзя плавать на бревнах, лежаках, камерах, надувных матрацах?

Даже хороший пловец может не рассчитать силы, доверив свою жизнь подручным средствам. Волны или порывистый ветер часто уносят от пловца эти подручные средства.

19. Вы решили покататься на лодке. Какие правила надо помнить и выполнять?

Перед выходом в плавание проверить исправность лодки и наличие спасательных средств для всех пассажиров. Не садиться на борт, не перегружать лодку сверх нормы. Нельзя подходить к идущим судам, подставлять борт лодки волнам. Запрещается нырять с лодки.

Помните! Соблюдение мер предосторожности гарантия вашей безопасности.

Загадки

Она бежит струится
На солнце серебрится
Склонились молчаливо
Над ней густые ивы (река)

В тихую погоду нет нас нигде, 
Ветер подует, бежим по воде (волны)

Он слегка затянут ряской
Струйки не бегут.
Заколдован, будто в сказке
Старый, тихий ...(пруд)

Он без рук, он без ног
Из земли пробиться смог
Нас он летом в сильный зной
Ледяной поит водой. (родник)


Если хочется купаться,
В речке плавать и плескаться,
То не захлебнуться вдруг
Надувной поможет…(круг)

  Яма, а на дне вода,
  Не заглядывай туда.
  Если близко подойдешь,
  Бух! и в воду упадешь. (колодец)

Если солнечно и жарко
Не забудь надеть панамку,
А иначе солнце – Хлоп! –
И засветит прямо в лоб. (солнечный удар)

Воду из реки не пей,
Плавают микробы в ней,
Но гораздо хуже
Пить из грязной…(лужи)

Очень добродушная,

Я мягкая, послушная,

Но когда я захочу,

Даже камень источу. (вода)

Памятка для родителей

Меры безопасности на льду весной, в период паводка

С наступлением весны под воздействием солнечных лучей лед быстро подтаивает. Еще более разрушительные действия на него оказывает усиливающееся весной  течение воды в реках, которое подтачивает его снизу. С каждым днем он становится все более пористым, рыхлым и слабым. Вполне понятно, что передвижение по такому льду связано с большой опасностью.

Нужно знать, что весенний лед резко отличается от осеннего и зимнего. Если осенний лед под тяжестью человека начинает трещать, предупреждая об опасности, то весенний лед не трещит, а проваливается, превращаясь в ледяную кашицу.

Толщина льда должна быть для одиноких пешеходов не менее 5 см , для групп людей — не менее 7 см.

Детям переходить водоемы весной строго запрещается!

Помните, что весенний лед – капкан для вступившего на него!

Особенно недопустимы игры на льду в период вскрытия рек. Прыгать с льдины на льдину, удаляться от берега очень опасно.

Во время паводка и ледохода опасно находиться на обрывистом берегу, так как быстрое течение воды подмывает и рушит его.

Оказание помощи провалившемуся под лед:

  1. Самоспасение:

— не поддавайтесь панике

—  не надо барахтаться и наваливаться всем телом на тонкую кромку льда, так как под тяжестью тела он будет обламываться;

— широко раскиньте руки, чтобы не погрузиться с головой в воду;

—  обопритесь локтями об лед и, приведя тело в горизонтальное положение, постарайтесь забросить на лед ту ногу, которая ближе всего к его кромке, поворотом корпуса вытащите вторую ногу и быстро выкатывайтесь на лед;

—  без резких движений отползайте как можно дальше от опасного места в том направлении, откуда пришли;

— зовите на помощь;

— удерживая себя на поверхности воды, стараться затрачивать на это минимум физических усилий;

— находясь на плаву, следует голову держать как можно выше над водой.

  1. Если вы оказываете помощь:

— подходите к полынье очень осторожно, лучше подползти по-пластунски;

— сообщите пострадавшему криком, что идете ему на помощь, это придаст ему силы, уверенность;

— за 3-4 метра протяните ему веревку, шест, доску, шарф или любое другое подручное средство;

—  подавать пострадавшему руку небезопасно, так как, приближаясь к полынье, вы увеличите нагрузку на лед и не только не поможете, но и сами рискуете провалиться.

  1. Первая помощь при утоплении:

— перенесите пострадавшего на безопасное место;

— поверните пострадавшего лицом вниз и опустить голову ниже таза;

—  очистите рот от слизи. При появлении рвотного и кашлевого рефлексов добейтесь полного удаления воды из дыхательных путей и желудка (нельзя терять время на удаление воды из легких и желудка при отсутствии пульса на сонной артерии);

—  при отсутствии пульса на сонной артерии сделайте наружный массаж сердца и искусственное дыхание;

— вызовите службу спасения.

  1. Отогревание пострадавшего:

— пострадавшего необходимо укрыть в месте, защищенном от ветра, хорошо укутать в любую имеющуюся одежду, одеяло.

— если он в сознании, напоить горячим чаем, кофе. Очень эффективны грелки, бутылки, фляги, заполненные горячей водой, или камни, разогретые в пламени костра и завернутые в ткань, их прикладывают к боковым поверхностям грудной клетки, к голове, к паховой области, под мышки.

—  нельзя растирать тело, давать алкоголь, этим можно нанести серьезный вред организму. Так, при растирании охлажденная кровь из периферических сосудов начнет активно поступать к «сердцевине» тела, что приведет к дальнейшему снижению ее температуры. Алкоголь же будет оказывать угнетающее действие на центральную нервную систему. Это надо знать.

 

ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ НА ВОДНЫХ ОБЪЕКТАХ  В ЛЕТНИЙ  ПЕРИОД

Лето – время отдыха. У детей школьного возраста наступают такие долгожданные каникулы, а малыши, которые посещают детский сад, теперь тоже имеют много свободного времени. Поэтому родители, всячески пытаясь разнообразить досуг своего ребенка, везут их на пляж. Да и кто из взрослых не знает, что вода полезна для здоровья? Тут и закалка, и физическая нагрузка…

Море, солнце и песок – казалось бы, что нужно ребенку для счастья? Но, сложно счесть все неприятности и беды, которые поджидают каждого малыша у водоема. Особенно, если ребенок плохо плавает или же вовсе не умеет плавать. Поэтому, очень важно, чтобы родители заранее проинструктировали своих малышей по поводу правил поведения детей на воде.

Правила безопасного поведения детей на воде:

1. Ребенку должно быть категорически запрещено не только купаться, но и находится недалеко от водоема или приближаться к нему, если поблизости нет родителей. Никогда не оставляйте малыша под присмотром чужих людей.

2. Маленьким детям нежелательно нырять, ведь если ребенку в ухо попала вода, это может привести к серьёзной болезни.

3. Ни в коем случае нельзя играть в местах, где можно упасть в водоем.

4. Ребенку нельзя купаться в глубоких местах не только, если он плохо плавает или неуверенно держится на воде, но даже если он отличный пловец.

5. Ни в коем случае не нырять в незнакомых местах.

6. Категорически запретите детям прыгать в воду с обрывов, мостов или других возвышений.

7. Буйки созданы для того, чтобы отмерить безопасное расстояние в водоеме, дальше которого нельзя заплывать.

8. На воде категорически запрещены игры, во время которых нужно захватывать и топить других. Нырять для того, чтобы схватить кого-то за ноги тоже не желательно. Испуганный человек может нечаянно нанести шутнику серьёзную травму.

9. Щиты с надписями «Купаться строго запрещено» тоже не просто так стоят. Никогда не нарушайте этого запрета.

Правила поведения на водоёмах в летний период:

  1. Опасности в воде:

- сваи, камни, мусор;

- водовороты - нырнуть глубже, оттолкнуться и выплыть в сторону;

- водоросли; волны.

 2. Купайтесь только в разрешённых и хорошо известных местах.

 3. Умейте пользоваться простейшими спасательными средствами.

 4. Купаться лучше утром или вечером, тогда вы сможете хорошо отдохнуть, не опасаясь получить ожоги.

5. Входите в воду быстро и во время купания не стойте без движения. Почувствовав озноб, быстро выходите из воды.

6. Не купайтесь сразу после приёма пищи и большой физической нагрузки (игра в футбол, бег и т.д.). Перерыв между приёмом пищи и купанием должен быть не менее 45 - 50 минут.

7. В холодную погоду, чтобы согреться, проделайте несколько лёгких физических упражнений.

8. Не купайтесь больше 30 минут; если вода холодная, достаточно 5-6 минут.

9. При ушных заболеваниях не прыгайте в воду головою вниз.

10. Не оставайтесь приго нырянии дол под водой.

11. Выйдя из воды, вытретесь насухо и сразу оденьтесь.

12. Почувствовав даже лёгкую усталость, сразу плывите к берегу.

13. Судорога - непроизвольное болезненное сокращение мышц во время плавания. При судорогах не теряйтесь, старайтесь держаться на воде и зовите на помощь.

Способы самопомощи при судорогах:     

- судорога ног - вы делаете глубокий вдох, ныряете, хватаете себя за большие пальцы ног и сильно тянете на себя;

- судорога мышц бедра - вы сгибаете ногу в колене и руками прижимаете её к задней поверхности бедра;

- судорога мышц живота - подтягиваете согнутые в коленях ноги к животу;

- судороги мышц рук - сжимаете и разжимаете кулаки, сгибаете и разгибаете руки в локтях.

Запомните:

- движение сведённой мышцей ускоряет исчезновение судороги;

- если судорога закончилась, быстрее выбираетесь на берег, потому что судорога может повториться.

При оказании вам помощи не хватайтесь за спасающего, а помогите ему буксировать вас к берегу.

Действия при оказании помощи утопающему:

1. Если человек в пределах досягаемости, опуститесь на колени или лягте у кромки воды и протяните ему руку или какой-нибудь предмет (шест, весло, полотенце).

2. Если человек далеко от берега, бросьте ему плавучий предмет (доску, спасательный круг). Если тонет ребенок, то лучше всего бросить ребенку плавучий предмет на веревке: тогда вы сможете подтянуть ребенка к берегу. Спасательный круг нужно бросать плашмя в сторону утопающего. Круг должен упасть метр - полтора от утопающего, иначе вы ударите им пострадавшего.

3. Если пострадавший вас захватил, то нырните вместе с ним. Он вас отпустит и поднимется вверх, чтобы сделать вдох.

4. Если утопающий в панике, подплывите к нему со спины, захватите и плывите к берегу. Голова пострадавшего должна находиться над водой.

5. Если, оставаясь на берегу, помочь ребенку нельзя, войдите в воду и протяните ему какой-нибудь предмет и подтяните ребенка к берегу.

6. Если человек не дышит, приступайте к искусственному дыханию рот в рот. Проверьте у него пульс и при необходимости приступайте к реанимации.

7. Если человек дышит, перенесите его в теплое место, снимите с него мокрую одежду, заверните в одеяла и вызовите врача.

 

   Запрещается:

  1. Купаться вблизи водосбросов, шлюзов, мостов, водоворотов, шлюзов, плотин, пристаней, причалов и других гидротехнических сооружений
  2. Входить в воду разгорячённым (потным).
  3. Заплывать за установленные знаки (ограждения участка, отведённого для купания).
  4. Подплывать близко к моторным лодкам, баржам.
  5. Купаться при высокой волне.
  6. Прыгать с вышки, если вблизи от неё находятся другие пловцы.
  7. Толкать товарища с вышки или с берега.
  8. Нырять после долгого пребывания на солнце (опасно тем, что резко рефлекторно сокращаются мышцы, что ведёт к остановке дыхания).

Как видите, вода – это и полезно, и опасно. Особенно если вы приходите с детьми. Так получается, что о правилах поведения детей на воде нужно знать в первую очередь самим родителям, а уж только потом детям. Будем честны – они все равно эти правила игнорируют. Вам придется уделить своему чаду максимум внимания, чтобы подобный отдых принес максимально положительный результат. Но оно того стоит!

 



Конспект ННОД  "АЗБУКА БЕЗОПАСНОСТИ НА ВОДЕ" в подготовительной к школе группе

Воспитатель: Сегодня речь пойдет о воде. О том, какие она несет опасности. Вы научитесь пользоваться водой себе во благо, а не во вред.
Скоро наступит лето и летние каникулы. Можно отдыхать, купаться в речке, загорать. Нам очень хочется, чтобы отдых прошел без сложностей. Давайте вспомним правила поведения на воде в летнее время. (Дети дают ответы).  Знаете ли вы, что часто тонут люди, умеющие хорошо плавать? Как вы думаете, почему это происходит?
(Дети: потому, что не соблюдают правила безопасности на воде).

Воспитатель: Давайте послушаем и запомним основные правила поведения на воде.
Правила безопасного поведения на воде:

  1. Обязательно научись плавать и отдыхать на воде.
  2. Желательная температура воды не ниже +18° С. Глубина водоема для не умеющих плавать - не более 1,2 м.
  3. Прежде чем войти в воду после солнечных ванн или подвижных игр, необходимо охладиться, отдохнув 15 мин в тени.
  4. Не рекомендуется входить в воду сразу после приема пищи. После него необходимо подождать не менее 1 ч.
  5. Дно водоема в месте купания должно быть ровным, плотным, лучше песчаным.

ребёнок 1:
Если видишь ты буйки - не для шалости они!
Знаки надо уважать! За буйки не заплывать!

Игра по показу взрослых : “Если нравится тебе, то плавай так” ...

Если нравится тебе то плавай так... (волнообразное движение руками),

Если нравится тебе, то и другого научи,

Если нравится тебе, то плавай так...”

(в каждом куплете показывать руками различные стили плавания – “по собачьи, как дельфины, ныряние и т.д. дети повторяют.

Воспитатель: Правилами поведения на воде запрещается:

  1. Купаться в одиночку.
  2. Нырять и прыгать в воду в незнакомых местах.
  3. Заплывать за буйки.
  4. Плавать в местах, где проходят суда, и приближаться к судам.
  5. Устраивать в воде игры, связанные с захватами.
  6. Далеко заплывать на надувных матрасах или камерах.
  7. Купаться в тех местах, где это запрещено.

Игра “Очистим водоём от мусора”

Атрибуты на 2 команды: 2 таза с водой, 2 совочка для игры с песком, 10-12 вырезанных из пенопласта кубиков (размер такой, чтобы помещались в лопатку), 2 ведерка.

Правила: чья команда быстрее очистит водоем от мусора.

 Ход: дети делятся на 2 команды по 5-6человек. Перед каждой командой стоит таз с водой, в которой плавают нарезанные кусочки пенопласта – это “МУСОР”. Дети по одному зачерпывают песочным совочком “мусор” и относят в противоположную сторону в пустое ведро.

Ребёнок 2:

Запомните, ребята,
Вам твердо надо знать,
Что в месте незнакомом
Запрещено нырять!
Ведь может очень мелким
То место оказаться.
Опасно головою
В песок туда втыкаться.
А также стекла, камни,
Вдруг спрятались на дне.
Заметить очень сложно
Их в водной глубине.

Воспитатель: Если вы оказались в воде, не умея плавать:

  1. Нужно продержаться на воде, пока не придет помощь.
  2. Попробуйте лечь на воду животом вниз, широко раскинув руки и дыша как можно глубже и реже.
  3. Второй способ - двигать ногами так, будто крутите педали, и одновременно шлепать руками по воде.
  4. Третий способ - находясь в вертикальном положении, сгибать одновременно обе ноги, разводя колени в стороны, а затем резко распрямляйте их.

ребёнок 3:

Если ты не научился ловко плавать и нырять-
Не рискуй, совет послушай:
«Далеко не заплывать!»

Воспитатель: Если ногу свело судорогой:

  1. Едва почувствовав судорогу, повернитесь на спину, ложитесь на воду.
  2. Если свело судорогой переднюю мышцу бедра, распрямите ногу и оттяните носок вперед.
  3. Если судорога в икроножной мышце или на задней поверхности бедра, выпрямив ногу, тяните носок на себя.
  4. Если судороги очень сильные и нога сама не распрямляется, попробуйте сделать это руками.
  5. Когда судороги пройдут, немного отдохните и плывите к берегу, желательно другим стилем, чем тот, при котором случилась судорога.

Если вы упали в воду:

  1. Задержите дыхание и зажмите пальцами нос, чтобы не нахлебаться воды.
  2. Попытайтесь нащупать ногами дно, если вы недалеко от берега.
  3. Если место глубокое, постарайтесь как можно быстрее избавиться от обуви и тяжелой одежды, чтобы она не тянула вас ко дну.
  4. Если в момент падения на вас были резиновые сапоги, снимите их, переверните голенищами вниз, зажмите под мышками, превратив в воздушные подушки. Так будет легче держаться на поверхности.
  5. Добирайтесь до ближайшего берега, плывя по диагонали к течению.

Воспитатель: Не только родители заботятся о вашей безопасности во время отдыха у водоема, но и люди специальных профессий. Вы знаете, как называются эти профессии? (Водолазы, спасатели и др.)

 Воспитатель: Послушайте рассказ водолаза и ответьте на вопрос: какие правила безопасности нарушили дети?

Рассказ водолаза:

ребёнок4:

Глеб Иваныч - водолаз, в день нырял по 20 раз.
Спас он 240 взрослых и детей 3000 спас.
У него медаль и орден, но махнул он на медаль:
— Если кто-нибудь утонет - это будет очень жаль!
Целый день сижу на вышке, хулиганят ребятишки:
То воюют на плотах, то нырнут не в тех местах,
Заплывают за буйки и идут на дно реки…
Я искал бы лучше клад! Рыбу я ловить бы рад!
Но в речке вместо рыбы должен я ловить ребят…
В общем, я скажу всем так, что купанье - не пустяк!
Так закончил свой рассказ Глеб Иваныч водолаз.

Воспитатель: Что приходилось наблюдать водолазу? Какие же правила безопасности нарушили дети? Иногда, даже соблюдая правила безопасности на воде, могут произойти неприятности. Главное - не надо паниковать.
Если вы захлебнулись водой.

1)    Не паникуйте, постарайтесь развернуться спиной к волне.

2)    Прижмите согнутые в локтях руки к нижней части груди и сделайте несколько резких выдохов, помогая себе руками

3)    Очистите рот и нос от воды, сделайте несколько глотательных движений.

4)    Восстановите дыхание, ложитесь на живот, двигайтесь к берегу.

5)    При необходимости позовите на помощь людей.

Если вы увидели тонущего человека.

1)    Привлеките внимание окружающих громким криком: «Человек тонет!»

2)    Бросьте ближе к утопающему спасательный круг, резиновую камеру и т.д.

3)    Вызовите скорую помощь.

4)    Если утопающий рядом с вами - не дайте ему схватить вас за шею или руку, подплывите к нему сзади и схватите за волосы. Переверните на спину, приподнимите голову.

Воспитатель: Если мы все будем соблюдать правила безопасности поведения на воде, наш отдых пройдет удачно и весело.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по безопасному поведению на воде "Оттепель"

В работе предоставлены вниманию основные правила поведения во время оттепели . Правила оказания первой помощи....

Безопасное поведение на воде.

Инструктаж безопасного поведения на воде....

Кл.час "Правила безопасного поведения на воде"

Данный материал поможет сформировать у детей правила безопасного поведения на воде, раскрыть причины несчастных случаев и, дать представление о действиях в случае опасности....

Открытый урок по окружающему миру «Природные зоны России. Зона пустынь. Правила безопасного поведения на дороге в осенне- зимний период»

Урок окружающего мира был проведён в 4б классе по программе  «Перспектива».  Поставлены цели урока:-сформировать у учащихся представление о природной зоне пустынь;-ознакомит...

Правила безопасности людей на воде в осенне-зимний период

Презентация подготовлена для ребят 2 класса по безопасности на льду...

Методическая разработка на тему "Безопасное поведение на воде"

Данную разработку можно использовать как полноценное внеклассное занятие по ОБЖ...