Сигнал тревоги
план-конспект по обж на тему

Горюшина Мария Линовна

Цель: обобщить и систематизировать полученные  знания о ЧС природного характера, причины их возникновения.

Задачи:

 - активизировать знания обучающихся о ЧС природного характера;

 - рассказать о  правилах поведения  при ЧС природного характера;

 - интегрировать знания, полученные на уроках  географии, в ОБЖ, решать логические задачи (ребусы, кроссворды) и составлять алгоритмы действия при ЧС.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл signal_trevogi.docx45.13 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект

 общешкольного внеклассного мероприятия

«Сигнал тревоги»

    Подготовила и провела: учитель Горюшина М.Л

Цель: обобщить и систематизировать полученные  знания о ЧС природного характера, причины их возникновения.

Задачи:

 - активизировать знания обучающихся о ЧС природного характера;

 - рассказать о  правилах поведения  при ЧС природного характера;

 - интегрировать знания, полученные на уроках  географии, в ОБЖ, решать логические задачи (ребусы, кроссворды) и составлять алгоритмы действия при ЧС.

“Чтобы преодолеть опасность, надо знать, чем грозит она и как её преодолеть”.

Жизнь — великий дар! За жизнь необходимо бороться! Жизнь необходимо ценить! Если не знать, как себя вести в ЧС природного характера, разве шансы на выживание увеличиваются?

Сегодня мы вспомним более чрезвычайные ситуации природного характера, что это такое и какие правила безопасного поведения необходимо  соблюдать при  защитите  от этих «Грозных сил природы»!

1. НАВОДНЕНИЕ- это затопление водой местности, в результате подъема воды в реке, озере или море за счет снеготаяния, сильных дождей, ветрового нагона.

Первое упоминание о наводнениях, найденное в русских летописях, относится к Х веку.

7.11.1824 произошло сильнейшее наводнение, о котором мы можем прочитать у великого русского поэта А.С Пушкина в «Медном всаднике.

Нева всю ночь

Рвалася к морю против бури,

Неодолев их буйной дури…

И спорить стало ей невмочь…

Поутро над ее брегами

Теснился кучами народ,

Любуясь брызгами, горами

И с пеной разъяренных вод.

Но силой ветра из залива

Перегражденная  Нева,

Обратно шла, гневна, бурлива,

И затопила отрова,

Погода пуще сверипела,

Котлом клокоча и клубясь

И вдруг, как зверь остервенясь,

На город кинулась….

2. ЦУНАМИ – это морские волны, возникающие при подводных и прибрежных землетрясениях.

 Это слово, японское «океанская волна» или «большая волна в заливе». Высота волны достигает 70 метров, длина до 1000 км. В открытом море  её высота не более 50 см., скорость может достигать от 600-1000км/ч.

Наиболее цунамиопасными районами в России являются: Камчатка, Курилы, Сахалин. Пример последнего разрушительного цунами – это лето прошлого года, в Индонезии, о. Суматра, когда волны пересекли весь Индийский океан и дошли  до п-ова Сомали (Африка), а это 6000 км.

Первое Цунами которое мы знаем из истории, произошло 1500 лет  до н.э., приход гигантской волны связывают  с извержением вулкана Санторин на острове Тир в Эгейском море, (и исчезновение Атлантиды - результат этой же волны).

ПРАВИЛА поведения при цунами и наводнении

  • Немедленно закройте все окна и двери на запор и поднимитесь на верхний этаж.
  • Займите наиболее безопасное место в помещении – вдали от окон у капитальной стены.
  • Если волна застанет на улице, то постарайтесь зацепиться за ствол дерева или бетонную стену и приготовьтесь к возвратному движению волны.

3. ЗЕМЛЕТРЕСЕНИЯ – это подземные толчки и колебания земной поверхности, возникающие в результате смещений и разрывов в земной коре, передающиеся на большие расстояния в виде упругих волн. Из сотен тысяч земных толчков, только 10 тысяч ощущают люди ежегодно и только 100 могут быть разрушительными. Землетрясения возникают  в местах соединения литосферных плит и вулканической активности.

 По данным ЮНЕСКО, землетрясениям принадлежит первое место в мире по причиняемому ими  экономическому ущербу и одно из первых мест по числу унесенных ими человеческих жизней.

ПРАВИЛА поведения при землетрясениях

  • Перейдите в безопасное место (проемы двери) и подальше от окон и тяжелой мебели.
  • Пытаясь выйти из многоэтажного дома, не пользуйтесь лифтом.
  • Выйдя из здания, отойдите от него подальше.
  • Не посещайте зону разрушений: это опасно!

После землетрясений в горах могут возникнуть   другие опасные природные явления - Это обвалы, оползни, сели.

4.  ОБВАЛЫ – отрыв и катастрофическое падение больших масс горных пород, их опрокидывание, дробление и скатывание на крутых обрывистых склонах. В результате выветривания, подмыва и силы тяжести.

…Оттоль сорвался раз обвал,

И с тяжким грохотом упал,

И всю теснину между скал

Загородил,

И Терека могучий вал,

 Остановил

5.  ОПОЛЗНИ – смещение масс горных пород по склону под воздействием собственного веса, в результате подмыва и переувлажнения. Угол падения 19º, а иногда 5-7º градусов

6.  СЕЛИ – временный стремительный горный поток воды с большим содержанием камней, глины и песка.

Возникают в результате продолжительных ливней, таяние снега, прорыв озер.

ПРАВИЛА поведения при оползнях, обвалах, селях

  • Немедленно покиньте опасную зону, предупредив об угрозе близких и соседей.
  • Оставайтесь в безопасном месте до получения сигнала о том, что опасность миновала.
  • Будьте внимательны при входе в дом к состоянию электричества и газа.
  • Не дожидаясь прибытия помощи, приступайте к розыску и извлечению пострадавших, оказанию им первой помощи.

7. УРАГАНЫ, БУРИ, СМЕРЧИ. 

Эти опасные природные явления возникают в результате перемещения воздушных масс, вследствие неравномерного распределения Атмосферного давления по поверхности Земли.

В 1806 году  английский адмирал Фрэнсис Бофорт разработал шкалу, где были систематизированы все эти метеорологические явления по силе и скорости:

БУРЯ - 62-101км/ч

УРАГАН - более 120км/ч

СМЕРЧ – это атмосферный вихрь со скоростью 1000 км/ч (против часовой стрелки)

Смерчи способны осушать водоёмы и переносить их в другие места. Например, смерч, пересекший реку РЕЙН, образовал в речной воде коридор глубиной до 7 метров, а шириной до 80 метров.

Кто помнит БИБЛИЮ?  «Моисей повел евреев через пустыню и, подойдя к морю, вода расступилась» - ведь все написанное не может быть вымыслом.

ПРАВИЛА поведения при ураганах, бурях, смерчах

  • Отойдите от окон, заняв место в нишах стен или дверном проеме. Если вы на улице, найдите овраг или яму.
  • Отключите газ и электричество.
  • Если буря закончилась, соблюдайте меры предосторожности при возвращении домой. Не дотрагивайтесь до оборванных проводов.

С ростом чрезвычайных ситуаций, которые приводят к гибели людей,  возникла потребность в создании МЧС.

- МЧС — Министерство по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России). Именно оно руководит отрядами спасателей, готовит их, снабжает всем необходимым и посылает туда, где случилась беда.

10 января 1994 года, Государственный комитет Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий был преобразован в Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России). Возглавляет  министерство Пучков Владимир Андреевич. В январе 2002 года, 278 тысяч сотрудников Государственной противопожарной службы вошли состав МЧС, имевший до этого численность 70 тысяч сотрудников.

Спасателями становятся только сильные и очень смелые люди, которые остро чувствуют чужую беду и всегда спешат на помощь.

Могучим братством спаяны навек,
В жару, иль в зной, прошли огонь и воду
Борьбу ведут не за награды, выше всех
Одно лишь ставят  – служение народу!
И если надо, если где беда,
В любую точку и страны, и мира
По зову сердца полетят туда,
Где требуются сильные мужчины.
Когда вы рядом – в семьях лад и мир,
Когда работаете – стихия отступает.
И помните вы свято – слово есть «о мир»
Есть вы – защитники, кто жизнь оберегает! 

D:\Документы-Наташа\Urok2006_2007_1 (E)\413880\img1.JPG

Этот значок – часть эмблемы МЧС. Ее называют «Звезда надежды».

На помощь к нам в  разрушенных домах, в огне пожара и при паводках и наводнениях, а также просто попавшим в беду  приходят  несущие постоянно службу спасатели МЧС, у которых на счету десятки тысяч спасенных людей.

ЭТО ИНТЕРЕСНО

На острове Ява растет цветок, королевская примула, ее называют « цветком землетрясения», он рассветает накануне извержения вулкана.

По наблюдениям сибиряков, бурундук клокочет перед ненастьем. Его название произошло от этого ненастья.

В 525 году до н.э. во время песчаной бури в пустыне Сахара погибло пятидесятитысячное войско персидского царя Камбиза.

Калифорнийский биолог Д.Беркленд ежедневно анализирует количество объявлений о пропажах и находках собак, кошек и прочей живности. Если оно превышает норму, то он бьет тревогу, и, как , правило он не ошибается . Так он предупреждает о землетрясении.

Жесточайший ураган 1854 года, погубивший груженный золотом корабль « Черный принц», послужил причиной возникновения новой науки - метеорологии, которая могла бы предотвратить эту катастрофу.

Еще в прошлом веке в Альпах людей, засыпанных снегом, помогали обнаруживать большие сильные собаки - сенбернары, названные в честь высокогорного монастыря, где их разводили. Близ Парижа на специальном собачьем кладбище установлен памятник этой собаке по кличке Барри, который спас 40 человек.

ВИКТОРИНА

Конкурс «Без отгадки не загадка».

  1. Ветер разрушительной силы и значительный по продолжительности, скорость которого  превышает 32 м/с (ураган)

2.  Сильный электрический разряд между облаками и землей (молния)

3.  Атмосферный вихрь, возникающий в грозовом облаке и распространяющийся до поверхности земли, воды в виде гигантского рукава-хобота (смерч)

4. Раскаленная масса, изливающаяся на поверхность Земли при извержениях вулканов (лава)

  1. Быстро, внезапно возникающее движение снега или льда вниз по крутым склонам гор (снежная лавина)
  2. Отрыв и катастрофическое падение больших масс горных пород. Их скатывание, дробление на крутых и обрывистых склонах (обвал)
  3. В какой стране зафиксировано наибольшее число землетрясений? (Япония)
  4. Какое стихийное бедствие метеорологического характера довольно часто упоминается в стихах А.С. Пушкина (буря)
  5. Какое стихийное бедствие описывается в Библии? (наводнение)
  6.  Главный российский спасатель (В. Пучков)
  7. Какой из бытовых приборов напоминает принцип действия смерча (пылесос)
  8. Что является основным поражающим фактором при наводнении (вода)

Сказочные вопросы.

- О какой чрезвычайной природной ситуации рассказывается в сказке «Волшебник изумрудного города? (о смерче)

 - Какой обычный предмет в быту заменял героям русских сказок и карту, и компас. (клубок ниток)

- Какое событие сближает зайчика с сереньким козликом? (они оба погибли на прогулке)

- Убив целую семью – супругов и их многочисленных детей, - он спас свою семью и заслужил любовь читателей. Кто он, этот симпатичный убийца?( Мангуст Рикки-Тикки-Тави)

Конкурс «Кроссвордисты».

Ученикам предлагается разгадать кроссворд, содержащий понятия, известные каждому путешественнику.

По горизонтали: 1. Скользящее смещение масс горных пород вниз по склону под действием силы тяжести (оползень).                                                                               

2. Воздушная оболочка Земли (атмосфера).                                                                                 

3. Обвал массы снега на горных склонах (лавина).                                                                   

4. Значительное затопление местности в результате подъёма воды в реке, озере или море (наводнение). 

По вертикали: 5. Одна из главных задач МЧС (спасение). 

2.

По горизонтали: 1. Как называется каменная оболочка Земли (литосфера).                             2. Ветер огромной разрушительной силы, имеющий скорость более 30 м/сек (ураган).                                                                                                                                          3. Процесс выделения из недр жидких, твёрдых и газообразных продуктов (извержение).                                                                                                                                            4. Область пониженного давления в атмосфере с минимумом в центре (циклон). 

По вертикали: 5. Одна из главных задач МЧС (спасение).

Каждый должен вспоминать: 
Как от взрывов укрываться, 
Противогаз как одевать. 
Слыша вдруг сигнал сирены, 
Где убежище искать, 
Но пусть знанья наши эти 
Не придется применять.

Помните:

  • Ваши знания, умения и навыки залог уверенности и эффективности действий в опасных ситуациях!
  • Твердые практические навыки, умение предвидеть опасность, оказывать первую помощь в чрезвычайных ситуациях сохранит здоровье и жизнь вам и вашим близким, предотвратит трагедию!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тематическое планирование кружка ЮИД "Сигнал"

Тематическое планирование кружка о  правилах дорожного движения....

Презентация к занятию по риторике № 12 Мы слушаем – нас слушают. Сигнал принят! Слушаю! (2 класс)

Презентация к занятию по риторике. Занятие № 12 Тема: Мы слушаем – нас слушают. Сигнал принят! Слушаю! (2 класс)...

Тематический проект "Слышу я сигнала зов - к ситуации готов ".

Известно, что в дошкольном возрасте возникают благоприятные условия для воспитания у ребенка чувства опасности перед огнем и овладения знаниями, помогающими сориентироваться в сложной ситуации пожара....

"Вороний сигнал" Работа с текстом 3-4 классы

Рассказ"Вороний сигнал" составлен по Н.Сладкову. В работе шесть вопросов и заданий. Материал предназначен для проверки знаний на уроках литературного чтения в 3 или 4 классе....

Исследовательская работа " Рыба подает сигнал SOS"

Зимой в прудах под толщей льда из-за небольшого количества воды происходят застойные явления. Особенно в это время страдают мелкие виды рыб в небольших загрязненных водоемах, где образуются безвоздушн...

Общешкольное мероприятие "Сигнал тревоги".

ldquo;Чтобы преодолеть опасность, надо знать, чем грозит она и как её преодолеть”. Жизнь — великий дар! За жизнь необходимо бороться! Жизнь необходимо ценить! Если не знать, как себя вест...

Внеклассное мероприятие "Три сигнала светофора"

Цель: систематизация знаний о правилах дорожного движения, необходимость соблюдения здорового образа жизни.Задачи: -Закрепить знания детей о правилах дорожного движения. -Воспитывать у детей...