Сигнал тревоги
план-конспект по обж на тему
Цель: обобщить и систематизировать полученные знания о ЧС природного характера, причины их возникновения.
Задачи:
- активизировать знания обучающихся о ЧС природного характера;
- рассказать о правилах поведения при ЧС природного характера;
- интегрировать знания, полученные на уроках географии, в ОБЖ, решать логические задачи (ребусы, кроссворды) и составлять алгоритмы действия при ЧС.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
signal_trevogi.docx | 45.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект
общешкольного внеклассного мероприятия
«Сигнал тревоги»
Подготовила и провела: учитель Горюшина М.Л
Цель: обобщить и систематизировать полученные знания о ЧС природного характера, причины их возникновения.
Задачи:
- активизировать знания обучающихся о ЧС природного характера;
- рассказать о правилах поведения при ЧС природного характера;
- интегрировать знания, полученные на уроках географии, в ОБЖ, решать логические задачи (ребусы, кроссворды) и составлять алгоритмы действия при ЧС.
“Чтобы преодолеть опасность, надо знать, чем грозит она и как её преодолеть”.
Жизнь — великий дар! За жизнь необходимо бороться! Жизнь необходимо ценить! Если не знать, как себя вести в ЧС природного характера, разве шансы на выживание увеличиваются?
Сегодня мы вспомним более чрезвычайные ситуации природного характера, что это такое и какие правила безопасного поведения необходимо соблюдать при защитите от этих «Грозных сил природы»!
1. НАВОДНЕНИЕ- это затопление водой местности, в результате подъема воды в реке, озере или море за счет снеготаяния, сильных дождей, ветрового нагона.
Первое упоминание о наводнениях, найденное в русских летописях, относится к Х веку.
7.11.1824 произошло сильнейшее наводнение, о котором мы можем прочитать у великого русского поэта А.С Пушкина в «Медном всаднике.
Нева всю ночь
Рвалася к морю против бури,
Неодолев их буйной дури…
И спорить стало ей невмочь…
Поутро над ее брегами
Теснился кучами народ,
Любуясь брызгами, горами
И с пеной разъяренных вод.
Но силой ветра из залива
Перегражденная Нева,
Обратно шла, гневна, бурлива,
И затопила отрова,
Погода пуще сверипела,
Котлом клокоча и клубясь
И вдруг, как зверь остервенясь,
На город кинулась….
2. ЦУНАМИ – это морские волны, возникающие при подводных и прибрежных землетрясениях.
Это слово, японское «океанская волна» или «большая волна в заливе». Высота волны достигает 70 метров, длина до 1000 км. В открытом море её высота не более 50 см., скорость может достигать от 600-1000км/ч.
Наиболее цунамиопасными районами в России являются: Камчатка, Курилы, Сахалин. Пример последнего разрушительного цунами – это лето прошлого года, в Индонезии, о. Суматра, когда волны пересекли весь Индийский океан и дошли до п-ова Сомали (Африка), а это 6000 км.
Первое Цунами которое мы знаем из истории, произошло 1500 лет до н.э., приход гигантской волны связывают с извержением вулкана Санторин на острове Тир в Эгейском море, (и исчезновение Атлантиды - результат этой же волны).
ПРАВИЛА поведения при цунами и наводнении
- Немедленно закройте все окна и двери на запор и поднимитесь на верхний этаж.
- Займите наиболее безопасное место в помещении – вдали от окон у капитальной стены.
- Если волна застанет на улице, то постарайтесь зацепиться за ствол дерева или бетонную стену и приготовьтесь к возвратному движению волны.
3. ЗЕМЛЕТРЕСЕНИЯ – это подземные толчки и колебания земной поверхности, возникающие в результате смещений и разрывов в земной коре, передающиеся на большие расстояния в виде упругих волн. Из сотен тысяч земных толчков, только 10 тысяч ощущают люди ежегодно и только 100 могут быть разрушительными. Землетрясения возникают в местах соединения литосферных плит и вулканической активности.
По данным ЮНЕСКО, землетрясениям принадлежит первое место в мире по причиняемому ими экономическому ущербу и одно из первых мест по числу унесенных ими человеческих жизней.
ПРАВИЛА поведения при землетрясениях
- Перейдите в безопасное место (проемы двери) и подальше от окон и тяжелой мебели.
- Пытаясь выйти из многоэтажного дома, не пользуйтесь лифтом.
- Выйдя из здания, отойдите от него подальше.
- Не посещайте зону разрушений: это опасно!
После землетрясений в горах могут возникнуть другие опасные природные явления - Это обвалы, оползни, сели.
4. ОБВАЛЫ – отрыв и катастрофическое падение больших масс горных пород, их опрокидывание, дробление и скатывание на крутых обрывистых склонах. В результате выветривания, подмыва и силы тяжести.
…Оттоль сорвался раз обвал,
И с тяжким грохотом упал,
И всю теснину между скал
Загородил,
И Терека могучий вал,
Остановил
5. ОПОЛЗНИ – смещение масс горных пород по склону под воздействием собственного веса, в результате подмыва и переувлажнения. Угол падения 19º, а иногда 5-7º градусов
6. СЕЛИ – временный стремительный горный поток воды с большим содержанием камней, глины и песка.
Возникают в результате продолжительных ливней, таяние снега, прорыв озер.
ПРАВИЛА поведения при оползнях, обвалах, селях
- Немедленно покиньте опасную зону, предупредив об угрозе близких и соседей.
- Оставайтесь в безопасном месте до получения сигнала о том, что опасность миновала.
- Будьте внимательны при входе в дом к состоянию электричества и газа.
- Не дожидаясь прибытия помощи, приступайте к розыску и извлечению пострадавших, оказанию им первой помощи.
7. УРАГАНЫ, БУРИ, СМЕРЧИ.
Эти опасные природные явления возникают в результате перемещения воздушных масс, вследствие неравномерного распределения Атмосферного давления по поверхности Земли.
В 1806 году английский адмирал Фрэнсис Бофорт разработал шкалу, где были систематизированы все эти метеорологические явления по силе и скорости:
БУРЯ - 62-101км/ч
УРАГАН - более 120км/ч
СМЕРЧ – это атмосферный вихрь со скоростью 1000 км/ч (против часовой стрелки)
Смерчи способны осушать водоёмы и переносить их в другие места. Например, смерч, пересекший реку РЕЙН, образовал в речной воде коридор глубиной до 7 метров, а шириной до 80 метров.
Кто помнит БИБЛИЮ? «Моисей повел евреев через пустыню и, подойдя к морю, вода расступилась» - ведь все написанное не может быть вымыслом.
ПРАВИЛА поведения при ураганах, бурях, смерчах
- Отойдите от окон, заняв место в нишах стен или дверном проеме. Если вы на улице, найдите овраг или яму.
- Отключите газ и электричество.
- Если буря закончилась, соблюдайте меры предосторожности при возвращении домой. Не дотрагивайтесь до оборванных проводов.
С ростом чрезвычайных ситуаций, которые приводят к гибели людей, возникла потребность в создании МЧС.
- МЧС — Министерство по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России). Именно оно руководит отрядами спасателей, готовит их, снабжает всем необходимым и посылает туда, где случилась беда.
10 января 1994 года, Государственный комитет Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий был преобразован в Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России). Возглавляет министерство Пучков Владимир Андреевич. В январе 2002 года, 278 тысяч сотрудников Государственной противопожарной службы вошли состав МЧС, имевший до этого численность 70 тысяч сотрудников.
Спасателями становятся только сильные и очень смелые люди, которые остро чувствуют чужую беду и всегда спешат на помощь.
Могучим братством спаяны навек,
В жару, иль в зной, прошли огонь и воду
Борьбу ведут не за награды, выше всех
Одно лишь ставят – служение народу!
И если надо, если где беда,
В любую точку и страны, и мира
По зову сердца полетят туда,
Где требуются сильные мужчины.
Когда вы рядом – в семьях лад и мир,
Когда работаете – стихия отступает.
И помните вы свято – слово есть «о мир»
Есть вы – защитники, кто жизнь оберегает!
Этот значок – часть эмблемы МЧС. Ее называют «Звезда надежды».
На помощь к нам в разрушенных домах, в огне пожара и при паводках и наводнениях, а также просто попавшим в беду приходят несущие постоянно службу спасатели МЧС, у которых на счету десятки тысяч спасенных людей.
ЭТО ИНТЕРЕСНО
На острове Ява растет цветок, королевская примула, ее называют « цветком землетрясения», он рассветает накануне извержения вулкана.
По наблюдениям сибиряков, бурундук клокочет перед ненастьем. Его название произошло от этого ненастья.
В 525 году до н.э. во время песчаной бури в пустыне Сахара погибло пятидесятитысячное войско персидского царя Камбиза.
Калифорнийский биолог Д.Беркленд ежедневно анализирует количество объявлений о пропажах и находках собак, кошек и прочей живности. Если оно превышает норму, то он бьет тревогу, и, как , правило он не ошибается . Так он предупреждает о землетрясении.
Жесточайший ураган 1854 года, погубивший груженный золотом корабль « Черный принц», послужил причиной возникновения новой науки - метеорологии, которая могла бы предотвратить эту катастрофу.
Еще в прошлом веке в Альпах людей, засыпанных снегом, помогали обнаруживать большие сильные собаки - сенбернары, названные в честь высокогорного монастыря, где их разводили. Близ Парижа на специальном собачьем кладбище установлен памятник этой собаке по кличке Барри, который спас 40 человек.
ВИКТОРИНА
Конкурс «Без отгадки не загадка».
- Ветер разрушительной силы и значительный по продолжительности, скорость которого превышает 32 м/с (ураган)
2. Сильный электрический разряд между облаками и землей (молния)
3. Атмосферный вихрь, возникающий в грозовом облаке и распространяющийся до поверхности земли, воды в виде гигантского рукава-хобота (смерч)
4. Раскаленная масса, изливающаяся на поверхность Земли при извержениях вулканов (лава)
- Быстро, внезапно возникающее движение снега или льда вниз по крутым склонам гор (снежная лавина)
- Отрыв и катастрофическое падение больших масс горных пород. Их скатывание, дробление на крутых и обрывистых склонах (обвал)
- В какой стране зафиксировано наибольшее число землетрясений? (Япония)
- Какое стихийное бедствие метеорологического характера довольно часто упоминается в стихах А.С. Пушкина (буря)
- Какое стихийное бедствие описывается в Библии? (наводнение)
- Главный российский спасатель (В. Пучков)
- Какой из бытовых приборов напоминает принцип действия смерча (пылесос)
- Что является основным поражающим фактором при наводнении (вода)
Сказочные вопросы.
- О какой чрезвычайной природной ситуации рассказывается в сказке «Волшебник изумрудного города? (о смерче)
- Какой обычный предмет в быту заменял героям русских сказок и карту, и компас. (клубок ниток)
- Какое событие сближает зайчика с сереньким козликом? (они оба погибли на прогулке)
- Убив целую семью – супругов и их многочисленных детей, - он спас свою семью и заслужил любовь читателей. Кто он, этот симпатичный убийца?( Мангуст Рикки-Тикки-Тави)
Конкурс «Кроссвордисты».
Ученикам предлагается разгадать кроссворд, содержащий понятия, известные каждому путешественнику.
По горизонтали: 1. Скользящее смещение масс горных пород вниз по склону под действием силы тяжести (оползень).
2. Воздушная оболочка Земли (атмосфера).
3. Обвал массы снега на горных склонах (лавина).
4. Значительное затопление местности в результате подъёма воды в реке, озере или море (наводнение).
По вертикали: 5. Одна из главных задач МЧС (спасение).
2.
По горизонтали: 1. Как называется каменная оболочка Земли (литосфера). 2. Ветер огромной разрушительной силы, имеющий скорость более 30 м/сек (ураган). 3. Процесс выделения из недр жидких, твёрдых и газообразных продуктов (извержение). 4. Область пониженного давления в атмосфере с минимумом в центре (циклон).
По вертикали: 5. Одна из главных задач МЧС (спасение).
Каждый должен вспоминать:
Как от взрывов укрываться,
Противогаз как одевать.
Слыша вдруг сигнал сирены,
Где убежище искать,
Но пусть знанья наши эти
Не придется применять.
Помните:
- Ваши знания, умения и навыки залог уверенности и эффективности действий в опасных ситуациях!
- Твердые практические навыки, умение предвидеть опасность, оказывать первую помощь в чрезвычайных ситуациях сохранит здоровье и жизнь вам и вашим близким, предотвратит трагедию!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тематическое планирование кружка ЮИД "Сигнал"
Тематическое планирование кружка о правилах дорожного движения....
Презентация к занятию по риторике № 12 Мы слушаем – нас слушают. Сигнал принят! Слушаю! (2 класс)
Презентация к занятию по риторике. Занятие № 12 Тема: Мы слушаем – нас слушают. Сигнал принят! Слушаю! (2 класс)...
Тематический проект "Слышу я сигнала зов - к ситуации готов ".
Известно, что в дошкольном возрасте возникают благоприятные условия для воспитания у ребенка чувства опасности перед огнем и овладения знаниями, помогающими сориентироваться в сложной ситуации пожара....
"Вороний сигнал" Работа с текстом 3-4 классы
Рассказ"Вороний сигнал" составлен по Н.Сладкову. В работе шесть вопросов и заданий. Материал предназначен для проверки знаний на уроках литературного чтения в 3 или 4 классе....
Исследовательская работа " Рыба подает сигнал SOS"
Зимой в прудах под толщей льда из-за небольшого количества воды происходят застойные явления. Особенно в это время страдают мелкие виды рыб в небольших загрязненных водоемах, где образуются безвоздушн...
Общешкольное мероприятие "Сигнал тревоги".
ldquo;Чтобы преодолеть опасность, надо знать, чем грозит она и как её преодолеть”. Жизнь — великий дар! За жизнь необходимо бороться! Жизнь необходимо ценить! Если не знать, как себя вест...
Внеклассное мероприятие "Три сигнала светофора"
Цель: систематизация знаний о правилах дорожного движения, необходимость соблюдения здорового образа жизни.Задачи: -Закрепить знания детей о правилах дорожного движения. -Воспитывать у детей...