Азбука безопасности
рабочая программа по обж (1, 2, 3, 4 класс) на тему
Актуальность программы заключается в том, что на современном этапе развития общества она отвечает запросам учащихся и родителей: формирует социально значимые знания, умения и навыки, оказывает комплексное обучающее, развивающее, воспитательное и здоровьесберегающее воздействие, способствует формированию эстетических и нравственных качеств личности, приобщает учащихся к творчеству.
2.Актуальность программы определяется:
- определением и выбором учащимися (ещё на стадии школьного обучения) дальнейшего профессионального развития, обучения и освоения конкретных специальностей;
-более лёгкой адаптацией «во взрослой» жизни.
3. формированием ответственности за своё поведение и здоровье.
Отличительные особенности программы является то, что благодаря полученным знаниям, обучающиеся будут учиться самостоятельно мыслить, осуществлять поиск, работать творчески, приобщаться к науке, учитывать пути и возможности выживания своего организма в природной и социальной средах, в которых они живут.
-Ознакомить с постоянным ростом количества и масштабов негативных последствий чрезвычайных ситуаций – аварий, природных и техногенных катастроф, стихийных бедствий и пожаров.
-обогатить словарный запас учащихся на основе использования соответствующей технологии
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
azbuka_bezopasnosti.doc | 222.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБОУ СОШ №259
Адмиралтейского района
Санкт-Петербург
Программа «Азбука безопасности» (Внеурочная деятельность)
Пояснительная записка
Данная общеобразовательная общеразвивающая программа «Азбука безопасности» разработана согласно требованиям следующих документов:
• Конституция Российской Федерации (с изменениями на 21 марта 2014 года);
• Федеральный закон от 29.12.2012 №2012-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями);
• Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 №189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (с изменениями и дополнениями);
• Приказ Минобразования и науки РФ от 17.12.2010 года №1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
• Приказ Минобразования и науки РФ от 29.12.2014 года №1644 «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 г. №1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»»;
• Приказ Минобразования и науки РФ от 31.03.2014 года №253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;
• Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года (Указ Президента РФ от 12 мая 2009 года №537);
• Стратегия государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года (Указ Президента РФ от 9 июня 2010 года №690);
• Примерные программы основного общего образования. Основы безопасности жизнедеятельности. – М.: Просвещение, 2010. (Стандарты второго поколения);
. Локальный акт школы «Положение о рабочей программе»
.Учебный план школы
• Основы безопасности жизнедеятельности. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией А.Т. Смирнова. 5-9 классы :пособие для учителей общеобразовательных учреждений/ А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников. – М.: Просвещение, 2012.
Рабочая программа учебного курса «Основы безопасности жизнедеятельности» для 5 класса разработана на основе авторской программы под общей редакцией А.Т. Смирнова:
• Основы безопасности жизнедеятельности. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией А.Т. Смирнова. 5-9 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений/ А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников. – М.: Просвещение, 2012.
- Федерального Закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
−Концепции развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р);
− СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей».(Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 № 41);
−Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 г. № 1008 г. «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
-Методических рекомендаций по проектированию дополнительных общеразвивающих программ в государственных образовательных организациях Санкт-Петербурга, находящихся в ведении Комитета по образованию (Распоряжение Комитета по образованию от 01.03.2017 г. № 617-р);
Данная программа «Азбука безопасности» имеет социально-педагогическую направленность
Уровень освоения общекультурный - срок реализации программ: -1 г.-34 ч. в год.,
1.Актуальность программы заключается в том, что на современном этапе развития общества она отвечает запросам учащихся и родителей: формирует социально значимые знания, умения и навыки, оказывает комплексное обучающее, развивающее, воспитательное и здоровьесберегающее воздействие, способствует формированию эстетических и нравственных качеств личности, приобщает учащихся к творчеству.
2.Актуальность программы определяется:
- определением и выбором учащимися (ещё на стадии школьного обучения) дальнейшего профессионального развития, обучения и освоения конкретных специальностей;
-более лёгкой адаптацией «во взрослой» жизни.
3. формированием ответственности за своё поведение и здоровье.
Отличительные особенности программы является то, что благодаря полученным знаниям, обучающиеся будут учиться самостоятельно мыслить, осуществлять поиск, работать творчески, приобщаться к науке, учитывать пути и возможности выживания своего организма в природной и социальной средах, в которых они живут.
-Ознакомить с постоянным ростом количества и масштабов негативных последствий чрезвычайных ситуаций – аварий, природных и техногенных катастроф, стихийных бедствий и пожаров.
-обогатить словарный запас учащихся на основе использования соответствующей технологии
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «Азбука безопасности»
Адресат программы. Данная программа «Азбука безопасности» предназначена для учащихся 1-4 классов в связи с тем, что обучающиеся данного возраста не проходят комплексную программу для общеобразовательного учреждения «Основы безопасности жизнедеятельности », А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников. Поддерживается УМК А.Т. Смирнова.- М.: Просвещение, 2012 .По ФГОС эти классы часто посещают Дома творчества, экскурсии, библиотеки. Проблема безопасного поведения детей в социуме актуальна и имеет острую социальную значимость.
Объём и срок реализации программы. Возраст обучающихся, участвующих в реализации программы
Данная программа рассчитана на обучение детей7-10 лет.
Продолжительность обучения в течение года -34 часа, 1 часа в неделю.
Формирование групп проводится по желанию детей. Количество детей в группах не менее 8 человек.
Цель программы:
-формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья учащихся;
Задачи программы
Обучающие (предметные)
--научить основам личной гигиены и основы оказания доврачебной помощи;
-обучить технике передвижения на различных участках местности
- обучить основам оказания первой медицинской помощи
-ознакомить с видами производственных аварий и возможными опасностями для жизни и здоровья человека;
- обогатить словарный запас учащихся на основе использования соответствующей терминологии
Развивающие (метапредметные):
-пробудить интерес к поисковой и краеведческой деятельности, детского познавательного туризма
-развивать культуру межнационального общения через игры и соревнования;
-формировать у детей ответственное отношение к своему здоровью и потребности в здоровом образе жизни;
- способствовать развитию культуры безопасной жизнедеятельности, профилактики наркотической и алкогольной зависимости, табакокурения и других вредных привычек;
- развить в детской и семейной среде систему мотиваций к активному и здоровому образу жизни, занятиям физической культурой и спортом.
Воспитательные (личностные):
--создать условия для воспитания у учащихся трудолюбия, аккуратности;
-привить навыки работать в группе, формировать культуру общения и т.д.
-сформировать внутреннюю позицию личности по отношению к окружающей социальной действительности;
-содействовать популяризации в информационном пространстве традиционных российских культурных, в том числе эстетических, нравственных и семейных ценностей и норм поведения;
-воспитывать у учащихся умение совершать правильный выбор в условиях возможного негативного воздействия информационных ресурсов;
-сформировать приверженность идеям интернационализма, дружбы, равенства, взаимопомощи народов;
-способствовать развитию культуры межнационального общения;
-способствовать развитию в детской среде ответственности, принципов коллективизма и социальной солидарности;
-сформировать стабильную систему нравственных и смысловых установок личности, позволяющих противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, коррупции, дискриминации по социальным, религиозным, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям;
-способствовать развитию поисковой и краеведческой деятельности, детского познавательного туризма;
-развить у учащихся нравственные чувства (чести, долга, справедливости, милосердия и дружелюбия);
-сформировать выраженную в поведении нравственную позицию, в том числе способность к сознательному выбору добра;
-содействовать формированию у учащихся позитивных жизненных ориентиров и планов;
-воспитывать уважение к культуре, языкам, традициям и обычаям народов, проживающих в РФ.;
-содействовать повышению привлекательности науки, научно-технического творчества для подрастающего поколения;
-сформировать у подрастающего поколения ответственное отношение к своему здоровью и потребности в здоровом образе жизни;
-сформировать в детской и семейной среде системы мотивации к активному и здоровому образу жизни, занятиям физической культурой и спортом. Развивать культуру здорового питания;
-способствовать развитию культуры безопасной жизнедеятельности, профилактики наркотической и алкогольной зависимости, табакокурения и других вредных привычек;
-воспитывать у учащихся уважение к труду и людям труда, трудовым достижениям;
-сформировать у учащихся умения и навыки самообслуживания, потребность трудиться, добросовестное, ответственное и творческое отношение к разным видам трудовой деятельности, включая обучение и выполнение домашних обязанностей;
-развить навыки совместной работы, умение работать самостоятельно, мобилизуя необходимые ресурсы, правильно оценивая смысл и последствия своих действий;
-содействовать профессиональному самоопределению, приобщению учащихся к социально значимой деятельности для осмысленного выбора профессии;
-развить у учащихся и их родителей экологическую культуру, бережное отношение к родной земле. Природным богатствам России и мира;
-воспитывать чувство ответственности за состояние природных ресурсов, умений и навыков разумного природопользования, нетерпимого отношения к действиям, приносящим вред экологии.
Условия реализации дополнительной общеобразовательной программы:
-возраст учащихся, участвующих в освоении данной общеобразовательной программы,-7-10 лет
-условия набора учащихся в коллектив: (принимаются все желающие )
-условия формирования групп: одновозрастные,
Количество учащихся в группе от 8 человек
Особенности организации образовательного процесса :(особое построение содержания и хода освоения программы, описание этапов, модулей, ступеней прохождения программы и т.д.)
Формы проведения занятий: занятия ознакомительно-информационного характера, учебные занятия, оформление «Дневников безопасности», экскурсии,
Формы организации деятельности учащихся на занятии:
- учебные занятия;
- учебно – тренировочные практические работы;
- участие в соревнованиях между группами;
- экскурсии;
- оформление Дневника безопасности;
- игры;
- художественно- творческая: стихи, песни, сценки.
Материально-техническое обеспечение программы
1 Комплексная программа для общеобразовательного учреждения «Основы безопасности жизнедеятельности », А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников. Поддерживается УМК А.Т. Смирнова.- М.: Просвещение, 2013.
2.Компьютер и проектор
3.Медицинские аптечки,для оказания первой помощи
4.Фильмы по программе:
-«Стой. Жди. Иди», «Правила дорожного движения», «Правила поведения в ЧС природного и техногенного характера», «Кровотечения», «Оказание первой медицинской помощи при переломах»,»Подросток и улица»
5.Презентации:
-Введение в программу
-Техника безопасности на занятиях кружка
-Опасности в доме
-Виды пожаров и как с ними бороться
-Дорожные знаки и их классификация
-Стихийные бедствия и катастрофы
-Чернобыльские уроки
-Терроризм и экстремизм
-Лекарственные растения
-Ядовитые грибы
5.10 стендов по ГО ЧС.
6.Наборы цветной бумаги, клей, ножницы, карандаши, краски, фломастеры
7.Макеты для изучения ПДД.
Планируемые результаты
Личностными результатами освоения учащимися содержания программы объединения являются следующие умения:
— активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
— проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;
— проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;
— оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы.
Метапредметные:
— характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта;
— находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать способы их исправления;
— общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности;
— организовывать самостоятельную деятельность с учетом требований ее безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации места занятий;
— анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения;
— управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми, сохранять хладнокровие, сдержанность, рассудительность;
— технически правильно выполнять двигательные действия из базовых видов спорта, использовать их в игровой и соревновательной деятельности.
Предметные:
— представлять занятия в объединении как средство укрепления здоровья, физического развития и физической подготовки человека;
— оказывать посильную помощь и моральную поддержку сверстникам при выполнении учебных заданий, доброжелательно и уважительно объяснять ошибки и способы их устранения;
— организовывать и проводить со сверстниками подвижные игры и элементы соревнований, осуществлять их объективное судейство;
— бережно обращаться с инвентарем и оборудованием, соблюдать требования техники безопасности к местам проведения;
— характеризовать физическую нагрузку по показателю частоты пульса, регулировать ее напряженность во время занятий по развитию физических качеств;
— взаимодействовать со сверстниками по правилам проведения подвижных игр и соревнований;
— в доступной форме объяснять правила (технику) выполнения двигательных действий, анализировать и находить ошибки, эффективно их исправлять;
— выполнять технические действия из базовых видов спорта, применять их в игровой и соревновательной деятельности;
Ожидаемые результаты 1 –ого года обучения
Учащиеся должны знать:
-- опасности, подстерегающие человека дома;
-правила дорожного движения;
-дорожные знаки, их классификация;
- правила перехода дорог;
- пожарные автомобили и противопожарное оборудование;
- причины возникновения пожара;
- опасные факторы, возникающие при пожаре;
- правила вызова пожарных и сообщения о пожаре;
- первичные средства пожаротушения;
- как оказать первую медицинскую помощь;
-технику безопасности в лесу;
-лекарственные и ядовитые растения и грибы наших лесов;
- диких животных;
- опасные привычки;
- стихийные бедствия и возможные опасности для жизни и здоровья
человека;
- виды производственных аварий и возможные опасности для жизни и
здоровья человека;
- как не стать жертвой преступления;
- что такое терроризм,15 заповедей подростка;
-основные виды туризма, туристское снаряжение;
-основные требования к месту стоянки, порядок работы на стоянках;
-меры безопасности и вопросы охраны природы;
-основы режима для путешествия;
- порядок преодоления препятствий;
- основы личной гигиены и основы оказания доврачебной помощи;
- природные условия и достопримечательности родного края;
- способы ориентирования;
- технику передвижения на различных участках местности.;
Учащиеся должны уметь:
- оказать первую доврачебную помощь пострадавшим и себе;
- пользоваться первичными средствами пожаротушения
-составлять перечень и подбирать личное и групповое снаряжение;
- готовить пищу на костре;
- разводить костер в сухую и дождливую погоду;
- выбирать дрова для костра;
- организовать ночлег в лесу, добыть воду, огонь и пищу;
- ориентироваться по карте и компасу, определять азимут;
- совершать правильный выбор в условиях возможного негативного
воздействия;
- сохранить здоровье и жизнь в неблагоприятных и чрезвычайных
ситуациях
Оценочные и методические материалы (УМК)
Оценочные материалы
Для отслеживания результативности образовательной деятельности по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе проводятся:
Входной контроль, который осуществляется при вступлении учащихся в объединение.
Формы входного контроля:
- собеседование с родителями и учащимися при поступлении в объединение;
- педагогическое наблюдение в течение сентября с целью выявления первоначального уровня знаний и умений.
Текущий контроль, который осуществляется на занятиях в течение всего учебного года для отслеживания уровня освоения учебного материала программы и развития личностных качеств учащихся.
Формы текущего контроля:
-педагогические наблюдения;
-выполнение тестовых заданий на знание тем программы;
-анализ педагогом и учащимися качества выполнения творческих работ;
- устный опрос на выявления умения рассказать о свое работе и дать оценку ей.
-промежуточный контроль, который предусмотрен 2 раза в год, а именно: в декабре и мае- с целью выявления уровня освоения программы учащимися и корректировки процесса обучения.
Формы промежуточного контроля:
-устный и письменный опрос;
-выполнение тестовых заданий по разделам программы;
- защита выполненной работы;
- анализ участия учащихся в выставках, праздниках.
Итоговый контроль, который проводится в конце обучения по программе.
Формы итогового контроля:
- открытые занятия в разной форме для педагогов и родителей.
Учащиеся на занятиях должны продемонстрировать уровень овладения теоретическим материалом. Для этого проводятся: тестирование, письменный или устный опрос, зачёт.
-анализ педагогом и учащимися качества выполнения работ.
-анализ участия каждого учащегося в выставках, праздниках, фестивалях.
Разработаны формы фиксации результатов:
1.Информационная карта «Определение уровня развития личностных качеств учащихся»
Диагностика уровня личностного развития учащихся проводится по следующим параметрам: культура речи, умение слушать, умение выделять главное, умение планировать, умение ставить задачи, самоконтроль, воля, выдержка, самооценка, мотивация, социальная адаптация. Диагностика проводится 2 раза в год: «Определение уровня развития личностных качеств учащихся»
Итоги диагностики заносятся в информационную карту «Определение уровня развития личностных качеств учащихся»
Оценка параметров Уровень
Начальный уровень-1 балл 11-16 баллов –начальный уровень
Средний уровень-2 балла 17-27 баллов - средний уровень
Высокий уровень-3 балла 28-33 баллов -высокий уровень
2. «Карта учёта творческих достижений учащихся»
Результаты заносятся в карту в течение года.
3.Анкета для родителей «Определение родительской общественности к качеству образовательных услуг и степень удовлетворённости образовательным процессом в объединении»
Анкетирование проводится 2 раза в год: в декабре и апреле.
4.Анкета для учащихся «Изучение интереса к занятиям у учащихся объединения»
Анкетирование проводится 2 раза в год: в декабре и апреле
5.Тестовые задания по темам общеобразовательной программы и теоретические материалы к темам программы (
6.Фотографии участия в выставках разного уровня и другое (диски..)
Методические материалы
Обучение по данной программе предполагает использовать современные педагогические технологии:
- педагогику сотрудничества, которая предполагает совместную деятельность педагога и учащихся, скреплённая взаимопониманием, совместным анализом её хода и результата;
- технологию личностно-ориентированного обучения, которая предполагает максимальное развитие индивидуальных познавательных способностей учащихся на основе использования имеющегося у них опыта жизнедеятельности.
- информационные технологии.
Для реализации программы имеется дидактические средства:
-иллюстративный материал .
- Учебники «Основы безопасности жизнедеятельности », А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников. Поддерживается УМК А.Т. Смирнова.- М.: Просвещение, 2012
Презентации:
-Введение в программу
-Техника безопасности на занятиях кружка
-Опасности в доме
-Виды пожаров и как с ними бороться
-Дорожные знаки и их классификация
-Стихийные бедствия и катастрофы
-Чернобыльские уроки
-Терроризм и экстремизм
-Лекарственные растения
-Ядовитые грибы
Фильмы по программе:
-«Стой. Жди. Иди», «Правила дорожного движения», «Правила поведения в ЧС природного и техногенного характера», «Кровотечения», «Оказание первой медицинской помощи при переломах»,»Подросток и улица»
-10 стендов по ГО ЧС.
-Наборы цветной бумаги, клей, ножницы, карандаши, краски, фломастеры
-макеты для изучения ПДД.
Ожидаемые результаты 1 –ого года обучения
Учащиеся должны знать:
-- опасности, подстерегающие человека дома;
-правила дорожного движения;
-дорожные знаки, их классификация;
- правила перехода дорог;
- пожарные автомобили и противопожарное оборудование;
- причины возникновения пожара;
- опасные факторы, возникающие при пожаре;
- правила вызова пожарных и сообщения о пожаре;
- первичные средства пожаротушения;
- как оказать первую медицинскую помощь;
-технику безопасности в лесу;
-лекарственные и ядовитые растения и грибы наших лесов;
- диких животных;
- опасные привычки;
- стихийные бедствия и возможные опасности для жизни и здоровья
человека;
- виды производственных аварий и возможные опасности для жизни и
здоровья человека;
- как не стать жертвой преступления;
- что такое терроризм,15 заповедей подростка;
-основные виды туризма, туристское снаряжение;
-основные требования к месту стоянки, порядок работы на стоянках;
-меры безопасности и вопросы охраны природы;
-основы режима для путешествия;
- порядок преодоления препятствий;
- основы личной гигиены и основы оказания доврачебной помощи;
- природные условия и достопримечательности родного края;
- способы ориентирования;
- технику передвижения на различных участках местности.;
Учащиеся должны уметь:
- оказать первую доврачебную помощь пострадавшим и себе;
- пользоваться первичными средствами пожаротушения
-составлять перечень и подбирать личное и групповое снаряжение;
- готовить пищу на костре;
- разводить костер в сухую и дождливую погоду;
- выбирать дрова для костра;
- организовать ночлег в лесу, добыть воду, огонь и пищу;
- ориентироваться по карте и компасу, определять азимут;
- совершать правильный выбор в условиях возможного негативного
воздействия;
- сохранить здоровье и жизнь в неблагоприятных и чрезвычайных
ситуациях
Учебный план первого года обучения
№ п/п | Название раздела, темы | Количество часов | Формы контроля | |||
Всего | Теория | Практика | ||||
2 | Вводное занятие. Знакомство с группой. Цели и задачи программы. Инструктаж по ТБ. Беседа по Дню солидарности против терроризма. | 1 | 1 | Беседа с обучающимися. Инструктаж по ТБ. Беседа по Дню солидарности против терроризма. | ||
3 | Дом, в котором мы живём. | 1 | 1 | Беседа с обучающимися. Выставка рисунков «Опасности в доме» | ||
4 | Правила дорожного движения. | 7 | 4 | 3 | Выставка рисунков. Конкурс на лучший рисунок на асфальте, лучший Дневник безопасности. Участие в конкурсе по ПДД в ДДТ «У Вознесенского моста». КВН на знания ПДД. Открытый урок для учителей. | |
5 | Противопожарная безопасность. | 4 | 1 | 3 | Проведение объектовой тренировки. Участие в конкурсах Адмиралтейского района по пожарной безопасности. Посещение пожарной части района. | |
6 | Стихийные бедствия и возможные опасности для жизни и здоровья человека. | 2 | 2 | Конкурс на лучший рисунок. Выставка рисунков.. | ||
7 | Как не стать жертвой преступления. | 2 | Итоговая диагностика. Оформление листовок для обучающихся и жителей района. | |||
8 | Лесные опасности. | 3 | 2 | 1 | Участие в тематических выставках. | |
9 | Опасные привычки. | 3 | 1 | 1 | Участие в тематических выставках. Беседа с инспектором ГИБДД., соц.работником школы. | |
10 | Производственные аварии и возможные опасности для жизни и здоровья человека. | 3 | 2 | 1 | Участие в тематических выставках. | |
11 | Терроризм. | 7 | 5 | 2 | Участие в тематических выставках. Беседы с инспектором ГИБДД. | |
12 | Итоговое занятие. | 1 | - | 1 | Итоговая диагностика. Проведение соревнований «Безопасное колесо» | |
Итого: | 34 | 22 | 12 |
Календарно –тематический план
№ п/п | Тема урока | Практика | Контроль | Планируеиые результаты обучения |
1 | Вводное занятие. Знакомство с группой. Цели и задачи программы. Инструктаж по ТБ. Беседа по Дню солидарности против терроризма. | - устный опрос; - письменная самостоятельная работа; | Итоговая диагностика. Проведение соревнований «Безопасное колесо» | |
2 | Роль городов в развитии общества. Система жизнеобеспечения современных городов. Система обеспечения жилища водой, теплом, электроэнергией, газом. Беседа «День памяти погибшим от фашизма» | - устный опрос; | ||
3 | Бытовые приборы, используемые человеком в повседневной жизни | - устный опрос; - письменная самостоятельная работа; | ||
4 | Правила дорожного движения, их история. | - устный опрос; | Пересказывать и понимать тексты и графические изображения о правилах дорожного движения Изображать путь от дома до школы с помощью условных обозначений. Описывать увиденные дорожные ситуации. Характеризовать поведение участников дорожного движения. | |
5 | Наш безопасный путь в школу. | Пр.работа «Безопасный путь в школу» | - творческая работа | Проводить групповые наблюдения во время практических занятий. Различать дорожные знаки и дорожную разметку. Группировать дорожные знаки по назначению. Анализировать дорожную обстановку. Обсуждать в группах и объяснять правила поведения в различных дорожных ситуациях (в городе, за городом, в транспорте). Исследовать (на основе непосредственных жизненных наблюдений) связи поведения участников дорожного движения и частотой ДТП. |
6 | Оформление дневников безопасности | - творческая работа | Исследовать (на основе непосредственных жизненных наблюдений) связи поведения участников дорожного движения и частотой ДТП. | |
7 | Дорожные знаки Безопасность пешеходов | - устный опрос; | Проводить групповые наблюдения во время практических занятий. Различать дорожные знаки и дорожную разметку. Группировать дорожные знаки по назначению. Анализировать дорожную обстановку. Обсуждать в группах и объяснять правила поведения в различных дорожных ситуациях (в городе, за городом, в транспорте). Исследовать (на основе непосредственных жизненных наблюдений) связи поведения участников дорожного движения и частотой ДТП. | |
8 | П.Р.Правила движения для велосипедистов | П.Р.Правила движения для велосипедистов | - письменная самостоятельная работа; | Исследовать (на основе непосредственных жизненных наблюдений) связи поведения участников дорожного движении Сравнивать и различать сигналы светофора, регулировщика и водителей транспортных средств. Характеризовать условия, обеспечивающие безопасность при переходе дорог. Составлять рассказ по итогам практического занятия (тренинга). |
9 | Оказание первой медицинской помощи в ДТП. | - творческая работа | Исследовать (на основе непосредственных жизненных наблюдений) связи поведения участников дорожного движения и частотой ДТП. | |
10 | Встреча с инспектором ГИБДД. Беседа по антикоррупции | Встреча с инспектором ГИБДД | - устный опрос; | Проводить групповые наблюдения во время экскурсий по микрорайону и в тренажёрный класс. Моделировать и оценивать различные ситуации поведения на дороге ив транспорте. Различать формы поведения, которые допустимы на дороге и в транспорте. Выбирать оптимальные формы поведения во взаимоотношениях с одноклассниками, взрослыми. Выявлять потенциально опасные ситуации для сохранения жизни и здоровья человека в условиях дорожного движения. |
11 | История создания пожарной охраны в России П.Р. Пожарный автомобиль. | П.Р. Пожарный автомобиль. | - письменная самостоятельная работа; | положительно - эмоциональный настрой на предстоящую деятельность; действия смыслообразования, т. е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом. самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено обучающимися, и того, что еще неизвестно. развить критическое мышление, умения вести диалог и аргументировать свою позицию. . |
12 | П.Р.План эвакуации школы, система оповещения при пожаре. Эвакуация из школы | П.Р.План эвакуации школы, система оповещения при пожаре. Эвакуация из школы | - письменная самостоятельная работа; | • формирование личного (эмоционального) отношения к правилам эвакуации • осваивать новые социальные роли и правила при возникновении пожара |
13 | Экскурсия в пожарную часть. | Экскурсия в пожарную часть. | - творческая работа | обучающиеся умеют работать в паре, умею слышать и слышать других. устанавить необходимость знаний о пожарной безопасности |
14 | Чрезвычайные ситуации природного характера | - творческая работа | ||
15 | Безопасность на воде. Правила купания. Катание на лодке, гидроцикле, надувных средствах передвижения. | - устный опрос; | ||
16 | Антиобщественное поведение и его опасность. | - творческая работа | ||
17 | П.Р. Обеспечение личной безопасности дома. Безопасность в повседневной жизни. | П.Р. Обеспечение личной безопасности дома. Безопасность в повседневной жизни. | - письменная самостоятельная работа; | |
18 | Гроза в лесу. Техника безопасности. | - устный опрос; | ||
19 | Если человек заблудился в лесу. Организация ночлега. Добывание пищи, воды и огня. | - творческая работа | ||
20 | П.Р. Первая помощь при отравлении ядовитыми растениями (борщевик, лютик, молочай, белена). | П.Р. Первая помощь при отравлении ядовитыми растениями (борщевик, лютик, молочай, белена). | - письменная самостоятельная работа; | |
21 | Компьютерная зависимость. Табакокурение и алкоголизм. Беседа по антикоррупции | - творческая работа | ||
22 | П.Р. Составление памяток по работе с компьютером. Как не стать жертвой опасных привычек. Беседа врача. | П.Р. Составление памяток по работе с компьютером. Как не стать жертвой опасных привычек. Беседа врача. | - письменная самостоятельная работа; | |
23 | П.Р.Ведение «Дневника безопасности». Конкурс рисунков по тематике.. | П.Р.Ведение «Дневника безопасности». Конкурс рисунков по тематике.. | - письменная самостоятельная работа; | |
24 | Классификации ЧС техногенного плана по типам и видам их возникновения. Аварии на радиационно - опасных объектах и их возможные последствия. | - устный опрос; | ||
25 | Обеспечение радиационной безопасности населения. Опасности химического производства. Опасность объектов ядерной энергетики. Пожары и взрывы на взрывоопасных объектах экономики и их возможные последствия. | - творческая работа | ||
26 | П.Р. Действия при ЧС техногенного плана. Правила безопасного поведения при радиационных авариях. АХОВ (активные химически опасные вещества). Ведение «Дневника безопасности». Разработка памяток. Конкурс рисунков по теме. Эвакуация населения. | П.Р. Действия при ЧС техногенного плана. Правила безопасного поведения при радиационных авариях. АХОВ (активные химически опасные вещества). Ведение «Дневника безопасности». Разработка памяток. Конкурс рисунков по теме. Эвакуация населения. | - письменная самостоятельная работа; | |
27 | Терроризи-4ч. Терроризм в России. | Беседы с инспектором ГИБДД. Тест | —характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта; | |
28 | Подозрительный предмет. Вам угрожают. | - устный опрос; | ||
29 | Как уберечься от угрозы взрыва. | |||
30 | П.Р. Просмотр и анализ фильма о терроризме | П.Р. Просмотр и анализ фильма о терроризме | - письменная самостоятельная работа; | |
31 | П.Р.Поведение в толпе. При угрозе теракта. | П.Р.Поведение в толпе. При угрозе теракта. | Беседы с инспектором ГИБДД. Тест. | — в доступной форме объяснять правила (технику) выполнения двигательных действий, анализировать и находить ошибки, эффективно их исправлять; |
32 | П.Р.Безопасность в транспорте. При захвате в заложники. | П.Р.Безопасность в транспорте. При захвате в заложники е | Просмотр и анализ фильма о терроризм. Участие в тематических выставках. - письменная самостоятельная работа; | — общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности; —характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта; |
33 | П.Р. Составление памяток по противодействию терроризму | П.Р. Составление памяток по противодействию терроризму | Составление памяток по противодействию терроризму. Участие в тематических выставках - письменная самостоятельная работа; | — общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности; —характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта; |
34 | П.Р.Подведение итогов работы за год. Игра «Безопасное колесо» | П.Р.Подведение итогов работы за год. Игра «Безопасное колесо» | Игра. Итоговая диагностика. Проведение соревнований «Безопасное колесо» | — выполнять технические действия из базовых видов спорта, применять их в игровой и соревновательной деятельности; -организовывать и проводить со сверстниками подвижные игры и элементы соревнований, осуществлять их объективное судейство; |
Список рекомендуемой литературы для педагогов
- Алексеев А.А. Питание в туристском походе, издание пятое,
дополненное. – М., 2000.
- Афанасьев С.П., Коморин С.В. Чем занять детей в пришкольном
лагере или 100 отрядных дел. Методическое пособие. Кострома:
РЦНИТ «Эврика» – М., 1998.
- Баленко С.В. Школа выживания. – М., 1992. (1 и 2 часть).
- Верэилин Н.М. По следам Робинзона. – М.: Просвещение, 1994.
- Гостюшин А.В. Энциклопедия экстремальных ситуаций. – М.:
«Зеркало», 2005.
- Ильичев А.А. Большая энциклопедия выживания.
- Константинов Ю.С. Туристские соревнования учащихся. – М., 1995.
- Константинов Ю.С. Туристские слеты и соревнования учащихся.
Учебно-методическое пособие. – М.: ЦДЮТиК МО РФ, 2000.
- Краткий справочник туриста. – М.: Профиздат, Куликов В. М.,
- Ротштейн Л.М. Школа туристских вожаков. Учебно-методическое
пособие. – М.: Гуманитарный издательский центр «Владос», 2003.
- Куприянов Б.В., Рожков М.И., Фришман И.И. Организация и
методика проведения игр. – М.: Гуманитарный издательский центр
«Владос», 2001.
- Маслов А.Г. Подготовка и проведение соревнований учащихся
«Школа безопасности». Учебно-методическое пособие. – М.:
Гуманитарный издат. центр «Владос», 2000.
- Маслов А.Г., Константинов Ю.С., Дрогов И. А. Полевые
туристские лагеря. – М.: Гуманитарный издательский центр
«Владос», 2000.
- Правила организации и проведения туристических
соревнований учащихся Российской Федерации. – М.: ЦДЮТур МО
РФ, 1995.
- Путрик Ю.С, Свеншиков В.В. Туризм глазами географа. – М.:
«Мысль», 2006.
- Рыжавский Г. Я. Биваки. – М.: ЦДЮТ, 1995.
- Основы медицинских знаний. Учебное пособие для 10-11 классов.
- Усыкин Г.С. Игры и соревнования юных туристов. – М., 1996.
- Шамов А.П. Узлы в туризме. Учебное пособие. – Ростов-на-Дону:
РГПУ, 1998.
- Шмаков С. А. Игры шутки – игры минутки. – М.: «Новая школа»,
1993.
Список рекомендуемой литературы для детей их родителей
1. Алёшин В.М., Серебрянников А.В., Туристская топография., -М.,
1985
2. .Антропов К., Расторгуев М., Узлы., -М., 1994
3. Аппенянский А.И., Физическая тренировка в туризме., -М., 1989
4. Баленко С.В. Школа выживания. – М., 1992. (1 и 2 часть).
5. Брдин К.В., Азбука туризма., -М., 1981
6. Бубнов В.Г., Основы медицинских знаний., -М., 1999
7. Ротштейн Л.М. Школа туристских вожаков. Учебно-методическое
пособие. – М.: Гуманитарный издательский центр «Владос», 2003.
8.Краткийсправочник туриста. – М.: Профиздат, Куликов В. М.,
9.Путрик Ю.С, Свеншиков В.В. Туризм глазами географа. – М.:
«Мысль», 1986
10.Усыкин Г.С. Игры и соревнования юных туристов. – М., 2006.
11.Садикова Н.Б., Школа выживания., -Минск,, 2005.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к внеклассному мероприятию по ПДД "Азбука безопасности"
Презентация к внеклассному мероприятию по правилам дорожного движения для 1-2 класса "Азбука безопасности"....
Праздник "Азбука безопасности"
Представленное внеклассное мероприятие можно использовать как обобщение по пройденному материалу. Дети закрепляют навыки безопасного поведения дома, на улице, в природе, умение оказать элементарную ме...
Презентация "Азбука безопасности"
Презентация к внеклассному мероприятию по правилам дорожного движения...
Проект "Азбука безопасности на дороге"
Авторский проект "Азбука безопасности на дороге". Реализуется в 3 классе. Мною в 2006 г была разработана "Программа и тематическое планирование ОБЖ" на 1-4 классы школ 8 вида для эксперимен...
Праздник "Азбука безопасности"
В игровой доступной для младших школьников форме рассказывается об опасностях, подстерегающих детей дома и на улице....
"Азбука безопасности"
Разработка внеклассного мероприятие для начальной школы по правилам дорожного движения....
Конспект внеурочного занятия «Азбука безопасности» в 1 классе на тему: «Безопасность на улицах города»
Тип урока: изучение нового материала с опорой на имеющиеся знания.Цели: обобщить знания учащихся по правилам дорожного движения через игровую деятельность....