Чрезвычайные ситуации. Что это?
план-конспект урока по обж на тему
Предварительный просмотр:
Тема. Чрезвычайные ситуации. Что это?
Цели.
1. Познакомить детей с ситуациями, которые можно назвать “чрезвычайными”, с действиями при чрезвычайных ситуациях.
2. Развивать умение находить решение в сложных ситуациях.
3. Воспитывать чувство взаимопомощи и взаимовыручки.
Оборудование: картинки с чрезвычайными ситуациями, ассоциативный куст, памятки, синквейн, стихи, обучающее лото.
Ход занятия
I. Приветствие. Вводная часть.
Мы собрались здесь не случайно. Сегодняшний классный час посвящен Гражданской обороне.
А что же такое «Гражданская оборона»?
Гражданская оборона – система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении ЧС природного и техногенного характера.
Гражданская оборона (ГО) является одной из важнейших функций государства, составной частью оборонного строительства и обеспечения безопасности населения страны.
Ежегодно в организациях проводятся дни ГО.
«Предупредить, научить, помочь» - этот девиз стал главным при проведении Дня гражданской обороны.
II. Основная часть.
Работа с рисунками и картинками
– Внимание на доску.
/Картинки землетрясений, пожаров,
наводнений, смерчей, ураганов, пожаров произошедших в различное время в
разных местах/
– Что вы сейчас видите?
– Какие впечатления произвели на вас эти рисунки?
– Что самое ужасное от этих стихий?
– Опасность, угрожающая сразу многим людям – это чрезвычайная ситуация.
– Какие чрезвычайные ситуации вы знаете?
Ассоциативный куст
(На доске появляется схема)
Чрезвычайные ситуации
шторм
землетрясение
буря
пожар
наводнение
ураган
теракт
смерч
землетрясение
кораблекрушение
авиакатастрофа
отравление химическими газами
– Подумайте, на какие 2 группы можно разделить чрезвычайные ситуации?
Природные | Произошедшие по вине |
землетрясение | отравление хим. веществами |
бури | авиакатастрофы |
ураганы | кораблекрушения |
смерч | пожары |
наводнение | теракты |
– Какие из этих ситуаций могут произойти в нашей местности и с нами?
/На доске остаются названия следующих чрезвычайных ситуаций./
пожар | ураган |
террор | заражение химическими |
Ознакомление с чрезвычайными ситуациями в нашей местности
– Но в нашей местности разрушительными могут быть стихии воздуха.
– Ураганы – что это такое?
Ураганы, бури, тайфуны, смерчи
Ураганы – очень сильные ветры, скорость которых больше, чем у мчащегося по улице автомобиля (примерно 120 км/ч).
Бури – это разновидность урагана. Зимой она поднимает много снега (пурга, буран). Летом, особенно в жаркую погоду, бывают пыльные
или песчаные бури. Бурю на море называют “шторм”.
Смерч – это тоже разновидность урагана. Смерч имеет вид быстрого вращающегося столба, похожего на трубу гигантского пылесоса. Он втягивает в себя все, что попадается на его пути.
Что делать при стихийных бедствиях
Обо всех стихийных бедствиях люди предупреждены заранее, чтобы они могли к ним подготовиться. Обычно о скором приближении стихийного бедствия сообщают сигналом сирены, а потом объявляют заранее, чтобы они могли к ним подготовиться. Если вы услышали сигнал сирены
дома, включите радио или телевизор, прослушайте новости, затем закройте окна и двери; выключите газ и электричество; приготовьте вещи, документы,
электрический фонарик и радиоприемник с батарейками. Вместе со взрослыми спуститесь в укрытие во время смерча в подвал). Не подходите к
окнам, лучше встаньте в нише, у стены.
Если сильный ветер (ураган, смерч) застиг вас в поле или в лесу, укройтесь в широком овраге, придорожной канаве, прижмитесь к земле.
При приближении смерча необходимо выйти из машины, автобуса и спрятаться в ближайшем подвале, овраге, дорожном кювете. Если буря с
дождем, градом, грозой – не прячьтесь под высоким
деревом, опорами линий электропередач. Лучше укройтесь под кустом.
Во время всех стихийных бедствий очень опасно находиться на мостах, рядом с бензоколонками, нефте- и газопроводами, линиями
электропередач.
– А как может навредить себе сам человек в области пожаров.
Пожар
Пожар – это неконтролируемый процесс горения, сопровождающийся уничтожением материальных ценностей и создающий опасность для жизни и здоровья людей.
Основные поражающие факторы пожара:
высокая температура окружающей среды;
в дыме содержится ядовитые вещества;
потеря видимости вследствие задымления.
Что делать при пожаре
При пожаре нужно звонить 101.
Если вы находитесь на первом этаже или в маленьком доме, надо быстро выскочить на улицу через дверь или даже в окошко – как получится!
Если вы живете в многоэтажном доме, надо действовать немного иначе. Если загорелось у тебя в квартире, надо немедленно выбежать из комнаты и закрыть за собой дверь. При пожаре не пользуйтесь лифтом!
Если нужно пройти через горящее помещение, накройтесь с головой мокрым одеялом, куском плотной ткани или пальто.
Дверь в задымленное помещение открывайте осторожно, иначе быстрый поток
свежего воздуха вызовет вспышку пламени. Через сильно задымленное помещение лучше двигаться ползком или пригнувшись.
Если на вас загорелась одежда, не пытайтесь бежать – это больше раздует пламя, лучше ложитесь на землю и, перекатываясь, постарайтесь сбить пламя.
Увидев человека, на котором загорелась одежда, набросьте на него пальто, плащ или какое-нибудь покрывало и плотно прижмите.
Не надо прятаться в шкаф, под стол, под кровать – так от дыма не спастись.
– Как действовать при пожаре, если он случился в школе.
/Тренировка эвакуации/
– Чрезвычайная ситуация может произойти совсем близко, но бесшумно и невидимо для нас. В то же время может быть очень опасной. Авария на ближайшем заводе, фабрике может привести к опасности заражения химическими веществами.
– Какие химические вещества наиболее опасны.
Химические заражения
Наиболее опасны для населения аварии на предприятиях химической и других родственных ей видов промышленности.
Повреждение или разрушение хранилищ, которые содержат ядовитые вещества, приводит к попаданию этих веществ в атмосферу. В дальнейшем
под действием ветра образуется зона химического заражения.
Наиболее распространенные ядовитые вещества – это хлор и аммиак.
Хлор – тяжелее воздуха. Проникает в нижние этажи и подвальные помещения зданий.
Пары хлора сильно раздражают органы дыхания, глаза и кожу. Признаками поражения являются: резкая боль в груди, сухой кашель, резь
в глазах, слезотечение, одышка.
Аммиак – легче воздуха. При аварии и выходе в атмосферу дымит.
Пары аммиака сильно раздражают органы дыхания, глаза и кожу. Признаками поражения являются резь в глазах и слезотечение, затрудненное дыхание, насморк, кашель.
Что делать в случае угрозы химического заражения
Людям, оказавшимся в зоне заражения, немедленно покинуть дома, учреждения, предприятия, учебные заведения и выходить по кратчайшему маршруту. Прежде чем выходить наденьте ватно-марлевые повязки, предварительно смочив их водой или 2%-м раствором соды.
Если вы не успели до подхода зараженного воздуха покинуть квартиру, дом, то укройтесь в нем, плотно закройте двери, окна, форточки. Заклейте окна скотчем, или бумагой.
В подвалах и нижних этажах не укрываться – хлор тяжелее воздуха и проникает во все низкие места, в том числе и подвалы.
При движении по зараженной территории надо соблюдать следующие правила:
- двигайтесь быстро, но не бегите и не поднимайте пыль;
- избегайте прохода через тоннели и другие заглубленные места, где возможен застой ядовитых веществ;
- на всем пути движения используйте простейшие средства защиты органов дыхания и кожи.
– Эти чрезвычайные ситуации никто не планирует, не готовит заранее. Но нужно помнить, что мы живем в век терроризма.
– Что такое терроризм и как себя вести в подобной ситуации.
Терроризм
Терроризм – это насилие или угроза его применения в отношении людей или организаций, а также уничтожение или угроза уничтожения материальных объектов, создающие опасность гибели людей.
Что делать в экстремальной ситуации
Помнить о том, что мы живем в эпоху терроризма. Это значит, что необходимо заранее представлять, куда бежать и что делать в
критической ситуации.
Это значит, что нужно держать документы и деньги, предметы первой необходимости, не за семью печатями, а в доступном для домашних месте – так, чтобы при необходимости не тратить много времени на их
поиск.
Старайтесь просто не попадать в сложные, неприятные ситуации. Не гуляйте до позднего вечера на улице. Не садитесь к незнакомым людям в машину. Находясь в общественном транспорте, смотрите по сторонам.
Главное – не поддавайтесь сильному страху. Никогда не зажмуривайте от страха глаза, наоборот, постарайтесь шире их раскрыть и оглядеться вокруг.
Не поддавайтесь ужасу. Ужас – это всего лишь сильный страх.
Что нужно сделать, чтобы успокоиться:
глубоко вздохните, начните дышать спокойно;
поговорите с собой, “про себя”, называя себя по имени несколько раз;
Не впадайте в панику. Паника страшна не тем, что всем становится страшно, а тем, что в состоянии паники люди давят друг друга.
Внимание, не пытайтесь предпринимать самостоятельные действия в отношении подозрительных лиц или предметов.
Ваша задача – незамедлительно сообщить о своих подозрениях взрослым.
– Чтобы справиться с чрезвычайными ситуациями, нужно знать некоторые правила. А вспомнить эти правила нам поможет игра “Закончи предложение” (Игра проводится попринципу “лото”)
При пожаре звонить | 101 |
Спички детям | не игрушка |
От дыма и огня нужно | убегать |
Телефон милиции | 102 |
Телефон скорой помощи | 103 |
Через задымленное помещение | пригнувшись |
При угрозе заражения хлором | низких участков местности |
Ветер силой 12 баллов | ураган |
При любой чрезвычайной | документы |
Марлевые повязки смочить | водой |
Правила при ЧС
В случае чрезвычайной ситуации действовать нужно быстро, внимательно, быть очень бдительным и осторожным.
– По команде нужно:
1. Одеть повязку.
2. Взять портфели.
3. Перейти в назначенный пункт.
4. Вернуться на место.
По команде учителя дети меняются местами и возвращаются на свои места.
– Осталось выяснить, что же делать в случае пожара, теракта, химического заражения, урагана.
– Нужно создать памятки:
- Как вести себя при смерче и урагане.
- Как вести себя при пожаре.
- Как вести себя при теракте.
- Как вести себя при угрозе химического заражения.
Командам раздаются конверты с отдельными пунктами всех памяток, нужно собрать по очереди каждую памятку. Примеры памяток смотрите в приложении.
VII. Итог.
Синквейн. Подведем итог нашей работы. Составим синквейн.
- О чем мы с вами говорили на уроке?
- Чрезвычайные ситуации
- Какие?
- Что делают?
- Синоним
- Предложение
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час «Основы безопасности жизнедеятельности человека в опасных и чрезвычайных ситуациях»
Классный час на конец учебного года...
Правила поведения для детей в чрезвычайных ситуациях
В жизни происходит много неожиданностей. Важно твёрдо знать, как правильно поступить в том или ином случае. ...
Классный час в 1 В классе:«Чрезвычайные ситуации вокруг нас»
классный час...
Проект "Школа выживания в чрезвычайных ситуациях"
Проект выполнен на основе материалов авторской программы внеурочной деятельности "Школа выживания в чрезвычайных ситуациях"....
Сценарий мероприятия по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям «День защиты детей»
Цель: формирование у воспитанников навыков безопасного поведения в чрезвычайных жизненных ситуациях....
Классный час в 1 классе. Тема: «Чрезвычайные ситуации вокруг нас»
Мероприятие по ГО в 1 классе. Цели: повторить с детьми правила поведения в экстремальных ситуациях; способствовать формированию серьезного отношения к собственной жизни и к безопасности др...
Классный час на тему: "Безопасность и защита человека в чрезвычайных ситуациях".
Воспитывать культуру безопасного и ответственного поведения в сфере пожарной безопасности. Выставка книг о пожаре. Интересная инценировка с участием детей. занимательные ребусы, стихотворения, загадки...