Применение здоровьесберегающих технологий в начальной школе
методическая разработка по обж (3 класс) на тему
С внедрением ФГОС приоритетным направлением деятельности педагога становится программа « Формирования культуры здорового и безопасного образа жизни».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Применение здоровьесберегающих технологий в начальной школе | 23.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Статья
Тема: «Применение здоровьесберегающих технологий
в начальной школе».
Поклонившись, мы друг другу сказали,
Хотя были совсем незнакомы: “Здравствуйте!”
Что особого тем мы друг другу сказали?
Просто “здравствуйте”, больше ведь мы ничего не сказали.
Отчего же на капельку солнца прибавилось в мире?
Отчего же на капельку счастья прибавилось в мире?
Отчего же на капельку радостней сделалась жизнь?
Говоря "здравствуйте" мы желаем друг другу здоровья. "Здравствуйте" не излечит человека, но создаст приятное настроение.
С ростом интеллектуального потенциала человечества, развитием новейших технологий и внедрением современных видов техники, призванных облегчить нашу деятельность и быт, связан крайне нездоровый образ жизни!
С внедрением ФГОС приоритетным направлением деятельности педагога становится программа « Формирования культуры здорового и безопасного образа жизни», которая включает как урочную, так и внеурочную деятельность. Одной из главных задач нового этапа реформы системы образования становится сбережение и укрепление здоровья учащихся, формирование у них ценности здоровья, выбора образовательных технологий, устраняющих перегрузки и сохраняющих здоровье школьников. Комплекс этих мер получил в настоящее время общее название «здоровьесберегающие технологии».
Прогнозируемые результаты:
- повышение результативности образовательного процесса;
- формирование у педагогов и родителей ценностных ориентиров, направленных на сохранение и укрепление здоровья воспитанников;
- обеспечение индивидуального подхода к каждому ребенку.
«Условия здоровьесбережения на уроке»:
- начало урока с эмоционального настроя, выполняющего роль “разогревающего” упражнения;
- соблюдение этапов урока;
- использование методов групповой работы;
- создание положительной психологической атмосферы;
- физкультурные занятия, физкультурные минутки, утренняя гимнастика, прогулки на свежем воздухе;
- выполнение требований СанПиН, неукоснительное выполнение режима дня;
- личностно-ориентированный подход к обучающимся;
- элементы здоровьесберегающей технологии В.Ф.Базарного (“технология раскрепощенного развития”);
- упражнения для глаз;
- дозировка объема учебного материала;
- проверка домашнего задания как рефлексия по формуле «трудно-легко», «интересно-неинтересно», что удалось узнать от родителей);
- итог урока – создание положительной психологической атмосферы, активность каждого участника.
Выполнение от 6 тысяч до 48 тысяч движений ежесуточно – условие всестороннего развития и сохранения высокой работоспособности учащихся младшего школьного возраста. И.П. Павлов считал, что любая мысль заканчивается движением. Именно поэтому многим людям легче мыслить при повторяющихся физических действиях, например, при ходьбе, покачивании ногой, постукивании карандашом по столу и т.д.
Вот почему следует помнить, что неподвижный ребенок не обучается.
Психоэмоциональную устойчивость и физическое здоровье детей хорошо развивают динамические игры и паузы.
Кинезиологические упражнения. Кинезиология – это методика
сохранения здоровья путем воздействия на мышцы тела, т.е. путем
физической активности. В ходе систематического использования
кинезиологических упражнений у ребенка развиваются межполушарные
связи, улучшается память и концентрация внимания, наблюдается
значительный прогресс в управлении своими эмоциями.
«Зеркальное рисование».
Положите на стол чистый лист бумаги. Начните рисовать одновременно
обеими руками зеркально-симметричные рисунки (квадраты,
треугольники, горизонтальные линии), буквы. При выполнении этого
упражнения почувствуете, как расслабляются глаза и руки. Когда
деятельность обоих полушарий синхронизируется, заметно увеличивается
эффективность работы всего мозга.
Приёмы, разработанные В.Ф.Базарным и Л.П.Уфимцевой,
способствуют расширению зрительно – пространственной
активности:
- на стенах классной комнаты расположены карточки с
изображением предметов: буквы, слоги, слова, цифры, геометрические
фигуры. По просьбе учителя обучающиеся и выполняют ряд заданий:
отыскивают в классе картинки, являющиеся ответом на загадку;
находят изображения предметов, в названиях которых есть нужный
звук; составляют из слов, написанных на карточках, предложения;
- на кончик указки прикрепляется изображение жёлтого листочка и предлагается проследить глазами, как листочек кружится под порывом ветра по заданной траектории.
Дыхательная гимнастика. Упражнения дыхательного характера способствуют профилактике заболеваний дыхательных путей, учат правильно дышать, позволяют преодолеть моторно-закрепощенную и статическую позу у учащихся. Во время контрольной или самостоятельной работы мобилизируют дыхание, развивают слуховую память, снимают утомление.
Упражнение «Свеча» (без участия голоса).
И.П. – сидя за столом. Представьте, что перед вами стоит большая свеча. Сделайте глубокий вдох носом - животик становится как «шарик», постарайтесь одним выдохом задуть свечу (выдох – «шарик сдувается»). А теперь перед вами 5 маленьких свечек. Сделайте вдох и задуйте свечки маленькими порциями выдоха.
Упражнение «Имитации» (с участием голоса).
Подражаем гудку парохода («у»), вою ветра («в»), писку комара («з»), произнося звуки тише или громче в зависимости от удаления объекта.
Применение в работе здоровьесберегающих технологий повышает
результативность учебно-воспитательного процесса, формирует у
педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на
сохранение и укрепление здоровья учеников, способствует созданию
сплочённого коллектива учащихся, личностному рост учащихся,
принятию ими здорового образа жизни, как осознанной необходимости.
Родителям необходимо постоянно напоминать об основной роли семьи в
закладывании основ ЗОЖ, о воспитании и физическом, и духовном, об
ответственности за формирование жизненной позиции детей.
Литература:
- http://lit.peoples.ru/poetry/vladimir_solouhin/poem_12966.shtml
- http://gigabaza.ru/doc/25915-pall.html
- Кулик Г.И., Сергиенко Н.Н. Школа здорового человека. – М.: ТЦ Сфера, 2006.
- Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии. – М.: ВАКО, 2007.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на педагогическом совете школы Тема выступления: Применение здоровьесберегающих технологий в начальной школе.
Здоровьесберегающие технологии в начальной школе....
Применение здоровьесберегающих технологий в начальной школе».
Выступление на педсовете по теме: "Применение здоровьесберегающих технологий в начальной школе" с использованием презентации....
ПРИМЕНЕНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
И хотя традиционно считается, что основная задача школы- дать необходимое образование, не менее важная задача- сохранить в процессе обучения здоровье детей....
Применение здоровьесберегающих технологий в начальной школе - основа здоровья школьников среднего и старшего звена.
Презентация...
Выступление по методической теме "Применение здоровьесберегающих технологий в начальной школе".
В выступлении представлен опыт моей работы по методической теме "Применение здоровьесберегающих технологий в начальной школе"....
Применение здоровьесберегающих технологий в начальной школе.
В статье рассказывается о применении здоровьесберегающих технологий в начальной школе....
Применение здоровьесберегающих технологий в начальной школе (выступление на МО)
Образование в наши дни предъявляет большие требования к здоровью учащихся. Поэтому сейчас актуальны здоровьесберегающие технологии в учебно-воспитательном процессе, при которых формируются...