Рабочая программа 2 класс
рабочая программа по обж (2 класс) на тему
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа курса «Основы безопасности жизнедеятельности» для 2 класса на 2015 – 2016 учебный год составлена на основе стандарта начального общего образования по основам безопасности жизнедеятельности и программы общеобразовательных учреждений авторов: Л.П. Анастасовой, П. В. Ижевского, Н.В. Ивановой «Основы безопасности жизнедеятельности 1 – 4 классы» (2010)
Программа курса «Основы безопасности жизнедеятельности» для учащихся 1—4 классов образовательных учреждений разработана в соответствии с требованиями Федеральных законов России «Об образовании», «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «Об охране окружающей природной среды», «О пожарной безопасности», «О безопасности дорожного движения», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», «О гражданской обороне» и др.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poyasnitelnaya_zapiska_obzh_2_klass.doc | 91 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа курса «Основы безопасности жизнедеятельности» для 2 класса на 2015 – 2016 учебный год составлена на основе стандарта начального общего образования по основам безопасности жизнедеятельности и программы общеобразовательных учреждений авторов: Л.П. Анастасовой, П. В. Ижевского, Н.В. Ивановой «Основы безопасности жизнедеятельности 1 – 4 классы» (2010)
Программа курса «Основы безопасности жизнедеятельности» для учащихся 1—4 классов образовательных учреждений разработана в соответствии с требованиями Федеральных законов России «Об образовании», «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «Об охране окружающей природной среды», «О пожарной безопасности», «О безопасности дорожного движения», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», «О гражданской обороне» и др.
Цели рабочей программы:
- конкретизация содержания образовательного стандарта с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей младших школьников;
- формирование социального опыта школьника;
- осознание им необходимости применять полученные знания в нестандартной ситуации.
Задачи:
- прививать учащимся начальные знания, умения и навыки в области безопасности жизни;
- выработать необходимые умения и навыки безопасного поведения в повседневной жизни в случае возникновения различных опасных и чрезвычайных ситуаций;
- формировать способность предвидеть и предотвращать возможную опасность;
- развивать у детей чувства ответственности за своё поведение, бережное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих;
- стимулировать у ребенка самостоятельность в принятии решений и выработке умений и навыков безопасного поведения в реальной жизни;
- воспитывать чувство ответственности за сохранение собственного здоровья и безопасность окружающих, чувство сопричастности к жизни общества и природы;
- Формировать важнейшие качества современного культурного человека – долг, честь, терпимость, милосердие.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«ОСНОВЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ»
Программой предусмотрены обязательные практические занятия:
- Работа с дидактическим материалом (в игровой форме);
- Изучение в реальной обстановке возможных в повседневной жизни опасных ситуаций ( например, знакомство с правилами дорожного движения на улицах, площадях и перекрестках, расположенных вблизи школы).
Задачи:
- развитие у детей чувства ответственности за свое поведение, бережного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих;
- стимулирование у ребенка самостоятельности в принятии решений и выработка умений и навыков безопасного поведения в реальной жизни.
Формы организации учебного процесса
Основной формой организации учебного процесса является классно-урочная система обучения. В ходе учебного процесса используются как традиционные формы урока (уроки объяснения нового материала, обобщения и систематизации, контроля), так и особенно актуальны для младшего школьника следующие способы передачи своего отношения к полученной информации: движение (активное практическое действие, игра как реализация полученных знаний, рисунок) и слово (беседа, рассказ).
При организации урока применяется деятельностный подход, который предполагает
активное участие ребенка в учебном процессе, за умениями, навыками, развитием и воспитанием ученика всегда стоит действие. Необходимо научить ребенка мыслить, привить ему навыки практических действий. Этому способствуют активные формы и методы обучения, к которым относятся: игра, проблемная ситуация, обучение через деятельность, групповая и парная работа, «оценочная» деятельность учащихся.
Реализация программы позволит:
· привить учащимся начальные знания, умения и навыки в области безопасности жизни;
· сформировать у детей научно-обоснованную систему понятий основ безопасности жизнедеятельности;
· выработать необходимые умения и навыки безопасного поведения в повседневной жизни в случае возникновения различных опасных и чрезвычайных ситуаций.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
На изучение курса «Основы безопасности жизнедеятельности» во 2 классе начальной школы отводится 1ч в неделю. Программа рассчитана на 34ч (34 учебные недели).
ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
• Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества.
• Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всём многообразии её форм.
• Наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума.
• Человечество как многообразие народов, культур, религий. в Международное сотрудничество как основа мира на Земле.
• Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
• Семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно-ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества.
• Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности.
• Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно- и социально-нравственное.
• Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Личностными результатами обучения ОБЖ являются:
• развитие личностных, в том числе духовных и физических, качеств, обеспечивающих защищенность жизненно важных интересов личности от внешних и внутренних угроз;
• формирование потребности соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять правила безопасности жизнедеятельности;
• воспитание ответственного отношения к сохранению окружающей природной среды, личному здоровью как к индивидуальной и общественной ценности.
Метапредметными результатами обучения основам безопасности жизнедеятельности в основной школе являются:
• овладение умениями формулировать личные понятия о безопасности; анализировать причины возникновения опасных и чрезвычайных ситуаций; обобщать и сравнивать по следствия опасных и чрезвычайных ситуаций; выявлять причинно-следственные связи опасных ситуаций и их влияние на безопасность жизнедеятельности человека;
• овладение обучающимися навыками самостоятельно определять цели и задачи по безопасному поведению в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
• формирование умения воспринимать и перерабатывать информацию в целях личной безопасности в повседневной жизни и в чрезвычайных ситуациях;
• приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации в области безопасности жизнедеятельности с использованием различных источников и новых информационных технологий;
• развитие умения выражать свои мысли и способности слушать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;
• освоение приемов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;
• формирование умений взаимодействовать с окружающими, выполнять различные социальные роли во время и при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.
Предметными результатами обучения ОБЖ в основной школе являются:
- в познавательной сфере: знания об опасных и чрезвычайных ситуациях; о влиянии их последствий на безопасность личности, общества и государства; о государственной системе обеспечения защиты населения от чрезвычайных ситуаций; об организации подготовки населения к действиям в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций; о здоровом образе жизни; об оказании первой медицинской помощи при неотложных состояниях; о правах и обязанностях граждан в области безопасности жизнедеятельности.
- в ценностно-ориентационной сфере:
- умения предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их появления, а также на основе анализа специальной информации, получаемой из различных источников;
- умения применять полученные теоретические знания на практике — принимать обоснованные решения и вырабатывать план действий в конкретной опасной ситуации с учетом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей;
- умения анализировать явления и события природного, техногенного и социального характера, выявлять причины их возникновения и возможные последствия, проектировать модели личного безопасного поведения.
- в коммуникативной сфере:
• умения информировать о результатах своих наблюдений, участвовать в дискуссии, отстаивать свою точку зрения, находить компромиссное решение в различных ситуациях.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
- Содержание программы
I. Защита человека в чрезвычайных ситуациях (7ч)
1.1. Чрезвычайные ситуации
Какими бывают чрезвычайные ситуации. Чрезвычайные ситуации природного происхождения. Наводнения, причины наводнений. Мероприятия по защите от наводнений.
1.2. Основные мероприятия гражданской обороны по защите населения
Оповещение населения о чрезвычайных ситуациях. Сигнал «Внимание всем!». Что необходимо сделать по сигналу «Внимание всем!».
II. Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи (10ч)
2.1. Болезни, их причины и связь с образом жизни
От чего зависит наше здоровье. Как живет наш организм, из чего состоит тело человека.
Наши органы: головной мозг, нервы, глаза, уши, зубы, мышцы, кости и суставы; сердце и кровеносные сосуды, желудок и кишечник. Органы дыхания.
Болезни и их возможные причины. Пути передачи инфекционных заболеваний.
Заноза, кровотечение, укус, ушиб.
2.2. Первая медицинская помощь при отравлении пищевыми продуктами
Отравления. Причины отравлений. Признаки отравлений. Первая помощь при отравлении грибами.
III. Опасные ситуации, возникающие в повседневной жизни, правила поведения учащихся (15ч)
3.1. Безопасное поведение на воде
Чем опасны водоемы зимой. Меры предосторожности при движении по льду водоемов.
Правила купания в оборудованных и необорудованных местах. Правила поведения на пляже.
Уроки плавания:
- подготовительные упражнения для освоения в воде;
- техника спортивного плавания «кроль на груди».
3.2. Безопасное поведение на природе. Нарушение экологического равновесия в местах проживания, правила поведения
Чистый воздух, его значение для здоровья человека,
причины загрязнения.
Правила безопасного поведения в лесу, в поле, у водоема. Как ориентироваться в лесу. Как вести себя на реке зимой.
Опасные ситуации в природе: дождь, гроза, снегопад и др. Ориентирование. Правила поведения.
Ядовитые растения, грибы, ягоды, меры безопасности. Опасные животные и насекомые. Правила поведения при встрече с опасными животными и насекомыми, меры защиты от них.
IV. Безопасное поведение на улицах и дорогах. (2ч)
Элементы дорог. Перекрестки. Сигналы светофора и регулировщика. Правила перехода дорог при высадке из транспортного средства.
V.Формы и средства контроля
Для контроля и оценки знаний и умений по предмету используются индивидуальная и фронтальная устные проверки, письменные контрольные работы, тестирование, а также практические работы (индивидуальные и групповые), которые позволяют вырабатывать у учащихся необходимые умения и навыки безопасного поведения в повседневной жизни в случае возникновения различных опасных и чрезвычайных ситуаций
Фронтальный опрос проводится как беседа, в котором участвуют учащиеся всего класса. Учитель подготавливает серию вопросов по конкретной теме, на которые учащиеся дают короткие обоснованные ответы.
Можно выделить следующие формы индивидуального опроса: рассказ-описание (последовательное, логическое описание объекта или явления, раскрывающее их существенные признаки и свойства) и рассказ-рассуждение (проверяет умение учащегося самостоятельно обобщить полученные знания, правильно установить причинно-следственные, пространственные и временные связи, использовать приобретенные знания в нестандартной ситуации).
Практические самостоятельные работы имеют огромное значение при проверке знаний и умений учащихся использовать приобретенные знания в нестандартной ситуации.
При письменной проверке знаний по предмету используются тестовые контрольные работы.
№ урока | Организация контроля |
4. | Практическая работа№ 1: «Внимание всем!» |
8 | Тест №1 по теме: «Чрезвычайные ситуации» |
15 | Практическая работа №2: «Как защитить себя от болезней» |
16 | Тест №2 по теме: «Основы медицинских знаний» |
17 | Практическая работа №3: «Первая помощь при царапине, ушибе, порезе» |
19 | Практическая работа №4: «Ориентирование в лесу» |
26 | Практическая работа №5: «Первая помощь при пищевых отравлениях» |
27 | Тест №3 по теме: «Опасные ситуации» |
29 | Практическая работа №6: «Первая помощь при укусах насекомых» |
32 | Тест №4 по теме: «Как нужно купаться» |
33 | Практическая работа №7: «Переход улиц и дорог» |
34 | Тест №5 по теме: «Безопасное поведение на улицах и дорогах» |
ПЛАНИРУЕМЫЕТ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПО ОСНОВАМ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВО 2-М КЛАССЕ
К концу 2 класса учащиеся должны знать:
• чем опасны водоемы зимой, какие меры предосторожности следует принять при движении по льду водоемов;
• правила поведения на пляже; правила купания в оборудованных и необорудованных местах;
• правила безопасного поведения в лесу, в поле;
• возможные опасные ситуации при движении по открытой местности: ориентирование, правила поведения во время дождя, грозы, снегопада и др.;
• ядовитые растения, грибы, ягоды; правила поведения при встрече с опасными животными и насекомыми;
• от чего зависит наше здоровье; как живет наш организм; наши органы: головной мозг, нервы; глаза, уши, зубы; мышцы, кости и суставы; сердце и кровеносные сосуды, желудок и кишечник; что такое неинфекционные заболевания, их связь с образом жизни; чем опасен избыточный вес;
• травмы, порезы, ссадины и царапины; отравления, их причины и признаки;
• какими бывают чрезвычайные ситуации; чрезвычайные ситуации природного происхождения; наводнения, причины наводнений;
• как оповещают население о чрезвычайных ситуациях; что необходимо сделать по сигналу «Внимание всем!».
Практическая работа. К концу 2 класса учащиеся должны уметь:
• правильно перейти водоем по льду;
• правильно вести себя на пляже;
• плавать способом «кроль на груди»;
• ориентироваться в лесу; вести себя на реке зимой;
• правильно вести себя при встрече с опасными животными и насекомыми, защититься от них;
• распознать отравление и оказать первую помощь при отравлении грибами;
• оказать первую помощь при царапине, ссадине, порезе, при небольшом ожоге или обморожении;
• действовать по сигналу «Внимание всем!».
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРЕДМЕТА «ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Учебная литература для учащихся
- Анастасова Л. П. Основы безопасности жизнедеятельности: учеб. пособие для 1—4 кл. / Л. П. Анастасова, П. В. Ижевский, Н. В. Иванова. — М.: Просвещение.2011.
Учебная литература для учителя
1.Азбука пешехода: игра для детей младшего школьного возраста/под ред. А. Т. Смирнова.— М.: Просвещение: Рилионт, 2011.
2.Анастасова Л. П. Основы безопасности жизнедеятельности: метод. рекомендации / Л. П. Анастасова, П. В. Ижевский, Н. В. Иванова. — 2-е изд. — М.: Просвещение, 2011.
3.Комплект плакатов «Безопасность дорожного движения»: 1—4 кл.: (Иллюстративный материал)/под ред. А. Т. Смирнова.— 24 листовки, 24 плаката (комплект для школьников, комплект для учителя).— М.: Просвещение: Рилионт, 2012.
4. Наборы сюжетных (предметных) картинок в соответствии с тематикой определённой в программе.
5. Программы общеобразовательных учреждений авторов: Л.П. Анастасовой, П. В. Ижевского, Н.В. Ивановой «Основы безопасности жизнедеятельности 1 – 4 классы» (2012)
6.Топоров И.К. Методика преподавания курса «Основы безопасности жизнедеятельности» в общеобразовательных учреждениях: кн. для учителя / И. К. Топоров. — М.: Просвещение, 2010.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по физической культура в 4 классе VIII вида, рабочая программа по физической культуре в 4 классе VII вида
Главной целью моей педагогической деятельности является сохранение и укрепление здоровья детей, воспитание у них потребности в здоровом образе жизни. При проведении уроков учитываю возрастные, п...
Рабочая программа класса по окружающему мирудля 2 УМК Школа России
Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина Рос...
Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.
Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...
Рабочая учебная программа по музыке ОС "Школа 2100"Л.В. Школяр, В.О. Усачёва и др. Данная рабочая программа составлена на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования и предназначена для учеников 4 класса.
Программа составлена в соответствии с требованиями Федеального государственного образовательного стандарта начального общего образования, обеспечена УМК для 1- 4 классов, авторов Л.В.Школяр,В.О.Усачёв...
Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)
Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015) в соответствии с...
Рабочая программа !класс.Окружающий мир.УМК "Перспектива"
Рабочая программа.1 класс.УМК "Перспектива"...
Рабочие программы класс Школа России
В данном материале находятся рабочие программы, для 1 класса по УМК "Школа России". По математике, технологии, русскому языку (букварный и после букварные периоды), литературному чтению, окр...