Методическая разработка родительского собрания на тему «Способы формирования устойчивых навыков безопасного поведения на дороге с помощью семьи».
методическая разработка на тему

Родионова Биана Петровна

Этот материал поможет родителям лучше понимать своих детей, сделать их поведение на дороге безопаснее. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 111_roditelyam.docx35.61 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка родительского собрания на тему «Способы формирования  устойчивых навыков безопасного поведения на дороге с помощью семьи».

 «Семья для ребенка – это источник общественного опыта.

Здесь он находит примеры для подражания и здесь

происходит его социальное рождение. И если мы хотим вырастить нравственно здоровое поколение, то должны

решать эту проблему «всем миром» детский сад,

семья, общественность».

В. А. Сухомлинский

Все мы живем в обществе, где принято соблюдать определенные нормы и правила поведения, особенно в дорожно-транспортной обстановке. Зачастую виновниками дорожно-транспортных происшествий являются сами дети, которые играют вблизи дорог, переходят улицу в неположенных местах, неправильно входят в транспортные средства и выходят из них. Дети младшего школьного возраста – это особая категория пешеходов и пассажиров. К ним нельзя подходить с той же меркой, как и к взрослым, ведь для них дословная трактовка Правил дорожного движения неприемлема и затрудняет процесс обучения и воспитания.

Вот почему с самого раннего возраста необходимо учить детей безопасному поведению на улицах, дорогах, в транспорте и правилам дорожного движения. В этом должны принимать участие и родители, и школа и другие образовательные учреждения. Учитывая особую значимость работы в данном направлении, считаю необходимым дополнить образовательный процесс периодическими родительскими собраниями, на которых постараюсь объяснить как, в более доступной для ребенка форме, сформировать в его сознании  устойчивый образ безопасного поведения на дороге.

Развитие ребенка зависит от совместной работы родителей и педагогов. Ведь как бы серьезно ни продумывались формы обучения воспитания детей в домах детского творчества, невозможно достигнуть поставленной цели без постоянной поддержки и активного участия родителей в педагогическом процессе.

Цель: создание условий для повышения эффективности двухстороннего взаимодействия, направленные на усвоение и закрепление знаний детей и их родителей о правилах дорожного движения. А так же повышение культуры родителей в вопросах воспитания детей по данной теме.

Задачи:

- выработать систему воспитательно-образовательной работы по формированию навыков безопасного поведения на дороге.

- рассмотреть проблемы, и провести обсуждение по теме собрания;

-помочь родителям в выборе методов и средств воспитания личностных качеств детей;

- создать условия для формирования социальных навыков и норм поведения на основе совместной деятельности с родителями и взаимной помощи;

Форма проведения:

Неформальная встреча, дискуссионная встреча.

План проведения родительского собрания.

1. Организационный момент.

2. Вступительное слово.

3. Вопросы для обсуждения.

Взаимопонимание в семье. Разбор различных дорожно-транспортных ситуаций и коллективный поиск наилучшего выхода из них.

4. Раздача памяток для родителей.

5. Подведение итогов.

1. Организация.

Здравствуйте, уважаемые родители! Я рада вновь видеть Вас. Прежде чем я объявлю тему нашего родительского собрания, прошу Вас приготовить чистый лист бумаги и ручку, закрыть глаза и внимательно слушать меня. Сейчас надо будет нарисовать по моей словесной инструкции геометрические фигуры. Ваша задача — точно следовать инструкции и, не отрывая ручку от бумаги: -нарисуйте квадрат так, чтобы остаться в его правом нижнем углу, оттуда нарисуйте круг вниз, затем ниже из середины нижней части круга нарисуйте треугольник так, чтобы остаться в левом нижнем углу, оттуда ниже рисуем прямоугольник влево (рис.1). Откройте глаза и посмотрите, что у Вас получилось, хотя инструкция звучала для всех одинаково, но узоры у всех различные. Как важно для каждого из нас, чтобы люди, которые рядом с нами, понимали нас. Понимали наше слово, жест, мимику, наши взгляды. К большому сожалению, не всегда так получается в реальной жизни. Нам, взрослым людям, некомфортно, если нас не слышат и не понимают. А каково детям?

Итак, тема нашего собрания: «Способы формирования  устойчивых навыков безопасного поведения на дороге с помощью семьи».

2. Вступительное слово.

Общение окружает человека всю его жизнь, сопровождает в семье и на работе, во время досуга и в дороге – везде. Именно в общении происходит становление личности, формирование важнейших её качеств, нравственной позиции, мировоззрения.

Не стоит надеяться на то, что Вашего ребенка всему научит социум. Семья – самый главный институт для ребенка, здесь он получает богатую многообразную информацию по различным проблемам. Основы модели поведения ребенок перенимает с родителя, с которым чаще всего контактирует. Так что нельзя забывать о том, что не все можно донести только общением, иногда собственный пример может заменить тысячи слов. Дефицит общения отрицательно сказывается на развитии ребенка - социальная инфантильность личности, ее интересов, неспособность гибко сочетать свою активность с активностью других людей. Общение, как зеркало, помогает лучше узнать себя. И дети активно этим пользуются, так как не могут сдержать свое любопытство ко всему. На следующей ступени их развития они потребуют самостоятельности и обязательно проверят все то, что Вы им рассказали и показали. К этому моменту у них должно быть накоплено достаточно знаний о безопасности своего поведения, в том числе и на дороге.

3. Вопросы для обсуждения.

Задание № 1. Прошу выйти 2 человек. Один-родитель, другой - ребенок. «родитель» встает на стул, а «ребенок» подняв лицо вытягивает руки, пытаясь дотянутся. Удобно ли вам?

Исправьте ситуацию. Встают рядом. Первая причина, мешающая общению - это разные позиции, глаз не видно, слов не слышно и эмоциональный контакт исчезает.

Задание № 2. У женщины на работе неприятности, да ещё по дороге домой её обрызгал автомобиль, а дома ребенок протягивает дневник с плохой отметкой.

Какой будет ваша реакция? (родители высказываются)

Итак, 2 причина, которая мешает нам - мы не учитываем наше душевное состояние, за проблемами в такой момент можно навредить отношениям с ребенком.

Задание № 3. Представьте, что ваш ребенок, приехал из школы на велосипеде и рассказывает как его по дороге домой чуть не сбил автомобиль.

Он напуган, но, скорее всего он сам уже вынес урок из произошедшего. Не стоит дополнять его состояние страхом перед вами и ругать его. В противном случае – виновником всего произошедшего станете именно Вы. 3 причина непонимания ребенка – разный жизненный опыт. В этом мире ребенок как иностранец и ему нужен опытный гид.

Общение ребенка в семье. Результаты этого процесса для взрослых и детей. Разбор различных житейских ситуаций и коллективный поиск наилучшего выхода из них.

Для того чтобы ребенок желал общаться с родителями, необходимо помнить, что основой общения родителей с детьми являются шесть принципов, которые можно записать в виде рецепта.

Этот рецепт может стать основным законом воспитания детей в семье. Его содержание примерно такое: принятие ребенка таким какой он есть, признание его значимости в семье родительская любовь и доступность, собственная ответственность, авторитет родителей.

Когда контакт с ребенком налажен,  достаточно хотя бы раз в неделю в течение 10-15 минут с ним ребенком провести беседу-игру по Правилам дорожного движения, чтобы он другими глазами посмотрел на ситуацию. Такой ребенок в дальнейшем самостоятельно сумеет ориентироваться в сложной обстановке на городских магистралях.

Частой ошибкой, допускаемой в таких случаях, является неправильный подход к началу беседы. Говорить с детьми об опасностях дороги излишне строгим тоном неэффективно. В таком случае, ребенок не будет заинтересован в беседе и в результате усвоит лишь малую часть информации. Гораздо эффективнее поговорить с ребенком спокойно, выбрав момент, когда он ничем не занят и его внимание в Вашем распоряжении. Перед объяснениями обозначьте важность и серьезность разговора, пусть юный пешеход почувствует свою значимость. Его внимание возле дороги должно быть просьбой, а не требованием. Он должен понимать, что за него переживают и ему грозит опасность. Такая мотивация гораздо сильнее, чем опасения наказания или упреков.

Еще одна распространенная ошибка родителей – действия по принципу «со мной можно». Если Вы показываете ребенку на собственном примере как перебежать на красный, будьте уверены, оставшись один, он попытается повторить этот трюк.

Помните - авторитет родителей - важная составляющая успешности воспитания детей в семье. Приобретение авторитета в глазах собственного ребенка — кропотливый труд отца и матери. Мнение родителей о родных и близких, окружающих людях, коллегах, поведение родителей в кругу семьи и вне его, поступки родителей, их отношение к работе и к посторонним людям в обыденной жизни, отношение родителей друг к другу — все это слагаемые родительского авторитета, родительская авторитетность не должна зависеть от определенных ситуаций, которые могут повлиять на взаимоотношения с детьми. Меняется мир, дети XXI века имеют иные информационные возможности, много умеют из того, чего не умеют их родители. Родители, которые хотят сохранить авторитет в глазах своих детей, должны тоже учиться у них.

Разбор различных ситуаций.

- А сейчас, уважаемые родители, мы с вами проанализируем различные ситуации.

Ситуации для обсуждения.  

Цель: снять эмоциональное напряжение, с родителями обыгрываются ситуации.( Прил.3)

4. Раздача памяток для родителей.

Увы, мы, родители чаще нетерпеливы, нетерпимы и эгоистичны, хотя оправдываем это «благими намерениями». Наше раздражение, крики, выяснение отношений, обиды - все это стрессовые ситуации, это всегда детская боль от непонимания. Сегодня мы вместе пытались разобраться как лучше донести до ребенка такую необходимую информацию, как правила поведения на дороге. Хочу заметить, что наладив эмоциональный контакт со своим чадом – вы будете получать в разы большее удовольствие от общения, и информация которую вы хотите донести, усвоится легче.  Попробуем выяснить, чему же может научиться ребёнок, когда он оказывается в определённых ситуациях. Предлагаю закончить предложение, используя слова для справок.

Времени у вас 3 минуты (Приложение 2).

5. Подведение итогов.

Чаще говорите ребенку о вашей вере в него, вашей любви, рассказывайте ему смешные истории о себе, про ваши происшествия на дороге – как вы с этим справлялись, что чувствовали. Я благодарю вас за работу. Есть ли у вас вопросы? В качестве решения собрания каждая семья получает «Памятки для родителей». Пусть они помогают вам.

Всем родителям раздаются памятки для анализа. Спасибо!

Приложение

рис.1

ПРИЛОЖЕНИЕ 2.

Карточка «Закончи предложение»

-ребёнка постоянно критикуют, он учится… (ненавидеть);

-ребёнок живёт во вражде, он учится… (быть агрессивным);

-ребёнок растёт в упрёках, он учится… (жить с чувством вины);

-ребёнок растёт в терпимости, он учится… (понимать других);

-ребёнка хвалят, он учится… (быть благодарным);

-ребёнок растёт в честности, он учится… (быть справедливым);

-ребёнок растёт в безопасности, он учится… (верить в людей);

-ребёнка поддерживают, он учится… (ценить себя);

-ребёнка высмеивают, он учится… (быть замкнутым);

-ребёнок живёт в понимании и дружелюбии, он учится… (находить любовь в этом мире).

Слова для справок: находить любовь в этом мире, быть благодарным, ценить себя, быть справедливым, жить с чувством вины, быть замкнутым, быть агрессивным, верить в людей, ненавидеть, быть справедливым, понимать других.

ПРИЛОЖЕНИЕ 3.

-1. Мама с сыном идет по улице. На противоположной стороне мальчик видит папу и бросается к нему через дорогу.

Вопрос. Как надо было поступить маме?

-2. Папа идет с ребенком по тротуару. У ребенка в руке мяч. Мяч падает на дорогу. Ребенок бежит за ним.

Вопрос. Как надо поступить папе?

-3. «Понятие «вина ребёнка»».

Установлено, что 80 % дорожно-транспортных происшествий, в которых пострадали дети, произошли в радиусе одного километра от их дома. То есть в тех местах, где ребята должны были бы хорошо знать условия движения транспорта, места пешеходных переходов, установки светофоров, заведомо опасные участки. Часто мы задаемся вопросом: почему дети попадают в дорожно-транспортные происшествия? Казалось бы, ответ простой: если ребенок по собственной неосторожности получил травму в дорожно-транспортном происшествии, то это – вина ребенка. Но понятия «вина ребенка» не существует. Чья же в таком случае это вина? (ответы родителей).

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ И ИХ ДЕТЕЙ

«Вы, Ваш ребенок и правила дорожного движения».

Поговорите с ребенком, знает ли он ответы на эти вопросы?

  1. Прежде всего, скажи, знаешь ли ты: что такое дорожное движение?

(Движение транспорта и пешеходов по дорогам.)

  1. Кто является участником дорожного движения?

(Автомобилисты, мотоциклисты, велосипедисты, пешеходы.)

  1. А что такое «правило»?

(Закон, порядок, который нельзя нарушать)

  1. Зачем нужны правила дорожного движения?

(Чтобы обеспечить безопасное движение на дорогах.)

  1. Что помогает соблюдать правила дорожного движения?

(Дорожные знаки, светофор, разметка на дороге.)

  1. Какие знаки дорожного движения вам встречаются по дороге?

Расскажите, случилось ли вам нарушать правила дорожного движения? Почему? Не бойтесь быть открытыми.

  1.  Когда мы с вами становимся пешеходами, участниками дорожного движения? (с момента выхода из дома).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка родительского собрания по теме: "Трудности обучения письму и чтению в начальной школе"

Ознакомление  родительского коллектива  с трудностями обучения письму и чтению на первом  году обучения в школе; дать практические советы, как можно преодолеть возникшие трудности...

Методическая разработка родительского собрания по теме «Режим дня первоклассника и его влияние на учебную деятельность»

На данном родительском собрании необходимо подвести родителей к мысли о том, что режим дня влияет на учёбу детей.  Показать родителям необходимость выполнения режима дня. Убедить родителей ...

Методическая разработка родительского собрания на тему "Азбука дорог для родителей".

Родительское собрание по ПДД с участием старшего инспектора дорожно-патрульной службы....

Методическая разработка родительского собрания на тему: "Источники информации как средство воспитания детей".

Предлагаю вашему вниманию методическую разработку родительского собрания на тему «Источники информации, как средство воспитания детей». Цель собрания: показать родителям, что не всегда качество и смыс...

Методическая разработка родительского собрания по теме «Творческое развитие в жизни вашего ребёнка»

Методическая разработка родительского собрания по теме «Творческое развитие в жизни вашего ребёнка» направлена на информирование родителей о значении творчества в развитии ребёнка и возмож...

Методическая разработка родительского собрания по теме: «Способы развития познавательных процессов обучающихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития»

В данной методической разработке представлен материал по особенностям детей с задержкой психического развития, а также способах развития их познавательных процессов родителями....

Методическая разработка родительского собрания по теме: «Способы воспитания ребенка»

В данной методической разработке рассмотрены способы поощрения и наказания в процессе воспитания....