Урок на тему «Семья в исламе»
план-конспект урока по орксэ (4 класс)

Юсупова Айна Марсовна

Конспект урока на тему «Семья в исламе» в 4 классе, ОРКСЭ

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon semya_v_islame.doc41 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет: ОРКСЭ

Модуль: «Основы исламской культуры»

Класс: 4

Тема урока: Семья в исламе.

Цель урока: дать представление о мусульманской семье, о семейных ценностях мусульман, о роли семьи в жизни человека.
Задачи урока:    

Познакомить учащихся с особенностями и традициями исламской семьи, ее ценностями, раскрыть содержание обязанностей членов мусульманской семьи.

Расширить знания учащихся о семье.

Развивать у учащихся уважение к семейным ценностям.

Воспитывать ответственное отношение к созданию своей будущей семьи.

Планируемые результаты:

Учащиеся должны уметь:

  • Систематизировать и обобщать материал о семье, семейных отношениях, ценностях семьи.
  • Вести диалог, слушать, обобщать, делать выводы.
  • Пояснять, что важнее для создания счастливой семьи.

Знать:

  • Традиции исламской семьи, особенности воспитания в исламских семьях.
  • Обязанности мужа и жены в мусульманских семьях.

Виды деятельности: учебный диалог, устный рассказ на тему, работа в группах, дискуссия, работа с учебником, работа со словарем.

Оборудование: мультимедиа, учебники, толковые словари, цитаты и пословицы, , рисунки детей.

Ход урока

  1. Орг. момент.

Играет тихая классическая музыка. На слайде счастливая улыбающаяся семья и слова: «……- где человек должен учиться творить добро…»

(В. Сухомлинский).

Учитель: Добрый день, ребята! Я рада видеть вас! Давайте улыбнемся друг другу и тем самым настроимся на работу на сегодняшнем уроке. Обратите свое внимание на доску. Как вы думаете, какое слово здесь пропущено? (Семья)

2.  Сообщение темы и цели урока. 

Учитель: Как вы думаете, о чем пойдет речь сегодня на уроке? (О семье)
Учитель:
 Сегодня, на уроке мы с вами поговорим не только о семье в целом, но и об особенностях и традициях в мусульманской семье.

3.  Мотивация учебной деятельности.

Учитель: Семья. Довольно часто мы слышим или произносим это слово, но часто ли мы задумываемся о том, что оно обозначает? Какое определение вы бы дали понятию «семья»? Учащиеся высказывают свои предположения.

Учитель: Давайте проверим, правильно ли мы с вами дали определение понятию семья. Для этого обратимся к словарям, которые лежат на ваших партах.

Учащиеся работают со словарями и сравнивают определения, которые даны в словарях и то, которое они дали сами. Делают вывод: Семья – основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью.

4. Изучение нового материала.

Учитель: Ребята, а какую роль играет семья в вашей жизни? Учащиеся высказывают свои мнения.

Учитель: Семья играет особую роль в нашей жизни. Именно в семье многие люди узнают о традициях своего народа, своей страны, об основах веры.

Ислам рассматривает семейную жизнь как обязательство перед Богом, а много детей – это благословение Всевышнего. У каждого из нас есть своя семья, родительский дом, где нас всегда ждут, любят, и за все простят. Именно в семье мы делаем первые шаги, произносим самые первые слова, учимся любви, ответственности, доброте и уважению. И где бы мы ни были, мы всегда помним о своей семье, о самых близких людях. Мусульмане серьезно относятся к созданию семьи и очень дорожат ею. Главное, что важно для исламской семьи, это любовь: родителей друг к другу, к детям, детей к родителям. Мусульманские семьи, как правило, бывают большие.

Ребята, а ваши семьи какие? Кто входит в вашу семью? Вашим домашним заданием было нарисовать рисунок на тему «Моя семья». Давайте покажем друг другу, кого вы изобразили на своих рисунках?

(Учащиеся поднимают вверх свои рисунки и оглядываются по сторонам, чтобы посмотреть работы одноклассников)

У вас получились замечательные рисунки! Кто хочет рассказать о своей семье? Дети по очереди рассказывают о своей семье.

Как мы с вами видим, у вас действительно большие дружные семьи. Мусульманские семьи включают не только супругов и их детей, но и остальных родственников. Ислам ставит семью во главу угла. Всевышний создатель предписал строить семейные отношения на основе любви и взаимного согласия. Стоит отметить, что с особым уважением мусульмане относятся к женщине. Пророк Мухаммад сказал, что «рай находится под ногами наших матерей». Как вы понимаете это выражение? Ответы учащихся.

5.  Работа с учебником (стр. 80-81)

Учитель: Ребята, давайте вместе подумаем: Какие качества нужны человеку, чтобы создать прочную семью? Как распределяются обязанности в мусульманской семье?  Каким должен быть муж? Какой должна быть жена? Чтобы это выяснить- поработаем с учебником. Я попрошу вас разделиться на две группы. Откройте в учебнике страницу 80. Мальчики вы найдите в тексте отрывок о том, каким должен быть муж, а вы девочки о том, какой должна быть жена. Вместе определите этот отрывок, потом садитесь на свои места и прочитайте его про себя. Когда будете готовы расскажете. Рассказы детей

Об обязанностях родителей мы узнали, а как дети должны вести себя? Какие есть обязанности у детей? Ответы детей. Ребята, каждый из нас должен с почтением относиться к родителям, помогать им, уважать, их, беречь и любить. Поэтому детям уделяется много внимания. Старших детей учат заботиться о младших. Отношение детей к родителям основывается на почитании, уважении, признательности. Хорошее отношение к родителям рассматривается в исламе как одно из главных достоинств человека. 

Да, ребята, самое большое счастье в мусульманской семье – это рождение ребёнка. И мы хотели бы показать отрывок из обряда «Имянаречение». Что такое имянаречение? Ответы детей

И пока наши актеры готовятся, я хотела бы провести с вами коротенькую физкультминутку.

5.   Физкультминутка.

Учитель: Встаньте пожалуйста на одну ногу и вытяните руки вперед, постойте немного. А теперь найдите себе пару и встаньте напротив друг друга. Встаньте на одну ногу, но возьмитесь за руки.

Когда легче было стоять?

Что вам помогло?

Почему?

Да, человеку всегда нужна поддержка, особенно в семье.

6.   Инсценировка «Обряд имянаречения»

Спасибо нашим актерам, присаживайтесь. Ребята, а вы знаете значение своих имен? Расскажите.

7.  Закрепление изученного.

Чтение сказки «Возвращение счастья!»

Учитель: Ребята, давайте прочитаем сказку на стр.61. «Возвращение счастья»

Вопросы:1. Почему сказка называется так?

2.Что выбрала невестка? (согласие), а почему? Где согласие там и счастье, покой радость в доме.

3. Какие качества нужны для создания прочной семьи?

4. Какие существуют традиции в мусульманских семьях?

8.   Рефлексия.

Учитель: Наш урок на этом заканчивается. Пожалуйста, поделитесь своими впечатлениями, что вам больше всего запомнилось на сегодняшнем уроке? Ответы детей.

Я узнал то, что_____________________________________________

Мне было интересно_________________________________________

Для меня семья – это________________________________________

Учитель: Молодцы! Я надеюсь, что вы все эти знания используете в будущем.

Я уверена, что вы пронесете через всю свою жизнь любовь к своим родителям.

Сегодня, придя домой, каждый пусть обнимет своих родителей и скажет им все теплые слова.

9. Домашнее задание.

Прочитать сказку Л.Н. Толстого «Старый дед и внучек»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по теме "Семья" (УМК М.З. Биболетова Enjoy English-2

Предлагаемый методический материал может быть использован преподавателями иностранного языка при организации  завершающего этапа обучения учащихся по теме «Семья»....

Конспект урока по теме "Семья и семейные ценности"

Конспект урока по теме "Семья и семейные ценности" 3-4 класс...

Урок по ОРКСЭ. Тема: "Семья в исламе" 4 класс

Формирование представлений о мусульманской семье, о роли семьи в жизни человека.Задачи урока:Познакомить с особенностями и традициями исламской семьи, ее ценностямиРасширить знания учащихся о семье..Р...

Урок по теме "Семья"(ОРКСЭ)

Данный урок является универсальным,т.к. может проводиться при изучении любого модуля ОРКСЭ,в канун любого праздника(церковного или светского),как для учащихся изучающих отдельный модуль,так и всего кл...

Урок на тему «Семья» и «Давайте познакомимся»

Урок на тему "Сесмья" и "Давайте познакомимся" по УМК Верещагина,Притыкина(2 класс)...

Методическая разработка урока по теме "Семья" для 4 класса.

Этот урок был разработан по УМК Биболетовой М.З. для участия в конкурсе "Учитель года" в 2011 году и имел хорошие отзывы комиссии конкурса....

Презентация по ОРКСЭ (Модуль "Основы исламской культуры") на тему "Семья в исламе" 4 класс

Тема урока: "Семья в исламе"Предмет: ОРКСЭ (Модуль "Основы исламской культуры"Класс: 4 Учебник:"Основы исламской культуры" 4 класс Муртазин М.Ф. 2010 Цель...