Технологическая карта урока ОРКСЭ по теме: «Следовать нравственной установке» (4-5 класс, УМК «Школа России»)
план-конспект урока по орксэ (4 класс)

Тема урока «Следовать нравственной установке»

Тип урока: «открытие» нового знания

Цель урока: формирование у обучающихся условий для ознакомления с понятием «нравственная установка».

Задачи урока

Планируемые результаты

Дидактические:

1. Сформировать в сознании детей понятие «нравственная установка»;

2. Расширить представление о значении нравственности в жизни каждого человека.

Предметные:

1. Знать понятие «нравственная установка»;

2. Иметь представление о значении нравственности в жизни каждого человека.

Развивающие:

1. Развивать познавательный интерес и творческие способности при решении определённых проблем;

2. Развивать коммуникативные навыки.

 

Личностные:

1. Развитие этических чувств (стыда, вины, совести) как регуляторов поведения;

2. Формирование моральной самооценки, проявление в конкретных ситуациях доброжелательности, доверия, внимательности, помощи, соотношение поступка с моральной нормой.

 

Воспитательные:

1. Воспитывать чувство доброты, чуткости, совестливость;

2. Воспитывать ответственное отношение к своим поступкам, толерантное отношение к другим мнениям.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ОРКСЭ

Дата: 29.03.2024

Школа: МАОУ «АЛ №95 г. Челябинска»

Класс: 4-5

Урок: 3

Время: 09:45-10:25        Кабинет: 317

Студент: Лужинская Елизавета Николаевна

Группа: 31

Учитель: Хайбулина Гульямал Зайнетдиновна 

Методист: Сачкова Татьяна Андреевна

Тема урока «Следовать нравственной установке»

Тип урока: «открытие» нового знания

Цель урока: формирование у обучающихся условий для ознакомления с понятием «нравственная установка».

Задачи урока

Планируемые результаты

Дидактические:

1. Сформировать в сознании детей понятие «нравственная установка»;

2. Расширить представление о значении нравственности в жизни каждого человека.

Предметные:

1. Знать понятие «нравственная установка»;

2. Иметь представление о значении нравственности в жизни каждого человека.

Развивающие:

1. Развивать познавательный интерес и творческие способности при решении определённых проблем;

2. Развивать коммуникативные навыки.

Личностные:

1. Развитие этических чувств (стыда, вины, совести) как регуляторов поведения;

2. Формирование моральной самооценки, проявление в конкретных ситуациях доброжелательности, доверия, внимательности, помощи, соотношение поступка с моральной нормой.

Воспитательные:

1. Воспитывать чувство доброты, чуткости, совестливость;

2. Воспитывать ответственное отношение к своим поступкам, толерантное отношение к другим мнениям.

УМК: УМК ««Школа России»/«Просвещение», учебник «Основы светской этики»: 4-5 кл: Учебник: учеб. Для общеобразоват. организаций / А.И.Шемшурина. - М.: Просвещение, 2013.

ЭТАПЫ УРОКА

Этап

Образова-тельная цель этапа урока

Формы организации учеб. деятельности, методы и приемы, формы контроля

Деятельность учителя, его речь

Деятельность обучающегося



Планируемые метапредметные результаты

Дидактические средства и интерактивное оборудование

 Самоопределение к деятельности  
(1-2 мин)

Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне

Ф

Словесный: беседа.

Приёмы: организация учебного общения.

1. Проверяет готовность обучающихся к уроку, настраивает класс на продуктивную деятельность.

- Здравствуйте, ребята. Меня зовут Елизавета Николаевна, сегодня я проведу у вас урок. Садитесь.

2. Создание эмоционального настроя. Активизация внимания учащихся.

- Ученики, возьмитесь за руки и закройте глаза. И вслушайтесь в наши слова: «пусть этот урок станет отправной точкой для великих дел и преображений. Пусть каждый из нас, будь то учитель или ученик, с любовью и добротой заново открывает эту книгу мудрости, которая руководит нами в сложных жизненных ситуациях».

- Итак ребята можем начать работу!

1.Приветствуют учителя и выполняют самооценку     готовности к уроку.

Р: проявлять мотивацию к изучению нового учебного материала.

Учебная презентация

Слайд 1

Слайд 2

 Актуализация знаний и мотивация

(4-5 мин)

Готовность мышления  и осознание потребности к построению нового

способа действий

Ф, И, П

Словесный: беседа.

Практический: 

Повторение.

Приёмы: организация учебного общения

Внешний контроль

1. Актуализирует опыт обучающихся, подготавливает к изучению нового материала.

- Ребята, давайте вспомним, о чем вы говорили на прошлом занятии.

- Какая была тема прошлого урока?

- Вспомните, что такое милосердие?

- Давайте проверим, правильно ли вы ответили. Кто согласен покажите «+».

- Отлично, а что такое сострадание?

- Сверим ваши ответы с ответом который представлен на экране. Покажите «+» если были правы.

- Ребята, давайте с вами прочитаем высказывания (пословицы) мудрых людей. На экране появились пословицы, которые вам необходимо дополнить.

1. Сострадание правит миром (Древнеиндийский афоризм).

2. Кто полон милосердия, непременно обладает мужеством (Конфуций).

3. Без сострадания, милосердия невозможно жить в мире (Зигфрид Ленц).

- Как вы их понимаете?

- Да ребята, вы совершенно правы. Молодцы!

1. Отвечают на вопросы учителя.

- «Милосердие».

- Милосердие - чувство готовности оказать бескорыстную помощь, прощение.

- Сострадание

это чувство беспокойства, которое возникает у нас перед лицом кого-то, кто нуждается или кому-то больно.

Ответы учащихся.

Р: планировать свою деятельность в соответствии с предъявленной информацией.

П: систематизировать, обобщить изученное, делать выводы; использовать вопросы как исследовательский инструмент познания; формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других, аргументировать свою позицию, мнение.

К: принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению.

Р: признавать своё право на ошибку и такое же право другого.

Учебная презентация

Слайд 3

Слайд 4

Слайд 5

Постановка учебной задачи
(4-5 мин)

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

Ф

Словесный: беседа.

Наглядный: презентация.

Приёмы: организация учебного общения.

  1. Подведение к формулировке темы и целей урока.

- Ученики, обратите внимание на экран, мы с вами начинаем знакомиться с новым разделом. Как он называется?

- Как вы понимаете, фразу «Душа обязана трудиться»?

- Человек с ленивой душой эгоистичен, чёрств, его интересы ограничены, он слабоволен и не способен ни в чём добиться успеха. Поэтому так необходимо держать «лентяйку в чёрном теле», не снимая с нее узды, чтоб «жить с тобой по-человечьи училась заново она».

- Ребята, чтобы узнать, о чём мы будем говорить сегодня на уроке, я предлагаю вам послушать отрывок из произведения В.А. Сухомлинского «Капля воды»:

Был жаркий июльский день. К колодцу, что под высоким дубом, подошла группа школьников. Они возвращались из туристического похода. Детям очень хотелось пить. И чем ближе был колодец, тем быстрее они шли. А с другой стороны, к нему приближалась бабушка. Она шла издалека, очень устала. И бабушка, и школьники подошли к колодцу одновременно. На срубе стояло ведро с холодной водой. Дети окружили его и по очереди пили воду. А бабушку оттеснили. Она отошла к дубу и стояла, печально прислонившись к дереву. Когда школьники напились и пошли дальше, бабушка посмотрела им вслед и задумчиво покачала головой.

- Как вы считаете, почему бабушка задумчиво покачала головой?

- Почему бабушка ничего им не сказала?

- А как поступили дети?

- Ребята, предположите, как будет звучать тема урока?

- Вы были очень близки тема урока: «Следовать нравственной установке». Мы с вами познакомимся с новым разделом, который называется «Душа обязана трудиться».

- Любая деятельность без цели невозможна, так давайте поставим цель на сегодняшний урок. На экране появились слово подсказка, которое необходимо дополнить: узнать … 

- А теперь, давайте составим план, которому мы будем следовать в течение всего урока. На экране также появились слова подсказки, которые необходимо дополнить:

План:

1) Познакомимся с понятием …;

2)Выполним …;

3)Сделаем … .

1.Выдвигают варианты формулировок темы и цели, участвуют в их обсуждении.

- Душа обязана трудиться.

-  Важно развиваться духовно, воспитывать свою душу, приучать ее к постоянному труду:

Слушают отрывок из произведения В.А. Сухомлинского «Капля воды».

- Потому что, не предложили бабушке первой напиться, проявили неуважение к старшим.

- Скромный человек, добрый человек не будет конфликтовать, пожилой человек привык больше делать, чем говорит, бабушка не ожидала такого поведения, опешила.

- Нехорошо, неуважительно к пожилому человеку.

- Нравственные поступки.

- Цель урока: узнать, что такое нравственная установка.

1) Познакомимся с понятием «нравственная установка;

2) Выполним самостоятельную работу;

3) Сделаем вывод о проделанной работе.

К: воспринимать и формулировать цели и задачи.

Р: проявление мотивации учебно-познавательной деятельности.

П: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель урока.

Учебная презентация

Слайд 6

Слайд 7

Слайд 8

"Открытие" детьми нового знания
 (7-8 мин)

Построение детьми нового способа действий  и формирование способности к его выполнению

Ф, Г

Практический: выполнение задания.

Приёмы: наблюдение.

Внешний контроль

1. Организовывает деятельность обучающихся по открытию нового знания.

- Ребята, посмотрите на слайд. Кто изображён на портрете?

- У Льва Николаевича Толстого есть такое выражение «Думай хорошо, и мысли созреют в добрые поступки». Как вы её понимаете?

- Совершенно, верно. Думать о проблемах и решать их с позиции добра – важное для человека качество. Когда оно подкреплено потребностью поступать нравственно, то и реализовывается человеком во благо, а не во вред кому-либо и самому себе.

- Были ли в вашей жизни случаи, когда хорошие мысли рождали добрые поступки?

- Вернемся к истории у колодца. Как вы думаете, являются ли действия ребят поступком?

- А можно ли этот поступок назвать нравственным?

- А что такое нравственный поступок?

- Как, по-вашему, должны были поступить ребята в данной ситуации?

- В жизни не всегда совпадают наши намерения и поступки. Часто получается, что человек поступает хорошо, думает правильно, а поступает наоборот. Так бывает потому, что на пути желаемого поступках к его реальному совершению приходится часто преодолевать отрицательные черты своего характера.

- Ну а сейчас, ребята, вы поработаете в группах. 1 группа – 1 ряд, 2 группа – 2 ряд, 3 группа – 3 ряд. У всех групп задние будет разное. Чтобы вам было намного удобнее, мы раздадим вам листочки с заданиями на пару, а после завершения проверим.

- Данные задания, помогут понять значение трудного слова «нравственный». Ответы записывайте внизу после задания на свободных строчках. На это задание у вас есть 1 минута. Приступайте к выполнению!

1 группа: выделите корень в слове «нравственный». Подберите однокоренное слово к данному слову.

2 группа: подберите синоним к слову «нравственный» в словосочетании «нравственный поступок».

3 группа: подберите пример нравственных (хороших) поступков, которые совершают люди (дети)?

- Время закончилось, давайте проверять. Начнём с 1 группы и далее по порядку. Кто будет не согласен с данным ответом, поднимите руку и обоснуйте.

- Молодцы ребята, вы отлично справились с этим заданием!

- Итак, сделаем вывод: слово нравственный произошло от сущ. нрав, т.е. характер (нрав– характер, совокупность душевных свойств). Каков бы ни был характер, человек должен уметь вести себя правильно, должен уметь управлять собой.

- Нравственный поступок – это хороший поступок, поступок, соответствующий принятым правилам.

- Тогда ребята, мы с вами знаем, что означает слово «нравственный» и «нравственный поступок», а кто мне может сказать, что же такое «нравственная установка»?

- Да ребята, вы совершенно правы.

1. Открывают новое знание.

- Л. Н. Толстой.

- Добрые дела начинаются с добрых помыслов, они зарождаются в сердце, душе, голове.

Ответы учащихся. 

- Являются.

- Нет, он безнравственный.

- Поступок во благо, а не во вред кому-либо и самому себе.

- Уступить место у колодца бабушке, проявить уважение к старшим.

Выполняют задание в группах.

- Нравственная установка - это готовность человека делать добрые дела.

П: выявление причинно- следственных связей, представление о овощах и фруктах и витаминах;

К: ответственно выполнять свою часть работы; уметь обобщать свое мнения и нескольких людей.

Р: умение оценивание своей работы на уроке.

Учебная презентация

Слайд 9

Таймер (1 минута)

Карточки с заданиями.

Слайд 10

Слайд 11

Слайд 12

Первичное закрепление
(4-5 мин)

Усвоение нового способа действий

Ф, П

Словесный:

беседа.

Наглядный:

Вывод.

 Приёмы: организация учебного общения.

1. Организует работу обучающихся по первичному закреплению полученных знаний.

- Нравственная установка помогает сформировать в себе привычку следовать золотому правилу.

- Давайте с вами вспомните, как звучит золотое правило этики.

- Верно, ребята! Золотое правило этики объединяет все нравственные нормы поведения. А какие качества входят в нравственные нормы, вы сейчас и вспомните.

- Вашей задачей будет разделить слова на 2 группы: положительные качества и отрицательные. Это задание вы будете выполнять в парах, у вас есть 2 минуты, можете приступать.

«Обман, взаимовыручка, умение говорить правду, хвастовство, ложь, трудолюбие, мужество, честь, жестокость, трусость, зависть, скромность.

- Ребята, время вышло, кто хочет поделиться проделанной работой?

- Ребята, давайте оценим ответ одноклассников. Покажите «+», если вы согласны с рассуждениями.

- Замечательно, ребята, давайте порассуждаем. Исходя из выполненного задания, мы можем сказать, что человек умеет отделать хороший от плохого? Благодаря чему?

- Вы правы! Умеет, и вы это доказали. Главное – научиться не давать волю плохим чувствам. Научиться делать добро.  

- Не делайте другим то, что вы не желаете для себя, и поступайте с другими так, как хотели бы, чтобы с вами поступили.

Выполняют задание в парах.

- 1 группа: взаимовыручка умение говорить правду трудолюбие мужество честь скромность.

2 группа: обман хвастовство ложь жестокость трусость зависть

- Да, умеет, благодаря нравственным установкам.

П: устанавливать существенный признак сравнения.

К: воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения.

Р: умение оценивания своей работы на уроке.

Слайд 13

Карточки с заданиями.

Таймер (2 минуты)

Слайд 14


Физкультминутка (1 мин) –

Нужно быть очень внимательными и

Выполнять следующие движения: если я называю хороший поступок, вы

тянетесь руками вверх, встаете на носочки, а если я называю плохой поступок,

то вы садитесь на корточки, обхватывая коленки руками и прижимая голову.

Итак, начнѐм! (Накормить голодного щенка, утешить плачущего, толкнуть

Маленького ребѐнка, дать добрый совет, подставить подножку другу).

Самостоятельная работа с самопроверкой
(4-5 мин)

Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха

Ф, И

Практический: выполнение заданий в рабочей тетради.

Приемы:

Организация учебного общения.

1. Организует выполнение самостоятельной работы.

- Ребята, нормы важны, потому что создавались жизнью и людьми веками и постепенно в систему нравственного поведения.  Значимость этого опыта отражены в фольклоре, национальных пословицах, поговорках , литературных произведениях, в эпосе каждого народа, религиозных сюжетах и заповедях.

- Сейчас вы поработаете самостоятельно. У вас на партах лежат карточки. Положите их перед собой.

- На выполнение самостоятельной работы у вас есть 2 минуты.

Самостоятельная работа

 ФИ____________________ Класс________

1.Обьясни, почему нравственные нормы важны?

2.Вставь пропущенные слова в высказывание Л.Н. Толстого.

«Думай ____, и мысли созреют в _____ поступки.

3.Что такое нравственная установка? Выбери правильный ответ.

-Психологическое понятие.

-Литературное выражение.

-Способность к душевному усилию.

4.Думать и поступать с позиции

добра это…

-Искать свою выгоду.

-Совершать добрые обдуманные поступки.

 -Лениться сделать над собой усилие.

-Время подходит к концу.

- Обменяйтесь работами с соседом по парте, проверьте работу по эталону на слайде.

 - Какой пункт плана мы выполнили и что нам еще осталось выполнить?

Выполняют самостоятельную работу.

1.Нормы важны, потому что создавались жизнью и людьми веками и постепенно в систему нравственного поведения.

2.Думай хорошо, и мысли созреют в добрые поступки.

3.Способность к душевному усилию.

4.Совершай доброе обдуманные поступки.

Р: оценивать правильность выполнения действия на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.

П: ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания).

К: воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя.

Карточки с заданиями.

Таймер (2 минуты)

Слайд 15

Слайд 16

Включение в систему знаний, повторение

(7-8 мин)

Включение "открытия" в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного

Ф, П

Словесный:

беседа.

Приёмы: организация учебного общения.

Внешний контроль.

- Нравственные установки представляют собой дерево, прорастая в нас своими корнями, они создают глубокую нравственную основу, которую мы пронесём через всю свою жизнь.

- Для того, чтобы избежать сложных ситуаций и закрепить свои нравственные установки, предлагаем вам составить алгоритм действий в сложные ситуации. Вам будут предоставлены ситуации и дерево, в котором необходимо записать свои действия от корня – самых первых действиях и мыслях, до кроны – последствий решений. Но помните ситуации будут повторяться.

- Задание вы будете выполнять в группах по 4 человека, поэтому прошу вас вспомнить правила работы в группе.

1. Вы стали свидетелем травли одного из учеников вашего класса, который славится своей скромностью. Какие эмоции у вас вызывает эта ситуация? Правильно ли поступают участники? Что вы предпримете?

2. Вы заметили, что другой ученик пройдёт домашнее задание. Какие эмоции у вас вызывает эта ситуация? Правильно ли поступают участники? Что вы предпримете?

3. Ваши одноклассник забыл игрушку, которую вы давно хотели. Какие эмоции у вас вызывает эта ситуация? Правильно ли поступают участники? Что вы предпримете?

- На выполнение задания у вас есть 3 минут, можете приступать.

- Ваше время вышло. Один человек из группы расскажет нам, какой выход из ситуации предлагает группа.

- Вы превосходно справились с заданием! Теперь вы знаете, как нужно размышлять и действовать в сложных ситуациях.

Слушают учителя.

- 1. Работай в группе дружно, помни – вы одна команда.

2. Принимай активное участие в работе, не стой в стороне.

3. Не бойся высказывать своё мнение.

4. Работай тихо, не старайся всех перекричать.

5. Уважай мнение других участников группы.

6. Думай сам, а не рассчитывай на других.

Выполняют задание в группах.

Выполняют установку.

П: выявление причинно- следственных связей.
К: принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению.
Р: осознанно относиться к другому человеку, его мнению; признавать своё право на ошибку и такое же право другого.

Слайд 17

Карточка с заданиями. Рисунок дерева.

Таймер (3 минут)

Рефлексия деятельности

(2-3 мин)

Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания

Ф

Словесный:

беседа.

Приёмы: организация учебного общения.

1. Организует подведение итога урока, рефлексию, оценку результатов деятельности обучающихся.

- Какая тема и цель была сегодня на уроке?

- Все ли пункты плана мы выполнили? А что мы с вами не сделали?

-  Посмотрите на слайд и ответьте на вопросы:

Я узнал, что…

Интересным для меня было…

Мне было сложно…

- Отлично.

- Всем спасибо за работу на уроке. До свидания!

1. Осуществляют самооценку своей учебной деятельности, соотносят цель и результат.
- Тема: следовать нравственной установке. Цель урока: узнать, что такое нравственная установка.

- Нет, не подвели итоги.

Оценивают свою работу.

П: использовать вопросы как исследовательский инструмент познания.
К: уметь оценивать свои достижения на уроке.
Р: признавать своё право на ошибку и такое же право другого.

Учебная презентация

Слайд 18

Слайд 19

Слайд 20

Слайд 21


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка Тема: Что такое текст-рассуждение? 2 класс УМК "Школа России"

Предмет: русский языкТема: Что такое текст-рассуждение?Цели деятельности учителя: познакомить со структурой текста-рассуждения, учить различать текст-рассуждение, развивать умение отвечать на вопросы....

Технологическая карта урока литературного чтения. Тема: "Ф.Тютчев "Весенняя гроза""(3 класс, УМК "Школа России").

Тип урока: “открытие” нового знанияЦель урока: формирование читательской компетенции при чтении и анализе произведения Ф.И.Тютчева “Весенняя гроза”.Задачи урокаДидактические:По...

Технологическая карта урока математики по теме «Задачи с величинами: цена, количество, стоимость» (УМК "Школа России" 2 класс)

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование умения решать задачи с величинами: цена, количество, стоимость; установление связи между этими понятиями.Задачи урокаДидактическ...

Технологическая карта урока математики по теме «Связь между компонентами и результатом умножения» (УМК "Школа России" 2 класс)

Тип урока: "открытие" нового знанияЦель урока: создание условий для формирования знаний о связи между компонентами и результатом умножения.Задачи урокаДидактические:1)закрепление знаний о св...

Технологическая карта урока математики по теме «Умножение числа 2 и на 2» (УМК "Школа России" 2 класс),(урок- рефлексия)

Тип урока: рефлексияЦель урока: закрепление знаний табличных случаев умножения числа 2 и на 2.Дидактические:1 составлять  таблицу умножения с числом 2 с осмысливанием связей и отношений в та...

Технологическая карта урока литературного чтения.Тема «П.Платонов Цветок на земле 2» (УМК Школа России, 3 класс)

Тема урока: А.П. Платонов «Ещё Цветок на земле»Тип урока: урок общеметодологической направленностиЦель урока: закрепление знаний текста рассказа А.П. Платонова «Цветок на земле»...