Урок по ОРКиСЭ "Защита Отечества"
план-конспект урока по орксэ (4 класс)

Смирнова Нина Валентиновна

Урок по  ОРКиСЭ. Защита Отечества"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konkursnaya_rabota._zashchita_otechestva.docx22.29 КБ
Файл zashchita_otechestva.pptx2.24 МБ

Предварительный просмотр:

Тема: Защита Отечества

Цель урока: помочь учащимся сформировать собственное представление о защитниках земли русской.

Задачи:

1. Познакомить с отношением православных людей к воинскому долгу, узнать о жизни русских воинов, ставших святыми.

2. Усвоить, какие действия допустимы для православного воина на войне, какие – нет, развивать речь обучающихся, обогащать словарный запас, расширять кругозор детей.

3. Воспитывать патриотические чувства к своему Отечеству на примере конкретных исторических событий и личностей, формировать понимание христианского взгляда на войну как объективное зло современного мира, на которую христианин идет во имя защиты добра и справедливости, побуждать брать на себя личную ответственность за содеянные поступки

Планируемые результаты:

Предметные

- помочь учащимся понять христианскую точку зрения справедливой (оборонительной) войны,

- знание достопамятных событий отечественной истории, имён и подвигов величайших просветителей, государственных деятелей, героев и святых людей России.

Метапредметные

- воспитывать любовь к родному языку, родной истории, литературе и культуре,

- умение сравнивать и анализировать документальные и литературные источники.

Личностные

-развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях,

- осознание себя ответственным членом семьи, школы, общества и Российского государства;

- знание важнейших страниц священной истории Отечества.

Межпредметные связи: окружающий мир (исторические сведения), чтение,  живопись.

Оборудование: мультимедийная установка, учебник А.В. Кураева «Основы Православной Культуры»

Ход урока:

1.  Оргмомент.

-Здравствуйте. Начинаем урок Основы Православной Культуры.

2. Определение темы урока.

Сегодня Основы Православной Культуры я хочу начать со стихотворения Ирины Трусовой — жительницы Подмосковья.

«Ему всего-то десять лет,
Дневник простого третьеклашки,
Но выпал вдруг ему билет
Для тех, кто старше и в тельняшке.

Он ехал в школу, как всегда,
Девчонки рядом, младше классом.
Но ворвалась в их жизнь война:
В них нелюди стреляли в касках!

Жевто-блакитный укро-рейх
Дал очередь парнишке в спину.
И хоть попала пуля «в цель»,
Пацан своих в беде не кинул!
Девчонок вывел, спрятал в лес,
Потом уже поймал машину…
Фашистский желто-синий бес,
Ведь не понять тебе, вражина,

Что русским не сломать хребет,
Хоть для тебя Россия — «Рашка».
Наш пацаненок в десять лет
Уже готов носить тельняшку!…

Ты поправляйся, дорогой,
«Дар Божий» имя Федор значит.
И поступил ты как герой,
Не могут русские иначе! 

Ирина Трусова вспоминает: «Стихотворение про Фёдора родилось очень быстро, потому что не откликнуться на такой поступок было невозможно. Когда 10-летний ребенок совершает такой героический поступок взрослого мужчины, настоящего героя, то твое сердце не может не отозваться! Когда я услышала эту новость, то скажу честно, я расплакалась, потому что я — взрослый человек — не представляла, как бы я себя повела в этой ситуации, а тут 10-летний пацан спас и себя, и двух девчонок, и только потом признался, что ранен»

Маленький герой, маленький Защитник.  

-Предположите, какая сегодня тема нашего урока?

(ответы детей)

На уроке каждый из вас узнает что-то новое для себя о славных защитниках нашего Отечества и о том, когда война бывает справедливой, о святых защитниках Родины.

3. Работа с учебником.

а) Рассказ учителя.

 Не раз мирный труд и тихая семейная жизнь Руси-России нарушалась военными грозами.  Такая гроза нависла над нами и сейчас. Гибнут наши мальчики на Украине, защищая нас с вами от неонацистов.

Христос учил прощать. Он учил любить даже врагов. Он говорил, что лучше подставить левую щеку, если тебя ударили в правую.

Но это – когда речь идет об обидах, причиненных тебе. Ты можешь простить свою обиду. А если обижают твою сестренку? Маму? Родину? Есть ведь и другие слова Христа: «всякий гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду». Значит, гнев бывает напрасным, а бывает уместным. С христианской точки зрения справедливой может быть только оборонительная война. Нападение, агрессия не могут быть оправданы.      Война может быть справедливой, если ведется «За алтари и очаги», то есть за свою семью, за свою большую семью – Отчизну, и за ее духовные святыни.

Если же надо защитить свою Родину, семью и веру – православный человек берется за оружие.

б) Чтение урока 28 «Защита Отечества.

С.133-138

в) Рассказ о священнике Михаиле Васильеве

Сегодня в Армии России несут службу 150 православных священников. Многие из них бывшие офицеры. Священник Михаил Васильев, хотя сам никогда не был солдатом, ни офицером, постоянно сопровождал воинов в горячие точки страны и мира. Почему был? На фронте под Херсоном погиб невероятно смелый и не щадящий себя человек и священник. Награжденный Орденом Мужества, медалью ордена "За заслуги перед Отечеством", церковными наградами. Как военный священник, участвовавший в миротворческих операциях в Боснии, Абхазии, Киргизии и на Северном Кавказе. Отца Михаила не стало утром 6 ноября 2022 года. На сайте Патриархии написано, что настоятель храма великомученицы Варвары и преподобного Илии Муромца — Патриаршего подворья в п. Власиха Московской области, протоиерей Михаил Васильев погиб при исполнении пастырских обязанностей в зоне специальной военной операции. Первым о печальной новости сообщил заместитель управляющего делами Московской патриархии епископ Зеленоградский Савва (Тутунов) в своем телеграм-канале: «На фронте принял смерть еще один военный священник. Знаменитый в этой среде отец Михаил Васильев. Царствие небесное, вечная память».

«Батюшка ВДВ», «Батюшка-воин» с любовью называли отца Михаила солдаты.

В каждой семьи есть свои защитник, ведь Конституция Российской Федерации Статьей 59 определяет обязанность защищать Отечество и нести военную службу. Наши ученицы приготовили проект   о своих родственниках –участниках войн, защитниках Отечества.

4. Проект «Записки из прошлого» 

-Здравствуйте.

-Меня зовут Покладова Оля.

-А меня зовут Большакова Анастасия. Мы двоюродные сестры.

- И сегодня представляем проект «Эхо далёкой войны»

-Этот проект очень важен для нашей семьи. Мы хотим сохранить память о нашем прадедушке.

-И не только. Речь пойдёт о войнах. И мы хотим рассказать Вам на сколько это страшно. И как важно беречь мир.

Что такое война? В словаре Ожегова это – «Вооруженная борьба между государствами». Но сколько горя приносит это слово людям. Через нашу семью прошло две войны: Великая Отечественная и Чеченская. Дед и внук – участники этих войн. Оба- младшие сержанты.

 -Когда я училась во втором классе я рассказывала о папе:

Моего папу зовут Большаков Алексей. В Армию его призвали в 1998 году. Там он был младшим сержантом, отслужил полтора года и его отправили в Чечню. Там в то время была война. Он ездил на большой машине. Так как он был главным связистом, ездил по горам. Горы были выше облаков. Всем было страшно туда подниматься так как дорога там была узкая. Но всё обошлось, и мой папа вернулся домой в 2000 году. Теперь я понимаю, страшно было, не потому что горы высокие и дороги узкие. А потому что стреляли. И в любой момент могли убить.  И тогда не было бы ни меня ни моих братьев. Папа не любит рассказывать о войне. Эти воспоминания его тревожат. А ещё у него часто болит голова и есть седые волосы. Война для него не прошла даром.В школьном музее на стенде «Опалённые Афганом и Чечнёй» висит его фотография. Молодой, красивый. Под фотографией написано: Большаков Алексей Васильевич. В 1999 году был отправлен в Чеченскую республику. Принимал участие в боевых действиях в Аргунском ущелье. В 2000 году был демобилизован, награждён медалью Суворова.

-Бойков Иван Александрович – наш прадедушка. Родился 26 июня 1925 года в деревне Сидорово Калининской области, Луковниковского района. Образование-6 классов. В мае 1943 года пошёл на войну в зенитно-артиллерийский полк. 16 июня 1943 года ему присвоили звание младшего сержанта.  Дошёл до Берлина. Получил медали: «За боевые заслуги», «Освобождение Праги», «За победу над Германией», орден «Красной Звезды» Прадедушка вернулся домой в 1947 году. Всегда мечтал стать писателем. И свои военные воспоминания мечтал напечатать. Но Союз писателей ему отказал.  Его рукописи сохранились частично. Они то нас и заинтересовали.  Мы решили напечатать их. Потому что это очень важно для нас, нашей семьи, нашей Родины. Сейчас по телевизору часто говорят, что США и Западные страны хотят переписать историю.  Наша задача приложить все усилия, чтобы этого не допустить. Рассказать правду людям. Перед нами дневник нашего прадедушки.

Особенно трогательны воспоминания, как советских солдат встречали в Праге. Вот она правда. «Мы въехали в Прагу, продвигались по ней. Вся Прага была запружена толпами народа. Не давали двигаться, кричали, кидали цветы, махали руками, протягивали руки на ходу, в кузов для пожатия. Прага ликовала. Как было приятно видеть все ликования народа, сознавать с гордостью свою освободительную миссию.»

Русский солдат – солдат освободитель.

Правда, что самое страшное было возвращаться домой по Западной Украине.

«Наш замполит полка грузин, дрожащим голосом говорил: «Вот и кончилась Европа, теперь продвигаемся по родине, но именно здесь много ещё банд, не дающие людям жить» Да. Это его последние слова, что мы слышали. Прошёл Европу и на родине погиб.» А его ждали дома во Львове. Оставалось несколько десятков километров.

Прадедушка пишет: «Мы остановились в одном селе. Подъехали как раз на машине взвод автоматчиков, зеленопогонников, войска МВД, ехали в другое село хоронить председателя сельсовета. Как не поставят председателя, так убивают. Шли пехотные части. Если солдат отошёл куда, то пропал без вести.» Война закончилась, а солдаты погибают. Разве это правильно?

Война и послевоенное время- это голод и болезни. А конечный итог – смерть.

«Много народу умерло с голоду. Выйдешь из расположения, не раз видели человек идёт по улице, вдруг упал и готов с голоду.» - написано в дневнике или читаем дальше:

«Плохо то что у многих у нас солдат открылась малярия. Почему не знаю, климат хороший сухой, а малярия свирепствовала. Температура под 40. Навалят кучу шинели, всё равно колотит»

Война – это разруха. Прадедушка едет в отпуск на 10 дней. И что он видит?

«Подъезжаем ко Ржеву. Я моментально вскочил. Вышел в тамбур.  Но настроение быстро упало. Что когда-то называлось Ржевом были сплошные руины и развалины. Кучи щебня и мусора на месте домов»

Вот она война. Вот она правда. Голод, болезни, разруха и смерть, смерть, смерть…Мы должны помнить об этом. Когда люди забывают о войне. Она возвращается. Как ни грустно, уходят ветераны, не остаётся участников  Великой Отечественной войны.  И очень важно передать молодым людям, нашим потомкам, правду о самой кровопролитной, самой жестокой в нашей истории войне.

 Эхо этой далёкой войны дошло до Донбасса, потому что люди забыли о войне. Гибнут взрослые и дети.

Люди, давайте беречь мир!  Пусть мягкими игрушками играют живые дети, а не несут их родители на могилы детей, погибших от разрывов снарядов, бомб и пуль.

Люди, берегите мир!

Итог урока.

- О том, что люди стали забывать о войне говорил и священник Михаил Васильев.

 - Наш урок подходит к концу.

- Что вы расскажете о войнах справедливых? Какие поступки, с вашей точки зрения, недопустимы даже на войне? О каких святых защитниках расскажете? Домашнее задание:

  Вы можете дополнительно выбрать источник информации, найти и прочитать материалы о святых защитниках Руси.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Защита Отечества ОРКСЭ

Слайд 2

Цель урока: 1. С формировать собственное представление о защитниках земли русской . 2.Узнать может ли война быть справедливой?

Слайд 3

Десятилетний герой из Брянска

Слайд 4

Дмитрий Донской

Слайд 5

У Сергия Радонежского

Слайд 6

Илья Муромец

Слайд 7

Александр Невский

Слайд 8

Фёдор Ушаков

Слайд 9

Священник Михаил Васильев

Слайд 10

«Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за ближних своих»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОПК , учебник Кураева Урок № 28 Тема "Защита Отечества"

Проект урока № 28  "Защита Отечества". Слайды в сжатом  виде....

Открытый урок по ОРКСЭ "Защита Отечества"

Конспект урока + презентация, которые познакомят учащихся с отношением православных людей к воинскому долгу, с жизнью русских воинов, ставших святыми. Подходят как для урока, так и для внеурочной рабо...

Конспект урока по ОРКСЭ "Защита Отечества", 4 класс.

Цель: привить чувство патриотизма и гордость за свою РодинуПланируемые результаты: Предметные:Иметь представление о святых защитниках Родины.Иметь представление о справедливых войнах.Уметь п...

Открытый урок по ОРКСЭ- Защита Отечества

Цель урока:- образовательная: формировать знания учащихся о житии святых-защитниках Отечества;- развивающая: способствовать развитию  аналитических, логических, хронологических, коммуни...

Технологическая карта открытого урока по ОРКСЭ модулю «Основы православной культуры» 4 класс Урок №28 Тема: «Защита Отечества»

Урок подготовлен для обучающихся в 4 классе. Используя учебник А.В. Кураева ,учебник «Основы православной культуры», «Просвещение», 2012. - с. 88-91.  и другую дополнитель...

Урок по ОРКСЭ "Защита Отечества"

Мы живём в очень сложное время, когда отклонения становятся нормой. Считается нормальным, любой ценой уклонится от службы в армии, не заводить детей ради сохранения материальных благ и т. д. Одним из ...