Труд
план-конспект урока по орксэ (4 класс)

Данная разработка предназначена для учителей, преподающих ОРКСЭ модуль "Оснвы светской этики" в 4 классе. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razrabotka.docx37.92 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ-СОШ № 2 города Аркадака Саратовской области

Открытый урок по ОРКСЭ

«Труд»

Подготовила и провела:

учитель начальных классов

Курышова Надежда Викторовна

2023-2024  учебный год

Цель урока:  

Добиться осознанного отношения к труду и трудящимся людям.

Задачи:

  1. Объяснить детям, что только труд дает благосостояние, а не какая-нибудь случайность, какое-то чудо или что-либо подобное.
  2. Развивать любознательность, расширять кругозор.  
  3. Воспитывать уважительное отношение к любому труду и людям труда.
  4. Способствовать развитию логического мышления, мыслительных операций анализа и синтеза.  
  5. Развивать творческие способности учащихся.                                    
  6. Апробировать исследовательский метод как способ получения необходимой информации.  

Оборудование: картины, изображающие профессии, толковый словарь, Конституция,

Ход урока:

Организационный момент

(слайд1) (музыка)

Ребята, я хочу вам подарить огромное «здравствуйте». А тебе отложить маленький кусочек? Я насыплю тебе в кармашек горсть «здравствуйте» сладкого, как сахар. А тебе, сегодня, какое хочется «здравствуйте»? «Возьмите в ладошку «здравствуйте» - тёплое, ласковое, солнечное, светлое и передайте тепло своих сердец нашим гостям.

Слайд 2

Это плуг. Им пашут землю.

  • Прочитаем рассказ Константина  Дмитриевича Ушинского, который называется «Два плуга».  Кто знает, что такое плуг? Давайте вспомним.. (слайд2)

  • Из одного и того же куска железа в одной и той же мастерской были сделаны два плуга. Один из них попал в руки земледельца и немедленно пошел в работу; а другой долго и совершенно бесполезно провалялся в лавке купца. Через некоторое время оба земляка опять встретились. Плуг, бывший у земледельца, блестел, как серебро, и был еще лучше, чем в то время, как он только вышел из мастерской; плуг же, пролежавший без всякого дела в лавке, потемнел и покрылся ржавчиной.
  • - Скажи, пожалуйста, отчего ты так блестишь? - спросил заржавевший плуг у своего старого знакомца.
  • - От труда, мой милый, - отвечал тот. - А если ты заржавел и сделался хуже, чем был, то потому, что все это время ты пролежал на боку, ничего не делая.
  • - Почему плуг, который попал к земледельцу, блестел, как серебро? (Потому что он трудился.)
  • - Что случилось с плугом, который пролежал без дела? (Потемнел и покрылся ржавчиной.)
  • - Как вы считаете, о ком этот рассказ? Кого подразумевает Ушинский, говоря о плугах? (Труженика и лентяя.)
  • - Какой вывод можно сделать, прослушав этот рассказ? Примерные ответы детей:
  • - Труд красит человека, а безделье его уродует.
  • - Только в труде можно проявить все свои самые лучшие качества.
  • - Только в труде человек может раскрыться.
  • - Без труда человек «заржавеет» и заболеет.

-Как вы думаете, о чём мы сегодня будем говорить на уроке?

-Тема нашего урока  ТРУД .«Трудолюбие, честный труд, уважение к труду, к трудящимся людям, результатам труда»

Слайд6  Толковый словарь

  Лексическое значение слов. Толковый словарь В.Даля.

- Прочитаем в толковом словаре, какое значение имеет слово  «труд».

(В.Даль: работа, занятие, упражнение, дело; все, что требует усилий, старанья и заботы; всякое напряженье телесных и умственных сил)

- Назовите слово с противоположным значением (лень).

Слайд 8Какие синонимы  вы знаете к слову ТРУД

Записать в номер 2

Составление кластера .

Что дает труд человеку?

Слайды 9-12

  • Труд дает человеку все нужное для жизни (еду, одежду, жилище).

  • Труд позволяет людям сохранить и увеличить богатства родной природы.

  • Труд позволяет людям общаться друг с другом, обмениваться знаниями и опытом.

  • С помощью труда люди помогают друг другу в жизни: пишут книги, строят дома, лечат людей, учат детей, растят урожай, пекут хлеб, заботятся о безопасности друг друга.

Чем занимались люди на РУСИ ?

Слайд 13-15

КОНСТИТУЦИЯ

Слайд 16-20

4.Знакомство с Конституцией.

- У меня в руках Конституция РФ.

 - В Конституции записаны законы, по которым должны жить все граждане России.  

    Одним из самых главных законов является: «Граждане России имеют право на труд». Это очень важный закон. (статья 37)

              -Если человек хочет работать, приносить пользу,  то государство дает ему такое

               право и оплачивает его труд.

ФИЗМИНУТКА

Давайте немного отдохнем.

 «Угадайте, что я делаю?»

Воспитатель и дети берутся за руки и встают в круг. В центр круга выходит ребенок. Все идут по кругу и произносят:

Что ты делаешь — не знаем,

А покажешь угадаем.

Слайд 21   ЗАДАНИЕ 4

- Послушайте притчу.

Случилось это в Средние века.

Монах, руководивший строительством собора, решил посмотреть, как работают каменщики. Он подошел к первому и попросил его рассказать о своей работе.

 - Я сижу перед каменной глыбой и работаю резцом. Скучная и нудная работа, изнуряющая меня,- сказал тот со злобой.

Монах подошел ко второму каменщику и спросил его о том же. - Я работаю по камню резцом и зарабатываю этим деньги. Теперь моя семья не будет голодать,- ответил мастер сдержанно.  

Монах увидел третьего каменщика и спросил о его работе. - Со стороны кажется, что я режу камень. Но на самом деле я строю Храм, который простоит тысячу лет. Я строю будущее,- улыбнувшись, ответил третий каменщик. На следующий день монах предложил ему стать вместо себя руководителем работ.

- Проанализируйте работу каждого строителя.

- Кому интереснее всего работать?

- Вывод: мало бездумно делать свою работу, нужно любить ее, проникаться ею, осознавая что, как и для кого ты делаешь. Вкладывая частицу себя в дело, которым занимается работник, он улучшает качество своего труда. И, в итоге, любимая работа – это всегда лучше, чем бессмысленная и надоевшая, нелюбимая и рутинная.

А с экранов телевизоров к нам взывают: «Выиграй миллион», «О, счастливчик», «Слабое звено» и т.д. то есть преподносят, что в жизни все богатства лежат на блюдце с голубой каёмочкой, стоит лишь протянуть руку или заявить о желании. Увы, это не имеет ничего общего с настоящей жизнью.

ПРИМЕРЫ ИЗ ЛИТЕРАТУРА

Слайд 22 СТРЕКОЗА И МУРАВЕЙ  ПРИМЕР ТРУЖЕННИКА И ЛОДЫРЯ

Задание 5

Послушайте рассказ.

Хотела галка пить. На дворе стоял кувшин с водой, а в кувшине была вода только на дне. Галке нельзя было достать. Она стала кидать в кувшин камушки и столько накидала, что вода стала выше, и можно было пить. (Л.Н.Толстой)

- Благодаря чему птице удалось исполнить желание?( терпению и труду)

Слайды 23-27  Что такое трудолюбие

ТУДОЛЮБИЕ слайд КАК ВОСПИТЫВАТЬ ТРУДОЛЮБИЕ

СТИХОТВОРЕНИЕ О ЛЕКАРСТВЕ ОТ ЛЕНИ

НЕХОЧУХА Слайд 33 – отрицательный пример – посмотрел на себя со стороны

ПАРАД ДОСТИЖЕНИЙ

Слайд  34-36

Тест «Лесенка – трудолюбия».

(ответьте на вопросы, вопросы на карточках)

1.После еды убираете за собой грязную посуду ? (всегда, часто, редко, не убираю)

2.Переодеваетесь ли вы после уроков в домашнюю одежду? (всегда, часто, редко, не переодеваюсь)

3.Убираете ли вы одежду на место? (всегда, часто, редко, не убираю)

4. Разогреваете ли вы сами себе обед ? (всегда, часто, редко, не разогреваю)

5. Готовите ли вы сами себе пищу?(всегда, часто, редко, не готовлю)

6. Вы сами стираете себе носки и другие мелкие вещи? (всегда, часто, редко, не стираю)

7. Вы сами гладите себе брюки, рубашку ? (всегда, часто, редко, не глажу)

8. Можете ли вы починить стул, лопату, одежду? (всегда, часто, редко, не могу)

9. Имеете ли вы постоянное домашнее поручение? (да, нет)

10. Как вы поступаете, когда не хочется делать работу? (убеждаю себя, заставляю, тяну время, не делаю).

11 слайд

РЕЗУЛЬТАТЫ! Подсчитайте сумму баллов за ответы по следующему ключу:

ОТВЕТЫ

ОЦЕНКА

ВСЕГДА    (ДА, УБЕЖДАЮ)

5 БАЛЛОВ

ЧАСТО ( ЗАСТАВЛЯЮ)

4 БАЛЛА

РЕДКО ( ТЯНУ ВРЕМЯ)

3 БАЛЛА

НЕ ДЕЛАЮ ( НЕТ)

0 БАЛЛОВ

ОБЩАЯ СУММА БАЛЛОВ

Результаты вывесить на доску в виде « Лесенки трудолюбия» имена ребят.

Прикрепите карточки со своими именами на соответствующую ступеньку.

Давайте подведем итоги по результатам теста «Лесенки трудолюбия »,чем больше баллов тем лучше. И я надеюсь, что вы отвечали честно.

Дорогие ребята вы знаете, что трудиться надо с детства. Конечно сейчас ваш главный труд – учёба, и он нелёгок. И всё же вы просто обязаны выполнять дома посильную работу, помогать уставшим мамам и папе.

Но когда вы подрастете, окончите школу, каждый из вас получит профессию.

Кем бы вы хотели стать? Какие профессии еще вы знаете?

Предлагаю вспомнить некоторые профессии, просмотрев м.ф.

Любой труд, если к нему относиться серьезно, ответственно, с душой — нелегок. А потому заслуживает уважения. Труд уборщицы, технички, которая наводит чистоту и порядок у нас, школе, не менее важен, чем труд учителя, воспитателя.  И если вы видите, как с особым старанием уборщица навела порядок , то не поленитесь сказать ей «спасибо» за ее добросовестный труд. Ей будет приятно знать, что ее труд замечают и ценят. Так же и мне приятно, когда вы на занятии внимательны, запоминаете мои слова, с уважением слушаете. Значит, вы цените мой труд.

6. Разбор ситуаций.

 - А если представить, что никто ничего не делает и нигде не работает.

    - Что бы тогда было?

    – Не вышли бы на работу электрики…

Дети: Нет света, не работают стиральные машины, утюги, никто не может починить электричество и т. д.

   – Не вышли бы на работу пекари…

Дети: Все будут без хлеба.

  – Не вышли бы на работу медицинские работники…

Дети: Никто не сможет помочь больному сделать операцию, вылечить больных людей и т.д.

– А если все хлеборобы, доярки, скотники не выйдут на работу?

(Мы останемся без пищи, человек может умереть и жизнь тогда прекратится)

– Правильно, ребята. «Жизнь – это труд».

-Какой бывает труд?.(свободный, посильный, постоянный)

  1. Экскурсия по выставке поделок

 « Доброе дело в школе и дома»

-Вспомните. Что вы умеете хорошо делать.

 ( Содержать в порядке свои вещи, учебную принадлежность, ухаживать за своей внешностью, одеждой, убирать класс, группу, подметать и мыть полы, протирать пыль, ухаживать за цветами, гладить одежду, выращивать цветы на клумбе)

-Можем мы принести славу своим трудом? Как?

-Мы должны добросовестно относиться к своим обязанностям, чтоб вас отметили только с хорошей стороны.

- Труд имеет, и большое личное значение Труд помогает человеку раскрывать свою личность, показать свои способности.

Где мы свои можем проявить свои способности?

-Когда готовимся к общешкольным мероприятиям (поем, танцуем, готовим инсценировки)

Когда участвуем (в конкурсе поделок, стенгазеты, новогодней игрушки, конкурсе наши таланты)

 - Мы знаем, как счастливы люди, которые многое умеют делать своими руками

Упражнение «Это мы можем»…

Я попросила вас принести некоторые экспонаты выполненные вами. Кто хочет рассказать нам как сумел «сотворить» такое?

(Дети представляют свои работы)

-Эти работы  - это ваш личный труд. Этот труд красит вас?

-Да (Сделали своими руками,  От этого есть польза, можем украсить группу, получили радость и удовольствие)

На Руси детей с самого раннего детства приучали к труду. В качестве правил трудового поведения выступали пословицы и поговорки. Знаете ли вы пословицы и поговорки о труде? Сейчас мы это проверим.  Поделимся на две команды. Я раздам пословицы и поговорки, вам нужно найти им продолжение.  (слайд6)

• Деревья смотри в плодах,... (а людей смотри в делах).

• Терпение и труд... (все перетрут).

• Под лежачий камень... (и вода не течет).

• Маленькое дело... (лучше большого безделья).

• Горька работа,... (да сладок хлеб).

• Не везде сила: где уменье,... (а где и терпенье).

• Не сиди сложа руки - ... (не будет и скуки).

• Не спеши языком - ... (спеши делом).

• Любишь кататься - ... (люби и саночки возить).

• Делу время,... (потехе час).

• Всякое дело человеком ставится... (и человеком славится).

• Ищи невесту не в хороводе,... (а в огороде).

Хотелось бы подробно разобрать пословицу «Любишь кататься - люби и саночки возить.

О чем эта пословица? В ней говориться о том, что если ты хочешь достичь чего-либо в жизни, то тебе необходимо долго и упорно трудиться.

- Вся жизнь человека наполнена трудом. На свете все добывается трудом. Даже маленькую рыбку из пруда не вытащишь без труда.

Русские народные пословицы во главу всегда ставят труд.

Прочитайте пословицы:

  • Будешь трудиться – будешь кормиться.
  • Все надоедает, кроме работы.
  • Дело мастера боится.
  • Каков мастер, такова и работа.
  • Труд кормит, а лень портит.
  • Глаза страшатся, а руки делают.
  • Скучен день до вечера, коли делать нечего.
  • Без труда человек не познает счастья.
  • Труд – радость жизни.

- Объясните смысл каждой пословицы.

- Вывод: какой вы человек в обществе судят по результатам труда, по отношению к труду.

- На карточке написаны два незаконченных предложения и один вопрос:

Сегодня на уроке я понял, что . . . .

Сегодня на уроке я почувствовал, что . . . .

Что мне этот урок дал для жизни? (Оценка)

Сейчас на уроке вы можете выполнить одно любое из этих заданий. А кто захочет, может сейчас зачитать свой ответ.

-  Эти карточки останутся у вас, как память о нашем уроке.

Человек, который выбрал профессию по душе - счастливый человек.

Сегодня я счастлива, потому-то вы смогли понять меня, а я старалась понять каждого из вас.

10. Итог урока.

Учитель. Сейчас для вас самый главный труд - это учеба.  Но каждый относится к нему по-своему. Вспомните притчу « На строительстве собора»

Для одних труд - это принудиловка, рабство, для вторых - это средство существования, для третьих - радость служения великой цели.

11. Д/з. Выполнить исследовательскую работу по теме «Трудовая биография моей бабушки». Карточка, которая вам в этом поможет:

  • Географическое место и время рождения бабушки    
  • Родители бабушки по происхождению (крестьяне, сельские жители, рабочие, горожане, военнослужащие, другие слои населения).
  • С какого возраста  началась трудовая деятельность бабушки?
  • Первое место работы бабушки.
  • Какие профессии были во время трудовой деятельности?
  • Были ли поощрения и награды за хороший труд?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

“В школе должна царствовать серьезность, допускающая шутку, но не превращающая всего дела в шутку... Ученье есть труд и должно оставаться трудом, полным мысли...” К. Ушинский

Главная идея опытамоей работы через использование приёмов технологии интерактивного обучения, способствующих  развитию коммуникативных умений, пытаться вместе с учащимися отыскивать общий с...

Доклад «От азбуки ручного труда в школе – к высокой культуре труда в жизни»

1.Работа содержит:-пояснительную записку- цели и задачи- место курса "Технология" в учебном плане- результаты изучения курса2. Технологическая карта изготовления "Панно из хризантем"...

Конспект урока по окружающему миру: "Что создавалось трудом крестьянина. Как трудились крестьянские дети".

Данный урок содержит большой теоретический материал. Как его дать учащимся? В форме рассказа учителя, сообщений учащихся, видео-экскурсии, работы в группах  -  решать вам. Главное, чтобы не ...

Неделя труда: Труд - это радость.

Задачи: развивать инициативу, стремление к активной деятельности.Формировать навыки, потребности в труде, в общественной оценке и самооценке, потребность занимать достойное место среди других людей.Фо...

Конспект урока технологии (3 класс). Тема: «Правила организации труда при работе с компьютером. Безопасность труда». УМК «Перспективная начальная школа»

Цель деятельности учителя: создание условий для формирования первичного представления об устройстве компьютера, о назначении его составных частей и периферийных устройств; побуждение интереса к изучен...

Конспект урока технологии "Правила организации труда при работе за компьютером. Безопасность труда" 3 класс

Цели деятельности учителя:создание условий для формирования первичного представления об устройстве компьютера, о назначении его составных частей и периферийных устройств; побуждение интереса к изучени...

Конспект урока по ручному труду во 2 классе по теме: «Прямоугольник. Квадрат» Конспект урока по ручному труду во 2 классе по теме: «Прямоугольник. Квадрат» Профессия швея.

Тема: «Прямоугольник. Квадрат». Профессия швея.Цель урока: уточнить понятия прямоугольника и квадрата, выявить существенные признаки прямоугольника и квадрата, формировать способность к их...