Родительское собрание в 3 классе. "Выбор модуля ОРКСЭ"
методическая разработка по орксэ (3 класс)

Ионина Вера Александровна

Культурологический подход в преподавании ОРКСЭ: нацелен на формирование у школьников представления о религии как о важнейшей составляющей мировой культуры.

Направлен на развитие представлений о нравственных идеалах и ценностях, которые составляют основу религиозных и светских традиций; на понимание их значения в современной жизни, на усвоение важных и глубоких смыслов: мир культур многообразен. В каждой культуре формируются свои символы и стиль мышления; каждой культуре свойственны собственные представления о мире и человеке, нормы и правила поведения; акцентирует внимание на таких культурологических понятиях как «культурная традиция», «мировоззрение», «духовность (душевность)» и «нравственность», составляющих основу курса; объясняет, что ни одна культура не является лучше другой; каждая культура обладает ценностным содержанием, значимым для развития человечества.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Как Вы понимаете культурологический характер ОРКСЭ?

Культурологический характер комплексного курса ОРКСЭ проявляется в том, что содержание модулей ориентировано на общее знакомство с этикой и традиционными для России религиями, их культурой, историей, традициями, нравственными ценностями, выдающимися представителями народа, использование положительных примеров из жизни и деятельности людей различных национальностей. Осуществление межпредметных связей с историей, окружающим миром, литературным чтением, русским языком, изобразительным искусством, музыкой.

Наши дети должны знать не только историю Российского государства, но и традиции национальной культуры, осознавать, понимать, активно участвовать в возрождении национальной культуры, быть гражданином, любящим свою Родину, свой народ и всё, что связано с народной культурой. Необходимо развитие у детей понимания культурного наследия и воспитывать бережное отношение к нему. Система духовно-нравственного воспитания ребёнка строится через приобщение его к культурному (в том числе и к православной культуре) наследию своего народа.

Культурологический подход в преподавании ОРКСЭ: нацелен на формирование у школьников представления о религии как о важнейшей составляющей мировой культуры.

Направлен на развитие представлений о нравственных идеалах и ценностях, которые составляют основу религиозных и светских традиций; на понимание их значения в современной жизни, на усвоение важных и глубоких смыслов: мир культур многообразен. В каждой культуре формируются свои символы и стиль мышления; каждой культуре свойственны собственные представления о мире и человеке, нормы и правила поведения; акцентирует внимание на таких культурологических понятиях как «культурная традиция», «мировоззрение», «духовность (душевность)» и «нравственность», составляющих основу курса; объясняет, что ни одна культура не является лучше другой; каждая культура обладает ценностным содержанием, значимым для развития человечества.

Какой принцип выбора модуля ОРКСЭ Вы считаете наиболее важным?

Наиболее важный для меня принцип выбора модуля ОРКСЭ – это общие духовные ценности и мировоззрение учителя и родителей. Как соприкоснутся и совпадут взгляды на важные вопросы, изучаемые в модулях. Мои родители в данном классе практически все выбрали модуль «Основы православной культуры». С первого класса мы готовили проекты, проводили спектакли, посвящённые Праздникам Пасхи и Рождества Христова. Смотрели православные мультфильмы.  Мне родители сказали: «Сначала надо своё изучить, пусть это сделает учитель, который понимает, как донести и, что важно донести». Может это и есть важный принцип?

На Руси на протяжении многих веков  семья была незыблемой силой. Забота о детях была первостепенной  задачей. Семья была носителем  духовных и культурных образцов. В семье  ребенок обучался социальным ролям.  За последние годы  институт семьи утерян. На смену нравственным понятиям пришли алчность, жестокость, насилие, алкоголизм, наркомания. При живых родителях растёт  количество детских домов.  Поэтому назрел вопрос о возрождении устоев. Для меня это вероисповедание моего народа и воспитание в  традициях православной семьи.

Регламент родительского собрания рекомендуется построить по следующему плану:

1. Вводное выступление ответственного представителя администрации или директора ОО.

2. Представление педагогических работников, которые предполагаются в качестве учителей по всем модулям курса ОРКСЭ.

3. Представление родителям (законным представителям) содержания образования по модулям курса ОРКСЭ. Должны быть представлены все модули комплексного курса вне зависимости от предполагаемого выбора родителей. Представление содержания образования по каждому модулю курса ОРКСЭ должно включать краткий рассказ о содержании данного модуля, целях и ожидаемых результатах образования, используемом учебно-методическом обеспечении. В представлении учебно-методического обеспечения должны использоваться учебники, учебно-методические комплексы, включенные в действующие Федеральные перечни учебников. Следует отметить единую ценностную основу предметной области духовно-нравственной воспитательной направленности, курса ОРКСЭ. Она ориентирована на культуру и традиции народов России, российские общенациональные гражданские ценности и нормы, веротерпимость, уважение национальных и культурных особенностей народов России, семей, права на мировоззренческое самоопределение и свободное культурное развитие, достоинство личности в российском обществе и государстве.   

4. Ответы на вопросы родителей (законных представителей) обучающихся.

5. Заполнение родителями (законными представителями) обучающихся личных заявлений.

6. Сбор заполненных родителями (законными представителями) личных заявлений по списку учащихся.

Заключительный этап. Подведение итогов выбора, направление информации в органы Управления образования.

Предварительная беседа с родителями.

Мифы, которые существовали вокруг этого курса опровергла  сама жизнь.

 Миф 1 – в школу придут священнослужители.

 Миф 2 – новый предмет будет носить вероучительный, миссионерский характер.

 Миф 3 – учеников одного класса поделят на группы, что приведет к конфликтам между ними.

Во-первых, предмет имеет не вероучительный, а культурологический характер, а культура у нас одна – культура многонационального народа России.

Во-вторых, содержание всех модулей комплексного учебного предмета подчинено общей цели – воспитанию личности гражданина России посредством приобщения его к одной из национальных духовных традиций.

В-третьих, содержание всех модулей группируется вокруг трёх базовых национальных ценностей:

1. Отечество.

2. Семья .

3. Отечественная культурная традиция (православная, исламская, буддийская, иудейская, светская). На этих базовых ценностях – Родина, семья и традиция -  осуществляется воспитание детей в рамках нового предмета.

В-четвертых, новый предмет организован таким образом, что школьники, выбравшие для систематического изучения определенный модуль, получат общие представления и о содержании других модулей.

Учебный курс ОРКСЭ включает в себя модули:

1. Основы православной культуры.

2. Основы исламской культуры.

3. Основы буддийской культуры.

4. Основы иудейской культуры.

5. Основы мировых религиозных культур.

6. Основы светской этики.

Каждый из модулей разделяется на 4 блока.

1.Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества.

2.Основы традиционных религий и светской этики.

3. Традиционные религии и этика в России.

4.Духовные традиции многонационального народа России.

Будет изучаться один из модулей курса по выбору родителей (законных представителей) обучающегося.(1час в неделю)

Преподавание курса строится на безотметочной методике.

Практические советы о том, как Вы можете помочь своему ребенку в изучении предмета «Основы религиозных культур и светской этики»?

Совет 1. Настройтесь на воспитание; отнеситесь к новому школьному предмету как к дополнительному средству нравственного развития Вашего ребенка; Вы и есть главный для ребенка воспитатель.

Новый, нравственно-ориентированный предмет открывает перед родителями дополнительные возможности для укрепления и развития отношений с ребенком. В младшем подростковом возрасте, когда ребенок впервые по-взрослому начинает понимать окружающий мир и себя в нем, он особенно нуждается в духовной связи с взрослым, родным для него человеком.

Совет 2. Разговаривайте с детьми о том, что они изучали на уроках.

Современные родители мало говорят со своими детьми. В среднем мать разговаривает с ребенком 11 минут в сутки, отец – еще меньше. Родители обеспечивают семью, решают производственные и домашние проблемы, устают после работы. Все так. Но есть еще одна причина, затрудняющая речевое общение детей и родителей, – недостаточно между ними общих тем, мало содержания для прямого личностного общения.

Новый предмет позволяет заметно расширить содержание речевого общения родителей и детей, благодаря своему нравственно-ориентированному характеру.  У каждого взрослого человека есть уникальный опыт жизни, собственная жизненная история, знание добра и зла. Говорите и Вы с ним о жизни, о людях, об отношениях между людьми. Говорите как можно больше.  Пусть ребенок видит, что это важно для Вас.

Совет 3. Хорошее средство воспитания ребенка – диалог между родителями и детьми о духовности и нравственности.

 Задавайте ребенку дополнительные вопросы. Высказывайте иную точку зрения. Время от времени ставьте под сомнение не только отдельные слова и мысли  ребенка, но и собственные высказывания. Диалог – это игра двух умных, благожелательно настроенных друг к другу людей. Играйте с Вашим умным ребенком.

 Совет 4. Внимательно следите за моральным равновесием Вашего ребенка; воспитывайте у него благожелательное отношение к людям другого мировоззрения.

Не допускайте резких оценок, категоричных высказываний в адрес представителей различных конфессий или людей.  

Совет 5. Не забывайте, что никакой учебный предмет сам по себе не воспитает Вашего ребенка; главное, что он может приобрести, изучая предмет «Основы религиозных культур и светской этики», - понимание важности нравственности для полноценной человеческой жизни. Всячески поддерживайте это в ребенке.

О том, как сохранить физическое здоровье ребенка, мы знаем немало. Но как сберечь и укрепить его духовное, психологическое, социальное здоровье? Нравственный человек ведет безопасный для окружающих и себя образ жизни. Он не причиняет зла другим и, тем самым, не вызывает негативное поведение других по отношению к себе. Нравственный человек способен к созиданию, потому что в мире творит только любовь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание "Родителям о новом курсе ОРКСЭ"

Почему приходится выбирать родителям, что же изучать их ребенку в данном курсе?Потому, что учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» включает в себя 6 модулей, один из которых изучают...

Родительское собрание по теме "Выбор модуля ОРКСЭ"

Родительское собраниеВыбор модуля комплексного курса«Основы религиозных культур и светской этики»...

Сценарий родительского собрания о введении нового предмета ОРКСЭ

Объяснить родителям значимость новогоо предмета в духовно-нравственном воспитании школьников....

Родительское собрание по теме: «Введение курса ОРКСЭ в начальной школе»

Родительское собрание для 3 класса о введении курса ОРКСЭ в начальной школе. На собрании родители (законные представители) учащихся знакомятся с новым кусом и модулями, которые входят в курс. Также ро...

Родительское собрание по введению учебного курса ОРКСЭ, 4 класс

Цель учебного курса состоит в том, чтобы помочь воспитаннику российской школы вырасти человеком высоконравственным: добрым и честным, трудолюбивым и ответственным....

Родительское собрание по теме: "Выбор модуля по ОРКСЭ"

Родительское собрание по теме: "Выбор модуля по ОРКСЭ" Презентация...

Выступление на родительском собрании «Воспитание нравственности на уроках ОРКСЭ».

Учитель дает обзор курса ОРКСЭ (Православная культура)...