ДУХОВНОЕ СОЦВЕТИЕ ЗЕМЛИ КРЫМСКОЙ» (воспитание культуры патриотизма на примерах выдающихся святых Русской Православной Церкви, живших и трудившихся в Крыму)
методическая разработка по орксэ
Методическая разработка по предметам: Основы религиозных культур и светской этики (ОРКСЭ), Основы духовно-нравственной культуры народов России (ОДНКНР).
Цель:
развитие у обучающихся устойчивой мотивации к изучению предметов «Основы религиозных культур и светской этики», «Основы духовно-нравственной культуры народов России», их творческих способностей;
формирование смысловых представлений о значении понятий «культура патриотизма», «ценность», «жертвенность», «подвиг», «святой»;
воспитание чувств любви к своей Родине, уважения к ее прошлому, интереса к изучению предметного модуля «Основы православной культуры Крыма», осознания неразрывной исторической взаимосвязи исторических судеб России и Крымского полуострова;
формирование эмоционально-личностного отношения к деятельности выдающихся подвижников благочестия – равноапостольного великого князя Владимира, святителей православной Тавриды – Иннокентия (Борисова), Гурия (Карпова), Луки (Войно-Ясенецкого).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ishina_v_a_metodicheskaya_razrabotka.doc | 69 КБ |
Предварительный просмотр:
«ДУХОВНОЕ СОЦВЕТИЕ ЗЕМЛИ КРЫМСКОЙ»
(воспитание культуры патриотизма на примерах выдающихся святых Русской Православной Церкви, живших и трудившихся в Крыму)
Методическая разработка по предметам: Основы религиозных культур и светской этики (ОРКСЭ), Основы духовно-нравственной культуры народов России (ОДНКНР).
Срок реализации: 1 год
Возраст детей: 8 – 15 лет
Разработчик:
Ишина Валентина Александровна,
учитель начальных классов
г. Симферополь
Симферопольская и Крымская епархия
УПЦ Московского Патриархата
+79787402702
2019 г.
ВВЕДЕНИЕ
Цель:
- развитие у обучающихся устойчивой мотивации к изучению предметов «Основы религиозных культур и светской этики», «Основы духовно-нравственной культуры народов России», их творческих способностей;
- формирование смысловых представлений о значении понятий «культура патриотизма», «ценность», «жертвенность», «подвиг», «святой»;
- воспитание чувств любви к своей Родине, уважения к ее прошлому, интереса к изучению предметного модуля «Основы православной культуры Крыма», осознания неразрывной исторической взаимосвязи исторических судеб России и Крымского полуострова;
- формирование эмоционально-личностного отношения к деятельности выдающихся подвижников благочестия – равноапостольного великого князя Владимира, святителей православной Тавриды – Иннокентия (Борисова), Гурия (Карпова), Луки (Войно-Ясенецкого).
- Планируемый результат:
- Предметные умения. Развитие понимания правильной интерпретации и применения в повседневной жизни полученных знаний о патриотической миссии выдающихся крымских святых, их вкладе в культурно-цивилизационное величие России.
- Универсальные учебные действия:
- Личностные: развитие у обучающихся способности к саморазвитию и самосовершенствованию в усвоении учебного материала, готовности к реализации творческого потенциала в культурном пространстве, усвоение обучающимися личностных качеств гражданственности, патриотизма, толерантности, уважительного отношения к представителям иных культур.
- Коммуникативные: развитие у обучающихся умений формулировать речевые высказывания, в ступать в диалог с педагогом, участвовать в коллективном обсуждении поставленных педагогом проблем.
- Регулятивные: усвоение обучающимися навыков постановки цели и задач в изучении материала, осознания качества и уровня его текущего усвоения, а также перспектив дальнейшего изучения .
- Познавательные: развитие у обучающихся умений выделения главного и второстепенного, сравнения и обобщения усвоенного материала, осознания его актуальности в образовательном процессе и повседневной жизни.
Основные понятия:
- «культура патриотизма», «ценность», «жертвенность», «подвиг», «святой».
Организация пространства.
- Межпредметные связи:
- Литературное чтение, крымоведение, русский язык, история.
Формы работы:
- Беседа, самостоятельный анализ визуальной и вербальной информации, диалогические речевые коммуникации.
Ресурсы:
- Доска
- Мультимедийный проектор
- Экран для просмотра слайдов.
Ход занятия:
- Приветствие.
- Изложение материала урока:
Вводная часть занятия
Дорогие друзья!
Сегодня мы проведем с Вами очень интересное и важное занятие, связанное с правильным пониманием очень важных понятий: «культура патриотизма», «ценность», «жертвенность», «подвиг», познакомимся с деятельностью ряда выдающихся сынов нашей страны, причисленных Русской Православной Церковью к лику святых. Полученные знания важны не только для расширения нашего образовательного кругозора, они необходимы для того, чтобы мы учились впитывать в свою душу прекрасные примеры прошлого, стремясь стать лучше, чище, добрее, учились становиться достойными гражданами нашей большой Родины – великой России.
Каждый из нас много раз слышал слова «культура» и «патриотизм».
Вопрос:
- А как Вы думаете, что они означают? Как они связаны между собой?
Слово «культура» очень древнее. Оно изначально означало «возделывание», ассоциируясь с трудом земледельца, и по этой причине с самого начало предполагало исключительно положительный, созидательный смысл. Сегодня под культурой понимают некую общность, совокупность духовных и материальных ценностей, созданных человечеством за весь период его исторического бытия. Ценность – это то, что близко и дорого каждому из нас. Но при этом важно подчеркнуть, что речь идет о ценностях, которые значимы не только для какого-то одного человека для группы людей – а для человечества в целом. Несомненно, что в число этих ценностей входит и наше понимание понятия Отечества, Родины – как земли наших предков, достояние которой мы обязаны ценить, хранить и приумножать.
Изложение основного материала
ГЛАВА 1. Культура патриотизма в деятельности равноапостольного князя Владимира и святителя Иннокентия (Борисова)
Еще в далеком XI столетии великий древнерусский князь Ярослав Мудрый (см. слайд 1) завещал своим сыновьям беречь «землю отцов своих и дедов своих, которую они добыли трудом своим великим». Эти слова не утратили своей актуальности и в наши дни. Они и определяют смысл очень важного для нас и глубокого понятия «патриотизм», означающего любовь к Родине. Но эта любовь, как и культура, носит позитивный, созидательный характер. Она предполагает чуткое и уважительное отношение и к нашим соотечественникам – людям, принадлежащим к разным культурам и религиям, и к жителям других стран, предполагает уважительное отношение к тем важным установлениям – правовым нормам, которые гарантируют мир на Земле. Эти нормы мы называем нормами международного права.
Поэтому «культура патриотизма» – это то состояние личности человека, нашей души, когда мы ощущаем радость от причастности к великой культуре, цивилизации нашей России, а с другой стороны, стараемся быть полезными нашему обществу, быть добрыми, гуманными, уважать других людей, вносить свою лепту (так в древности называлась маленькая монета) в упрочение мира и процветания.
Вместе с тем, мы знаем, что в истории нашей страны бывали тяжелые времена, когда наша Родина подвергалась нападениям извне, когда ее старались захватить и поработить, лишить ее уникальной культуры. Тогда люди разных профессий и общественного положения становились на защиту Родины, были готовы отдать свою жизнь, чтобы остальные граждане были свободны и счастливы. Такие примеры мы много раз встречаем в истории нашего Крымского полуострова. И очень часто мы видим такие примеры в деятельности людей, почитающихся нашей Русской Православной Церковью как святые.
Вопрос:
- Как Вы думаете, кто такие святые? В чем заключался их пример?
Святыми называют людей, которые явили высочайшие нравственные примеры, служа Богу и своему ближнему, служа Православной церкви и Родине, забывая при этом о себе самих и своих интересах. Кто-то из них был церковным иерархом – святителем, руководителем церковной жизни, кто-то благочестивым князем, воином, кто-то совмещал в своей деятельности несколько талантов – например, святитель Лука (Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий) был архиепископом, выдающимся мыслителем-богословом и гениальным хирургом, труды которого до сих пор изучают в высших медицинских учебных заведениях (см. слайд 2).
Одним из таких подвижников благочестия, явившим образец культуры патриотизма был архиепископ Херсонский и Таврический Иннокентий (в миру Иван Алексеевич Борисов) (1800 – 1857) (см. слайд 3), которого современники уже при жизни называли «русским Златоустом».
Горячая любовь святителя Иннокентия к России и Крымской земле выразилась, в частности, в его удивительных словах, произнесенных 15 июля 1854 года при освящении места строительства севастопольского собора во имя Святого Равноапостольного Великого Князя Владимира (см. слайд 4). Это освящение происходило в суровых условиях начавшейся Крымской войны (1853-1856 гг.), и Преосвященный Иннокентий обратился к гражданам Севастополя: «…Здесь купель нашего крещения; здесь начало нашей священной истории и народных преданий. Уступить после сего страну эту, кому бы то ни было, значило бы для России отказаться от купели своего крещения, изменить памяти святого Владимира…».
Проникновенное архипастырское слово и пример личного мужества Святителя Иннокентия оставляли неизгладимый след в сердцах защитников южного форпоста нашей страны. В приказе Главнокомандующего Михаила Дмитриевича Горчакова от 28 июня 1855 года отмечалось, что «Его Высокопреосвященство Иннокентий, Архиепископ Херсонский и Таврический, сего месяца 26 числа совершил Литургию в осажденном городе, под громом неприятельских выстрелов, окропил святою водою воинских чинов, присланных из гарнизона и с батарей, благословил их и от себя привезенною с собою иконою Св. Митрофания…».
Вместе с тем, архиепископ Иннокентий приложил громадные усилия для восстановления многих храмов и монастырей Крыма, для организации изучения исторического прошлого нашего полуострова.
Пример святого князя Владимира, которого Церковь именует равным апостолам – ученикам Христа, то есть «равноапостольным» был приведен им во время Крымской войны отнюдь не случайно.
Ведь крещение князя в древнем Корсуне – Херсонесе в 988 году (см. слайд 5) повлекло за собой важнейшее духовное событие Крещения Руси, преобразившее древнерусское общество, приведшее к его культурному расцвету, единению различных восточнославянских племен на основе высоких ценностей и идеалов Христианства, основанных на человеколюбии, милосердии, жертвенности (то есть способностью человека пожертвовать своими интересами во имя других людей), а также высоком патриотизме. Князь Владимир прекрасно осознавал неразрывную историческую связь Крыма и Древней Руси. Он стал основателем Тмутараканского княжества, которое упоминалось в знаменитом «Слове о полку Игореве» и в значительной мере повторяло рубежи древнего Боспорского царства, располагаясь на территории Керченского и Таманского полуострова. Первым тмутараканским князем стал сын равноапостольного князя Владимира Мстислав Храбрый. Глубоко примечательно, что арабские географы X-XII веков именовали Черное море «Русским морем», а Керченский пролив – «устьем Русской реки».
ГЛАВА 2. Культура патриотизма в деятельности святителей Гурия (Карпова) и Луки (Войно-Ясенецкого)
Пример высочайшей культуры патриотизма оставил нам еще один выдающий деятель Русской Православной Церкви – архиепископ Таврический Гурий (Григорий Платонович Карпов) (1815 – 1882) (см. слайд 6). В одной из своих прекрасных проповедей Митрополит Симферопольский и Крымский Лазарь так говорит об этом человеке: «Время его служения Церкви Православной и Отечеству нашему приходится на переломное XIX столетие, и в это отнюдь не легкое время святитель засвидетельствовал непреходящую актуальность живительных евангельских глаголов. Подобно апостолам Христовым, архипастырь повсюду, где судил ему совершать свое служение Милосердный Владыка жизни нашей, нес мир и благую весть спасения. Саратов и Санкт-Петербург, Монголия и Пекин, Москва и Рим, Казань и Богохранимая Крымская земля, ставшая венцом служения святительского, помнят и хранят свет его добросердечия, милосердия, жертвенности, его Богомудрое слово, деятельное участие в судьбах вверенной ему самим Господом паствы».
Почти 20 лет он пробыл в тяжелых условиях, в далеком, очень неспокойном и необустроенном тогда Китае, где возглавлял Пекинскую духовную миссию. Святитель перевел Евангелие и ряд других библейских книг на китайский язык, вел широкую просветительскую работу.
Посол России в Китае граф Н.П. Игнатьев отмечал неоценимую помощь, оказанную святителем Гурием российской дипломатии, его громадный вклад в заключение Пекинского договора 1860 года, согласно которому в состав нашей страны мирным путем вошли территории на левом берегу Амура, Уссурийский и Приморский край с городом Владивостоком – главной базой Тихоокеанского флота России.
В Крыму этот церковный деятель стал для жителей полуострова образцом добросердечия и милосердия, просветителем и жертвователем, основавшим ряд учебных заведений. Важнейшее место среди них заняла Таврическая духовная семинария (см. слайд 7), в которой обучались и духовным, и светским наукам будущие служители Русской Православной Церкви. Многие из них сегодня также причислены к лику святых.
Примечательно, что в то время, когда святитель Гурий был главой Таврической епархии, здесь, в городе Керчи 26 апреля 1877 года родился еще один будущий светильник Православной церкви и пламенный патриот Отечества – архиепископ Лука, о котором мы уже упоминали в начале урока.
Уже в юности Валентин Феликсович ощутил в себе глубокую потребность «служить бедным и страждущим людям, всеми силами облегчать их страдания», потребность, определившую всю его дальнейшую жизнь. Когда его семья переехала в Киев, он блестяще окончил медицинский факультет Киевского университета и предпочел нелегкую профессию земского врача живописи, к которой имел удивительный дар. В начале 1920-х годов, когда Православная вера стала подвергаться гонениям и преследованиям, Валентин Феликсович принял монашеский постриг с именем святого апостола и евангелиста Луки, а затем стал епископом Ташкентским и Туркестанским. Он мужественно перенес три ареста, одиннадцать лет тюрем и ссылок и даже в заключении продолжал врачевать души и тела страждущих. Добрую память о себе он оставил в Красноярске, Енисейске, Тюмени, Омске, Новосибирске, Туруханске, Архангельске и других городах.
Когда началась Великая Отечественная война епископ Лука, отправил телеграмму Председателю Президиума Верховного Совета СССР М.И. Калинину с просьбой разрешить ему оперировать раненых бойцов Красной Армии, а потом снова отправить его в ссылку в Красноярский край. Гениальному хирургу разрешили вернуться к своей профессии, и на его попечении оказалось 150 госпиталей в городе Тамбове. После войны святителя Луку в ссылку уже не отправляли, а, напротив, наградили Сталинской (Государственной) премией Первой степени, которую он пожертвовал детям-сиротам войны.
В 1946 году святитель Лука вернулся в Крым (см. слайд 8), будучи уже архиепископом Симферопольским и Крымским. На Крымской земле он возрождал храмы, вел бесплатный прием больных, читал лекции в Медицинском институте.
В назидание всем нам он оставил не только выдающиеся медицинские труды, среди которых особое место занимают «Очерки гнойной хирургии», но и многочисленные проповеди, переизданные Симферопольской и Крымской епархией и поражающие глубиной мысли. «Мне принесли букет цветов. – восклицает он на страницах трактата «Дух, душа и тело». – О, сколько тонкой, чарующей красоты в этих дивных маленьких творениях Божиих! И вместе с тем, как они прелестны своей малостью, полной кротости, простотой. Тончайшее кружево нежных белых соцветий, голубенькие и розовые, фиолетовые и синие кротко глядят на нас чистыми глазками своих лепестков и венчиков, изливают на вас свой чудный аромат. Ну разве не очевидно, что это немая проповедь душевной чистоты?»…
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Подведение итогов урока
Итак, дорогие друзья, наше занятие подходит к завершению, мне бы хотелось спросить у Вас (итоговые вопросы):
- С какими важными понятиями мы познакомились?
- Что Вам запомнилось больше всего?
- На что Вы обратили внимание?
- С какими именами святых Русской Православной Церкви, которые жили и трудились в Крыму, мы сегодня познакомились?
- Что Вы можете рассказать после сегодняшнего урока своим братьям и сестрам, родителям, бабушкам и дедушкам?
- Какую роль играла и играет Русская Православная Церковь в воспитании культуры патриотизма?
Вы правильно запомнили, мы познакомились с важными понятиями ««культура патриотизма», «ценность», «жертвенность», «подвиг», «святой», с примерами жизни святых, таких как святой равноапостольный великий князь Владимир, святитель Иннокентий (Борисов), архиепископ Херсонский и Таврический, святитель Гурий (Карпов), архиепископ Таврический, святитель Лука (Войно-Ясенецкий), архиепископ Симферопольский и Крымский.
Культура патриотизма – это то состояние личности человека, нашей души, когда мы ощущаем радость от причастности к великой культуре, цивилизации нашей России, а с другой стороны, стараемся быть полезными нашему обществу, быть добрыми, гуманными, уважать других людей, вносить свою лепту в упрочение мира и процветания.
Ценность – то, что важно, значимо в жизни всего человечества.
Жертвенность – это готовность и духовная способность человека отказаться от какого-либо блага для себя во имя другого человека и общества.
Подвиг – это духовное и физическое усилие над собой, которое влечет важные и позитивные культурные, социальные, политические и другие последствия в жизни церкви, общества и государства.
Святые – это люди, которые явили высочайшие нравственные примеры, служа Богу и своему ближнему, служа Православной церкви и Родине, забывая при этом о себе самих и своих интересах. Кто-то из них был церковным иерархом – святителем, руководителем церковной жизни, кто-то благочестивым князем, воином, кто-то совмещал в своей деятельности несколько талантов.
Все вы большие молодцы.
Спасибо за внимание. До новых встреч.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
- Архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий). Я полюбил страдание…Автобиография / Свт. Лука. – УПЦ. Полтавская епархия. Спасо-Преображенский Мгарский монастырь, 2002.
- Барсуков И. Святитель Иннокентий по его сочинениям, письмам и рассказам современников. – Псков: Союз писателей России. Псковское региональное отделение, 2007.
- Берестовская Д.С. Культурология / Д.С. Берестовская. – Симферополь, 2003.
- Гермоген, Епископ Псковский и Порховский, Бывший Таврический и Симферопольский. Таврическая епархия. – Псков, 1887.
- Герцен А.Г. и др. История Крыма. Инновационный учебно-методический комплекс «История». Сер. История России через историю регионов. Модуль / ГАУГН-ПРЕСС. – Москва, 2019.
- Ишин А.В. «Благодатная тишина и покой есть печать дел Божиих» (к духовному портрету святителя Луки / А.В. Ишин // Православие и медицина. – 2011. – № 2 (9). – С. 28-29.
- Ишин А.В. Светильник Православия. Жизнь и служение Архиепископа Таврического и Симферопольского Гурия (Карпова). – Симферополь, 2018.
- Святитель Гурий (Карпов), архиепископ Таврический: Жизнеописание. Проповеди. Акафист / Сост. протодиакон Василий Марущак. – Симферополь, 2008.
- Слова и Речи Высокопреосвященнаго Гурия Архиепископа Таврическаго. – Симферополь. – 1883.
- Слово правящего архиерея, Его Высокопреосвященства. Высокопреосвященнейшего Лазаря, Митрополита Симферопольского и Крымского. Негаснущий светильник православной Тавриды [Электронный ресурс]. – Режим доступа:
ПРИЛОЖЕНИЕ
(список иллюстраций)
Слайд № 1. Святой благоверный князь Ярослав Мудрый (икона). (Режим доступа: )
Слайд № 2. Святитель Лука (Войно-Ясенецкий), архиепископ Симферопольский и Крымский (фото). (Режим доступа: ;img_url=https%3A%2F%;text=Архиепископ%20Лука&lr=146&rpt=simage&noreask=1)
Слайд № 3. «Русский Златоуст», святитель Иннокентий (Борисов), архиепископ Херсонский и Таврический (портрет). (Режим доступа: )
Слайд № 4. Собор Святого равноапостольного князя Владимира в г. Севастополе – усыпальница российских адмиралов (фото). (Режим доступа: )
Слайд № 5. Крещение святого князя Владимира в Корсуни (Херсонесе). (Миниатюра из Радзивилловской летописи). (Режим доступа: ;img_url=https%3A%2F%;text=Крещение%20князя%20Владимира%20в%20Корсуне%20миниатюра&rpt=simage&lr=146)
Слайд № 6. Макет памятника святителю Гурию (Карпову), архиепископу Таврическому. Скульптор – О.Г. Радзевич. (Режим доступа: )
Слайд № 7. Здание Таврической духовной семинарии. Современный вид. (фото из книги: Ишин А.В. Светильник Православия. Жизнь и служение Архиепископа Таврического и Симферопольского Гурия (Карпова). – Симферополь, 2018)
Слайд № 8. Святитель Лука (Войно-Ясенецкий), архиепископ Симферопольский и Крымский (икона). (Режим доступа: #1057;вятитель%20Лука%20икона&pos=4&rpt=simage&img_url=https%3A%2F%;lr=146&rlt_url=https%3A%2F%;ogl_url=https%3A%2F%)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Воспитание младших школьников на примере жития святых
Младшие школьники с удвольствием слушают рассказы о детстве святых. С большим интересом знакмятся они с житием Сергия Радонежского. На примере жития этого святого можно учить детей терпению, старанию,...
Презентация по Основам православной культуры и светской этики "Иконы русской православной церкви"
Презентация по Основам православной культуры и светской этики...
Презентация "Роль русской православной церкви во время Великой Отечественной войны"
Данная презентация может быть использована при проведении классного часа, посвященного 70-летию победы в Великой Отечественной войне....
Православная культура русского народа как обязательный элемент системы духовно-нравственного образования и воспитания в общеобразовательной школе.
В основе модели духовно-нравственного воспитания учащихся представлена система работы педагога в условиях комплексного подхода к патриотическому и духовно-нравственному воспитанию, построенному на при...
Занятие по внеурочной деятельности объединения по интересам «Православная культура». Тема: "СЕРГИЙ РАДОНЕЖСКИЙ - ВЕЛИКИЙ СВЯТОЙ РУССКОЙ ЗЕМЛИ"
В ходе занятия дети сами рассказывают о проделанной работе, знакомятся с материалами, собранными учащимися. В центре занятия – презентация, она отражает весь жизненный...
Рославльская епархия русской православной церкви 17 ноября 2017 г. УКАЗ № 069
Рославльская епархиярусской православной церкви17 ноября 2017 г. ...
«Воспитание на примерах подвигов святых и героев России на уроках основ религиозных культур и светской этики в 4 классах».
Обобщение опыта на тему «Воспитание на примерах подвигов святых и героев России на уроках основ религиозных культур и светской этики в 4 классах»....