Мастер-класс по теме "Групповая работа на уроках ОРКСЭ"
статья по орксэ (4 класс)
Материал для работы в 4 классе по курсу ОРКСЭ, модуль "Светская этика".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_gruppovaya_rabota.doc | 438 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 9 с.Нины Советского района»
Выступление на тему:
«Задания для групповой работы на уроках ОРКСЭ
по модулю «Основы светской этики»
Подготовила :
учитель начальных классов
Костикова Г.А.
«То, что дети могут сделать вместе сегодня, – завтра каждый из них сможет сделать самостоятельно.»
Л.С. Выготский
Изменения, которые произошли в нашем обществе, повлекли за собой изменение целей современного образования, и, следовательно, всех составляющих методической системы учителя. Меняются цели и задачи которые ставит перед нами общество. Задачей современной школы сегодня является воспитание ученика, умеющего гибко адаптироваться к изменяющимся условиям жизни. Одной из наиболее эффективных форм работы в школе является групповая.
Целью групповой работы является активное вовлечение каждого ученика в процесс усвоения учебного материала. Групповые формы работы создают наиболее благоприятные условия для включения каждого ученика в активную работу на уроке. При организации работы в парах и группах каждый ученик мыслит, предлагает свое мнение, пусть оно и неверное, но в группах рождаются споры, обсуждаются разные варианты решения, идет взаимообучение детей в процессе учебной дискуссии, учебного диалога.
Сегодня моя цель - показать, какие групповые задания можно использовать в рамках изучения комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» (по модулю «Основы светской этики»).
Уважаемые коллеги, для дальнейшей работы, разделимся на группы (по рядам).
В учебнике для 4 класса по светской этике есть раздел «Этика отношений в коллективе». Как вы считаете, нас можно назвать коллективом, ведь мы с вами такие разные: и внешне отличаемся, и у нас разные характеры, интересы, разные мечты, желания?
(Да, мы вместе участвуем в объединении, у нас одна работа, мы живём по общим правилам школы.)
Есть трудовые коллективы, а ещё какие?
(Спортивные, учебные, творческие, семейные, музыкальные, художественные, научные, военные…)
Игра «Продолжи»
Попробуем придумать правила, которые помогут нашему коллективу стать по-настоящему дружным, слаженным. Начну с себя: в коллективе должно быть взаимоуважение.
- уметь слушать
- не заострять внимание на мелочах
- взаимопомощь
- уметь признавать ошибки
- прислушиваться к советам
- не считать себя лучше других
- быть справедливым
- уметь принимать помощь
- контролировать себя
- уметь радоваться успехам других
- уметь принимать критику
- остановить товарища, если он что-то делает не так
- учитывать интересы каждого
Выполним работу по группам.
1 группа – решите ребусы
2 группа – составьте определение коллектива, используя слова для справок
______________ - это __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3 группа – выполните упражнение «Мостик дружбы».
- Придумать и показать мостик в паре (при помощи рук, ног, туловища).
- Построить «мостик» вчетвером или всем рядом.
Упражнение «Снежный ком»
Послушайте притчу.
Совесть без муки
Нашел совестливый человек чужой кошелек. А в нем – столько денег, что ему, жившему на пороге бедности, на всю жизнь бы хватило. Да еще и осталось! Обрадовался человек. Но не деньгам. А тому… что в кошельке визитка хозяина оказалась. С адресом, по которому находку можно было вернуть. Иначе – вся эта сытая и безбедная жизнь была бы сплошной мукой. Да еще б и на вечность хватило!
Задача каждого из вас – самостоятельно составить заголовок к рассказу.
После этого образуйте пары, поделитесь друг с другом идеями о названии притчи.
Работу продолжите в группе, обсудите и выберите наиболее подходящий вариант решения учебной задачи.
Три человека попадают в одну группу. На этом последнем этапе уже не происходит обсуждения решений, группы делают сообщение о своей работе.
А сейчас поработаем в группах по содержанию этой притчи.
- группа - нарисуйте совесть и затем объяснить свой рисунок
- группа - напишите письмо – благодарность совестливому человеку.
- группа - составьте из букв слова СОВЕСТЬ новые слова. Объясните, как связаны эти слова со словом совесть?
Совесть – это
совет внутри нас
весть то, что подает нам весточку: правильно мы поступаем
сеть - то, что ловит все наши поступки
есть то, что есть у всех
свет внутри нас
вес то, что имеет вес (значимость)
сос - то, что подает сигнал бедствия
ось стержень внутри нас
Вы практически раскрыли секрет слова совесть.
Упражнение «Проба пера»
Это тоже групповая работа, но все группы получают одно задание.
Задание: дополнить строки стихотворения.
В классе нашем ______________ | В классе нашем доброта |
Давайте послушаем, какие стихи получилось в каждой группе.
Мы с вами на практике убедились в том, что такие приемы работы в группах вызывают не только интерес к предмету, но и побуждают душевное размышление и сопереживание.
Конечно, в любой работе есть свои плюсы и свои минусы.
Плюсы и минусы групповой работы
Плюсы: Повышается учебная и познавательная мотивация. Снижается уровень тревожности учащихся, страха оказаться неуспешным, некомпетентным в решении каких-то задач. В группе выше обучаемость, эффективность усвоения и актуализации знаний. Улучшается психологический климат в классе.
| Минусы. Хотя ведущую роль в групповой работе играют учащиеся, ее эффективность во многом зависит от усилий и мастерства учителя. Групповой работе надо сначала научить. Для этого учитель должен потратить время на каких-то уроках. Без соблюдения этого условия групповая работа бывает неэффективна. Организация групповой работы требует от учителя особых умений, затрат усилий. При непродуманном комплектовании групп некоторые ученики могут пользоваться результатами труда более сильных одноклассников.
|
Можно сказать, что в ходе групповой работы школьники учатся
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с их собственной;
- ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет;
- задавать вопросы;
- контролировать действия своего собеседника,
И это у детей получается.
В заключении хочу предложить вашему вниманию текст телеграммы, адресованной коллегам. Попробуйте прочитать ее.
Дорогие коллеги зпт хочу души поблагодарить вас совместную работу зпт приятное общение зпт понимание поддержку зпт яркие моменты гениальные идеи зпт единодушие коллективную силу тчк Желаю всего самого доброго хорошего зпт главное тире здоровья зпт уверенности зпт сил зпт упорства зпт больших возможностей зпт удачи зпт любви достатка. Спасибо вам зпт друзья вскл | Дорогие коллеги, хочу от души поблагодарить вас за совместную работу, за приятное общение, за понимание и поддержку, за яркие моменты и гениальные идеи, за единодушие и коллективную силу. Желаю всего самого доброго и хорошего, но главное — здоровья, уверенности, сил, упорства, больших возможностей, удачи, любви и достатка. Спасибо вам, друзья! |
1 группа – решите ребусы
2 группа – составьте определение коллектива, используя слова для справок
______________ - это ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________
3 группа – выполните упражнение «Мостик дружбы».
- Придумать и показать мостик в паре (при помощи рук, ног, туловища).
- Построить «мостик» вчетвером (всей группой).
Нашел совестливый человек чужой кошелек. А в нем – столько денег, что ему, жившему на пороге бедности, на всю жизнь бы хватило. Да еще и осталось! Обрадовался человек. Но не деньгам. А тому… что в кошельке визитка хозяина оказалась. С адресом, по которому находку можно было вернуть. Иначе – вся эта сытая и безбедная жизнь была бы сплошной мукой. Да еще б и на вечность хватило!
Нашел совестливый человек чужой кошелек. А в нем – столько денег, что ему, жившему на пороге бедности, на всю жизнь бы хватило. Да еще и осталось! Обрадовался человек. Но не деньгам. А тому… что в кошельке визитка хозяина оказалась. С адресом, по которому находку можно было вернуть. Иначе – вся эта сытая и безбедная жизнь была бы сплошной мукой. Да еще б и на вечность хватило!
Нашел совестливый человек чужой кошелек. А в нем – столько денег, что ему, жившему на пороге бедности, на всю жизнь бы хватило. Да еще и осталось! Обрадовался человек. Но не деньгам. А тому… что в кошельке визитка хозяина оказалась. С адресом, по которому находку можно было вернуть. Иначе – вся эта сытая и безбедная жизнь была бы сплошной мукой. Да еще б и на вечность хватило!
Нашел совестливый человек чужой кошелек. А в нем – столько денег, что ему, жившему на пороге бедности, на всю жизнь бы хватило. Да еще и осталось! Обрадовался человек. Но не деньгам. А тому… что в кошельке визитка хозяина оказалась. С адресом, по которому находку можно было вернуть. Иначе – вся эта сытая и безбедная жизнь была бы сплошной мукой. Да еще б и на вечность хватило!
Нашел совестливый человек чужой кошелек. А в нем – столько денег, что ему, жившему на пороге бедности, на всю жизнь бы хватило. Да еще и осталось! Обрадовался человек. Но не деньгам. А тому… что в кошельке визитка хозяина оказалась. С адресом, по которому находку можно было вернуть. Иначе – вся эта сытая и безбедная жизнь была бы сплошной мукой. Да еще б и на вечность хватило!
- группа - нарисуйте совесть и затем объяснить свой рисунок
____________________________________________________________________
- группа - напишите письмо – благодарность совестливому человеку.
- группа - составьте из букв слова СОВЕСТЬ новые слова. Объясните, как связаны эти слова со словом совесть?
__________________________________________________________________
1 группа
В классе нашем ______________
Поселилась навсегда!
Очень дружно мы живём,
Дружба крепнет ____________ !
Помогаем мы друг другу
И в учёбе, ____________,
Много конкурсов различных,
Успеваем _____________!
_______________________________________________________________
2 группа
В классе нашем ______________
Поселилась навсегда!
Очень дружно мы живём,
Дружба крепнет ____________ !
Помогаем мы друг другу
И в учёбе, ____________,
Много конкурсов различных,
Успеваем _____________!
__________________________________________________________________
3 группа
В классе нашем ______________
Поселилась навсегда!
Очень дружно мы живём,
Дружба крепнет ____________ !
Помогаем мы друг другу
И в учёбе, ____________,
Много конкурсов различных,
Успеваем _____________!
Дорогие коллеги зпт хочу души поблагодарить вас совместную работу зпт приятное общение зпт понимание поддержку зпт яркие моменты гениальные идеи зпт единодушие коллективную силу тчк Желаю всего самого доброго хорошего зпт главное тире здоровья зпт уверенности зпт сил зпт упорства зпт больших возможностей зпт удачи зпт любви достатка. Спасибо вам зпт друзья вскл
________________________________________________________
Дорогие коллеги зпт хочу души поблагодарить вас совместную работу зпт приятное общение зпт понимание поддержку зпт яркие моменты гениальные идеи зпт единодушие коллективную силу тчк Желаю всего самого доброго хорошего зпт главное тире здоровья зпт уверенности зпт сил зпт упорства зпт больших возможностей зпт удачи зпт любви достатка. Спасибо вам зпт друзья вскл
________________________________________________________
Дорогие коллеги зпт хочу души поблагодарить вас совместную работу зпт приятное общение зпт понимание поддержку зпт яркие моменты гениальные идеи зпт единодушие коллективную силу тчк Желаю всего самого доброго хорошего зпт главное тире здоровья зпт уверенности зпт сил зпт упорства зпт больших возможностей зпт удачи зпт любви достатка. Спасибо вам зпт друзья вскл
________________________________________________________
Дорогие коллеги зпт хочу души поблагодарить вас совместную работу зпт приятное общение зпт понимание поддержку зпт яркие моменты гениальные идеи зпт единодушие коллективную силу тчк Желаю всего самого доброго хорошего зпт главное тире здоровья зпт уверенности зпт сил зпт упорства зпт больших возможностей зпт удачи зпт любви достатка. Спасибо вам зпт друзья вскл
________________________________________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мой мастер-класс "Использование технологии критического мышления на уроках ОРКСЭ"
Познакомиться с технологией развития критического мышления (ТРКМ)Приобрести практический опыт использования некоторых приемов ТРКМ на уроках ОРКСЭНаметить пути использования ТРКМ в собственной педагог...
мастер-класс " методы и приемы работы на уроках литературного чтения с целью формирования читательской самостоятельности у младших школьников"
Краткие сведения о современных методах и приемах работы на уроках литературного чтения...
Мастер – класс для учителей «Как работать с фразеологизмами на уроках и во внеклассной работе»
Материалы для работы с фразеологизмами для цчителей и воспитателей. Приемы работы....
Мастер-класс «Технология продуктивного чтения. Работа с текстом на урока литературного чтения»
Цель:- совершенствование профессиональных компетенций в использование приёмов работы с текстом.Задачи:-освоить приёмы работы над текстом, способствующими формированию универсальных учебных действий.- ...
Мастер-класс "Реализация эффективных форм работы над текстовой задачей на уроках математики в начальной школе"
Материал содержит анализ и эффективность использования традиционных и современных приемов при работе над текстовой задачей в начаьной школе....
мастер -класс на тему:"Использование алгоритмов на уроках русского языка, как эффективный приём работы над повышением грамотности учащихся".
мастер -класс на тему:"Использование алгоритмов на уроках русского языка, как эффективный приём работы над повышением грамотности учащихся"...
Мастер-класс "Приёмы формирования читательской грамотности на уроках ОРКСЭ"
В мсатер -классе приведены примеры работы с визуальными опорами на уроках ОРКСЭ для формирования читательской грамотности...