Урок по ОРКСЭ модуль «Основы православной культуры» «Пасха»
план-конспект урока по орксэ (4 класс)
Данный урок разработан на основе рабочей программы по учебному предмету «Основы религиозных культур и светской этики (Основы православной культуры)» для обучающихся 4 класса.
Тип урока: урок «открытия» нового знания
Тема урока: «Светлое Христово Воскресение Пасха»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_po_orkse_modul_opk_pasha.docx | 39.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального педагогического образования центр повышения квалификации специалистов «Информационно-методический центр» Красносельского района Санкт-Петербурга
(ГБУ ИМЦ Красносельского района Санкт-Петербурга)
Урок по ОРКСЭ модуль
«Основы православной культуры»
«Пасха»
Автор-разработчик:
Хваткова Эльвира Рифкатовна
Методист ГБУ ИМЦ Красносельского района
Г. Санкт-Петербурга
г. Санкт-Петербург
2023 год
Пояснительная записка
Данный урок разработан на основе рабочей программы по учебному предмету «Основы религиозных культур и светской этики (Основы православной культуры)» для обучающихся 4 класса.
Тип урока: урок «открытия» нового знания
Тема урока: «Светлое Христово Воскресение Пасха»
Цель урока: создание условий для формирования и развития у школьников представлений о Пасхе как о главном христианском празднике.
Задачи урока:
Обучающие:
- познакомить обучающихся с христианскими празднике Светлого Христова Воскресения Пасхе;
- помочь понять, почему Пасха является главным праздником православных христиан;
- дать сведения об отличии Новозаветной Пасхи от Ветхозаветной Пасхи;
Развивающие:
- привести обучающихся к осознанию того, что в основе христианского веры лежит идея о воскресении Иисуса Христа, как победившего смерть;
Воспитывающие:
- помочь учащимся почувствовать радость и надежу на спасение человечества, через крестную смерть Спасителя;
- сосредоточить внимание учащихся на возможности личного причастия к православной традиции празднования Пасхи.
Оборудование: презентация, раздаточный материал, карточки на доску, учебник Кураев А. Основы религиозных культур и светской этики. Модуль «Основы православной культуры», 4 класс.
Ход урока
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Формы, методы и приёмы, применяемые на уроке. |
1.Организационный момент | Приветствие детей. Проверяет готовность учеников к уроку Ребята, давайте поприветствуем друг друга улыбкой. Присаживайтесь. Мы сегодня будем думать, рассуждать, высказывать свое мнение. Желаю Вам успехов. | Приветствуют учителя. Проверяют наличие учебного материала. | Словесный метод |
2.Мотивация к учебной деятельности | На экране храм. Звон колоколов. Ребята, нас ожидает торжество. О чем звучат колокола? СЛАЙД 1 Ребята, звон колоколов, начинает наш урок и он же его закончит. А почему, Вы мне ответите в конце урока. -Ребята, послушайте пожалуйста стихотворение.
Христос Воскрес! Скворцы поют... - В. Ладыженский Христос Воскрес! Скворцы поют, И, пробудясь, ликуют степи. В снегах, журча, ручьи бегут И с звонким смехом быстро рвут Зимою скованные цепи. Еще задумчив темный лес, Не веря счастью пробужденья. Проснись! Пой песню Воскресенья – Христос Воскрес! Христос Воскрес! В любви лучах Исчезнет скорби мрачный холод, Пусть радость царствует в сердцах И тех, кто стар, и тех, кто молод! Заветом благостных Небес Звучит нам песня Воскресенья, Любви, и счастья, и прощенья,- Христос Воскрес! -Молодцы, в стихотворении идет речь о Пасхе! -Правильно. Радуются они самому ключевому событию этого праздника – воскресению Иисуса Христа! -Правильно! Молодцы! Христос Воскресе! Воистину Воскресе! Так в Пасхальные дни приветствуют друг друга верующие, воцерковленные люди. | Дети слушают, анализируют высказывание. Отвечают на вопросы.
| Метод ситуации |
3.Самоопределение к деятельности | Ребят, сформулируйте пожалуйста тему урока. Правильно, ребята! Это Пасха — самый главный христианский праздник. Что в этот день празднуют верующие люди? Правильно! В это день верующие отмечают воскресение из мёртвых Иисуса Христа. Сколько лет люди празднуют Пасху? Молодцы1 Православная церковь празднует Пасху уже более двух тысяч лет. | Формулируют тему урока, определяют задачи. Дети отвечают на вопросы. | Беседа |
4. Работа по теме урока. | У вас на партах лежат файлы с заданиями. Давайте познакомимся с их содержимым. С помощью учебника решите кроссворд. Вопросы к кроссворду: По горизонтали:
5. Имя Господа? 7. Как называется период воздержания от скоромной пищи у православных христиан? По вертикали:
6. Название праздника Светлого Христова Воскресения? Представители групп выходите по одному, разгадаем кроссворд на доске. Молодцы ребята, Вы решили правильно. Церковное предание гласит, что после снятия с креста Иисуса, тело его погребли в пещере в саду Иосифа, его ученика. Но вход завалили большим камнем и поставили стражу, чтобы тело Христа не похитили. На третью ночь с небес сошёл ангел Господень и отвалил камень от входа. Воины, стоявшие на страже, от страха окаменели, а потом, очнувшись, побежали к иерусалимским священникам доложить о случившемся. Женщины, пришедшие поутру, чтобы по обычаю помазать тело Христа благовонным миро, не нашли его. В пещере же был ангел, который сказал им: «Вы ищете Иисуса распятого, его нет здесь. Он воскрес из мёртвых». Затем сам Иисус явился Марии Магдалине и ученикам своим, с которыми в течение сорока дней говорил о Царстве Божием (слайд 2). 1. Где погребли тело Иисуса Христа? 2. Что произошло на третью ночь после погребения Христа? 3. Кто первым пришел к месту погребения Христа? 4. Кто встретил женщин – мироносиц? 5. Какое доказательство получили люди о воскресении Христа? | Дети знакомятся с содержимым файлов. (учебник, кроссворд, групповая работа с кроссвордом, проблема) и материал для создания мини-проекта – слова кроссворда.) Дети актуализируют знания, опираясь на учебник. Ученики работают с текстом на листке, отвечают на вопросы учителя. Отвечают на вопросы учителя | Показ учебного слайда Метод наглядного моделирования Приём «Чтение с гиперссылками» Выборочное чтение |
5.Первичное закрепление | Найдите в вашем файле лист с текстом. Для сегодняшней темы я выбрала отрывок из Евангелия от Матфея (слайд 3) Ознакомьтесь с текстом. Ситуация: 1 По прошествии же субботы, на рассвете первого дня недели, пришла Мария Магдалина и другая Мария посмотреть гроб. 2 И вот, сделалось великое землетрясение, ибо Ангел Господень, сошедший с небес, приступив, отвалил камень от двери гроба и сидел на нем; 3 вид его был, как молния, и одежда его бела, как снег; 4 устрашившись его, стерегущие пришли в трепет и стали, как мертвые; 5 Ангел же, обратив речь к женщинам, сказал: не бойтесь, ибо знаю, что вы ищете Иисуса распятого; 6 Его нет здесь - Он воскрес, как сказал. Подойдите, посмотрите место, где лежал Господь, 7 и пойдите скорее, скажите ученикам Его, что Он воскрес из мертвых и предваряет вас в Галилее; там Его увидите. Вот, я сказал вам. 8 И, выйдя поспешно из гроба, они со страхом и радостью великою побежали возвестить ученикам Его. Мк 16, 9 Ин 20, 14 9 Когда же шли они возвестить ученикам Его, и се Иисус встретил их и сказал: радуйтесь! И они, приступив, ухватились за ноги Его и поклонились Ему. 10 Тогда говорит им Иисус: не бойтесь; пойдите, возвестите братьям Моим, чтобы шли в Галилею, и там они увидят Меня. 11 Когда же они шли, то некоторые из стражи, войдя в город, объявили первосвященникам о всем бывшем. 12 И сии, собравшись со старейшинами и сделав совещание, довольно денег дали воинам, 13 и сказали: скажите, что ученики Его, придя ночью, украли Его, когда мы спали; 14 и, если слух об этом дойдет до правителя, мы убедим его, и вас от неприятности избавим. 15 Они, взяв деньги, поступили, как научены были; и пронеслось слово сие между иудеями до сего дня. 16 Одиннадцать же учеников пошли в Галилею, на гору, куда повелел им Иисус, 17 и, увидев Его, поклонились Ему, а иные усомнились. 18 И приблизившись Иисус сказал им: дана Мне всякая власть на небе и на земле. 19 Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, 20 уча их соблюдать всё, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь. Вопросы для обсуждения: 1.Кто первым пришел посмотреть на гроб Господен? 2.Кто встретил их у гроба Господня? 3.Что именно доказывает то, что Иисус Христос воскрес? 3.Можно ли было избежать Иисусу Христу такой участи? Сделайте вывод: для чего нужна была такая жертва? (чтобы спасти все человечество).
| Дети работают с материалами кейса. (знакомятся с ситуацией, отвечают на вопросы) Анализируют ситуацию, формулируют выводы. Представляют полученные результаты. Формулируют вывод. Ищут ответы в тексте. Слушают рассказ учителя. Отвечают на вопросы учителя | Метод ситуационного упражнения Выборочное чтение |
6. Продолжение работы по теме урока | Что считают символом Пасхи? Из яйца вылупляется новая жизнь –поэтому оно стало символом воскресного праздника. Яйцо — это символ жизни, её возрождения. Яйца красят в разные цвета и дарят со словами: «Христос воскресе!» В ответ следует сказать: «Воистину воскресе!» — и расцеловаться трижды в знак всепрощения и любви к близким. Это называется христосование (слайд 4). - Кто знает, почему яйца красят чаще всего в красный цвет? - Красный цвет – цвет крови, пролитой на Голгофе, но и одновременно цвет радости, и выбран он не случайно. По древнему преданию, святая равноапостольная Мария Магдалина отправилась с радостной вестью о Воскресении Христа в Рим к императору Тиберию. Она преподнесла ему яйцо и воскликнула: «Христос воскресе!» На что Тиберий ответил: «Не может человек воскреснуть, как не может это белое яйцо стать красным». И тут же яйцо покраснело!.. Императору больше ничего не оставалось, как ответить: «Воистину воскресе». Так Господь через чудо вразумил неверующего императора (слайд 5). - Куда православные христиане ходят накануне Пасхи? Великая Пасхальная служба начинается в ночь с субботы на воскресенье.Она звучит как гимн Светлому празднику. Многократно звучат слова «Христос Воскресе!» - «Воистину Воскресе!» Свершается Крестный ход вокруг церкви. Священник несет крест, а люди с иконами и зажженными свечами обходят вокруг храма. Крестный ход, совершаемый в пасхальную ночь ,- это шествие церкви на встречу воскресшему Спасителю (слайд 6).Люди поют радостные пасхальные гимны. Главный пасхальный гимн звучит так: (слайд 7) Пасхальный гимн видео Ребята послушайте как звучит Пасхальный гимн. «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ, и сущим во гробех живот (жизнь) даровав!». - Давайте попробуем перевести этот гимн на более привычный нам язык. «Христос воскрес из мертвых, победив своей смертью смерть, и прежде умершим даровал жизнь!». (можно дать послушать фонограмму со звучанием гимна, колокольного звона) | Отвечают на вопросы, опираясь на свой опыт. Слушают учителя Анализируют притчу, отвечают на вопросы, создают кластер | Выборочное чтение Фронтальная работа. Беседа. Рассказ учителя Приём «кластер» |
7. Итог урока | На уроке мы очень много узнали и рассуждали о праздновании Пасхи. Сейчас я прошу вас ответить на вопросы. 1. Как вы поняли, почему Иисуса Христа почитают как Спасителя? 2. Как христиане связывают свою судьбу с воскресением Христа? 3. Как христиане приветствуют друг друга в пасхальные дни? 4. Как звучит главный пасхальный гимн? 5. В чем состоит христианский пост? | Отвечают на вопросы, опираясь на знания, полученные на уроке. | Фронтальная работа |
9. Рефлексия | Рефлексия: -Вспомните тему урока. -О каком празднике мы сегодня говорили? Какое значение для православных христиан имеет празднование Пасхи? Ребята, домашнее задание подготовить Пасхальную открытку. - Оцените свою работу на уроке. С помощью смайликов покажите, понравился вам урок или нет? | Отвечают на вопросы. Высказывают своё мнение Оценивают своё участие в уроке. | Фронтальная работа Беседа прием «Смайлики» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока №21 ОРКСЭ, модуль "Основы мировых религиозных культур"
Предлагаю на примере конкретного урока № 21 курса ОРКСЭ рассмотреть, как учитель формирует у учащихся УУД на различных его этапах....
Открытый урок по ОРКСЭ (модуль Основы мировых религиозных культур) на тему "Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды".
На этом уроке происходит знакомство учащихся с понятиями "ритуал", "обряд" и знакомство с самыми распространёнными из них в разных религиозных культурах....
Презентация к уроку курса ОРКСЭ (модуль "Основы мировых религиозных культур")
Презентация к уроку по теме "Семья" курса ОРКСЭ (модуль "Основы религиозных культур и светской этики") по учебнику издательства "Просвещение"....
Конспект урока по ОРКСЭ, модуль основы православний культуры, тема урока "Календарный год в православии"
Данный урок способствует развитию духовно-нравственной основы личности, позволяет развивать способности, анализировать и обобщать информацию. Развивает комуникативные способности учащихся....
Презентация к уроку по ОРКСЭ. Модуль «Основы православной культуры». Урок по теме : « Чудо в жизни христианина»
Урок составлен в рамках прхождения курсов по ОРКСЭ...
Методическая разработка урока по ОРКСЭ Модуль «Основы мировых религиозных культур»-«Традиционные религии народов России»
Районный заочный конкурс учителей, преподающих ОРКСЭ«Моя педагогическая мастерская»НоминацияМетодическая разработка урока по ОРКСЭМодуль«Основы мировых религиозных культур»Тема...
Конспект урока по ОРКСЭ. Модуль "Основы православной культуры" Тема "Культура и религия"
Данный урок относится к курсу "ОРКСЭ" в 4 классе, модуль "Основы православной культуры", тема "Культура и религия". На этом уроке учащиеся познакомятся с понятиями "...