Рабочая программа по «Основам религиозных культур и светской этики»
рабочая программа по орксэ (4 класс)
Рабочая программа по «Основам религиозных культур и светской этики»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа по «Основам религиозных культур и светской этики» | 48.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №46
с углубленным изучением отдельных предметов
РАССМОТРЕНО: Протокол заседания методического объединения № ____ от «___»_____________20____ года Руководитель МО ________________/___________________/ | УТВЕРЖДЕНО: Приказ №______ от «____» ______________20___ года Директор _____________________/Л.В. Гейнц/ |
СОГЛАСОВАНО: Заместитель директора по УВР _______________/___________________/ «_____» _____________20____ года дата согласования |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По основам религиозных культур и светской этики
Класс 4а, 4в, 4г основы светской этики
Количество часов 34
Уровень базовый
Ф.И.О. учителя Ковальчук Светлана Адамовна
Квалификационная категория первая
Сургут, 2022год
Пояснительная записка
Рабочая программа по «Основам религиозных культур и светской этики» для учащихся 4 класса составлена в соответствии с нормативными документами:
1. ФГОС начального общего образования (утвержден приказом от 6 октября 2009 года №373 с изменениями от 26 ноября 2010 г. № 1241 (зарегистрирован Минюстом России 22 декабря 2009 года №15785)
2. ФГОС основного общего образования (утвержден приказом от 17 декабря 2010 года №1897 (зарегистрирован Минюстом России 01 февраля 2011 года №19644)
3. Основной образовательной программой общеобразовательного учреждения
4. Положением о рабочей программе
5.Нормативно-правовой основой разработки и введения в учебный процесс общеобразовательных школ комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»(далее – Учебный курс ОРКСЭ) является Поручение Президента Российской Федерации от 2 августа 2009 г. (Пр-2009 ВП-П44-4632) и Распоряжение Председателя Правительства Российской Федерации от 11 августа 2009 г. (ВП-П44-4632).
Цель учебного курса ОРКСЭ – формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
Задачи учебного курса ОРКСЭ:
- Знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики;
- Развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;
- Обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;
- Развитие способностей младших школьников к общению в полиэтнической и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.
Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса.
Личностные результаты изучения учебного предмета «Основы религиозных
культур и светской этики» учащимися 4 класса:
готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностносмысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции, правосознание, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме.
эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
чувство прекрасного – умение воспринимать красоту природы, бережно относиться ко всему живому; чувствовать красоту художественного слова, стремиться к совершенствованию собственной речи;
организовывать свои действия; работать с информацией;
любовь и уважение к Отечеству, к народам, его населяющим, его языку, культуре, истории;
понимание ценности семьи, чувства уважения, благодарности, ответственности по отношению к своим близким;
интерес к ведению диалога с детьми различных религиозных конфессий; потребность в общении;
наличие собственных приоритетов и уважительное отношение к предпочтениям других людей;
ориентация в нравственном содержании и смысле поступков – своих и окружающих людей;
этические чувства – совести, вины, стыда – как регуляторы морального поведения.
Метапредметными результатами изучения курса «Основы религиозных культур исветской этики» является формирование универсальных учебных действий (УУД):
- характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта;
- находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать способы их исправления;
- общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности;
- обеспечивать защиту и сохранность природы во время активного отдыха и соблюдать общепринятые нормы поведения в храмах;
- организовывать самостоятельную деятельность;
- планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых в процессе ее выполнения;
- анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения
Предметными результатами изучения курса «Основы религиозных культур исветской этики»» является сформированность следующих умений:
знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, основанными на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России;
воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;
самостоятельно прогнозировать содержание текста до чтения;
самостоятельно находить ключевые слова;
самостоятельно осваивать незнакомый текст (чтение про себя, задавание вопросов автору по ходу чтения, прогнозирование ответов, самоконтроль; словарная работа по ходу чтения);
формулировать основную мысль текста;
писать мини-сочинение на материале прочитанного с предварительной подготовкой;
аргументированно высказывать своё отношение к прочитанному, к услышанному, понимать и определять свои эмоции;
иметь собственные приоритеты, уважительно относиться к предпочтениям других;
самостоятельно давать характеристику и оценку обсуждаемому материалу.
Результаты образовательного процесса | формы контроля |
Личностные |
|
Метапредметные |
|
Предметные |
|
Содержание учебного курса
Учебный курс является единой комплексной учебно-воспитательной системой. Все его четыре блока согласуются между собой по педагогическим целям, задачам, требованиям к результатам освоения учебного содержания, достижение которых обучающимися должен обеспечить образовательный процесс в границах учебного курса, а также в системе содержательных, понятийных, ценностно-смысловых связей учебного предмета с другими гуманитарными предметами начальной и основной школы.
Этот курс является культурологическим и направлен на развитие у школьников 10-11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций многонациональной культуры России, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним.
Основное культурологическое понятие учебного курса – «российская религиозно культурная традиция». Его можно рассматривать как категорию, интегрирующую в своем семантическом пространстве понятия «традиция», «религиозная традиция», «культурная традиция».
Данный учебный курс занимает важное место в системе общего образования, потому что раскрывает основы религиозных культур, наиболее распространённых в РФ, предлагает изучать их на переходной стадии от начальной к основной ступени общеобразовательной школы.
Особенность построения курса заключается в том, что содержание учебного курса организуется вокруг трех базовых национальных ценностей: Отечество, семья, религия – и представляется четырьмя основными тематическими блоками (разделами):
- Россия – наша Родина.
- Народы России.
- Религии народов России.
- Духовно-нравственные нормы и ценности.
Для реализации программы мною будут использованы образовательные технологии:
- Технология личностно-ориентированного подхода
- Деятельностная технология
- Информационные технологии
- Технология критического мышления
- Игровые технологии
- Технология проблемно-диалогического обучения
- Технология групповой деятельности
- Технология воспитания в процессе обучения
- Технология оценивания учебных достижений
10.Использование технологии портфолио
Основные формы организации деятельности обучающихся на учебных занятиях:
- Коллективная
- Фронтальная
- Групповая
- Парная
- Индивидуальная
- Дифференцированная
Сроки реализации программы: 2017-2018 учебный год.
Основы светской этики
Раздел 1. (2 часа). «Россия – наша Родина».
Прививать любовь и уважение к Отечеству. Развивать патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России на достойных примерах нашей истории и личностей.
Раздел 2. (11 часов). «Народы России».
Знать ритуалы, обычаи и обряды, религиозный календарь и праздники,
религиозное искусство;
Прививать уважительное отношение к труду и людям труда;
Поступать в соответствии с нравственными принципами, основанными на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России, общепринятых в российском обществе нравственных нормах и ценностях;
ориентироваться в вопросах нравственного выбора на внутреннюю установку личности поступать согласно своей совести;
Раздел 3. (10 часов). «Религии народов России».
Знать основные составляющие основных религий РФ, духовные традиции (религиозная вера, мораль, священные книги и места, сооружения)
Раздел 4. (12часов). «Духовно-нравственные нормы и ценности».
Иметь представление о нормах отношений между людьми, в семье, школе.понимать значение нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества; поступать в соответствии с нравственными принципами, основанными на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России, общепринятых в российском обществе нравственных нормах и ценностях
Все представленные материалы адаптированы с учетом возрастного восприятия младших подростков и с учётом специфики данного классного коллектива.
Учебное пособие для общеобразовательных учреждений «Основы религиозных культур и светской этики» 4 класс Н. И. Ворожейкина, Д. В. Заяц. «Основы религиозных культур и светской этики» издательство "Просвещение", одобрено «Редакционным советом по написанию учебника и методических материалов по учебному курсу «Основы религиозных культур и светской этики» образованным распоряжением Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла к внедрению в педагогическую практику образовательных учреждений разных видов и типов с целью развития методического обеспечения комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» для общеобразовательных школ, образовательных компонентов Базисного учебного плана в начальном и основном общем образовании; как методическое обеспечение содержания дополнительного образования.
Каждый учебный модуль, являясь частью курса, имеет логическую завершенность по отношению к установленным целям и результатам обучения и воспитания и включает в себя такой объем материала по предмету, который позволяет использовать его как самостоятельный учебный компонент.
Содержание каждого модуля учебного курса организуется вокруг трех базовых национальных ценностей: Отечество, семья, религия – и представляется четырьмя основными тематическими блоками (разделами). Два из них (первый и четвертый) являются общими для учебных модулей. Содержательные акценты первого тематического блока – духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества. Четвертый тематический блок представляет духовные традиции многонационального народа России. Второй и третий тематические блоки, изучаемые соответственно в 4, дифференцируют содержание учебного курса применительно к каждому из учебных модулей.
Учебный модуль «Основы светской этики»
Россия – наша Родина.
Культура и мораль. Этика и ее значение в жизни человека. Род и семья – исток нравственных отношений в истории человечества. Ценность родства и семейные ценности. Семейные праздники как одна из форм исторической памяти. Образцы нравственности в культурах разных народов. Нравственный образец богатыря. Дворянский кодекс чести. Джентльмен и леди.
Государство и мораль гражданина. Образцы нравственности в культуре
Отечества. Мораль защитника Отечества. Порядочность. Интеллигентность. Трудовая мораль. Нравственные традиции предпринимательства. Что значит «быть нравственным» в наше время? Добро и зло. Долг и совесть. Честь и достоинство. Смысл жизни и счастье. Высшие нравственные ценности. Идеалы. Принципы морали. Методика создания морального кодекса в школе. Нормы морали. Этикет. Этикетная сторона костюма. Школьная форма – за и против. Образование как нравственная норма. Человек – то, что он из себя сделал. Методы нравственного самосовершенствования. Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССАпо предмету «ОРКСЭ»
Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения | Количество |
Учебно-методические комплекты по предмету | |
Программа образовательных учреждений. Основы религиозных культур и светской этики. Москва. «Просвещение» 2010, рекомендована МО и науки РФ. 2. Учебники: 1.«Основы православной культуры» А. В. Кураев 4 класс: 2014 г. «Москва», 3.Методические рекомендации 1. 2 часть. Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников. 5. Н. И. Ворожейкина, Д. В. Заяц «Основы религиозных культур и светской этики»; «Ассоциация XXI век», 2012 6.Информационно- публицистический бюллетень. И. Просвещение. Выпуск №10. 2010 7.8.www.kniga21vek.ru 9. http://nsportal.ru/novye-tekhnologii-v-nachalnoi-shkole/ 10. http://cerm.ru/index.php www.school2100.ru/uroki/elementary/lit.php
2.http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/2013/06/17/testy-osnovy-svetskoy-etiki-4-klass 3.http://zahal.ehirit38.ru/files/147
5. Методические пособия:
6.Печатные издания:
М.: Издательский дом «Покров», 2004.
Новосибирск, 2010.
Гайдара А., Зощенко М., Боковой Т., Бородицкой М. Я. 7.Компьютерные и информационно-коммуникативные средства: • Материалы для учителя (В свободном доступе на сайте издательств) • Основы православной культуры (диск); • ООО «Диск ПРО»
Шкафы для хранения учебников, дидактических пособий, демонстрационных материалов и пр. | 1 По кол.учащихся 1 По кол.учащихся 1 1 1 1 1 1 1 2 13/26 1 1 1 5 |
Календарно-тематическое планирование по «Основам светской этики» в 4а, 4 в, 4г классе
№ | Тема раздела | Тема урока | Дата план | Дата факт | Объекты контроля | Формы контроля | Используемые ресурсы | ||||||
4а | 4в | 4г | 4а | 4в | 4г | ||||||||
1 | 1.Россия – наша Родина(2ч.) | Россия – наша Родина. | Устный опрос фронтальный опрос | ||||||||||
2 | Народы России. | Учебник, презентация | Фронтальный опрос, самостоятельная работа | Учебник, презентация | |||||||||
3-4 | Народы России(11ч.) | Русские. | Учебник, презентация | Устный опрос, урок-викторина | Учебник, презентация | ||||||||
5-6 | Народы Поволжья и Урала. | Учебник, презентация, элементы русского народного костюма | Фронтальный опрос, демонстрация костюма, фотосессия | Учебник, презентация, элементы русского народного костюма | |||||||||
7-8 | Народы Северного Кавказа. | Учебник, презентация, элементы народного костюма | Фронтальный опрос, кроссворд | Учебник, презентация, элементы народного костюма | |||||||||
9-10 | Народы Крайнего Севера, Сибири и Дальнего Востока. | Учебник, презентация, музыкальное сопровождение, предметы быта (чеканка, демонстрационный кинжал, антропоморфные сосуды) | Головоломки, устный опрос | Учебник, презентация, музыкальное сопровождение, предметы быта (чеканка, демонстрационный кинжал, антропоморфные сосуды) | |||||||||
11-12 | Дети одного дома. | Учебник, презентация, мультфильм «Про ворона» | Защита творческих работ и проектов | Учебник, презентация, мультфильм «Про ворона» | |||||||||
13-14 | 3.Религии народов России(11ч.) | Религии народов России. Православие. | Творческие работы учащихся (рисунки, презентации, поделки) | Фронтальный опрос, урок-викторина | Творческие работы учащихся (рисунки, презентации, поделки) | ||||||||
15-16 | Православие. | Учебник, презентация, словарь С. И. Ожегова | Устный опрос, самостоятельная работа | Учебник, презентация, словарь С. И. Ожегова | |||||||||
17-18 | Ислам. | Учебник, книги из-ва М:. «Белый город», 2007. | Устный опрос, фронтальный опрос | Учебник, книги из-ва М:. «Белый город», 2007. | |||||||||
19-20 | Буддизм. | Учебник, презентация | Устный опрос, фронтальный опрос | Учебник, презентация | |||||||||
21-22 | Иудаизм. | Учебник, презентация, демонстрационный материал | Устный опрос, фронтальный опрос | Учебник, презентация, демонстрационный материал | |||||||||
23-24 | 4.Духовно-нравственные нормы и ценности(12ч.) | Духовно-нравственные нормы и ценности. | Учебник, презентация | Урок творческих заданий | Учебник, презентация | ||||||||
25-26 | Духовно-нравственные черты народов России. | Учебник, презентация | Урок-отчет | Учебник, презентация | |||||||||
27-28 | Семейные ценности. | Учебник, презентация | Устный опрос, фронтальный опрос, урок-отчет | Учебник, презентация | |||||||||
29-30 | Жизнь дана на добрые дела. | Учебник, презентация, рисунки учащихся | Выставка книг | Учебник, презентация, рисунки учащихся | |||||||||
31-32 | Наш дом – Россия. | Учебник, книги Осеевой В. И., Боковой Т., Бородицкой М. Я. и др. | Тест | Учебник, книги Осеевой В. И., Боковой Т., Бородицкой М. Я. и др. | |||||||||
33-34 | Итоговая презентация творческих проектов учащихся. | Учебник, презентация, рисунки учащихся | Защита творческих работ и проектов | Учебник, презентация, рисунки учащихся |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по основам религиозных культур и светской этики (модуль «Основы светской этики») для 4 класса уровень базовый
Рабочая программапо основам религиозных культур и светской этики(модуль «Основы светской этики»)для 4 классауровень базовый...
Рабочая программа по основам религиозных культур и светской этики модуль «Светская этика» для 4 класса
Рабочая программапо основам религиозных культур и светской этикимодуль «Светская этика» для 4 класса...
Рабочая программа по Основам религиозной культуры и светской этики - Модуль «Основы мировых религиозных культур» Класс 4
Рабочая программа по Основам религиозной культуры и светской этики - Модуль «Основы мировых религиозных культур» Класс 4...
Рабочая программа по Основам религиозных культур и светской этики ( модуль «Основы светской этики) в 4 классе
Рабочая программа по Основам религиозных культур и светской этики ( модуль «Основы светской этики») для 4 класса разработана на основе Рабочей программы к учебнику «Основы светской э...
Рабочая программа по основам религиозных культур и светской этики (модуль "Основы светской этики")
Программа составлена на основе примерной рабочей программы по основам религиозных культур и светской этики (модуль "Светская этика"). Автор примерной программы А.Я. Данилюк. Срок реализации 1 год....
Рабочая программа курса «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль « Основы светской этики») для 4 класса на 2016 -2017 учебный год Учитель: Резук Татьяна Ивановна
Для учителя 4-5 классов по Основам светской этики...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА «Основы религиозных культур и светской этики», модуль «Основы светской этики» 4 КЛАСС
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА "ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ", МОДУЛЬ "ОСНОВЫ СВЕТСКОЙ ЭТИКИ" 4 КЛАСС...