Основы православной культуры
план-конспект урока по орксэ (4 класс)
Основы православной культуры. Тема "Зачем творить добро".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_zachem_tvorit_dobro.docx | 44.09 КБ |
osnovy_pravoslavnoy_kultury.pptx | 1.01 МБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Верхнеднепровская средняя общеобразовательная школа №3»
«Основы православной культуры»
«Зачем творить добро?»
3 класс
Учитель начальных классов Козинова Лидия Николаевна
2020 г.
Урок «Основы православной культуры»
Тема «Зачем творить добро?»
Великий русский писатель Л.Н. Толстой писал: «Доброта – это отзывчивость, сочувствие, сопереживание, внимание к людям; всё положительное, хорошее, полезное».
Тип урока | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний |
Цель: помочь учащимся осмыслить нравственные хри- стианские основы добра; сформировать понимание того, что творить добро-духовная радость .Задачи: Образовательные: формировать представления обучающихся о причинах, побуждающих христиан совершать добро Формирование УУД: | |
Необходимое оборудование | Учебник А.В.Кураев «Основы православной культуры» 4-5 , М.Просвещение, 2013г. Мультимедийное оборудование, |
Дидактическое обеспечение Формы работы Методы
| Таблица, текст стихотворения, слайды презентации, музыка Коллективная, групповая, индивидуальная Словесные, практические, наглядные, стимулирования. |
- Организационный момент
Ход урока
-Добрый день, дорогие ребята! Я вижу на ваших лицах добрые улыбки, значит у вас хорошее настроение. Мне очень хочется, чтобы оно стало еще лучше к концу нашего занятия…
Человеческая доброта удивительна,
А улыбка от души восхитительна,
Вы друг другу улыбнитесь,
И тихонечко садитесь.
- Актуализация знаний
- Ребята я предлагаю вам послушать стихотворение.
Учитель читает стихотворение М.В.Исаковского «Вишня»
В ясный полдень, на исходе лета,
Шел старик дорогой полевой;
Вырыл вишню молодую где-то
И, довольный, нес ее домой.
Он глядел веселыми глазами
На поля, на дальнюю межу
И подумал: «Дай-ка я на память
У дороги вишню посажу…..
Пусть растет большая-пребольшая,
Пусть идет и вширь и в высоту
И, дорогу нашу украшая,
Каждый год купается в цвету.
Путники в тени ее прилягут,
Отдохнут в прохладе, в тишине,
И, отведав сочных, спелых ягод,
Может статься, вспомнят обо мне.
А не вспомнят — экая досада,—
Я об этом вовсе не тужу:
Не хотят — не вспоминай, не надо,—
Все равно я вишню посажу!»
- Ребята, зачем старик вырыл вишню?
- Почему он решил посадить её у дороги?
- А как вы оцениваете поступок пожилого человека, посадившего вишню не в саду около дома, а возле дороги?
- О чём мы будем говорить на уроке?
- А что такое, в вашем понимании, ДОБРО?
-Назовите слова с корнем добр.
(добросердечный, добродушный, доброжелательный, доброта, добрейший…)
- О каких людях так говорят?
-Зачем нужно делать добро?
Индивидуальная работа по карточке.
-На партах лежат таблицы в которых указаны варианты ответов. Отметьте в первом столбике ответ с которым согласны.
1.Чтобы получить награду. | ||
2.Чтобы испытать духовную радость. | ||
3.Чтобы похвалили. | ||
4.Чтобы сделать мир добрее. | ||
5. |
- Сегодня в течение урока кто-то из вас изменит своё мнение, кто-то утвердится в правильности и дополнит его примерами.
3.Определение темы и постановка целей урока.
- Ребята, тема нашего урока сегодня сформулирована в виде вопроса.
- Предположите, какой вопрос должен стоять в теме сегодняшнего урока.
(На доске записывается тема урока «Зачем творить добро?»)
- Какая же цель урока? (Ответы детей)
4.Открытие новых знаний.
- Так как у нас урок «Основы православной культуры», то цель мы сформулируем так: как на этот вопрос отвечают христиане.
- Вспомним золотое правило этики, отраженное в Нагорной проповеди: “Как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними”.
- Все люди согласны с золотым правилом этики. Люди, живущие по этому правилу, добрые, но не всегда христиане.
-Чем христиане отличаются от просто добрых людей?
(«Тем, что почитают Христа своим Богом и Спасителем»)
-Но у христиан есть особые причины для того, чтобы жить, думая не только о себе.
-Ребята, вспомните — кто такие апостолы?
(Ученики, последователи Христа) (слайд 1)
— Что вам известно об апостоле Петре?
(ответы детей)
-На одном из уроков вы читали о том, как апостол Пётр, один из самых близких учеников Христа, убежал в минуту ареста Учителя. Он прятался от людей, но скоро его опознали, как ученика Иисуса. Пётр отпирался, даже поклялся, что не знает арестованного. В результате ему пришлось три раза отречься от Иисуса. Поутру он вспомнил, как сам Иисус вечером предсказал это предательство.
И апостол Петр заплакал от стыда, от этих слёз обновилась его душа. С тех пор Пётр проповедовал учение Христа и никогда его не предавал. (слайд 2)
Отречение Петра и его покаяние- частый сюжет в литературе и в живописи. ( слайда 3) Людей поражает любовь Христа - прощающая, отеческая: он знал о предательстве Петра заранее и простил его, не переставая любить. - Очень непросто было быть христианином в Римской империи. Только за одно это можно было поплатиться жизнью. Но христиане проявляли необычайное мужество. -Прочитаем об этом в тексте учебника (стр.68 до слова самоотверженность) 2.) Анализ текста Решение покинуть Рим далось апостолу Петру нелегко - об этом попросили его ученики. Они хотели, чтобы Петр сохранил свою жизнь и продолжал проповедовать христианство. —Почему Петр «содрогнулся» после встречи с Учителем? Какие чувства он испытал? (однажды он уже отрекся от своего Учителя. Теперь он бросал еще и своих учеников); — Как поступил Петр после встречи с Иисусом? (вернулся в город); — Для чего вернулся апостол Петр? (Чтобы в минуту тяжких преследований уберечь своих учеников от трусости и предательства) — С точки зрения православных христиан Петр поступил очень правильно. Ведь христианину совсем не безразлично, как умирает человек, с каким лицом он предстает перед вечностью. Петр понимает, что его ученики должны умереть, оставаясь на высоте души, а не падая от страха на самое её дно. Он идет поддержать их, укрепить духовно. И, конечно, он подражает Христу и тем самым благодарит его. — Ребята, что означает слово «благодарить»? От какого словосочетания оно образуется? (дарить благо) -Почему христиане благодарны Христу? (Иисус Христос из любви пожертвовал своей жизнью ради спасения людей.) -Благодарность Богу неотделима от благодарности людям. Очень часто доброе мы получаем через людей, которых Господь делает участниками своих благодеяний. И человек, творя добрые дела ближним, так благодарит Бога… Я предлагаю вам поразмышлять дальше и ответить на вопрос, что такое истинная благодарность. Обратимся к притче. Слушаем притчу о подлинной благодарности Работа в группах (Притчу читают и инсценируют) Один селянин гнал на мельницу осла, нагружённого зерном. Тяжёлый мешок соскользнул со спины животного и упал на землю. Селянин был человек слабосильный и поэтому остановился в недоумении над своей бедой. Проезжал мимо какой-то богато одетый господин, но селянин не посмел просить его о помощи. Тот же, не дожидаясь просьбы, спрыгнул с коляски и помог селянину. Селянин снял шапку и, почтительно кланяясь помогавшему, спросил, чем он может отблагодарить за услугу. – Это не трудно, любезный, – ответил проезжий. – Когда вы кого-нибудь увидите в затруднительном положении, то вообразите, что это я и что я нуждаюсь в вашей помощи, и помогите. Это будет подлинная благодарность... -Давайте поразмышляем над ее смыслом, нравственной стороной. Кто герои притчи? --Как понимаете значение слова «селянин? ( Сельский житель, основным занятием которого является обработка земли. Крестьянин) --Почему селянин в недоумении остановился над своей бедой?(был чел. Слабосильный) --Почему селянин не посмел обратиться за помощью к мимо проезжающему человеку? (богато одетый господин) --А как среагировал на беду селянина этот богатый господин? Зачитайте. (Тот же, не дожидаясь просьбы, спрыгнул с коляски и помог селянину) --О какой библейской заповеди говорит поступок богатого господина? (Возлюби ближнего своего как самого себя.) --Зачитайте, как ответил богатый господин на вопрос селянина , чем он может отблагодарить за услугу. - Какой православный смысл притчи? --А какой общечеловеческий смысл притчи? Почему она важна для каждого из нас? (Не смотря на возраст ,на социальное положение нужно делать добро людям) --В чём заключается основное назначение человека? (Творить добро.) --Так в чем, по-вашему, заключается подлинная благодарность? (дети отвечают) Нужно не только благодарить тех, кто сделал нам добро. Важно совершать такие же добрые дела для других, не требуя за это благодарности в ответ. Это и будет истинной благодарностью человеку, оказавшему нам помощь. Т.е. подлинная, настоящая благодарность за добро – это приумножение этого добра. —Какова же первая причина у христиан не быть эгоистами? (благодарность за подвиг Христа.) (записанная на листе причина прикрепляется на доску) I. Благодарить Христа за подвиг. 5. Физкультминутка. -Апостолы подражали Христу. И не только они. Мы знаем немало примеров, когда человек жертвовал своей жизнью во благо другим. -Люди всегда совершали самоотверженные поступки, и, надеюсь, и дальше будут их совершать. Мы часто слышим по радио или видим по телевизору заметку о том, что кто-то вытащил погибающего человека из горящего дома, или утопающего из реки. Когда человек решается на такой героический поступок, он меньше всего думает о том, что будет с ним самим впоследствии. Вспомним героев Великой Отечественной войны. Вспомним героев, отдавших свои жизни ради спасения детей сравнительно недавно: Рассказ учителя: -1 сентября 2004 года террористы захватили школу в г.Беслане. В течение двух с половиной дней террористы удерживали в здании более 1100 заложников. Хотя большинство заложников были освобождены в ходе штурма, в результате теракта 334 человека, из них 186 детей, были убиты. Бойцы из отрядов Альфа и Вымпел пожертвовали своими жизнями ради спасения детей: 10 из них погибли. — Кто может привести свои примеры? Какие произведения вы можете назвать, когда человек жертвует своей жизнью ради спасения других. — Скажите, как называют таких людей? ( ответы детей) — Ещё их называют самоотверженные. — Что же это значит — самоотверженный? (ответы детей) — Где можно найти точное определение? (в словаре, учебнике, интернете) --Читаем определение в книге. — А теперь поработаем со словарем Ожегова, который лежит у вас на парте. (Работа в парах. Один ученик зачитывает вслух) САМООТВЕ́РЖЕННЫЙ, -. Жертвующий своими интересами ради других, ради общего блага. -Подражать Христу можно не только в смерти, но и в жизни. Примером этого могут служить жизнь и деяния святых. — Снова вопрос к вам — Кто такие святые? (ответы детей) -Точное объяснение найдите в учебнике. (Такой добрый человек, в сердце которого родился духовный опыт.) -Эти люди делали добро бескорыстно, во благо людей и ради Бога, испытывая потребность творить добро, переживая при этом особую духовную радость. Например, Николай Чудотворец, Сергий Радонежский, Серафим Саровский и многие другие. - Вспомним сказку В.Катаева «Цветик - семицветик» - Сколько лепестков потратила девочка Женя, чтобы исполнились её желания для себя? - На что она потратила последний лепесток? - Когда девочка получила истинную радость? - Ребята, каждый четверг на 5 канале проходит акция «День добрых дел» и вы со своими родителями тоже можете помочь больным детям. И если многие из нас пошлют какую-то сумму денег и они сольются в один большой поток, то многим малышам мы сможем подарить радость жизни! — Вот мы и пришли к тому, чтобы сформулировать вторую причину: почему христиане стремятся творить добро? II. Переживать духовную радость Учитель закрепляет её на доске 6. Рефлексия Ребята, у нас состоялся очень серьезный разговор, наверняка он затронул ваши души, возможно, вы измените свое отношение к некоторым своим поступкам. Мне хотелось бы, чтобы ваша душа была светлой, радостной ,а для этого надо творить добро людям. На экране – таблица с уже написанными числами — Еще раз подумайте над вопросом «Зачем нужно творить добро?» и поставьте в правом столбце метку против выбранного ответа. (Дети работают в таблицах) --Поднимите руки, кто изменил или дополнил свое мнение? (Количество голосов снова вносятся в таблицу на слайде) 7. Итог урока -- А сейчас давайте ответим на поставленный в начале урока вопрос: зачем же творить добро с точки зрения христиан? .8. Домашнее задание Найдите пословицы и поговорки о добре. Подумайте над такими словами и объясните их смысл «Делай добро и бросай его в воду. Оно не пропадёт - добром к тебе вернётся». Расскажите своим родным, о чем мы сегодня говорили на уроке. | |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
М.В.Исаковского «Вишня» В ясный полдень, на исходе лета, Шел старик дорогой полевой; Вырыл вишню молодую где-то И, довольный, нес ее домой. Он глядел веселыми глазами На поля, на дальнюю межу И подумал: «Дай-ка я на память У дороги вишню посажу….. Пусть растет большая-пребольшая, Пусть идет и вширь и в высоту И, дорогу нашу украшая, Каждый год купается в цвету. Путники в тени ее прилягут, Отдохнут в прохладе, в тишине, И, отведав сочных, спелых ягод, Может статься, вспомнят обо мне. А не вспомнят — экая досада,— Я об этом вовсе не тужу: Не хотят — не вспоминай, не надо,— Все равно я вишню посажу !»
Двенадцать апостолов
Отречение апостола Петра », картина Гавриила Козлова
Покаяние Святого Петра
В.Катаев Цветик-семицветик
Спасибо за внимание
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Т. Д. Шапошникова К. В. Савченко Основы духовно-нравственной культуры народов России Основы светской этики Основы мировых религиозных культур Основы православной культуры Основы исламской культуры Основы иудейской культуры Основы буддийской куль
Т. Д. ШапошниковаК. В. СавченкоОсновы духовно-нравственной культурынародов России Основы светской этикиОсновы мировых религиозных культурОсновы православной культурыОсновы исламской культурыОснов...
Основы православной культуры и светской этики. Модуль "Основы православной культуры" Урок "Монастыри"
Предмет "Основы православной культуры и светской этики" совсем недавно вошёл в нашу жизнь. Материалы к урокам очень обширны. Готовясь к открытому уроку я снова и снова открывала что-то новое и интерес...
Презентация "Основы Православной культуры" Урок 1 "Основы Православной Культуры
На уроке даются понятия "Культура", "Православная культура", "Религия", "Религиозная культура", "Веротерпимость"....
Рабочая программа модуля «Основы православной культуры» по учебному курсу «Основы православной культуры и светской этики» 4 класс
Название курсаОсновы православной культурыКласс4Количество часов33ч (1 часа в неделю)СоставителиПороло Т.А.Автор УМК А.В. КураевЦель курсаформирование российской гражданской идентичности мл...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ПО КУРСУ «Основы православной культуры и светской этики» Модуль «Основы православной культуры» Тема урока: Милосердие и сострадание
Урок «Милосердие и сострадание» проводится в 4 классе по предмету «Основы православной культуры», автор учебника А.В.Кураев, 12 уроком по счёту. Этот урок проходит после ...
План-конспект урока по теме "Пасха" по Основам православной культуры и светской этики (модуль «Основы православной культуры»)
Познакомить обучающихся с пасхальными традициями, обычаями, играми.Пробудить интерес к старинным русским обрядам.Воспитывать дружелюбие.Познакомить с основными терминами и понятиями: Воскресение, Пасх...
КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОСНОВАМ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ (МОДУЛЬ ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ) тема МОНАСТЫРЬ
Цель урока: раскрыть понятие монастырь, дать представление о монахах, послушании, монашеских обетах, постриге монаха; развивать умение самостоятельное формулирование темы и цели урока...